72 дня в горах как регбийная команда выжила после авиакатастрофы без еды

Обновлено: 28.06.2024

Многим известна история авиакатастрофы 1972 года в Андах, после которой выжившим пришлось стать людоедами. Об этом даже снят фильм «Живые».

Участник этих событий Фернандо Паррадо обнародовал свои воспоминания в виде книги, отрывки из которой мы и приводим.

Все лето 1972 года Нандо Паррадо, 22-летний студент престижного католического колледжа Стелла Мари в Монтевидео, был счастливым пляжным бездельником. Он катал друзей на своем «рено» вдоль океанского побережья, купался в безлюдных лагунах, снимал девчонок и, съев дома мамин обед, шел на тренировку университетской команды по регби. Осенью «Старые христиане», одна из лучших команд по регби в Уругвае, должны были лететь в Чили, чтобы провести там товарищеский матч.

Поболеть за спортсменов и поглядеть на другую страну отправились также их родственники и друзья. Веселая компания выкупила двухмоторный Fairchild, в который помещалось 45 человек, включая экипаж. 12 октября Нандо вместе с матерью, любимой сестрой Сьюзи и друзьями забрался в самолет, предвкушая новые впечатления.

В пятницу 13 октября Fairchild с пассажирами на борту задел крылом за безымянную скалу в Андах на высоте 4000 метров.

«Почему так холодно? Что с головой-то случилось? Кажется, в волосах засохли сгустки крови… Меня чуть не вывернуло, когда я понял, что вдавливаю кусочки раскрошенного черепа прямо себе в мозг. Больше двух дней я пролежал в коме и очнулся, чтобы увидеть кошмар наяву».

Когда Нандо пришел в себя, рядом сидели несколько товарищей из команды, которые объяснили ему, что случилось. После столкновения со скалой у их самолета оторвало оба крыла и хвост. Искореженный фюзеляж уткнулся в снег, который несколько смягчил удар. Благодаря этому выжили 28 из 45 человек. Мать Нандо умерла, 19-летняя Сьюзи была тяжело ранена и не приходила в себя.

Ночью на снегу так холодно, что спать можно было только внутри фюзеляжа. Днем выжившие выходили наружу и пытались подавать знаки спасателям. Их явно искали: мимо пролетали два самолета, но не заметили махавших руками людей. Оставалось только собрать все силы и ждать.

В одном из чемоданов нашелся фотоаппарат. В первые недели ожидания ребята много фотографировались

Несколько следующих дней Нандо провел рядом со своей сестрой. Он грел ей ноги и руки, топил в ладонях воду, чтобы поить ее, и все время шептал, что самое ужасное скоро кончится: их найдут и увезут домой. На восьмую ночь Нандо почувствовал, что тело Сьюзи в его объятиях стало другим. Она как-то вся расслабилась, а потом перестала дышать. Наутро он похоронил сестру рядом с матерью.

Теперь он до конца осознал весь ужас положения. Вокруг до горизонта простирались горы и снег. Никакой растительности, ни одного животного. Несколько дней назад закончился жалкий запас орешков, сыра и вина, которые им должны были дать в полете. Только для того, чтобы согреться, молодые организмы ребят сжигали огромное количество энергии, так что вскоре еда превратилась в навязчивую идею.

Нандо с остервенением присоединился к своим товарищам, которые целыми днями методично осматривали багаж и карманы умерших в поисках чего-нибудь съедобного. Они перевернули все камни вокруг места катастрофы, думая найти ростки или червей, но на такой высоте под камнями была только смерзшаяся земля. Пробовали есть кожаные ремешки сумок, хотя понимали, что химически обработанная кожа вряд ли пойдет на пользу их несчастным желудкам. В конце концов они вскрыли сиденья самолета, потому что кто-то предположил, что там может быть солома. Но они нашли только искусственную пену.

«Дело шло к вечеру, мы залезли в фюзеляж и готовились ко сну. Мой взгляд упал на раненую ногу молодого парня, который лежал неподалеку от меня. Центр раны был влажным, а по краям запеклась корка крови. Застывшим взглядом я смотрел на нее и понимал, что от запаха крови мой голод становится совсем невыносимым. Вдруг я осознал, что на рану смотрят все мои товарищи. Мы разом отвели взгляд и принялись заниматься своими делами. В этот момент во мне что-то изменилось: я осознал человеческое мясо как потенциальную еду».

С утра выжившие вяло продолжали поиски пищи, в то же время все чувствовали, что их единственный выход из положения уже стал очевиден всей группе.

На девятый день после катастрофы ученик медицинского отделения Роберто Канесса, который также играл в составе «Старых христиан», собрал всех возле остатков самолета. Он заявил, что у ребят есть два выхода. Первый — это лечь в фюзеляже, экономить энергию и ждать, пока их спасут. Второй — начать есть замороженные тела погибших: плоть больше не нужна мертвым. Тогда у оставшихся появятся силы, чтобы попытаться выбраться из ловушки самим. Нужно исследовать окрестности, найти хвост самолета, в котором должны быть батареи: с их помощью можно оживить передатчик в кабине пилотов и подать людям сигнал о помощи. Об этом ему рассказал механик перед смертью.

За 68 дней до этого…

Пятница, 13-е. Октябрь 1972 года. Регбийная команда из Уругвая «Старые христиане» вместе с родственниками и друзьями вылетела из аргентинского аэропорта Мендоса в направлении Сантьяго на зафрахтованном самолёте «Фэйрчайлд Ф-227». Регбисты должны были сыграть матч против чилийцев. Командир корабля полковник Хулио Феррадас и второй пилот лейтенант Данте Лагурара были предупреждены диспетчерами о том, что погодные условия при перелёте через Анды плохие…

72 дня в горах как регбийная команда выжила после авиакатастрофы без еды

"Кровь героев" - регби с оружием в мире Безумного Макса

"Кровь героев" - регби с оружием в мире Безумного Макса

Антиковидные протесты в Италии: полиция применила водомёты и слезоточивый газ

Антиковидные протесты в Италии: полиция применила водомёты и слезоточивый газ

Почему в Европе не стучат колеса поездов?

"Меня решили назначить на роль нового Ефремова": Собчак - критикующим ее за побег с места аварии

"Меня решили назначить на роль нового Ефремова": Собчак - критикующим ее за побег с места аварии

35 GPS-рисунков на картах, сделанных людьми ради забавы

35 GPS-рисунков на картах, сделанных людьми ради забавы

Как вывести вшей и гнид в домашних условиях

Странные предметы, простые объяснения

Три страны, которые могли бы войти в состав СССР, но по разным причинам так и не вошли

Три страны, которые могли бы войти в состав СССР, но по разным причинам так и не вошли

Всех обманул и стал миллионером. Андрей Разин как Остап Бендер российской эстрады

Всех обманул и стал миллионером. Андрей Разин как Остап Бендер российской эстрады

Шестиколёсный Defender 110: машина, которую боится бездорожье и кошелек будущего владельца

Шестиколёсный Defender 110: машина, которую боится бездорожье и кошелек будущего владельца

В Татарстане разбился самолёт с парашютистами

Кошачьи объявления для улучшения настроения

20 книг о чернобыльской трагедии

На Ставрополье толпа цыган попыталась отбить родственника у инспекторов ГИБДД

На Ставрополье толпа цыган попыталась отбить родственника у инспекторов ГИБДД

Водитель Мерседес подтвердил, что Ксения Собчак на момент смертельного ДТП находилась в салоне

Водитель Мерседес подтвердил, что Ксения Собчак на момент смертельного ДТП находилась в салоне

10 интересных фактов о советском приключенческом фильме "Стрелы Робин Гуда"

10 интересных фактов о советском приключенческом фильме "Стрелы Робин Гуда"

Когда за дело берутся непрофессионалы: 38 курьезных фотошоп-неудач

Когда за дело берутся непрофессионалы: 38 курьезных фотошоп-неудач

15 фотографий, которые совсем непонятны на первый взгляд

15 фотографий, которые совсем непонятны на первый взгляд

Кировчанин устроил в магазине "пивной потоп" и, довольный содеянным, дождался полиции

Кировчанин устроил в магазине "пивной потоп" и, довольный содеянным, дождался полиции

В Санкт-Петербурге дикий кабан попытался штурмом взять дверь в магазине

В Санкт-Петербурге дикий кабан попытался штурмом взять дверь в магазине

Комменты - огонь: 15 примеров, в которых остроумие пользователей достойно аплодисментов

Комменты - огонь: 15 примеров, в которых остроумие пользователей достойно аплодисментов

Робот-дрон научился ходить по канату и летать по воздуху

Робот-дрон научился ходить по канату и летать по воздуху

Видео: акула нападает на аллигатора

Тремор у человека

Как избавиться от изжоги у взрослых в домашних условиях

Как избавиться от изжоги у взрослых в домашних условиях

В Японии страусы эму совершили побег с фермы

Жители Ливана остались без электричества

10 лучших мировых кулинарных книг

В Екатеринбурге мужчине не понравились галдящие подростки, и после нотации он выбросил их из трамвая

В Екатеринбурге мужчине не понравились галдящие подростки, и после нотации он выбросил их из трамвая

Марджори: заперла рыцаря в замке, пока он на ней не женился

Марджори: заперла рыцаря в замке, пока он на ней не женился

Как живёт королевский пингвин: 10 интересных особенностей из жизни крупной нелетающей птицы

Как живёт королевский пингвин: 10 интересных особенностей из жизни крупной нелетающей птицы

Кистеухая свинья: Злобные хрюшки, которые терроризируют Африку

Кистеухая свинья: Злобные хрюшки, которые терроризируют Африку

Неловкая ситуация в ветеринарной клинике

5 стоящих книг о науке сна, которые вам стоит прочесть

5 стоящих книг о науке сна, которые вам стоит прочесть

"Снова на мели": теплоход-неудачник заблокировал канал в Подмосковье

"Снова на мели": теплоход-неудачник заблокировал канал в Подмосковье

"Смертельный номер": актер погиб во время оперы

Что вызывает отеки тканей организма и серьезно ли это?

Что вызывает отеки тканей организма и серьезно ли это?

Devrim — самый первый турецкий автомобиль

К этому их жизнь не готовила: неожиданные ситуации, в которых сложно не растеряться

К этому их жизнь не готовила: неожиданные ситуации, в которых сложно не растеряться

45 лет спасению регбистов-каннибалов в Андах. История жизни и смерти

Андрей Шитихин


Малоизвестные факты о тех, кто спасся после авиакатастрофы


13 октября 1972 года в Андах разбился самолет с юниорской командой по регби из Монтевидео. На одиннадцатый день они услышали по радио, что спасатели трех стран прекратили их поиски. Чтобы выжить, уцелевшие были вынуждены съесть своих погибших товарищей.

Случившееся с уругвайской регбийной командой впоследствии стали называть «чудом в Андах». На самом деле самолет с пятью членами экипажа и сорока пассажирами на борту вылетел еще 12 октября. Это был чартерный рейс, которым уругвайские регбисты-юниоры, а также их родственники и тренеры летели из Карраско в Сантьяго. Из-за плохих метеоусловий самолет был вынужден приземлиться в аэропорту аргентинского города Мендоса. 13 октября непогода не позволила лететь напрямую в Сантьяго, потому был взят курс на другой чилийский город — Курико. Пройдя его, пилоты получили команду авиадиспетчера снижаться на Сантьяго, но из-за циклона делать это пришлось вслепую, что и явилось роковой ошибкой экипажа.

Выходя из циклона, самолет оказался прямо перед склоном горы. Несмотря на все старания пилотов уйти от столкновения не удалось. Машина, чиркнув о гору, потеряла хвост и крылья, а дальше фюзеляж понесся на бешеной скорости по склону и врезался в огромный сугроб.

Во время крушения из 45 летевших погибло 12 человек, еще пятеро пропали без вести. На следующий день их найдут мертвыми. Через день умирает еще одна пострадавшая во время авиакатастрофы. Спустя две недели выживших накроет снежная лавина, и не станет еще восьмерых пассажиров. Трое погибнут от ран и обморожения в последующие дни. Всего из 45 пассажиров выживут только 16.

Спасатели Уругвая, Чили и Аргентины искали самолет восемь дней. Но поскольку фюзеляж был белого цвета, он сливался со снегом, что затрудняло поиски. На девятый день поиски прекратили.

Спасибо лавине

Когда прошло первое потрясение, спасшиеся пассажиры принялись осматривать вещи, разбросанные во время катастрофы. Так удалось отыскать несколько бутылок вина, крекеры и плитки шоколада. Воду добывали, топя снег на солнце. Для этого его накидывали на металлические части развалившегося самолета. Теплой одежды ни у кого не было. Потому спали, прислонившись друг к другу.

Когда еда закончилась, встал вопрос, что делать дальше. С учетом того, что спасения ждать было неоткуда, живые решили есть мертвых. Не всем это далось легко. Ведь многие из погибших были чьими-то родственниками или близкими друзьями. И все-таки голод вынудил регбистов стать каннибалами.

Больше того, один из спасшихся спустя время скажет, что если бы не лавина, то погибли бы все. Снег не только укрыл разбитый фюзеляж от ветров, но и, как это ни ужасно, дал выжившим еще восемь тел.

Уже тогда было очевидно, что спасаться придется самим, то есть неизбежен переход через Анды. Выживший пилот утверждал, что до зеленых долин от места падения не так уж и далеко. Но зима была в самом разгаре, потому даже решительно настроенные регбисты опасались трогаться в путь.

На девятый день

Наконец, когда ждать дольше было равносильно смерти, пассажиры разбившегося чартера решились. Собирались идти вчетвером, но один из спортсменов скончался от заражения крови. Тронулись в путь трое — Нандо Паррадо, Роберто Канесса и Антонио Визинтин. Почти сразу они наткнулись на хвостовую часть самолета, где нашли немного еды, одежды и сигарет. А еще — аккумуляторные батареи.

В первую же ночь погода резко ухудшилась, и троица едва не замерзла. Пришлось возвращаться назад, к фюзеляжу, и всем вместе шить из кусков материи, добытых в хвосте, спальный мешок.

Батареи не пригодились. Поначалу их хотели использовать для передачи сигнала бедствия, но ничего не получилось. Батареи выдавали постоянный ток, а нужен был переменный.

И снова трое смелых двинулись на поиски спасительных долин. Но на третий день они поняли, что идти придется долго, потому Паррадо и Канесса отправили Визинтина обратно в лагерь, а сами, забрав у него запасы человеческого мяса, пошли дальше.

Только на девятый день пути они встретили чилийского фермера, которому объяснили ситуацию. Тот накормил их и вызвал спасателей. Сам Паррадо, как более крепкий, и стал проводником.

На следующий день вертолеты прибыли к месту катастрофы. Спасатели не могли поверить своим глазам. Через 72 дня после исчезновения борта рейса 571 они увидели живых пассажиров. К сожалению, не всех.

Спасенным была оказана медицинская помощь. Их лечили от высотной болезни и обезвоживания, цинги и недоедания. А уже 28 декабря спасшиеся дали большую пресс-конференцию, посвященную своему чудесному спасению.

Всех погибших спасатели позднее похоронят под обломками самолета и установят на месте мемориала большой крест.

Трагедия вдохновила кинематографистов на создание сразу нескольких художественных и документальных фильмов. В одном из них («Выжить», 1993 год) роль Нандо Паррадо исполнил Итан Хоук.

Паррадо и Канесса

Нандо Паррадо впоследствии написал книгу воспоминаний о событиях 1972 года. Сегодня он успешный бизнесмен, основатель нескольких компаний. Женат, имеет двоих детей. Увлекается гонками.

Роберто Канесса учился на медика, именно ему принадлежала идея есть мясо погибших пассажиров. В горах его поддерживали мысли о матери и невесте. Вскоре после спасения, он женился, у него трое детей. В 1994 году Канесса баллотировался в президенты Уругвая, но не набрал и одного процента голосов избирателей. Сегодня он известный кардиолог.

Фото: lamula. pe

Директор Фонда развития Югры рассказал, как институт ГЧП способствует развитию российских регионов

Смерти от коронавируса — это только цветочки более масштабной катастрофы

Джанет Йеллен обещает всем «веселый» Новый год и подарок в виде американского дефолта

«Я взял кусок стекла и отправился к трупу»

Но ни завтра, ни послезавтра, ни через пять дней помощи не было. Спасатели просто не рассмотрели в снегу белый фюзеляж, а люди не успели как-то обозначить своё присутствие.

Они остались без еды и воды. Днём на алюминиевых пластинах от обломков самолёта снег таял, воду можно было собрать. Но несколько бутылок вина, шоколад, кусочки сыра и орешки – это закончилось очень быстро. На восьмой день на руках у Паррадо умерла Сюзанна.

«Мы все знаем, что нужно делать, только сказать боимся. Давайте примем решение, и оно будет одно для всех. У нас всего три варианта: ждать, когда смерть придёт, прыгнуть с обрыва всем вместе или…». Канесса не договорил. Всем и так было понятно, что если они не нарушат табу и не переступят черту, после которой уже никогда не будут прежними, то не выживут.


Через сутки решение было принято. Канесса, Зербина, а также Адольфо Страуч и Даниэль Маспонс с осколками стекла и найденными бритвами в руках отправились наружу.

«Я взял кусок стекла и отправился к трупу. Резал, стараясь не смотреть на лицо. Мы принесли тонкие куски замороженного мяса. Это был необходимый для жизни белок», — вспоминал потом Канесса.

Строганину положили на алюминий, чтобы она растаяла. В глазах людей отразился животный ужас.

«Только мать и сестру не трогайте. Здесь достаточно других», — произнёс Паррадо и положил кусок замороженного мяса в рот. Он жевал и глотал, с трудом сдерживая рвоту. Вкуса у этого мяса не было. То же самое сделали остальные. Бог их не покарал. Еда придала сил, дала какую-то надежду. Трупов было много.


Без надежды

Но радиоприёмник эту надежду отнял. 23 октября потерпевшие катастрофу люди услышали, что их поиски прекращены.

Оставалось только одно – попытаться самим как-то выбираться. Для этого нужно было перейти через Анды. Попытки найти хвостовую часть самолёта, где могла быть какая-то еда и одежда, оканчивались неудачей. А 29 октября людей ждало ещё одно испытание. С гор спустилась лавина, фюзеляж наполовину завалило.

Кто-то был раздавлен массой снега, кто-то задохнулся. Погибли ещё восемь человек. Выжившие с трудом откопались, а потом расчистили часть фюзеляжа. Но самое страшное – замёрзшие трупы были погребены, откопать их у живых не было никакой возможности. Выхода не было. Канесса с куском стекла пробрался к трупу своего друга Маспонса… Мясо было ещё с кровью.

«Чудо в Андах», замешанное на каннибализме

«Нас спасут завтра или послезавтра»

За сутки до этого самолёт уругвайских ВВС вылетел из Монтевидео. Через четыре часа он должен был приземлиться в аэропорту чилийской столицы. Однако из-за погодных условий и предупреждения совершил внеплановую посадку в ближайшем аэропорту. Пассажиры провели ночь в ближайших гостиницах, а наутро вновь собрались.

К полудню небо прояснилось, регбисты требовали от пилотов лететь по назначению, и в 14:18 самолёт вырулил на взлётно-посадочную полосу. Через час воздушное судно над Андами попало в зону турбулентности.

«Пристегните ремни», — потребовал Феррадас. Но регбисты – люди отчаянные. К приказу командира почти никто не прислушался. А потом было уже поздно. Самолёт резко бросило вниз. В 15:34 связь с ним оборвалась.

«Что они делают, чёрт возьми! Горы же в нескольк…», — фраза регбиста Густаво Зербино, студента второго курса медицинского института, прервалась. Пилоты не смогли вновь набрать высоту. Самолёт задел правым крылом скалу и развалился на части. Отлетело второе крыло, хвост, а фюзеляж упал на снег и прокатился словно огромные сани в долину.

«Боже, как холодно! Почему у меня вся голова в крови? Что с мамой и со Сьюзи?» – с такими мыслями очнулся один из лидеров команды Фернандо Паррадо. Его мать погибла мгновенно, как и ещё 11 человек. Сестра получила тяжёлые травмы. Пока Паррадо был без сознания, выжившие оказывали помощь раненым и пытались понять, что делать дальше.

Найденный транзисторный радиоприёмник работал. И по нему на следующий день после катастрофы пришла радостная весть – началась поисковая операция.

«Смотрите, самолёт, — закричал ещё один регбист, студент-медик Роберто Канесса. – Он наверняка нас заметил. Нас спасут завтра или послезавтра».

Читайте также: