This war of mine сюжет

Обновлено: 01.07.2024

А также история о том, как война из журналиста делает убийцу, из спортсмена – профессионального рейдера, а из повара – охотника на мышей.

This War of Mine, или же просто "Войну", вышедшую несколько лет назад, не назовешь большой игрой. Ответственны за нее 11 bit Studios, ставшие известными в основном благодаря Фростпанку. Нам также придется выживать, добывая ресурсы и принимая сложные решения, задаваясь вопросами морали и постоянно измеряя на весах свою или чужую жизнь в условиях города во время боевых действий. Звучит свежо и интересно, ведь это не очередная постапокалиптическая песочница-выживалка с панельным строительством. Тем не менее, если спросить, что из себя представляет This War of Mine, хочется сказать, что это внебрачный ребенок The Sims и Fallout Shelter. Как будто из них взяли по паре цепляющих механик, обрезали со всех сторон, накормили лором, вдохновленным осадой Сараево, и выпустили в свет. Как уже говорилось выше - звучит интересно, особенно для неискушенного игрока. Ветеран же многочисленных выживачей будет часто сталкиваться с вопросами несовершенства местного геймплея. А вопросов будет много.

В начале игры нам предлагается выбрать одну группу выживших, коей мы будем руководить, а это два или три человека. Самих же групп на выбор несколько, с дополнениями дается еще парочка. Персонажи в них различаются одним особым навыком, личной историей и внешностью.

Павло – футболист до войны, ныне же гордо окрещенный разработчиками как "Быстрый бегун". Бегает он действительно быстро, но, как показала практика, этот навык оказался не столь важен для всего выживания.

Катя – "Хорошо торгуется". Этот навык опытной журналистки оказался почти самым полезным при прохождении, ведь механика торговли, точнее обмена, не один раз выручала выживших. Там, где другие персонажи могли разориться из-за банки тушенки, Катин навык позволял заключать по-настоящему выгодные сделки.

Бруно – "Хороший повар". Знаете, во многих сериалах, фильмах, играх или книгах есть такой добрый толстячок, зачастую любящий поесть, обладающий жизненным опытом, и заботящийся о компании как о своей семье? Например у Ремарка это Катчинский из «На западном фронте без перемен». Вспомните, наконец, реальную жизнь, ведь у многих есть такой друг? В нашем случае этим толстячком оказался Бруно. Его перк помогает экономнее расходовать ингредиенты для приготовления пищи.

По ходу прохождения к нам может присоединиться еще один выживший, но это будет потом. А в начале была война.

Выжившим предоставляется один из нескольких домов в качестве убежища. После череды перезапусков я пришел к выводу, что этих домов три или четыре, без учета дополнений, и различаются они только видом. Должен признаться, что на освоение всех механик и достижение идеальной для себя концовки мне пришлось несколько раз начинать игру сначала: либо кто-то умирал, либо неудобство геймплея и собственная криворукость приводили к плачевным последствиям. А ведь удобных сохранений разработчики нарочно не предусмотрели, хотя выглядели бы они лаконично. Вместо этого по прошествии каждого внутриигрового дня игра ставит чекпоинт. За него уже нельзя вернуться, поэтому, если потерял персонажа на рейде прошлой ночью, отмотать время назад и вернуть героя к жизни не получится. С одной стороны – хардкор. Нужно было тщательнее готовиться и продумывать свои действия. С другой стороны, смерть одного-двух персонажей может привести к краху всю многочасовую, идеально выверенную партию. Дело вкуса, конечно, но мне было жаль потраченного времени.

Итак, убежище. В нем нам дается базовый набор ресурсов. Правда, их еще приходится собирать. Так первый день традиционно становится днем уборки помещений. Нужно ли куда-то складывать ресурсы? Формально, да. Пока игрок дома, он имеет доступ к своему как бы общему инвентарю. Мы обшариваем все шкафы и тумбы в поисках снеди и складируем ее. Можно ли было сделать механику инвентаря в виде каких-нибудь ящиков? Можно. Но разработчики решили ограничиться невидимым инвентарем, который просто незримо существует и является бесконечным. В процессе развития можно скрафтить себе топор и разнести в щепки ненужную мебель. Это даст нам строительные материалы в большом количестве.

А играть в Самоделкиных мы будем на трех специализированных верстаках. Я их называл просто: плотницкий, слесарный и медицинский. Первый, по сути, является основным. На нем создаются другие верстаки, мебель и полезные сооружения вроде грядок и самогонного аппарата. На слесарном можно мастерить инструменты с оружием и различные компоненты для создания или улучшения тех же построек. На медицинском верстаке, как нетрудно догадаться, можно создавать бинты и лекарства. Менее очевидным преимуществом является возможность изготовления самокруток или полноценных сигарет. Они очень ценны при обмене, но я не хотел тратить на это ресурсы и ограничивался тем «куревом», которое нашел.

Апгрейдить верстаки полезно и затратно. С каждым разом нам открываются все новые технологии, помогающие выжить, но стоит это все добро довольно много. Например, чтобы создать грядку, которая давала бы свои овощи, нужно провести минимум 2-3 рейда в поиске нужных составляющих. А это 2-3 игровых дня. А это затраты еды и лекарств. Для себя я решил, что оно того не стоит, и избрал более агрессивный выживальческий путь. Максимально прокачав слесарный верстак я мастерил патроны, снаряжал бегуна Павло дробовиком, бронежилетом и отправлял уничтожать засевших в каком-нибудь супермаркете вооруженных бандитов. В это время Бруно снаряжал мышеловку приманкой и ждал, пока в нее кто-нибудь попадется. Мыши – не мыши, но мышеловка («ловушка») давала целых две единицы сырого мяса. Если его приготовить, потратив лишнюю воду и горючие материалы, можно накормить двух персонажей. Конечно, можно есть и консервы, которые и не требуют приготовления и хорошо насыщают, но их очень мало, и лучше их использовать в качестве обмена на что-то редкое. Правда, однажды после зимы наступил период дефицита овощей, и они стали очень дорого цениться у местных «челноков». В этот момент я пожалел, что не поставил грядку.

Горсть кофе, ингредиенты для лекарств, немного сахара, электроника, сломанная гитара и дробовик в обмен на партию необходимых компонентов

К слову об оружии и патронах. Патроны здесь одни, буквально. Соответствующая иконка в инвентаре выглядит как обычный пистолетный патрон. А огнестрельного оружия всего три штуки: пистолет, автомат и дробовик. И подходят эти «общие» патроны ко всем из них. Т.е., если твой персонаж носит с собой дробовик и пистолет, и при этом у него с собой пять патронов, он может потратить их и на то и на другое оружие. С одной стороны – удобно, с другой – жутко нелогично. Если хорошо поискать по округе, то можно собрать хороший боезапас, а если еще и сделать самому, то можно относительно спокойно пойти штурмовать военную базу неподалеку, которая ну просто ломится от консервов и медикаментов.

Холодное оружие тоже есть в виде ножа, монтировки и топора. Бьют они средне, неплохо со спины, но имеют свой запас прочности. При этом, монтировка используется и как инструмент для открывания запертых дверей и шкафов. Говоря об инструментах, нельзя не упомянуть одноразовые отмычки. Делаются просто и позволяют бесшумно взламывать замки. К этому же относятся ножовки по металлу. Тоже одноразовые, используются для распиливания решеток в проемах. Решетки встречаются часто и за ними почти всегда спрятано что-то особенно аппетитное. В самом деле, не просто так же их ставить?

С практической пользой описанных девайсов связаны последние дни выживания моей группы и, наверное, самые постыдные.

Это был долгий путь

После первого, самого сложного десятка дней выживания наступила зима. Пережив ее, убежище находилось в не очень хорошем состоянии. Еды хватало, но ее все равно приходилось добывать каждый день, чтобы персонажи не голодали. Лекарств тоже было достаточно, но из-за частых стычек с бандитами приходилось тратить много бинтов на лечение. Было особенно печально, когда к нам в дверь постучались двое детей, выпрашивая две пачки лекарств для своей больной матери. Разумеется, мы бы поделились, но у нас нужных лекарств элементарно не было. Благо, игра позволила сказать детям, чтобы они пришли позже. Я снарядил кого-то на очередные поиски и отправил в заброшенный отель, который мы зачистили от бандитов давным-давно. К сожалению, поиски не увенчались успехом, и, когда на следующий день пришли те же дети, пришлось им сказать, что у нас ничего нет.

Забегая вперед скажу, что через некоторое время они опять к нам пришли, и попросили кого-нибудь помочь отвести их больную мать до больницы, которая до сих пор худо бедно функционировала. Тогда я, не думая, отправил нашего повара Бруно к ним на выручку, так как остальные приходили в себя после рейдов и ночных дежурств. Вроде как история закончилась хорошо.

И вот такие грустные дела заставили меня пойти на воровство. Практически с самого начала игры на карте можно посетить гараж, в котором поселился мужик с больным отцом. Он – торгаш, и самым ценным товаром для него являются лекарства. Мы обменивались с ним с самого начала на еду и редкие материалы, что нам сильно помогло. Но игра до смерти соблазняла нас отметками на карте: "много еды", "много медикаментов", "много оружия".

В начале карта выглядит примерно так. "Наше убежище", а по соседству несколько легких локаций

Прошло время, и тот же персонаж предложил нам еще одну аферу. Это было уже откровенное воровство у запасливых хозяев, которые "не хотели делиться". Я подумал, что это их дело, а мы и сами продержимся. В итоге, каждый из членов моей группы пожаловался на то, что, мол, надо было все-таки грабануть этих зажравшихся буржуев.

Слушая их, я понял, что мои герои не будут гнушаться воровства, если совсем припрет. И вот однажды я снарядил своего бегуна отмычкой, ножовкой, и за несколько подходов мы почти полностью обчистили нерадивых хозяев, с которыми раньше торговали.

Можно ли было этого избежать? Определенно. Да, это повысило наши шансы на выживание, вывело нас из вечной нужды собирать еду со всей округи, ловить крыс и обменивать добытые кровью и потом драгоценности на редкие товары. Но я дважды пожалел, когда спустя несколько дней после нашего постыдного воровства война вдруг закончилась и все пришло в норму. Но эти несколько дней были самыми обеспеченными для моих выживальщиков…

Но до того момента война все-таки продолжалась. Сводки по радио не радовали нас за редкими исключениями.

Что касается сюжета – он как бы есть, и его как бы нет. Идет война, вы находитесь в городе Погорене. У каждого персонажа свой бэкграунд. Всюду можно находить небольшие записки, повествующие о внутриигровых событиях. Иногда записки могут подсказать, где можно найти что-то ценное. По радио передаются сводки, подтверждения которым ты находишь в будущем. Например, в одно время стали говорить об уличных бандах, разоряющих дома. После чего ночные нападения на наше убежище заметно участились. Основной сюжет по большей части примитивный. Ты получаешь вводные и просто пытаешься выжить день за днем. Город называется так-то так-то, война началась непонятно из-за чего, с одной стороны есть армия, с другой – повстанцы, с третьей - бандиты, с четвертой - простые жители, с пятой – вы. Хотите – честно зарабатывайте себе на хлеб, хотите – вооружайтесь и грабьте тех, кто не смог себя защитить. Такова жизнь, ведь выживает сильнейший.

Официальные дополнения предлагают нам личные истории с развитием сюжета, но до них я вряд ли когда-нибудь доберусь, так как мне хватает того, что уже есть в игре. Да и способы выжить испробованы не все, как и не все интересные места обшарены.

Забавный конфуз произошел, когда мой бегун Павло посетил больницу. Дело в том, что у каждого объекта, если в нем есть условные "хозяева", имеется прилежащая территория, на которой можно найти всякий мусор и спокойно присвоить его. Но если попытаться взять что-то на частной территории, то "хозяева" вначале сделают тебе замечание, а потом и пристрелить могут. Так получилось, что я случайно обворовал больницу в той зоне, которая, казалось, была бесхозной. Меня не заметили, но уже дома товарищи негодовали оттого, что я ограбил больницу, которая пытается помочь всем нуждающимся, и куда в детское отделение немногим ранее попал снаряд.

Вернемся к механикам.

Строительство в игре довольно примитивное и во многих смыслах ограниченное. Но ведь это игра про выживание, а не строительство, скажете вы, и будете правы. Но даже те редкие стулья, кровати, верстаки и самогонные аппараты нельзя поставить так, как хочешь. В нашем убежище много комнат, но больше двух, иногда трех предметов в них не уместишь. Поставил кровать, значит больше в одну комнату с ней ты ничего не поставишь. Ну, разве что стул посидеть. И то не в каком угодно месте. Игра почему-то просто блокирует свободное пространство, и мебель приходится ставить где-нибудь посреди комнаты. А ведь так хотелось поставить где-нибудь печку, вокруг нее расставить стулья, а чуть поодаль одну или две кровати. Но нет, говорит нам игра, ставь каждую кровать в отдельной комнате. И даже не думайте, там нельзя расширять базу и достраивать какие-то помещения. Максимум, можно в качестве апгрейда с верстака заколотить несколько проемов и усилить дверь. Это обезопасит нас от нападений. Визуально же мало чего поменяется, и наши баррикады будут почти незаметны.

Я так и не придумал, чем заполнить комнаты в подвале кроме медицинского верстака и "мышеловки"

К техническим огрехам стоит отнести небольшие косяки в переводе. Они почти незаметные и не критичные. Иногда персонажи могут называть друг друга не в том поле или неправильно склонять имена, но все-таки мы в 21-м веке живем, хотя бывает всякое.

Заставка в меню из "Guns, Gore & Cannoli"

Механика стрельбы опять же напоминает Fallout Shelter. Во время боя над головами персонажей появляются полоски жизней, и после недолгих тактических моментов зачастую завязывается обычная перестрелка – кто кого перепушит. Нескучно, но неудобно и примитивно. Бояться больше всех следует солдат с дробовиками. Вблизи им хватает одного выстрела, чтобы снести нашего героя, если тот вдруг оказался без бронежилета. Да и в ближнем бою солдаты наверняка уложат его голыми руками, даже если у того будет какая-нибудь палка-махалка в руке. Ну, а во время боя с гражданскими ничего такого бояться не стоит. Они и убежать в страхе могут, если нанести достаточно урона.

Пару слов о рейдах и о том, что с ними не так.

Все рейды происходят ночью, якобы потому, что это безопаснее, что днем могут подстрелить. С этой условностью ты спокойно соглашаешься, так как весь день все-равно уходит на бытовые заботы и обслуживание убежища а оставшееся время можно пропустить.

Перед самим рейдом мы выбираем, кто останется дома, кто его будет охранять, кто пойдет спать, а кто отправится в свой опасный поход. В данном случае приходится выбирать вдумчиво. Я всегда брал самых здоровых и отдохнувших. По сложившейся традиции это были Павло и Катя. Помимо оригинальных перков, у некоторых выживших разный объем инвентаря. У этих двоих он составлял по 12 свободных клеток. В то время как у Бруно он был на 2 клетки меньше. В одной из неудавшихся партий к нам в убежище попросился работяга, который мог таскать аж 14 разных вещей. Спустя время я понял, что в рейд можно отправлять только одного человека. В чем же смысл этого ограничения? Ну, опять же, разработчики таким образом хотели усложнить игру, ведь целой толпой можно набрать больше хлама. И очень жаль. По моему мнению, ограничение на двух человек было бы оптимальным решением, так как обычно кто-то всегда отсыпается, кому-то приходиться стоят на страже жилища и больше двух в здравом уме отправлять в принципе не захочется.

После того, как мы определились, кто идет, мы решаем, куда идет. В начале игры карта предлагает всего несколько не очень опасных локаций. Со временем их количество увеличивается. И это ограничение ощущается приятно. У тебя не разбегаются глаза, и как только ты говоришь себе "теперь я все посмотрел", игра открывает новые опасные и богатые на хабар места. За одну ночь можно посетить только одно такое место. В начале рейда появляется таймер. Если персонаж не успел покинуть зону до его окончания, то есть риск потери персонажа или его длительного возвращения. И вот тут случались самые раздражающие моменты за 18 часов моего отыгрыша. Если ты выбрал место и начал рейд, его нельзя отменить. Можно только завершить его. Бывало, что я мискликал, и выбирал совершенно не то место, которое хотел. Логичным было бы вернуться назад, пусть даже потратив при этом ценное время, и выбрать другую локацию. Увы, но нет. Даже если ты побегал в выбранной зоне несколько секунд и условная ночь еще не закончилась, ты вернешься домой все-равно к утру. Тогда хочется спросить, куда же ушло это ценное время и почему я не смог потратить его, чтобы зарейдить еще какое-нибудь место? Все списывается на условности геймплея. Видимо, разработчики таким образом ограничивают игрока от чрезмерной наживы, как в случае с количеством отправляемых "рейдеров". Вместе с этим ограничивают и от исправления элементарных ошибок тоже. А если схитрить и выйти в меню, то придется переживать заново весь день, т.е. игрока откидывает в момент, когда завершился прошлый рейд. Поэтому рекомендуется делать перерывы именно в начале следующего дня.

Таким образом, за одну партию мы проходим долгий путь, выбирая, какими способами будем выживать. Но сама игра все время будет сподвигать нас на воровство или убийство. Так велик соблазн, когда в доме нет еды, наведаться к соседям с дробовиком и… Сделать то, что нужно. И вроде как не зазорно лишать жизни бандитов, которые готовы выстрелить в тебя, как только ты окажешься у них перед окнами, но до войны это были такие же люди, как и ты. Наша журналистка и торговка Катя осознала это на себе. Так получилось, что самые кровопролитные сражения и зачистка бандитских логов ложилась на ее плечи. Павло тоже убивал, но, по воле случая, он либо болел, либо отдыхал после прошлого рейда, когда мы находили новые места с криминалами внутри. Катя долго стрессовала по поводу того, что ей пришлось взять оружие в руки и пролить кровь, но она знала, что это данность времени, с которой нужно смириться. Павло, когда воровал у торговца с болеющим отцом, говорил себе, что самое главное, что мы целы, а остальное неважно. И даже пацифист Бруно, большую часть времени проводивший дома у плиты, считал, что поступил бы точно так же, как его друг. Еще с нами был Мэйрик. Этот трудяга присоединился к нам позже. Он был "Мастером на все руки", и, занимаясь строительством, экономил нам ценные материалы. Он не очень много разговаривал и просто делал свое дело.

Еще один небритый и в очках. Видимо, модно так было

Но даже война оставляет место человечности.

Устанавливая This War of Mine и читая отзывы в 2021-м, я ждал от нее многого. В итоге, при качественной проработке окружения, атмосферной музыке и звуковых эффектах, игра почти разочаровала отсутствием многих полезных механик и корявостью существующих, а основной сюжет показался едва ли интересным закулисьем. Но все компенсируют эти случайные небольшие истории, которые, в совокупности, формируют большую, наполненную живыми красками картину. Картину того, насколько человек способен оставаться человеком, когда вокруг творится ад.

Игра заинтересовала меня ещё на стадии разработки. От тогдашних атмосферных трейлеров волосы шевелились. Вообще, мне любы почти все игры с элементами выживания, и я крайне неприхотлив при выборе, но тут совсем другая история и совершено другой подход к этой игровой концепции.

Впервые мы не одни, мы не бравые солдаты, а наши персонажи умеют выражать человеческие эмоции. Они в буквальном смысле слова живут и страдают. И вот от этих страданиях и пляшут разработчики. Причем, что новомодного экшена в ней как раз-таки с гулькин нос и в коем-то веке нет зомби.

This War of Mine авансом от меня получает оценку – «хорошо» и вы, в принципе, можете приступить к игре сразу, не читая обзора, можно разве что листнуть на выводы. Проект из-за своих особенностей в любом случае заслуживает внимания всех заинтересованных в жанре игроков.

This War of Mine: сюжет игры

Геймплей игры

Игра изображена в перспективе с видом с боку («2.5 D») и как в большинстве аркад и платформеров нам позволено передвигаться в строго четырёх направлениях. Игрок выживает на неких ограниченных картах, где располагаются всякие полезные в быту предметы, враги, события и прочие игровые элементы. На одной локации (нашем убежище) мы можем строиться и проводим там весь день. На остальные можно сходить ночью, так как днём вы слишком лёгкая мишень для снайпера.

У нас нет огромного, свободного для исследования игрового мира. Все карты ограничены и фиксированы, они не генерируются, но при этом часть событий, происходящих на них, могут быть изменены при повторном прохождении. К примеру, на торговой площади вместо рынка можно наткнуться на снайпера, что метко лупит по любому, кто шныряет ночью в этих окрестностях.

Когда в городе начинаются бои, половина локаций недоступны.

В This War of Mine игровой процесс тесно переплетён со временем и навязчивый таймер каждую минуту подгоняет вас. Чем бы вы не занимались и где бы не находились – время всегда бежит неумолимо. На все наши дневные заботы, включая готовку еды, строительство, крафтинг, лечение, создание предметов и разговоры по душам – нам дают не так много времени. Кажется, его ещё меньше дают на ночную вылазку. И если затянуть с возвращение до рассвета, то можно угодить в большие неприятности. К тому же, бывает, от «добытчика» ждут бинтов, лекарств или еды и даже небольшое промедление может стать причиной гибели человека.

И всё бы ничего, если бы вокруг не было войны, разрухи, убийств и мародёрства. Отправляясь на очередную ночную вылазку, вы всегда рискуете быть раненым или даже убитым. Тут война идет, между прочим. Помимо военных и повстанцев в городе хватает и других обитателей и не все настроены дружелюбно. От страха, голода или от злобы – люди могут ранить вас или даже убить. Получается такая картина: вам нужно найти припасов, не поймать пулю и ещё уложиться в указанное время. Ночные рейды заставят вас попотеть.

This War of Mine: мораль и герои

Отличительной особенностью геймплея является и то, что все персонажи могут испытывать эмоции. Сама эмоциональная составляющая серьёзно усложняет игровой процесс, ведь каждый персонаж – это человек, хоть и не настоящий, но с собственными взглядами, проблемами и загонами. Да и вообще, почти все действия в игре привязаны к морали. Стоит только кому-то лишиться «курева» или кофе, как начинается нервозная тоска. Любое противостояние, даже самозащита, может нагонять на ваших подопечных хандру, спокойно выливающуюся в депрессию.

Тут и до потери самообладания недалеко, а там и внутренние конфликты разгорятся, даже драки. И не дай бог в этот момент судьбе тряхнуть их ещё сильнее, как вслед за одним слягут и другие, отказываясь работать или даже… жить. Запас прочности каждого ограничен и под градом ударов обстоятельств теряют своё лицо даже сильнейшие. Вам же предстоит не допустить такого. Можно по старинке, при помощи алкоголя, а можно провести беседу «тет-а-тет».

Стоит отдельно остановиться на игровых персонажах. Каждый из них уникален и имеет собственные характеристики. Они не выражаются в цифрах и обычно, все достоинства умещаются в строчку. Эта девушка может торговать лучше, этот парень бегает быстрее и всё в таком духе. Но с навыками и особенностями даются и вредные привычки. Попробуй не дай курильщику сигаретку неделю вторую. Что интересно, партии составляются не случайно. Вам, как бы дают сложенные команды с выверенным балансом.

Правда, на протяжении всей игры к вам могут присоединиться новые персонажи, облегчая или наоборот усложняя жизнь. Вот прибьётся к порогу такая, тяжелобольная гостья, ну не бросишь же её подыхать? А для того, чтобы поднять её на ноги, придётся потратить свои драгоценные лекарства, да ещё и кормить её нужно.

Крафтинг, ресурсы и дефицит

Дефицит в игре жуткий. Не Сталинград, но за аптечки придётся драться, капаться в мусоре, не гнушаясь даже крысиным мясом. Буквально с первых же минут игры нам не хватает всех основных ресурсов и так будет почти до финала. Полуголодное состояние и нехватка кроватей – норма. В избытке только обычные материалы, но и их сначала нужно донести домой. Если ещё учесть, что на создание всякого полезного в быту инвентаря, придётся тратить десятки предметов, то даже пара удачных ночных забегов не всегда гарантирует достижения целей по обустройству и защите дома.

Общий отчет по состоянию группы, тут пишут что нужно и чего в достатке.

Автономия в This War of Mine невозможна. Вы сможете создать часть предметов и вырастить (добыть) кое-какую еду, но выползать по ночам всё же придётся. При помощи подстройки случайных событий, игра умело задаст крайний дефицит некоторых очень важных ресурсов, сделав ваше прохождение адовым в любом случае. Играя первый раз, вы можете помирать от голода, так как еды в округе окажется чересчур мало, при второй попытке вы настроите крысиных ловушек и закупите консервы, но как на зло закончится дерево для печки и придётся помёрзнуть. Невозможно взять и решить одну проблему не накликав другой.

Видов ресурсов в игре мало. Да и вообще она не метит на что-то реалистичное и многие аспекты выживания упрощаются. Например, вы можете использовать одни и те же патроны на всё оружие. Вашим героям не нужно пить, хотя вода как ресурс требуется для части необходимых крафтов, в основном еды. Из стрелкового оружия есть : пистолет, ружьё, автомат. Из ближнего боя (инструментов): нож, фомка, топор и лопата. Скудновато, но по крайней мере общее количество сбалансировано и бОльшего, в принципе, не требуется. Механика игры итак не простая, в отличии от той же How to survive.

Стелс и бой

This War of Mine 2014-11-17 22-04-56-24

Все персонажи говорят и всегда что-то делают. Слушайте и смотрите, это может спасти вам жизнь.

Тут на помощь приходит «стелс» и с возможностью красться или убивать из тени. Вы можете пободаться с бандитами, солдатами или ополченцами за самые сочные места. И там, как правило, всегда есть хороший недельный запас провизии и ещё куча всего. Механика боя некомфортная и прямого контроля над персонажем у нас нет. Можно только тыкнуть курсором и дождаться действий вашего «героя». Реализма в бою тоже нет, хотя игра пытается сразу расставить по местам просто атаку и смертельный удар, перекрашивая иконку врага в желтый цвет.

Шкала жизней убавляется от разного рода урона. Пистолет тратит ¼ часть за попадание, дробовик гасит с двух ударов вблизи, ну а автомат стреляет очередями, причем с хорошей дистанции. Оружие ближнего боя тоже разбито на особое и простое. Топором быстрей убить, чем той же фомкой, а лопатой по спине можно сразу выключить. Рукопашные схватки не гарантируют 100% результат, и чаще приходится проводить атаку за атакой. Непрерывно герой атаковать не умеет. Правда, если вы кинулись на вооруженного человека с голыми руками, то слишком велик шанс быть отброшенным, а потом хладнокровно застреленным в упор.

Графика

Визуально игра не блещет каким-то особыми достоинствами, но сам графон приятный и по меркам инди-игр вполне себе ничего. Она напомнила мне Deadlight. Конечно, за мрачной, смазанной картинкой разработчики прячут много проблем, но как-то мне даже и в голову не пришло оценить игру с этой стороны. Это один из немногих случаев, когда я дописываю обзор и про графику не хочу писать абсолютно ничего.

This War of Mine тоже игра про войну, только очень мрачная, без пропаганды, без деления на белое и черное. И на этот раз нам не суждено оказаться в окопе, и в роли храброго героя войны нам тоже не бывать. Мы не станем её непосредственными участниками, и нам никто не скажет, где плохие ребята, а где хорошие. Но война будет, и будет она ближе, чем может показаться. Будет и смерть, холод, голод, и все остальные её ужасы. Игрокам суждено взглянуть на войну глазами простых гражданских, что не успели покинуть зону боевых действий и в итоге оказались в страшном котле.

Помню, как я засекал счетчик прожитых дней в Dont starve. Тут на это времени не было.

Наши персонажи – обычные люди, далеко не бойцы, без оружия и каких либо особых навыков выживания. В попытках спастись, они собираются и стараются выжить, как это подобает отчаявшимся людям – в группе. Их отношение к этой братоубийственной войне отлично читается по надписи перед убежищем («F*kc the war») . Помню, как мне после начала игры сразу запомнилась фраза одного жителя: «Я уже даже не помню… за кого был в начале войны!».

Когда ты начинаешь проигрывать, это выглядит действительно страшно. Ты же не разом всех гробишь. Они все медленно и мучительно умирают и прямо на твоих глазах. От холода, голода и болезней. А до этого, как «ходячие мертвецы», тенями еле бродят по дому, вспоминают погибших, горюют. Кто-то уже не может встать и отказывается от пищи – нежилец, и даже последний оставшийся в сознании уже бросает всё, падает на колени, проклиная всё вокруг. Сильно, очень сильно…

Игра, безусловно, понравится всем любителям крафтить, выживать, строить и развиваться. Яркий представитель качественных инди-игр. This War of Mine способна вас удивить и дать уникальный игровой опыт. С такой стороны вы войну ещё никогда не видели.

Запись опубликована 20.11.2014 автором igra-San в рубрике Рекомендую, Симуляторы с метками 2014.

Уже попробовал игру купил,сразу как в stem появилась. Так то она норм, реальна интересно повыживать,но очень короткая и нет режима песочгицы без конца и надстроек. За день всю прошел теперь пробую другой командой. Всем советую поиграть!

Спасибо за гайд. Игра, возможно лучшая в этом году. Уникальная точно.
Я только хотел написать, что есть официальная вики по этой игре:
1. Вики (англ)
2. Оф.сайт

Зачем англ вики? Лол

Потому что ру вики есть не всё

Меня тут наверна не поймут, но мне игра показалось скучной. Депрессивная музыка и черно-белая картина в целом дают негативный настрой. Длого за ней не могу высидеть, хочется выйти и сделать что то другое. Даже за Уилсона погонять в дант старве, вот там всё не так мрачно. Не зацепила.

Солидарен. Слишком много уделено питанию, крафту и т.п. В итоге день за днём бегаешь мясо собирать и укладываешь их по пкроватям. фан только в ночных вылазках и то заучивают после второго прохождению все. игра то неплохая , но мне не понравиоась

lavron ты в игру про войну играешь, тут нечего не может быть светлым ивеселым

Хорошая игруля. Всегда такие нравились.

Игре не хватает реализма, а так очень даже ничего. Если бы были зомби, то можно было бы сравнить с Стайт оф Децай. Ставлю оценку 8/10 за хорошую идею и не менее приятную реализацию.

Это игра для тех, кому изрядно поднадоели современные шутеры с тысячами трупов.
Эта игра для всех, кто уже устал от бессмысленного мочилова.
Эта игра для тех, кто не обновил PC до самолёта, чтобы глядеть на новые текстуры и морщинистые лица голливудских актёров.
Это игра для людей, хорошо понимающих суть и всю беспощадность войны.
Это игра для тех, кто ищет смысл в своих действиях, кто хочет оставаться человеком, а не машиной смерти.
Очень советую эту игру и как минимум её стоит попробовать. Лучшее из инди в жанре за этот год точно.

Вот что происходит, когда видеоигры становятся искусством. Не каждый фильм о войне сможет передать и сотой доли тех эмоций и того посыла, что содержится в This War of Mine. Очень хорошая игра, купил себе на распродаже с небольшой скидкой. Отдельное спасибо за гайд, очень помог 🙂

Хороший обзор спасибо!!

Топить дровами на воду, на печке)

Одна из самых мною любимых игр в жанре. Лучше просто не придумать, и сюжет есть и графика неплохая, стесл, выживание, крафт, рандом. Одним словом покупайте и не задавайте глупых вопросов! Все удачи 0/

Что если началась война и ты вынужден выживать в осаждённом городе? Такую реальность рисует симулятор This War of Mine. Несмотря на то, что война здесь скорее фон, игра показывает, каким кошмаром могут обернуться боевые действия для мирных жителей. Об одной из наиболее интересных компьютерных игр о нонкомбатантах — в обзоре WARHEAD.SU.

Это не твоя война. Ты не воин. Ты просто обычный человек, попавший в «глаз бури», — относительно спокойный, но уже порядком разрушенный город, вокруг которого идут бои. У тебя нет задач и целей. Вернее, есть лишь одна — просто жить. А если точнее — выживать.

Мы привыкли к сюжетам, в которых даже самый последний ботаник в нужный момент берёт в руки оружие и уходит сражаться на фронт, показывая чудеса героизма. К сожалению, в реальной жизни всё не так — особенно, когда дело касается гражданской войны. Люди гораздо чаще не идут воевать, а остаются выживать — с семьями и поодиночке.

У кого-то нет сил и средств уехать, кого-то держат родные, кто-то болеет. Все эти мирные жители остаются на тех местах, где идёт война. С этого дня они становятся нонкомбатантами, а в их жизни наступает едва ли не самый сложный и страшный этап.

Господи, благослови инди-игры. Когда у людей нет огромных бюджетов на прорисовку мира, создание запутанного искусственного интеллекта противников и часы видеороликов, не уступающих по качеству современным блокбастерам, им приходится включать фантазию на полную. Именно тогда может родиться очередное маленькое чудо — игра с оригинальной механикой или даже просто новым, незамыленным взглядом на многократно обыгранную ситуацию.

В 2014 году польская студия 11 bit studios, имевшая в своём активе лишь несколько малобюджетных игр, выпустила оригинальную игру This War of Mine — симулятор выживания в городе, охваченном гражданской войной. За основу взяли события в Сараеве, но ситуации, происходящие в игре, настолько типичны, что могут случиться в любом уголке земного шара.

Игра получила высокие оценки критиков. Игроки тоже оценили эту инди-разработку — только через Steam создателям удалось реализовать более 4,5 миллиона копий.

Почему эта, казалось бы, максимально простая игра смогла произвести такой фурор?

Атмосфера безвыходности

Игра очень герметична и ограничена небольшим числом локаций, из которых просто нельзя выбраться. Город в кольце, на всех выездах блокпосты. Только и остаётся, что держаться за разрушенный бомбёжками, но ещё достаточно прочный трёхэтажный дом, ставший последней надеждой осаждённых.

Вид сбоку — похожие скорее на тени бесцветные персонажи разбирают завалы, шарятся по шкафам и антресолям в поисках съестного и полезных вещей. Ты словно на необитаемом острове, но никакого духа приключений нет и в помине. Только страх, безысходность, голод и подступающие болезни.

Нет еды, хотя можно ловить крыс или пытаться найти консервы. Нет воды — приходится собирать дождевую или топить снег и фильтровать, надеясь не схватить отравление. Нет лекарств.

Зато есть мародёры, воры и другие «товарищи по несчастью», не гнушающиеся ничем ради выживания.

Свой дом надо сторожить, кровати, печки-буржуйки и ловушки на крыс — собирать из подручных материалов и ждать, ждать, ждать, когда же снимут блокаду. Разнообразие в процесс вносят лишь ночные вылазки за необходимым, когда тебе приходится решать, воровать или нет у других, чтобы выжить самому. Впрочем, если поймают, пощады ждать не стоит.

Для меня лично самой адовой была локация, где живёт пожилая пара. У них есть лекарства. У меня есть больной персонаж, которому они нужны, к тому же медикаменты — это самая дорогая «валюта» в игре. Защищаться старик со старухой не могут. С точки зрения победы в игре это локация-рай. Но вот просто рука не поднялась — у того меня, который не шарится в развалинах, а сидит за монитором… стало стыдно грабить выдуманных старичка со старушкой.

Так день за днём и приходится работать не покладая рук, удерживаясь от того, чтобы не впасть в депрессию или не повредиться рассудком.

Смерть тоже бродит рядом. Тут нет дополнительных жизней, и однажды с утра вы можете обнаружить персонажа, погибшего от голода или совершившего суицид.

И всё это под тягучую классическую музыку по радио, которую надо включать каждое утро, чтобы не сдохнуть от скуки и беспросветной тоски по нормальной жизни. В город может прийти зима, и тогда главной проблемой станут огромные щели в здании и нехватка дров для обогрева. Голодные персонажи с трудом встают по утрам с кровати, мучаясь от болезней или ранений. Стараешься оптимизировать даже жилище, чтобы ходить меньше, потому что сил на это не осталось совсем. И ты никогда не знаешь, когда же закончится эта война, — игра может идти неизвестное количество дней.

Слишком похоже на правду

Именно эта атмосфера — ощущение страшного реализма, вычитываемого в биографиях, получаемого из коротких радионовостей или слухов, — и смогла растопить сердца миллионов игроков по всему миру.

Играя в This War of Mine, начинаешь представлять, насколько близки нам эти персонажи. Ведь стоит признаться самим себе, что, скорее всего, из нас получатся такие же нонкомбатанты, озабоченные собственным выживанием. А вовсе не чудесные супергерои, способные и блокаду снять, и оцепление прорвать, и с одним магазином патронов до Нью-Йорка дойти.

Комбатанты там, к слову, тоже есть. Но это не мы. Подойти к блокпосту и выменять АКМ на самогон — бесценно.

This War of Mine не только превратилась в настольную игру — что происходит со многими удачными компьютерными играми, основанными на простых и свежих игровых механиках, — но и обзавелась большим количеством аддонов и дополнений.

В This War of Mine: The Little Ones появились дети. И играть вот в это — уже слишком сложно психологически. Легко представить, что на месте маленьких персонажей могут оказаться твои дети.

И если примерять лишения войны на себя — дело одно, то представить в блокаде своих детей, страдающих от голода и болезней, — совсем другое.

То, что This War of Mine оказала сильное влияние, доказывает и большое количество ролевых игр, проводимых страйкбольным сообществом на её основе. Одним из наиболее удачных воплощений можно назвать «Mil Sim: Район 4-32», в которой отыгрывается гражданская война в выдуманном государстве Белогория. При этом акцент сделан не на боевых действиях, а на симуляции жизни города, оказавшегося в кольце блокады. Тут есть и военные, и журналисты, и большое количество мирных жителей, желающих только одного — чтобы эта война закончилась. Введение в игру нонкомбатантов сделало её одновременно реалистичнее и жёстче. В 2020 году в мае состоится уже пятая игра по такому сценарию.

Незнакомая война

Оказалось, надо просто сместить фокус, чтобы вместо ещё одной игры в войну получить маленький шедевр, рассказывающий о страшной и неприглядной реальности, в которую никто из здравомыслящих людей никогда не желал бы попасть. Остаётся только надеяться, что в будущем будет больше игр и меньше войн.

Показать ещё 33 комментария Популярные По порядку Написать комментарий.

Играя в эту игру я чувствовал себя наименее комфортно на моей памяти.

Когда играл в первый раз, у меня умер безоружный Павло из-за того, что пришлось лезть в аэропорт с вояками. В итоге дропнул игру нахер. Очень тяжко на душе стало из-за ассоциаций с опытом ирл.

Только спустя пару месяцев заставил себя запустить НГ и выдохнул, когда все живые до выхода добрались.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Дом со стариками это один из многих случаев. Разбомбленная больница, скучающие мудаки с винтовками на крыше недостроя, соседка просит поделиться едой.

А я просто представлял Сталкер,но в 2D.Это работало даже.

Знаете, что мне помешало погрузиться в переживания и вот это вот всё в игре? Вот эта харя. Какой-то в меру упитанный хипстер с аккуратно подстриженной бородкой, который в моём представлении ну никак не тянет на жертву войны. ред.

Если что не все толстые/пухлые люди жрут по 5 кг в день. У некоторых проблемы со здоровьем из-за этого поправились и т.д.
Так что упитанные люди могут быть и во время войны.

У меня есть знакомый, который ест не так много, но у него какая-то там хуйня с желудком, что-то там плохо усваивается из-за этого он полнеет быстро.
Если углубиться в тему, то можно есть немного, но мало спать, при этом будешь поправляться. Или недоедать из-за этого организм будет откладывать жиры.

Если что, речь идёт не об упитанности, а об общем образе. Я так понимаю, что разрабы фоткали сами себя (то-есть в своём нормальном состоянии) и придавали себе удручающий вид. И конкретно этот персонаж лично у меня ну никак не вяжется с несчастным и обездоленным.

Кстати да, если я ем больше 3х бутеров в день, допустим, то я сразу начинаю толстеть

Везет жирным, они не попадают в зоны конфликтов. Действительно нереалистично

Налутал где-то бритвенные принадлежности, а также сделал свою нычку из консервов и хомячил втихаря. Воображение нужно включать!

Придирка совсем уж придирочная. )
1) Действия начинаются с 1 дня блокады.
2) Есть люди, которые хрен похудеют даже за год полуголодного существования.

Хз, Макаренков здесь отлично выглядит.

Ну камон, там война не пять лет идет. Возможно, она началась ВЧЕРА. Ну то есть, и что? Жирные жить не хотят?

Причём тут жирные.

Ну окей, не жирные, а в меру упитанные. Не грусти, Пикард^^

Некоторое время назад снова вернулся к игре, когда разработчики выпустили Final Cut. В тот момент я не знал, что на многих локациях поменяли события или добавили новые. Я помнил, что на локации "Супермаркет" есть шанс встретить пару солдат, которые пытаются изнасиловать голодную девушку, поэтому отправился туда с одним ножом, это бы отлично подошло для скрытного убийства отморозков.
Каково же было моё удивление, когда на локации было пусто. на первый взгляд. Когда внезапно в комнату с персонажем забежал вооруженный мужик (и внизу, судя по шуму, их было много), я чуть не прогрыз очком дыру в кресле. А затем этот мужик вдруг сказал что-то в духе "не ссы, парень, тут на нас всех хватит" и спокойно побежал дальше лутаться. В этот момент у меня был такой лютый отходняк, какого никакой хоррор не обеспечит)

Изначально почти на всех локациях по два варианта событий могло быть.

Да, я знаю, но при этом никогда в супермаркете не встречал "добрых соседей", так уж вышло)

Тоже играл очень давно в последний раз, и это событие помню. Другой вопрос, что встречается оно гораздо реже. Да и стычка с солдатами куда выгоднее по ресурсам.

С солдатами? У меня там всегда один вояка - причем, игра засчитает тебе хороший финал, даже если просто отвлечь его от девушки.

Когда играл в первый раз, случайно завалил обоих. Персонаж пострадал пару дней и, вроде, повесился. Ощущения от игры были непередаваемые.

В плане - и жителя и военного? Подозреваю, что в разведку отправился тот спасатель (в первый раз он обычно выпадает), это прямо в его духе. Из-за его нервного срыва я тогда зафейлил первую попытку.

Да, так получилось что девушка оказалась между персонажем и военным, плюс мои кривые руки. Не подфартило ей кароч.

Интересно, что реальная жизнь на территории войны немного прозаичней. Местные жители не лезут сломя голову в мимо снайперов в какой-нибудь дом в надежде найти еду. Её куда проще получить от военных или повстанцев, смотря кого именно люди поддерживают в данном конкретном конфликте. Или от Красного Креста и других подобных организаций. Если проблема пропитания вообще возникнет.
На самом деле, умереть от голода или жажды — это как-то слишком фантастично. А вот умереть от снаряда, пробившего крышу твоего дома — другое дело. В этой игре такое просто невозможно. Или умереть опять же от снаряда, но который упадёт посреди улицы средь бела дня. Но и это в игре невозможно. Такой рандом убил бы игры. Хотя, можно было бы реализовать механику: услышал свист, ложись.
С другой стороны, выживание кучки случайных людей в чужом брошенном доме, вообще идея странная. Люди, лишившиеся семьи и крова, или сами берутся за оружие, так как лишаются страха смерти и жаждут мест, или ищут спасения где-то в другом месте, то есть превращаются в беженцев.

Тут, скорее, часть условностей можно списать на конфликт, с которого были списаны события игры - Погорень это, считай, то же Сараево: город, несколько лет находившийся в осаде и отрезанный от остального мира сложной географией и плотным оцеплением.

По сюжету игры выбраться из Погореня невозможно. Собственно, даже во многие локации время от времени нельзя попасть. У части персонажей есть живые родные, но они, по большему счету, где-то там, в другой стране, в лагере беженцев, у родных в другом краю и т.д., и движет этими персонажами желание однажды увидеть своих родных снова. Если выбраться из оцепленного города нельзя (а нам в игре говорят именно это), остается только держаться рядом с другими такими же бедолагами.
Про еду в игре несколько раз упоминается, что, мол, гуманитарную помощь перехватывают повстанцы/вояки, так что всё опять сводится к бартеру. А для бартера нужно, чтобы тебе было, что менять.
Понятно, что всё равно это лишь игровые условности, но дух крайне тяжелых событий эти условности передают очень сильно. ред.

Дней 10 назад решил попробовать и затянула невероятно. Три дня подряд после окончания рабочего дня оставался за ноутом и часов по 5 играл. Очень крутые и геймплей, и атмосфера у игры. И сначала думал, что это удачный клон Fallout Shelter, а потом офигел, когда понял, что This War раньше вышла.

У меня, правда, какое-то идеальное прохождение получилось. Два раза начинал, но скипал, а вот в третий раз пошло неплохо. Критический момент с ранениями и болезнями пережили, к зиме дровами запаслись, параллельно запустили производство самогона и сигарет. В итоге к 20 дню я на этой войне неплохо наживаться начал, всё как в жизни. В некоторые дни мои ребята по 30-40 сигарет крутили и бутылок 5 самогона. В итоге за всю войну не убил никого, и не ограбил, даже бандитов. Всем помог, детям, соседям, повстанцам соседа не сдал, я даже ближе к концу заходил на пару локаций, чтобы бомжам еды раздать, даль такой функции не предусмотрено.

В общем, увлекает игра чересчур. Единственное, мне показалось, что реиграбельность не так уж высока, по крайней мере для меня, за счет того, что твои действия в стартовую неделю примерно одинаковые. Поэтому купил сюжетные ДЛЦ, слышал, что они хуже основной игры, но возможно, для меня как раз то, что нужно. И на настолку засматриваюсь, нужно почитать, но мне кажется, механика игры в настолку может быть очень удачна перенесена.

Это энциклопедия, посвящённая игре «This War of Mine», которую может редактировать каждый!

Сейчас на вики 115 статей, 208 файлов и 1 активный участник

Screen.jpg

Содержание
275px-Anton.jpg

Персонажи

Дерево крафта
TROP025.jpg

Достижения
Карта.jpg

Локации

Предметы

Экипировка
Дом мечты.jpg

Защита дома
Осень.jpg

Времена года

Радио

Помощь

Еда
Грабитель.jpg

События
Внимание! В статьях могут содержаться спойлеры!

Опрос

Создать страницу

Вы можете улучшить эту вики. Создайте новую статью!

<createbox> width=24 break=yes buttonlabel=Создать новую страницу </createbox>

Также вы можете улучшить уже созданные страницы.

О порядке и образе размещения информации в энциклопедии

Целью игры является не виртуальное выживание, не интересное времяпрепровождение, а непосредственно донесение до игрока опыта и переживаний, связанных с тяжестью войны не со стороны очередной группы виртуальных военных героев, а в шкуре безоружных и невиновных людей, ставших жертвами не по своей воле , то:

Читайте также: