Age of empires как играть

Обновлено: 05.07.2024

Разработчики Age of Empires IV объявили, что запускают технический стресс-тест. Самое ценное в этом для пользователей — возможность попробовать игру до релиза без лишней возни с приглашениями.

В тест включены:

Мультиплеер против живых игроков. Это главная особенность теста и именно тот элемент, который хотят проверить перед релизом.

Попасть в предварительную версию могут все желающие — либо через приложение Xbox Insider Hub, либо через страницу Age of Empires IV в Steam (кнопка «Запросить доступ»). Авторы игры призывают убедиться, что ваш PC соответствует системным требованиям.

Минимальные

процессор: Intel Core i5-6300U или AMD Ryzen 5 2400G,

Рекомендуемые

процессор: шестиядерный Intel i5 с частотой 3,6 ГГц или AMD Ryzen 5 1600, видеокарта: NVIDIA GeForce 970 или AMD Radeon RX 570,

Как добавляют разработчики, по сравнению с предыдущим закрытым тестированием в новой версии увеличили максимальное отдаление камеры, улучшили баланс для Англии и Китая, а также исправили различные баги. В открытом тесте рассчитывают проверить прочность серверов и собрать дополнительные отзывы через официальный форум.

ОБТ Age of Empires IV пройдёт с 17 сентября, 20:00 МСК, по 20 сентября, 20:00 МСК. Релиз игры намечен на 28 октября через магазин Windows 10, Xbox Game Pass и Steam.

Age of empires как играть

Каждый юнит обладает следующими основными характеристиками:

Cost – стоимость;

Hit Pts – здоровье;

Attack – сила;

Armor – защита в рукопашном бою;

Pierce Armor – защита от стрел (пуль, камней и т.п.);

Range – дальность выстрела.

Все эти характеристики можно найти в технологическом дереве.

Помимо этого, юниты различаются еще и следующими параметрами:

Line of Sight – дальность видения в «клеточках» (один фрагмент стены соответствует как раз одной клеточке);

Movement Rate – скорость передвижения: сколько «клеточек» юнит преодолевает за секунду;

Fire Rate – скорострельность: сколько секунд проходит между последовательными ударами (выстрелами) юнита;

Villager. Крестьянин – основная и единственная «рабочая лошадка»: собирает все 4 вида ресурсов (пища, лес, камень, золото), строит и ремонтирует здания, ремонтирует осадные орудия и корабли. Боец из него практически никакой. Крестьянин производится в Town Center и туда же сносит собираемые ресурсы. Но можно строить и специальные здания, предназначенные для сбора того или иного ресурса. Для пищи – мельница (Mill); для леса – (Lumber Camp); для камня и золота – (Mining Camp). Эти здания можно ставить прямо возле места сбора ресурса – тем самым будет сокращаться путь «туда-сюда». В этих же зданиях можно делать апгрейды, увеличивающие скорость сбора соответствующего ресурса и количество переносимых единиц. Кроме того, можно делать апгрейды, увеличивающие защищенность и здоровье крестьянина (апгрейд делается в Town Center), а также скорость его строительства (апгрейд – в университете).
Пищу можно добывать самыми разнообразными способами: собирать ягоды, охотиться, ловить рыбу или возделывать землю. Охотиться можно на овец, оленей и кабанов. С овцами все просто: достаточно найти овцу, после чего она становится как бы вашим юнитом, так что ее можно подвести прямо к месту убоя. Труднее всего с кабанами, потому как те «дают сдачи» и запросто могут растерзать охотника-одиночку. Поэтому отправляйте на кабана сразу 6–10 крестьян. Дело это немного хлопотное, но в кабанах много мяса. Чего не скажешь о волках – они еще опаснее кабанов, а мяса не дают вообще. (Заметьте, что и кабанов, и волков запросто могут забить боевые юниты, только мяса в этом случае вы не получите вообще.) Теперь о рыбалке. Крестьянин может запросто забрасывать сети, если рыба недалеко от берега. В противном случае придется ставить пристань и ловить рыбу с помощью рыбацких лодок (fishing ships). Причем рыбу можно собирать даже там, где она не плещется. Только для этого надо предварительно поставить (то есть построить) рыболовецкие сети (fish trap). Ставятся они рыбацкими лодками и ими же добывается рыба. Рыболовецкие сети надо обновлять спустя некоторое время. Теперь о земледелии. Можно строить фермы (farms). Каждая ферма обрабатывается одним крестьянином. Спустя некоторое время ферма «выдыхается» и должна быть перестроена. Производительность ферм можно повысить, сделав соответствующие апгрейды на мельнице. Можно обрабатывать оставленные противником фермы.

Таким образом, рыболовецкие сети и фермы – это как бы способ конвертации леса в пищу (поскольку на производстве и обновлении сетей и ферм расходуется как раз дерево). Но есть и явный способ конвертации ресурсов. Этой цели служит рынок (market). На рынке можно продать или купить любые ресурсы, однако чем больше вы продаете или покупаете, тем более невыгодным становится для вас соответствующий курс. Кроме того, на рынках можно производить специальные торговые тележки (trade carts) и устанавливать торговые маршруты, направив тележку на союзный или нейтральный рынок. Если тележка благополучно дойдет до рынка, вы получите определенную сумму золота. Чем дальше находится рынок, тем больше золота вы получите. Можно устанавливать и водные торговые маршруты с помощью торговых кораблей (trade cogs), совершающих челночные рейсы из порта в порт.

Имеется еще один способ получения золота. Для этого надо найти реликвию (relics) (если, конечно, она есть на карте) и установить ее в собственном монастыре (monastery). Только монах может брать и переносить реликвию с места на место. Реликвию невозможно уничтожить.

Monk. Монах производится в монастыре (monastery). Слаб и ничем не вооружен. Зато может лечить собственных воинов и крестьян и переманивать на свою сторону большинство юнитов (включая монахов) и зданий противника. Монах автоматически лечит собственного воина, если тот оказался возле него. Однако монах не станет переманивать вражеского воина до тех пор, пока тот на него не нападет. Есть вероятность того, что акт переманивания не увенчается успехом (кроме того, монаха запросто могут убить еще до того, как он закончит переманивание). В любом случае монах должен немного отдохнуть и набраться сил, прежде чем начать новое «охмурение». Существует множество апгрейдов, которые можно сделать в монастыре: можно увеличить скорость передвижения монаха, его здоровье, скорость восстановления им сил, увеличить диапазон охвата, а также повысить уровень сопротивляемости собственных юнитов к увещеваниям вражеских монахов.

Infantry. Обычные пешие воины. Очень дешевы и быстро строятся. Строятся в казармах (barracks). В кузнице (blacksmith) можно сделать множество апгрейдов, увеличивающих силу, защиту, скорость передвижения и дальность видения. Обычно сильны против конницы (особенно spearmen и pikemen, имеющие бонусы +15 и +22 Attack против конников и верблюдов, а также +30 и +47 Attack против слонов) и зданий и слабы против осадных орудий и сторожевых башен.

Archers. Стрелки осыпают стрелами (или пулями) с дальнего расстояния, но очень слабы в ближнем бою. Чем быстрее движется мишень, тем больше вероятность того, что стрелок промахнется. Стрелки весьма проворны (особенно конные), что позволяет им иногда даже убегать от конницы. Все стрелки наносят здания, стенам и башням очень незначительный урон. Скирмишеры (skirmishers) обладают специальной защитой против лучников и имеют бонус при атаках на них (+3 Attack – обычный скирмишер и +4 Attack – элитный). Строятся стрелки в Archery Range; там же можно делать апгрейды, увеличивающие силу, защиту, дальность и точность выстрела. Hand Cannoneer – прототип будущих мушкетеров: обладает мощной, но неточной атакой; стреляет в два раза чаще прочих юнитов, но имеет некое минимальное расстояние, с которого может стрелять (находясь ближе к цели, стрелять не может).

Cavalry. Конники обладают приличной скоростью, силой и защитой. Весьма эффективны против лучников и осадных орудий. Слабы против supermen (pikemen) и боевых верблюдов. Строятся на конюшне (stable); можно делать апгрейды по силе, защите и скорости передвижения. Дальность видения Scout и Light Cavalry повышается на +2 при переходе в каждый следующий век.

Siege Weapons. Без осадных орудий немыслимо взятие мало-мальски приличной крепости, окруженной каменными стенами. Очень эффективны при проломе каменных стен, а также при уничтожении сторожевых башен и зданий (имеют специальный бонус в этом деле). Все орудия, кроме требушетов, строятся в Siege Workshop. Требушеты строятся в замках (Castle). Можно делать апгрейды по силе и дальности (но не для всех) стрельбы. На осадных орудиях стоит остановиться подробнее.

Battering Ram, Capped Ram, Siege Ram. Это «осадные бревна», то есть орудие надо подвести вплотную к объекту и начать его долбить. Дешево и сердито. Очень эффективно даже при использовании маленькими группами (2–4). Стрелы им практически нипочем. Зато пехота и кавалерия могут запросто порубить их в капусту. Уже на уровне Capped Ram обладают «area effect of damage», то есть поражают и соседние участки (например, вы бьете по одному фрагменту стены, а ломаются и два соседних фрагмента).

Scorpion, Heavy Scorpion. Выпускает что-то типа стрел, что очень эффективно против больших скоплений юнитов, поскольку большущая стрела поражает все, к чему прикоснется. Из всех осадных орудий только «скорпионы» и «тяжелые скорпионы» не имеют бонуса при стрельбе по стенам и зданиям.

Mangonel, Onager, Siege Onager. Классический вариант катапульты. Эффективнее всего бьет по стенам, башням и зданиям; менее эффективно – по юнитам.

Bombard Cannon. Мортира, стреляющая ядрами на большие расстояния. Самое лучшее средство для крушения стен, башен и зданий. Но в ближнем бою беззащитна (есть минимальный радиус, ближе которого мортира стрелять не может).

Trebuchet. Окончательное развитие идеи катапульты. Бросает огромные камни на громадные расстояния. Самое дальнобойное орудие в игре, наиболее эффективное против любых построек.

Задается на панели юнитов. Надо щелкнуть по соответствующей иконке.

Aggressive Stance – юнит атакует любого врага, попавшего в его поле зрения, и продолжает его преследовать до тех пор, пока враг не будет уничтожен либо пока юнит не погибнет сам; большинство боевых юнитов находятся в этом режиме «по умолчанию».

Defensive Stance – юнит атакует любого врага, попавшего в его поле зрения, но преследует его только на короткие расстояния; если враг затем исчезает из поля зрения, юнит возвращается на свое место. Если юнит будет атакован стрелками, находящимися вне его поля зрения, он так и будет стоять под огнем, не делая попыток найти обидчиков или убежать. В режиме defensive юниты не отвечают на атаки противника, если им приказано следовать из одной точки к другой.

Stand Ground Stance – юнит стоит на месте; отвечает на атаки лишь в том случае, если может сделать это, не сходя с места. Режим stand ground полезно задавать юнитам, играющим роль «живого щита», охраняющего стрелков и осадные орудия.

No Attack Stance – юнит не движется и не воюет, даже если на него напали; этот режим полезно задавать катапультам, скорпионам и мортирам, если поблизости завязалась рукопашная схватка – неизвестно, кого они больше побьют: чужих или своих.

Юниты в формациях создают упорядоченные структуры и движутся как одно целое со скоростью самого медленного юнита.

Line – юниты выстраиваются плечом к плечу в несколько линий; более слабые юниты помещаются сзади. Таким образом, лучники получают возможность стрелять из-за плеч своих охранников.

Box – юниты выстраиваются в квадрат; самые слабые оказываются в центре. Полезно, когда вы хотите защитить своих монахов или осадные орудия, а противник внезапно напал со всех сторон.

Staggered – то же самое, что и Line, но с большими промежутками между юнитами; полезно, когда вы хотите расширить фронт атаки или уберечься от возможного огня вражеских катапульт или скорпионов.

Flank – юниты делятся на две подгруппы, образуя два фланга, что позволяет напасть на врага сразу с двух сторон.

Юниты можно прятать в здания, чтобы защищать и лечить их (лечение происходит автоматически). Находясь в здании, юниты не получают повреждений; они автоматически выталкиваются из здания, если оно разрушилось или получило очень серьезные повреждения.

Town Center укрывает до 15 пеших юнитов, включая крестьян (для сбора крестьян предусмотрена даже специальная кнопочка на панели Town Center – это полезно, если противник внезапно ворвался на базу; когда угроза будет ликвидирована, можно еще раз нажать на эту кнопочку, и крестьяне вернутся к прерванным обязанностям).

Tower укрывает до 5 пеших юнитов.

Castle укрывает до 20 сухопутных юнитов любого типа, кроме осадных орудий; юниты, расположенные в замке, лечатся быстрее, чем в других зданиях.

В перечисленных выше зданиях можно укрывать, распускать и снова укрывать юниты сколько угодно раз. В приводимых ниже зданиях юниты можно укрывать только 1 раз: после того как вы их выпустили, вы уже не можете собрать их назад. Собираются же юниты в этих зданиях по мере строительства (в качестве места выхода надо щелкнуть по тому зданию, где вы хотите собрать юниты).

Barracks укрывает до 10 юнитов, производимых в Barracks.

Archery Range укрывает до 10 юнитов, производимых в Archery Range.

Stable укрывает до 10 юнитов, производимых в Stable.

Siege Workshop укрывает до 10 осадных орудий.

Dock укрывает до 10 кораблей.

Monastery укрывает до 10 монахов.

Крестьяне и стрелки могут стрелять из зданий, в которых они собраны. В этом случае сила таких зданий повышается.

Для перехода в следующий век необходимо иметь по крайней мере два разных здания из текущего века, а также значительное число ресурсов.

Dark Age
Позволяет строить: Barracks, Dock, House, Mining Camp, Lumber Camp, Mill, Farm, Outpost, Palisade Wall.
Feudal Age
Требуется: 500 food
Позволяет строить: Archery Rage, Stable, Blacksmith, Market, Fish Trap, Watch Tower, Gate, Stone Wall.
Castle Age
Требуется: 800 food, 200 gold
Позволяет строить: Town Center, Castle, Siege Workshop, Monastery, University, Guard Tower, Fortified Wall.
Imperial Age
Требуется: 1000 food, 800 gold
Позволяет строить: Wonder, Keep, Bombard Tower.

В игре 13 рас. Каждая из них обладает своими бонусами и имеет по одному уникальному юниту, доступному только этой расе (исключение составляют викинги – у них два уникальных юнита). Каждой расе доступно не все технологическое дерево, а только часть его (в самом деле, странно было бы увидеть боевых слонов или верблюдов в армиях европейцев). Все расы условно делятся на наступательные (offensive) и оборонительные (defensive). Первые расы сильны в нападении, но слабы в защите; вторые – наоборот.

Уникальный юнит: Longbowman – лучник, доведенный до совершенства: обладает самой большой дальностью выстрела и самый дальнозоркий. Немного уступает по этим параметрам только Hand Cannoneers (но выигрывает у них по точности стрельбы).

Бонусы:
Town Centers стоят на 50% дешевле;
Foot archers получают +1 range в Castle Age и еще +1 range в Imperial Age (итого +2);
Shepherds (пастухи) работают на 25% быстрее.

Уникальный юнит: Samurai – самурай имеет солидный бонус (+5 Attack) при борьбе с уникальными юнитами других рас, а также +2 Attack при разрушении зданий.

Бонусы:
Fishing ships вдвое прочнее и вдвое защищенней;
Японцы работают на 5% быстрее в Dark Age, на +10% в Feudal Age, на +15% в Castle Age, на +20% в Imperial Age;
Mill, lumber camp, mining camp стоят на 50% дешевле;
Infantry проворнее орудует своим оружием: на 10% быстрее в Feudal Age, на 15% в Castle Age, на 25% в Imperial Age.

Уникальный юнит: Janissary – усовершенствованный вариант Hand Cannoneer; не имеет минимального радиуса стрельбы.

Бонусы:
Юниты с пороховым оружием (gunpowder) на 50% здоровее;
Исследование gunpowder стоит на 50% дешевле, а знание химии (chemistry) дается вообще даром;
Свободный апгрейд до Light Cavalry;
Золото добывается на 15% быстрее.

Уникальный юнит: Chu Ko Nu – своеобразное усовершенствование лучника; стреляет огненными стрелами, причем в 2 раза чаще; только дальность стрельбы оставляет желать лучшего.

Бонусы:
Начинают игру, имея на 3 крестьянина больше, но на 150 food меньше;
Все технологии стоят дешевле: на 10% в Feudal Age, на 15% в Castle Age, на 20% в Imperial Age;
Town Centers поддерживает 10 юнитов;
Demolition ships на 50% прочнее.

Уникальный юнит: Teutonic Knight – мощный пеший юнит, обладающим недюжинным здоровьем и очень солидной броней; имеет бонус +4 Attack при разрушении зданий; только движется медленнее всех пеших юнитов (на 30%).

Бонусы:
Монахи лечат с расстояния, вдвое большего, чем прежде;
В сторожевых башнях помещается в два раза больше юнитов (то есть 10) и выпускают они в два раза больше стрел;
Технология Murder Holes дается даром;
Farms стоят на 33% дешевле;
Town Center имеет +2 attack/+5 range.

Уникальный юнит: War Elephant – боевой слон, обладает чудовищным здоровьем, из-за чего его очень непросто убить; имеет «area of effect damage», то есть за один удар поражает несколько соседних юнитов; но чрезвычайно медлителен – самый медленный юнит в игре; элитный слон имеет бонус (+10 Attack) при разрушении зданий.

Бонусы:
Стартуют с +50 wood, food;
Town Centers и Dock вдвое крепче;
Персы работают быстрее: на +10% в Feudal Age, на +15% в Castle Age, на +20% в Imperial Age.

Уникальный юнит: Throwing Axeman – пеший юнит, бросающийся топориками; обладает силой и здоровьем конных лучников, но движется в 2 раза медленнее их.

Бонусы:
Castles стоят на 25% дешевле;
Knights на 20% здоровее;
Апгрейды ферм даются свободно (но требуется Mill).

Уникальный юнит: Cataphract – мощный конник, имеющий значительный бонус при борьбе с пехотой (дерется с нею вдвое сильней).

Бонусы:
Строения византийцев прочнее: на +10% в Dark Age, на +20% в Feudal Age, на +30% в Castle Age, на +40% в Imperial Age;
Camels, skirmishers, Pikemen стоят на 25% дешевле;
Fire ship имеет +20% attack;
Переход к Imperial Age стоит на 33% дешевле.

Уникальный юнит: Huskarl – мощный пеший юнит, прекрасно защищенный от стрел и имеющий бонус при борьбе с лучниками; только движется чуть медленнее (на 10%) обычных пехотинцев.

Бонусы:
Infantry стоит дешевле: на 10% в Feudal Age, на 15% в Castle Age, на 25% в Imperial Age;
Infantry имеет +1 attack против зданий;
Крестьяне имеют +5 attack при охоте на кабанов;
В Imperial Age имеют +10 population.

Уникальный юнит: Mameluke – боевой верблюд, имеющий солидный бонус при борьбе с конницей и слонами; кидается каким-то «ножичками», но на близкое расстояние.

Бонусы:
Торговля на рынке стоит только 5%;
Транспортные корабли вдвое прочнее и перевозят вдвое больше пассажиров;
Galleys атакуют на 20% быстрее;
Cavalry archers имеют +3 attack против зданий.

Уникальный юнит: Woad Raider – самый быстрый из пеших юнитов и довольно мощный; обладает небольшим бонусом при разрушении зданий.

Бонусы:
Infantry движется на 15% быстрее;
Лесорубы работают на 15% быстрее;
Siege weapons стреляют на 20% быстрее.

Уникальный юнит: Mangudai – конные стрелки, обладающие солидным бонусом (+6 Attack) при борьбе с осадными орудиями.

Бонусы:
Cavalry archers стреляют на 20% быстрее;
Light Cavalry на 30% здоровее;
Охотники работают на 50% быстрее.

Уникальный юнит: Longboat, Berserk (сразу 2 уникальных юнита). Berserk – достаточно мощный пеший юнит; отличительная особенность – медленно лечит самого себя. Longboat – корабль уровня War Galley; единственное преимущество – выпускает сразу несколько стрел.

Бонусы:
Боевые корабли стоят на 20% дешевле;
Пехота обладает большим здоровьем: на +10% в Feudal Age, на +15% в Castle Age, на +20% в Imperial Age;
Технологии Wheelbarrow, Hand card даются свободно.

Советы по прохождению игры Age of Empires от Дмитрия Эстрина

Развитие

Stone Age
Tool Age
Bronze Age
Iron Age

Stone Age

HOUSE
Стоимость: 30 единиц древесины.
Описание: HOUSE — это здание, где теоретически должны жить ваши подчиненные. В одном домике могут жить до 8 человек. Если все они уже заняты, то вы не сможете более нанять ни одного юнита. Размешать их рекомендуется рядом друге другом, определяя примерные границы базы.

GRANARY
Стоимость: 120 единиц древесины.
Описание: Это здание служит для хранения пищевых ресурсов и совершенствования ваших оборонных сооружений. В случае его отсутствия пища будет складываться в TOWN CENTER.
Строить его старайтесь так, чтобы они были рядом с местом, где ваши работники добывают пищу, и чтобы вокруг GRANARY оставалось некоторое пространство для размещения рядом с ним ферм.

DOCK
Стоимость: 100 единиц древесины.
Описание: Верфь, где вы, соответственно, можете строить самые разные морские юниты: рыболовные, торговые, транспортные, боевые и осадные корабли. Здесь же вы совершенствуете самые разные их характеристики. Строить лучше всего в бухтах рядом с «рыбными» местечками.

Tool Age

MARKET
Стоимость: 150 единиц древесины. Описание: MARKET — это здание, имеющее принципиально важное значение для экономики в игре. Во-первых, теперь вы сможете строить фермы, о которых рассказано ниже, а во-вторых, оно позволяет платить дань противнику с целью заключения альянса. Здесь проводятся некоторые хозяйственные совершенствования, в частности повышение производительности труда работников, а также улучшаются некоторые характеристики для юнитов-стрелков. Размещать лучше всего рядом с TOWN CENTER.

STABLE
Стоимость: 120 единиц древесины.
Описание: Конюшня — она и есть конюшня. Нанимать здесь следует различных конных юнитов, или, проще говоря, кавалерию.

WALL
Стоимость: 5 камней. Описание: Обыкновенная стена в Age of Empire может сыграть не последнюю роль. Думаю, всем ясны ее функции, поэтому ограничусь одним советом по размещению — стройте ее по периметру всей базы при наличии соответствующих возможностей.

TOWER
Стоимость: 150 камней. Описание: Сторожевые башни будут оборонять вашу базу даже лучше, чем многочисленное войско (особенно если для них провести соответствующие upgradы). Однако не последнюю роль они могут сыграть и в непосредственной осаде вражеской базы.

Bronze Age

TEMPLE
Стоимость: 200 единиц древесины. Описание: В этом здании можно нанимать магов, а также улучшать их характеристики. Размещать TEMPLE лучше всего в наиболее безопасном месте.

SIEGE WORKSHOP
Стоимость: 200 единиц древесины.
Описание: Здесь собирается и совершенствуется осадная техника типа катапульт и баллист. Стройте его рядом с казармами.

Iron Age

WONDER
Стоимость: 1000 золота, 1000 камней, 1000 единиц древесины.
Описание: Если у вас имеется достаточно ресурсов, чтобы воздвигнуть данное сооружение, и армии, чтобы его удержать, тогда советую без промедления взяться за дело. Строить его приходится очень долго, поэтому лучше всего заставить работать на «стройке» побольше крестьян. Дабы удержать Чудо с наименьшими потерями и в наилучшей сохранности, следует строить его в наименее опасном и наиболее охраняемом углу базы. Помните, что враг видит эту постройку и знает, куда наносить удар.

Как вы видите, здания строятся вне всякой зависимости друг от друга, поэтому все вышесказанное является не более чем рекомендуемыми советами. Теперь обратимся к вопросу, как, собственно, и из чего строятся все эти здания, иначе говоря, к экономической части игры.

Экономика

Пожалуй, самым важным отличием Age of Empire от других игр подобного рода является огромное количество ресурсов: пища, дерево, золото, камни. Все это добывают ваши работники, временно превращаясь то в охотников, то в фермеров, то в лесорубов, то в рыболовов. Вы наверное уже заметили, что пропорции добываемых ресурсов изменяются с переходом в каждую эпоху. Так, если вначале вся экономика держится на добыче пищи, то в Железном Веке доминирует золото. Далее мы последовательно рассмотрим каждый из этих ресурсов.

Дерево
Камень

Камень — это основной вид ресурсов, необходимый для оборонных сооружений. В игре его источником являются несколько серых валунов. Обычно камни сосредоточены в одном месте. Если вы хотите в дальнейшем возвести мощную систему фортификаций, то начать собирать его лучше уже в Tool Age. К сожалению, своим количеством на карте камень значительно уступает дереву и тем более пище, поэтому советую правильно распределить обязанности среди работников, иначе противник может оказаться быстрее и опередить вас по выработке достаточно важного ресурса. Рекомендую также не расходовать все камни на сооружение башен и стен и оставить 1000 единиц, необходимых для строительства Чуда.

Золото

Золото — это не только ресурс, но и своеобразная денежная единица. В своем естественном виде золото мало чем отличается от камня, однако его можно добывать и не столь примитивным способом. Экономика Age of Empires в значительной мере осложнена торговлей, хотя, надо отдать должное объективности, торговля эта почти аналогична простому сбору ресурсов. Не будем рассуждать о том, хорошо это или плохо, а лучше сразу перейдем к описанию технологии товарообмена. Вести торговлю можно исключительно морским путем, построив соответствующее судно. Далее вы должны решить, чем вы будете торговать — пищей, деревом или камнем. Затем вы отправляете корабль с некоторым количеством выбранного ресурса в порт оппонента, а потом корабль возвращается «домой» уже с золотом. Процесс обмена ресурса на золото происходит почти мгновенно по курсу 1:1. Прошу обратить особое внимание на то, что торгуя каким-нибудь ресурсом, его количество в вашей империи не уменьшается так же, как не увеличивается его количество у противника. Таким образом, торговля не имеет ничего общего с государством. Все, за чем вам приходится следить — это то, как бы не возникало переизбытка продаваемого ресурса на рынке. В этом случае вам просто следует торговать чем-нибудь другим.
Золото становится очень важным ресурсом в игре особенно в последние эпохи, когда вам становятся доступны элитные войска, а также такие важные юниты, как маги. Войска, нанимаемые за золото, обычно очень эффективны в бою, их следует особенно тщательно беречь, так как золото, несмотря на некоторое разнообразие в способах добычи, доставать все-таки необычайно трудно. Тем более, что иногда запасы его на карте бывают сильно ограничены, а возможностей торговать у вас нет, например, из-за отсутствия выхода к морю.

Дипломатия

Дипломатия в Age of Empires (так же, как и торговля) существует 8 достаточно упрошенном виде, однако и ей следует уделять некоторое внимание. В игре существует 3 состояния внешней политики: враждебное, нейтральное и дружественное. Все они отличаются друг от друга отношением ваших войск к остальным империям на уровне. Далее мы последовательно рассмотрим каждое из этих состояний.

Дружественное
Нейтральное

Это состояние лучше назвать вооруженным нейтралитетом. Ваши войска обращают внимание исключительно на военные юниты противника, игнорируя вражеских работников и вражеские здания. Однако при желании солдатам можно приказать уничтожать то, что нужно вам. Нейтральное состояние выгодно для проведения тонких политических маневров, например для заманивания вражеских работников на вашу территорию и последующего их эффективного уничтожения. Кроме того, оно достаточно действенно, когда нужно, чтобы ваши юниты были менее самостоятельными в принятии решений. Представьте себе такую ситуацию. Ваша катапульта пытается уничтожить очень быстро двигающихся вражеских работников. Однако вместо этого она попадает по своим родным юнитам, которые так же стремятся выполнить свои мелкие желания, не обращая внимания на глобальные цели. Вы устанавливаете нейтральное внешнеполитическое состояние по отношению к противнику и тем самым вносите порядок в ряды ваших войск.

Враждебное

Эта политика наиболее эффективна, когда нужно, например, с помощью малых сил не допускать противника на вашу территорию или как можно быстрее разгромить пустующую вражескую базу. Главный ее принцип — стреляй по всему, что движется и не движется и что окрашено не в свой цвет. Иногда достаточно выгодно расторгнуть с врагом союз, предварительно собрав у стен его города внушительные силы. Так как компьютерный AI не обращает внимания на ваши войска, когда вы являетесь его союзником, а также не сможет быстро мобилизовать силы для отражения атаки, у вас появится прекрасный шанс взять базу врага за считанные минуты.
Использовать все эти межгосударственные отношения следует, руководствуясь множеством различных факторов, например, положением вашей империи на карте, примерной оценкой количества ресурсов, расположенных на вражеской территории, и т.д.

В игре Age of Empires нет возможности уничтожить врага сразу, без развития, без ведения хозяйства на базе, а порой и без дипломатических изворотов. Поэтому прежде чем начать полноценную войну, следует заниматься самой что ни на есть мирной деятельностью. Или почти мирной. Так или иначе, в Age of Empires вряд ли покажется скучным даже стандартное поддержание баланса ресурсов. Может даже случиться такое, что потом, после того как вы подняли свою империю на самый высокий уровень, военные действия разочаруют, особенно когда вы откроете для себя наиболее эффективную стратегию. Наверное, дело в том, что разработчики сделали глобальной только одну половину игры, оставив почти без внимания то, что для стратегии в реальном времени является главным — военную тактику. Хотя и в ней существуют свои нюансы, которые в дальнейшем мы без сомнений рассмотрим.

Военная тактика


Как я уже говорил, военная тактика в Age of Empires не отличается оригинальностью. В игре существует двенадцать разных нации, которые практически ничем друг от друга не отличаются. Главное их отличие состоит в том, что у каждой нации отсутствуют некоторые юниты. Например, у греков нет слонов, у вавилонов не слишком развит флот и т.д. Но все это носит очень слабовыраженный характер, что очень печально. Однако если война в Age of Empires и не сможет поразить своей глобальностью, как, например, ведение хозяйства в мирное время, то, исходя из позиций объективности, следовало бы отметить, что в общем-то эта часть игры вовсе не плоха, а даже во многом интересна и увлекательна. Далее мы подробно рассмотрим каждый из военных юнитов, уделив также внимание их практическому применению в бою.

Пехота

Clubman
Стоимость: 50 единиц пищи. Описание: Это самый слабый юнит в игре. Использовать его следует разве только в самые ранние эпохи на случай появления таких же врагов.

Broad Swordsman
Стоимость: 35 единиц пищи, 15 золота. Описание: Этих солдат лучше всего применять в охране границ вашей империи с целью не подпускать к своим ресурсам вражеских работников. Большими группами могут отбивать атаки лучников, а также уничтожать медленные катапульты.

Long Swordsman
Стоимость: 35 единиц пищи, 15 золота. Описание: Если вы знаете, что на базе врага не осталось башен, смело ведите в атаку 15-20 таких юнитов под прикрытием некоторого количества лучников. Использовать их можно, в принципе, где угодно.

Норlite
Стоимость: 60 единиц пищи, 40 золота. Описание: Этот юнит следует приобрести, даже учитывая достаточно высокую цену. Несмотря на медленное передвижение, hoplite уничтожает почти любой юнит, практически не позволяя нанести себе какой-либо вред.

Лучники

Bowman
Стоимость: 40 единиц пиши, 20 единиц древесины.
Описание: Самый простой лучник. В ранние эпохи самый лучший юнит. В это же время большими группами этих лучников можно совершать набеги на вражескую территорию.

Improved Bowman
Стоимость: 40 единиц пищи, 20 золота. Описание: Эти юниты отличаются от обычных лучников более высокими характеристиками. В больших количествах способны охранять побережье от вражеских кораблей.

Composite Bowman
Стоимость: 40 единиц пищи, 20 золота. Описание: Усовершенствованный вариант вышеописанного юнита. В группах по пять человек эти лучники не подпускают к себе пехотинцев среднего уровня. Если враг постоянно совершает набеги в каком-то месте, то эти юниты способны будут на некоторое время приостановить их.

Chariot Archer
Стоимость: 40 единиц пищи, 70 епиниц дерева.
Описание: Самые экономичные и в то же время не плохие лучники. Ими лучше большими группами уничтожать медленно передвигающихся юнитов.

Elephant Archer
Стоимость: 180 единиц пищи, 60 золота. Описание: Обычный лучник на слоне, обладающий недюжинными защитными характеристиками. Достаточно дорогой,
применять лучше сего на постоянной защите каких-то ценных объектов.

Horse Archer
Стоимость: 50 единиц пищи, 70 золота.
Описание: Очень быстрый юнит-стрелок, которого можно применять почти повсеместно.

Heavy Horse Archer
Стоимость: Если вы сможете провести достаточно дорогой upgrade, то вам станет доступен «очень быстрый Composite Bowman». Лучше всего применять в отвлечении огня от ценных юнитов, а также в быстрых вылазках на территорию врага.

Кавалерия

Chariot
Стоимость: 40 единиц пищи, 60 единиц древесины. Описание: Колесницы лучше всего применять для уничтожения приближающихся катапульт и баллист. А во всем остальном почти бесполезный юнит.

Cavalry
Стоимость: 70 единиц пищи, 80 золота.
Описание: Достаточно быстрый и сильный юнит, которого лучше всего применять в диверсионных вылазках с целью подорвать экономическую мощь врага.

Heavy Cavalry
Стоимость: 70 единиц пищи, 80 золота.
Описание: Усовершенствованный вариант Cavalry. Отличается более высокими характеристиками.

Cataphract
Стоимость: 70 единиц пищи, 80 золота.
Описание: Самый лучший кавалерийский юнит и один из лучших юнитов в игре. Подходит почти во всех тактических операциях.

War Elephant
Стоимость: 170 единиц пищи, 40 золота.
Описание: Этот юнит обладает очень высокими защитными характеристиками. Кроме того, у него очень интересные способности. Если вы замечаете большую сконцентрированную группу юнитов, то направляйте к ним слона, и он несколькими ударами уничтожит их всех.

Осадное вооружение

Stone Thrower
Стоимость: 180 единиц древесины, 80 золота. Описание: Самое приятное свойство этого юнита -способность стрелять на более дальние расстояния, нежели башни. Поэтому он способен уничтожать их без потерь.

Catapult
Стоимость: 180 единиц пиши, 80 золота. Описание: Усовершенствованный вариант вышеописанного юнита. Отличается более высокой частотой стрельбы, дальнобойностью, силой и большей зоной удара.

Heavy Catapult
Стоимость: 180 единиц древесины, 80 золота.
Описание: Самая мощная катапульта. Помимо своих обычных способностей, она может уничтожать лес.

Ballista
Стоимость: 100 единиц древесины, 80 золота.
Описание: Этот юнит, в отличие от катапульт, стреляет не ядрами, а специальными снарядами. У него также более высокая частота стрельбы, что позволяет ему более эффективно уничтожать не только статичные объекты.

Helepolis
Стоимость: 100 единиц древесины, 80 золота.
Описание: Усовершенствованный вариант вышеописанного юнита, отличающийся более высокими характеристиками.

Военные корабли

Scout Ship
Стоимость: 135 единиц дерева.
Описание: Самый слабый военный корабль. Большие группы этих кораблей могут сдерживать натиск их старших собратьев, а так же патрулировать берег.

War Galley
Стоимость: 135 единиц дерева.
Описание: Десяток таких кораблей способен нанести достаточно мощный удар с моря по базе, которая незащищена башнями.

Catapult Trireme
Стоимость: 135 единиц дерева, 75 золота.
Описание: Прототип катапульты на море. Лучшее средство для уничтожения башен, охраняющих побережье. Также может применяться для уничтожения зданий, расположенных у берега.

Jaggernaut
Стоимость: 135 единиц дерева, 75 золота. Описание: Усовершенствованный вариант Catapult Trireme. Используется так же, как и он.

Priest
Стоимость: 125 единиц золота. Описание: Это единственный юнит в игре, владеющий магией. Несмотря на малое количество заклинаний, все они достаточно эффективны. Маг способен восстанавливать силы у поврежденных юнитов (за исключением кораблей), а также превращать вражеские юниты и здания в свои. За последнее заклинание требуется определенное количество маны.

Особенности наций

Ассирийцы (Assyrian): скорость стрельбы всех типов лучников больше на 40%, скорость работы крестьян больше на 30%

Вавилоняне (Babylonian): стены и башни выдерживают ударов в два раза больше, скорость воздействия колдовства мага при лечении больше на 30 %, скорость добычи камней больше на 30%

Чозен (Choson): жизнь легионеров и пехотинцев с мечами больше на 80 ед., дальность стрельбы башни на 2 ед. больше, стоимость производства мага меньше на 30%

Египтяне (Egyptian): скорость добычи золота больше на 20%, жизнь колесницы и колесницы с лучниками больше на 33%. дальность воздействия магом больше на 3 ед.

Греки (Greek): военные корабли на 30% быстрее, тяжелая пехота быстрее на 30%

Хиттайт (Hittite): катапульты, тяжелые катапульты в два раза больше выдерживают ударов, поражение противнику при стрельбе всех типов лучников больше на 1 ед., дальность стрельбы военных кораблей больше на 4 ед.

Миноан (Minoan): стоимость производства кораблей меньше на 30%, дальность стрельбы лучников с композитными луками больше на 2 ед.. количество производства продуктов на ферме больше на 25%

Персы (Persian): скорость охоты больше на 30%, количество производства продуктов на ферме меньше на 30%, боевые слоны и лучники на слонах быстрее на 50%, скорость стрельбы кораблей-трирем больше на 50%

Феникийцы (Phoenician): стоимость производства боевых слонов и лучников на слонах меньше на 25%, скорость стрельбы трирем с катапультами и кораблей-джагернаутов больше на 65%

Шанг (Shang): стоимость производства крестьян меньше на 30%, стены выдерживают в два раза больше ударов

Самериане (Sumerian): жизнь крестьян больше на 15 ед., скорость стрельбы катапульт и тяжелых катапульт больше на 50%, количество производства продуктов на ферме больше в два раза

Ямато (Yamato): стоимость производства конных лучников, кавалерии, тяжелой кавалерии меньше на 25%, скорость крестьян больше на 30%, корабли крепче на 30 ед.

Age of Empires 2: Age of Kings: Советы и тактика

Эпоха империй 2.
Я привожу советы, которые опытным игрокам ни к чему (можете сразу закрывать эту страничку), а новичкам помогут быстрее понять, как можно с наименьшими потерями уничтожать врагов и защищать свою территорию.
Поверьте, эти советы вам пригодятся - я уже давно прошёл АОЕ-2, а сейчас для прикола ставлю против себя по 5-6 стран и все - враги!

1. Как можно быстрее развивайте стрелков. После этого, когда у врага уже много солдат, а дальнобойность ваших лучников достаточная, создавайте отряд из 10-20 стрелков и отправляйте его толпой на врага. Обычно враг нападает по одному два солдата, и ваши стрелки успеют перебить несколько десятков врагов, пока те не нападут толпой и не перебьют ваш отряд. Стрелков очень удобно ставить за стенами во время атаки, чтобы они убивали врагов из-за стен.

2. Если у вас есть берег реки или вы на острове, ставьте по берегу побольше башен. Враги часто переправляются на кораблях и башни могут успеть уничтожить корабль вместе со всеми врагами, пока они ещё не высадились на берег. Для большей защиты можно установить у самой кромки воды стены, оставив лишь небольшие хорошо защищённые пристани для собственного пользования.

3. Против уникальных отрядов персов - боевых слонов - эффективнее всего действуют катапульты (но не требучёты!). При этом боевые слоны, хотя и дорого стоят, невероятно мощные и отлично защищённые отряды! Например, пеший отряд из десятка бойцов с длинным мечом практически не имеет шансов устоять против хорошего боевого слона с хорошей защитой.

4. Против уник. отрядов турок - янычаров - лучше всего ставить конных лучников - стреляют они дальше, точнее и двигаются быстрее (а янычары медленные и неточные, хотя у них огромная мощность).

5. Если между вашей землёй и землёй врагов течёт не очень широкая земля и карта маленькая, враги наверняка начнут строить здания на берегу. Создайте несколько требучётов, подгоните их к берегу и разрушайте дома врагов. Пока враги подгонят лучников к берегу, вы уже успеете уничтожить несколько зданий, после чего побыстрому и без палева сворачивайте требучёты и сваливайте.

6. Монахи очень полезны в игре. Если у вашего монаха большой радиус действия, переправьте на тот берег поселенца (на них обычно не нападают), постройте кусок стены и сваливайте. Когда вражеские солдаты подойдут, чтобы разрушить стену, монах может вербовать некоторых из них через реку, и они начнут драться друг с другом.

7. Всё время держите возле своих берегов хотя бы 3-4 корабля-разрушителя для уничтожения кораблей с врагами. Есть и ещё один приём: когда враги создадут много пеших или конных (но не стреляющих) уникальных отрядов, пожертвуйте поселенцем для постройки куска стены у самой кромки воды. Когда толпа врагов кинется к берегу в атаку на вашу стену, подгоните к ним и взорвите 2-3 корабля разрушителя. Каждый корабль-разрушитель при удачном подходе может взорвать до 15 вражеских солдат.

8. Постарайтесь как можно быстрее исследовать каменную стену и защитить ей побольше земли так, чтобы туда можно было проникнуть только через ваши ворота. Враги не смогут проникнуть к вам, но союзники могут пройти через открытые ворота, поэтому используйте функцию "запереть ворота", иначе они начнут добывать ресурсы на вашей территории и всё унесут к себе. Через определённые промежутки возле стен нужно ставить башни, а в особо опасных местах сажать в них лучников (если вы этого не сделаете, враги постепенно разрушат все стены). Лучше, чтобы к внутренней стороне вашей стены прилегал лес - если даже враги пробьют стену, они не смогут пройти через деревья. А для защиты от того, что поселенцы врагов могут прорубить лес, поставьте на границе леса башни - они будут стрелять и в поселенцев, если вы установите дипотношения с противниками на "враг".

9. Торговля с другими городами очень выгодна, но морская торговля лучше - когда телега проезжает через ворота, они открываются, и враги могут пройти через них.

10. Скорпионы - не очень удобное оружие (медленные, легко разрушаются). Ваши баллисты (катапульты) могут убить выших же солдат, поэтому держите войска позади них.

11. На поле боя очень удобно (если успеете) создать защищённые хотя бы частоколом квадраты. в которые нужно посадить монахов. Они будут лечить ваших солдат прямо во время боя, только (чтобы солдаты не разбегались по полю) нужно установить для них опцию "нападать только на короткой дистанции" и поставить поближе к этим квадратам - враги сами будут подбегать, а монахи могут не только лечить ваших солдат, но и вербовать вражеских.

12. Лучше не пытайтесь сразу создать целую гвардию и "на абордаж" взять все врагов - это у вас вряд ли получится. Лучше брать врагов измором, понемногу рассеивая и уничтожая его солдат, которые стоят немалых ресурсов. Ресурсы-то не бесконечны, а восстанавливать их очень долго. Когда у противника ресурсы будут на исходе, он уже не сможет создать большую армию и его можно будет уничтожить даже парой требучётов и десятком лучников.

13. Я сказал, что ресурсы долго восстанавливать - но это можно делать постоянно (не только торговлей). Создайте несколько ферм, соберите и продайте урожай, купите на часть этих денег дерево и постройте новую ферму. На остальные деньги создавайте солдат.

14. Для ловли рыбы выгоднее всего создать сети - стоят недорого, пищи дают дофига, а главное - корабли не будут уходить за несколько экранов за рыбой (на что тратится уйма времени), поэтому создавайте сети поближе к докам. Но при этом сети очень легко разрушить врагам.

15. В игре по выбранному сценарию вам решать. за какой народ играть, но лично мне нравятся народы со стрелковыми уникальными отрядами (это британцы с их великими лучниками и китайцы с их чу-ко-ну, янычары - это ерунда их хорошо сажать в башни для повышения мощности, но точность у них отвратительная - по движущейся цели практически не попадают). Стрелковые отряды удобны тем, что начинают поражать врагов издалека - когда враг подойдёт, многие из его солдат уже будут убиты или ранены. Если не пригодились вам мои советы - извиняйте …

Читайте также: