Shadow of the tomb raider сюжет

Обновлено: 07.07.2024

Это мой третий материал из серии. Мне нравится перезапуск Лары Крофт, я прошел две предыдущие части на всех уровнях сложности и собрал все документы. Здесь я этого не сделал. И вот почему.

Это грязь, понятно?! Сюда иди, пес. то есть ягуар!

Но получился провал. Даже не провал - ничего не получилось. После резонансной рецензии Вадима Елистратова я кинулся играть, чтобы опровергнуть его едкие доводы, и по ходу игры даже сделал это. Но в конце я сидел, грустно смотрел на "финал" всей трилогии и в голове вертелось - как же так-то.

Но вернемся к сюжету. Лара Крофт встречается с таинственным главой всея Троицы и должна помешать ему устроить конец света. или возрождение мира? Или уничтожение Солнца? Или разрушение всех городов, кроме Вайтити? Я, честно, так и не понял, что же хочет сделать доктор Домингес в конце-то концов. Но сказали убить - убиваем.

Сам доктор оказался очень добрым дядечкой. Уважаемая Лара, здравствуйте, я вас не буду убивать. Нет-нет, ребята, не надо приставлять ей пистолет к голове, ее убьют собственные СОМНЕНИЯ! Все, полетели. Людей у нас все-равно много.

Мне попытались придать глубину - но сделали идиотом.

Что. Я поначалу даже не поверил в этом абсурд - Лара Крофт во второй части разрушила все планы Троицы, убила тысячи их людей, включая Константина, в этой части она ТОЧНО будет вам мешать на всем пути. Ну и пусть! Домингес не камерный злодей, это вам не Костя, тут глубина! Бежим дальше. По ходу игры он натравливает на нас сотни рядовых бойцов, но это как бы не он, а какой-то там капитан, которого я совершенно не помню как зовут, а он вообще-то важная фигура для сюжета.

С персонажами не просто беда - А БЕДИЩА. Вы постоянно будете встречать каких-то личностей, разговаривать с ними, освобождать, взаимодействовать, но эти компьютерные болванчики пусты как валенки летом, абсолютно. Я пишу этот текст и помню Матиаса, Пимико, Конрада Роттса, Иосифа, Константина, Анну. Тут без интернета я помню только Иону. Домингеса пришлось гуглить. Когда умерла мать будущего короля Вайтити, знаете что я испытал? - абсолютно ничего. Это даже не эпизод с отвертками из первой части, это дно.

Вернемся к Ионе - единственному персонажу из предыдущих частей. У нас с ним крепкая эмоциональная связь, мы не раз спасали его от смерти, его поддержка нам необходима. Нет, он такой же компьютерный болван, нпс. Я уж грешным делом думал они с Ларой любовь разыграют или его тяжело ранят в конце-концов. Нет. Ничего этого не будет.

Я тут чисто по фану, Лара. И за телкой.

Дальше - мистические вставки. В первой части были таинственные Штормовые стражи, во второй - Бессмертные. Встречи с ними были интересно обставлены, сражаться было больно, а их тайны хотелось раскрыть. В этой части это.. дикари. Грязные дикари в пещерах, вырезающие копьями целые отряды Троицы, вроде бы враждебные Ларе. А вроде бы и нет. Самые скучные из всех частей. На этом мистические враги заканчивается.

Такое ощущение, что авторы не просто не умеют создавать интересные ситуации, разнообразие и эмоциональные моменты, нет, им это не надо. Не надо, чтобы игрок удивлялся. Не надо, чтобы боялся (один эпизод с ягуарами не в счет, про дикарей даже слышать не желаю). Не надо чтобы вообще чувствовал. Просто беги из точки А в точку Б, нажимая кнопку пробел и лениво отстреливая врагов.

Вывод неутешителен. Рианна Пратчетт - неуклюжий сценарист, но ее работа хотя бы БЫЛА. Герои запоминались, совершали глупые и нелогичные поступки, шевелились. Но ее присутствие чувствовалась, ее хотелось ругать и обсуждать. Переживать! Здесь я словно посмотрел в стену 40 часов, не испытав ни одной эмоции. Да, сцены разрушений от стихий великолепны, геймплей в джунглях дает челлендж, гробницы просто супер, но у игры нет души. Ее не хочется перепройти и собрать доп. материалы, не хочется сопереживать Ларе. Не хочется играть. И скорая скидка на нее - закономерный итог.


Лара Крофт отправляется в Мексику, чтобы ликвидировать местную ячейку «Тринити» вместе с Ионой Майавой. Они находят храм, в котором ещё не побывали «Тринити». Лара делает там несколько снимков для дальнейшего изучения, прежде чем непреднамеренно вызывает его разрушение. Пара возвращается в город Косумель, в котором проходит фестиваль в честь праздника Синко де Майо. Лара сообщает Ионе, что обнаружила подсказки, ведущие в Перу.

Лара выбирается на улицу, сражаясь с несколькими наёмниками «Тринити». Лара в засаде «Тринити», которая вынуждает её бросить кинжал. К ним подходит Домингес и говорит своим людям, чтобы они не вредили Ларе. Он просит Лару отдать ему Ларец, на что она говорит, что артефакт находится в безопасном месте. Домингес понимает, что у Лары нет Ларца, и осознаёт, что она привела апокалипсис в действие. Домингес и его люди покидают место на вертолете. Лара с ужасом смотрит, что на неё надвигается цунами. Ей удаётся подняться на более высокое здание, где она находит Джона и говорит ему, что им срочно нужно добраться до Перу, иначе Домингес первым получит Ларец. Иона кричит Ларе, что им нужно помочь людям, которые оказались в беде, прежде чем они что-нибудь сделают, оставив Лару в ужасе от последний разрушений, которые она спровоцировала.

Найдя самолет, пара отправляется в Перу, рядом со своим пунктом назначения, она сталкивается с вторым катаклизмом — бурей, которая разрывает воздушное судно на две половины, отделяя Лару от Ионы.

Персонажи

Соратники

    — близкий друг Лары, помогающий Ларе в уничтожении «Тринити». — пилот и механик, которая де-факто является лидером Унурату — королева, законный правитель и лидер повстанцев Пайтити. Унурату заключает союз с Ларой, узнав, что у них общая цель.
  • Алый огонь — жрица Йаашиль и выполняет роль Уинстон — дворецкий семьи Крофт, который вернулся на работу в поместье после того, как Лара получила наследство и титул.

Противники

    — лидер Высшего совета «Тринити», он рассматривает предстоящий апокалипсис, как возможность изменить мир и сделать без слабостей и греха. Однако у него есть скрытые мотивы, о которых «Тринити», похоже, не знает. — лидер военных сил «Тринити», отвечающий за все операции, которые предпринимает «Тринити». У него есть личная неприязнь на Лару из-за убийства солдат организации.

Умершие

Группировки

  • Косумель
  • Тайный город/Пайтити
  • Миссия Святого Хуана
  • Имение Крофт

Загружаемые дополнения

Для игры выпущено 7 загружамых дополнений. В составе каждого дополнения: гробницы испытаний, оружие, костюмы и побочные сюжетные линии.

Предлагаю к ознакомлению свежие видео по игре Shadow of the Tomb Raider.

Подробный и детальный, в меру несерьезный пересказ сюжета — отличная возможность освежить в памяти сюжет пройденной игры или ознакомиться с ним впервые, если на прохождение жаль тратить драгоценное время.

В первом выпуске «НЕ/плохих» историй я детально расскажу вам о событиях, происходящих в третьей части перезапущенной серии игр о приключениях Лары Крофт, под названием «Shadow of the Tomb Raider».

Пересказ сюжета Shadow of the Tomb Raider

Для тех же, кто еще не определился c прохождением, может быть полезен краткий обзор, в котором дана субъективная, но яркая оценка основных аспектов игры.

Краткий обзор Shadow of the Tomb Raider за 3 минуты

Текстовая версия обзора ниже:

Третья часть перезапущенной истории Лары Крофт все так же является экшен адвенчурой с видом от третьего лица, а разработчиком на этот раз выступила Eidos Montreal.

[Игровой процесс]
Геймплей состоит из несложной акробатики, относительно простых головоломок и непримечательных перестрелок, с присутствием неплохой стелс механики. Игровой процесс почти не раздражает, и это самое лучшее его описание.
Экшен моменты срежиссированны кинематографично и драйвово, а также радуют обилием и проработкой мелких деталей.

[Сюжет]
Сюжет cкучный, непроработанный, невнятный и постоянно противорчеит себе, предельно тщательно избегая логики.
Персонажи в основном состоят из картона. Постарались проработать только Лару, но получилось как и с сюжетом — пресно и скучно.

[Визуальная составляющая]
Графика технологичная и красочная. Залитые солнцем джунгли и темные мрачные пещеры выглядят одинаково хорошо, а живописные пейзажи на фоне появляются очень часто.
С атмосферой и стилистикой все не так однозначно. Местами и то и другое выполнено слабее, местами сильнее, но все-таки в целом выше среднего.

[Звуковой дизайн]
Звуковой дизайн вполне вписывается в атмосферу, но не удивляет интересными решениями.
Саундтрек также на среднем уровне, а красивых запоминающихся композиций замечено не было.

[Прогресс]
По сравнению с предыдущей частью игра никак не прогрессировала. Механики обмазывания грязью явно недостаточно для развития в полноценной номерной части.

[Потенциал]
Утраченный потенциал — лучшее описание этой игры. Я бы так и назвал её — Утраченный Потенциал Расхитительницы гробниц.Первый трейлер представлял нам брутальную игру, с жестокими боями и мрачным сэттингом, а также историей о размытой границе добра и зла, где благие намерения приводят к тяжелейшим последствиям.Из этого мы не получили примерно… ничего!

Соотношение достоинств и недостатков:
6/8

Рекомендация:
Для самых непритязательных игроков ради графики и неплохого экшена.

Tomb Raider напоминает подростка. Вот серию годами воспитывала мама (Crystal Dynamics), но теперь у неё появились какие-то срочные дела, и чадо сплавили бабушке по отцовской линии (Eidos Montréal). Конечно, мама не просто сгинула где-нибудь в археологической экспедиции, она всё ещё частенько появляется и вообще постоянно поддерживает контакт, но за главного теперь свекровь.

Бабушка человек неплохой, опытный, своими руками вырастила Deus Ex: Human Revolution — но всё-таки это был её ребёнок, а тут на голову свалилась своенравная девица. И задачу поставили жёстко: ни в коем случае не испортить плоды педагогических трудов невестки. Извольте отложить свои принципы в сторону! Минимум экспериментов, побольше того, что уже было в перезапуске Tomb Raider до переезда.

Такая несмелая Shadow of the Tomb Raider

Вот так молодая Shadow of the Tomb Raider оказывается в неожиданно консервативной среде. По идее, вдали от мамы должно было стать куда свободнее, но на новом месте контроля стало только больше, ведь Crystal Dynamics даже на расстоянии пристально следит, чтоб с любимой дочуркой как бы чего не вышло. И девчушка стала какой-то зашуганной и нерешительной. Не Лара, а именно новая игра с её участием.

Королевство блестящего черепа

Мне нередко доводилось слышать мнение, что дескать перезапуск приключений Лары Крофт — это клон Uncharted для тех, кого судьба обделила приставками Sony. Я с этим не согласен: похождения Натана Дрейка — чистейшие киноприключения, где ты движешься по сюжетному коридору, периодически прыгая в slo-mo через акулу на самодельной тарзанке из подтяжек. Tomb Raider же — это игровая площадка, где ты почти без ограничений можешь возвращаться на уже пройденные локации. Где весь кайф в том, чтоб убить каждое животное, найти каждый артефакт и разгадать каждую побочную загадку. Да, Uncharted несравнимо более отполированная серия, она доставляет удовольствие концентрированнее, плотнее, зато Лара делает это куда дольше. У этих приключений совсем разные подходы, хотя обе игры — симуляторы героических грабителей могил.

Такая несмелая Shadow of the Tomb Raider

После первых показов вся редакция хором думала: «Чёрт, да это ровно та же самая игра, что и в 2015 году». После четырёх часов игровой сессии впечатление если и поменялось, то не сильно. Бег и скалолазание, стрельба и сбор ресурсов, загадки и ловушки — если вы играли в Rise of the Tomb Raider, то уже отлично знаете, что и как надо делать. Лара с самого начала умеет ломать двери с помощью стрел с тросом да пользоваться импровизированной кошкой из ледоруба и верёвки, чтоб преодолевать широкие пропасти. Практически весь арсенал наших трюков сразу переехал в новую часть, будто между концовкой Rise и началом Shadow прошло всего полчаса. Вроде бы строгий наказ Crystal Dynamics выполнен, только игра ощущается не как новая номерная часть, а как аддон с джунглями.

Такая несмелая Shadow of the Tomb Raider

Возможно, это только начало, и дальше Shadow of the Tomb Raider приобретает своё собственное лицо — но за первые четыре часа этого не происходит. Замечу, что я не стал переть паровозом по сюжету, а играл так, как считаю единственно правильным играть в перезапуск Tomb Raider: обыскал все уголки, собрал всё, до чего мог дотянуться, решил все попадающиеся на пути загадки, будь то гробницы или спрятанные сокровища. И впечатления получил абсолютно такие же, как и после Rise of the Tomb Raider. С поправкой на то, что та игра всё-таки удивляла и регулярно демонстрировала качественный рост.

Последний стелсовый поход

Сюжет новой Tomb Raider достаточно органично вытекает из концовки прошлой игры: Лара несколько увлеклась охотой за тайной организацией «Тринити». Мисс Крофт, возможно, даже не отдавая себе до конца в этом отчёта, пытается отомстить за своего отца. Как метко заметил её соратник Иона, «ты фокусируешься на цели и всё остальное исчезает». В итоге, стараясь опередить злодеев, героиня пробуждает старинное проклятие Майа, которое вроде как должно устроить конец света. Последствия плачевны: уже на первом этапе цунами смывает целый мексиканский город, а чуть позже Лара попадает в авиакатастрофу.

Такая несмелая Shadow of the Tomb Raider

Если помните, нам туманно намекали, что эта часть будет более мрачной, а героиня станет едва ли не злодейкой? Так вот, в начале игры это всё есть, но очень неубедительно — Лара скорее глупая авантюристка, которая по неосторожности вызвала камнепад. Авторы пытаются возложить ответственность за все беды на Крофт, но работает это довольно слабо — не она же создала артефакт, провоцирующий апокалипсис, не она так халтурно организовала его защиту, да и предупреждающие знаки выглядели, мягко говоря, неубедительно. Пускай героиня слишком увлеклась погоней за своими врагами — но это не делает из неё злодея. Хотя, возможно, сделает к концу игры.

И даже хладнокровные убийства десятков солдат не очень походят на преступление против человечности: бойцы «Тринити» не брезгуют массовыми расстрелами, так чего их жалеть? Зато Лара всё больше напоминает бойца спецназа в своих попытках слиться с окружающей средой.

Такая несмелая Shadow of the Tomb Raider

Практически все нововведения, которые замечены в игре, связаны со стелсом: можно натираться грязью из луж, прижиматься к глинистым стенам (да, создатели точно любят «Хищника»), использовать костюмы, повышающие скрытность — в общем, теперь способов стать невидимкой куда больше. Правда, пользоваться ими регулярно при игре на ПК особого резона нет: кроме некоторых сюжетных эпизодов, где обнаружение гарантирует смерть, куда быстрее расстрелять врагов из винтовки, чем медленно и методично вырезать их поодиночке. Да, системы укрытий для перестрелок не замечено, а Лара выдерживает совсем немного попаданий, но обычно развесить с мышки хэдшоты успеваешь раньше, чем враг как следует прицелится. С геймпада же куда практичнее стелсить.

Такая несмелая Shadow of the Tomb Raider

Стрельба не сказать, чтоб стала приятнее, но сейчас стволы различаются куда заметнее, чем раньше. Один пистолет палит легко и быстро, другой медленно, с огромной отдачей, ружейным грохотом — и при этом оказывается даже смертоноснее винтовки! Смутило только, что на демонстрации мне удалось полностью улучшить это оружие сразу, как оно попало ко мне в руки — материалов хватило на всё. Очень надеюсь, что это только в пресс-версии можно сходу проапгрейдить топовый пистолет — всё-таки процесс прокачки должен занимать некоторое время, иначе не успеваешь им насладиться.

В поисках утраченной новизны

А ещё что-нибудь новенькое в игре есть? Пожалуй, да. Например, стелс добрался и до плавательных эпизодов: иногда нужно прятаться от пираний в зарослях. Если заметят — тут же сожрут, притом, что логично, смерть наступает из-за потери воздуха. В играх и раньше частенько приходилось скрываться в воде от врагов, но обычно они стреляют по тебе сверху из автоматов. А вот чтоб прятаться от водных же тварей во время заплывов — такого я не припомню.

На этот раз разработчики уделили куда больше внимания одежде героини. Первый свой наряд Лара сошьёт в сюжетном ролике из шкуры собственноручно убитого ягуара. Костюм помогает дольше оставаться незамеченной, но потом попадутся более практичные образцы — например, позволяющие таскать больше хлама или бесшумно прыгать. В игре есть рецепты одежды, но купить эскиз недостаточно, нужно раздобыть необходимые материалы и садиться за крафт. Отдельного упоминания заслуживают фановые костюмы из прошлых частей: на показе можно было опробовать скины из старых добрых Tomb Raider 2 и Angel of Darkness. Смотрятся хорошо, но пользы от них никакой.

Такая несмелая Shadow of the Tomb Raider

Систему навыков тоже основательно переделали: теперь они все разместились на одном экране, как плитки, и для разблокирования нового умения нужно сначала открыть хотя бы одно из соприкасающихся с ним. Некоторые способности выдают по сюжету, так что сразу ломануться к самому привлекательному не получится. Простенько и со вкусом.

Но самое важное в другом — наше путешествие стало куда менее оторванным от окружающего мира. В первой игре перезапуска мы выживали на необитаемом острове, во второй старались защитить сообщество, скрывающееся от внешнего мира. Shadow of the Tomb Raider пошла ещё дальше — теперь наш путь пролегает через вполне цивилизованную перуанскую деревушку, которая изо всех сил старается развивать связи с внешним миром. И этот хаб, по заверениям разработчиков, далеко не единственный.

Такая несмелая Shadow of the Tomb Raider

До этого Лара была изгоем и познавала мир в основном через надписи на мёртвых языках. Сейчас же она может расспрашивать людей, которые охотно поделятся информацией о примечательных местах в окрестностях, послушать какую-нибудь историю и даже поторговаться на официальном рынке — а не затариваться контрабандой у вражеского перебежчика. Лара доросла до того, чтоб стать частью большого социума, пускай основную часть времени она проводит в джунглях за охотой, сбором материалов, убийствами солдат и решением головоломок.

Такая несмелая Shadow of the Tomb Raider

Джунгли — локация куда более интересная, чем снега и горы: созерцать буйство зелени веселее, чем заснеженные камни. Да и животный мир тут, разумеется, богаче: в зарослях прячутся капибары, обезьяны-ревуны, экзотические птицы, ягуары и синие лягушки. Хищники, впрочем, получились наименее впечатляющими врагами в серии: волки из первой части пугали, нападая стаями, медведи из второй прямо-таки излучали мощь и угрозу, а эти… И не сообразишь сразу, стрелять в ягуаров из лука или бежать чесать за ушком. Угрозы один кошак практически не представляет: по ощущениям, его шкура выдерживает куда меньше стрел, чем ларина — ударов лапой и укусов.

Пока всё выглядит неплохо, но как-то уж очень несмело. Особенно в геймплейном плане. Перезапуск Tomb Raider привык рубить с плеча, выход каждой новой части становился событием. Сейчас ставки вроде бы выросли, — ведь речь идёт уже не о простом выживании нашей героини или победе над зловещей организацией, а о судьбе всего мира, — но опасность ощущается не так остро, как в прошлых частях.

Такая несмелая Shadow of the Tomb Raider

По первым часам не кажется, что сотрудники Eidos Montréal пришли воплощать какое-то свое видение, — скорее, они действовали под диктовку Crystal Dynamics, боясь сделать лишний шаг в сторону. И если Лара до конца будет держаться так же робко, то Shadow of the Tomb Raider останется в тени своих предшественниц. И не помогут ей ни новые технологии от производителей железа, ни мрачность.

Занятно сравнивать впечатления от первой половины игры с ощущениями от полного прохождения. Разница огромная. В патче первого дня поправили некоторые мелочи, играть стало приятнее (даже кровь кое-где наконец появилась!). Патч не решил проблему с лагами в некоторых локациях (боюсь, это вина Denuvo), но хотя бы средний fps подрос кадров на 10.

Более того, концовка проекта проработана куда лучше, чем начало. Игра очень долго делает вид, что собирается вывозить исключительно визуальным рядом.

Пожалуй, непростительно долго.


Один из жанров игры — генератор обоев на рабочий стол

Верните Рианну Пратчетт!

Помните, как все ненавидели Рианну Пратчетт за сценарии к двум первым частям перезапуска? Так вот, сюжет, написанный без её участия, куда хуже. При всех недостатках у сюжетов прошлых частей было чёткое понимание того, как каждая конкретная сцена должна эмоционально повлиять на игрока. Проект 2013 года неплохо давил на наше беспокойство за Лару и сопереживание бедняжке. В Rise показали любопытную историю злодеев и погоню за легендой из прошлого. Приёмы топорные, но действенные.

А вот в Shadow of the Tomb Raider сценарий почти не работает. Персонажи прописаны слабо, диалоги посредственные (я закатывал глаза столько раз, что чуть не вывихнул), а связь с прошлыми частями чисто символическая. Почти вся сюжетная канва — заметно упрощённый сценарий Rise, а штампов и сюжетных дыр в ней столько, что ими можно неделю кормить половину населения Китая.


Старые костюмы — штука весёлая, но совершенно бесполезная

Больнее всего, пожалуй, от того, что трилогия не кажется цельной. В Shadow мы не противостоим всей мощи организации «Тринити» — так, пытаемся сорвать один локальный проект. Есть знакомые персонажи, есть борьба с травмой из-за смерти родителей, но, если выкинуть эту историю из контекста прошлых игр, франшиза ничего не потеряет. Получается, что все разговоры о глобальном замысле — пустой трёп для пиара. Обидно.

Хуже всего в начале игры. Лара проникает в некий храм, чтобы умыкнуть артефакт, прежде чем на него наложит свои загребущие лапы вышеупомянутая злодейская организация. Но стоило Ларе забрать искомое, как начинаются катаклизмы: в первой фазе мексиканский город смывает цунами. Злодей утверждает, что это Ларина вина, и она почему-то с этим соглашается. Похоже, авторы хотели, чтобы мы ощутили неоднозначность персонажа мисс Крофт, усомнились в себе. Как говорится, не получилось, не фартануло.


Поместье Крофтов очень похоже на дом Локвуда из «Мира Юрского периода 2»

Откуда Ларе было знать, что хватать злополучный макгаффин не следует? Об этом где-то говорилось? Может, вокруг торчали таблички «не тронь — устроишь конец света»? Когда мисс Крофт покорно верит злодею, который втирает ей, что, дескать, ты, дурочка, спровоцировала апокалипсис, хочется хорошенько встряхнуть нашу расхитительницу гробниц. АУ! Какой ещё конец света?! Да откуда вообще у древних индейцев такая сила, чтоб уничтожить весь мир? Как это работает?

Впрочем, концовка это всё-таки немного исправляет. СПОЙЛЕР! Становится очевидно, что на кону была судьба не всего мира, а лишь одного конкретного города. Просто нас хотели впечатлить высотой ставок. Как будто игрок не будет увлечён, если Ларе не надо спасать мир. По мне, так это совершенно не нужно. Город Пайтити красивый и интересный, его и так хочется спасать.


Так выглядит мир, когда Лара включает чутье. Приятная имба, которую можно изрядно подрезать в настройках сложности

Из-за просчётов сценария и неумелой игры с эмоциями Лара как персонаж большую часть игры отталкивает и обескураживает. Она истерит, делает глупости, изрекает жуткие банальности — в общем, не воспринимается ни как живой человек, ни как крутая героиня, которую мы полюбили два десятка лет тому назад. Её постоянно мотает от хладнокровных убийств к снятию котят с деревьев. Ну хорошо, не совсем котят: то она ищет пропавшие игрушки, то ввязывается в расследование убийства местного богача. Так ты добрая или безжалостная? Для тебя главное — отомстить «Тринити» или помочь людям? Определись, пожалуйста!

Тот, кто её прибьёт

Можно ли ставить на проекте крест, если сценарий не удался? Ну, будь Tomb Raider ролевой игрой — наверное. Но тут у нас приключения в условно открытом мире. И они прекрасно себя чувствуют даже без сильного сценария.

Shadow of the Tomb Raider. Лара гладит ламу

Shadow of the Tomb Raider лучше предшественниц понимает, что должна быть не боевиком и не бездумным клоном Uncharted, а чистокровным приключением: с гробницами, джунглями, экзотическими животными, тайнами, головокружительными прыжками и манящим миром. И разработчики приложили массу усилий, чтобы игра была именно приключенческой. В частности, избавили от главного бича своего заклятого конкурента — лишних перестрелок.

Боёв здесь на удивление мало — язык не повернётся записать игру в шутеры, хоть прошлые части вполне вписывались в рамки жанра. Здесь самый страшный противник — не ягуары и даже не наёмники «Тринити», а. пираньи. Если попасться к ним на зубок далеко от берега, живой Ларе не уйти! Она, конечно, всё ещё кладёт врагов пачками, но этих пачек куда меньше, чем в той же Rise.


Почти все важнейшие способности мы открываем по сюжету

Впрочем, сценарий и тут наложил свой отпечаток: игра вобрала в себя, кажется, вообще все штампы приключенческого кино. Разрушение храма после подбора реликвии? Есть! Противник убивает друга героя, но не самого протагониста? Конечно! Пророчество, которое исполнится в финале, — куда же без него!

Ну, справедливости ради, обилие штампов тут не вызывает скуку. Оно работает на общий дух приключения.

А ведь этим духом пропитана вся игра! Огромные храмы, где спрятано что-то ценное, так и ждут, когда наша героиня раскроет их тайны. Изуверские испытания силы и ловкости дадут важную подсказку для продвижения по сюжету. Скрытый тайник можно обнаружить, разгадав загадку, записанную на обелиске, — при условии, что ты нашёл достаточно предметов, чтобы изучить местный диалект. Только что угрожавший тебе ягуар пал, стрелой сражённый, и теперь его шкура станет новым костюмом героини. Куда ни пойдёшь, везде будет что-то интересное, загадочное, зловещее.


Эта торговка вызвала в сети шквал возмущения: дескать, неаутентичный ассортимент, и вообще её можно пропустить. На самом деле это главная путешественница Пайтити, и встретить её можно не только в побочном квесте

Отдельного упоминания заслуживает местная вариация чморлоков (спасибо серии Deponia за это меткое словечко, обозначающее переодетых монстрами людей или гуманоидных чудовищ, десятками нападающих на главного героя приключенческой игры): они получились жутковатыми и пугающе банальными одновременно. Со своей работой они справляются прекрасно. Чёрт, Eidos-Montréal взяли самый банальный элемент приключенческих игр на свете и заставили его работать! Проходя очередную гробницу, где живут злобные твари (ты всегда знаешь, если они там есть!), постоянно озираешься и нервно стискиваешь винтовку. Впрочем, адреналин только помогает быстрее решать загадки.

Shadow of the Tomb Raider. Лара гладит ламу

А их в игре полным-полно, и все несложные. Основной вопрос тут не «что надо сделать», а «куда идти». Отнюдь не уровень Portal 2, но так и должно быть: это ведь не столько головоломки, сколько аттракционы, попирающие законы природы и логики. Работающие столетиями (без техобслуживания и перерывов!) механизмы из камней, верёвок и палок, оптические датчики доколумбовой эпохи, огромные конструкции нулевой практической ценности — всего этого в реальности быть просто не может, но в мире Tomb Raider оно есть. Буйство авторской фантазии позволяет загадкам и впечатлять, и не повторяться. Логика умирает, зато внутренний ребёнок доволен, как будто ему купили килограмм мороженого. Честная сделка!

Погладь ламу! Погладь ламу, Лара!

Геймплей в Shadow of the Tomb Raider удался, хотя есть несколько неприятных моментов, уносящих его невообразимо далеко от звания идеального. Мне понравилось, но замолчать их нельзя. Во-первых, в игре неприлично мало свежих идей. Механика поиска сокровищ и коллекционирования совсем не изменилась со времён Rise. Она всё ещё работает, но уже начинает изрядно надоедать.


Нет, вы не думайте, мы совсем-совсем не собираемся походить на Uncharted 4!

Во-вторых, Лара очень неуклюжа. Ты можешь совершить чётко рассчитанный прыжок со стены на стену, нажать нужные клавиши в нужное время, но героиня всё равно сорвётся в пропасть, потому что прыгнула на полметра ближе, чем было необходимо. Почему? Со второй попытки (с точно того же места) всё получается. Ну ладно, иногда не со второй — с третьей-четвёртой. Я сильно сомневаюсь, что это сделано намеренно, чтобы показать человечность героини, — больше похоже на обычный баг.

Отдельная боль — когда Лара вместо прыжка с разбега вдруг залипает у края пропасти и начинает подскакивать на месте. Безумно раздражает и дико ломает темп. Какой фактор определяет, будет Крофт прыгать от края вперёд или подскочит на месте? За три десятка часов прохождения я так и не нашёл ответа. Зато поборол другую проблему: если хотите во время прыжка зацепиться ледорубом за свисающий с потолка уступ — обязательно смотрите камерой на него. Иначе почти наверняка сорвётесь.


Высший уровень знания языка мне в игре так и не пригодился, вполне хватало среднего

И наконец, третий повод для ворчания — чекпойнты в эпизодах со скоростными погонями. Они расставлены так хаотично, что иногда одно и то же место приходится пробегать по двадцать раз (привет, реалистично неуклюжая Лара!). В иных случаях тебя просто кидает вперёд по маршруту после смерти, и ты буквально пропускаешь часть пути. После выверенности Uncharted недоработки таких этапов бросаются в глаза.

Впрочем, кое в чём новая Лара однозначно уделывает последний вояж Натана Дрейка — в работе с открытым миром. Да, он (в основном) состоит из ветвистых коридоров и комнат, но те воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, органичное. Странно ожидать от дремучих зарослей возможности пройти везде, где тебе заблагорассудится. В Uncharted 4 джунгли были просто шикарным антуражем, а здесь это именно что среда обитания, большая игровая площадка.


Моя самая любимая локация. Материал про достопримечательности Shadow of the Tomb Raider стоит написать хотя бы только ради неё одной

И, конечно, нельзя не отметить мирные локации вроде Пайтити. Гуляя по ним, беседуя с местными, проникаешься духом этих мест — буквально погружаешься в культуру и быт. Впервые попав в тайный город, я первым делом побежал гладить лам (на которых перед этим без зазрения совести охотился). И вот почёсываю я за ушком очередное животное и понимаю, что эта совершенно необязательная часть геймплея доставляет мне едва ли не большую радость, чем головокружительные прыжки по скалам. Потому что это тоже приключение. Особенно для самой Лары, которая обычно куда-то бежит, в кого-нибудь стреляет или что-то ищет.

А ещё за почёсывание пяти лам дают ачивку. Идеально!

Развивайся!

В Shadow of the Tomb Raider авторы в основном работали с сеттингом и механиками. Базовые вещи вообще почти не тронули, но мелкие эксперименты получились сплошь удачными. Например, настройки сложности, где можно выбирать не только хардкорность схваток, но и визуальные подсказки (как при решении головоломок, так и при перемещении по уровням), оказались отличным решением. Нравится самому искать выход из лабиринтов и отыскивать места для прыжков путём проб и фатальных ошибок — пожалуйста! Не хотите страдать и много думать о том, как выжить в джунглях? Игра подстроится и под такие запросы.


Кажется, она только что увидела сценарий к игре.

Немало работы проделано над стелсом, к нему напридумывали много всяких довесков и правил. Причём некоторые подобные дополнения сделаны, чтобы применить их в игре пару раз. Например, Лара может избежать обнаружения тепловизором, если прижмётся к глинистой стене или вымажется грязью и затаится в траве (привет, первый «Хищник»!), но врагов с этим прибором в игре мало. Приспособились от них прятаться? Не будем превращать это в рутину.

Зачем так сделали? А чтоб принудительные стелс-этапы не казались однотипными и не раздражали игроков, как часто бывает. Впрочем, был ещё один способ не бесить геймеров, который разработчики почему-то предпочли не заметить: позволить игроку в такие моменты подбирать оружие с убитых. А то довольно подло, когда все вокруг ходят с автоматами, а ты должен ползать с ножиком и облизываться!


Деревню Гадюкино смыло

Но шкериться по кустам хотя бы интересно, потому что Лара действительно использует местность. Конечно, можно просто подкрадываться к одиноким противникам со спины в чистом поле, но куда выгоднее нападать из засады: тогда после атаки мисс Крофт прячет тело поверженного врага от любопытных взглядов его дружков.

И просто удивительно, сколько времени можно потратить на прокачку оружия и сколь мало им в итоге приходится пользоваться! Схваток с врагами немного, и большую часть солдат «Тринити» вообще разрешено передушить в стелсе. Можно галопом проскакать через всю игру, прокачав всего по одной пушке каждого типа, и бед не знать. Вот тут я узнаю руку Eidos-Montréal — закладывать базу под целую кучу стилей игры, а там уж пусть геймеры выбирают, как именно им её проходить.


Постановка катсцен потрясающая, хотя порой об этом даже не задумываешься

Так же дело обстоит и с боевыми способностями. Большую часть древа навыков можно не изучать, ведь почти все ключевые умения откроются по сюжету. Но если всерьёз взяться за прокачку, новые способности вас неплохо развлекут и приятно упростят жизнь. Например, вам ни разу по-настоящему не понадобятся зажигательные патроны или стрелы-приманки, но если попробуете их в деле — вам понравится. Упустить что-то в этой игре — значит не усложнить прохождение, а всего лишь пройти мимо чего-то занятного.

This is Хорошо

Поражаешься тому, сколь старательно Shadow of the Tomb Raider скрывает свои козыри в первой половине игры, оставляя всё самое красивое и интересное на второй и третий акты. Самые нетерпеливые наверняка забросят игру раньше и пропустят всё веселье.

Игра выстроена так, чтобы по максимуму развлекать, пусть и получается не всегда гладко. Shadow of the Tomb Raider противопоставляет банальному и дырявому сюжету красивую постановку, изрядно надоевшим старым механикам — прекрасный визуальный ряд, а тривиальным до зевоты побочным квестам — захватывающие приключения. И плюсы, как по мне, перевешивают минусы.


Тут есть такие локации, что Натан Дрейк безропотно отдал бы Некрономикон, Грааль и карту Атлантиды за право взглянуть на них хоть одним глазком!

Я очень боялся слитой концовки, с нелепыми смертями и вымученной моралью, — неуклюжий сюжет не предвещал ничего хорошего. Но в итоге всё. неплохо. Многие неловкие моменты сценария сгладились, Лара получила приятное развитие, а финальная битва пусть и блещет, но. это всё-таки какой-никакой боссфайт, а не орда однотипных болванчиков и не чёртов вертолёт, который надо сбить под шквальным огнём. Так и должна заканчиваться приключенческая игра: схваткой с плохим парнем лицом к лицу. Игра неожиданно смогла избежать граблей, изрядно портивших мне впечатление от прошлых игр.

Можно долго анализировать, что в Shadow of the Tomb Raider работает неправильно и что стоило бы сделать лучше, но это не отменяет того, что перед нами хорошее приключение. Когда Лара с улыбкой вываливает на стол очередное сокровище, ты всё ей прощаешь.

В финале расхитительница говорит, что ей надоело копаться в гробницах, она хочет побыть с живыми людьми. Эти слова идеально отражают эмоции игрока после прохождения. Яркое приключение закончилось, теперь стоит передохнуть и обсудить его с близкими тёплым вечерком у камина. И пойти чесать лам.

Читайте также: