24 января 1985 газета the new york times сообщила сенсационную новость советы разрешили продажу чего
Обновлено: 24.04.2024
Бутерброды со шпротами, макароны с тефтелями, сладкая шоколадная колбаса… в Советском Союзе знали толк во вкусной еде! Голодным этот тест точно не стоит проходить.
Отголоски советской кухни сегодня можно встретить повсеместно: в студенческих и заводских столовых, в некоторых кафе, да что уж — во многих семьях до сих пор готовят по любимым еще со времен СССР рецептам. Тест проверит, насколько вам знакомы блюда и традиции советской кулинарии.
Тест: что ели в Советском Союзе? Ответят только люди, лично заставшие те времена
Вспомним все самое вкусное, что ели во времена СССР. Даже если у вас не включится ностальгия, то слюнки потекут точно.
Coca-Cola приходит в СССР: московская Олимпиада и Fanta
Впервые напитки компании Coca-Cola оказались в СССР накануне московской Олимпиады 1980 года. Coca-Cola и Fanta стали официальными напитками Игр, и в 1979-м на Московском пивобезалкогольном комбинате (ныне «Очаково») началось производство Fanta в обычных стеклянных бутылках 0,33 литра. Coca-Cola в СССР не производили, но привозили из Европы в алюминиевых банках, на которых логотип напитка был изображен кириллицей (кстати, эта версия была сделана не для СССР, а для Болгарии, где Coca-Cola продавалась с середины 1960-х). Также напитки можно было купить в разлив из фирменных палаток, которые перед самой Олимпиадой привезли из Германии и установили вблизи стадионов.
После окончания Игр Coca-Cola пропала из СССР, а вот Fanta продолжили выпускать под контролем компании Coca-Cola, хотя представительство в СССР было решено не открывать.
24 января 1985 года газета The New York Times сообщила сенсационную новость: «Советы разрешили продажу Coca-Cola». Этому предшествовали длительные переговоры главы компании Дональда Кью с высшим руководством СССР. Договоренность действительно была достигнута, но с оговорками: напиток будут продавать только иностранным туристам, дипломатам и в магазинах Внешпосылторга, где советские граждане могли потратить полученную в зарубежных командировках валюту. В том же 1985 году компания Coca-Cola стала официальным спонсором Молодежного чемпионата мира по футболу, который прошел в Москве.
Полет в космос и первая в стране наружная реклама
В 1988 году в холле московской гостиницы «Международная» был установлен первый в Советском Союзе автомат по продаже напитков Coca-Cola. В том же году на Москворецком пивоваренном заводе началось производство Coca-Cola из основы напитка, ввозимой из-за границы. Напиток выпускали сравнительно небольшими партиями, и встретить его в магазинах было не так и просто, но с этого момента Coca-Cola начали регулярно продавать в СССР.
В 1989 году на Пушкинской площади в Москве был установлен неоновый логотип Coca-Cola — первая наружная реклама иностранного бренда в СССР. Через год, в 1990-м, здесь же, на Пушкинской площади, открылся первый в СССР «Макдоналдс», в котором все могли попробовать Coca-Cola. А в 1991 году компания Coca-Cola совместно с советским НПО «Энергия» провела важный эксперимент — космонавт Сергей Крикалев впервые в истории освоения космоса попробовал на орбите классическую Coca-Cola. Это стало частью эксперимента по использованию в условиях невесомости привычных на Земле вещей, а сам полет интересен еще и тем, что Сергей Крикалев улетел из СССР, на орбите встретил события августа 1991 года и спустя 10 месяцев вернулся уже в другое государство — Российскую Федерацию. В том же 1991 году в Москве открылось представительство компании Coca-Cola и стартовали переговоры о выделении земли под строительство первого завода компании в Москве.
Как «Кока-Кола» покоряла СССР
В 2015-м Coca-Cola отмечает 35-летие присутствия в России. В 80-х The Coca-Cola Company отказалась бойкотировать Олимпиаду-80 в Москве и привезла к нам Fanta, в 1990-х установила первую в стране уличную рекламу и всего через год после строительства первого российского завода стала официальным поставщиком Кремля…
Жуков пил бесцветную кока-колу.
Когда маршал Жуков встречался с Дуайтом Эйзенхауэром, командовавшим американскими войсками в Европе во время Второй мировой войны, тот угостил его кока-колой.
Напиток Жукову понравился, и он попросил Эйзенхауэра организовать его поставку в свой штаб, но только в обесцвеченном варианте, чтобы тот походил на водку.
Через президента Трумана просьба была передана на завод Coca-Cola, химики которого сумели убрать цвет красителя. Газировку разлили в простые бутылки с белой крышкой, на которой была напечатана красная звезда, и как минимум 50 ящиков было отправлено Жукову.
Антиреклама Никиты Хрущева
Извечная борьба между двумя гигантами — Coca-Cola и Pepsico — происходила и на территории СССР. При этом «Кока-Кола» проигрывала эту битву, ведь «Пепси» невольно прорекламировал сам Хрущев.
В 1959 году в Москве проходила Американская национальная выставка, где Хрущеву предложили попробовать пепси-колу.
Он согласился и, сам того не понимая, стал невольным рекламным лицом компании, так как на следующий день в газетах всего мира была опубликована фотография, на которой советский лидер пьет пепси.В отличие от всего остального мира, на территории СССР времен брежневского застоя «Кока-Кола» позорно проиграла свою битву с «Пепси».
Производство пепси-колы в СССР началось во время разрядки конфликтных отношений между Западом и СССР, начало было положено встречей в 1971 году президента PepsiCo Дональда Кендалла с председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным.
При этом, поскольку в СССР боролись со всеми проявлениями иностранного, «Пепси» на бутылках было написано по-русски. «Кока-Кола» же прорвалась за железный занавес значительно позже.
Олимпийская Fanta
Считается, что напитки The Coca-Cola Company впервые начали продавать в СССР во время Олимпиады-1980 в Москве. Однако американский писатель и исследователь Марк Пендерграст в книге «За бога, страну и Coca-Cola» говорит, что Coca-Cola подписала соглашение о сотрудничестве с Государственным комитетом Совета министров СССР по науке и технике за 6 лет до Игр, в июне 1974 года.
Случилось это во время московского саммита глав двух государств — Леонида Брежнева и Ричарда Никсона. Тогда была достигнута договоренность о выпуске в СССР Fanta.
Первая линия по ее розливу открылась на Московском пивобезалкогольном комбинате в августе 1979 года, и уже тогда ограниченные партии продукта появлялись на прилавках столичных магазинов, продажей занимались «Союзплодоимпорт» и «Технопромимпорт». Кроме Москвы Fanta можно было купить в Таллинне и Киеве.
Когда администрация нового президента США Рональда Рейгана решила бойкотировать Олимпийские игры в Москве, руководство The Coca-Cola Company этот бойкот не поддержало, объясняя свою позицию двумя основными причинами.
Во-первых, будучи межконтинентальной корпорацией, The Coca-Cola Company стоит выше политических игр и призвана объединять всех людей планеты, а никак не наоборот. Во-вторых, с 1928 года компания оставалась (и остается по сей день) постоянным партнером Олимпийских игр, и прерывать эту традицию не хотели ни компания, ни МОК.
На Играх Fanta разливали в одноразовые стаканчики, что было большим новшеством для советского потребителя: в то время местные торговые автоматы наливали газировку в один-единственный граненый стакан, из которого пили все желающие. Такие же граненые стаканы использовались и на предприятиях общественного питания.
Стоит добавить, что в 1980-м году в Москве продавали не только Fanta, но и саму Coca-Cola. В олимпийской деревне, где проживали иностранные спортсмены, а также в некоторых барах и ресторанах столицы можно было попробовать Coca-Cola в алюминиевых банках с олимпийской символикой.
Те банки были намного большей диковинкой, чем одноразовые стаканы, а сейчас среди коллекционеров они и вовсе на вес золота.
«Перемен! Мы ждем перемен!»
После фурора, который произвела продукция The Coca-Cola Company на Олимпиаде-80, руководство компании решило всерьез взяться за проникновение на советский рынок.
24 января 1985 газета The New York Times сообщила сенсационную новость: «Советы разрешили продажу Coca-Cola» — говорилось в заголовке. Этому предшествовали недельные переговоры лично главы компании Дональда Кью с высшим руководством Советского Союза.
Хотя договоренность была достигнута, существовало множество оговорок. Например, Coca-Cola будет продаваться только иностранным туристам, служащим дипломатического корпуса, а также в специализированных магазинах типа «Березка». И всё же это была победа!
Кроме этого, Coca-Cola стала официальным спонсором Молодежного чемпионата мира по футболу, который прошел в Москве в 1985 году.
«Мы чрезвычайно удовлетворены тем фактом, что наконец-то шагнули на территорию колоссального по своему потенциалу рынка, состоящего из 275 миллионов покупателей».
Дональд Кью, глава компании Coca-Cola (1981–1993) .
Coca-Cola. Сделано в СССР
9 декабря 1986 года было подписано соглашение о производстве «советской» Coca-Cola для широкой продажи. Согласно договору, концентрат Coca-Cola из Атланты поставляется в Москву, а здесь превращается в напиток и разливается.
Спустя несколько дней в газете «Известия» появилась статья, сообщающая, что продажа бутилированной Coca-Cola с надписью «Сделано в СССР» начнется в мае 1987 года. Однако, по свидетельству Невила Исделла, будущего председателя совета директоров The Coca-Cola Company, а в то время главы центрально-европейского отдела компании, концентрат ввозился в Союз в мизерных количествах.
Но тогда нужны были не объемы продаж, а сам факт попадания на советский рынок. Компания даже согласилась получать взамен концентрата советский автомобиль «Лада» для дальнейшей перепродажи в Англии. Невил Исделл в своей книге «Внутри Coca-Cola» вспоминает:
«Машины были так собраны, что в Британии приходилось по три дня работать над их переделкой, прежде чем пускать в продажу. Мы теряли деньги в Советском Союзе, но оставались там, чтобы застолбить себе место на будущее».
Будущее наступило в ноябре 1989 года, когда рухнула Берлинская стена.
«В конце 1980-х мы, так сказать, тянули советскую бюрократию за собой. Они должны были не отставать от нас».
Мухтар Кент, генеральный директор The Coca-Cola Company .
В том году The Coca-Cola Company разместила рекламу своего бренда на Пушкинской площади в Москве. По большому счету вывеска Coca-Cola стала первой полноценной наружной рекламой в СССР: до этого улицы советских городов украшали безальтернативные предложения вроде «Летайте самолетами Аэрофлота!» или «Храните деньги в Сберегательной кассе!»
Человеком, собственноручно включившим рубильник той неоновой рекламы, стал Невил Исделл. Ему ассистировал Майкл О’Нейл, вскоре ставший первым региональным менеджером Coca-Cola в СССР. Он стоял на крыше и, терпя пронизывающий зимний ветер, следил, чтобы огни рекламной конструкции зажглись без технических сбоев.
Во время своей поездки в СССР в 1957 году писатель Габриэль Гарсия Маркес описал Страну Советов как 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы. Но новые времена приносят новые тенденции.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
История Coca-Cola в России
Петродворцовая Ракета
История часов под маркой «Ракета», вчера и сегодня через призму личных воспоминаний. Продукты тоже посмотрим.
Личные воспоминания о ПЧЗ
Довольно трудно вспоминать то время, когда нога автора вступила на территорию завода ПЧЗ (Петродворцовый часовой завод) в далеком 1992 году. Оно и понятно, ведь сделано это было не по собственной воле, а в рамках необходимой отработки практики «УПК» школьной программы. Учился я в 10 (из 11) классе, и от мысли, что необходимо весь июнь работать на заводе каждый рабочий день по 4 часа, слегка колдобило, поджимало и трясло.
Типичная школьная мода начала 90-х. Свитер-спортивка-свитер-футболка-свитер =)
Первые плоды капиталистической революции – жвачки «Турбо», дерматиновые галстуки «Алиса» и лимонад «Кока-Кола» уже не вызывали былого энтузиазма, хотелось просто отдохнуть летом, покататься на велосипеде с друзьями, а то и махнуть в деревню.
Вместо этого комок подступил к горлу, а нога ступила на территорию завода. Веселое было время, а самое веселое было то, что нам с приятелем выдали по станку, и мы прекрасно выполняли монотонную работу под гул электродвигателей и матные частушки, которые сами же и пели. Тогда мы еще не знали, что начальница цеха, сидящая за стеной, прекрасно их слышала, но даже пальцем не пошевелила, чтобы нас одернуть, настолько они нравились ей и ее помощницам. В нашу задачу входило: получить железный ящичек с заготовками основы часового механизма (внутри лежала бумажка с их количеством), сесть за стан с крутящимся горизонтально механизмом и вставлять в крепления детальки, на которые потом сверху набрасывались сверла и делали 13 отверстий разного калибра.
Примерно в таком цехе прошел месяц, по 4 часа в день
Пройдя полный круг, стан не выплевывал заготовки в автоматическом режиме, необходимо было их вручную снимать и бросать в другой ящичек. Работа вроде и простая, но нужно было следить – сверла частенько ломались, и чем раньше обнаружишь этот факт, тем быстрее заменишь сверло и закончишь сверление всей партии. Простая работа в веселом коллективе привела к тому, что с завода уходить совсем не хотелось, да и особо уставшими мы за 4 часа не становились. Выданные за работу деньги покрывали потребности растущего организма в лимонаде, но больше их ни на что не хватало (инфляция была бешеная), ну разве что еще они порождали чувство гордости честного трудяги. Вот и все, что помнится о том ПЧЗ начала 90-х.
Старый ПЧЗ был государственным, примерно в 2000-2001 годах началась процедура банкротства, корпуса завода были сданы сторонним компаниям и использовались как магазины и складские помещения. Вот такой грустный конец.
Советские часы «Ракета»
Зная старые часы «Ракета» изнутри, могу в полной мере утверждать, что они были полностью металлические, никаких пластиковых основ или, прости господи, шестерней. Номенклатура была широчайшая: мужские и дамские, детские и школьные – часики носили все.
Дизайн был классическим, а часовые мастерские были в каждом районе и радовали жителей низкими ценами. Заменить разбитое стекло наручных часов стоило 60 коп., с чем я нас всех и поздравляю.
Современный завод «Ракета»
Вторым рождением Петродворцового часового завода надо считать 2009 год, когда за его возрождение взялись иностранные инженеры-часовщики (имевшие опыт работы в Rolex, Breguet и Hautlence) и русская модель Наталья Водянова. Забавно, да? Погибший завод вытащила из пепла за кончик часовой стрелки модная модель.
В 2013 году, когда на международных выставках появились новые часы «Ракета», к дизайну которых приложила руку Наталья Водянова, ими заинтересовался специалист направления «Спираль и баланс» (говорят, самая сложная часть любых часов) Жан-Клод Кене (Rolex, Franck Muller, создатель компании Dimier).
Жан-Клод Кене, фото Chronoscope
Вот часть его интервью издательству Chronoscope, первые впечатления от посещения завода:
«Здесь невероятное количество остроумных инженерных решений. Есть удивительные станки! Я работал в Rolex, и оборудование у нас было самое лучшее. Так вот, на “Ракете” есть станок, который выполняет те же задачи, что и тот, которым я пользовался на Rolex. Российский работает с такой же точностью и такой же производительностью, но по размеру он не больше швейной машинки, а швейцарский был размером с автомобиль! Еще мне показали цех, в котором ставят камни. Я ожидал увидеть в нем нескольких рабочих с засученными рукавами. Но обнаружил всего одного сотрудника, а все камни вставлялись машинами. Это удивительно!».
Интерес вырос в плодотворное сотрудничество, приведшее к появлению в 2014 году нового (первого со времен СССР) фирменного механизма, 100% аутентичного и изготовленного из местных материалов – «Ракета-Автомат». Когда мы говорим о механических часах, то если у вас нет собственного механизма, вы сборочный цех, а не полноценная мануфактура. Есть чем гордиться.
В 2015 году в ЦДМ «на Лубянке» появились огромные часы – да, все правильно, их сделали на заводе «Ракета», и многие считают этот часовой механизм самым большим в мире.
Кроме того, завод обслуживает интересы морского и авиационного транспорта, принимает заказы на изготовление тонких деталей.
Вот и все про историю завода, предлагаю перейти к продуктам и сравнить их с конкурентами.
Современные часы
Самые дешевые часы стоят 6 500 рублей. По сути, это базовая модель с типовым водонепроницаемым корпусом (5 атмосфер), кварцевым механизмом и органическим стеклом. Разнообразие предложения достигается применением различной графики на циферблате и расцветкой текстильного ремешка. Можно встретить как военно-спортивную тематику, так и женское розовое оформление.
В серединке уместились все остальные часы, кварцевые и механические, мужские и женские, строгие и пижонские. Включая часы лимитированных серий, такие, например, как «Ту-160», реклама которых еще недавно прерывала эфир телеканалов и YouTube. Под тревожные звуки рекламы хочется крикнуть: «Кракен освободился, спасайся кто может!».
Что про «Ту-160» можно точно сказать, так это то, что за 85 000 рублей покупатель получает часики в отличной коробочке.
Увы, но умных часов завод не делает, оставаясь в парадигме механического бытия. С кем приходиться бороться бренду «Ракета» на отечественном рынке?
Конкуренты и вопросы
Есть ли конкуренты у отечественного завода, который победил последствия перестройки? Вопрос риторический. По мне, так нет, но это слишком личное мнение, поэтому судить не берусь.
А как вы думаете? Какие часы предпочитаете? Важно ли место, где произведены часы, и их история? Бывают ли в вашей жизни ситуации, когда механические часы являются необходимым предметом туалета, кроме свадеб и похорон?
Читайте также: