2 ракаата сунны утреннего намаза лучше чем весь мир и то что в нем

Обновлено: 03.05.2024

Жизнь верующего человека напитана постоянным поклонением, его часы и дни наполнены постоянными мыслями о Создателе. Любовь ко Всевышнему вытекает в такой прекрасный акт поклонения, как намаз.

Намаз предписан каждому верующему и является венцом всех актов поклонения, заключающий в себе абсолютно каждый аспект веры – смиренность, терпение, страх, покорность, упование.

Как прекрасна вера, которая заставляет верующего, оставив теплую уютную постель, встать рано утром, чтобы посвятить время своему Создателю.

Как прекрасно предрассветное время, в которое Всевышний вложил удивительные благословения и награды. И как прекрасен Всевышний, который сокрыл намаз, подобно жемчужине, в глубине утра, и одарит своей радостью лишь избранных.

Достоинства и значимость утреннего намаза

Утренний намаз, именуемый фаджр-намаз, – это первое поклонение нового дня, первая благодарность и первая молитва. В утренние часы Аллах Всевышний заложил особенные благословения, упускать которые, поистине, является большой неудачей.

В этот период времени ниспосылается милость Аллаха и распределяется его ризк. Мольбой нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) были слова:

«О Аллах, благослови мою умму в утренние часы» (Ибн Маджа).

Ангелы, сопровождающие нас во время ночи, возвращаются к Всевышнему в предрассветное время и донесут до Него благую весть, если в это время мы будем в намазе.

В одном из хадисов сообщается:

«Находящиеся рядом с вами ночные и дневные ангелы, сменяют друг друга, и собираются вместе на утреннюю и предзакатную молитвы. Затем те, которые провели ночь вместе с вами, восходят, и Аллах спрашивает их, хотя Ему лучше знать об этом: «Что делали Мои рабы, когда вы покинули их?» Они отвечают: «Когда мы покинули их, они совершали намаз. Когда мы явились к ним, они тоже совершали намаз» (Бухари).

Утренний намаз таит в себе бесконечные награды и благословения для искренних и преданных рабов Аллаха, которые пару минутам сна предпочли поклонение Всевышнему.

Это предписание Аллаха и завещание нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), который говорил, что утренний намаз отличает верующих от лицемеров, лучше чем весь мир, и наградой за него непременно станет Рай:

«Два ракаата сунны утреннего намаза лучше, чем этот мир и все, что есть в нем» (Муслим).

«Есть два прохладных намаза – утренний и послеполуденный. Кто их совершает, тот войдет в Рай» (Бухари).

«Совершающий намаз до восхода и до захода солнца не войдет в Ад» (Муслим).

Для каждого человека есть только два пути – два образа жизни: путь праведности и поклонения, путь Аллаха и путь шайтана. Усердствуя на одном, человек теряет позиции в другом.

Выбирая поклонения, прилагая усилия, бережно относясь к намазам, верующий отдаляется от шайтана, прислушиваясь наущениям шайтана – отдаляется от пути Аллаха.

«Как только вы засыпаете, шайтан вяжет три узелка на вашем затылке. Ударяя лапой по каждому узелку, он прошепчет: «Пусть эта ночь будет для тебя длинной! Спи спокойно!» Но стоит вам проснуться и помянуть Аллаха, как сразу развяжется один узелок. Если совершить омовение, развяжется второй, а после выполнения намаза– третий узелок. В результате этого мусульманин встретит рассвет умиротворенным и спокойным. В противном случае человек просыпается усталым и разбитым, хмурым и сердитым» (Бухари).

Хорошее настроение на протяжении всего дня, заряд энергии и чувство довольства собой станут наградой для совершившего утренний намаз вовремя, ведь он исполнил свой самый главный долг. Аллах Всевышний озарит его лицо, наделит его дела баракатом и определит самый лучший исход его дел. Будет он под защитой Аллаха на протяжении всего дня и защищен от бед.

Время совершения утреннего намаза

Время утреннего намаза наступает с момента рассвета, то есть когда вдоль горизонта на востоке появляется заря, и заканчивается с восходом солнца.

Нежелательно (макрух) совершать намаз во время восхода солнца, также после 20 минут после начала восхода солнца нежелательно совершать дополнительные намазы.

Как совершается утренний намаз

Утренний намаз состоит из 2 ракаатов сунны и 2 ракаатов фарда. Совершается намерение, в намазе произносится такбир, дуа «Субханака», сура «Фатиха», любая короткая сура из Корана.

Далее совершается такбир, поясной поклон, восхваление Аллаха. Выпрямившись, также произносятся восхваления Аллаху. Потом в такбире совершается земной поклон и произносятся слова восхваления Аллаху, повторяется земной поклон.

Второй ракаат совершается аналогично, после второго земного поклона совершаются дуа «Ат-тахият», салават, «Раббана атина». Завершается намаз салямом и дуа-истигфара.

После утреннего намаза особо вознаграждаемым деянием является поминание Аллаха. В хадисе сказано:

«Для того, кто совершил утреннюю молитву, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два ракаата молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры» (Тирмизи).

Пусть Всевышний укрепит нас в своей вере и сделает из числа бережно оберегающих свои намазы.

Намаз, который ценнее всего этого мира \ Видео


В достоверном хадисе, приводимом Муслимом, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ركعتا الفجر خير من الدنيا وما فيها

«Два ракаата сунна-намаза, совершаемые с утренним намазом, ценнее всего мира и всего, что находится в нём». (Муслим)

Как мы видим, этим намазом является сунна-намаз, даже не фарз, а сунна-ратибат утреннего намаза.

Ратибаты – это сунна-намазы, совершаемые до или после совершения пяти обязательных намазов, за выполнение которых предусмотрено высокое вознаграждение. Время их совершения приходит с наступлением времени соответствующих обязательных намазов. Совершаемые вместе с обязательными намазами суннаты (ратибаты) имеют 2 вида: те, на которые Пророк (мир ему и благословение) уделял особое внимание, то есть сунна-муаккада, и просто желательные намазы.

Если ратибаты, которые совершаются до обязательных намазов, по какой-либо причине не были совершены вовремя, то есть до совершения данного намаза, то их можно совершать и после, если время данного намаза ещё не истекло. В этом случае ратибат не считается возмещённым, а является совершённым в срок. В таком случае в намерении (нийят) указывается, что это ратибат, совершаемый перед фарз-намазом. Если же время этого намаза прошло, то в намерении надо указать, что ратибат возмещается, а возмещение пропущенных дополнительных молитв является сунной.

Дополнительные намазы ратибаты смывают погрешности обязательной молитвы. Совершая намаз-ратибат до обязательного намаза, мусульманин готовится предстать перед Аллахом и совершить намаз, не отвлекаясь, сосредоточив все свои мысли и внимание только на Аллахе и на содержании произносимых при этом молитв, то есть в хузуре.

Вот и получается, что этот ратибат-намаз, который совершается с утренним намазом, дороже этого мира и всего, что в нем имеется. А мы, чтобы получить, хотя бы маленькую долю из этого мира, который и так предписан нам Создателем, стараемся так, что из кожи вон лезем, а чтобы получить то, что дороже ВСЕГО этого мира, не прилагаем никаких усилий. Пророк (мир ему и благословение), которому Аллах простил все предыдущие и будущие грехи и гарантировал самое высокое положение в раю, не оставлял этот сунна-намаз. А мы, слабые рабы Всевышнего, не осведомленные, как с нами в Судный день поступит Он, не прилагаем никаких усилий, даже чтобы сделать такую малость, как ратибат утреннего намаза, за который нам обещано такое огромное вознаграждение.

Два ракаата, совершаемые перед утренним намазом, являются самыми ценными среди ратибатов, это настоятельная сунна (сунна муаккада). Этому ратибату, как мы отметили выше, Пророк (мир ему и благословение) уделял больше всего внимания среди всех ратибатов.

«Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что любимый Посланник Аллаха (мир ему и благословение) бывал особо настойчив в этих двух ракаатах (не пропускал их никогда – ни дома, ни в путешествии, ни будучи здоровым, ни будучи больным)». (Бухари, Муслим, Абу Давуд и др.)

Мы видим, как некоторые СМИ, постоянно приводят разные рейтинги самых богатых людей страны, континента, мира и т.п., а самый богатый человек - обладатель активов, которые дороже всего мира и всего, что находится в нём, здесь где-то рядом. Более того, каждый из нас может стать таким человеком - приобретать эти активы каждый день, и платить за это надо всего ничего. Совершай ратибат утреннего намаза – и у тебя все это в руках.

Да не лишит Аллах нас этой награды!

Нурмухаммад Изудинов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Достоинства сунны двух рака’атов перед фаджром

fajr

О рабы Аллаха! Намаз, который называется суннатуль-фаджр (два рака’ата добровольного намаза, совершаемого перед обязательной утренней молитвой) – это великий намаз, занимающий высокое положение. Этот благословенный намаз совершается в самом начале дня и является ключом к наступающему дню. Первое, что делает мусульманин в начале дня – это два рака’ата сунны перед молитвой фаджр, и заканчивается его день намазом уитр. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, никогда не оставлял эти два намаза: ни когда был дома, ни когда был в путешествии. Мать правоверных ‘Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не оставлял совершение двух рака’атов до утренней (фаджр) молитвы». [1]

Также передается с ее слов, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Два рака’ата утренней молитвы лучше мира этого и всего того, что в нём есть». [2] И если бы по поводу достоинства этого намаза было сказано только одно это, то этого уже было бы достаточно.

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ни одну из дополнительных молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал столь неуклонно, как молитву в два рака’ата утром». [3] Таким образом она указала на то, что эти два рака’ата являются желательными (нафиль), а не обязательными, но при этом они занимают великое место, и за них положена большая награда.

Если Аллах помог человеку совершить два дополнительных рака’ата перед намазом фаджр, а потом совершить намаз фаджр, тогда этот человек весь день находится под защитой Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сказал Всевышний Аллах: «О сын Адама! Соверши ради Меня четыре рака’ата в начале дня, и этого будет достаточным тебе до конца его», (т.е. «Я избавлю тебя от всех тягостей до конца этого дня»). [4]

Шейхуль-ислам Ибн Таймия, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Под этими 4-мя рака’атами подразумевается 2 рака’ата обязательной утренней молитвы и 2 рака’ата желательной до нее».

Аллах не нуждается ни в наших суджудах, ни в наших рака’атах, ни в наших намазах. Он не нуждается ни в ком из Своих рабов, не нуждается в мирах, и при этом Он, Самодостаточный, обращается к нам с такими словами: «О сын Адама! Соверши ради Меня четыре рака’ата в начале дня, и этого будет достаточным тебе до конца его».
Мы видим из этого хадиса, что если человек совершает эти два намаза, то это причина того, что все его дела приводятся в порядок. Если же человек упускает утренний намаз, то все его дела приходят в расстройство, оборачиваются для него потерями, потому что эти рака’аты – это начало дня, это ключ (мифтах) дня. Кто-то из предшественников сказал: «Твой день подобен верблюду: если ты схватишь его за голову, то вся остальная часть сама последует за ней». Вот так и наш день: если начнешь его с блага, так он и закончится, а если начнешь с греха, то и завершится он соответствующим образом.
О мусульманин, если ты желаешь блага себе, то схватись за эту великую сунну и не упускай ее. Береги свой день с самого его начала, совершая это великое поклонение.

Является сунной совершать этот дополнительный намаз кратко.

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно он совершал два рака’ата (перед обязательной) утренней молитвой, сокращая их (настолько), что я даже говорила (себе): «Да читал ли он “Мать Книги” (суру “аль-Фатиха”). [5]
Она не имела в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не читал в этом намазе суру “аль-Фатиха” и другие суры после нее, а сказала так, чтобы показать, насколько кратко он совершал этот намаз по сравнению с другими намазами.

Знайте, что, когда восходит заря и когда произносится азан на фаджр, после этого не установлено в Шариате чтение каких-то намазов, кроме этих двух рака’атов. И если ты совершил их, то сиди и поминай Аллаха, не совершая иных намазов, пока не прозвучит призыв (икъама) на обязательный намаз фаджр.
Если человек пришел в мечеть и ещё не совершил два рака’ата сунны фаджра, а уже объявили о наступлении обязательного намаза, то он не имеет права совершать эти два рака’ата сунны, потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если объявляют о начале молитвы (читается икъама), то нет никаких молитв, кроме предписанной (обязательной)». [6]

Но если ты пришел до икъамы и начал совершать сунну фаджра, произнеся вступительный такбир (такбирату-ль-ихрам), и вдруг прозвучал икъама, то посмотри на две ситуации: если ты еще в начале намаза, тогда прерви его и вставай в ряд, чтобы вместе с имамом успеть совершить вступительный такбир обязательного намаза, а если ты уже достаточно много совершил из этого намаза, близок к его завершению и знаешь, что, пока произносится икъама, успеешь к вступительному такбиру с имамом, тогда закончи эти два рака’ата сунны.

Если человек не смог совершить эти два рака’ата сунны фаджра, то что тогда делать?

Он может их совершить сразу после обязательного утреннего намаза либо может их совершить, когда наступит время намаза ад-духа, когда взойдет солнце (примерно через 10-15 минут после восхода солнца). Доводом на сказанное являются два хадиса.
Сообщается, что Къайс ибн ‘Амр сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел какого-то мужчину, который совершал молитву в два рака’ата после (обязательной) утренней молитвы, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Утренняя молитва состоит из двух рака’атов!” Тот человек сказал: “Поистине, я не совершил два рака’ата молитвы, которые совершаются до неё и поэтому совершил их сейчас”. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, промолчал». [7] Известно, что время после утреннего фард намаза до восхода солнца является запретным для совершения каких-то дополнительных намазов, а раз пророк, да благословит его Аллах и приветствует, смолчал в данном случае, то, значит, дал согласие на это исключение.
А в другом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто не совершил два рака’ата утренней сунны, совершит их, когда солнце уже взойдет!» [8]

Таким образом, если ты не успел совершить утренний сунна намаз, то можно совершить его после обязательного фаджр намаза либо совершить его, когда взойдет солнце во время намаза ад-духа. И второе более предпочтительно, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побудил к этому своими словами.

Суры, которые читаются в сунне 2-х ракаатов перед фаджром

Передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая два рака’ата (добровольной) утренней молитвы, читал: «Скажи: “О неверные!” (сура “аль-Кяфирун”)», а также: «Скажи: “Он — Аллах Единый…” (сура “аль-Ихляс”)». [9]

Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал в двух рака’атах перед утренней молитвой: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам … », и аят из суры Али-‘Имран: «Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас … ». [10]

То есть в первом рака’ате после чтения суры «аль-Фатиха» он читал 136-й аят суры «аль-Бакъара»:

قُولُوا آمَنَّا بِاللَّهِ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْنَا وَمَا أُنزِلَ إِلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ وَالْأَسْبَاطِ وَمَا أُوتِيَ مُوسَى وَعِيسَى وَمَا أُوتِيَ النَّبِيُّونَ مِن رَّبِّهِمْ لَا نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِّنْهُمْ وَنَحْنُ لَهُ مُسْلِمُو

«Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исма‘илу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йа‘кубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йа‘куба), что было даровано Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу) и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся».

А во втором рака’ате читал 64-й аят суры «Али-‘Имран»:

قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْا إِلَى كَلِمَةٍ سَوَاءٍ بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ أَلَّا نَعْبُدَ إِلَّا اللَّهَ وَلَا نُشْرِكَ بِهِ شَيْئًا وَلَا يَتَّخِذَ بَعْضُنَا بَعْضًا أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللَّهِ فَإِن تَوَلَّوْا فَقُولُوا اشْهَدُوا بِأَنَّا مُسْلِمُونَ

«Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей, и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами».

Передано и так, и так. Следовательно, является сунной иногда читать в первом рака’ате суру «Аль-Кяфирун», во втором – «аль-Ихляс», а иногда читать в первом рака’ате 136-й аят суры «аль-Бакара», во втором – 64-й аят суры «Али-‘Имран».

Передается, что однажды некий человек встал и совершил два рака’ата утренней молитвы, и в первом рака’ате он прочитал: «Скажи: О неверные!» – пока не завершил суру. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Этот раб уверовал в своего Господа». Во втором рака’ате он прочитал: «Скажи: Он – Аллах Единый». И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Этот раб познал своего Господа». [11]

Теперь задумайся, почему так сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Да потому что сура «аль-Кяфирун» полностью посвящена Таухиду в деяниях, чтобы мы посвящали все наши религиозные деяния только Аллаху. А сура «аль-Ихляс» полностью посвящена описанию прекрасных атрибутов Аллаха, посвящена Таухиду, связанному со знанием об Аллахе. Когда ты начинаешь свой день с чтения этих двух сур, то ты начинаешь свой день с этих двух видов Таухида.

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, о том, что (в своё время) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил (в поход) боевой отряд под командованием одного человека, который во время молитв был имамом для своих товарищей и всегда завершал чтение (словами): «Скажи: “Он – Аллах Единый…”». Когда они вернулись, об этом рассказали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который велел: «Спросите его, почему он делает это?» Ему задали этот вопрос, и он сказал: «В ней (упоминается о) качествах Милостивого, и (поэтому) я люблю читать её». (Узнав о том, что он сказал,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел (им): «Сообщите ему, что Аллах любит его». [12]

Человек создан для Таухида: для Таухида знания об Аллахе, и об этом рассказывается в суре «аль-Ихляс», и создан для Таухида поклонения лишь Одному Аллаху, и об этом рассказывается в суре «аль-Кяфирун». Человек создан, чтобы знать об Аллахе, и создан, чтобы поклоняться Ему. Аллах сказал:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне

[и не поклонялись никому и ничему иному]»
(сура 51 «Рассеивающие», аят 56).

Обрати внимание на тонкий и великий смысл чтения этих сур: каждый день с самого раннего утра ты обновляешь свой иман и свой Таухид, которые нуждаются в ежедневном обновлении. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, вера/иман/ изнашивается внутри вас так же, как изнашивается одежда. Так просите же Аллаха Всевышнего о том, чтобы Он обновлял веру в ваших сердцах!» [13]

Мы просим Аллаха, Пречист Он и Возвышен, чтобы Он всем нам и нашим семьям, и нашему потомству позволил наилучшим образом поклоняться Ему, чтобы мы были из тех, кто оберегает свой намаз. Чтобы Аллах привел в порядок все наши дела и не поручал нас нам самим, нашим душам даже ни одно мгновение.

1] Ибн Абу Шайба 2/352. Иснад достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2920.

2] Ахмад 6/265; Муслим 725; ат-Тирмизи 416; ан-Насаи 3/252. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 3517, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 581, «Сахих ан-Насаи» 1758.

3] Аль-Бухари 1163.4] «Сахих». Ат-Тирмизи 4755] аль-Бухари 1171; Муслим 724.

6] Муслим 710; Абу Дауд 1266; ат-Тирмизи 421; ан-Насаи 864; Ибн Маджах 1151. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 371.

7] Абу Дауд 1267; Ахмад 5/447; ат — Тирмизи 422; Ибн Маджах 1154; аль — Байхакъи 2/483; Ибн Абу Шейба 6501; аль — Хаким 1/275; аль — Хумайди в своём « Муснаде » 868

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Аби Дауд» 1151, «Сахих Ибн Маджах» 954.

8] ат-Тирмизи 343; Ибн Хузайма 1117; Ибн Хиббан 613. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2361.

9] Муслим 726.10] Муслим 727.

11] Ибн Хиббан 2460 и ат-Тахáви. Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад этого хадиса сильным. См. «Сахих Ибн Хиббан» с тахкыком Шу’айба аль-Арнаута, 6/213.

12] аль-Бухари 7375; Муслим 813; ан-Насаи 1/170.
13] ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» и аль-Хаким (¼) со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими. Хафиз аль-‘Иракъи и хафиз аль-Хайсами подтвердили достоверность хадиса. См. «Маджма’у-з-заваид» (1/25), «Файдуль-Къадир» (1/473). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (1590), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1585).

Воздаяние шахида за оживление Сунны

О суннат-намазах

1. Перед утренним намазом совершают два ракаата ратибатов (желательных намазов), при этом сделав следующее намерение: «Я намереваюсь совершить суннат ратибат перед утренним намазом». Если человек не смог совершить его до намаза-фарз, то можно совершить после, ибо время его совершения истекает только с восходом солнца. Эти два ракаата ценнее, чем весь мир и всё, что в нём находится.

2. Ратибаты, совершаемые до обеденного намаза. Перед обеденным намазом совершаются четыре ракаата (по два) со следующим намерением: «Я намереваюсь совершить ратибат перед обеденным намазом». Если не удаётся совершить их до намаза-фарз, то они совершаются после него. Также после обеденного намаза совершаются ещё четыре ракаата с намерением: «Я намереваюсь совершить ратибат после обеденного намаза». Намазы-суннат восполняют все недостатки обязательных намазов.

3. Ратибаты, совершаемые перед послеобеденным намазом, совершаются в четыре ракаата с намерением: «Я намереваюсь совершить ратибат перед послеобеденным намазом». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) попросил милость Всевышнего тому, кто совершит эти четыре ракаата. Если не удаётся совершить их перед намазом, то они совершаются после него.

4. Ратибаты, совершаемые после вечернего намаза, выполняются в два ракаата с намерением: «Я намереваюсь совершить ратибат вечернего намаза». Время совершения этого намаза длится от совершения вечернего намаза до наступления времени ночного намаза.

5. Ратибаты ночного намаза. Он совершается после совершения ночного намаза в два ракаата с намерением: «Я намереваюсь совершить ратибат ночного намаза». Есть и 2 ракаата перед этими намазами (вечерним и ночным), т. е. между азаном и икама.

6. Намазы витру имеют 1, 3, 5, 7, 9, 11 ракаатов. Время этого намаза – от наступления времени ночного намаза до рассвета. Если у человека есть уверенность в том, что он проснётся ночью, то желательно отложить витру до предрассветного времени. Если нет такой уверенности, то желательно совершать его до того, как лечь спать. Намаз-витру является самым ценным из намазов-суннат.

7. Намаз-зуха (2, 4, 6, 8 ракаатов). Самое лучшее – совершить восемь ракаатов. Совершается по два ракаата отдельно со следующим намерением: «Я намереваюсь совершить два ракаата намаза-зуха». Его срок начинается, когда солнце поднимается на высоту, равную размеру копья, и заканчивается, когда солнце доходит до зенита. Человек имеет 360 частей тела, по каждой части тела ему желательно ежедневно давать милостыню, а намаз-зуха (два ракаата) заменяет ему всю эту милостыню.

8. Намаз аввабинов. Совершается шесть ракаатов (по два) с совершением следующего намерения: «Я намереваюсь совершить намаз-суннат аввабинов». Время этого намаза – между вечерним и ночным намазами. В книгах написано, что если совершить шесть ракаатов намаза-аввабинов, то смываются малые грехи двенадцати лет.

9. Намаз-тахаджуд. Совершается по два ракаата. Можно совершать столько, сколько желаешь, но лучше держаться стабильного количества. Например, 2, 4, 6, 8, 12 ракаатов. Если человек, совершив ночной намаз, заснул (даже на миг), то после того, как он проснётся, настаёт время намаза-тахаджуд и продолжается до рассвета. Намерение делается так: «Я намереваюсь совершить два ракаата намаза». Можно упомянуть в намерении, что совершаете намаз-тахаджуд, можно и не говорить. Если намаз-витру был отложен, чтобы совершить после пробуждения ото сна, то при совершении двух ракаатов можно сделать намерение одновременно совершить тахаджуд и витр. Намазы, совершаемые ночью, являются кладом Рая.

10. Суннат-намаз, совершаемый после омовения (два ракаата). Когда бы человек ни совершил омовение, после него (не откладывая надолго) совершается два ракаата. Намерение делается так: «Я намереваюсь совершить два ракаата намаза-суннат омовения».

Если сразу после омовения совершить любой другой намаз, то суннат этого намаза-омовения тоже считается исполненным. Пророк (мир ему и благословение) рассказал Билялу (да будет доволен им Аллах), что, идя в Рай, он услышал впереди себя топот его ног, и спросил, с чем это связано. Билял (да будет доволен им Аллах) ответил, что после каждого омовения он без пропуска совершает намаз-омовение.

11. Тахийят-намаз. При каждом вступлении в мечеть, возвеличивая Аллаха, следует совершить два ракаата намаза-тахийят. Намерение: «Я намереваюсь совершить суннат намаз-тахийят». Время тахийята проходит, как только сядете в мечети. Если при вхождении в мечеть совершить другой намаз, то суннат тахийята тоже исполняется.

12. Намаз-тасбиха. Этот намаз является смывающим грехи, за него предусмотрено неописуемое вознаграждение. Учёные пишут, что этот намаз не упускает человек, который думает и заботится о своей религии. Если есть возможность, то он совершается каждый день, если нет, то раз в неделю, в месяц, в год или хотя бы раз в жизни. Порядок совершения необходимо узнать от алимов или из соответствующих книг.

13. Намаз-истихарат. Человек, сомневающийся в совершении какого-то дозволенного дела, совершает два ракаата со следующим намерением: «Я намереваюсь совершить два ракаата намаза-истихарат». Истихарат совершается тогда, когда человек сомневается и не знает, лучше будет для него совершить данное деяние или же наоборот – не совершать его. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) учил своих сподвижников намазу-истихарат так же, как аятам Корана, что указывает на его важность. Есть специальные дуа, читаемые после этого намаза. Узнавайте у алимов.

14. Намаз-таравих. Он совершается в месяце Рамазан после ночного намаза по два ракаата. Он совершается в восемь или двадцать ракаатов, и после него в месяце Рамазан совершается витру.

15. Также существует намаз, совершаемый для исполнения желания; при выходе в путь; возвращении с пути; намаз прошения дождя; при солнечном и лунном затмениях; праздничные намазы. Необходимо знать, что если совершить намазы лунного и солнечного затмения, прошения дождя, которые являются очень важными, но оставленными людьми без внимания, то за это человек получит воздаяние, равное воздаянию шахида, ибо это является оживлением Сунны Пророка (мир ему и благословение).


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Читайте также: