Stronghold 3 гайд

Обновлено: 02.07.2024

Несколько лет назад, когда мы брали интервью по Stronghold Kingdoms у худрука Firefly Саймона Брэдбери, он мало что рассказал про игру, зато с радостью анонсировал Stronghold 3. Тогда казалось, что онлайновый спин-офф — это такой хитрый маркетинговый трюк, долгосрочная реклама большой номерной части, на которую как раз и возлагаются все надежды. На деле получилось совершенно наоборот: после первых пяти минут Stronghold 3 гарантированно захочется тут же сбежать в красивую и умную Kingdoms. Даже если вы онлайновые игры на дух не переносите.

По сути, третья часть — это не продолжение и даже не ремейк оригинала, как обещали сами авторы. Это маленький и невнятный кусочек от ее механики, воспроизведенный на жутчайшем трехмерном движке, который со времен второй части, кажется, даже лишился некоторых спецэффектов. Причем переехала в триквел в основном война. В Firefly отчего-то решили, что у них тут как минимум Warcraft 4, и заставляют сражаться даже в тех миссиях, которые по логике вещей должны быть про мир, развитие и благополучие.

Stronghold 3

Смотреть на битвы мучительно больно. Они и раньше-то были скорее нелепой данью моде, но теперь напоминают в лучшем случае о какой-то российской стратегии 2003 года. Лучники, двигаясь с изяществом игрушечных солдатиков, быстро-быстро забрасывают стрелами всю прочую пехоту, которая в это время растерянно ходит по кругу, — это, в общем, вся война. Про штурм крепостей и говорить как-то неловко: одинокий колхозник с вилами легко ломает десяток мощных катапульт, стоит только упустить их на минутку из виду. Искусственный интеллект позволяет себе такие упущения постоянно.

Stronghold 3

Вся экономика Stronghold 3 тоже почему-то работает на нужды этой самой войны. Микроменеджмент усекли примерно до уровня The Settlers 5. Да, вы все так же садите яблоньки, строите фермы да лесорубки, производите хлеб и снабжаете армию припасами. Но при этом нет ни малейшего ощущения того, что вы обустраиваете собственную крепость и следите за благополучием граждан. Есть просто формальный набор зданий, которые необходимо построить для того, чтобы заработать ресурсы для новой партии лучников. В мирной кампании, где рукоприкладство не в почете, вообще нет никакого смысла. Жители ведут себя на удивление покорно, и, если их не сожрут волки, самое плохое, что с ними может случиться, — на минутку отвлекутся на чью-нибудь свадьбу.

Stronghold 3 не способна удержать у монитора человека, видевшего в своей жизни хотя бы одну стратегию, даже на пятнадцать минут. Это, пожалуй, худшая RTS последних лет, в которой ни война, ни строительство не вызывает ничего, кроме раздражения и недоумения. Как такое получилось у не самой плохой в мире студии — великий секрет, но между третьей частью и Stronghold Kingdoms — пропасть в тысячи световых лет.

Производство. Необходимость открытия производственных цепочек в стратегии Stronghold 3 четко связана с тем, на какой карте вы играете. От видов возможных угроз зависит то, как быстро вам нужно перейти к наполнению арсенала оружием, поскольку без стражи вы станете легкой добычей для любого агрессора. В мирных сценариях вы можете полагаться на силу своего Лорда, а также на вооруженных крестьян, не требующих особого вооружения, однако рассмотрим более сложный вариант, когда вам необходимо максимально быстро приготовиться к обороне.

Основная масса производств в игре Stronghold 3 непременно потребует древесины, камня и железа, тогда как провизия пригодится самим мастерам или пекарям, чтобы они не уехали из вашего замка в более благополучные края. Здесь всегда важно соблюдать верный баланс между производством и потреблением, поэтому внимательно следите за затовариванием складов. Если у вас наблюдается перепроизводство, то лучше отключить виновные постройки, ведь они занимают ценных жителей, которые пригодились бы вам в других местах.

Если значение популярности в стратегии Stronghold 3 является положительным, то и приток новых жителей ускорится, а, когда индикатор грустной маски окрасится в красный цвет, то ожидайте оттока горожан, что иногда даже приводит к остановке отдельных производств.

Популяция крестьян довольно уязвима: по причине багов, вражеских атак или нашествия голодных зверей она может резко упасть, что приведет к коллапсу всего вашего хозяйства, так что регулярно осматривайте свои владения в поисках проблем и прислушивайтесь к замечаниям помощника, голос которого не дублируется текстом.

Торговля. Помимо налогов, собираемых автоматически по указанной вами ставке, важным источником пополнения казны в игре Stronghold 3 является именно торговля. Что бы там ни говорили подсказки в энциклопедии, постройка Рынка жизненно необходима для обменных операций, поэтому не откладывайте его появление в королевстве. Тем более, закладка этого здания даже не требует ресурсов. На местном базаре по невыгодному курсу вы всегда сможете приобрести недостающие товары или продать излишки.

Обычное соотношение цен складывается в диапазоне один к пяти, т.е. покупка партии оказывается в 5 раз дороже продажи аналогичного груза. Цены на различные виды товаров и их доступность определяется условиями и ограничениями отдельных миссий. Не лишним будет изучить имеющиеся курсы, чтобы понять, что на данной карте выгодно производить и продавать для пополнения запаса золотых монет. Деньги будут необходимы для строительства элитных построек, найма юнитов и ведения любых войн.

Популярность. Рейтинг успеха правителя в стратегии Stronghold 3 сказывается на привлекательности вашего поселения, поэтому здесь у вас открывается свобода маневра, и никто не запретит даже раздать жителям деньги, чтобы ненадолго заручиться полной лояльностью крестьян. Другим интересным способом для этого же является производство винограда и приготовление эля, который потом доставляется в таверну, однако будьте осторожны: пьяные горожане хуже работают.

Секреты. Мы рекомендуем внешний контур стен в Stronghold 3 приблизить прямо к самым границам вашего поместья и прятать все ваши фермы и производства уже внутри таких укреплений. Хотя более значительную территорию будет сложнее защитить, зато с этим вы убережете экономику от лишних случайных потрясений, а, на худой конец, вы всегда можете развернуть дополнительные линии стен в другом месте.

Командование армиями (Начало)

Экипировка. Каждому солдату в стратегии Stronghold 3, помимо простых крестьян с вилами, требуется определенное снаряжение: копья, луки, палицы, алебарды, мечи и доспехи. Все это производится в соответствующих мастерских при наличии древесины и железа. Для вооружения войска вам также понадобится иметь стабильный приток денег в казну. Улучшение центральной крепости и накопление престижа откроют доступ к самым мощным отрядам.

Лорд. Самый сильный пеший боевой юнит в игре Stronghold 3. Однако отсутствие способности восстанавливать здоровье и необходимость выживания делают его пригодным разве что для отражения атак живности или схваток со слабыми отрядами противника. Если в неравной дуэли против него выступят около пяти врагов одновременно, то потеря половины жизненной энергии к концу такого боя правителю обеспечено.

Крестьяне. Хотя и вооружены вилами, толку от них немного. Они медленно двигаются, плохо сражаются и быстро погибают, однако их дешевизна превращает эти подразделения в идеальное решение для разведки вражеской местности и обнаружения ловушек на подступах к крепостям.

Копейщики. Умеют бросать копья перед рукопашной схваткой. Через некоторое время копья восстанавливаются для повторных бросков. Быстро двигаются, хотя и уязвимы ко многим противникам в Stronghold 3, особенно, к стрелам лучников.

Лучники. Один из самых эффективных юнитов в игре, обладающий большим радиусом поражения и молниеносной скоростью передвижения. При этом они почти бесполезны в рукопашном бою, зато на стенах даже в количестве 20-30 штук создадут немало хлопот агрессорам. Однако эти стрелки наносят мало урона бронированным воинам.

Алебардщики. Закованные в латы в стратегии Stronghold 3 они перемещаются невероятно медленно, зато обладают огромным запасом прочности к любым атакам, наносят средний по силе урон и умеют работать со рвами даже под огнем неприятеля.

Арбалетчики. Вариация на тему лучников. Дальность стрельбы у них меньше, зато болты арбалетов отлично пробивают доспехи вражеских рыцарей в Stronghold 3, да и в рукопашном бою они смогут сопротивляться немного лучше своих коллег.

Кавалерия. Лучшие рыцари королевства при наличии в нем конюшни могут взять оттуда свободных лошадей и стать всадниками. Кавалеристы умеют спешиваться и драться в пешем строю, при этом копируя сильные и слабые стороны рыцарей.

Читайте далее об инженерах, осадных орудиях и управлении в стратегии Stronghold 3.

Французские революционеры были неприятно удивлены, когда после непродолжительного, но яростного штурма Бастилии обнаружили в крепости всего семь заключенных: четырех контрабандистов, двух психов и одного неугодного собственному отцу аристократа. Похожие чувства вызывает и Stronghold 3: от игры ожидаешь как минимум возможности построить собственный неприступный замок, но на деле оказывается, что все свои фантазии придется реализовывать в Minecraft или настольной Carcassonne.

Суть оригинальной Stronghold была, напомним, как раз об этом — о том, как буквально на пустом месте вашими заботами воздвигаются несокрушимые стены и башни, собирается непобедимое войско, а построившие все это великолепие простолюдины ликуют, славя прозорливого правителя. Разработчики смешали в одной игре сразу три разновидности стратегии: экономическую, строительную и военную. В Stronghold 3 те же самые люди формально попытались сохранить ключевые элементы ими же придуманной формулы, но потерпели сокрушительное фиаско.

Stronghold 3

Самое дикое в игре — это война. Над солдатами в Stronghold 3 явно поработал Урфин Джюс. Заторможенные болваны застревают в зданиях, во время осады бьются в стены замка как мухи в стекло и реагируют на команды через одну.

Адекватно маневрировать даже небольшой армией — крайне непростая задача. Ни о каких тактических построениях речи даже не идет: какая уж тут тактика, когда в большинстве случаев даже сложно сказать сказать заранее, как отреагируют подчиненные на вашу команду — пойдут в атаку, займутся выкапыванием рва на полпути или просто промаршируют мимо врага. Все — из-за того, что игра требует предельной точности движений. Если промахнулись на пиксель влево или вправо попытка не засчитывается.

Stronghold 3

Можно конечно закрыть глаза на неуклюжую боевую механику и заняться экономической частью, тем более, что Stronghold 3 как раз предлагает две одиночные кампании на выбор — военную и экономическую. Но и это не спасает от разочарования.

Стоит лишь раз хорошенько все обмозговать, определить оптимальное количество построек и их расположение, а потом миссию за миссией строить один и тот же поселок. Собственно, игра сама подталкивает вас к этому: в Stronghold 3 есть только два варианта решения любой проблемы: заранее заданное и неправильное.

Stronghold 3

Тематическое разделение кампаний, кстати, довольно условное. В обеих предполагается, что ваше поселение будет развиваться каждый раз в одинаковом ключе — с достаточной защитой от врагов и работающей инфраструктурой.

Есть, впрочем, и третий режим — свободный. Но и он в итоге оказывается неполноценным: карты небольшие и чтобы построить что-то реально интересное, нужно потратить немало игровых лет и часов реального времени: пока крестьяне соберут достаточное количество ресурсов для возведения стен.

Stronghold 3

В Stronghold 3 не работает, кажется, вообще ничего. Во всем скрыт какой-то изъян, какая-то мелкая деталь, которая либо ломает геймплей, либо лишает процесс всякой привлекательности. Такое ощущение, будто тебя специально стараются усыпить или вывести из себя.

Поэтому тем, кто давно любит Stronghold, лучше не приближаться к ней, чтобы не портить приятных воспоминаний, а тем, кто ничего о серии не слышал и хочет попробовать ее в первый раз, лучше обратиться к предыдущим выпускам. Они точно доставят больше удовольствия.

Странно конечно, что создавали все это более-менее те же люди, которые работали над оригинальной игрой. Видимо некоторым разработчикам просто везет в первый раз.

ПРОГНОЗ УСПЕШНОСТИ

У Stronghold 3 есть по сути одна фундаментальная проблема: каждая ключевой элемент игры был реализован гораздо лучше где-то еще. Не хватает масштабных сражений и осад — Total War к вашим услугам. Душа просит экономической стратегии — достаточно вспомнить The Settlers. Возведение замков было куда интереснее еще в первой части Stronghold. А третья — и сделана отвратительно небрежно, и простора для творчества не дает никакого.

Читайте также: