А за переправой клубилась стена пыли от города на запад шли войска почему двоеточие

Обновлено: 30.06.2024

1. Отметьте номера предложений, в которых необходимо поставить тире.
1.Неплохой игрок этот парень.
2. Бедность не порок.
3. Говорить с вами только слова тратить.
4. Волков бояться в лес не ходить.
5.А за переправой клубилась стена пыли от города на запад шли войска.
6.Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
7.Налево шумела забытая ель, направо плакучие ивы.
8. Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России.
9.Сегодня небо как море.
10.Чай пить не дрова рубить.

2. Отметьте номера предложений, в которых необходимо поставить запятую.
1.Родина Макара затерялась в далёкой якутской тайге.
2.Крупные тяжёлые капли висели на глянцевых ветках кустов.
3. Испуганная отчаянием моего отца матушка не смела при нём плакать.
4. Вначале всё казалось ясным.
5. Нам однако пора прощаться.
6. Они бросились за ним очарованные.
7.Ко мне вошёл офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым.
8.произошло что-то странное и довольно неожиданное.
9.Савельич дремля качался на облучке.
10.Удостоверение действительно один месяц.

3. Отметьте номера предложений, в которых необходимо поставить двоеточие.
1.Лошади тронулись колокольчик зазвенел кибитка полетела.
2. Бричка бежит а Егорушка видит всё одно и то же небо равнину холмы.
3.Обычай мой такой подписано так с плеч долой.
4.Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагёз летит развевая гриву.
5.У ворот увидел я старую чугунную пушку улицы были тесны и кривы избы низки и большей частью покрыты соломой.
6.Дети старики женщины всё смешалось в живом потоке.
7. Всюду вверху и внизу пели жаворонки.
8. Не нагнать тебе бешеной тройки кони сыты и крепки и бойки.
9. Не удалось Артёму устроить брата учеником в депо моложе пятнадцати лет не брали.
10. Лестница была высокая крутая но Беликов докатился до низу благополучно встал потрогал себя за нос целы ли очки?

1. Отметьте номера предложений, в которых необходимо поставить тире.

3. Говорить с вами - только слова тратить.
4. Волков бояться - в лес не ходить.
6.Чин следовал ему - он службу вдруг оставил.
7.Налево шумела забытая ель, направо - плакучие ивы.
8. Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России.

2. Отметьте номера предложений, в которых необходимо поставить запятую.
2.Крупные, тяжёлые капли висели на глянцевых ветках кустов.
3. Испуганная отчаянием моего отца, матушка не смела при нём плакать.
5. Нам, однако, пора прощаться.
6. Они бросились за ним, очарованные.
7.Ко мне вошёл офицер, с лицом смуглым и отменно некрасивым.
8. Савельич, дремля, качался на облучке.

3. Отметьте номера предложений, в которых необходимо поставить двоеточие.

2. Бричка бежит а Егорушка видит всё одно и то же: небо, равнину, холмы.
3.Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой.
4.Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу: мой Карагёз летит, развевая гриву.
7. Всюду: вверху и внизу - пели жаворонки.
8. Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты и крепки, и бойки.
9. Не удалось Артёму устроить брата учеником в депо: моложе пятнадцати лет не брали.
10. Лестница была высокая, крутая, но Беликов докатился до низу благополучно, встал, потрогал себя за нос: целы ли очки?

9 класс ⇒ Помогите, пожалуйста, поставить точку, тире или двоеточие.

Помогите, пожалуйста, поставить точку, тире или двоеточие.

(красным выделено как я думаю написать - проверьте правильность)
Музыка - это язык души, это в звуках выраженная мысль.
Древние греки говорили, что чувство меры - есть последний и высший дар богов человеку.
Лучший способ сохранить друга - не предавать его.
Книга для ума , что теплый дождь для всходов.
Во всем : в теплых солнечных лучах, в щебетании птиц, в журчании ручьев - звучит весенняя симфония.
Ни столба, ни стога, ни забора - ничего не было видно.
Когда-то на острове , как белых , так и голубых песцов было великое множество.
Погибший день, ты был ничтожен и пуст , и мелочно тревожен.
Федотов , замечательный художник-реалист, был зачинателем критического направления в русской живописи.
Офицер , товарищ Тушина , был убит в начале дела.
Спят лайнеры , скитальцы океана.
Мороз , владыка великой северной пустыни , сжимает воздух.
Выйду утром на крылечко, погляжу окрест : вьется речка недалечко, а за речкой лес.
Еще выстрел : кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса.
Я оглядываюсь на Кремль : золотится Иван Великий.
В счастье дружбой пользуются , в беде ее проверяют.
Естественные науки - это науки о природе.
Знать язык лучше, чем сейчас, - моя мечта.
Обитатели Горюхина большей частью роста среднего.
Чай пить - не дрова рубить.
У каждого народа есть своя святыня : место на родной земле, которое особенно дорого его сердцу и разуму.
П.Л. Капица - один из известнейших физиков двадцатого столетия , внес крупнейший вклад в исследование атомного ядра.
Путь мой шел мимо Бердской слободы , пристанища пугачевского.
Лишь я , таинственный певец , на берег выброшен грозою.
В еловом лесу всегда темно : ветви елей плотно застилают солнце.
А за переправой клубилась стена пыли : от города на запад шли войска.
Биться в одиночку - жизни не перевернуть.
Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время - так считал еще Аристотель.

Браво, Звезда!
Лично я ошибок не вижу. А что скажут профи?

Ошибки у вас есть, не так много.

Музыка - это язык души, это в звуках выраженная мысль.
Древние греки говорили, что чувство меры есть последний и высший дар богов человеку.
Лучший способ сохранить друга - не предавать его.
Книга для ума что теплый дождь для всходов.
Во всем - в теплых солнечных лучах, в щебетании птиц, в журчании ручьев - звучит весенняя симфония.
Ни столба, ни стога, ни забора - ничего не было видно.
Когда-то на острове как белых, так и голубых песцов было великое множество.
Погибший день, ты был ничтожен и пуст и мелочно тревожен.
Федотов, замечательный художник-реалист, был зачинателем критического направления в русской живописи.
Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела.
Спят лайнеры, скитальцы океана.
Мороз, владыка великой северной пустыни, сжимает воздух.
Выйду утром на крылечко, погляжу окрест: вьется речка недалечко, а за речкой лес.
Еще выстрел, кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса.
Я оглядываюсь на Кремль: золотится Иван Великий.
В счастье дружбой пользуются, в беде ее проверяют.
Естественные науки - это науки о природе.
Знать язык лучше, чем сейчас, моя мечта.
Обитатели Горюхина большей частью роста среднего.
Чай пить - не дрова рубить.
У каждого народа есть своя святыня - место на родной земле, которое особенно дорого его сердцу и разуму.
П.Л. Капица, один из известнейших физиков двадцатого столетия, внес крупнейший вклад в исследование атомного ядра.
Путь мой шел мимо Бердской слободы, пристанища пугачевского.
Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою.
В еловом лесу всегда темно, (можно и тире) ветви елей плотно застилают солнце.
А за переправой клубилась стена пыли: от города на запад шли войска.
Биться в одиночку - жизни не перевернуть.
Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время - так считал еще Аристотель.

Это мои варианты, подождите других. Когда цитируется фраза из литературного произведения, надо знать, как там у автора. В некоторых случах возможны и тире, и запятые.

Помогите, пожалуйста, поставить точку, тире или двоеточие.

Ищите смысл!


Муж ее, путиловский рабочий, два раза до войны подолгу сидел в тюрьме (А.Н. Толстой). Муж ее – путиловский рабочий, два раза… У Толстого это простое предложение с основной мыслью – муж сидел в тюрьме. Дополнительная информация о том, кем был муж, передается второстепенным членом предложения – обособленным приложением. Ученик нарушает иерархию информации, уравнивает второстепенное и первоочередное. При его расстановке знаков препинания мы получаем сложное бессоюзное предложение с непонятными отношениями между его частями: то ли перечисление, то ли последовательность, то ли причина, то ли следствие. Аналогичные ошибки можно видеть и в следующем предложении:


Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого (М.Горький). Память – этот бич несчастных, оживляет…


Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он, вор, гуляка, оторванный от всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя (М.Горький). …что он – вор, гуляка, оторванный от всего родного, никогда… У Горького – противопоставление: хотя Челкаш вор и гуляка, но он никогда не будет таким жадным… А в предложении ученика – перечисление сосуществующих свойств: Челкаш – вор, гуляка, не будет жадным, низким…


Столяр впадал в добродушный тон, подзывал к себе Каштанку и говорил ей: «Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего» (А.Чехов). . Ты – Каштанка. При таком выборе места для тире складывается впечатление, что столяр придумал собачке имя 1 .


В некоторых случаях ученики не различают определяемое слово (главное) и приложение к нему (второстепенное), и это приводит к конфликту со смыслом, например: Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье (А.Пушкин). Несчастью верная сестра, надежда, в мрачном подземелье… Кто же разбудит бодрость и веселье? Получается, что сестра, а по логике – надежда.

Смещение границ предикативных частей предложения

Естественное следствие описанных выше ошибок – смещение границ предикативных частей предложения. Аналогичные случаи мы уже описывали выше, но хотелось бы привести еще несколько примеров.


Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен лачужки, и внизу с беспрерывным рокотом плескались темно-синие волны (М.Лермонтов). …к морю, почти у самых стен лачужки и внизу… Если берег спускался обрывом, на верху которого находилась лачужка, то как волны могли плескаться у самых стен ее и в то же время внизу ее? Таким образом, граница между частями предложения проходит после слова лачужки.


Я поглядел кругом: торжественно и царственно сияла ночь (И.Тургенев). …торжественно и царственно – сияла ночь. Можно ли поглядеть торжественно и царственно? Если можно, то разве от этого ночь засияет?


Я сердился на Катю, потому что перед отъездом из Москвы хотел проститься с ней, и написал ей письмо (В.Каверин). …хотел проститься с ней и написал… Что сделал герой? – сердился и написал письмо. Отсутствие запятой после ней понимается как то, что он сердился на нее за что-то, в том числе и за то, что он ей написал письмо (странная логика!).


Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, легким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза (И.Тургенев). …неподвижно: на сене тело… Приятно лежать не просто неподвижно, а именно на сене (мягком, душистом).


Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются (И.Тургенев). …приходят на память давным-давно, заснувшие… Давным-давно связано с завершенным действием (давным-давно заснувшие), а не с повторяющимся (приходят).


А за переправой клубилась стена пыли: от города на запад шли войска (К.Симонов). …пыли от города… От чего же была пыль: от того, что шли войска и поднималась пыль, или от города?


Шить сядет – не умеет взять иголку; ее бранят – она себе молчит (А.Пушкин). …не умеет, взять иголку – ее бранят… За что же бранят? Почему она молчит?


Дул жестокий ветер, мутные волны ходили по всему пруду, мутное небо отражалось в них, камыши высохли, пожелтели, волны и ветер трепали их со всех сторон… (С.Аксаков) …высохли, пожелтели волны, и ветер… Интересно, во-первых, почему пожелтели волны, во-вторых, кто кого трепал: ветер и волны – камыши или ветер трепал и камыши, и волны, и, наконец, почему при слове ветер сказуемое стоит во множественном числе? Если бы пишущий попытался осмыслить все это, то он, конечно, расставил бы знаки по-другому.

К этому же типу ошибок можно отнести и неразличение придаточных образа действия и придаточных следствия (так что или так, что), например:


а) Собакевич в четверть часа с небольшим доел осетра всего, так что когда полицмейстер вспомнил было о нем, то увидел, что от произведения природы остался один хвост (Н.Гоголь). …доел осетра всего так, что…


б) Лакей при московской гостинице «Славянский базар» Николай Чикильдеев заболел. У него онемели ноги и изменилась походка, так что однажды, идя по коридору, он споткнулся и упал с подносом (А.Чехов). …походка так, что однажды…

Неразличение автономных (вставных) конструкций


Увидя, что мужик, трудяся над дугами, их прибыльно сбывает с рук (а дуги гнут с терпеньем и не вдруг), медведь задумал жить такими же трудами (И.Крылов). …сбывает с рук, а дуги гнут с терпеньем, и не вдруг медведь задумал… Запятая перед а предполагает наличие сопоставительно-противительных отношений между соединяемыми словами, отсутствующих у слов прибыль и терпение. К информации, данной в скобках, нельзя поставить вопрос ни от одного из членов данного предложения, следовательно, это попутное, синтаксически не связанное, автономное замечание. Иначе разрушаются все связи в предложении, и оно теряет смысл: что значит и не вдруг задумал, что соединяет союз и?


Умерив свое нетерпение скорее вернуться и предупредить об опасности (Левинсон мог вот-вот нагрянуть), Бакланов задержался, спрятавшись в кусты, желая проверить, не покажутся ли из-за бугра новые отряды (А.Фадеев). …об опасности, Левинсон (мог вот-вот нагрянуть Бакланов)… Кто же задержался и кто мог нагрянуть? Даже не зная текста, из которого взят отрывок («Разгром»), можно понять, что авторское попутное пояснение о том, что подразумевается под опасностью, должно идти сразу после поясняемого слова. Вставная конструкция о том, что мог нагрянуть Бакланов, после слова Левинсон лишена смысла.


Молодой воробей упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно (И.Тургенев). …упал из гнезда, ветер сильно качал березы, аллеи… Отсутствие скобок и запятая после березы полностью разрушают смысловые отношения в предложении, ставят в один перечислительный ряд информацию о воробье и ветре, тогда как между ними отношения попутного замечания: почему же упал воробей?


От Крымского брода Герасим повернул, по берегу дошел до одного места, где стояли две лодочки с веслами, привязанными к колышкам (он заметил их прежде), и вскочил в одну из них вместе с Муму (И.Тургенев). . к колышкам, он… Здесь смещены действия разных временных планов: последовательность действий Герасима в описываемый момент такова: повернул, дошел и вскочил. А заметил относится ко времени, которое было прежде, и поэтому не может быть помещено в один ряд однородных сказуемых.

Псевдоакцентуализация смысловых отношений


Запряженные в сохи и бороны лошади были сытые и крупные (И.Тургенев). …в сохи и бороны, лошади…


Заржавленная и дребезжащая кровать эта состояла из гнутых железных полос и прутьев и ни за что не хотела встать на все четыре ножки (В.Панова). Заржавленная и дребезжащая, кровать эта… При постановке запятой после бороны и дребезжащая появляется новый смысл: лошади были сытые и крупные, потому что были запряжены в сохи и бороны, а качества кровати как-то связаны с тем, что она состояла из полос и прутьев.


Сопровождаемый офицером комендант вошел в дом (А.Пушкин). …офицером, комендант… Неужели комендант вошел потому, что его сопровождал офицер? Или несмотря на то, что… (см. условия обособления определений в предложении)?

Абсолютная потеря смысловых связей

Иногда неправильная расстановка знаков препинания приводит к полному разрушению смысловых отношений внутри предложения.


Как истинный француз, в кармане Трике привез куплет Татьяне (А.Пушкин). Как истинный француз в кармане, Трике… Что значит француз в кармане?


Иногда вместо Наташи являлся из города Николай Иванович, человек в очках, с маленькой светлой бородкой, уроженец какой-то дальней губернии (М.Горький). …человек в очках с маленькой светлой бородкой… Получается, что у очков была бородка.


Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами (М.Лермонтов). …платье с распущенными волосами. Кто-нибудь видел платье с распущенными волосами?


Добычи рыночной остаток, давно Лукич рублей десяток в жилете плисовом носил (Н.Некрасов). Добычи рыночной остаток – давно Лукич, рублей десяток в жилете плисовом носил. Что значит Лукич – добычи рыночной остаток и кто носил рублей десяток? У Некрасова добычи рыночной остаток – это приложение к рублей десяток.


Зевая и сонно думая о том, что, очевидно, все на свете товар: и помидоры – товар, и баржи – товар, и домики на земляном берегу – товар, и лимонно-желтые скирды возле этих домиков – товар, и, очень возможно, даже грузчики – товар, – Петя побрел в каюту, примостился возле Павлика и не заметил, как заснул (В.Катаев). – …все на свете: товар и помидоры, товар и баржи, товар и домики на земляном берегу… грузчики, товар Петя побрел в каюту. В этом предложении не только нарушены родо-видовые отношения (товар и его разновидности), но и Петя стал товаром: товар Петя побрел в каюту.


Из дальних странствий возвратясь, какой-то дворянин (а может быть, и князь), с приятелем своим пешком гуляя в поле, расхвастался о том, где он бывал, и к былям небылиц без счету прилыгал 2 (И.Крылов). …какой-то дворянин, а может быть, и князь с приятелем своим, пешком гуляя в поле… Ученик, расставивший таким образом знаки препинания, во-первых, не понял, что автор дает попутное уточнение статуса дворянина (возможно, князь), и не взял в скобки вставную конструкцию и, во-вторых, не смог разобраться в количестве действующих лиц и их отношениях. В предложении ученика это или один человек – дворянин, другие двое (князь и его приятель) только, может быть, гуляли (трудно было разглядеть?), или трое – дворянин, князь, а также приятель князя, если они не кажутся, а на самом деле гуляли. У Крылова – двое: дворянин (он же князь) и приятель дворянина (и никакого привидения-князя).

Вопрос о точке с запятой

Точка с запятой редко используется учащимися не только в сочинениях, но и в упражнениях, специально предполагающих выбор между запятой и точкой с запятой (упражнения на распространенные однородные члены, сложносочиненные предложения, сложноподчиненные предложения с однородными придаточными, бессоюзные предложения). Смысловая функция знака плохо осознана. Между тем степень связанности синтаксически равнозначных частей, соединяемых запятой и точкой с запятой, разная, что позволяет передать различное восприятие смысла предложения. Сравните, например, одни запятые в длинном распространенном предложении Он подвергался самым разнообразным приключениям: ночевал в болотах, на деревьях, на крышах, под мостами, сиживал не раз взаперти на чердаках, в погребах и сараях, лишался ружья, собаки, самых необходимых одеяний, бывал бит сильно и долго – и все-таки, через несколько времени, возвращался домой, одетый, с ружьем и с собакой (И.Тургенев) и точки с запятой после слов мостами, сараях, одеянии. При постановке запятой передается обилие и разнообразие приключений без их классификации, при точке с запятой возникает градация: от всего лишь неудобств (ночевал, сиживал) до крупных неприятностей (лишался, бывал бит сильно и долго).

Нередко точка с запятой употребляется немотивированно.


Ровный, мягкий свет струился по опавшей листве, и яблони, отсвеченные по краям, стояли у окна, странные и золотые (А.Фадеев). …листве; и яблони… Точка с запятой перед и показывает, что поставивший ее не чувствует связи между светом, о котором говорится в первой части предложения, и странностью и золотистостью яблонь, о которых говорится во второй.

Когда в предложении Каждый день погромыхивал дальний гром, парило, было похоже на дождь (А.Чехов) ученик ставит вместо запятой точку с запятой, он не понимает, что и гром, и парило, и было похоже на дождь – все бывало каждый день одновременно.

Таким образом, расстановка знаков препинания является не только показателем грамотности–неграмотности пишущего, но и отражает в какой-то степени его восприятие мира. Мира, в котором все связано, обусловленно, закономерно, или мира, в котором порваны, разрушены или не установились разного рода связи и зависимости. Страшны не пунктуационные ошибки сами по себе, а бессмыслица, которая создается этими ошибками и которую пишущий не замечает, а значит, и принимает.

В настоящий момент проблема смысла, мы уверены, стоит особенно остро. Смысл вытесняется, отодвигается на задний план повсюду. В окружающей учеников речевой действительности такое количество непонятных слов: и устаревших (в учебниках, в классических художественных текстах), и нелитературных (просторечие, жаргон, брань – в речи), и заимствований, аббревиатур, окказионализмов (в публицистике и рекламе), что вдумываться в них, стараться понять их и смысл всего высказывания чрезвычайно трудно, кажется, что лучше и не пробовать 3 .

Смысловой подход к тексту при расстановке знаков препинания может помочь учащимся выработать навыки рассуждения, столь необходимые им хотя бы для выполнения части С в ЕГЭ (вопрос и поиск ответа при разборе предложения аналогичны формулировке проблемы или вопроса и определению авторской позиции).

Осознать нелогичность своего сочинения на большом тексте (150–300 слов) нелегко, поэтому, как мы считаем, нужно учиться видеть логические отношения сначала в отдельных предложениях. Эта работа часто вызывает у учеников внутреннее сопротивление. Многие предпочитают логико-грамматическим вопросам к членам предложения один-единственный: как правильно? Не сознавая, что тем самым загоняют себя в тупик.

«Глупость – не врожденное свойство или недостаток, а результат личного выбора» 4 .

Выберите смысл! Ищите его!

1 Эти случаи можно истолковать и как собственно пунктуационные ошибки — неразличение запятой и тире при приложении.

2 В ряде сборников упражнений глагол прилыгал заменен (специально или случайно?) на понятное прилагал.

3 Подробнее см., например: М.Кронгауз. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2009.

4 Д.Бонхёффер. Цит. по: О.Седакова. Посредственность как социальная опасность. Архангельск, 2006. С. 8.

А за переправой клубилась стена пыли от города на запад шли войска почему двоеточие

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 536
  • КНИГИ 654 806
  • СЕРИИ 25 058
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 839

За правое дело (Книга 1)

Петру Семеновичу Вавилову принесли повестку.

Что-то сжалось в душе у него, когда он увидел, как Маша Балашова шла через улицу прямо к его двору, держа в руке белый листок. Она прошла под окном, не заглянув в дом, и на секунду показалось, что она пройдёт мимо, но тут Вавилов вспомнил, что в соседнем доме молодых мужчин не осталось, не старикам же носят повестки. И действительно, не старикам — тотчас загремело в сенях, видимо, Маша в полутьме споткнулась и коромысло, падая, загремело по ведру.

Маша Балашова иногда заходила то вечерам к Вавиловым, еще недавно она училась в одном классе с вавиловской Настей, и у них были свои дела. Звала она Вавилова «дядя Петр», но на этот раз она оказала.

— Распишитесь в получении повестки, — и не стала говорить с подругой.

Вавилов сел за стол и расписался.

— Ну всё, — сказал он поднявшись.

И это «всё» относилось не к подписи в разносной книжке, а к кончившейся домашней, семейной жизни, оборвавшейся для него в этот миг. И дом, который он собирался покинуть, предстал перед ним добрым и хорошим. Печь, дымившая в сырые мартовские дни, печь с обнажившимся из-под побелки кирпичом, с выпуклым от старости боком показалась ему славной, как живое, всю жизнь прожившее рядом существо. Зимой он, входя в дом и растопырив перед ней сведенные морозом пальцы, вдыхал её тепло, а ночью отогревался на овчинном полушубке, зная, где печь погорячей, а где попрохладней. В темноте, собираясь на работу, он вставал с постели, подходил к печи, привычно нашаривал коробок спичек, высохшие за ночь портянки. И всё, все — стол и маленькая скамеечка у двери, сидя на которой жена чистила картошку, и щель между половицами у порога, куда заглядывали дети, чтобы подсмотреть мышиную подпольную жизнь, и белые занавески на окнах, и чугун, настолько чёрный от копоти, что утром его не различишь в теплом мраке печи, и подоконник, где стоял в банке красненький комнатный цветок, и полотенце на гвоздике — всё это стало по-особому мило и дорого ему, так мило, так дорого, как могут быть милы и дороги лишь живые существа. Из троих его детей старший сын Алексей ушёл на войну, а дома жила дочь Настя и четырёхлетний, одновременно раз умный и глупенький сынок Ваня, которого Вавилов прозвал «самоваром». И правда, он был похож на самовар краснощёкий, пузатенький, с маленьким крантиком, всегда видным из раскрытых штанишек, деловито и важно сопящий.

Шестнадцатилетняя Настя уже работала в колхозе и на собственные деньги купила себе платье, ботинки и суконный красный беретик, казавшийся ей очень нарядным. Вавилов, глядя, как дочь, возбужденная и веселая, в знаменитом берете, выходила гулять, шла по улице среди подруг, обычно с грустью думал, что после войны девушек будет больше, чем женихов.

Да, здесь шла его жизнь. За этим столом сидел ночами Алексей, готовившийся в агрономический техникум, вместе с товарищами решал задачи по алгебре, геометрии, физике. За этим столом Настя читала с подругами хрестоматию «Родная литература» За этим столом сидели сыновья соседей, приезжавшие гостить из Москвы и Горького, рассказывали о своей жизни, работе, и жена Вавилова, Марья Николаевна, раскрасневшись от жара печи и от волнения, угощала гостей пирогами, чаем с мёдом и говорила:

— Что ж, наши тоже в город поедут учиться на профессоров да на инженеров.

Вавилов достал из сундука красный платок, в котором были завёрнуты справки и метрики, вынул свой воинский билет. Когда он вновь положил сверточек со справками жены и дочери и свидетельством о рождении Вани в сундук, а свои документы переложил в карман пиджака, он почувствовал, что как бы отделился от своего семейства. А дочь смотрела на него новым, пытливым взглядом. В эти мгновения он стал для неё каким то иным, словно невидимая пелена легла между ним и ею Жена должна была вернуться поздно, ее послали с другими женщинами ровнять дорогу к станции — по этой дороге возили военные грузовики сено и зерно к эшелонам.

— Вот, дочка, и мое время пришло, — сказал он, Она тихо ответила ему:

— Вы о нас с мамой не беспокойтесь. Мы работать будем. Только бы вы здоровый вернулись, — и, поглядев на него снизу вверх, прибавила — Может, Алёшу нашего встретите, вам вдвоём там тоже веселей будет.

— Петька, чтоб тебя, слазь! — и топнет в нетерпении ногой, досадуя, что нельзя схватить его за ухо. — Слазь, тебе говорят!

Много он тут потрудился! Это он со своими односельчанами возводил плотину, строил мельницу, бил камень на постройку инвентарного сарая и скотного двора, возил лес для новой школы, рыл котлованы для фундаментов. А сколько он допахал колхозной земли, накосил сена, намолотил зерна! А сколько он со своими товарищами по бригаде наформовал кирпича! Из этого кирпича — и больница, и школа, и клуб, и даже в район его кирпич возили. Два сезона он проработал на торфе — от комаров на болоте такое гудение, что дизеля не слышно. Много, много он бил молотом, и рубил топором, и копал лопатой, и плотничал, и стёкла вставлял, и точил инструмент, и слесарил.

Он всё оглядывал, дома, огороды, улицу, тропинки, оглядывал деревню, как оглядывают жизнь. Вот прошли к правлению колхоза два старика — сердитый спорщик Пухов и сосед Вавилова Козлов, его за глаза звали Козликом. Вышла из избы соседка Наталья Дегтярева, подошла к ворогам, поглядела направо, налево, замахнулась на соседских кур и вернулась обратно в дом.

Нет, останутся следы его труда.

Он видел, как в деревню, где отец его знал лишь соху да цеп, косу да серп, вторглись трактор и комбайн, сенокосилки, молотилки. Он видел, как уходили из деревни учиться молодые ребята и девушки и возвращались агрономами, учителями, механиками, зоотехниками. Он знал, что сын кузнеца Пачкина стал генералом, что перед войной приезжали гостить к родным деревенские парни, ставшие инженерами, директорами заводов, областными партийными работниками.

Вавилов ещё раз посмотрел вокруг.

Ему всегда хотелось, чтобы жизнь человека была просторна, светла, как это небо, и он работал, поднимая жизнь. И ведь не зря работал он и миллионы таких, как он. Жизнь шла в гору.

Закончив работу, Вавилов слез с крыши, пошёл к воротам. Ему вдруг вспомнилась последняя мирная ночь, под воскресенье 22 июня: вся огромная, молодая рабочая и колхозная Россия пела, играла на баянах в городских садах, на танцевальных площадках, на сельских улицах, в рощах, в перелесках, на лугах, у родных речек.

Читайте также: