The outsider сюжет

Обновлено: 05.07.2024

Нет такого завершённого цикла, который нельзя было бы продолжить, даже если его главный герой в конце умер. «Чужак» не только доказал возможность подобного сюжетного хода, но и то, что у Стивена Кинга, кажется, появилась ещё одна фишка в творчестве. Этот роман стал четвёртым в новом теперь уже цикле «Билл Ходжес и Холли Гибни», открыв после «Трилогии Билла Ходжеса» второй подцикл о дотошной и упёртой напарнице детпена (то есть «детектива на пенсии») – «Холли Гибни». Но не личные или профессиональные качества женщины станут её главным оружием против многоликого зла, и даже не «весёлый ударник» старого друга, который перейдёт к ней вместе с сыскным агентством «Найдём и сохраним», а глубокая вера в то, что «нет конца у Вселенной». Потому как самое сложное в любом расследовании – это принять все факты.

Роман американского писателя Стивена Кинга «Чужак»: цикл «Билл Ходжес и Холли Гибни», подцикл №2 «Холли Гибни» – книга №1; оригинальное название – «The Outsider»; жанр – мистический триллер; дата первой публикации – 2018 год; страна – США. Возрастное ограничение – с 18 лет. Роман американского писателя Стивена Кинга «Чужак»: цикл «Билл Ходжес и Холли Гибни», подцикл №2 «Холли Гибни» – книга №1; оригинальное название – «The Outsider»; жанр – мистический триллер; дата первой публикации – 2018 год; страна – США. Возрастное ограничение – с 18 лет.

Сюжет романа «Чужак» Стивена Кинга

Действие «Чужака» разворачивается в маленьком городке Флинт-Сити, взбудораженным жестоким убийством одиннадцатилетнего мальчика Фрэнка Питерсона. Но долго гадать над тем, кто совершил преступление, полиции не приходится – свидетелей много и все они указывают на Терри Мейтленда – порядочного семьянина, отца двух девочек, преподавателя английского языка и одновременно тренера школьных команд по бейсболу и футболу. Собранные во время предварительного следствия улики, в том числе отпечатки пальцев и образцы ДНК, подтвердили данные многочисленных показаний.

Прокурор округа Флинт Билл Сэмюэлс и детектив Ральф Андерсон принимают решение немедленно арестовать подозреваемого, что и происходит во время решающего бейсбольного матча. На первый взгляд, причина очевидна – Мейтленд работает с детьми, а потому его следует изолировать как можно быстрее, чтобы не допустить повторения срыва в результате которого погибнет ещё один ребёнок. Однако поспешность решения по итогам двух дней расследования не даёт Андерсену абсолютной уверенности в том, что он ничего не упустил. А, как окажется впоследствии, упустил он очень важную деталь – у Терри Мейтленда имелось железобетонное алиби. В день убийства он находился в Кэп-Сити на учительской конференции, куда также был приглашён известный писатель Харлан Кобен (кстати, реально существующий) для презентации своего последнего романа. И если слова трёх учителей, которые составили Мейтленду компанию, можно было при желании поставить под сомнение – не сговор ли, то видеозапись мероприятия, сделанная местной телекомпанией, полностью лишала этой возможности. Тренер Ти оказался большим поклонником писателя и задал ему десяток вопросов, а в том, что Ральф Андерсон видит собственными глазами – он сомневаться не мог. Чтобы успокоить совесть и разгадать загадку раздвоения личности подозреваемого, детектив пробует ещё раз пройти всю следственную цепочку от начала до конца, пристально всматриваясь в каждую деталь. Но время исправлять ошибки оказывается уже упущено. Эмоциональный накал горожан достиг пика и теперь им нужна была только публичная расправа над «монстром», а не правда, а истинному убийце – еда.

Стивен Кинг не спешит раскрывать облик маньяка, питающегося кровью душ. Тот действует словно микроскопический вирус, который проник в ослабленное тело и пробудил от спячки глубоко дремавшую в нём болезнь – страх. Раскручивая спираль расследования, вовлекая в действие всё новых и новых персонажей, автор умело показывает его эффект на большом количестве людей. Через обыденные мелкие дела и события, разговоры и пересуды, трагедия одной семьи становится общей. При этом Терри Мейтленд, чья вина ещё даже окончательно не доказана, оказывается не единственным преступником в глазах окружающих. Тяжесть содеянного мгновенно ложиться на его жену и детей, которых начинают либо избегать как прокажённых, либо травить.

«Горе заразно; и ярость тоже».

Сцена у здания суда одна из самых страшных в книге. И ужас внушают простые лица, вылавливаемые зорким взглядом Ральфа Андерсона из толпы: жаждущие сенсации репортёры, дикие от возбуждения и «плясок» на капоте машины подростки, весело смеющиеся девицы с поднятыми вверх кулаками, скандирующие дети и взрослые с плакатами – «сплошные белые зубы и красная атласная прокладка». Настоящий убийца в этот момент находился среди них и был он среди себе подобных – «в стае гиен» . И хотел он того же, что и все: получить наслаждение от чужой боли.

Ещё одна важная деталь, которую высвечивает данный эпизод в сюжете романа – цена ошибки, когда действуешь на эмоциях и не желаешь даже на минуту поставить себя на место другого человека, когда долго и упорно отказываешься верить в иной вариант событий, а самоуверенность и оправдание собственных поступков приводят в итоге к страшным жертвам. Кто тогда монстр?

Особенности романа «Чужак» Стивена Кинга

Психологическая игра в первой трети романа, где автор постоянно меняет перспективу повествования, затрудняет возможность определить, кто же на самом деле является главным героем ? На его роль одинаково претендуют обвиняемый Терри Мейтленд, полицейский Ральф Андерсон, их жёны, адвокат Хоуи Голд. Каждому автор уделяет практически равное время, раскрывая их характер и необходимые для сюжета детали биографии. Лишь после сцены у суда происходит окончательная расстановка всех персонажей, включая появившуюся только к этому моменту Холли Гибни, и понимание, в каком русле будет развиваться история. А она похожа на «гигантскую канталупу: красивую, гладкую, правильную снаружи и набитую кишащими червями внутри».

Резкая смена реализма в сторону мистики во второй части поначалу просто огорошивает. Кто-то даже может посчитать это недоработкой автора, который вдруг передумал вести сюжет романа в русле детективной линии и без предупреждения свернул на давно проторенную им дорожку. Признаюсь, во время чтения у меня тоже возникла подобная мысль, но закрыв книгу и дав себе возможность разложить историю по кирпичикам, я в итоге всё-таки решила, что это был намеренный ход Стивена Кинга. Не зря же он является страстным поклонником бейсбола и одного из центральных персонажей сделал тренером по этому виду спорта. Стратегия любимой игры была просто перенесена им на страницы книги. В итоге схема художественного «матча» получила следующий вид:

  • верхний иннинг (одна команда в обороне, другая в нападении) – игра с читателем в духе рассказа «Вильяма Вильсона» Эдгарда Аллана По, часто упоминаемого Стивеном Кингом от лица Ральфа Андерсона (повествует о двух похожих друг на друга одноклассниках, в котором один начал копировать другого, мучая и сводя его с ума);
  • нижний иннинг (команды меняются местами: ранее атакующая теперь играет в защите, а соперники, наоборот, в нападении) – квест на выживание по мотивам мексиканских страшилок для детей, с той поправкой, что поверить в нечто за гранью разумного приходится взрослым; при этом проигравшие игроки будут выбывать не фигурально – за поле, а реально: в результате неизвестно откуда взявшихся болезней, ранений от пуль и треснутых черепов.

Темп повествования не уступает бейсбольному накалу: динамично, без лишней «воды» и «мёртвых» мячей, то есть находящихся вне игры, а в нашем случае эпизодов непонятно зачем вставленных в сюжет (Кинг иногда этим грешит). А вот финальная сцена на фоне эпического противостояния оказалось на удивление скромной, а потому действительно вызывает ощущение недоработанности. Ситуацию от полного разочарования спасла лишь потрясающая по атмосфере локация, где произошла схватка с монстром – заброшенная пещера с несчётным количеством закрытых или неисследованных туннелей, много лет привлекавшая туристов, но в один день ставшая могильником для нескольких десятков человек.

Роман «Чужак» изобилует разного рода деталями, которые подчёркивают авторский стиль Стивена Кинга . В первую очередь — это частое упоминание в тексте известных сериалов, фильмов и книг. Создаётся впечатление, что в этот раз писатель решил вообще не ограничивать себя и огласить сразу весь любимый топчик произведений из области киноискусства и литературы. Совершенно не напрягает, даже придаёт какую-то изюминку и дополнительный интерес (составила для себя список того, что посмотреть и почитать). Во-вторых, имеют место отсылки к собственным произведениям, например, к циклу «Тёмная башня» и, естественно, спойлеры к первой и третьей книгам «Трилогии Билла Ходжеса» – «Мистер Мерседес» и «Пост сдал» (будьте к этому готовы). В третьих, как и ожидалось, Стивен Кинг опять не удержался от критики и политических нравоучений: в очередной раз позволил себе вставить шпильку Стэнли Кубрику за его кошмарную экранизацию «Сияния», пройтись по Дональду Трампу, а всем заблудшим и недалёким указать на «правильную партию» в США.

Рекомендации к чтению

По итогу от «Чужака» у меня осталось хорошее впечатление: не лучшее произведение Короля Ужасов, но и не худшее. Добротный мистический триллер о монстре из мексиканских легенд, который вполне порадует поклонников творчества Стивена Кинга: ловко закрученный сюжет с неожиданными переходами, убедительные и интересные персонажи, яркие фактурные описания, глубокий психологизм и приличный перевод в придачу. Отличное сочетание, чтобы скоротать пару-тройку вечеров.

Интересное по теме

  • Список книг цикла «Билл Ходжес и Холли Гибни»
  • Отзыв о телесериале «Чужак»
  • Объяснение и смысл концовки телесериала «Чужак»

Если понравился материал, ставьте палец «вверх» и подписывайтесь на мой канал Книжная вселенная , чтобы не пропускать свежие статьи!

12 января на HBO, а 13-го на «Амедиатеке» выходит мини-сериал на основе произведения Стивена Кинга. О том, как телеадаптация книги справляется с проблемами экранизации невыразимого кинговского ужаса, рассказывает Татьяна Алешичева.

«Чужак» Стивена Кинга вышел в 2018 году и получил не просто хорошие, а в большинстве своем восторженные отзывы критики. По сюжету где-то в середине романа полицейские конфискуют у подозреваемого в детоубийстве Терри Мейтленда все его гаджеты, чтобы, покопавшись в истории браузера, изобличить в нем педофила. Но не тут-то было. Мерзавец Терри оказывается чистым, как слеза, и вместо детского порно смотрит сериал «Озарк». Так вот, в экранизации «Чужака» роль Терри досталась Джейсону Бейтману, тому самому парню из сериала «Озарк». Все пошло как по писаному, будто Кинг, большой поклонник «Озарка», нарочно прямо в тексте передал привет Бейтману, а тот откликнулся — стал одним из продюсеров сериала и снял две первые установочные серии как режиссер.

Текст Кинга для сериала адаптировал Ричард Прайс, еще в 1980-е работавший с Мартином Скорсезе («Цвет денег», «Нью-йоркские истории»), а в нулевые ставший соавтором Дэвида Саймона в сериале «Прослушка». Свой недавний проект «Двойка» Саймон создавал тоже в соавторстве с Прайсом. Все это означает, что роман попал в руки не какого-нибудь юного сценариста, нагруженного излишним пиететом перед «королем ужасов», а такого же маститого автора. Что же получилось в итоге?

Прайс аккуратно следует канве романа, но вот с деталями обращается вольно. Для начала он меняет мотивацию одного из главных героев — ретивого копа Ральфа Андерсона (Бен Мендельсон), расследующего зверское убийство ребенка. Показания нескольких свидетелей неопровержимо указывают на Мейтленда, учителя английского и тренера детской бейсбольной команды; Андерсон слетает с катушек и арестовывает Терри прямо во время бейсбольного матча. Копы приезжают на стадион и уводят подозреваемого в наручниках на глазах у всего города. Дело в том, что убитый ребенок был изнасилован, и для Андерсона невыносима сама мысль о том, что это сделал тот самый тренер Терри, который учил его собственного сына играть в бейсбол. Терри, казавшийся таким безобидным, ведь он годами работал с мальчишками, а вдруг трогал и его мальчика? В душе Андерсона кипит праведный гнев, и он совершает роковую и непростительную ошибку: не проверив алиби тренера, он фактически назначает его преступником перед лицом всего города.

Так было у Кинга, но сценарист изменил один ключевой момент. В романе сын Андерсона живехонек, а в сериале уже несколько лет как погиб. Так что неистовым копом движет не страшное подозрение, а горе и праведная скорбь. Его мотив упрощен, очищен от ослепляющей ярости и помещен в другой психологический контекст. И если в романе между Андерсоном и Терри бьется и пульсирует дикое напряжение (считающий себя невиновным Терри, в свою очередь, страшно разозлен методами полиции), то в сериале их взаимоотношения выглядят нейтрально-стерильными. Это не единственное отступление Ричарда Прайса от канона, но, пожалуй, самое важное.

Роман Кинга эмоционально заряжен и построен на его фирменном приеме: мы будто влезаем в голову персонажей и проживаем их субъективные ощущения как свои. Андерсону кровь ударяет в голову. Жена Терри пребывает в злости и отчаянии в момент, когда полиция выносит из ее дома вещдоки — вещи Терри пополам с ее вещами. Она так злится, что даже не позволяет беременной полицейской первой воспользоваться туалетом. Полицейский Джек Хоскинс входит в заброшенный амбар, где Терри предположительно сменил окровавленную одежду на чистую, и переживает там мистическое ощущение чужого присутствия. А дочери Терри Мейтленда является в кошмарах мужская фигура, будто сотканная из темноты и «с соломой вместо глаз», но девочка уверена, что видела ее наяву. В этом главная сложность адаптации текста: читатель может пережить все вышеописанное с помощью воображения, но нельзя экранизировать субъективные ощущения злости, тревоги или внезапно подкравшейся опасности. В этом проблема любого хоррора: наше собственное воображение всегда рисует образы страшнее тех, что создают на экране гримеры и постижеры. Поэтому Прайс старается как может, предпочитая не копаться в психологии персонажей, а двигать вперед детективную линию.

Главная загадка, с которой сталкивается Ральф Андерсон уже в зачине истории, — это противоречие улик и алиби. Есть железные доказательства и того, что Терри был на месте преступления в момент его совершения, и того, что в это время он находился в 70 милях от него. Та и другая версии в равной степени подкреплены показаниями свидетелей, отпечатками и записями камер наблюдения. Но человек не может одновременно находиться в двух разных местах, и Андерсон заходит в тупик, пытаясь переосмыслить бессмертный завет Шерлока Холмса: «Если отбросить все невозможное, то, что останется, и будет истиной, какой бы неправдоподобной она ни казалась». Здесь сюжет заходит на поле «Настоящего детектива» со всей его мрачной мистикой и болезненными прозрениями героев. После того как решение Андерсона обвинить Терри без должной проверки приводит к роковым последствиям, в расследование включается частный детектив Холли Гибни.

Эту девушку мы хорошо знаем по кинговской «трилогии Билла Ходжеса», которая превратилась на малом экране в три сезона сериала «Мистер Мерседес». Она владеет компьютерной премудростью на уровне хакера и необычайно проницательна, только у нее, очевидно, туго с социальными навыками — кажется, это Аспергер. В «Мистере Мерседес» Холли Гибни белая, ее сыграла актриса Джастин Люпе. Но в «Чужаке» это совершенно другая Холли — чернокожая девушка с дредами в исполнении британской актрисы и звезды Бродвея Синтиа Эриво. И Эриво достаточно убедительно попадает в образ. Ее Холли — угловатая странная женщина, которая, общаясь с людьми, смотрит на них слишком пристально, говорит быстро и четко, будто читает висящий перед глазами текст, и отличается такой же неделикатностью, что и незабвенная Сага Норен, офицер полиции Мальмё.

«Чужак» заявлен Кингом как первый роман в серии о Холли Гибни (в финале книжной трилогии Билл Ходжес умирает от рака и оставляет ей свое детективное агентство), а значит, у сериала в случае успеха имеются такие же перспективы. Скорее всего, так и произойдет: судя по первым трем эпизодам, которые студия HBO предоставила критикам в России, Ричард Прайс достаточно убедительно гнет свою детективную линию. Вдобавок к созданию последующих эпизодов приложил руку Деннис Лихейн, детективный автор из первой лиги, ранее работавший над «Мистером Мерседесом».

Сериал можно смотреть на КиноПоиск HD по подписке «КиноПоиск + Амедиатека».


Действие происходит в Флинт-Сити, штат Оклахома. Детектив Ральф Андерсон арестовывает известного учителя и тренера малой бейсбольной лиги Терри Мейтленда, обвиняя его в изнасиловании, увечьях и убийстве одиннадцатилетнего мальчика. Город быстро оказывается настроенным против Мейтленда. Мейтленд настаивает на своей невиновности и нанимает адвоката Хауи Голда, но у Ральфа есть прямые улики, и в виновности Мейтленда он не сомневается. В это время репортеры издеваются над женой и дочерьми Мейтленда.

Окружной прокурор Билл Сэмюэльс просит Андерсона опровергнуть алиби Мейтленда. Но Андерсон обнаруживает различные доказательства того, что в момент убийства Мейтленда не было в городе. Невиновность Мейтленда подтверждает и запись с пленки видеонаблюдения в сувенирном магазине. Андерсон едет туда и находит отпечатки Мейтленда на книге, которую он брал в руки. Кажется, будто Мейтленд был в двух местах одновременно. На выходе из зала суда его убивает старший брат убитого мальчика. Андерсон вынужден уйти в административный отпуск, а окружной прокурор решает не переизбираться.

Андерсон решает работать вместе с частным детективом Холли Гибни. Они решают копнуть глубже. Враг Андерсона Джек Хоскинс оказывается под воздействием Чужака. Чужак просит Хоскинса убить Ральфа, а взамен обещает вылечить его от рака. При помощи многих других людей, Андерсон и Гибни обнаруживают, что имеют дело со сверхъестественными силами и настоящим монстром. Они планируют уничтожить его в большой пещере, где ранее умерло двое детей. Холли убивает Чужака. Окружной прокурор устраивает пресс-конференцию и объявляет Мейтленда невиновным.

Киноиндустрия обратила внимание на роман Стивена Кинга «Чужак» (в оригинале – «Аутсайдер») сразу после его выхода в 2018 году. Уже в декабре на канале НВО началось производство одноимённого мини-сериала, а 12 января 2020 года состоялась долгожданная премьера. Экранизация получилась настолько удачной, что порадовала не только огромную армию поклонников Короля Ужасов, но и самого писателя, которому, как известно, угодить весьма трудно (взять хотя бы Стэнли Кубрика с его «Сиянием»).

Сериал режиссёров Джейсона Бейтмана, Эндрю Бернштейна, Игоря Мартиновича, Карин Кусамы, Дайны Рид, Дж. Д. Диллард, Шарлотты Брэндстрём «Чужак»: оригинальное название – «The Outsider» (англ.); жанры – драма, психологический триллер, мистический детектив; количество серий – 10, длительность одной серии – 60 минут; дата выхода – 2020 год; страна – США. Актёрский состав: Бен Мендельсон, Билл Кэмп, Джереми Бобб, Джулианна Николсон, Мэр Уиннингем, Пэдди Консидайн, Юл Васкес, Джейсон Бейтман, Марк Менчака, Синтия Эриво. Возрастное ограничение – с 18 лет. Сериал режиссёров Джейсона Бейтмана, Эндрю Бернштейна, Игоря Мартиновича, Карин Кусамы, Дайны Рид, Дж. Д. Диллард, Шарлотты Брэндстрём «Чужак»: оригинальное название – «The Outsider» (англ.); жанры – драма, психологический триллер, мистический детектив; количество серий – 10, длительность одной серии – 60 минут; дата выхода – 2020 год; страна – США. Актёрский состав: Бен Мендельсон, Билл Кэмп, Джереми Бобб, Джулианна Николсон, Мэр Уиннингем, Пэдди Консидайн, Юл Васкес, Джейсон Бейтман, Марк Менчака, Синтия Эриво. Возрастное ограничение – с 18 лет.

Сюжет телесериала «Чужак»

Терри Мейтленд в исполнении Джейсона Бейтмана. Терри Мейтленд в исполнении Джейсона Бейтмана.

Сюжет трагической истории, которой суждено будет потрясти маленький город Чероки-Сити штат Джорджия, берёт начало в один из тёплых летних вечеров. Мистер Джонатан Ритц, выгуливая свою собаку, находит в парке изуродованный труп одиннадцатилетнего Фрэнка Питерсона со следами насилия и отпечатками человеческих зубов на растерзанной шее.

Детектив местного отделения полиции Ральф Андерсон оперативно собирает неопровержимые доказательства, указывающие на виновность школьного учителя и тренера по бейсболу Терри Мейтленда, включая показания свидетелей, многочисленные отпечатки пальцев на теле жертвы и орудии убийства, а также записи с камер видеонаблюдения. Степень жестокости надругательства над ребёнком, а также тот факт, что его покойный сын Дерек тренировался под руководством тренера Ти, заставляют Ральфа действовать без промедлений: мужчину публично арестовывают во время матча Городской молодёжной лиги на глазах тысяч зрителей. Остальные юридические формальности не должны были занять много времени, вот только у Терри Мейтленда неожиданно обнаружилось серьёзное алиби – в момент убийства он находился на конференции в другом городе с двумя коллегами-учителями из своей школы, а местная телестудия любезно предоставила копию записи с данного мероприятия. Чуть позже были найдены и отпечатки пальцев в книжной лавке при отеле, куда он заходил и листал там альбом. Однако ни сторона обвинения, ни сторона защиты в лице семейного адвоката Говарда Саломона, не пожелали разобраться в противоречии, оставив это на суд.

Тем временем мать убитого мальчика умирает от сердечного приступа и старший сын Питерсонов решает поквитаться с виновным, не дожидаясь вынесения официального приговора. На другом конце города младшая дочь Терри Мейтленда начинает видеть кошмары, в которых к ней приходит человек «с лицом в комках, будто из пластилина» и рассказывает «ужасные вещи». Когда же решение Ральфа Андерсона обвинить тренера Ти без предварительной проверки алиби приводит к роковым последствиям, он, несмотря на закрытие дела, решает довести его до конца, чего бы это ему ни стоило. И очень скоро выяснилось: количество преступлений, совершённых по той же схеме, что и в Чероки-Сити, исчисляется десятками по разным мелким городам Большой Америки: убийца всегда находился в двух местах одновременно.

Весь актёрский состав прекрасно справился с непростой задачей. Самый яркий тандем: Бен Мендельсон в роли матёрого, опытного детектива Ральфа Андерсона с тяжёлым прошлым и эксцентричная Синтия Эриво в роли Холли Гибни, способная принять на веру любую, даже самую бредовую, теорию. Глубокий моральный надлом сумел блестяще передать Джейсон Бейтман в образе ложно обвинённого Терри Мейтленда, а Джулианна Николсон — показать ярость и отчаяние его супруги Глори Мейтленд.

«Чужак» от начала и до конца пропитан тяжёлой, мрачной атмосферой. Медленно скользя между психологическим детективом и мистикой, он затягивает подобно искусному гипнотизёру, заставляя с интересом следить за каждым новым поворотом сюжета. Зайдёт он, конечно же, не всем, но ценители подобного кино определённо останутся довольны.

Различия между телесериалом «Чужак» и одноимённой книгой Стивена Кинга

Отличия сериала «Чужак» от романа Стивена Кинга. Отличия сериала «Чужак» от романа Стивена Кинга.

Начать разговор об отличиях следует чуть издалека, а всё потому, что роман «Чужак» – это четвёртая книга в цикле «Билл Ходжес и Холли Гибни», который состоит из двух подциклов.

Первый носит название «Трилогия Билла Ходжеса», где главным героем является отставной полицейский Кермит Уильям Ходжес, а его напарниками по расследованиям, описанным в романах «Мистер Мерседес» (1), «Кто нашёл, берёт себе» (2) и «Пост сдал» (3) становятся соседский мальчишка Джером Робинсон и чудаковатая, анорексичного вида дамочка-блондинка в возрасте Холли Гибни – племянница одной из жертв маньяка-психопата Брейди Хартсфилда. В финале третьей книги Билл умирает, оставив созданное им частное детективное агентство «Найдём и сохраним» теперь уже своей полноправной коллеге – Холли. Второй подцикл Стивен Кинг назвал именем новой главной героини «Холли Гибни». Он тоже задуман как трилогия и открывается романом «Чужак».

В 2017 году вышел первый сезон телесериала «Мистер Мерседес», снятый по мотивам «Трилогии Билла Ходжеса» (в 2018 – второй сезон и в 2019 – третий). Он получился достаточно вольным: чем ближе к финалу, тем дальше от канона. Одно из отличий – Холли Гибни в нём очень юная, практически ровесница тинейджера Джерома Робинсона, хотя в романе «Мистер Мерседес» ей 45 лет, а в конце - «Пост сдал» - уже за 50. Учитывая, что омоложение данного персонажа на пользу не пошло, создатели «Чужака» решили этот образ полностью изменить, чтобы он никак не ассоциировался ни с телесериалом «Мистер Мерседес», ни соответственно с циклом книг о Билле Ходжесе. Потому в киноадаптации «Чужака» от настоящей Холли Гибни остались только имя и фамилия. Эту дамочку сделали чернокожей леди за 30 , страдающей обсессивно-компульсивным расстройством. Кроме того, для оживления её образа в сериал добавлен новый герой – бывший полицейский Энди Кэткэвэдж , с которым у Холли помимо деловых завязываются ещё и романтические отношения. Здесь хочется задать вполне логичный вопрос: если Холли из телеадаптации не имеет ничего общего с Холли из романа, то почему ей не изменили имя и фамилию? Создатели сериала планировали это сделать, но Стивен Кинг не согласился. Он хотел, чтобы главная героиня второй детективной трилогии обязательно осталась в картине, даже при всей её непохожести на оригинал.

Холли Гибни в исполнении Синтии Эриво. Холли Гибни в исполнении Синтии Эриво.

Ещё одно важное отличие, которое почувствуют все прочитавшие роман – существенное сжатие детективной части , занимающей по хронометражу всего две серии, в то время как у Стивена Кинга резкое соскальзывание в мистику происходит лишь в середине истории. Эта корректировка исправила недочёт, который многим в книге не понравился.

Мелких отличий , не влияющих на сюжет , между телесериалом «Чужак» и романом Стивена Кинга, очень много . Перечислять их все не имеет смысла, иначе это отобьёт желание знакомиться с замечательной экранизацией. Потому перечислю лишь самые, на мой взгляд, интересные:

  1. События в романе происходят в городе Флинт-Сити штат Оклахома, а не в Чероки-Сити штат Джорджия.
  2. Детектив Ральф Андерсон от начала и до конца расследования работает в тесной связке с окружным Прокурором округа Флинт Биллом Сэмюэлсом. В сериале этого персонажа нет. Вместо него действует заместитель окружного прокурора Кеннет Хейз, время которого на экране сильно ужато.
  3. В романе больше свидетелей, видевших Чужака в облике Терри Мейтленда (восемь, а не пять как в сериале) и приводятся отчёты допросов каждого.
  4. Терри Мейтленд ездил в Кэп-Сити на конференцию с тремя учителями, а не с двумя. Каждый из них позже подтвердит алиби своего коллеги. В сериале эти эпизоды полностью опущены.
  5. Все члены семьи тренера Ти носят другие имена: жену зовут Марси (в сериале Глори), а дочерей Сара и Грейс (соответственно Майя и Джесса). Фамилия адвоката и друга семьи Хоуи – Голд, а не Соломон. Наконец, беременную полицейскую Тамику Коллинз в романе зовут Бетси Риггинс.
  6. Сын Ральфа и Джинни Андерсон – Дерек – не умер от рака. На момент убийства Фрэнка Питерсона и затем в течение всего периода расследования он находился в летнем лагере, узнал о преступлении из интернета и ни минуты не сомневался в невиновности своего тренера. В конце романа мальчик возвращается домой и знакомится с Холли Гибни. По словам создателей сериала полицейского лишили сына, чтобы усилить сцену ареста тренера во время матча, а также оправдать дальнейшее его поведение и объяснить логику принимаемых им решений.
  7. Чужак появился у здания суда в жёлтой «бандане» (на самом деле ­– недостающей среди вещественных доказательств из амбара жёлтой рубашке Терри Мейтленда). Ральф Андерсон обратит на неё внимание и позже вспомнит «человека с обожжённым лицом» , стоящим в тот день в толпе. Жёлтый цвет для него является триггером, напоминающим о случае из детства, когда принесённая матерью огромная сладкая дыня оказалась внутри набитой кишащими личинками мух. Отсюда берут корни его страх и отвращение перед всем противоестественным. В сериале же монстр, пока обитал в Чероки-Сити, всегда одевался в зелёное худи, прикрывая лицо большим капюшоном. А вот жёлтой оказалась футболка тренера Ти на момент его публичного ареста.
  8. Холли Гибни в романе согласилась на участие в расследовании сразу после звонка Алека Пелли (который хотел попросить помощи у Билла Ходжеса, не зная, что тот умер). На встречу с Ральфом Андерсоном она приехала, уже зная, кто настоящий преступник. В сериале женщина сначала встретилась с детективом лично, а только потом приступила к сбору информации.
  9. В качестве наглядного материала о монстре Холли на общей встрече с участниками расследования использовала мексиканский фильм «Posita Luchadora e Amigas Conocen El Cuco». В сериале – ограничилась рассказом.
  10. Клод Болтон не увольнялся из бара «Джентльмены, для вас» (в сериале – «Сладкий персик»), а взял отпуск на 10 дней и поехал к матери, у которой он был единственным сыном (в картине – он поехал к старшему брату Силу).

Изобилует мелкими отличиями и финал телесериала, хотя в целом (если исходить из числа и имён выживших и погибших персонажей) он придерживается литературного канона. Главная интрига – сцена после титров, которая является классической лазейкой, позволяющей продолжить историю, как и было первоначально задумано. Однако в ноябре 2020 года руководство канала HBO приняло окончательное решение закрыть проект , так что эта экранизация «Чужака» останется в виде мини-сериала из 10 серий.

Интересное по теме

  • Список книг цикла «Билл Ходжес и Холли Гибни»
  • Отзыв о книге «Чужак» Стивена Кинга
  • Объяснение и смысл концовки телесериала «Чужак»

Если понравился материал, ставьте палец «вверх» и подписывайтесь на мой канал Книжная вселенная , чтобы не пропускать свежие статьи!

Читайте также: