Yakuza 5 гайд

Обновлено: 18.05.2024

Серию Ryu ga Gotoku, известную на Западе как Yakuza, часто называют «Grand Theft Auto про Японию». Хоть она и опиралась в первую очередь на наследие Shenmue, с GTA у нее и правда много общего: обе серии — про бандитскую жизнь, обе показывают реальность такой, какой они ее видят, с энтузиазмом используя сатиру и преувеличения.

Увы, серьезные технические недочеты первых частей и их отвратительная рекламная кампания в США и Европе отвратили публику от этого любопытного проекта, поэтому Yakuza 5 — самый масштабный выпуск сериала — издали на Западе лишь через три года после японского релиза. И то с подачи Sony, которую западные игроки буквально завалили слезными посланиями с просьбой что-то сделать. Стоило ли оно того?

После беглого знакомства с игрой ответить на этот вопрос непросто, ведь Yakuza — проект нетривиальный, игнорирующий многие модные веяния последних лет. Ждете зрелищного вступления, умело и кратко вводящего новичков в курс дела? Сюжета, что заинтригует с первых секунд? Увы, пятая часть начинается медленно и печально, с длинного и нудного диалога.

Надеетесь на большой открытый мир, гигантскую «песочницу» без невидимых стен? Черта с два, «городами» локации игры называют больше из вежливости — это, скорее, несколько уютных районов, разделенных экранами загрузки. Более того, поначалу буквально вынуждают двигаться по сюжету, игнорируя все увеселительные заведения по пути.

Душа жаждет разрушений, убийств и избиения невинных пешеходов? Придется умерить пыл, ведь здешние герои — люди добрые и распускают руки, лишь когда кому-то угрожает опасность.

Но стоит потерпеть, пережить тягомотное получасовое вступление, и Yakuza 5 преобразится, захватит на десятки часов и не отпустит вплоть до финальных титров. Будут и взрывы, и разрушения, и увлекательный сюжет, и непрекращающийся мордобой с приемами столь жесткими и зрелищными, что со временем потасовки превратятся в бесконечный поиск новых способов покалечить противников. Надо лишь дождаться встречи с первым дураком, который потребует у двухметрового качка денег на завтрак.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5

Драки в Yakuza никогда не отличались глубиной, зато покоряют простотой освоения и качеством исполнения. Каждый взмах ногой, каждый удар пудовыми кулаками ощущается нутром. Словами всей полноты ощущений не передать — тут надо лично нажимать на кнопки и чувствовать вибрацию контроллера после каждого удачного пинка.

Но самый смак — это суперприемы, которые можно активировать после заполнения шкалы HEAT. Ее наполняют каждый успешный выпад и блок, и как только герой в буквальном смысле слова загорится энергией, он получит шанс сделать что-нибудь особо жестокое. Подтереть асфальт чьей-то физиономией, опустить на лежачего мопед. Каждый суперприем зрелищен, полезен и изобретателен ровно настолько, чтобы наблюдать за ним всегда было приятно.

В четвертой части авторы расширили список играбельных персонажей с одного бессменного протагониста Кадзумы Кирю до четырех, а при разработке пятой решили уделить внимание их различиям.

Героев стало пятеро, и играются они по-разному: если в Yakuza 4 все они казались вариациями на тему Кирю («быстрый Кадзума», «медленный, но мощный Кадзума», «Кадзума, умеющий парировать удары»), то в Yakuza 5 у каждого свой стиль.

Саэдзима выучил несколько новых приемов, подчеркивающих его силу. Акияма дерется только ногами. Синада, дебютант серии, — боец медленный и своеобразный, тяготеющий к захватам. Особняком стоит Харука: она вообще не дерется. Она начинающая поп-звезда, и вместо гопников к ней пристают соперницы, с которыми надо состязаться в искусстве танца.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5

В пятой части к боевой системе прикрутили способ «выпустить пар», свой для каждого героя. Например, у Кадзумы есть почти Devil Trigger, как у Данте из Devil May Cry, во много раз усиливающий мощь его ударов и позволяющий телепортироваться к противникам, а могучий Саэдзима способен схватить врагов за ноги и размахивать ими, точно молотом. Это нововведение особенно к месту в сюжетных потасовках с сотнями слабых, но пакостных бандитов.

Даже прежде бесполезным механикам наконец-то нашлось применение. Часто используя какое-либо оружие, герой учится более эффективно с ним обращаться, что побуждает не обходиться одними кулаками и вносить в драки разнообразие с помощью велосипедов и дубин. А походы в рестораны отныне дают полезные ауры вроде удвоенного запаса здоровья — хороший повод поесть лапши и карри перед визитом к какому-нибудь боссу.

Стычки с гопниками не просто не надоедают, но отменно развлекают. Правда, игра слишком легкая, и на высоком уровне сложности даже боссы (за вычетом пары опциональных) не представляют особой опасности. Виноват тут довольно пассивный ИИ и скудный набор приемов у злодеев: им попросту нечего противопоставить несокрушимым героям.

По большому счету, даже в таком виде Yakuza 5 могла бы рассчитывать на неплохую оценку, ведь сейчас не так много толковых игр про уличные драки. Но, к счастью, мордобой лишь одна из частей головоломки, самая очевидная.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5

В отличие от многих других современных игр, Yakuza 5 не просто не теряет в качестве ближе к концу, но постепенно обретает все новые черты. В какой-то момент успеваешь позабыть, что ты играешь в ту же игру, что запустил несколько часов назад.

Вот бегаешь ты по Фукуоке, расшвыривая мелких гангстеров в случайных стычках, а потом заходишь в караоке-клуб. и происходящее внезапно перетекает в веселую ритмическую игру с отличной музыкой и визуальным сопровождением в духе выступлений с «Евровидения».

А через улицу здание с вывеской Sega — оказывается, там аркадный зал с обязательным «краном», так и норовящим уронить нужную мягкую игрушку мимо цели. По наитию подходишь к ближайшему автомату. и на сорок минут зависаешь в полноценной Virtua Fighter 2, тщетно пытаясь одолеть читерский ИИ прямиком из девяностых.

И все это — лишь малая часть совершенно невероятных размеров игры, на разработку которой, как ни сложно поверить, ушло всего-то два года. Мелочь по нынешним временам.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5

По ходу действия можно водить такси, ставить на место зарвавшихся стритрейсеров, охотиться на диких зверей в горах Хоккайдо, играть в бейсбол, танцевать на сцене — и все это не сырые бесцельные забавы, а полноценные мини-игры с отточенной механикой, озвученными диалогами и приятными сценариями.

Но самая удивительная особенность побочных заданий в том, что их не много и не мало, а ровно столько, сколько надо, чтобы не устать от них на полпути. Могла ли Yakuza 5 обойтись без мрачной истории про одинокого охотника в горах Хоккайдо и его, казалось бы, ничем не мотивированного стремления прикончить одного особо опасного медведя? Запросто. Но не обошлась — и стала только лучше.

Настроение у игры под стать геймплею — своеобразное. В отличие от большинства ежегодных релизов, которые избегают экспериментов, держат себя в узде и упорно хранят единожды избранный тон, Yakuza 5 — это сплошной аттракцион, настрой в котором меняется чуть ли не ежесекундно. Драматичные сюжетные сцены с предательствами и убийствами здесь чередуются с комедийными побочными квестами, в которых Кадзума пытается сообразить, поможет ли беспорядочное колотье по клавиатуре избавить компьютер от вируса с порнографией. И это лишь один из десятка примеров.

Казалось бы, такой хаос просто обязан раздражать — но нет, эффект создается прямо противоположный. Подобно самой жизни, подбрасывающей поводы то для смеха, то для слез, Yakuza вызывает своими фортелями весь спектр эмоций и добивается нужного результата. Тебе и весело, и на героев не плевать, ведь после сценок, демонстрирующих жизнерадостную сторону характера протагонистов, мрачные эпизоды с их участием воспринимаются куда острее и болезненнее.

Сценаристы искусно прописывают персонажей и, в отличие от многих конкурентов, не стесняются использовать побочные задания для раскрытия их образов, наполняя самые тривиальные из поручений жизнью. К тому же благодаря такому подходу ближе к финалу даже не слишком важные для сюжета NPC становятся как родные.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5

Просто посмотрите на скриншоты. Все они — из одной игры. Хотя в Yakuza 5 не обошлось без досадных недочетов, это исключительно могучая игра. Новичкам будет трудновато сориентироваться, и для лучшего понимания происходящего лучше начать с четвертой части — там и героев представляют, и играть немногим менее интересно.

Для остальных же в Yakuza 5 есть все — захватывающие драки, интригующий (если чуть-чуть потерпеть) сюжет, яркие персонажи и десятки способов себя развлечь. Даже жаль, что столь удивительная штука выбралась из Японии лишь три года спустя да еще на далеко не самой актуальной платформе.

Сегодня закончил наконец-то пятую часть и захотелось написать маленькую статью-обзор, дабы поделиться своими впечатлениями и некоторыми скриншотиками, которые не особо много спойлерят.
Сразу про спойлеры, сюжетно старался ничего не спойлерить, но если уж что заспойлерил, не обессудьте.
Решил запостить в оффтопе, потому что какой-либо ценности она не представляет и пихать ее в подсайт с играми вообще смысла не вижу. Но если администрация решит иначе - спорить не буду. (upd. переместили в игры, значит так тому и быть)
По поводу транскрипции имен – буду писать спорные имена латиницей по Хэпберну( не то, чтобы я не уважаю Поливанова), просто так будет удобнее и не будет так много плевков в мою сторону.

Пару слов про игру, сюжет и продолжительность.

Ну, к делу. Игра весьма длинная , у меня ушло на нее около 55 часов.

Сюжет обширный, игроку дается пять играбельных персонажей и 5 крупных локаций. Также игра мне чем-то напомнила Зеро(upd. да, я понимаю, что зеро вышла позже пятерки, произошел в голове диссонанс), и вот не пойму чем, то ли графикой, то ли сценарист тот же самый, то ли диалоги одинаково длинные, но вот что-то общее есть. В пятой части и правда порой очень долгие диалоги как в зеро , и есть некоторые моменты, где придется посидеть часок-полтора без сохранений (правда всегда можно поставить на паузу катсцены,например). Сюжет, как мне кажется, не оставит равнодушным любителей Якудзы ( а может и других людей тоже) , да и босс файты в целом отменные. Так что для меня в этом плане игра в топ 3 всех игр серии входит стопроцентно.
Играл на ПК через стим версию, со старым геймпадом от икс бокс 360 для виндоуз. Нареканий к порту в целом нет.
Для тех , кому интересно - у игры японская озвучка и английские субтитры. Русского языка нету, и , скорее всего, не планируется.

Side stories

По поводу сайд активностей , их тут полно. Сперва хочу немножко рассказать про сайд ветки каждого персонажа. Они довольно занятные. Можно возить людей на такси(этакий симулятор таксиста) + устраивать гоночки.

В такси порой можно устраивать небольшие беседы с клиентами.

Женщина то дело говорит.

Можно побыть в шкуре охотника в заснеженном лесу.

Отдельно остановлюсь на Харуке. Я точно знаю, что многим не нравится ее ветка и кто-то даже бросал игру на ней. Но лично я, хоть и не люблю попсу и вот этот весь шоу-бизнес, решил дать шанс, и мне, на удивление, очень даже зашло, геймплей спокойный, драк нет, очень интересно было для меня взглянуть на айдолов и их подготовку как бы изнутри, и это очень интересный опыт, пускай и игровой, но думаю что-то с реальности сценаристы то да и взяли. У Харуки есть различные варианты для ее работы как айдола.

Всякие веселые и не очень интервью.

И другие посторонние работы, например, рыбалка(можно поймать Nishiki) , бег, пожимание рук фанатам, соревнования с другими знаменитостями, угадывание различных штук связанных с городом и т.п.

Также у Харуки есть смешная сабсториз, где нужно помогать комику. Если немного знать японский – очень смешно слушать)

У Акиямы то ли проглядел, то ли у него нет сайд ветки, выделенной отдельно (помимо сабсториз), зато у Shinada есть такой своеобразный бейсбол, я им не очень проникся, но может кому зайдет.

Из всех таких сайд веток я полностью завершил только ветку с охотой, остальные оставил на следующий раз.

Substories

В этой сабсториз нужно помогать студенту подготовиться к экзаменам и нужно правильно ответить на вопросы)

Эта сабсториз представляет очень смешную мини-игру, где нужно готовить лапшу.

При игре за Shinada-сана есть очень угарные квесты : в первом нужно поставить в правильном порядке куски текста, вторая представляет игру с петушиными гонками(лол, где еще можно погоняться петушками), а третья – чисто очередной гачи контент.

Насчет мини-игр особо ничего не могу сказать, по сути не играл в них, из-за того, что сюжет итак слишком большой. А так насколько я знаю их в Якудзе пятой целый набор – и караоке, и привычные азартные игры, и т.д. и т.п. Но для себя отметил барабаны тайко. Приятная и не сильно напряжная мини-игра.

Немного оффтопа

В целом это всё про игру. Осталось немного как раз-таки оффтопа.

немного самоиронии

Также хотелось немного рассказать о том, что делаю в свободное время, а именно – разбираю для себя лексику из Якудзы на японском.
Знаю что тут не место для рекламы или саморекламы скорее, но хочется показать как это выглядит, а там если вдруг кто захочет почитывать иногда это в вк , то буду рад и скину ссылочку вам на маленький паблик свой. Стараюсь писать иероглифы, азбуку , подписывать транкскрипцию латиницей в основном и зачастую пишу перевод предложений. С переводом порой могут быть небольшие косяки, ибо я еще не настолько хорошо знаю язык, поэтому если вдруг здесь есть ребята прокачанные (н2,н1 уровни норёку или те, кто долго в Японии жил)– буду рад любым комментариям с исправлениями. Вот собственно на примере :
禁止ー きんし (kinshi)- запрет
ハト ーhatoー голубь, голуби
エサー esa ー корм
あたえるー (ataeru)- давать
ハトにエサをあたえないで (hato ni esa o ataenaide) - Не давайте корм голубям

На этом завершаю свой небольшой обзор этой прекрасной игры, вот вам прекрасного мужчину напоследок.

Целых восемь частей отличного криминального боевика уже доступны на PS4.

Почему вам надо поиграть в Yakuza и какие части лучшие

Почему вам надо поиграть в Yakuza и какие части лучшие
Почему вам надо поиграть в Yakuza и какие части лучшие
Почему вам надо поиграть в Yakuza и какие части лучшие

Сегодня вышла последняя часть Yakuza Remastered Collection, и теперь на PS4 можно поиграть в абсолютно все основные выпуски. Это отличный повод вспомнить об этой легендарной серии — и разобраться, с какой части лучше начинать её проходить, если вы новичок.

Самый популярный миф о Yakuza — то, что это просто японская версия GTA. Но это неправда. GTA — это игра про большой город, где можно колесить на крутых тачках и устраивать вокруг полный хаос. А Yakuza в первую очередь — про сюжет и про столкновение ярких персонажей. Тут практически нет ни машин, ни пушек. А игра разворачивается в маленьком, но насыщенном деталями и событиями районе города, где все конфликты решаются по старинке — кулаками.

В плане сценария серию Yakuza легче всего сравнить не с GTA, а c Metal Gear Solid. В здешних конфликтах постоянно участвуют несколько сторон, каждая со своими интересами. Любая история — это водоворот интриг и предательств, неожиданных открытий и драматичных противостояний. А колоритные герои регулярно сходятся в зрелищных поединках — нереалистичных, но очень круто поставленных.

Даже протагонист всей серии, Кадзума Кирю, чем-то похож на Солида Снейка. Он благородный, немногословный и непоколебимый. Ранее он был членом японской мафии, якудза, но в большинстве частей серии пытается оставить всё это в прошлом и жить спокойной жизнью. Правда, поскольку Кирю — легенда криминального мира, подпольные разборки всё равно постоянно его затрагивают. На пути главного героя встают могущественные организации и гангстеры. Но чтобы с ними разобраться, он не готов поступиться ни своими принципами, ни благополучием близких.

Благородство Кирю нашло отражение и в геймплее. Он как Бэтмен: и невинных не трогает, и злодеев не убивает, а только учит их уму-разуму кулаками. Бои в Yakuza очень смачные и брутальные, в духе битемапов. Герой мутузит противников при помощи комбо, спецприёмов, контратак и любого попавшегося под руку оружия, будь то бейсбольная бита или валяющийся рядом велосипед.

Вдобавок Кирю — японец, а японцы знают толк в развлечениях. Действие серии разворачивается в самых злачных кварталах городов вроде Токио и Осаки. Аркадные автоматы, караоке, бильярд, дартс, гольф, бейсбол, блэкджек, покер, маджонг, танцы на дискотеке — выбирайте что душе угодно. А ещё наслаждайтесь японской кухней, заводите разговоры в барах и хостесс-клубах, узнавайте чужие истории — и помогайте людям просто по доброте душевной.

Ведь в любой части Yakuza полно не только мини-игр, но и сайдквестов, которые частенько оказываются лучше основного сюжета. История самого Кирю полна утрат и трагедий, но все эти маленькие городские зарисовки, как правило, наоборот комичные, а то и вовсе безумные. Скажем, герою надо научить слишком вежливую доминатрикс грубо обходиться с клиентами. Или победить банду якудза в подгузниках. Или набить морду гигантской акуле… и это только вершина айсберга. В каждой части Yakuza десятки часов такого контента. Правда, без знания английского не обойтись: официальной русской локализации нет и играть в неё надо «по хардкору»: с японской озвучкой и английскими субтитрами.

Петух-менеджер поможет герою Yakuza: Like a Dragon управлять компанией

Мисо-суп, глаза-лазеры и солдаты с арбалетами: подробности седьмой части

Но не все выпуски серии одинаково хороши. Для знакомства лучше всего подойдёт Yakuza 0 — не только первая по хронологии событий, но и просто лучшая часть. Её действие разворачивается в 1988 году, когда совсем молодой Кирю только начинал свою криминальную карьеру. Есть и второй главный герой — одноглазый Горо Мадзима, который пока верно служит своему начальству. В будущем же он станет одним из самых непредсказуемых и безумных мафиози.

К тому же, тут любопытный сеттинг: мы видим Токио и Осаку такими, какими они были 30 лет назад. В то время Япония переживала экономический бум, поэтому герои буквально разбрасываются банкнотами. Тут даже нет привычной системы накопления очков опыта — на прокачку навыков тоже тратятся деньги.

В общем, в Yakuza 0 есть всё то, за что можно полюбить серию. Очень много контента, отличные бои, насыщенный и драматичный сюжет и одни из самых ярких и запоминающихся сайдквестов среди всех игр вообще.

Следующая по хронологии сюжета часть, Yakuza Kiwami, — это ремейк самой первой Yakuza с PS2. Правда, она была для разработчиков пробой пера, и очень многое в ней не соответствует высоким стандартам других частей серии. Побочные задания тут довольно шаблонные, а сюжет сильно провисает в середине. Действие игры начинается в 1995 году, а потом прыгает в 2005-й. Отсидев 10 лет в тюрьме за преступление, которого он не совершал, Кирю возвращается в родной клан, в котором ему уже не рады.

Yakuza Kiwami унаследовала удобную боевую систему у Yakuza 0, но её губит плохой геймдизайн оригинала, к которому добавились новые проблемы. Боссы подлым образом регенерируют здоровье, вынуждая Кирю прибегать к одному и тому же типу приёмов. А Мадзима преследует героя по всему городу и навязывается в однообразные драки с ним. Yakuza Kiwami раздавали бесплатно в PS Plus в конце 2018 года, и это особенно обидно, ведь многие могли познакомиться с серией с её худшей части. А на самом деле она — всего лишь короткое недоразумение, которое нужно перетерпеть между отличными нулевым и вторым выпуском.

Потому что в Yakuza Kiwami 2 всё снова хорошо. Это тоже современный ремейк классики с PS2, но в самой Yakuza 2 уже появились и отличные сайдквесты, и насыщенная сюжетная линия, которая увлекает с первых минут и до самых титров.

Там Кирю, который уже отошёл от дел якудза, пытается помочь своим бывшим соратникам и предотвратить масштабную войну мафиози из Токио и Осаки. А ещё в обновлённой версии добавили маленький сценарий за Мадзиму — эдакий эпилог его истории из Yakuza 0.

Kiwami 2 — одна из лучших частей серии. Она сделана на ещё более современном движке, чем 0 и первая Kiwami, поэтому графика и геймплей тут на высоте. К тому же, как и две предыдущие игры, она уже доступна на ПК. А позднее в этом году все три перечисленных выпуска выйдут ещё и на Xbox One. Зато все остальные части — пока что эксклюзивы PlayStation.

Почему вам надо поиграть в Yakuza и какие части лучшие

Yakuza 3 родом с PS3, а потому не получила полноценного ремейка. И сейчас из всех частей она выглядит самой простенькой, да и играется так же. Сценарий звёзд с неба не хватает: он довольно наивный и не настолько насыщенный, как в чётных выпусках. Кирю здесь решает уехать подальше от столицы и открывает сиротский приют на южном острове Окинава. Так что значительная часть игры посвящена тому, как Кирю нянчится с детишками. Однако на землю, где стоит приют, начинают покушаться мафиози и даже само правительство, поэтому главному герою опять приходится вмешаться в криминальные разборки.

Почему вам надо поиграть в Yakuza и какие части лучшие

К счастью, после того, как он разбирается со злодеями, его наконец оставляют в покое на всю следующую часть. В Yakuza 4 Кирю даже не в центре повествования: он просто сидит на своей Окинаве до самого конца игры и лишь в финале приезжает в Токио. А основной фокус сюжета сосредоточен на трёх новых протагонистах.

Первый — Акияма, обаятельный кредитор, который дерётся ногами не хуже Спайка Шпигеля (и говорит его же голосом). Второй — Саэдзима, бывший кровный брат Мадзимы, который отсидел 25 лет за массовое убийство. А третий — молодой полицейский Танимура. Он расследует странные происшествия в клане Тодзё, к которому раньше принадлежал Кирю, и разоблачает коррупцию в рядах стражей порядка.

У каждого из четырёх героев — свой небольшой сценарий, свой стиль боя и свои сайдквесты. Их истории с разных сторон раскрывают общую картину событий, и когда в финале они все наконец собираются вместе, кульминация ощущается особенно крутой. Yakuza 4 — ещё одна подходящая точка для входа в серию: она и сама по себе хороша, и проливает свет на предысторию Мадзимы, и рассказывает о новых героях. А потому игроку не обязательно долго разбираться в предыдущих похождениях Кирю.

Почему вам надо поиграть в Yakuza и какие части лучшие

Yakuza 5 — рекордсменка серии по количеству контента. Там уже пять героев — и сразу пять городов. Чтобы приёмная дочь Кирю по имени Харука смогла построить карьеру, он уходит из её жизни и устраивается работать простым такcистом в тихом городке Фукуока. Харука же становится поп-певицей — и за неё можно играть, побеждая конкурентов в танцевальных дуэлях. Кредитор Акияма по делам оказывается в Осаке, где выясняет, что Харуке угрожает зловещая мафия. Бывший зэк Саэдзима пытается загладить вину перед государством, отсидев ещё один срок, но ему приходится вновь бежать из тюрьмы. В итоге он оказывается в заснеженных лесах острова Хоккайдо, где водится кровожадный медведь. А новый герой, бывший бейсболист Синада из города Нагоя, пытается выяснить обстоятельства его дисквалификации. И там не обошлось без заговора!

Игроков, кому интересен в первую очередь сюжет, Yakuza 5 рискует разочаровать: он тут совсем никуда не годится. Персонажи ведут себя неубедительно (особенно Мадзима), история полна необъяснимых чудес и логических дыр. Но при этом Yakuza 5 — самая масштабная часть серии: побочных квестов и занятий тут больше, чем где бы то ни было ещё. Вам решать, что важнее.

Yakuza 6 была первой частью, которую собирали уже на современном движке, сделанном специально для PS4. Поскольку разработчики тогда ещё не особо освоились с новыми технологиями, они немного поумерили пыл: как и в Yakuza 3, тут всего один главный герой и два города.

После событий пятой части Кирю решает отсидеть в тюрьме, чтобы у закона больше не было к нему претензий. За это время Харука куда-то пропадает, а когда Кирю её находит, девушка уже лежит в коме. Причем травму она получила, когда защищала младенца — своего сына. Но кто же отец? Почему он не с ребенком? Кто напал на Харуку? За ответами Кирю отправляется в городок Ономити, что в префектуре Хиросима. Там его ждут новые знакомства, тяжёлые испытания… и финал его истории.

Yakuza 6 — последняя часть саги о Кадзуме Кирю. И её завершение получилось вполне достойным. Хотя игра и кажется немного сырой из-за того, что разработчики только-только переехали на новый движок, смотрится она отлично — и провожает своего героя как надо.

После Yakuza 6 на PS4 вышел спин-офф серии — Judgment. Он рассказывает историю бывшего адвоката, а ныне частного детектива Ягами. Он живёт всё в том же районе Токио и расследует дело о таинственных убийствах, жертвы которых оставались без глаз. Детективные нововведения в геймплей тут оказались не очень удачными, но мордобой по-прежнему классный. И сценарий на высоте — не так давно Judgment заняла третье место в нашей номинации «Лучший нарратив 2019 года».

Пока что это всё, что доступно англоговорящим владельцам PS4. Но на горизонте уже маячит седьмая часть с новым геймплеем и новым героем — о ней мы расскажем отдельно ближе к её западному релизу. А пока что у вас есть выбор из целых восьми игр со зрелищными боями, харизматичными героями и увлекательными историями. Достаточно лишь начать — и оторваться будет уже очень сложно! Если не верите, пройдите хотя бы Yakuza 0, не забывая про сайдквесты. Велики шансы, что она серьёзно затянет вас в серию. А если вы уже знакомы с франшизой Yakuza, обязательно расскажите про свою любимую часть в комментариях.

Серию Ryu ga Gotoku, известную на Западе как Yakuza, часто называют «Grand Theft Auto про Японию». Хоть она и опиралась в первую очередь на наследие Shenmue, с GTA у нее и правда много общего: обе серии — про бандитскую жизнь, обе показывают реальность такой, какой они ее видят, с энтузиазмом используя сатиру и преувеличения.

Увы, серьезные технические недочеты первых частей и их отвратительная рекламная кампания в США и Европе отвратили публику от этого любопытного проекта, поэтому Yakuza 5 — самый масштабный выпуск сериала — издали на Западе лишь через три года после японского релиза. И то с подачи Sony, которую западные игроки буквально завалили слезными посланиями с просьбой что-то сделать. Стоило ли оно того?

После беглого знакомства с игрой ответить на этот вопрос непросто, ведь Yakuza — проект нетривиальный, игнорирующий многие модные веяния последних лет. Ждете зрелищного вступления, умело и кратко вводящего новичков в курс дела? Сюжета, что заинтригует с первых секунд? Увы, пятая часть начинается медленно и печально, с длинного и нудного диалога.

Надеетесь на большой открытый мир, гигантскую «песочницу» без невидимых стен? Черта с два, «городами» локации игры называют больше из вежливости — это, скорее, несколько уютных районов, разделенных экранами загрузки. Более того, поначалу буквально вынуждают двигаться по сюжету, игнорируя все увеселительные заведения по пути.

Душа жаждет разрушений, убийств и избиения невинных пешеходов? Придется умерить пыл, ведь здешние герои — люди добрые и распускают руки, лишь когда кому-то угрожает опасность.

Но стоит потерпеть, пережить тягомотное получасовое вступление, и Yakuza 5 преобразится, захватит на десятки часов и не отпустит вплоть до финальных титров. Будут и взрывы, и разрушения, и увлекательный сюжет, и непрекращающийся мордобой с приемами столь жесткими и зрелищными, что со временем потасовки превратятся в бесконечный поиск новых способов покалечить противников. Надо лишь дождаться встречи с первым дураком, который потребует у двухметрового качка денег на завтрак.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5

Драки в Yakuza никогда не отличались глубиной, зато покоряют простотой освоения и качеством исполнения. Каждый взмах ногой, каждый удар пудовыми кулаками ощущается нутром. Словами всей полноты ощущений не передать — тут надо лично нажимать на кнопки и чувствовать вибрацию контроллера после каждого удачного пинка.

Но самый смак — это суперприемы, которые можно активировать после заполнения шкалы HEAT. Ее наполняют каждый успешный выпад и блок, и как только герой в буквальном смысле слова загорится энергией, он получит шанс сделать что-нибудь особо жестокое. Подтереть асфальт чьей-то физиономией, опустить на лежачего мопед. Каждый суперприем зрелищен, полезен и изобретателен ровно настолько, чтобы наблюдать за ним всегда было приятно.

В четвертой части авторы расширили список играбельных персонажей с одного бессменного протагониста Кадзумы Кирю до четырех, а при разработке пятой решили уделить внимание их различиям.

Героев стало пятеро, и играются они по-разному: если в Yakuza 4 все они казались вариациями на тему Кирю («быстрый Кадзума», «медленный, но мощный Кадзума», «Кадзума, умеющий парировать удары»), то в Yakuza 5 у каждого свой стиль.

Саэдзима выучил несколько новых приемов, подчеркивающих его силу. Акияма дерется только ногами. Синада, дебютант серии, — боец медленный и своеобразный, тяготеющий к захватам. Особняком стоит Харука: она вообще не дерется. Она начинающая поп-звезда, и вместо гопников к ней пристают соперницы, с которыми надо состязаться в искусстве танца.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5

В пятой части к боевой системе прикрутили способ «выпустить пар», свой для каждого героя. Например, у Кадзумы есть почти Devil Trigger, как у Данте из Devil May Cry, во много раз усиливающий мощь его ударов и позволяющий телепортироваться к противникам, а могучий Саэдзима способен схватить врагов за ноги и размахивать ими, точно молотом. Это нововведение особенно к месту в сюжетных потасовках с сотнями слабых, но пакостных бандитов.

Даже прежде бесполезным механикам наконец-то нашлось применение. Часто используя какое-либо оружие, герой учится более эффективно с ним обращаться, что побуждает не обходиться одними кулаками и вносить в драки разнообразие с помощью велосипедов и дубин. А походы в рестораны отныне дают полезные ауры вроде удвоенного запаса здоровья — хороший повод поесть лапши и карри перед визитом к какому-нибудь боссу.

Стычки с гопниками не просто не надоедают, но отменно развлекают. Правда, игра слишком легкая, и на высоком уровне сложности даже боссы (за вычетом пары опциональных) не представляют особой опасности. Виноват тут довольно пассивный ИИ и скудный набор приемов у злодеев: им попросту нечего противопоставить несокрушимым героям.

По большому счету, даже в таком виде Yakuza 5 могла бы рассчитывать на неплохую оценку, ведь сейчас не так много толковых игр про уличные драки. Но, к счастью, мордобой лишь одна из частей головоломки, самая очевидная.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5

В отличие от многих других современных игр, Yakuza 5 не просто не теряет в качестве ближе к концу, но постепенно обретает все новые черты. В какой-то момент успеваешь позабыть, что ты играешь в ту же игру, что запустил несколько часов назад.

Вот бегаешь ты по Фукуоке, расшвыривая мелких гангстеров в случайных стычках, а потом заходишь в караоке-клуб. и происходящее внезапно перетекает в веселую ритмическую игру с отличной музыкой и визуальным сопровождением в духе выступлений с «Евровидения».

А через улицу здание с вывеской Sega — оказывается, там аркадный зал с обязательным «краном», так и норовящим уронить нужную мягкую игрушку мимо цели. По наитию подходишь к ближайшему автомату. и на сорок минут зависаешь в полноценной Virtua Fighter 2, тщетно пытаясь одолеть читерский ИИ прямиком из девяностых.

И все это — лишь малая часть совершенно невероятных размеров игры, на разработку которой, как ни сложно поверить, ушло всего-то два года. Мелочь по нынешним временам.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5

По ходу действия можно водить такси, ставить на место зарвавшихся стритрейсеров, охотиться на диких зверей в горах Хоккайдо, играть в бейсбол, танцевать на сцене — и все это не сырые бесцельные забавы, а полноценные мини-игры с отточенной механикой, озвученными диалогами и приятными сценариями.

Но самая удивительная особенность побочных заданий в том, что их не много и не мало, а ровно столько, сколько надо, чтобы не устать от них на полпути. Могла ли Yakuza 5 обойтись без мрачной истории про одинокого охотника в горах Хоккайдо и его, казалось бы, ничем не мотивированного стремления прикончить одного особо опасного медведя? Запросто. Но не обошлась — и стала только лучше.

Настроение у игры под стать геймплею — своеобразное. В отличие от большинства ежегодных релизов, которые избегают экспериментов, держат себя в узде и упорно хранят единожды избранный тон, Yakuza 5 — это сплошной аттракцион, настрой в котором меняется чуть ли не ежесекундно. Драматичные сюжетные сцены с предательствами и убийствами здесь чередуются с комедийными побочными квестами, в которых Кадзума пытается сообразить, поможет ли беспорядочное колотье по клавиатуре избавить компьютер от вируса с порнографией. И это лишь один из десятка примеров.

Казалось бы, такой хаос просто обязан раздражать — но нет, эффект создается прямо противоположный. Подобно самой жизни, подбрасывающей поводы то для смеха, то для слез, Yakuza вызывает своими фортелями весь спектр эмоций и добивается нужного результата. Тебе и весело, и на героев не плевать, ведь после сценок, демонстрирующих жизнерадостную сторону характера протагонистов, мрачные эпизоды с их участием воспринимаются куда острее и болезненнее.

Сценаристы искусно прописывают персонажей и, в отличие от многих конкурентов, не стесняются использовать побочные задания для раскрытия их образов, наполняя самые тривиальные из поручений жизнью. К тому же благодаря такому подходу ближе к финалу даже не слишком важные для сюжета NPC становятся как родные.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5

Просто посмотрите на скриншоты. Все они — из одной игры. Хотя в Yakuza 5 не обошлось без досадных недочетов, это исключительно могучая игра. Новичкам будет трудновато сориентироваться, и для лучшего понимания происходящего лучше начать с четвертой части — там и героев представляют, и играть немногим менее интересно.

Для остальных же в Yakuza 5 есть все — захватывающие драки, интригующий (если чуть-чуть потерпеть) сюжет, яркие персонажи и десятки способов себя развлечь. Даже жаль, что столь удивительная штука выбралась из Японии лишь три года спустя да еще на далеко не самой актуальной платформе.

Читайте также: