Танго 12 стульев сюжет

Обновлено: 05.07.2024

Сюжет «12 стульев» Ильфа и Петрова, остро-сатирической трагикомедии с элементами фарса, неизменно популярен в киноиндустрии и театре. Самая знаменитая экранизация - 1976 года, режиссёра Марка Захарова - стала второй в СССР и лишь пятнадцатой в мире!

Роли «сына турецко-подданного» Остапа Бендера и «отца русской демократии» Ипполита Матвеевича Воробьянинова исполнил ставший хрестоматийным кино-дуэт Миронов - Папанов.

Кадр из т/ф «12 стульев», режиссер Марк Захаров, 1976 год. Кадр из т/ф «12 стульев», режиссер Марк Захаров, 1976 год.

Я считаю этот творческий тандем залогом успеха всех фильмов, где появлялись оба актёра. Главным образом это касается картин «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», и, разумеется, Захаровских «стульев».

Из трёх отечественных постановок (1971 - Гайдай, 1976 - Захаров, 2005 - Паперник) я отдаю предпочтение именно четырехсерийной теле-версии 1976 года с участием главных кумиров Союза. Считаю игру Анатолия Папанова здесь абсолютно гениальной!

Кадр из т/ф «12 стульев», режиссер Марк Захаров, 1976 год. Кадр из т/ф «12 стульев», режиссер Марк Захаров, 1976 год.

Киса в его исполнении - забавный, но страшный, а моментами жутковато-гипнотизирующий персонаж. Музыкальное оформление фильма, неподражаемые танцевальные па Андрея Миронова делают просмотр отнюдь не короткого (больше 5 часов) фильма увлекательным и легким.

Кстати говоря, с одной из танцевальных сцен связана курьезная история.

Кадр из т/ф «12 стульев», режиссер Марк Захаров, 1976 год. Кадр из т/ф «12 стульев», режиссер Марк Захаров, 1976 год.

В знаменитой сцене танго Миронов по сценарию бросает партнершу (Любовь Полищук) на пол в порыве страсти. Разумеется, на съемках артисты падают не на голый пол, а на предусмотрительно положенные гимнастические маты. Но в этом дубле что-то пошло не по плану, и работники забыли обеспечить актрисе безопасное падение - она рухнула прямо на бетон.

Кадр из т/ф «12 стульев», режиссер Марк Захаров, 1976 год. Кадр из т/ф «12 стульев», режиссер Марк Захаров, 1976 год.

К счастью, благодаря прекрасной спортивной подготовке, Полищук успела сгруппироваться, что спасло ее от травмы. К следующему дублю основательно подготовились: положили не только мат, но и дополнительные подушки.

Но, видимо, суждено было артистке получить травму в этой злополучной сцене. В кульминационный момент Миронов промахнулся мимо «мягкой страховки» уронил расслабившуюся коллегу на цементный пол во второй раз. Не рассчитывавшая на подобный казус женщина сильно ударилась спиной.

Но этим эпизодом травмоопасность сцены танца не ограничилась. Буквально через несколько секунд Великий Комбинатор уносит танцовщицу-мечту на руках, при этом с размаху открывая ее головой дверь, а спустя несколько мгновений они залетают в кадр опять, при этом голова Полищук вышибает уже стекло.

Кадр из т/ф «12 стульев», режиссер Марк Захаров, 1976 год. Кадр из т/ф «12 стульев», режиссер Марк Захаров, 1976 год.

Разумеется, стекло было установлено непростое, оно должно было поддаваться и выскакивать от легкого нажима, а звук разлетающихся осколков добавили уже при монтаже.

Кадр из т/ф «12 стульев», режиссер Марк Захаров, 1976 год. Кадр из т/ф «12 стульев», режиссер Марк Захаров, 1976 год.

Вот с закреплением стекла и возникли проблемы: в первый раз из-за слабо зафиксированной витрины актеры не рассчитали, пролетели дальше запланированного и чуть не уронили камеру.

В других дублях с закреплением переусердствовали и бедная Люба таранила стекло безрезультатно. Муки закончились лишь на 14 дубле.

Несмотря на столь блестящий актерский состав, фильм встретили неодобрительно. Гайдай, снявший за 5 лет до этого ленту на тот же сюжет, даже называл ее «уголовным преступлением».

Интересно, что в его фильм пробовались и Миронов, и Папанов, причём на те же роли! Мне кажется, отвергнув их кандидатуры, Гайдай заведомо отнял у своей картины львиную долю популярности.

Кадр из т/ф «12 стульев», режиссер Марк Захаров, 1976 год. Кадр из т/ф «12 стульев», режиссер Марк Захаров, 1976 год.

А вот Захаров в одном из интервью признался, что видел этих артистов в своём фильме на первых ролях сразу. Хотя, по словам режиссера, Анатолий Дмитриевич поначалу высказывался о Миронове нелестно. Дескать, «черствое пирожное да остывший кофе - самые большие его неприятности».

Позволю себе усомниться в реальности произнесённых слов, хотя бы потому, что общеизвестно многолетнее сотрудничество блестящего актерского дуэта в театре Сатиры, их дружба и взаимное уважение. Может, Папанов пошутил или был с Андреем в краткосрочной ссоре, вот и вырвалось, но не думаю, что стоит воспринимать этот эпизод всерьёз.


Экранизации романа Ильфа и Петрова "12 стульев" вызывают много споров - какая же лучше. Скажу честно - я люблю обе. Они настолько разные, что я их даже не сравниваю. Но вот чем мне интересна версия Гайдая, так это натурными съёмками. И особо близки в этом отношении съёмки в Пятигорске. Именно по Пятигорской части съёмок этой комедии я и предлагаю прогуляться


Съемочная группа "Двенадцати стульев" начала съемки в городе Пятигорске 3 сентября 1970 года с эпизода у Орла, когда Остап посылает Кису просить милостыню. Тот поначалу артачится: дескать, никогда еще Воробьянинов не протягивал руки. На что Бендер парирует: "Тогда протянете ноги, старый дуралей!"



Леонид Гайдай на съёмках в Пятигорске

Эту сцену снимали на уступе горы "Горячей". Место это крайне примечательное. С незапамятных времён здесь щедро струился безымянный горячий источник, на основе которого возник крупный бальнеологический комплекс и благодаря которому и возник город Пятигорск.



Скульптура Орла (начало ХХ века)

В начале ХХ века здесь решили разбить парк с аллеями, дорожками и извилистыми лестницами. Архитектурную завершённость верхней площадки решили придать с помощью искусственной горки с изваянием орла-беркута, который цепко схватил когтями и клюет большую ядовитую змею (автор эскиза И. И. Крылов). Скульптор Л. К. Шодкий довольно быстро изготовил изваяние и в конце апреля 1901 года готовая скульптура была водружена на пирамидальный пьедестал из "рваного" камня. Эта скульптура стала символом Кавказских Минеральных Вод.



Скульптура Орла (1930-е годы)

За минувшее столетие скульптура не раз изменялась. Во время революции и Гражданской войны Орёл лишился головы и части крыльев. Потом он сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Изображение, которое мы знаем и ныне появилось уже после войны. Автором этого варианта был скульптор Н. М. Хаустов.



Вид на Пятигорск с Горячей горы. Фото Т. Бакмана (конец 1960-х)

А в 1973 году цементная фигура была заменена на бронзовую копию, отлитую со слепка в Ленинграде



Символ КМВ в наши дни. Фото ketosha (2010 год)

Следующей сценой решили снимать эпизод "возле Провала", где великий комбинатор устроил продажу билетов.


Вот только самого Провала в фильме мы так и не увидели. В него на время съемок превратился грот Лермонтова.


Этот грот в скале был обустроен зодчими Бернардацци из природной пещеры. Лермонтовским его стали называть с 60-х годов XIX века, так как считали, что отсюда писатель любил наблюдать за "водяным обществом"



Грот Лермонтова, 1876 год

Под сению твоей он часто находил
Приют для сладкого мечтанья,
И ты один свидетель был
Его сердечного страданья.

В 1874 г. доска была снята, т.к. "постоянно исписывалась нецензурными надписями посетителей Вод". Алексеев отреставрировал снятую доску со стихами, и "во избежание повторения ее прежней участи", в июле 1878 г. затратил личные средства на устройство при гроте массивного каменного арочного портала и ворот с железной решеткой. Над аркой грота была укреплена большая металлическая лента с надписью "ГРОТЪ ЛЕРМОНТОВА", а над ней эмблема с лирой, книгой, пером и опрокинутым факелом. На стене запертого грота поместили прежнюю доску со стихами. Алексеев заново огородил дорожку к гроту.



Грот Лермонтова (начало ХХ века)

Позднее в гроте появился бюст Лермонтова. До открытия памятника поэту в сквере, около этого грота обычно проходили ежегодные собрания местного общества по случаю годовщин смерти и рождения Лермонтова. Сюда к бюсту поэта приносили венки и букеты живых цветов. В конце XIX века известный московский журналист В. А. Гиляровский написал новое стихотворное посвящение "Гроту Лермонтова"

Поклон тебе, великий гений,
И долго будет чтить народ
Алтарь священных вдохновений,
Из камня высеченный грот!

После 1917 г. эмблема с лирой, а затем и лента с надписью над входом Лермонтовского грота исчезли. Вскоре, после Отечественной войны на их месте появилась мраморная плита с надписью «ГРОТЪ ЛЕРМОНТОВА». В 1961 г. на портале была помещена мемориальная доска.



Грот Лермонтова во времена съёмки фильма. Фото Т. Бакмана

Ну а сам "Провал" во времена, описываемые Ильфом и Петровым выглядел так


Следующим объектом съёмки стала Лермонтовская галерея в парке "Цветник".



Именно там проходили торги с монтёром Мечниковым


А также процесс передачи стульев компаньонам



Это сооружение из кружевного металла и цветного стекла, похожее на прозрачный леденцовый замок из детской сказки, открылось для посетителей весной 1902 г., в начале курортного сезона. В 1903 г. здесь прошли юбилейные торжества в честь 100-летия КМВ и состоялся второй Всероссийский съезд курортных деятелей.



Юго-западный фасад Лермонтовской галереи (1910-е годы)

Прогулочная галерея часто служила для проведения всевозможных временных выставок. Театральный зал галереи хранит память о богатой культурной жизни Пятигорска за минувший век.



Северный фасад театрального зала Лермонтовской галереи (начало ХХ века)

Галерея дошла до наших дней почти без изменений. Ныне здание принадлежит Государственной филармонии на КМВ и имеет концертный и выставочный залы.



Лермонтовская галерея во времена съёмки фильма. Фото Т. Бакмана

А вот сцену где Ипполит Матвеевич просит милостыню снимали вовсе не в "Цветнике". Более того - даже не в Пятигорске. Киса то ли по рассеянности, то ли от стыда забрался в соседние Ессентуки


Взгляните внимательно на здание сзади Воробьянинова. Это грязелечебница им. Семашко - один из наиболее известных памятников архитектуры Ессентуков.


Сооружение грязелечебницы началось в 1913 году и велось очень активно, несмотря на начавшуюся войну. Построено оно в стиле античного неоклассицизма. Замыслом архитектора было придать ему подобие древнеримских Терм III—IV веков с их монументальностью и изысканностью. 22 июля 1915 года состоялось торжественное открытие грязелечебницы, названной Алексеевской в честь наследника престола цесаревича Алексея Николаевича, наследника престола Романовых. Не исключали, что болезненный мальчик будет когда-нибудь принимать в ней процедуры. В 1923 году грязелечебница получила имя Н. А. Семашко — первого наркома здравоохранения


Это наиболее заметные места съёмок из фильма. Но было ещё два момента в фильме, на которые мало кто обращал внимание. Эти места нашёл мой добрый друг mountains_5_26 , очень хорошо знающий Пятигорск.

В сцене, где великий комбинатор успешно торгует билетами на Провал, буквально на несколько секунд мелькает кадр, запечатлевший маленькие группы отдыхающих, якобы направляющихся к гроту Лермонтова.


Как оказалось в результате поисков, она снята не у грота , а на горе Горячей, метрах в 800-х от него. Вот это место на горе запечатленное солнечным февральским утром 2016 года


Ну и последняя пятигорская сцена в фильме - Остап и Киса под покровом ночи несут выкупленные у Мечникова 2 стула


Однако случайная встреча с пятигорским милиционером заставляет их присесть на стулья, якобы отдыхая, у ближайшей двери в заборе, по иронии судьбы оказавшейся входом в прокуратуру Пятигорска


Это место было найдено недалеко от "Цветника".Правда время не пощадило ни забор



Съемки в Пятигорске длились до 14 сентября 1970 года, после чего группа перебазировалась на Военно-Грузинскую дорогу, в Дарьяльское ущелье. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

Пятигорчане очень любят роман Ильфа и Петрова и даже увековечили Остапа Бендера и Кису Воробьянинова в бронзе. Причем облик взяли именно из фильма Гайдая. Вот только стоят эти скульптуры не там где снимался фильм, а там, где это описано в романе. Бендер у Провала


А Киса в Цветнике


При подготовке материала использовались кадры из фильма Л. Гайдая "12 стульев"; фрагменты из книг Федора Раззакова "12 стульев"; С. В. Боглачева "Архитектура старого Пятигорска" - издательство "Снег", Пятигорск, 2007 г; Фото Т. Бакмана из альбома"Кавказские минеральные воды" - издательство "Планета", Москва, 1969 г

"Двенадцать стульев" Ильи Ильфа и Евгения Петрова - книга гениальная. И по ней были сняты два очень знаменитых фильма:

  • "12 стульев" (реж. Леонид Гайдай, 1971) с Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым в главных ролях;
  • 12 стульев (реж. Марк Захаров, 1976) с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым.

Первый, на мой взгляд, попадание идеальное. Фантастически очаровательный Арчил Гомиашвили и Сергей Филиппов, "бывший барин" с зачатками мелкого авантюриста, создают идеальный тандем, где один дополняет (а не затмевает) образ другого.

Второй - фильм очень театральный, игровой, музыкальный, карикатурный. Мне он, правда, нравится куда меньше первого. В Остапе, исполненном Мироновым, нет душевности и обаяния, только холод и цинизм, жесткость и резкость, а Кису так вообще просто жалко. Несчастный такой сломленный жизнью старик.

Впрочем, сейчас не о фильмах. А о. танго, посмотрев которое, можно легко составить и впечатление о фильме в целом.

Кадр из фильма "12 стульев" (реж. - Л. Гайдай). В роли Остапа Бендера - Арчил Гомиашвили, в роли мадам Грицацуевой - Наталья Крачковская. 1971 г. Кадр из фильма "12 стульев" (реж. - Л. Гайдай). В роли Остапа Бендера - Арчил Гомиашвили, в роли мадам Грицацуевой - Наталья Крачковская. 1971 г.

1. "Танго Остапа" в фильме 1971 года исполнено Валерием Золотухиным на стихи Леонида Дербенева. Музыку написал Александр Зацепин.

Песня Остапа широко известна и по строчкам, разошедшимся на цитаты (что, наверное, случается со всеми удачными песнями из кинофильмов): одна "птичка на ветвях его души" чего стоит.

Видео, представленное ниже - не отрывок из фильма. Но, мне кажется, что Валерий Золотухин заслуживает быть в кадре:)

Вариант этот, как дамские романы о любви, наполнен штампами и нелепицами (ну откуда дебри в пампасах? да и баобабы ни там, ни там, кажется, не растут). Но, как и какой-нибудь дамский роман, он легко тронул сердце мадам Грицацуевой, женщины широкой души.

2. "Танго Остапа" (оно же "Танго любви" , оно же "Жестокое танго ") из фильма Марка Захарова куда менее популярно. Во-первых, потому, что фокстрот "Белеет мой парус такой одинокий" его, безусловно, затмил. Во-вторых, оно печальное и несколько тяжеловатое. Ну и, пожалуй, такое же циничное, как сам образ Остапа.

Исполнил его сам Андрей Миронов, композитор - Геннадий Гладков, слова Юлия Кима.

Кстати, и там, и там есть птичка - символ мятущейся души:)

Впрочем, в фильме 1976 года есть еще одно танго - на этот раз "Танго мечты" (О, Рио-Рио, потерпи, я прибуду на днях) . Авторы те же, исполнитель тот же, оно так же уступает фокстроту.

Знаете, я бы сказала, что в этом танго скрыта очень грустная история. Читая книгу, невольно веришь в то, что рано или поздно неутомимый и оптимистичный сын турецкоподданного доберется до Рио-де-Жанейро и, конечно же, будет расхаживать там в белых штанах и проворачивать кофейные авантюры. Он просто не может не добраться. Это же Остап!

А в этом танго - ну такая тоска по слишком хрустальной мечте, что сразу понимаешь - не будет ни Рио, ни бухты Атлантического океана, ни штанов. Ни-че-го не будет. И так страшно становится от этой истины. И уныло: если уж сам Бендер не справился, где уж тебе-то за мечту бороться.

12 стульев

По воспоминаниям Любови Полищук, съёмки в фильме Марка Захарова "12 стульев" были самыми сложными в её жизни. Вроде как роль маленькая - всего одно танго. Но именно после этой роли актрису заметили. Вот только стоила ей эта слава травмой позвоночника - Миронов дважды уронил Полищук на бетонный пол

12 стульев

Вот как вспоминала эти съёмки Любовь Григорьевна:

"Мы пришли в восемь утра, и до двенадцати нам только поставили танец. Потом мы перекусили и вперед - сниматься. Танец был невероятно сложный - Андрей меня жутко закручивал. Мы были как два акробата. Сначала забыли положить подушки, и Миронов грохнул меня об цементный пол. В полуинвалидном состоянии я продолжала танцевать, но Андрей разбросал уже положенные подушки ногами и снова уронил меня на цемент. Стекло в мизансцене закрепили очень сильно - Миронов меня об него бил, бил - никак не прошибало! Потом, наоборот, слабо закрепили - в результате оторвалась нижняя часть, а верхняя чуть не грохнула на меня - едва успела увернуться! Четырнадцать дублей. Я была вся в синяках, с ободранным телом и в разодранном платье. Ничего сложнее этого маленького эпизода у меня в жизни не было! Я вспоминаю это, как страшный сон. Но зато после этой картины я стала буквально в одну ночь популярной. Если раньше на улице прохожие говорили: "Смотрите, артистка идет!", то потом стали называть мою фамилию, а тем, кто не знал, объясняли: "Ну, это та, которую Миронов башкой об стекло ба-бах! Помнишь?"

Справедливости ради надо отметить, что по воспоминаниям Марка Захарова, никаких бросков на бетонный пол не было. На съёмках этого момента на место падения актрисы был подложен пружинный матрас, а сверху него ещё несколько матов

Несмотря на то что в Москве вот уже несколько лет твердят на все лады о мюзикальном буме, "12 стульев" — это всего лишь второй русский мюзикл в строгом смысле слова. То есть это вторая оригинальная, а не перенесенная постановка, созданная по всем правилам бродвейской индустрии: строгий отбор актеров, высокий бюджет, принцип стационарности и ежедневные показы. Интересно, что "второй русский" мюзикл, как и первый, "Норд-Ост", поставлен на основе советской литературной классики почти одного периода: "Двенадцать стульев" Ильфа и Петрова и "Два капитана" Вениамина Каверина появились на свет с разницей примерно в десять лет.
Генеральный продюсер компании "Русский мюзикл" Александр Цекало вынашивал идею постановки "Двенадцати стульев" уже давно, справедливо полагая, что спектакль по этому суперпопулярному роману, афоризмы из которого давно проросли в нашу повседневную лексику, просто обречен на успех.
Но, конечно же, насколько авантюрно-сатирический роман Ильфа и Петрова отличается от романтической эпопеи Каверина, настолько новый мюзикл будет отличаться от своего предшественника. Если создатели "Норд-Оста" примером для подражания выбрали монументальный эпический мюзикл Клода Мишеля Шонберга "Отверженные", то "12 стульев" будут больше тяготеть к жанру американского шоу-ревю. Композитор Игорь Зубков написал для спектакля партитуру, состоящую из композиций самых разных музыкальных стилей от блюза и свинга до поп-музыки и рок-н-ролла, а хореограф Егор Дружинин придумал множество зажигательных танцевальных номеров (танго, чарльстон, тустеп, фокстрот, чечетка), которые соединены с сюжетом мюзикла весьма условно.
Тигран Кеосаян, который в этом проекте дебютирует как театральный режиссер, утверждает, что в отличие от бродвейских мюзиклов-ревю, где сюжет служит лишь красивой рамкой для песен и танцев, в его спектакле первостепенное значение будет иметь игра актеров. И в этом он видит главную отличительную черту русского мюзикла. Поэтому через суровый трехуровневый кастинг прошли только те, кто, по мнению отборщиков, обладал драматическими способностями.
Среди них, как ни странно, оказалось только 30% актеров, имевших опыт работы в других московских мюзиклах, и 70% молодых ребят с улицы. Есть в труппе и настоящие мастера — лауреат "Золотой маски" Юрий Мазихин исполнит в мюзикле партию Кисы Воробьянинова. Ну а главная роль досталась драматическому актеру из Минска Джемалу Тетруашвили.
Московский дворец молодежи с 7 ноября. Стоимость билетов — от 300 до 900 руб. (в будни) и от 400 до 1500 руб. (в пятницу и в выходные дни). Заказ билетов по телефону 740 1212

Читайте также: