Безумный макс 2 где снимали

Обновлено: 05.07.2024

Начнем по порядку. Как мы знаем, всего существует четыре части фильма.

Первая часть "Безумного Макса" снималась с конца 1978 года по 1979 год. Съемки производились в Мельбурне, его западных пригородах: Авалон, Литтл-Ривер, районах Большого Мельбурна Лавертон, Крейгиберн и Санбурри, а также в штате Виктория. Штаб-квартира офицеров FMP снималась в здании насосной станции Спотсвуда. Съемки всех помещений происходили в заброшенном здании газовой станции Порт-Мельбурна, а паркинг делали на территории подземной парковки университета Мельбурна.

Теперь касательно автомобилей. Так как фильм являлся достаточно малобюджетным, то в съемках задействовали исключительно модифицированные машины, существовавшие на момент съемок. Все они были переделаны и оснащены деталями других автомобилей. Переделка авто осуществлялась самой съемочной командой. Мотоциклы же были предоставлены съемочной группе бесплатно, поэтому, видимо, и были безжалостно разбиты вдребезги.

Все операции после съемок нашли свое завершение в доме режиссера: монтировался фильм Джорджем на его же кухне, а звук редактировался в гостиной Байроном Кеннеди.

Вторая часть кинокартины - "Безумный Макс 2: Воин дороги" - снималась в 1981 году. Место для съемок было выбрано в окрестностях города Брокен-Хилл в штате Новый Южный Уэльс, что примерно в 1300 километрах от Сиднея и считается достаточно удаленной от кипящей жизнью местности. Город возник как поселение возле серебряного рудника, а сейчас известен своими туристическими достопримечательностями, такими как природные красоты, старые рудники и места, где снимались несколько известных австралийских картин, включая «Безумного Макса 2».

Костюмы персонажей фильма дизайнер Норма Морисо придумывала, вдохновляясь стилем «садо-мазо». Рядом с ее домом находился магазин эротических нарядов, поэтому за новой порцией вдохновения далеко ходить было не нужно. Одежда не столько создавалась, сколько «собиралась» в магазинах секонд-хенд и на уличных барахолках.

Также актерам приходилось изображать жару, потому что Брокен-Хилл был выбран для зимних съемок: местным жителям удалось убедить съемочную команду, что там исключительно жарко и сухо. Но погода внезапно оказалась слишком холодной, шли дожди и дул сильный ветер, поэтому до начала съемок приходилось все время кутаться в теплые одеяла.

Массовкой на съемах были местные жители, которых также нарядили в "экстремальные" костюмы и сделали стрижки в стиле "ирокез".

Съемки трюковых сцен делались при помощи каскадеров и нередко заканчивались тяжелыми травмами. Один из таких кадров попал в итоговую ленту – один из байкеров на большой скорости врезается в машину и слетает с мотоцикла, перелетая через автомобиль.

Третья часть называется "Безумный Макс 3: Под куполом грома". Она была отснята в 1985 году уже без постоянного продюсера и бизнес-партнера Джорджа Миллера - Байрона Кеннеди, погибшего в авиакатастрофе. Фильм был посвящен его памяти.

Учитывая ошибки предыдущей части фильма, третья часть снималась летом, но снимать в пустыне под палящим солнцем оказалось куда хуже, чем делать это холодной зимой. Машины перегревались и выходили из строя, а верблюды, также принимавшие участие в съемках, попросту умирали.

Пустынные, разговорные и трюковые сцены снимались в окрестностях города Кубер-Педи в Южной Австралии. Оазис с детским поселением соорудили в Голубых горах (штат Новый Южный Уэльс), а огромную декорацию Бартертауна соорудили поблизости города Сидней на глиняном карьере Homebush State Brickworks, который в прошлом поставлял сырье для кирпичного завода, а сейчас оказался совершенно заброшен. Все дома строились самостоятельно из мелкоячеистой стальной сетки, покрытой бетоном.

Построенной декорацией был и большой загон для 600 свиней, взятых напрокат. Власти обвинили продюсеров в том, что они нарушают все прописанные санитарные нормы города, и дело дошло до Верховного суда, хотя дело было выиграно.

Роль Блаттера, например, сыграли два актера. Пол Ларссон изобразил Бластера в маске. Когда в конце финального боя с телохранителя слетает маска, то в кадре появляется лицо Криса Берка.

В конце фильма показана панорама разрушенного в результате ядерной войны города Сидней. Снималась эта сцена без какого-либо участия компьютерной графики - всего лишь на макете.

Четвертый фильм - "Безумный Макс: Дорога ярости" - вышел в прокат в 2015 году. Над ним планировалось работать в той же пустыне, что и в предыдущих частях, однако в 2010 году эту местность затопили проливные дожди, и там, где земля была выжжена, расцвели цветы. Эти события не списывались в концепцию фильма и нарушили режиссерский замысел. Съемки отложили на год. В 2011 году ливни вновь обрушились на местность. Русла высохших рек заполнила вода, и рядом с ними поселились птицы, присутствие которых в фильме тоже не предусматривалось.

Съемки начались в июле 2012 года в Намибии. «Намибийская управляющая группа по сохранению побережья» обвинила создателей фильма в повреждении частей пустыни Намиб, что привело к сокращению популяций некоторых животных и исчезновению части растений. Дополнительные трёхнедельные съемки были назначены в Сиднее.

Для картины так же, как и для прошлых, было спроектировано и построено более 100 автомобилей, дизайн которых разработал концептуальный художник Питер Паунд. В качестве основы использовались модифицированные шасси и агрегаты серийных машин. Большинство запчастей и корпусов нашли на свалках, по которым команда лазила не один год.

Большинство кадров (а монтажных склеек было 2700) содержат в себе часть, созданную посредством графики CGI, при этом от полного воссоздания изображения при помощи компьютера авторы фильма отказались и обосновали это тем, что предпочитают снять основу всех сцен на реальной площадке, даже при их последующей полной переработке. В постановке же самих трюков компьютерная графика практически не использовалась.

Из чего сделана вселенная «Безумного Макса»

Автокатастрофы


Фотография: Warner Bros.

Джорджа Миллера с раннего возраста захватывала субкультура, построенная вокруг насилия и автомобилей, — он вырос в небольшом городе в австралийском Квинсленде, где происходило очень много автокатастроф — в них погибли трое его школьных приятелей. Позже, когда он работал врачом дежурного отделения в Мельбурне, он встречался с жертвами автокатастроф ежедневно — его страхи, размышления и живое представление об автомобильных авариях и стали главным вдохновением для «Безумного Макса». Как он скажет потом в интервью, «в США есть культура оружия, а у нас культура своя — автомобильная».

Автомобили
Фургон — собственность режиссера Миллера, который расколошматили в одной из первых сцен первого фильма

Желтый «Перехватчик» Макса — это перекрашенный по моде Ford Falcon XB 1974 года. «Биг Боппер» Рупа и Чарли — это тоже Ford Falcon, и оба они – вышедшие из употребления полицейские машины штата Виктория. Знаменитый черный «Преследователь» — это Ford XB Falcon GT351 1973 года, переделанный механиком Мюрреем Смитом, Питером Аркадипейном из Ford Australia и другими. После съемок машину отправили по стране в рамках промокампании, а затем собирались продать — но ей никто не заинтересовался, машина вернулась в ведомство Мюррея Смита, а после и во второй фильм. Грузовик, который разбивают в начальной сцене, — это грузовик самого Джорджа Миллера, предоставленный им из-за недостатка средств. Из-за этого же, кстати, пришлось отменить примерно 20 процентов запланированных автомобильных погонь.

Англия

Забастовки «зимы несогласия»

Забастовки «зимы несогласия»

Фотография: TUC Library Collections

Еще одна серьезная деталь общей безумной атмосферы франшизы и ощущения того, что мир вышел из-под контроля, — английская «зима несогласия» 1978–1979 годов, когда в Британии уровень инфляции достиг рекордных отметок и по всей стране начались массовые забастовки рабочих, включая знаменитую забастовку мусорщиков, когда улицы в Лондоне оказались завалены мусором.

Вестерны и самураи

Кадр из фильма «Шейн»

Кадр из фильма «Шейн»

Фотография: Paramount Pictures

Несмотря на то что Миллер активно отмахивается от всех параллелей и в качестве вдохновения называет книгу Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лицами», Безумный Макс имел в числе своих предков Человека без имени из «Долларовой трилогии» Серджо Леоне, самурая Сандзюро Кувабатакэ из «Телохранителя» Акиры Куросавы и Бэтмена — неизвестных героев, вставших на защиту собственной территории посреди полнейшего хаоса. Это Миллер признает только после того, как фильм выйдет в прокат и получит огромные сборы. Во вторую часть тем не менее он вставит линию, оказавшуюся ссылкой на классический вестерн 1953 года «Шейн» — дружбу Макса с диким ребенком.

Врачи

После дежурного отделения, уже когда «Безумный Макс» был придуман, Миллеру вновь пришлось поработать врачом — на стадии производства им с Кеннеди (см. пункт «Байрон Кеннеди») пришлось собирать деньги, разъезжая на машине скорой помощи. Миллер лечил, Кеннеди водил — и так целых три месяца. Медицинский опыт также пригодился во время съемок фильма: многие эпизоды были экранизацией того, что Миллеру довелось видеть своими глазами.

Мел Гибсон


Фотография: Roadshow Entertainment

Никому в то время не известный актер Мел Гибсон, успевший сняться только в одном серферском триллере, за который ему заплатили 20 долларов наличными и отправили восвояси, по его словам, и не собирался на прослушивание «Безумного Макса», а просто пришел поддержать друга. Накануне он подрался в баре, и его лицо было равномерно покрыто синяками — «как черно-синяя тыква», вспоминает он. На прослушивании тем не менее ему сказали: «Нам нужны фрики» — и попросили зайти через пару недель. Когда он вернулся, его едва смогли узнать — синяки прошли, и команда единогласно решила, что надо позволить ему попробоваться на главную роль. Он удачно пошутил, смог доказать, что действительно может водить, и получил роль. Есть, правда, предположение, что все это байка, придуманная самим Гибсоном, а роль ему дали просто за приятную внешность. Тем не менее она сделала его звездой: после международного успеха «Безумного Макса» Гибсона сначала снял Питер Уир, потом посыпались голливудские предложения, а затем — окончательно утвердившая его в статусе нового героя боевика франшиза «Смертельное оружие». Когда Гибсона спросили, зачем он вернулся во вторую часть, ведь он же католик и ему, наверное, не стоит сниматься в подобном, он ответил: «Мой персонаж — это Иисус, затянутый в черную кожу».

«Заводной апельсин»


Еще один серьезный источник вдохновения для Миллера — роман Энтони Берджесса «Заводной апельсин», из которого он почерпнул то, как должны разговаривать члены банды Пальцереза. Миллеру хотелось избежать слишком современно звучащих диалогов и придумать, как это сделать, ему помог журналист Джеймс МакКосланд, с которым он познакомился на вечеринке. В результате бандиты разговаривают удивительно цветистыми лингвистическими конструкциями — как раз благодаря Берджессу и МакКосланду.

Байрон Кеннеди

Уроженец Мельбурна, Байрон Кеннеди в возрасте 18 лет основал собственную компанию Warlock Films и начал продюсировать авторские короткометражки, в 21 — получил австралийский The Kodak Trophy за свою короткометражку «Hobson’s Bay» — документальное исследование о районе Мельбурна Уилльямстауне. Эта награда позволила ему много путешествовать и познакомиться с особенностями кино- и телеиндустрии по всему свету. Потом Кеннеди вернулся в Австралию, где поступил в Университет Нового Южного Уэльса и познакомился с Джорджем Миллером. Они быстро подружились и сделали вместе короткометражку «Насилие в кино: часть 1», получившую международное признание. На волне совместного успеха было решено создать новую продюсерскую компанию Kennedy Miller, первым — и самым важным — фильмом которой и стал «Безумный Макс», придуманный Кеннеди и Миллером бессонными ночами в университете. Вместе они и монтировали его — за неимением бюджета это пришлось делать в спальне Кеннеди на самодельном аппарате, который его отец, инженер, собрал специально для них. Кеннеди разбился на вертолете в 33 года во время съемок третьей части «Безумного Макса», пока занимался подбором локаций. После смерти друга Миллер потерял к проекту интерес, доделывал его спустя рукава, занимаясь только экшен-сценами и оставив все остальное соавтору Джорджу Огилви, а позже — учредил премию имени Байрона Кеннеди за выдающиеся достижения в области кинематографа и телевидения.

Костюмы

Тина Тернер и ее костюм в «Под куполом грома»

Тина Тернер и ее костюм в «Под куполом грома»

Фотография: Warner Bros.

Из-за небольшого бюджета костюм из настоящей кожи на площадке достался только Гибсону и его другу Стиву Бисли, который играл Гуся, всем остальным пришлось щеголять в виниле. Существует также многословное объяснение костюма главного героя из второй части, подробно рассказывающее, что стало, например, с рукавом, а также для чего нужна каждая дырка. Также любопытный факт: железный костюм Тины Тернер из «Под куполом грома» весил больше пятидесяти килограмм.

Несчастные случаи

Гусь и его мотоцикл

Нефтяной кризис

Очередь на американскую бензоколонку в 1973 году

Очередь на американскую бензоколонку в 1973 году

Один из главных источников вдохновения Миллера — знаменитое нефтяное эмбарго 1973 года, когда страны — члены ОПЕК, а также Египет и Сирия заявили, что не будут поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в конфликте с Сирией и Египтом. Речь шла в основном про США и их союзников в Западной Европе, а цена на нефть за год выросла с 3 до 12 долларов за баррель. Миллер в то время начал удивляться, на что способны люди ради того, чтобы заставить свои машины ездить, а его соавтор сценария, журналист Джеймс МакКосланд, вдохновлялся своими воспоминаниями о протестах около бензоколонок, огромных очередях и насилии, на которое шли австралийцы, отчаявшись получить дешевый бензин.

«Новая волна» австралийского кинематографа

«Безумный Макс» стал возможен, в частности, потому, что в австралийском кинематографе в те годы происходило нечто вроде ренессанса: в начале 1970-х премьер-министр Джон Гортон ввел несколько реформ по поддержке кино и искусства, а его последователь Гоф Уитлэм их поддержал. «Пикник у Висячей скалы» Питера Уира и «Sunday Too Far Away» неплохо прошли на зарубежном рынке, но «золотой век» австралийского кинематографа начался как раз после успешной гастроли «Безумного Макса», поднявшей индустрию на новый уровень международного признания. Во второй и третьей частях франшизы даже встречаются цитаты из Гофа Уитлэма: «We’re going to either crash, or crash through» и «One day, cock of the walk. Next, a feather duster».

Новая Зеландия

«Безумный Макс» не вышел в Новой Зеландии из-за сцены, в которой Гусь сгорел заживо в своей машине. Она повторяла инцидент с реальной бандой, произошедший незадолго до выхода фильма, поэтому первую часть показали там только в 1983 году — после того как сиквел получил крупнейший международный успех, — и то добавив ему рейтинг «18+».

«Парень и его собака»

Кадр из «Парня и его собаки»

Кадр из «Парня и его собаки»

Фотография: First Run Features

Еще одно серьезное вдохновение для Джорджа Миллера, которое он сам любит упоминать, — постапокалиптический боевик Л.-К.Джонса 1975 года про то, как в 2024 году после ядерной войны общество раскололось надвое: на радиоактивной поверхности живут одиночки, занятые борьбой за выживание, а под землей — выжившие, среди которых парень и его сверхумная собака, владеющая телепатией. Именно в «Парне и его собаке» Миллер нашел тот постапокалиптический настрой, из-за которого решил перенести действие своей истории в недалекое будущее.

Переозвучка

В то время, когда «Безумный Макс» выходил в кино, у американской аудитории не было достаточного опыта по части просмотра фильмов с австралийским акцентом. Поэтому картину пришлось переозвучить, чтобы не распугать зрителей и избежать коммерческого провала, — оригинальный голос остался только у Робины Чаффи, певицы из ночного клуба «Шугатаун». Австралийскую звуковую дорожку в Америке впервые услышали только в 2002 году, когда вышло специальное переиздание DVD «Безумного Макса».

Прибыль

Официальный трейлер первого «Макса»

Всего на производство фильма Миллеру и Кеннеди удалось собрать 300 тысяч австралийских долларов, притом 15 из них выплатили в качестве гонорара Мелу Гибсону. После местного, австралийского релиза, взорвавшего публику, «Безумного Макса» продали в Америку, а затем и в мировой прокат, где в результате он собрал больше 100 миллионов долларов, оказавшись, таким образом, фильмом-рекордсменом по наивысшему соотношению прибыли и бюджета. Это звание в Книге рекордов Гиннесса «Макс» удерживал вплоть до 2000 года, пока его не сменила «Ведьма из Блэр».


Фотография: Warner Bros.

Собаку Макса из второй части звали просто Пес, съемки фильма спасли его от усыпления. Члены съемочной группы приехали в приют за день до того, как Пса должны были усыпить, и выбрали именно его, потому что увидели, что тот играет с камнем как с игрушкой. Более того, Пес принес этот камень и положил под ноги Миллеру, — из чего тот сделал вывод, что собака умная, ее можно обучить трюкам и снять в кино. Псу съемки не очень нравились, а гул моторов и вовсе его пугал, что приводило к неприятным инцидентам на площадке, поэтому для Пса разыскали специальные беруши. После съемок его забрал к себе один из операторов, и «Воин дорог» оказался единственным фильмом в его кинокарьере.

Конфликты, недели в пустыне и страх: Создатели «Дороги ярости» вспоминают о трудностях на съемках

14 мая исполнилось пять лет с момента премьеры фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» на Каннском фестивале. Боевик Джорджа Миллера восторженно приняли критики и зрители. Многие, включая Эдгара Райта, назвали его лучшим экшен-фильмом всех времен. В 2016 году картина получила шесть премий «Оскар», что для блокбастера большая редкость.

В честь юбилея The New York Times поговорила с создателями «Дороги ярости». Они рассказали о подборе актеров, трудностях на съемках и разногласиях со студией, которая не верила в фильм.

Как появилась идея фильма

Идея «Дороги ярости» возникла у Миллера в 1998 году, спустя 13 лет после выхода третьей части. «Я переходил улицу в Лос-Анджелесе, и мою голову посетила простая мысль: что, если бы в „Безумном Максе“ была бы одна большая погоня, а человек стал бы макгаффином?» — вспоминает режиссер. Через месяц он описал задумку продюсеру Дагу Митчеллу.

Изначально фильм разрабатывался на студии 20th Century Fox. Съемки должны были начаться в марте 2003 года в Намибии. Fox успела построить много дорогих машин и съемочных площадок, однако работу пришлось остановить из-за теракта 11 сентября. В итоге финансирование прекратилось, и проект заморозили.

В 2006 году Миллер снял для Warner Bros. мультфильм «Делай ноги». Картина собрала почти 400 млн долларов при бюджете в 100 миллионов. Это убедило студию взяться за «Безумного Макса».

О кастинге

В 2003 году Макса вновь должен был играть Мэл Гибсон, но, по словам Митчелла, к концу 2010-х актер заметно постарел, и Миллеру пришлось искать другого кандидата. Гибсона мог заменить Джереми Реннер, но в итоге роль отошла Тому Харди. «По ощущениям прослушивание Тома напомнило мне пробы Гибсона. В нем чувствовались резкое обаяние и звериная харизма. Мы не знаем, что движет животными, но они страшно привлекательны», — рассказывает Миллер.

По словам Райли Кио, пробы были безумными и нетрадиционными: «Нас прослушивали группами от пяти до шести девушек. Вместо того чтобы разыгрывать сцены из фильма, мы много импровизировали. Мы не знали, выберут нас или нет. Из моей группы утвердили только меня».

До отмены проекта на Fox Миллер рассматривал на роль Фуриосы нескольких актрис. Среди них была Ума Турман. Тогда же он связался с агентом Шарлиз Терон, но тот ответил, что его клиентке неинтересна эта роль. Через 10 лет она призналась Миллеру, что ничего не знала о его предложении.

О съемках

Миллер хотел приступить к съемкам в конце 2010 года в шахтерском городке Брокен-Хилл в Австралии. Там же снимались первые две части «Безумного Макса». Планам режиссера помешали дожди, которые начались за две недели до запланированного старта. Миллер решил подождать год в надежде, что пустыня высохнет, но этого не случилось. В итоге съемки вновь перенесли в Намибию.

«Было безумием перевозить всех людей и транспорт в Намибию. Кто бы на такое пошел? Разве что Джордж. Он действительно не похож на других людей, и это я в нем очень ценю», — говорит Маргарет Сиксел, монтажер «Дороги ярости» и супруга Джорджа Миллера.

Съемки начались в июле 2012 года. Миллер старался как можно реже использоваться компьютерную графику, чтобы погони выглядели реалистично. «Весь экшен должен был быть настоящим. У меня не встают дыбом волосы, когда я смотрю, как Вин Дизель тянет трехтонный сейф, идеально вписываясь в повороты улицы», — объясняет художник-постановщик Колин Гибсон.

А вот что говорит каскадер Бен Смит-Петерсен: «Во многих таких фильмах твоя работа заканчивается после трюка — возможно, единственного за всю неделю. Но в „Дороге ярости“ уже в начале рабочего дня ты выполняешь один трюк, а потом сразу же другой. Это просто мечта каскадера».

По словам Тома Харди, до «Безумного Макса» в его карьере не было фильмов с таким количеством экшен-сцен. Шарлиз Терон также призналась, что ранее не снималась ни в чем подобном, и это ее пугало. Кроме того, актерам не всегда был понятен замысел Миллера. «Проблема между мной и Джорджем заключалась в том, что фильм был у него в голове, и я отчаянно пыталась его понять», — объясняет Терон.

Из-за погодных условий работа над фильмом была изнурительной. Некоторые сцены, которые происходят летом, снимали зимой. Несмотря на то, что актрисам было холодно, им приходилось носить легкую одежду — этого требовал сюжет. Райли Кио даже заработала переохлаждение организма.

«В конце нам сильно хотелось домой. Прошло девять месяцев, и мы провели их не в городе, где можно позависать в трейлере. Это были девять месяцев в том самом месте, которое вы видите в фильме, там нет ничего вокруг. Так можно понемногу сойти с ума», — говорит Зои Кравиц.

Кроме того, Терон и Харди часто теряли самообладание. Последний иногда срывался на Джорджа Миллера, за что потом несколько раз извинился. Из-за собственного страха актеры постепенно отдалялись друг от друга, вместо того чтобы оказывать поддержку.

При этом Эбби Ли, сыгравшая одну из жен Несмертного Джо, считает, что фильм удался во многом благодаря трудностям: «Герои должны быть уставшими и искать в себе силы. Не думаю, что актеры сыграли бы так же, если бы мы сняли все на зеленом экране и в безопасных условиях».

О конфликте со студией

Во время съемок Миллер отстал от графика, поэтому бюджет фильма превысил изначальную сумму. В итоге съемочной группе приказали закончить работу 8 декабря 2012 года. К тому моменту не было снято ни одной сцены в Цитадели, где происходят начало и конец фильма.

Сиксел сильно переживала за мужа: «Видели бы вы его в конце съемок — он так сильно похудел». Она также вспоминает, что было трудно целый год монтировать фильм, у которого нет вступления и завершения.

Тем не менее Миллер смог договориться с Warner, когда в компании сменилось руководство. Ему дали месяц на то, чтобы закончить съемки. Работа продолжилась в конце 2013 года, но, по словам Сиксел, студия по-прежнему не верила в фильм. Кроме того, Миллера постоянно просили сократить хронометраж до 100 минут, хотя это было невозможно (финальная версия длится 120 минут).

Будет ли продолжение?

По слухам, Миллер уже работает над пятой частью серии. В марте СМИ писали, что режиссер хочет снять спин-офф про Фуриосу и на главную роль рассматривает Аню Тейлор-Джой ( «Сплит» , «Новые мутанты» ). До этого журналисты сообщали о возможном участии Джоди Комер («Убивая Еву») и Ричарда Мэддена («Телохранитель»). По данным GWW, съемки планировались осенью 2020 года. Сам Миллер пока не комментировал эти слухи.

Фильмография

«Безумный Макс»

В недалеком будущем в Австралии иссякают энергетические ресурсы — население, зависящее от бензина, выходит из-под контроля. Общественный порядок в руинах, главарь банды байкеров-анархистов по прозвищу Ночной Ездок бежит из-под стражи, но, оторвавшись от трех патрулей, встречает на своем пути офицера Макса Рокатански. Ночной Ездок въедет в грузовик и умрет, а в налаженный быт Макса ворвутся остальные участники банды, убьют его семью и попытаются добраться до него самого. Но не тут-то было: потерявший все Макс поднимает пыль тяжелыми сапогами и отправляется мстить.

Первая часть, с бюджетом в 350 тысяч австралийских долларов, снятая одержимыми кинематографом самоучками Джорджем Миллером и Байроном Кеннеди за 12 недель в их родном Мельбурне, окончилась для Австралии ренессансом местного кинематографа, а для авторов, которым пришлось монтировать фильм у себя дома, — триумфальной международной гастролью, строчкой в Книге рекордов Гиннесса и миллионом голливудских предложений, в том числе — снять «Рэмбо: первую кровь». От всего этого Миллер тем не менее отказался, заявив, что ему еще надо учиться, и занялся производством второй части.

«Безумный Макс-2: Воин дорог»

Через несколько лет после событий первой части в антиутопическом австралийском обществе назревают восстания. В условиях военной обстановки власти вынуждены создавать специальные политические бригады для того, чтобы усмирять преступные группировки, разъезжающие по Австралии на своих автомобилях. Правительство в руинах, Макс Рокатански стал кочевником. В пустыне Макс встречает изобретателя, который покажет ему небольшую общину около одинокой нефтяной вышки. Скважина осаждается группой бандитов, стремящихся завладеть бензином. Интерес в бензине есть и у самого Макса, но, потеряв автомобиль и собаку, ему снова придется заниматься привычным делом — мстить.

Вторая часть стоила примерно в десять раз больше первой и стала самым дорогим австралийским фильмом в истории местного кинематографа — более того, для него была построена самая дорогая декорация. Затем последовал самый большой взрыв в австралийском кинематографе — когда эту площадку ликвидировали. Мел Гибсон, ставший суперзвездой после «Воина дорог», в этом фильме произносит всего 16 реплик, две из которых — «Я просто зашел за бензином». «Воином дорог», кстати, фильм пришлось назвать из-за того, что первая часть выходила в лимитированный прокат в США и американская аудитория не способна была понять, что это — сиквел. Поэтому же, кстати, в международном трейлере почти нет Гибсона, зато есть перестрелки и погони — чтобы никого не смущать малоизвестным актером.

«Безумный Макс-3: Под куполом грома»

Ядерная война разрушила цивилизацию, и Макс без дела слоняется по пустынным дорогам. Судьба приводит его в провонявший свиным навозом Бартертаун, управляемый жестокой Тетушкой Энтити и карликом Мастером, которого таскает на плечах гигант Бластер. Макс с трудом выбирается из города и натыкается на секретный оазис, где живет секта, состоящая из детей и подростков, выживших после авиакатастрофы. Те принимают Макса за пророка, и теперь ему придется их спасать.

На самом деле Джордж Миллер не собирался снимать третью часть, решив, что поставил довольно серьезную точку в конце второй. Но у него был план снять постапокалиптическую версию «Повелителя мух», романа Уилльяма Голдинга про диких детей, которых спасли моряки. Когда Миллеру то ли в шутку, то ли всерьез предложили, что нашедшим детей человеком может быть Макс, он всерьез загорелся этой идеей и написал «Под куполом грома». Третья часть оказалось самой неудачной — не в последнюю очередь из-за личных обстоятельств Миллера (см. пункт «Байрон Кеннеди»), — не слишком удачно прошла в прокате, и до сих пор многие — как критики, так и фанаты — предпочитают делать вид, что ее просто не было.

Возвращение «Безумного Макса» Путеводитель по вселенной Макса: от «Перехватчика» до Пса

К долгожданной премьере новой серии австралийской франшизы Анна Сотникова составила подробную энциклопедию по миру «Безумного Макса».

Путеводитель по вселенной Макса: от «Перехватчика» до Пса

Возвращение «Безумного Макса» Берегись автомобиля: рецензия Зельвенского на «Дорогу ярости»

Станислав Зельвенский посмотрел четвертую часть австралийского сериала об апокалипсисе, самодельных автомобилях и пустыне — и пришел в полный восторг.

Берегись автомобиля: рецензия Зельвенского на «Дорогу ярости»

В Австралии недалекого будущего вслед за бензином кончилась и вода; не исключено, что в результате войн и энергетического кризиса остальной мир тоже превратился в Австралию. Макс Рокатански (Том Харди), бывший гаишник, потерявший семью и с тех пор странствующий по пустыне, попадает в плен к одному из неофеодальных племен. Его вождь по имени Несмертный Джо (от конца света пострадала и грамматика), безнадежно больной, но бодрый старик в страшных доспехах и маске, содержит гарем из моделей и руководит армией молодых альбиносов, которые не дорожат жизнью, поскольку собираются в Вальхаллу.

Из Макса начинают выкачивать его ценную высокооктановую кровь, но в этот момент происходит мятеж: военачальница по имени Фуриоза (Шарлиз Терон без руки и со стриженой головой, угрожающе перемазанной машинным маслом) угоняет боевую фуру с топливом, прихватив 5 наложниц Джо. Тот отправляется в погоню вместе со всей своей бандой. Макса берут с собой в качестве дорожной аптечки.

Воскресший после 30-летней паузы австралийский сериал продолжает, похоже, быть единственной в мире кинофраншизой, которая с каждым новым фильмом становится только лучше. Первый «Безумный Макс» был яркой, но довольно заурядной для своего времени безделицей про машинки и месть — самопальный боевик в духе Роджера Кормана с австралийским акцентом. В «Воине дорог» Джордж Миллер оформил жанр постапокалиптического вестерна, окончательно поймал интонацию, разом ерническую и пафосную, и доработал эстетику — праздник в магазине «Автозапчасти» после ядерного взрыва, что-то среднее между панк-концертом, гей-кабаре и вечеринкой Чарлза Мэнсона. «Под куполом грома» с его свиньями, карликом верхом на великане и Тиной Тернер в стальном бюстгальтере довел этот мир до восхитительного абсурда и в то же время придал ему мифологическую глубину.

И вот 70-летний режиссер, вроде бы давно посвятивший себя поросятам в городе и танцующим пингвинам, возвращается в пустыню с сумасшедшим бюджетом и 3D-технологиями — и вдруг делает все то же самое, только в десять раз круче. Первые несколько минут «Дороги ярости» — герой поедает двухголовую ящерку, а потом бубнит что-то про живых и мертвых на фоне живописных видений — настраивают на пессимистический лад: кажется, сейчас вынесут очередной напомаженный труп, который на языке маркетологов называется «перезагрузкой». Два часа спустя тебя самого выносят из кинотеатра. Выясняется, что раздражающие приметы современного блокбастера, торжество формы при ничтожности содержания, в случае «Макса» работают исключительно на благо фильма. Его форма и есть его содержание. Конечно, тут имеется необходимый идеологический каркас: политическое высказывание, уклон в феминизм, ситуации морального выбора и так далее, но все это довольно смехотворно. «Дорога ярости» — аттракцион в чистом виде, грандиозная финальная гонка из второго «Макса», издание расширенное, улучшенное и дополненное. Миллер, обычный крепкий режиссер, является безусловным гением в одной узкой области — хореографии автомобильных погонь. И принимает самое логичное решение в такой ситуации: снять картину, где кроме невероятной, фантастической, лучшей на свете автомобильной погони нет вообще ничего.

Несмотря на отдельные нарисованные эффекты — в первую очередь песчаную бурю, — фильм в основном выглядит (и является) рукотворным: никакие компьютеры и зеленые экраны не способны передать эту сумасшедшую энергию живого движения. «Дорога ярости» без остановки скрежещет металлом, полыхает огнем и гудит саундтреком голландского коммерческого электронщика Junkie XL, который теперь смело может переименовываться в XXL. Во всех «Максах» самое интересное — рассматривать злодеев и их средства передвижения, и здесь Миллер тоже превзошел самого себя: кажется, что за героями гонится батальон, укомплектованный участниками группы Rammstein, есть даже натуральный гитарист.

«Дорога» передает пару коротких приветов предыдущим фильмам, но этот сериал, подобно, скажем, «долларовой трилогии» Серджо Леоне, можно начинать смотреть с любого места. Миллер не выстраивает эпопею, а снимает разные вариации одного и того же мифа об одиноком десперадо, приходящем к людям из ниоткуда и уходящем в никуда; неслучайно вплоть до финала Макс тут остается человеком без имени. Именно поэтому замена Мела Гибсона на Тома Харди прошла столь безболезненно: это история о типажах, а не о личностях. Так, по примеру опять же трилогии Леоне во втором и третьем «Максе» один актер играл разных персонажей, и Хью Кейс-Берн, который сейчас изображает Несмертного Джо — правда, одними глазами, — 36 лет назад был байкером Пальцерезом (от которого остались одни глаза). А младенец-сын в воспоминаниях Макса превратился в подросшую девочку — какая разница. Харди традиционно хорош, выжимая максимум из практически ненаписанной роли, но, вообще говоря, на этом месте мог бы быть, к примеру, и Ван Дамм периода расцвета — тем более что в «Дороге» первую скрипку играет не Макс, а героиня Шарлиз Терон.

По своей сути, несмотря на звезд и рассеянные над барханами миллионы долларов, это по-прежнему кино категории «Б» — дикое, глупое, кровавое, извращенное, ужасно смешное и весь гуманистический пафос в итоге сводящее к формуле «умри ты сегодня, а я завтра». Миллер не только не стесняется своих корней, он находит в них эликсир вечной молодости, источник бесперебойного питания, которому не страшен никакой энергетический кризис.

Читайте также: