2 в чем состоит системность бытия его детерминизм что есть синергетика

Обновлено: 18.05.2024

Один из самых известных философов ХХ в., представитель немецкого направления в экзистенциализме, Мартин Хайдеггер большую часть своего философского творчества посвятил освещению именно проблемы бытия. По его мнению, вся европейская философская традиция, начиная с Парменида, находилась в ситуации «Забвения бытия». Для преодоления этой ситуации Хайдеггер предложил собственную «Фундаментальную онтологию» – «пока не осмыслена истина бытия, всякая онтология лишена своего фундамента… Фундаментальная онтология пытается вернуться к той сущностной основе, из которой вырастает осмысление истины бытия». «Фундаментальная онтология» Мартина Хайдеггера базируется на разграничении Сущего – Повседневного существования человека и неодушевленных вещей и Бытия как присущего только человеку способа присутствия в мире, который обусловлен тем обстоятельством, что человек заброшен в мир и вынужден задуматься над своей конечностью (смертностью) перед лицом бесконечности окружающей его Вселенной. В результате этого осмысления он осознает уникальность и неповторимость своего присутствия в мире, что он Есть. Об авторском понимании проблемы бытия вы сможете узнать из отрывков нескольких крупнейших работе М. Хайдеггера по онтологической проблематике, главные из которых – монография «Бытие и время» и «Письмо о гуманизме».

Мы не Знаем, что значит «бытие», но уже когда мы спрашиваем: «Что есть бытие?»– мы держимся в некой понятности этого «есть» без того, чтобы быть способным концептуально фиксировать, что это «есть» означает. Нам неведом даже горизонт, из которого нам надо было бы схватывать и фиксировать его смысл. Эта усредненная и смутная понятность бытия есть Факт <…>.

Вместе с тем это «имеется» употреблено для того, чтобы на первых порах избежать оборота «бытие есть»; ведь обычно «есть» говорится о том, что существует. Такое мы называем сущим. А бытие «есть» как раз не «сущее». Если «есть» без более подробного истолкования говорится о бытии, то слишком легко представить в виде «сущего» вроде всем известного сущего, действующего в качестве причины и производимого в качестве следствия. И все-таки уже Парменид в раннюю эпоху мысли говорит: estin gar einai, «есть, собственно, Бытие». В этих словах кроется изначальная тайна для всякой мысли. Возможно, «есть» нельзя подобающим образом сказать ни о чем, кроме бытия, так что все сущее никогда по-настоящему не «есть». Но поскольку мысль сперва должна достичь того, чтобы высказать бытие в его истине, вместо того, чтобы объяснять его как сущее из сущего, постольку для добросовестной мысли должно оставаться открытым вопросом, «есть» ли бытие и как оно есть <…>.

Забвение бытия косвенно дает о себе знать тем, что человек рассматривает и разрабатывает всегда только сущее. Поскольку он при этом не может обойтись без какого-либо представления о бытии, бытие истолковывается им просто как «наиболее общее» и потому всеобъемлющее среди сущего, или как творение бесконечного сущего, или как создание некоего бесконечного субъекта. Вдобавок «бытие» исстари именуется «сущим», и наоборот, «сущее» – бытием, оба, словно кружась, в загадочной и еще не осмысленной подмене <…>.

Но бытие – что такое бытие? Оно есть оно само. Испытать и высказать это должно научиться будущее мышление. «Бытие» – это не Бог и не основа мира. Бытие шире, чем все сущее, и все равно оно ближе к человеку, чем любое сущее, будь то скала, зверь, художественное произведение, машина, ангел или Бог. Бытие – это ближайшее. Однако ближайшее останется для человека самым далеким. Человек всегда уже заранее держится за сущее и только за него. Представляя сущее как сущее, мысль, конечно, вступает в отношение к бытию, но мыслит по-настоящему всегда только сущее как таковое и как раз никогда – бытие как таковое <…>.

Чтобы достичь измерения бытийной истины и осмыслить его, нам, нынешним, предстоит еще прежде всего выяснить, наконец, как бытие касается человека и как оно заявляет на него свои права. Подобный сущностный опыт мы будем иметь, когда до нас дойдет, что человек Есть в той мере, в какой он эк-зистирует <…>. Сущее существующее способом экзистенции, это человек. Только человек экзистирует. Скала существует, но она не экзистирует. Дерево существует, но оно не экзистирует. Лошадь существует, но она не экзистирует. Ангел существует, но он не экзистирует. Бог существует, но он не экзистирует. Предложение: «Только человек эк-зистирует» никоим образом не значит, что только человек оказывается действительно сущим, а все прочее сущее недействительно и только кажимость или представление. Предложение: «Только человек экзистирует» означает: человек есть то сущее, чье бытие …отличительно благодаря бытию, отмечено в бытии.

Человек, скорее, самим бытием «брошен» в истину бытия, чтобы, эк-зистируя таким образом, беречь истину бытия, чтобы в свете бытия сущее явилось как сущее, каково оно есть. Явится ли оно и как явится, войдут ли в просвет бытия, будут ли присутствовать или отсутствовать Бог и боги, история и природа и как именно присутствовать, решает не человек. Явление сущего покоится в историческом событии бытия. Для человека, однако, остается вопрос, сбудется ли он, осуществится ли его существо так, чтобы отвечать этому событию; ибо соразмерно последнему он призван как эк-зистирующий хранить истину бытия. Человек – пастух бытия.

Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997. – С. 5; Хайдеггер М. Введение в «Что такое метафизика?» // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993. – С. 32; Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993. – С. 192–220.

Еще большую экзистенциально-гуманистическую наполненность получает освещение проблемы бытия в постмодернистской философии последней четверти ХХ ст. Она представляет мир как бесконечно изменчивый, а человека в нем – как «Номадическую сингулярность», «Неприкаянную единичность», чья жизнь состоит из бесконечного количества «событий» – мгновенных внешних и внутренних изменений, призванных просто обыграть (подобно любой детской игре) неповторимость существования этой единичности в мире. Таким образом, единственной реальностью остается бытие не мира в целом, а каждого отдельно взятого человека. Весьма показательны рассуждения по этому поводу Жана Люка Нанси (род. 1940) – французского философа, профессора ряда ведущих западных университетов и философских учреждений. Ниже помещены отрывки из его доклада «О со-бытии», с которым он выступил в 1989 г. в Москве на юбилейной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения М. Хайдеггера.

Что может быть более привычным, чем факт бытия, существования? Мы есть. Бытие, наличное бытие есть то, что роднит нас с другими. Мы не обладаем свойством несуществования, чтобы разделять его с другими, несуществование не подлежит определению. Но бытие не есть и некая вещь, которой мы совместно владеем. Бытие ничем не отличается от существования, каждый раз уникального. Поэтому можно сказать, что бытие не является общим в смысле какой-то общей собственности, но что оно со-вместно. Бытие со-вместно. Что может быть проще такой констатации? И между тем, как не ею, больше всего до сих пор пренебрегала онтология?

Мы существуем Со-Обща, Со-Вместно с другими. Что значит «со» в обоих этих случаях?

Этот способ бытия, существования… предполагает, что нет всеобщего бытия, общей субстанции, присущей всем сущностям и идентичностям. но есть бытие-в-месте… Оно скорее представляет собой бытие В качестве Отношения, тождественное самому существованию.

Нанси Ж. Л. О со-бытии // Философия Мартина Хайдеггера и современность. – М., 1991. – С. 91–101.

Оригинальный современный взгляд на функционирование мира как целого, т. е. его бытие, предлагает Синергетика. В узком смысле это – теория самоорганизации сложных систем, а в широком – по сути дела принципиально отличная от классической картина мира. Для нас она интересна прежде всего тем, что создана на основе обобщения революционных успехов в естественных науках во II половине ХХ ст.

Сущность синергетического взгляда на мир известный западный обществовед Олвин Тоффлер изложил следующим образом: «… Некоторые части Вселенной действительно могут действовать как механизмы. Таковы замкнутые системы, но они составляют в лучшем случае лишь малую долю физической Вселенной. Большинство же систем, представляющих для нас интерес, – Открыты, они обмениваются энергией или веществом (можно было бы добавить, информацией) с окружающей средой. К числу открытых систем, без сомнения, принадлежат биологические и социальные системы, а это означает, что любая попытка понять их в рамках механистической модели заведомо обречена на провал <…>.

…все системы содержат подсистемы, которые непрестанно Флуктуируют. Иногда отдельные флуктуации или комбинация флуктуаций может стать настолько сильной, что существовавшая прежде организация не выдерживает и разрушается. В этот переломный момент (который авторы книги называют особой точкой или Точкой бифуркации) Принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли состояние системы хаотическим, или она перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности…» (Тоффлер О. Наука и изменение (Предисловие) // Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986. – С. 17).

Одним из основоположников синергетики считается уроженец России, с 10-летнего возраста живущий в Бельгии, Илья Романович Пригожин (род. 1917) – авторитетнейший физик и химик конца ХХ ст., лауреат Нобелевской премии (1977), автор работ по философско-методологическим проблемам науки. Свою синергетическую концепцию он попытался в научно-популярном виде изложить в книге «Порядок из хаоса».

Наше видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности, темпоральности [временности. – Авт.] и сложности <…>.

Мы искали общие, всеобъемлющие схемы, которые допускали бы описание на языке вечных законов, но обнаружили время, события, частицы, претерпевающие различные превращения. Занимаясь поиском симметрии, мы с удивлением обнаружили на всех уровнях – от элементарных частиц до биологии и экологии – процессы, сопровождавшиеся нарушением симметрии <…>.

Долгое время в западной науке доминировала механистическая картина мироздания. Ныне мы сознаем, что живем в плюралистическом мире…

Ясно, что, помимо детерминированных процессов, некоторые фундаментальные явления, такие, например, как биологическая эволюция или эволюция человеческих культур, должны содержать некий вероятностный момент. Даже ученый, глубоко убежденный в правильности детерминистских описаний, вряд ли осмелится утверждать, что в момент Большого взрыва, т. е. возникновения известной нам Вселенной, дата выхода в свет нашей книги была начертана на скрижалях законов природы… Мы все глубже осознаем, что на всех уровнях – от элементарных частиц до космологии – случайность и необратимость играют важную роль, значение которой возрастает по мере расширения наших знаний <…>.

На наших глазах возникает новое единство: необратимость есть источник порядка на всех уровнях. Необратимость есть тот механизм, который создает порядок из хаоса <…>. Материя – более не пассивная субстанция, описываемая в рамках механистической картины мира, ей также свойственна спонтанная активность <…>. Отличие нового взгляда на мир от традиционного столь глубоко, что… мы можем с полным основанием говорить о новом диалоге человека с природой <…>.

Мы считаем, что находимся на пути к новому синтезу, новой концепции природы. Возможно, когда-нибудь нам удастся слить воедино западную традицию, придающую первостепенное значение экспериментированию и количественным формулировкам, и такую традицию, как китайская, с ее представлениями о спонтанно изменяющемся самоорганизующемся мире. Каждый великий период в истории естествознания приводит к своей модели природы. Для классической науки такой моделью были часы, для ХІХ в. – периода промышленной революции – паровой двигатель. Что станет символом для нас? Наш идеал, по-видимому, наиболее полно выражает скульптура – от искусства Древней Индии или Центральной Америки доколумбовой эпохи до современного искусства. В некоторых наиболее совершенных образцах скульптуры, например в фигуре пляшущего Шивы или в миниатюрных моделях храмов Герреро, отчетливо ощутим поиск трудноуловимого перехода от покоя к движению, от времени остановившегося к времени текущему. Мы убеждены в том, что именно эта конфронтация определяет неповторимое своеобразие нашего времени <…>.

Идеи, которым мы уделили в книге достаточно много внимания, – идеи о нестабильности флуктуаций – начинают проникать и в социальные науки. Ныне мы знаем, что человеческое общество представляет собой необычайно сложную систему, способную претерпевать огромное число бифуркаций, что подтверждается множеством культур, сложившихся на протяжении сравнительно короткого периода в истории человечества… Это вселяет в нас одновременно надежду и тревогу: надежду на то, что даже малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю их структуру (это означает, в частности, что индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность); тревогу – потому что наш мир, по-видимому, навсегда лишился гарантий стабильных, непреходящих законов.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986. – С. 34–35, 50, 65–66, 363, 386.

Диалектика - признанная в совр. философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики; категории; принципы. Главная проблема диалектика - что такое развитие? Развитие - общее св-во и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого явл. переход на более высокую ступень организации. Выделяются 3 базовых закона диалектики:1)единства и борьбы противоположностей; 2)переход количества в качество;3)отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество - тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес и т.д.).Мера - единство количества и качества. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.(смена общественно-экономических формаций, смена вкусов в культуре, музыке; эволюция рода. ); Основные принципы диалектики: принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов - предметов, явлений, процессов.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Причинность - наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутр. причину. Историзм подразумевает два аспекта окруж. мира: вечность неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность. Основное понятие синергетики -- определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур или многофакторных сред, которые не деградируют к стандартному для замкнутых систем усреднению термодинамического типа, а развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния. В обозначенных системах неприменимы ни второе начало термодинамики, ни теорема Пригожина о минимуме скорости производства энтропии, что может привести к образованию новых структур и систем, в том числе и более сложных, чем исходные. В отдельных случаях образование новых структур имеет регулярный, волновой характер, и тогда они называются автоволновыми процессами (по аналогии с автоколебаниями).

Феномен появления структур часто трактуется синергетикой как всеобщий механизм повсеместно наблюдаемого в природе направления эволюции: от элементарного и примитивного -- к сложносоставному и более совершенному. С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций, подобно тому, как некогда кибернетика определялась, как «универсальная теория управления», одинаково пригодная для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. д. Однако время показало, что всеобщий кибернетический подход оправдал далеко не все возлагавшиеся на него надежды. Аналогичным образом, и расширительное толкование применимости методов синергетики также подвергается критике

Синергетика

Синергетика (от греч. ухн -- «совместно» и греч. есгпт -- «действующий») -- междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). «. наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы. ».

Синергетика изначально заявлялась как междисциплинарный подход, так как принципы, управляющие процессами самоорганизации, одни и те же безотносительно природы систем.

Основное понятие синергетики -- определение структуры как состояния, возникающего в результате поведения многоэлементной или многофакторной среды, не демонстрирующей стремления к усреднению термодинамического типа.

В отдельных случаях образование структур имеет волновой характер и иногда называется автоволновыми процессами (по аналогии с автоколебаниями).

Области исследований

Область исследований синергетики до сих пор до конца не определена, так как предмет её интересов лежит среди различных дисциплин, а основные методы синергетики взяты из нелинейной неравновесной термодинамики.

Постепенно предмет синергетики распределился между различными направлениями:

  • · теория динамического хаоса исследует сверхсложную упорядоченность, напр. явление турбулентности;
  • · теория детерминированного хаоса исследует хаотические явления, возникающие в результате детерминированных процессов (в отсутствие случайных шумов);
  • · теория фракталов занимается изучением сложных самоподобных структур, часто возникающих в результате самоорганизации, процесс самоорганизации также может быть фрактальным;
  • · теория катастроф исследует поведение самоорганизующихся систем в терминах бифуркация, аттрактор, неустойчивость;
  • · лингвистическая синергетика и прогностика.

Синергетика основывается на следующих идеях и выводах:

  • 1. Системности или целостности мира и научного знания о нем, общности закономерностей развития объектов всех уровней материальной и духовной организации.
  • 2. Нелинейности (т.е. многовариантности и необратимости).

Нелинейность - одно из центральных понятий в синергетике.

Нелинейность в мировоззренческом плане может быть развернута посредством идеи многовариантности путей эволюции, идеи выбора из альтернатив и вытекающей отсюда идеи необратимости эволюции.

Глубиной взаимосвязи хаоса и порядка (случайности и необходимости). С точки зрения синергетики, хаос, беспорядок, случайности необходимы для рождения нового, а, следовательно, необходимы для эволюции. Синергетика рассматривает случайность и хаос как необходимые составные части этого мира, в то время как раньше они рассматривались как нечто непознанное. Природа содержит в себе случайность и необратимость как существенные моменты, а «это ведет к новой картине материи. Она не рассматривается больше в качестве пассивной, как это имеет место в механистической картине мира.» В механистической науке непостигаемое было тождественно неизменяемому, но хотя человеку не дано полностью постичь природу, она все же обладает возможностью спонтанной деятельности.

  • 4. Открытости систем и мира в целом.
  • 5. Новое понимание времени.

Итак, синергетика явилась радикально новым способом видения мира. И в то же время она парадоксальным образом возвращает нас к тем идеям, которые имеют тысячелетнюю историю. Синергетика - и в этом ее своеобразие - не только синтезирует фрагменты обыденного и отчасти научного, дисциплинарно разбросанного знания, но даже связывает эпохи - древность с современностью, с новейшими достижениями науки, - а также принципиально различные, восточный и западный, способы мышления и мировосприятия.

Синергетика как мировоззрение несет в себе немалый гуманистический потенциал. Основной пафос синергетики состоит в том, чтобы попытаться описать сначала на качественном уровне посредством некоторых фундаментальных идей и образов, а затем, возможно, и посредством одного и того же математического языка взаимоподобные процессы развития в сложных системах физики, химии, биологии, географии, социологии.

Синергетика окончательно разбивает миф о жестоко детерминированной и безвременной Вселенной. Понятия "бытие" и "становление" объединяются И.Пригожиным в понятийные рамки "Наш мир - это не молчаливый и однообразный мир часового механизма, покинутый старыми домовыми . Мы живем в "открытом - технологическом и творческом - мире". синергетика гуманистический потенциал

Синергетика как вид детерминизма

Детерминизм– это концепция причинно-следственных отношений, соотношения свободы и необходимости.

Индетерминизм – концепция отрицающая так или иначе причинность, абсолютизирующие произвол и отрицающие какие –либо закономерности.

Вообще известны следующие виды детерминизма:

1. лапласовский (механистический детерминизм) в любой системе любое событие во первых, предопределены исходным состоянием системы, во вторых – принципе предсказуемы. Это классический линейный детерминизм.

2. вероятностный детерминизм – это теория вероятности – это детерминизм, основанный на теории больших чисел, на распределении Больцмана, на втором начале термодинамике, на теории информации, это статистический, предсказуемый ход событий. В будущих трансформациях системы можно определить некоторый набор событий и установить вероятность наступления каждого из них.

3. синергетический детерминизм – это особый тип мышления, в котором прогнозируются не конкретные события, а состояния исследуемых систем на предмет повышения или понижения их способности к самоорганизации, тенденций наступления хаоса или возникновения нового порядка.

Большую роль в эпистимологических моделях синергетики играют понятия флуктуация и бифуркация.

Флуктуация – это непредсказуемая локально возникающая неоднородность нарушающая предыдущий порядок функционирования системы. В диссипативных системах флуктуации постоянно возникают и тут же релаксируют. Стабилизирующие факторы в диссипативных системах нейтрализуют последствия флуктуативных изменений системы.

Бифуркация– это системная характеристика нелинейной динамики, в которой находят свое отражение тенденции системы к полному разрушению установившегося в ней порядка, т.е. возникновению хаоса и последующему возникновению нового порядка. Так называемая точка бифуркации физически не существует. Это лишь обозначение тотального дисбаланса системы. Бифуркация наступает в результате резонансного каталитического развития последствий некоторых локальных флуктуаций ( в классическом детерминизме это называется – большие следствия от маленьких причин. - об этом говорил в 18 в Паскаль.

В сложных н мерных системах флуктуации могут наслаиваться, резонировать. Это порождает образование точек бифуркации. Точка бифуркации отражает способность системы к дальнейшему эволюционированию. В ней, условно говоря, содержатся несколько вариантов дальнейшей динамики изменения системы в ситуации неопределенности дальнейшего эволюционирования системы. Представители синергетики используют для описания процессов бифуркации термин – выбор системы. Это метафора, потому что выбор предполагает сознательность, а тут ее нет, даже если это социальная система. Однако в таком состоянии неопределенности инспирируются процессы, которые можно уподобить эволюционным предпочтениям самоорганизующейся системы. В процессе формирования нового порядка образуются механизмы самодетерминации системы за счет влияния на ее эволюцию постоянно возникающих результатов (продуктов) этой эволюции – это процесс автокатализа. (автокатализацион. Система- это например, при конфликте на Кавказе помимо самих военных действий возникает месть кровной вражды.)

Для обозначения специфических, для нелинейных самоорганизующихся сложных систем, механизмов и факторов развития в синергетике существует термин атраткор.

Аттрактор– это устойчивый фокус, в котором сходятся все траектории динамики системы.

Энмерная система, аттрактор – система значений в эн-мерном пространстве, через которые пройдут все траектории параметров системы. (это такая область в которой окажутся все параметры системы, аттрактор имеет предопределенный характер)

Аттрактор (англ.) притягатель. Термин, обозначающий определенный ансамбль скорелированных тенденций эволюционирования определенных параметров системы.

Аттрактор – подсистема склонных к доминированию тенденций выступающий перспективой эволюции. Т.о. аттрактор – многомерный вектор развития.

Синергетика как вид детерминизма методологически может быть использована для анализа перспектив развития сложных самоорганизующихся систем самого разного порядка

Синергетика – это не индетерминизм – это позиция отвергающая любую причинность. Это скорей новый вид детерминизма, относящийся к нелинейным процессам. Нелинейные процессы нельзя назвать вероятностными, т.к. они не подчиняются законам больших чисел (теория вероятности). Дело в том, что теории вероятности исследует процессы. Подчиняющиеся законом больших чисел. Например: вероятность наступления некоторого предполагаемого события, направления хода событий и т.д.

Синергетика исследует соотношение тенденций эволюции неравновесных систем. Синергетический детерминизм - это особый тип мышления, в котором формируются не прогнозы грядущих состояний системы. А модели тенденций наступления состояний нестабильности, разбалансированности и возможного перехода существующего подхода системы в хаотичное состояние и последующее образование в ней нового порядка под влиянием флустраций.

В синергетике речь идет не о наступлении отдельных событий. А о системе состояний системы. Лексикон синергетики включает в себя следующие понятия: флуктуации, точка бифуркации, аттрактор.

Флуктуация- это случайно возникающая неоднородность локально нарушающая предыдущий порядок функционирования системы.




Флуктуация – это спонтанное изменение одного из параметров системы, закрепляющиеся за счет влияния на другие параметры и мета системы. В системе флуктуации происходит постоянно, но в диссопотивных системах они релаксируют во времени, т.е. затухают, а в эволюционных системах они могут привести к сваливанию системы в хаос(однако их способность инспирировать хаос при определенных условиях компенсируется способностью инициировать установления нового порядка в системе а так же порядка более высокого уровня. Если сравнить эту модель с классическо-причинно-следственной моделью. То видно, что в синергетической модели совершенно иначе представление о факторах сопоставлениях самоорганизации систем. Кроме того в синергетике артикулированы моменты, связанные с собственным креативными потенциалами системы. Т.е с эволюционными потенциалами системы, в сложных эн-мерных пространствах, системах флуктуации происходит постоянно наслаивается и это порождает образование точек бифуркации.. т.б. физически не существует в системе. Это есть характеристика состояния системы, отражающая ее способность к дальнейшему эволюционированию. В т.б. условно говоря содержится несколько возможностей тендирования дальнейшей эволюции системы (хаос, новые модели порядка). Т.б. это обозначение переломного критического момента характеризующегося неопределенностью будущего развития.

Аттрактор. Многие представители синергетики употребляют термин «выбор системы» - это термин условно обозначает тендирование определнных возможностей в эволюции системы. Тендирование – это доминирование среди нарастающих тенденций одной.. в синергетике высказываются предложения о том. Что сложные нелинейные системы в т.б. как бы выбирают определенные тенденции из множдества других. Вообще тенденции развития системы возникновение нового порядка в ней рассматриваются в синергетике как ряд сложного каталитического взаимоналожений текущего эволюционирования отдельных ее параметров. (катализатор – ускоритель химических реакций), каталитичный – форсированный).

В процессе формирования нового порядка образуется механизм амодетерминации системы за счет влияния на нее эволюционных результатов продуктов этой эволюции (они могут выполнять роль этого катализатора в эволюционной системе). В синергетике используются понятия аттрактор в определенном спектре значений. В конечном счете это близко по смыслу значение.

ü Аттрактор – буквально притягиватель и речь идет об определенном ансамбле скорелированных тенденций эволюционирования отдельных параметров 9свойств системы) – это подсистема склонных к доминированию тенденций выступает своего рода целью эволюции системы. Она как бы притягивает к себе ее параметры.

ü Есть несколько иное представление об аттракторе: он представляется как асиптотически достигаемое конечное состояние системы. Надо отметить что представление об аттракторе первого типа более геометрично, поскольку рассматривается рядом авторов как множество точек в эн- мерном пространстве эволюционирующей системы. Это своего рода многомерный вектор развития

Читайте также: