Сколько стадий проходят все игры по утверждению эрика берна

Обновлено: 17.05.2024

Транзакции.

Теория игр описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди».

Главный принцип общения

Согласно теории игр, можно сформулировать следующий принцип: любое общение предпочтительнее отсутствия такового. Эксперименты на крысах подтвердили это; наличие контакта благотворно отражалось не только на физическом, умственном и эмоциональном состоянии крыс, но и на их биохимических показателях, вплоть до степени сопротивляемости организма лейкемии. Эксперименты привели к поразительному выводу: на здоровье животных одинаково благотворно сказываются как мягкое поглаживание, так и болезненный электрический удар.

Применительно к людям это означает, например, что, женщина должна получать знаки внимания от своего мужа. И принципиального значения не имеет, в какой форме супруг будет это делать: дарить цветы или устраивать регулярные побои. Ведь бьёт, значит – любит; самое страшное – это полное игнорирование.

Это главное положение теории игр. Вместе с тем оно вызывает наибольшие возражения. Ведь ни один нормальный человек не выберет шипы вместо роз. Это верно. Но дело в том, что далеко не все умеют жить и общаться красиво. Поэтому часто людям приходится выбирать не между розами и шипами, а между шипами и одиночеством. Для многих шипы являются меньшим из двух зол. Лишь очень немногие предпочитают изоляцию дурному обществу.

Зачем нужны игры?

Игры удовлетворяют естественную потребность в структурировании времени. Это означает, что можно не беспокоиться о том, что говорить и что делать после обмена приветствиями.

Основные понятия транзактного анализа.

Теория игр Эрика Берна.

Почему игры называются играми?

В межличностных играх обычно нет ничего забавного, они могут быть драматичны и даже иметь фатальный исход. Наиболее существенной чертой игр является их управляемость, наличие правил. Именно поэтому рассматриваемая форма взаимоотношений называется «игрой». Нарушение правил игры почти всегда вызывает протест и недовольство других участников: выход из игры чреват социальным осуждением.

Структурный анализ

Для понимания феномена игр необходимо проводить структурный и транзакционный анализ ситуаций взаимодействия. Структурный анализ состоит в выявлении состояния Я, в котором находится человек. Набор этих состояний можно распределить так: 1) состояния Я, сходные с образами родителей; 2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности, и 3) состояния Я, представляющие наиболее архаичные образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве. В обычной речи их именуют Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребёнок (Ре), причём эти простые термины используются даже в самых строгих и формальных обсуждениях.

Транзакционный анализ

Сами по себе состояния Я ни хороши, ни плохи, вопрос в том, насколько состояние Я человека в данный момент адекватно состоянию Я партнёра по общению. Этот вопрос решается с помощью транзакционного анализа, основными понятиями которого являются:

а) «поглаживание» - любой акт признания присутствия другого человека, основная единица социального действия;

б) транзакция — обмен «поглаживаниями», основная единица социального взаимодействия;

в) транзакционный стимул - «поглаживание», с которого начинается взаимодействие;

г) транзакционная реакция — ответное «поглаживание»;

д) дополняющая транзакция — соответствие реакции стимулу. Например, человек из состояния Взрослого обращается к состоянию Взрослого партнёра: «Ты не знаешь, где мои запонки?». «На письменном столе», - реакция также направлена от Взрослого Взрослому;


е) пересекающаяся транзакция — реакция не соответствует стимулу. Например, на взрослый вопрос о местонахождении запонок следует реакция: «У тебя я всегда во всём виновата» («поглаживание» от Ребёнка Родителю). Или «Почему ты сам не следишь за своими вещами? Ты же уже не ребёнок» («поглаживание» от Родителя Ребёнку).

Математически возможны 72 разновидности пересекающихся транзакций. Но, к счастью, в повседневной жизни и в клинической практике обычно происходят только четыре из них. Это две описанные выше транзакции: первый тип (ВВ-РеР) – реакция переноса; второй тип (ВВ-РРе) – реакция контрпереноса; плюс третий тип (РеР-ВВ) – "раздражительная реакция", когда человек, ожидающий сочувствия, получает вместо неё сухие факты; и четвёртый тип (РРе-ВВ) – "дерзость", когда человек, ожидающий услышать жалобу, получает ответ, который кажется ему наглым и самоуверенным и который заключается в обращении к фактам.


ж) первое правило коммуникации: коммуникация будет осуществляться беспрепятственно, пока транзакции остаются дополняющими; следствие этого правила: пока транзакции остаются дополняющими, коммуникация в принципе может продолжаться неограниченно долго;

з) обратное правило: в случае пересечённой транзакции коммуникация прерывается.

и) скрытые транзакции — в них участвуют одновременно более двух состояний Я. Скрытые транзакции являются основой для юмора, флирта, манипуляций и игр.

Пример манипуляции:

Продавец. Эта лучше, но не уверен, сможете ли вы её себе позволить.

Домохозяйка. Вот её-то я как раз и возьму.

Торговец, как Взрослый, утверждает два объективных факта: "Эта вещь лучше" и "Вы не можете позволить её себе". На видимом, или социальном, уровне оба утверждения адресованы Взрослому домохозяйки, чей ответ от имени Взрослого должен был бы звучать так: "Вы правы в обоих отношениях". Однако скрытый, или психологический, вектор опытного и хорошо подготовленного продавца нацелен на Ребёнка домохозяйки. Правильность этого предположения подтверждается ответом Ребёнка, который, в сущности, говорит: "Независимо от финансовых соображений, я покажу этому высокомерному наглецу, что я не хуже остальных его клиентов". На обоих уровнях транзакции дополняющие, поскольку продавец принимает этот ответ как реакцию Взрослого, решившего совершить покупку.

Пример флирта:

Парень. Приходи в гости: чаю попьём.

Девушка. С удовольствием.

На социальном уровне речь идёт о чаепитии, на психологическом - об интимных отношениях.


Формы общения

Необходимо видеть место игр в структуре человеческих взаимоотношений и отличать их от других форм общения.

Процедура – это серия простых дополняющих Взрослых транзакций, направленных на изменение действительности. Обычно имеет место на работе.

Ритуал - повторяющаяся серия простых дополняющих транзакций, заданных внешними социальными условиями. Может быть как религиозным, так и светским, например, прослушивание гимна страны.

Времяпрепровождение — серия простых, полуритуальных дополнительных транзакций, сгруппированных вокруг одной темы, целью которой является структурирование определённого интервала времени. Начинается и кончается этот интервал обычно процедурами и ритуалами. Времяпрепровождением обычно занимаются на вечеринках или в период ожидания перед началом официальных встреч и собраний. Времяпрепровождение может принимать форму "болтовни", а может превратиться в более серьёзное, аргументированное обсуждение.

Игра - серия последовательных дополняющих скрытых транзакций, приводящих к чётко определённому предсказуемому исходу. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождения двумя важнейшими признаками: 1) скрытыми мотивами и 2) наличием "выигрыша", конечного вознаграждения, ради которого ведётся игра.

Операция - простая транзакция или набор транзакций, предпринятых с определённой, заранее сформулированной целью. Если кто-то откровенно просит утешения и получает его, это операция. Но если кто-то просит утешения, а получив его, тут же обращает его против дающего, это игра.

Близость - спонтанное, свободное от игр чистосердечное поведение человека, который со всею искренностью живёт в настоящем, сознавая происходящее, свободно, воспринимая мир глазами неиспорченного Ребёнка.

Зачем знать правила игр?

Практическая значимость анализа игр огромна, поскольку всякая игра имеет свой алгоритм и правила. Если игра деструктивна, её можно разрушить через нарушение правил игры, с помощью пересекающихся транзакций.

Выгоды игр

В ходе игры Водящий получает целый комплекс выгод, которые описываются по схеме:

1. Внутренняя психологическая выгода – заключается в укреплении внутренней психологической стабильности.

2. Внешняя психологическая выгода – избегание тревожных ситуаций или ситуаций близости.

3. Внутренняя социальная выгода – описывается типичной фразой, которая используется в игре с близкими.

4. Внешняя социальная выгода – описывается типичной фразой, используемой при игре не с близкими людьми или при времяпрепровождении, производном от данной игры.

5. Биологическая выгода – получение поглаживаний определённого типа участниками игры.

6. Экзистенциальная выгода – утверждение жизненной позиции, исходя из которой игроки участвуют в данной игре.

Транзакции.

Теория игр описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди».

Главный принцип общения

Согласно теории игр, можно сформулировать следующий принцип: любое общение предпочтительнее отсутствия такового. Эксперименты на крысах подтвердили это; наличие контакта благотворно отражалось не только на физическом, умственном и эмоциональном состоянии крыс, но и на их биохимических показателях, вплоть до степени сопротивляемости организма лейкемии. Эксперименты привели к поразительному выводу: на здоровье животных одинаково благотворно сказываются как мягкое поглаживание, так и болезненный электрический удар.

Применительно к людям это означает, например, что, женщина должна получать знаки внимания от своего мужа. И принципиального значения не имеет, в какой форме супруг будет это делать: дарить цветы или устраивать регулярные побои. Ведь бьёт, значит – любит; самое страшное – это полное игнорирование.

Это главное положение теории игр. Вместе с тем оно вызывает наибольшие возражения. Ведь ни один нормальный человек не выберет шипы вместо роз. Это верно. Но дело в том, что далеко не все умеют жить и общаться красиво. Поэтому часто людям приходится выбирать не между розами и шипами, а между шипами и одиночеством. Для многих шипы являются меньшим из двух зол. Лишь очень немногие предпочитают изоляцию дурному обществу.

Зачем нужны игры?

Игры удовлетворяют естественную потребность в структурировании времени. Это означает, что можно не беспокоиться о том, что говорить и что делать после обмена приветствиями.

Основные понятия транзактного анализа.

Теория игр Эрика Берна.

Почему игры называются играми?

В межличностных играх обычно нет ничего забавного, они могут быть драматичны и даже иметь фатальный исход. Наиболее существенной чертой игр является их управляемость, наличие правил. Именно поэтому рассматриваемая форма взаимоотношений называется «игрой». Нарушение правил игры почти всегда вызывает протест и недовольство других участников: выход из игры чреват социальным осуждением.

Структурный анализ

Для понимания феномена игр необходимо проводить структурный и транзакционный анализ ситуаций взаимодействия. Структурный анализ состоит в выявлении состояния Я, в котором находится человек. Набор этих состояний можно распределить так: 1) состояния Я, сходные с образами родителей; 2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности, и 3) состояния Я, представляющие наиболее архаичные образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве. В обычной речи их именуют Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребёнок (Ре), причём эти простые термины используются даже в самых строгих и формальных обсуждениях.

Транзакционный анализ

Сами по себе состояния Я ни хороши, ни плохи, вопрос в том, насколько состояние Я человека в данный момент адекватно состоянию Я партнёра по общению. Этот вопрос решается с помощью транзакционного анализа, основными понятиями которого являются:

а) «поглаживание» - любой акт признания присутствия другого человека, основная единица социального действия;

б) транзакция — обмен «поглаживаниями», основная единица социального взаимодействия;

в) транзакционный стимул - «поглаживание», с которого начинается взаимодействие;

г) транзакционная реакция — ответное «поглаживание»;

д) дополняющая транзакция — соответствие реакции стимулу. Например, человек из состояния Взрослого обращается к состоянию Взрослого партнёра: «Ты не знаешь, где мои запонки?». «На письменном столе», - реакция также направлена от Взрослого Взрослому;


е) пересекающаяся транзакция — реакция не соответствует стимулу. Например, на взрослый вопрос о местонахождении запонок следует реакция: «У тебя я всегда во всём виновата» («поглаживание» от Ребёнка Родителю). Или «Почему ты сам не следишь за своими вещами? Ты же уже не ребёнок» («поглаживание» от Родителя Ребёнку).

Математически возможны 72 разновидности пересекающихся транзакций. Но, к счастью, в повседневной жизни и в клинической практике обычно происходят только четыре из них. Это две описанные выше транзакции: первый тип (ВВ-РеР) – реакция переноса; второй тип (ВВ-РРе) – реакция контрпереноса; плюс третий тип (РеР-ВВ) – "раздражительная реакция", когда человек, ожидающий сочувствия, получает вместо неё сухие факты; и четвёртый тип (РРе-ВВ) – "дерзость", когда человек, ожидающий услышать жалобу, получает ответ, который кажется ему наглым и самоуверенным и который заключается в обращении к фактам.


ж) первое правило коммуникации: коммуникация будет осуществляться беспрепятственно, пока транзакции остаются дополняющими; следствие этого правила: пока транзакции остаются дополняющими, коммуникация в принципе может продолжаться неограниченно долго;

з) обратное правило: в случае пересечённой транзакции коммуникация прерывается.

и) скрытые транзакции — в них участвуют одновременно более двух состояний Я. Скрытые транзакции являются основой для юмора, флирта, манипуляций и игр.

Пример манипуляции:

Продавец. Эта лучше, но не уверен, сможете ли вы её себе позволить.

Домохозяйка. Вот её-то я как раз и возьму.

Торговец, как Взрослый, утверждает два объективных факта: "Эта вещь лучше" и "Вы не можете позволить её себе". На видимом, или социальном, уровне оба утверждения адресованы Взрослому домохозяйки, чей ответ от имени Взрослого должен был бы звучать так: "Вы правы в обоих отношениях". Однако скрытый, или психологический, вектор опытного и хорошо подготовленного продавца нацелен на Ребёнка домохозяйки. Правильность этого предположения подтверждается ответом Ребёнка, который, в сущности, говорит: "Независимо от финансовых соображений, я покажу этому высокомерному наглецу, что я не хуже остальных его клиентов". На обоих уровнях транзакции дополняющие, поскольку продавец принимает этот ответ как реакцию Взрослого, решившего совершить покупку.

Пример флирта:

Парень. Приходи в гости: чаю попьём.

Девушка. С удовольствием.

На социальном уровне речь идёт о чаепитии, на психологическом - об интимных отношениях.


Формы общения

Необходимо видеть место игр в структуре человеческих взаимоотношений и отличать их от других форм общения.

Процедура – это серия простых дополняющих Взрослых транзакций, направленных на изменение действительности. Обычно имеет место на работе.

Ритуал - повторяющаяся серия простых дополняющих транзакций, заданных внешними социальными условиями. Может быть как религиозным, так и светским, например, прослушивание гимна страны.

Времяпрепровождение — серия простых, полуритуальных дополнительных транзакций, сгруппированных вокруг одной темы, целью которой является структурирование определённого интервала времени. Начинается и кончается этот интервал обычно процедурами и ритуалами. Времяпрепровождением обычно занимаются на вечеринках или в период ожидания перед началом официальных встреч и собраний. Времяпрепровождение может принимать форму "болтовни", а может превратиться в более серьёзное, аргументированное обсуждение.

Игра - серия последовательных дополняющих скрытых транзакций, приводящих к чётко определённому предсказуемому исходу. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождения двумя важнейшими признаками: 1) скрытыми мотивами и 2) наличием "выигрыша", конечного вознаграждения, ради которого ведётся игра.

Операция - простая транзакция или набор транзакций, предпринятых с определённой, заранее сформулированной целью. Если кто-то откровенно просит утешения и получает его, это операция. Но если кто-то просит утешения, а получив его, тут же обращает его против дающего, это игра.

Близость - спонтанное, свободное от игр чистосердечное поведение человека, который со всею искренностью живёт в настоящем, сознавая происходящее, свободно, воспринимая мир глазами неиспорченного Ребёнка.

Зачем знать правила игр?

Практическая значимость анализа игр огромна, поскольку всякая игра имеет свой алгоритм и правила. Если игра деструктивна, её можно разрушить через нарушение правил игры, с помощью пересекающихся транзакций.

Выгоды игр

В ходе игры Водящий получает целый комплекс выгод, которые описываются по схеме:

1. Внутренняя психологическая выгода – заключается в укреплении внутренней психологической стабильности.

2. Внешняя психологическая выгода – избегание тревожных ситуаций или ситуаций близости.

3. Внутренняя социальная выгода – описывается типичной фразой, которая используется в игре с близкими.

4. Внешняя социальная выгода – описывается типичной фразой, используемой при игре не с близкими людьми или при времяпрепровождении, производном от данной игры.

5. Биологическая выгода – получение поглаживаний определённого типа участниками игры.

6. Экзистенциальная выгода – утверждение жизненной позиции, исходя из которой игроки участвуют в данной игре.

Аватар сообщества "Реальные истории из жизни"

Аватар сообщества "Чёрный юмор"

Аватар сообщества "Специфический юмор"

Аватар сообщества "Эмиграция, адаптация, жизнь"

Аватар сообщества "Поваренная книга Пикабу"

Аватар сообщества "Исследователи космоса"

Аватар сообщества "Книжная лига"

Аватар сообщества "Халява"

Аватар сообщества "Лига налоговых консультантов"

Тенденции


Подкаст: Глубинушка. Психотерапия, попытки понять себя, адаптация к взрослой жизни и бунт против неё

Обсудили отсутствие желаний и хотелок, попытки понять себя, нелюбовь к работе и внутренний бунт против взрослой жизни, опыт психотерапии и то, каким образом мы это преодолеваем в свои 26 и 23 года. А еще поговорили про рефлексию и как важно ее наличие в нашей жизни.

0:45 - Идеальное начало у подкастов

1:37 - Шутка про мать

1:48 - История про неправильное подбадривание

2:38 - Формирование мыслей

3:24 - Консультация у психолога

4:58 - Нерефлексирующие люди

6:36 - Инсайты после психотерапии

7:42 - Нежелание что-либо делать

7:55 - Самое дурацкое, что только может быть в рефлексии

09:08 - Жить не свою, но очень продуктивную жизнь

11:05 - Неполезные дела на самом деле супер-полезные!

11:42 - Внутренний бунт против взрослой жизни

15:22 - Как с этим быть?

17:48 - Чтобы получить энергию, надо отдать какую-то часть своей энергии

18:17 - Получить энергию без вложений и затрат

18:56 - Неполезные дела на самом деле супер-полезные!

21:06 - Первый этап выхода из депрессивного состояния

23:05 - Режим обиженного, грустного и ранимого ребёнка

24:05 - Список претензий к себе

24:43 - Нелюбовь к работе

30:10 - Психотерапия внутреннего ребёнка

31:12 - Кайф от рефлексии

Сложные отношения подростка и матери-одиночки

Мама привела сына после окончания учебного года в магазин одежды. В примерочной сын в грубых выражениях, громко и не стесняясь никого отчитывал мать, говорил о том, как она ему надоела и какие вещи отвратительные.

Мать молча стояла и слушала.

Было не просто омерзительно, а страшно, что в такой ситуации можешь оказаться и ты.

Признаюсь, не удержалась и сделала замечание. Мать благодарила, как ни странно. Я думала, что будет защищать своего ребенка.

Создалось впечатление, что я попала в одну из психологических игр, описанных Эриком Береном.

Как с точки зрения психологии нужно было поступить мне и маме сына в ситуации, когда сын титан, а мама выбирала роль жертвы?

О времена,о нравы.

Смею предположить, что из-за инстаграмма мир стал на 50% несчастнее и наверняка прибавилось множество психологических болезней.Каков мотив публикаций в социальные сети? Конечно первое это – эго. Посмотрите на меня, у меня вот так, а вот здесь я вообще счастлива, смотрите какие у меня глазки. Второе – это обусловленная природой нужда в социальной оценке, потребность в общении и коммуникация с внешним миром. Это нормально. Но не нормален контент, которым мы пытаемся заинтересовать публику и получить свою порцию “поглаживаний” – термин из книги Берна “Люди, которые играют в игры”. Поглаживание — единица признания и названа так потому, что первоначально человек будучи младенцем получает свое признание главным образом через прикосновение. Эрик Берн, создавая свою теорию мотивации назвал потребности человека голодом и первые два вида голода - голод по стимулам и голод по признанию можно удовлетворить через поглаживания. Вербальное поглаживание при этом может частично занять место физического контакта или поглаживания.

Так вот. Публикация в социальную сеть – своеобразная потребность в признании. Но кажется больше половина населения дошла до фанатизма и каждый данный нам Вселенной день – целиком и полностью проводят в социальных сетях подбирая более удачный фильтр или пробуя на себе кошачьи ушки.

Серьезно? Столько лет эволюции ради “ушек” в инстаграмм ? Класс. Я ругаю других и себя ругаю, но с попытками докопаться до мотивов. Проследить, так сказать побег заряда по нейронам.

Мне хочется стать отшельницей. Мне не интересно общаться с людьми. Такое ощущение, что все зомбированные и если ведут диалог, то составленный не из своих мыслей, а из рецензий бьюти-блогеров. Я слушаю разговоры подростков и детей на улице и схожу с ума от количества мата в речи. А чему удивляться ? Ивлеева, Фейс, Дудь и прочие селебрити учат этому. Дети растут на них. Ивлеева пропагандировала в массы образ девочки пацанки с незнанием английского и матерящейся , как сапожник. Что я теперь вижу на улице? Очаровательных, утонченных леди, которые гордятся своей нежностью и женственностью ? Конечно нет. Я вижу их. Ивлейчиков….спортивки , огромные кросы, брови – сигарета во рту и мат. При том если вы попытаетесь познакомиться с данным видом homosapien – вы поймёте, что они считают себя фантастически умными.. они поняли жизнь в свои 17! Мир тлен, люди, которые радуются жизни просто тупые и не понимают, что смысла нет, ведь счастье – это секунда до того, как захочется больше….Я хочу спрятаться. На последок цитирую Ницше. Счастливо дорогие мои люди!

“Друг мой, беги в свое уединение! Я вижу, ты оглушен шумом великих и исколот жалами малых.

С достоинством умеют лес и скалы молчать вместе с тобой. Уподобься же вновь любимому дереву своему: раскинув ветви, прислушиваясь, тихо склонилось оно над морем.

Где оканчивается уединение, там начинается базар: там, где базар, там шум великих актеров и жужжание ядовитых мух“

Все скидки и промокоды в одном месте

Вы там как, готовы к осенним распродажам? Чтобы не пропустить самые интересные и выгодные предложения, подпишитесь на полезный телеграм-канал Пикабу со скидками. Да, Пикабу не только для отдыха и мемов, но и для экономных покупок!

• одежда и обувь (Adidas, ASOS, Tom Tailor)

• и еще куча-куча всего.


А не замахнуться ли нам на Уильяма нашего?

А не замахнуться ли нам на Уильяма нашего? Теория личности, Эрик Берн, Критика

Различия между теориями личности широко известны. Концепции, на которые опираются теории, зачастую диаметрально противоположны друг другу, что, на мой взгляд, не совсем хорошо. Это не добавляет авторитета психологии, как науке. И часто вводит в заблуждение читателей. Не могут быть два взаимоисключающих утверждения одновременно верны. Но оба могут быть ложными. И это уж как повезет, какого автора случится прочесть.

В научном сообществе достигнут определенный консенсус, относя различные теории в число заслуживающих внимание, но, не оценивая их истинность. Такое положение вещей исключило горячие споры между различными школами. А разобраться в истинности, предоставлено самим.

Берн понимает стремление человека к признанию, как трансформацию детского сенсорного голода, который удовлетворяется в отношениях с матерью. По мере физического отдаления от матери, человек приучается довольствоваться символическими формами обращения, заменяющими материнский уход.

В то время, как признание достижений человека другими людьми является только одним из способов на пути самоутверждения, а эмоции удовлетворения от признания тоже не единственные, как то есть в победах и поражениях. Берн в своих понятиях, таких как тяга к материнской любви, не сможет объяснить существование всех негативных проявлений стремления к самоутверждению.

А так, существуют зависть и злорадство, подлость и высокомерие, злословие и наглость. И ещё чего только не существует кроме вежливого обмена любезностями.

Некоторые из этих психологических реакций с большим трудом ещё можно было бы попытаться объяснить в понятийном аппарате Берна. Но зачем? Ведь существует понимание о доминантности, которое легко объясняет все перечисленные явления, и более того. Например, самоубийство, если обстоятельства сложились так, что невозможно оставаться достойным человеком. Или же поединок, будь то воздушный таран, или схватка двух оленей во время гона.

Из всего сказанного о том, что теория Берна не может объяснить некоторые явления, не следует, что она не совсем хороша. По определению теории, она должна объяснять, и если не может, то это означает, что ничего общего с действительным положением вещей она не имеет. И для меня вопрос только в степени кривизны строений, возведенных на кривом фундаменте.


Эрик Берн "Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных"

Эрик Берн "Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных" Книги, Психология, Психиатрия, Обзор книг, Эрик Берн, Психоанализ, Длиннопост

Эрик Берн - фигура достаточно авторитетная в психологической науке 20 века. Развивая психоаналитические идеи Фрейда, он разработал собственную психотерапевтическую методику, основанную на транзакционном анализе. С его идеями я познакомился поверхностно впервые на тренинге, когда работал в одной крупной корпорации, там в первую очередь нам рассказывали о трех основных состояниях: "ребенок", "взрослый" и "родитель", в которых в той или иной степени находится каждый из нас в разных жизненных ситуациях. На тренинге это преподносилось, конечно, значительно упрощенно и направленно было в первую очередь на то, чтобы мы могли дать себе отчет, в каком "состоянии" мы сейчас находимся и попытаться сознательно перейти в состояние "взрослого", так как это состояние якобы более всего подходит для деловой сферы.

Далее, заинтересовавшись этим тренингом, я прочитал книгу Берна "Игры, в которые играют люди" и понял, что вопрос куда более сложный, чем то, что нам преподносилось на работе. Но в итоге я остановился на этой книге на тот момент, так как понял, что изучение вопроса более глубоко бессмысленно без должной базы знаний в области психологии. А так как я по специальности вовсе не психолог и этими вопросами интересуюсь с точки зрения только своей природной любознательности, вопрос знакомства с творчеством Эрика Берна я тогда закрыл.

В дальнейшем периодически я возвращался к интересу своему к психологической науке и изучал в основном некоторые учебники на эту тему. Мне не хотелось читать тонны книг по популярной психологии, потому что они далеко не всегда НАУЧНО-популярны. А читать узконаправленные научные труды без общей базы не представляется возможным. В итоге я изучил "Общую психологию" Маклакова и "Детскую психологию " Урунтаевой. И тут мне вновь попался на глаза Эрик Берн и привлекло то, что данная его книга позиционируется как раз для широкой аудитории непосвященных. Таких как я.

Единственное, что меня смущало перед прочтением, что книга написана в 1957 году и с того времени прошло более 60 лет, в течение которых наука, в том числе психология и психиатрия, не стояла на месте. Но в то же время современных научно-популярных изданий такого плана я не нашел (может плохо искал, конечно, но всё же), поэтому всё же решил ознакомиться с этой книгой.

Могу сказать, что в любом случае я не пожалел. Я не профессиональный психолог или психиатр и не могу судить объективно с точки зрения современной науки. Но многое, что описано в книге точно имеет право на жизнь, имеет за собой экспериментальную базу и практикуется во многом и по сей день. И хотя в книге много отсылок к Фрейдизму, который в чистом виде сейчас считается несколько устаревшим направлением, психоанализ, как течение в психологии, переработанные идеи Фрейда, в том числе и идеи Берна живы до сих пор , хотя и не неоспоримы.

Мне очень импонирует психоаналитический подход к объяснению многих жизненных проблем и ситуаций. Берн, в отличие от Фрейда, описывает все это простым языком, концепция и подход становятся более ясными. Как по мне эту книгу можно читать тем, кто хочет в общих чертах понять, что такое психоанализ, но Фрейда читать тяжко. Я как раз из таких.

Из плюсов книги я выделил бы:

1. Подход к психике скорее с точки зрения психиатрии, как к некому естественно-физиологическому явлению, имеющему природную суть. Берн практически не уходит в отстраненное философствование, в основном пишет по факту.

2. Позиция о том, что психологической помощью должны заниматься профессионалы. Что неграмотный или непрофессиональный психолог может только усугубить негативные психические процессы. Особенно ярко показано, к каким трагедиям может привести то, если попутаны психологические проблемы ( неврозы) с психическими болезнями (психозами) и если не выяснены причины психических проблем, которые могут иметь вообще физиологическую природу, и тогда никакое общение с психологом не поможет, пока будет физиологическая причина ( гормональный сбой например).

3. Очень простой язык, понятный более менее образованному человеку даже далекому от психологической науки.

Из минусов я выделил бы:
1. Несколько устаревший взгляд на гомосексуальность как на психическую болезнь. ( Хотя это и утверждается в книге, там пишется о том, что многие данные говорят о том, что гомосексуальность врожденное явление, а не приобретенный невроз, что в принципе для США 50х уже достаточно лояльно и прогрессивно, так что я всё таки делаю скидку на эпоху)

2. Странная глава про гадалок, экстрасенсов и интуицию. Мне она показалась вообще не уместной и несколько противопоставленной остальной книге.

Подводя итог. Для заинтересованных дилетантов книгу рекомендую .

И вопрос к профессиональным психологам и психиатрам, которые конечно же есть на пикабу. Интересно ваше мнение насчет этой книги. Сохранила ли она сейчас право на жизнь? Или почти всё что там есть устарело и опровергнуто? Очень хотелось бы ваше мнение. Желательно с аргументами и ссылками на современные работы, которые тоже интересно было бы изучить.


Личность и решения

Если вы хотите помочь уменьшить эту пропасть, помочь установить взаимосвязи между наукой и практикой, тогда приглашаем Вас принять участие в исследовании!

Если Вам интересно познакомиться с собой, поучаствовать в современном исследовании личности и помочь найти новое знание в психологии, пожалуйста заполните небольшую анкету и три методики, по ссылке ниже!

Обратная связь всем желающим гарантируется!

Личность и решения Исследования, Трансактный анализ, Принятие решений, Эрик Берн

Сколько личностей живет внутри тебя.

Сколько личностей живет внутри тебя. Психология, Психология общения, Психология личности, Общение, Эрик Берн, Игры в которые играют люди

Взрослый, родитель и ребенок в одном лице?!

Нет,речь не пойдет о диссоциативном расстройстве.

Итак, по теории игр внутри нас есть 3 роли:

Ребенок — роль зависимая и подчиняемая, а также склонная к манипуляциям.

Ребёнок ведёт себя естественно, наивно, спонтанно, он дурачится и радуется жизни.

Находясь в позиции ребёнка мы часто идём на поводу собственных желаний.

Ребенок - одна из наиболее ценных составляющих личности,

так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную

жизнь: радость, творчество и очарование.

Родитель — если говорить очень обобщенно - это наш своеобразный внутренний голос.

Все правила, запреты и мораль, которую мы усвоили в детстве от родителей и других значимых взрослых формируются в так нываемый ”внутренний голос”.

В роли родителя мы стремимся управлять, контролировать, руководить. В общении родитель снисходителен, категоричен, эмоционален, оперирует жизненным опытом и ”мудростью”.

Взрослый — эта роль призвана регулировать ”ребёнка” и ”родителя” с целью сохранить баланс психики. Это состояние спокойствия, сдержанности. Взрослый производит объективную обработку информации, тщательно взвешивая все ”за” и ”против”.

Он общается не с позиции ”сверху” как родитель или позиции ”снизу” как ребёнок, а на равных, как партнёр. Взрослый уверен в себе, разговаривает спокойно, коротко, по делу.

Каждая из этих трёх ролей — стратегия оказания влияния на другого человека.

"ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ" - ОБЗОР ОТ БРО КНИГИ ЭРИКЕ БЕРНА


Тупик. Игры по Берну.

Эрик Берн "Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных"

Эрик Берн "Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных" Книги, Психология, Психиатрия, Обзор книг, Эрик Берн, Психоанализ, Длиннопост

Эрик Берн - фигура достаточно авторитетная в психологической науке 20 века. Развивая психоаналитические идеи Фрейда, он разработал собственную психотерапевтическую методику, основанную на транзакционном анализе. С его идеями я познакомился поверхностно впервые на тренинге, когда работал в одной крупной корпорации, там в первую очередь нам рассказывали о трех основных состояниях: "ребенок", "взрослый" и "родитель", в которых в той или иной степени находится каждый из нас в разных жизненных ситуациях. На тренинге это преподносилось, конечно, значительно упрощенно и направленно было в первую очередь на то, чтобы мы могли дать себе отчет, в каком "состоянии" мы сейчас находимся и попытаться сознательно перейти в состояние "взрослого", так как это состояние якобы более всего подходит для деловой сферы.

Далее, заинтересовавшись этим тренингом, я прочитал книгу Берна "Игры, в которые играют люди" и понял, что вопрос куда более сложный, чем то, что нам преподносилось на работе. Но в итоге я остановился на этой книге на тот момент, так как понял, что изучение вопроса более глубоко бессмысленно без должной базы знаний в области психологии. А так как я по специальности вовсе не психолог и этими вопросами интересуюсь с точки зрения только своей природной любознательности, вопрос знакомства с творчеством Эрика Берна я тогда закрыл.

В дальнейшем периодически я возвращался к интересу своему к психологической науке и изучал в основном некоторые учебники на эту тему. Мне не хотелось читать тонны книг по популярной психологии, потому что они далеко не всегда НАУЧНО-популярны. А читать узконаправленные научные труды без общей базы не представляется возможным. В итоге я изучил "Общую психологию" Маклакова и "Детскую психологию " Урунтаевой. И тут мне вновь попался на глаза Эрик Берн и привлекло то, что данная его книга позиционируется как раз для широкой аудитории непосвященных. Таких как я.

Единственное, что меня смущало перед прочтением, что книга написана в 1957 году и с того времени прошло более 60 лет, в течение которых наука, в том числе психология и психиатрия, не стояла на месте. Но в то же время современных научно-популярных изданий такого плана я не нашел (может плохо искал, конечно, но всё же), поэтому всё же решил ознакомиться с этой книгой.

Могу сказать, что в любом случае я не пожалел. Я не профессиональный психолог или психиатр и не могу судить объективно с точки зрения современной науки. Но многое, что описано в книге точно имеет право на жизнь, имеет за собой экспериментальную базу и практикуется во многом и по сей день. И хотя в книге много отсылок к Фрейдизму, который в чистом виде сейчас считается несколько устаревшим направлением, психоанализ, как течение в психологии, переработанные идеи Фрейда, в том числе и идеи Берна живы до сих пор , хотя и не неоспоримы.

Мне очень импонирует психоаналитический подход к объяснению многих жизненных проблем и ситуаций. Берн, в отличие от Фрейда, описывает все это простым языком, концепция и подход становятся более ясными. Как по мне эту книгу можно читать тем, кто хочет в общих чертах понять, что такое психоанализ, но Фрейда читать тяжко. Я как раз из таких.

Из плюсов книги я выделил бы:

1. Подход к психике скорее с точки зрения психиатрии, как к некому естественно-физиологическому явлению, имеющему природную суть. Берн практически не уходит в отстраненное философствование, в основном пишет по факту.

2. Позиция о том, что психологической помощью должны заниматься профессионалы. Что неграмотный или непрофессиональный психолог может только усугубить негативные психические процессы. Особенно ярко показано, к каким трагедиям может привести то, если попутаны психологические проблемы ( неврозы) с психическими болезнями (психозами) и если не выяснены причины психических проблем, которые могут иметь вообще физиологическую природу, и тогда никакое общение с психологом не поможет, пока будет физиологическая причина ( гормональный сбой например).

3. Очень простой язык, понятный более менее образованному человеку даже далекому от психологической науки.

Из минусов я выделил бы:
1. Несколько устаревший взгляд на гомосексуальность как на психическую болезнь. ( Хотя это и утверждается в книге, там пишется о том, что многие данные говорят о том, что гомосексуальность врожденное явление, а не приобретенный невроз, что в принципе для США 50х уже достаточно лояльно и прогрессивно, так что я всё таки делаю скидку на эпоху)

2. Странная глава про гадалок, экстрасенсов и интуицию. Мне она показалась вообще не уместной и несколько противопоставленной остальной книге.

Подводя итог. Для заинтересованных дилетантов книгу рекомендую .

И вопрос к профессиональным психологам и психиатрам, которые конечно же есть на пикабу. Интересно ваше мнение насчет этой книги. Сохранила ли она сейчас право на жизнь? Или почти всё что там есть устарело и опровергнуто? Очень хотелось бы ваше мнение. Желательно с аргументами и ссылками на современные работы, которые тоже интересно было бы изучить.

Тупик. Игры по Берну.

Читайте также: