Amnesia что такое

Обновлено: 05.07.2024

Прочитай Борис Виан все наши превью по Amnesia: The Dark Descent, то он написал бы, что эта игра «призвана поддержать в глубине наиболее закаленных душ дрожь неукротимого ужаса». Авторы промозглого северного хоррора Penumbra в своем новом проекте обещали устроить без малого революцию в жанре.

Предполагалось, что чахлый герой Amnesia, а вместе с ним и игрок, будет приравнен к трусливой половой тряпке, о которую игра вытирает ноги. Находясь всю дорогу в пограничном состоянии, герой должен был трепетать от страха, молить о пощаде, ползать на карачках, иногда терять сознание от ужаса, а оказавшись в темноте, медленно сходить с ума.

К сожалению (а для нервных и беременных — к счастью!), в релизе все получилось не столь драматически. Никакой революции в жанре не случилось, но это вовсе не значит, что вам не будет страшно.

Несбывшиеся надежды

Авторы обещали, что нам частенько придется убегать от монстров, закрывая на бегу за собой двери. Так вот, убежать можно, не поворачиваясь и не устраивая никаких баррикад. А не единожды разрекламированную сцену с прятками от монстра в шкафу (где, по идее, у Даниэля могла разыграться клаустрофобия) вы и вовсе можете легко пропустить. Вот тут-то и сказывается отсутствие нормальной скриптовой постановки, которое уже трудно назвать милой особенностью: заставь нас авторы пережить эти сцены по сценарию, мы бы, может, и потеряли часть свободы, но зато гарантированно приобрели бы пару новых седых волос.

Да и свободы-то как таковой в игре немного. Нам обещали, что игрок сам будет двигать сюжет своими действиями, но в итоге все ограничилось обычным исследованием замка в произвольной последовательности.

Amnesia: The Dark Descent — отличная игра. Она умеет пугать не хуже «Пенумбры». Не раз и не два вы будете вздрагивать, заслышав в темноте рык чудища, или услышав злой голос сходящего с ума Даниэля, или истерично насилуя клавиатуру в попытке убежать от врага, к которому даже обернуться страшно. Тут есть и шокирующие сцены (как вам перспектива проделать дрелью дыру в голове трупа?), и остающиеся в памяти монстры, после встречи с которыми вы еще долго будете бояться. воды.

Но то, что финны умеют пугать, мы знали и раньше: как и Джонатан Боакс, автор серии Dark Fall, они из года в год доводят нас до истерики примерно одними и теми же методами. Новичкам достаточно и этого, а ветеранам жанра, сожравшим не одну тонну валидола, хочется чего-то нового. Amnesia лишь частично сделала шаг в этом направлении. Надеемся, что финны завершат начатое уже в следующей игре.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Вместо революции в жанре мы получили дополненную и улучшенную версию Penumbra с новыми визуальными и звуковыми эффектами. Прекрасная игра, но хочется большего.

Не убоюсь зла

Не объяснимые логикой игровые решения и отсутствие реальной угрозы, несомненно, не пошли проекту на пользу. Но о них легко на время забыть в ходе прохождения: механики механиками, но рассказывать истории и делать геймплей увлекательным создатели не разучились. К сожалению, сюжет и идея Amnesia: Rebirth тоже оставляют досадное послевкусие. Но о них уже невозможно говорить без пары спойлеров, так что мы предупреждаем: эту главу лучше не читать, если вы их боитесь.


Это — главная злодейка игры. Или же большее зло находится по эту сторону решётки?

Итак, жила-была в Париже девушка по имени Анастасия Трианон. У неё был любящий муж Салим и дочь Элис, эталонная лапочка в кудряшках. В первой половине игры Салима рисуют настолько слащаво, что зубы начинают болеть; то же касается и идеальной крохи Элис: она повсюду, на всех заставках, и это доходит до риска идиосинкразии. При этом уже в первые минуты легко догадаться, что Элис умерла, ведь мама таскает за собой любимую игрушку ребёнка. Да и бедняга Салим, похоже, тоже давно на том свете: будь он на самом деле рядом, Таси было бы совершенно нечего бояться.

Но не всё ещё пропало: она беременна, и нерождённый ребёнок становится центром её мира. Зачастую буквально: чтобы успокоиться и прогнать страх, героиня может поговорить с Амари (младенцу уже и имя выбрано). Выглядит это как обнимашки с мишкой в Among the Sleep или… Кто сказал Death Stranding?


Если дать Таси волю, она может ворковать с ребёнком часами

Первая половина игры ничего не предвещает: мать идёт на всё, чтобы спасти себя и своё дитя. Но постепенно становится ясно, что весь этот кошмар ею же и порождён. Главная антагонистка игры, императрица из параллельного мира, не может иметь своих детей, но способна жить вечно — и такую же судьбу она предлагает нерождённому ребёнку Таси, которого хочет растить сама. А Таси, разумеется, не собирается расставаться с обожаемым дитя. И её отказ обрекает всех остальных членов экспедиции: они становятся заложниками императрицы.

На первый взгляд кажется, что перед нами типичная проблема вагонетки: пожертвовать невинным младенцем или целым отрядом столь же невинных людей. И довольно символично, что все члены экспедиции, за вычетом разве что Салима, получились совершенно безликими. Они появляются в обрывочных воспоминаниях Таси, не успев толком запомниться, и вызывают лишь одну эмоцию: «Хэнк? Кто, чёрт возьми, этот Хэнк?». Те же, кому (в том или ином виде) всё же удалось выжить, очень быстро превращаются в угрозу для героини, ведь её решение кажется им чудовищным. И если поначалу девушка просто от них убегает, то позднее она начинает прибегать к самозащите, а потом и вовсе разделывается с несогласными своими руками — со звериной жестокостью.


Знакомство с членами экспедиции свели к предъявлению картотеки

Но худший ход авторы приберегли напоследок. В финале они ещё раз переворачивают всю историю, тем самым выбивая у Таси из-под ног все мотивы, кроме всепоглощающего эгоизма. Ведь ребёнком не требовалось жертвовать! Напротив, предложение Императрицы было единственным шансом спасти обречённое дитя.

Возможно, студия и собиралась сделать психологический триллер о материнстве, но получился в итоге какой-то симулятор «яжематери».

Десятилетнее ожидание не подарило чуда: игра ощущается всё той же старомодной «Амнезией». Механики беззащитности и стелса не особо изменились, но за прошедшее время они успели безнадёжно устареть. Да и успех SOMA прошёл бесследно: история Таси не заставляет напряжённо раздумывать о цене жизни и предназначении — вместо этого она с каждым шагом всё сильнее отталкивает от героини.

Движок замене не подлежит

Хотя ладно, десять лет ожидания не прошли совсем уж даром: новая «Амнезия» заметно похорошела по сравнению с предыдущими работами Frictional Games. Движок остался прежним, так что до ААА-уровня игре всё ещё далеко, но разработчики и не гонятся за фотореализмом — они делают акцент на визуальный стиль. Дизайнеры вообще проделали отличную работу: открытые пространства выглядят безграничными, хотя по факту остаются узкими коридорами, а когда они сменяются пещерами и подвалами, то становится легко представить, что чувствуют люди с клаустрофобией. И всё это дополняется отличным звуковым сопровождением и традиционно умелой работой с освещением.


Амулет показывает путь к порталам, но постоянно таскать его незачем: во все нужные врата нас ткнут носом по ходу сюжета

Большая часть игры проходит в алжирской пустыне, где самолёт главной героини, Таси, потерпел крушение, но это далеко не единственная локация: невесть как доставшийся девушке амулет способен открывать разломы в сюжетно обусловленных местах. Территории явно проработаны вручную, а некоторые из них просто напичканы различными записками, фотографиями, воспоминаниями и интерактивными объектами. Конечно, на каждом шагу попадаются одинаковые ящики, кувшины, сундуки и другая мелочёвка, но это неминуемые издержки небольшой команды: над Rebirth работало пятнадцать человек.

Чтобы спастись, Таси нужно отыскать остальных выживших — или хотя бы найти способ связаться с ними. Для этого она отправляется по следам экспедиции, но путешествие неожиданно оказывается сложнее, чем можно было предположить: оказывается, что она уже была здесь, уже проходила этот путь вместе со всеми. Что же произошло? Вдобавок внутри Таси таится порча, которая постепенно превращает её в монстра. Влияние проклятия усиливается, когда девушка боится или злится, как в The Dark Descent. Так что стоит оказаться во тьме, как экран застилает чёрно-кровавая изморозь, и приходится лихорадочно стучать по кнопкам, чтобы вырваться и не дать Таси запаниковать. А бороться со страхом можно двумя способами, первый (и главный) из которых — свет. Основной ресурс игры — спички; они горят слабо и недолго, но ими можно зажечь факел, свечу или фонарь.


Покрасневшие руки говорят о том, что Таси только что вернулась из мёртвых. Это сейчас пройдёт

Вопросы к игровому процессу возникают почти сразу же: Таси зажигает светильник и отважно отправляется во мрак, оставив источник света торчать там, куда его пристроили дизайнеры. Почему девушка, которая отчаянно боится тьмы, не может прихватить с собой факел, свечку, масляную плошку, явно ни к чему не приколоченный фонарь — словом, что угодно, что будет светить подольше? Иначе будет не страшно, да? Лампу героине со временем выдадут, но её надо заправлять маслом: одного «заряда» хватает от силы минут на пять.

Другая проблема со спичками — Таси может хранить в инвентаре максимум десять штук. Одиннадцатая наверняка переломит ей спину, так что брать её она ни в коем случае не станет. Это само по себе глупо, но в игре, полностью завязанной на выживании в темноте, подобное ограничение выглядит ещё более нелепым. Ну правда же, это ведь не гранатомёт и не мешок цемента, а всего лишь крошечная щепочка. Назовите хоть одну причину, по которой героиня ну никак не может её взять? Вдобавок сама механика страха работает тоже не то чтобы идеально. Частенько героиня трясётся от ужаса, стоя прямо под лампой. Зато если сделать пару шагов во тьму, она мгновенно успокаивается.


В потустороннем мире можно полюбоваться впечатляющими пейзажами, но только издали

Amnesia: The Dark Descent

Frictional Games продолжает пугать. Крошечная независимая студия в составе пяти человек на ужасах съела если не собаку, то крысу — наверняка. За последний год их безымянный Unknown обрел не только новое название, но и вполне определенные очертания. По случаю именин мы вновь связались с «фриками», чтобы узнать первые геймплейные подробности их новой игры Amnesia: The Dark Descent.

Уйди, противный!

Где тьма, там и монстры. В Rebirth их всего две разновидности: призраки, похожие на исхудавших дементоров, и гули — так в восточной доисламской мифологии называли оборотней, пьющих кровь беспечных путников. Гули ориентируются по звуку, так что передвигаться мимо них надо украдкой. А более продвинутые особи могут отыскать Таси по запаху, и спрятаться от них ещё сложнее.


И это всё! Бояться нечего: можно бежать напролом, обниматься с монстрами, прыгать с обрывов, лезть в самые жуткие места, доводить героиню до нервного срыва и зловеще хохотать за её спиной. Почему бы и вовсе не забыть о спичках? Кое-как разглядеть дорогу можно практически всегда, а свет в конце тоннеля рано или поздно всё равно появится. Всё, что бы мы ни делали, продвигает нас вперёд по сюжету и никак не сказывается на концовке.

Вероятно, понимая, что уже после пары смертей вся атмосфера ужаса бесследно рассеется, разработчики прибегли к отчаянной мере: скримерам. Нас начали пугать выпрыгивающими монстрами и жуткими видениями. Но и эти ужасающие мультики скроены по определённой схеме, и стоит разобраться, что именно нам показывают, как страх исчезает. Думается, вместо всего этого стоило просто добавить в игру сюжетный режим, как это сделали в SOMA.


Выход близко, цель совсем рядом! Значит, сейчас Таси опять куда-то провалится

Amnesia: Rebirth — абсолютный рекордсмен по провалам в буквальном смысле слова. Чуть ли не в каждой локации Таси непременно проваливается под пол и попадает в какой-нибудь подвал, пещеру или катакомбы. В самом по себе сюжетном ходе нет ничего плохого, но когда он повторяется раз за разом, возникает ощущение, что авторы пытаются растянуть повествование. Вот она, цель, пара шагов осталась! — а нетушки, давайте-ка в обход.

Злоупотребление провалами выглядит ещё более досадным, если учесть, что у разработчиков есть и другой способ затормозить игрока — головоломки. И они ими отлично пользуются! Самые интересные и логично построенные задачки собраны в крепости: здесь нам предстоит изобрести порох, обезвредить растяжки, найти способ пробраться в запертые помещения и придумать, как проломить пол (да-да, ещё разок).


Крепость должна была стать надёжным и безопасным укрытием — хотя бы на время! Но жанр обязывает…

В комнату с прикрученной к двери гранатой я решила пролезть в обход, благо под окнами нашлись недостроенные леса. Не хватало лишь одной доски — и дотащить её, повинуясь законам физики, через узкие коридоры, не уронив ношу в пропасть и не свалившись туда самой, оказалось самым сложным испытанием в игре. Этому «помогало» отсутствие нормальных сохранений: автоматически игра запоминает прогресс только в ключевых местах, а в промежутках нужно выйти в главное меню и вернуться. Тоже как-то не особо атмосферно. Впрочем, важнее другое: оказалось, что ключ от двери с самого начала был спрятан прямо рядом с ней. Но ведь «обходной» манёвр тоже сработал!

Amnesia: Collection


Релиз коллекционного издания принёс с собой несколько новых функций в игру, в первую очередь добавление достижений во все три игры. Позже они были добавлены патчем в Steam, а также были добавлены в издание на Xbox One после выпуска игр.

27 августа 2018 года Frictional Games сообщили в Twitter, что коллекционное издание будет выпущено на Xbox One в ближайшем будущем, упомянув, что дополнительная информация об этом будет опубликована 7 сентября. Microsoft также выпустили обновление новостей 25 августа с предварительной датой выпуска, установленной на 31 августа, однако позже оно было удалено с уведомлением, в котором указывалась дополнительная информация, которая будет доступна в ближайшее время.

7 сентября 2018 года Frictional Games объявили, что релиз коллекционного издания на Xbox One будет отложен из-за неких «технических проблем». Пару недель спустя, 21 сентября, разработчики объявили, что издание для Xbox One выйдет 28 сентября и что в нём будет дополнительный сложный режим для игры «Amnesia: The Dark Descent», который усложнит игру уже для опытных игроков, уменьшив количество предметов в игре, заставив врагов наносить больший урон и легче обнаруживать игрока и частично отключив функцию автосохранения. Amnesia: Collection была выпущена для Xbox One 28 сентября 2018 года. Помимо всего этого коллекционное издание было также выпущено на Nintendo Switch со своим трейлером 12 сентября 2019 года.

Беспамятство

Это бестелесное чудище вы не увидите, только заметите брызги от его шагов. Тем страшнее прыгать по ящикам и лестницам, боясь оступиться и упасть в воду. Одна из лучших сцен в игре.

Но главная цель разработчиков, напомним, — заставить нас дрожать от ужаса. Для этого они пошли на крайние меры. Не просто погрузили замок в кромешную тьму, но и наделили героя панической боязнью этой самой темноты (это называется ахлуофобия). Одновременно сделали Даниэля очень уязвимым и отобрали оружие: в отличие от героя «Пенумбры», герой «Амнезии» вообще не может сражаться с монстрами (это просто бесполезно), вместо этого он вынужден постоянно прятаться от них в темноте. А в темноте герой начинает чувствовать себя, мягко говоря, не самым лучшим образом. Получается замкнутый круг.

С реализмом же авторы поступили очень интересно. Где-то игра до боли напоминает реальный мир — скажем, масло в переносном фонарике постепенно заканчивается, запас нужно обновлять. В других случаях игра, напротив, предельно условна — свечки и факелы носить с собой нельзя, их можно только зажечь с помощью трута. Шаг вполне логичный — если бы герой мог постоянно таскать с собой факел, весь ужас происходящего непременно улетучился бы.

Долгое пребывание в темноте действительно может спровоцировать развитие серьезных психических расстройств. К такому выводу в свое время пришли исследователи из Национального института умственного здоровья (США). Как писали «Новые известия», ученые выяснили, что страх перед темнотой усиливает стресс, повышает уровень беспокойства, вызывает дурные мысли. Результатом может стать тяжелая депрессия или даже умопомешательство.

Все дело в том, что при длительном пребывании в темноте у людей прекращается выработка очень важного для организма гормона мелатонина, отвечающего за стабильное эмоциональное состояние. Для России все это весьма актуально: 60% наших сограждан активно работают или отдыхают в ночное время суток и потому находятся в группе риска. Всего же, по статистике российских психотерапевтов, каждый десятый житель страны не может заснуть с выключенным светом.

Интересно, что страх темноты заложен на подсознательном уровне и связан с природным инстинктом самосохранения: в первобытные времена наши предки боялись передвигаться ночью — хищники в темноте видели отлично. Эта фобия вполне поддается лечению. Главное — вовремя обратиться к врачу, а не пытаться обмануть себя, пытаясь, например, спать с включенным светом. В этом случае болезнь будет только прогрессировать.

Когда переехал, не помню

Один из основателей Frictional Games Томас Грип уверяет, что при запуске ранней версии «Амнезии» один тестер так перепугался, что попросил дать ему передышку, чтобы собраться с духом. И не доверять ему нет оснований, даже если команду набирали из прожженных любителей хорроров, умеющих ночью играть в Silent Hill 2. Авторы всерьез озаботились проблемой расшатывания психики — достаточно пролистать их блог на официальном сайте, где, помимо дневников разработчиков, можно встретить немало занятных заметок о природе страха. Самое настоящее академическое исследование. Нам даже назвали его тему — «Почему люди совершают негативные поступки?». Со «списком литературы» по данной научной проблеме можете ознакомиться во врезке.

Хотя не все члены команды являются поклонниками жанра, именно хоррору решили посвятить они свои жизни. The Dark Descent — это прямое развитие идей Penumbra. Все те же игры на выживание от первого лица, тот же физически развитый движок, та же беспомощность героя перед неведомой опасностью. Никаких небывалых способностей или оружейного склада за плечами. Только маленькая рука-курсор, которой Даниэль — новая жертва обстоятельств — щупает все подряд, отворяет двери, швыряет стулья и так далее. Управление обещают более дружелюбное и интуитивно понятное, но в остальном — «так же, как и раньше, только лучше!». И правда, зачем ломать что-то, что и так работает? Лучше ломать стереотипы! Чем, собственно, и занялись.

Игры с тенью и светом обещают стать одной из главных особенностей новой игры.

Для начала сюжетную линию отодвинули в XIX век, в анонимный замок на отшибе Пруссии. Разработчики не скрывают, что замок, по сути, метафора их подхода к геймплею, монументальное сооружение из темных закоулков, шорохов, рычагов и шестеренок. Именно там и очнулся Даниэль с явными признаками — сейчас внимание — амнезии. На вопрос о «банальности» такого подхода создатели сообщили, что это самый подходящий способ начать приключения. Герой по крупицам восстанавливает события прошлых лет, открывает подробности своей биографии и выясняет природу мучающих его кошмаров. Прошлое складывается буквально по кусочкам, подобно пазлу, причем необязательно в хронологическом порядке. Сюжет здесь существует на равных правах с механическими головоломками — чтобы он заработал, его тоже нужно собрать. В ход идет масса проверенных (и непроверенных) приемов, от дневников и записок на манжетах до всевозможных видений, флэшбеков и интимных встреч. Все события будут проистекать в реальном времени, без роликов и скриптовых сцен — Frictional необходимо, чтобы игрок полностью вжился в образ героя. Но и это не главное.

Кого можно встретить в мрачной, пустынной обители? Вот здесь-то и кроется ужас, от которого волосы встают дыбом, и не только у бета-тестеров

Красное на черном

Жутковато, конечно, но, ей-богу, недавнее скриптовое истязание Кейна и Линча вызывало больше эмоций.

Все вы уже знаете (мы не раз рассказывали об этом), что для Amnesia: The Dark Descent авторы придумали вроде бы простенькую, но крайне эффектную сюжетную завязку. Молодой человек Даниэль обнаруживает себя в полном беспамятстве на полу старинного прусского замка, а вскоре выясняет, что это он сам довел себя до такого состояния и приказал себе убить какого-то старика Александра Бренненбургского.

Как и в тысяче других хорроров, авторы заставляют нас блуждать по пугающим коридорам полузаброшенного замка и щедро сыплют игровыми штампами: тут вам и трагически завершившаяся экспедиция (на этот раз в Африке), и очередной загадочный артефакт, и угрожающее герою проклятье, и ужасные эксперименты над людьми, и злодей, продавший душу дьяволу в обмен на возможность снова встретиться с любимой. Методы подачи этой истории мало чем отличаются от того, что мы уже видели в Penumbra: простенькие кат-сцены да многочисленные документы, которые мы находим и штудируем в ходе своих блужданий. При желании можно даже насчитать несколько сценарных заимствований из предыдущих работ Frictional Games.

Другой вопрос, что такой подход вовсе не портит геймплей: сюжет в Amnesia все равно интригует, по крайней мере до последней трети игры, когда уже начинаешь догадываться, что же тут произошло и чем примерно закончится.

Дневники и записки увлекательно написаны и грамотно разложены по уровням — находим мы их как раз тогда, когда хочется узнать, что же случилось дальше. Само повествование украшено множеством мелких деталей: взять, к примеру, дамасские розы, которые в игре постоянно упоминаются и кое-где даже алеют рядом с полуразложившимися трупами. Но главное, что заставляет внимательно следить за сюжетом, — это, конечно, амнезия. Чистый лист бумаги, в который превратилась память Даниэля, сценаристы постепенно заполняют флешбэками и обрывками фраз, которые очень медленно проливают свет на происходящее.

Обзор Amnesia Rebirth. Долгая прогулка в дюнах

Триллер Amnesia: The Dark Descent давно и заслуженно стал культовым: десять лет назад студия Frictional Games в каком-то смысле создала целый поджанр, окунув беспомощного героя в готическую атмосферу с жуткими монстрами. Её дело продолжила The Chinese Room, выпустившая Amnesia: A Machine for Pigs, где хоррор стал уже более индустриальным. А потом появилась SOMA, и поднятые в ней вопросы о жизни, сознании и бессмертии вряд ли кто-то сможет забыть.

Amnesia: Rebirth подобная участь не грозит по целому ряду причин.

Стэндфордский эксперимент

Кадр из фильма «Эксперимент».

Другим примером послужил не менее скандальный Стэндфордский тюремный эксперимент. Его в 1971 году провел американский психолог Филип Зимбардо. Эксперимент представлял собой еще одну ролевую игру, только на сей раз — в «охранников» и «заключенных». Помещенные в условия фиктивной тюрьмы 24 студента в течение шести дней жили по законам зоны. После чего опыты пришлось прервать, поскольку ситуация вышла из-под контроля. У «охранников» внезапно обнаружились садистские наклонности, и они с удовольствием дубасили и унижали подопечных, тогда как те, в свою очередь, заработали себе тяжелые эмоциональные травмы. В 2000 году по мотивам тех событий был снят фильм «Эксперимент» со звездой современного немецкого кино Морицем Бляйбтроем в главной роли.

Стыдно тому, кого видно

Как и прежде, все предметы интерьера можно будет потрогать своими руками (рукой).

На вопрос об опасностях Томас уклончиво отвечает: «Они будут принимать как одушевленные, так и неодушевленные формы, однако чему верить, а чему нет — придется решать самим. Прежде всего мы хотим использовать воображение игроков. Ни один отполированный до блеска монстр не сравнится с вашим собственным страхом. Иначе говоря, чем меньше мы глядим на тварей, тем больше боимся их!»

А чего вы ждали от игры, где нет оружия? Готовьтесь прятаться по углам, превратившись в слух. Либо улепетывать что есть мочи от чего-то невидимого, но очень жуткого, что грозится укусить вас за пятку в любой миг.

Для большего эффекта была введена так называемая «шкала безумия». Ее позаимствовали у Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, близкого по духу хоррора, о котором авторы отозвались самым положительным образом. По мере нарастания напряжения Даниэль постепенно начинает сходить с ума. Приближение монстра, странные видения, даже нехватка освещения — из себя может вывести любая мелочь.

На последней детали мы бы хотели отдельно заострить внимание. Стоит Даниэлю попасть в темноту, как он тотчас оказывается под угрозой нервного срыва. Получается этакий анти-Riddick: вместо того чтобы зайти в тень, нужно стремиться из нее выйти. Именно в этот момент и должны проявить себя все особенности нового графического движка, связанные с освещением. Это и обновленный эффект дневного света, пробивающегося сквозь монолитные ставни замковых окон, и чадное пламя факелов, и, конечно, трепетный огонек свечи. Любители квестов найдут тысячу способов добыть огонь в средневековом замке. Например, в показанном нам небольшом кусочке геймплея герой разжег камин старинным деревянным креслом.

Со времен Penumbra интерьеры не стали дружелюбнее.

Разработчики неслучайно скрывают подробности о наших будущих противниках. На данный момент их, очевидно, просто не существует.

За девять лет, прошедшие с момента выхода дебютного проекта (Fiend), разработчики до сих пор не обзавелись собственным офисом и могли сто раз закрыться с потрохами, но… живут. И продолжают опыты с физикой и подсознанием. В качестве главных ориентиров были названы самые скандальные социальные эксперименты прошлого века; Frictional с интересом наблюдают за реакциями перепуганных тестеров — уж не собираются ли они сделать из своего хоррора массовый социальный эксперимент над игроками? В обмен на возможность как следует пощекотать нервы мы с удовольствием в нем поучаствуем!

Будем ждать? Дистиллированный страх, выведенный в лабораторных условиях в ходе экспериментов над людьми. Подается в виде старинного замка с блуждающим по нему полусумасшедшим героем.

Процент готовности: 70%

Откуда щупальца растут

Fiend

Все началось с бесплатного двухмерного ужастика Fiend, эдакого «Alone in the Dark с высоты птичьего полета». Два года Томас работал над ним под вдохновением от произведений Лавкрафта. В результате получилась на удивление атмосферная, пугающая игра, из которой хотелось бежать сломя голову. Желающие побегать могут скачать ее с официального сайта компании.

Penumbra: Overture

Первая «командная» игра Frictional также заявила о себе под видом бесплатной технодемки, но под шквалом восторженных откликов была вынуждена пойти по коммерческим стопам. Лавкрафт и тут оставил свой след, поэтому блуждания по гренландским катакомбам очень здорово били по психике, а фирменный физический движок — еще и по пальцам.

Penumbra: Black Plague

Продолжение скитаний молодого физика Филиппа вышло меньше чем через год, не претерпев кардинальных изменений. Авторы лишь убрали неуклюжую стрельбу по собачкам, заменили их на неистребимых (и голых) зомби, а также отлично поработали над сценарием, за который игра была даже номинирована на Writers' Guild of Great Britain Award.

Penumbra: Requiem

Платный довесок к предыдущим частям не только не открыл новых высот, но и сильно ударил по авторитету компании. Сюжет и кошмары благополучно пустили по ветру, оставив лишь кучку физических задачек и прыжки по порталам. Злые языки даже называли Requiem «наглым клоном Portal». Томас поклялся, что такого больше не повторится.

Frictional Games на полном серьезе решили вскрыть самые потаенные основы человеческого поведения

Боязнь темноты

Новые визуальные эффекты определенно пошли на пользу движку Penumbra.

Ситуация дополнительно осложняется тем, что герою надо решать различные физические задачки: перетаскивать и ставить друг на друга ящики, отодвигать загораживающие проход доски, разбивать камнями окна, а также физически корректно, зажав мышку, открывать двери и крутить вентили.

На месте и облегченные «мистовские» пазлы, связанные с многоэтапной починкой какого-нибудь сломанного механизма (например, лифта) или расстановкой символов/рычагов в нужной последовательности. Загадки, традиционно для Frictional Games, превосходны: не слишком сложные, но и не примитивные, а главное — очень логичные, требующие смекалки и внимательности, а не монотонного перебора вариантов. Мы бросаем камни на заклинивший мост, пробираемся в обход завала по карнизу, вручную наполняем печь углем и находим записи, поясняющие принципы работы или починки механизмов.

Нет, нет, нет, нет, мы хотим страшнее!

Однако всю игру нас не покидало чувство какой-то недоработанности, недокрученности главной игровой концепции. Сама идея сделать игрока зависимым от окружающих условий не нова: подобные игры со светом и тенью были в Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, а в Penumbra: Overture и в украинском «Анабиозе» герою становилось плохо от пребывания на сильном морозе.

Дизайн монстров выдающимся не назовешь, но, поверьте, разглядывать их вам будет некогда.

Мы ждали, что в «Амнезии» эти идеи получат логическое развитие. А вот тут-то Frictional Games как раз и схалтурили. Размытое изображение перед глазами, шум в ушах — это, конечно, хорошо, но хотелось бы более серьезных последствий от пребывания в темноте. Почему, например, слуховые галлюцинации герой испытывает, а зрительных нет вообще? Можно было бы включить обратный отсчет времени, по истечении которого герой слетал бы с катушек и выходил из-под контроля: отказался бы, к примеру, двигаться или, наоборот, рыдая и не обращая внимания на врага, полз бы к свету. Нечто подобное собираются реализовать даже авторы киберпанковской RPG E.Y.E, а уж в хорроре такие вещи напрашиваются сами собой.

На деле же тихое помешательство главного героя не ведет ни к каким серьезным последствиям, кроме слуховых и визуальных помех. Умереть от ужаса не получится. Мы специально провели эксперимент: оставили скулящего Даниэля в полной тьме, а сами ушли пить чай. Через двадцать минут вернулись и обнаружили, что Даниэль жив. Через некоторое время Даниэль, наконец, упал, но почти тут же сам встал, а его сумасшествие чудесным образом отступило.

Полное безумие по меркам «Амнезии» — это всего лишь сильные зрительные и слуховые помехи, не более. Когда приходит осознание, что просидеть во тьме можно долго и за это время враг наверняка уйдет, прятки с монстрами теряют часть своего очарования и перемещаться в темноте начинаешь спокойнее, ведь ничего действительно страшного все равно не произойдет. Тем более что освещенных участков не так уж и мало, а масло и трутницы практически никогда не заканчиваются.

Милгрэмский эксперимент

Кадр из фильма «Охотники за привидениями».

Amnesia — прежде всего игра с человеческой психикой. В ходе интервью Томас обмолвился о том, что же вдохновляло команду на подобные игры. А это ни много ни мало самые известные и самые скандальные эксперименты XX века. Первый из них известен как эксперимент Милгрэма, который еще в 1963 году провел психолог Стэнли Милгрэм в Йельском университете. Двое участников примеряли на себя роли «учителя» и «ученика». «Ученик» заучивал слова из списка, после чего усаживался на… электрический стул, а «учитель» испытывал его память. За каждый неверный ответ «ученик» получал заряд бодрости, а «учитель» увеличивал напряжение на 15 ватт. Экспериментатор же сидел рядом и подбадривал садиста. Результаты поразили даже Милгрэма: 26 из 40 испытуемых дошли до конечной отметки в 450 В, невзирая на крики и мольбы «ученика». Опыт был поставлен и в других странах, с похожими результатами.

Читайте также: