Rome total war прохождение

Обновлено: 02.07.2024

Рим в серии Total War - город, который вечно вмешивается в дела других. Medieval славился Папами; они организовывали крестовые походы и старались поддерживать мир среди братьев-католиков. В случае нехорошего поведения зажатого среди единоверцев монарха Папа мог отлучить его от Церкви. Даже завоевав Рим, избавиться от назойливого понтифика было трудно.

Здесь же в Вечном городе заседает римский Сенат. Играя за один из римских родов, вы постоянно будете иметь с ним дело. Неуязвимый и нахальный Сенат отдает вам приказания, указывает, что делать, казнит и милует. Быстро решить эту проблему не получится: даже поссорившись с Сенатом, игрок не сможет напасть на Рим или на другой римский род. Возможность избавиться от сенаторов станет реальностью лишь тогда, когда плебс скажет свое решающее слово.

До тех пор вам придется по возможности поддерживать с Римом хорошие отношения. Потакая старикам, вы сможете выгадывать для семьи денежные суммы, войска и ценные должности. С деньгами и войсками все понятно, а что дают должности? Для того чтобы занимать их на регулярных голосованиях, надо лишь нравиться Сенату. Каждая должность - от простого квестора до понтифика - дает персонажу полезные качества. Даже после того, как член семьи уйдет на покой, у него остается титул (например, ).

Советую регулярно читать сводки об отношениях Сената с разными странами. Если какой-то народ у него не в чести, то с помощью дипломата можно заставить жадных сенаторов раскошелиться под предлогом . Правда, делать этого очень часто я не советую - обвинят в обмане и разлюбят.

Это интересно: если вы возьмете город по указке Сената, оккупируете его, а потом выведете из него войска, то город окажется в руках повстанцев. Есть большая вероятность того, что Сенат тут же снова отдаст приказ взять город. Такой финт можно проделывать несколько раз, и каждый раз получать от Рима награду.

Если ваши войска вдруг оказались на территории нейтральной суверенной страны и не определились с началом войны в течение двух-трех ходов, то Сенат прикажет убрать войска с чужих земель. Сделайте это немедленно, иначе вас ограбят: Рим пришлет аудитора и избавит бюджет семьи от огромной суммы. Если денег в казне и так немного, семья вполне может уйти глубоко .

Со временем, когда ваша семья наберет себе провинций, а ее лидер станет популярным в народе, официальный Рим начнет остывать по отношению к вам. Сделать с этим ничего нельзя - вас не любят, потому что боятся вашей силы. Когда народ объявит, что готов принять вас с распростертыми объятьями, можно смело идти на захват Рима. Только помните при этом, что две другие римские семьи при этом станут вашими врагами. Если вы проигнорируете мнение народа, Сенат немного подождет, а потом сам развяжет войну, эдиктом объявив семью вне закона.

Агент - это специально обученный человек на службе империи. Он передвигается по карте в одиночку и выполняет задания, набирая при этом опыт, качества и личную свиту (например, к дипломатам часто пристают переводчики).

Каждый дипломат - это ваши уста в чужой стране. Амбассадор передвигается по территории, напасть на него армия не может. Если ни один убийца не доберется до неприкосновенной дипломатической тушки, то только смерть от старости может прервать дни специалиста по международным отношениям.

Чтобы начать переговоры с другой державой, надо подвести дипломата к ее городу, дипломату или генералу. Сгодится и отряд крестьян.

Успешные и в меньшей степени неуспешные действия повышают у дипломата параметр влияния. Лучше и безопаснее всего растить навык своему дипломату, как и генералу, - с помощью повстанцев.

Влиятельный посол - это не только возможность выгадать более выгодные для вашей страны условия договора. Нет, дипломат в стане врага может быть опаснее самого злого генерала с двадцатью отрядами головорезов. Древняя пословица гласит, что город не считается неприступным, если в калитку можно провести осла, груженого золотом. В Rome: Total War дипломаты могут брать города (при определенных условиях), подкупать армии и сманивать чужих генералов.

Трудно переоценить возможности подкупа, особенно если с экономикой у вас все в порядке. Два-три хороших дипломата могут на войне заменить целую армию, просто перекупая все идущие в вашу сторону войска. Только с главой страны и с наследником могут возникнуть определенные сложности ( ). Всех остальных членов семьи влиятельный посол купит с потрохами. Перекупленный генерал вместе со своим отрядом телохранителей вливается в вашу семью. А что происходит с другими отрядами?

Они становятся вашими, только если вы в принципе можете тренировать такие же. Это значит, что римлянам подкупать слонов Ганнибала можно, но при этом слоны просто пропадут, отряд будет распущен. Греки могут подкупить македонскую армию и из-за сходства набора отрядов у Греции и Македонии получить большую часть армии в свое распоряжение. Во время гражданской войны все еще проще. К примеру, дипломат Юлиев, подкупив армию Брутов, Сципионов или Сената, получает ее для себя в полном (или почти в полном) составе! Гражданская война, таким образом, может быть выиграна лишь с помощью подкупленных армий. Их можно и не щадить в бою, тем более что каждое купленное войско ложится тяжелым бременем на бюджет.

Чтобы уберечь своего дипломата от вражеских убийц, старайтесь держать рядом с опытными посланцами таких же опытных шпионов. Обезопаситься от подкупа целого города можно, если посадить в него губернатора, шпиона или дипломата.

Шпион - ваши глаза и уши в стане врага. Что делается в чужом городе? Каким войском владеет во-он тот генерал? Шпион может открыть вам вражеских агентов - убийц или таких же шпионов.

Перед каждой акцией (проникновение в город, в армию, слежка за агентом) вы сможете оценить примерные шансы на успех в процентах. Чем больше шансов провала и даже гибели агента, тем быстрее растет его опыт в случае успеха.

Если перед атакой успешно внедрить в город шпиона, то появятся вероятность (три из десяти) на то, что городские ворота будут открыты!

Шпион может за один ход пытаться выполнить только одно действие.

Убийца - это просто! Он убивает людей: дипломатов, шпионов и генералов. Перед тем как бросить рыцаря кинжала в атаку, оцените его шансы. Если они невелики даже против неученого посла, то незадачливому нужна тренировка. Лучшие - чужие дипломаты. После этого можно заняться и генералами. Попробуйте перед боем убить вражеского полководца - в случае успеха армия будет деморализована. Однако даже самые сильные убийцы могут спасовать перед королями или их наследниками.

Забравшись в город, убийца с помощью шпиона может устроить акт саботажа, но, на мой взгляд, это стратегически бесполезно. Истребление вражеских агентов и генералов - лучшее применение убийце. Как и шпион, он может за один ход выполнять лишь одно действие.

Дипломатия и взаимоотношения между странами в Rome: Total War - настолько глубокая и неисчерпаемая тема, что ей можно посвятить целое . За такое редактор вполне может наслать на автора тучу убийц, поэтому подробно раскрывать тему придется в следующих номерах , в . Здесь я опишу лишь то, что надо знать каждому.

_ Дипломатическое окно открывается, когда ваш дипломат обращается к городу, армии или агенту другой страны; или наоборот - чужой дипломат обращается к вам.

_ Обмен картами, их продажа или покупка - очень простой и удобный способ начать дипломатические отношения с другими странами в начале игры. Хорошо подкованный дипломат может продать карту за десятки тысяч монет - но только один раз одной стране.

_ Между странами возможны следующие отношения (по порядку уменьшения ): союз с правом прохода армии, союз, торговый договор, нейтральные отношения, прекращение огня, война. Особняком стоит протекторат.

_ Дипломатический диалог выражается в форме предложений одной стороны. В ответ другая сторона может принять предложение, отвергнуть или выставить встречное предложение.

_ Успех или неуспех ваших предложений зависит от изначальных отношений между двумя странами, от выгодности предложения для другой стороны, от степени влияния дипломата и от соотношения сил сторон. Принимается во внимание еще и дипломатия, то есть действует принцип и наоборот.

_ Чтобы задобрить другую сторону, можно использовать подарки. Однако в случае вконец испорченных отношений подарки, даже очень ценные, могут быть отвергнуты. Искусственный интеллект понимает, что означает выражение .

_ Дипломаты могут подкупать генералов и армии (подробно об этом я писал выше);

_ В качестве в диалоге можно использовать деньги, провинции, карты. Предложения и просьбы можно комбинировать ( ).

_ Дипломатическими методами можно заставить одну страну атаковать другую. Правда, проконтролировать выполнение условия нельзя никак.

_ одна страна можно потребовать от другой провинции и денежную дань (единовременную или в рассрочку на несколько ходов).

_ В особых случаях можно попытаться заставить другую сторону принять ваши условия, угрожая войной. Для этого необходимо, чтобы в анамнезе ваших отношений была война и ваша победа.

_ Предложить статус протектората можно только в состоянии войны! Попав под ваш протекторат, страна становится союзником и позволяет вашим войскам топтаться по их земле. Таким образом, протекторат - это лишь силовое навязывание союза и права прохода армий.

Это баг: многие жалуются на то, что когда статус протектората принимается другой стороной, из казны бесследно и в неизвестном направлении пропадают крупные суммы денег. Будьте осторожны.

Чудес не бывает?

Чудеса света - снова заимствование из (как вариант - из Rise of Nations или Call to Power). Все семь чудес стоят в разных местах карты: пирамиды, Тот Самый Маяк, Колосс из Родоса, сидящий Зевс и так далее.

Владение провинцией с чудом света дает свое преимущество. Например, пирамиды мирят с вами египетский народ, сады Семирамиды дают прибавку к аграрным доходам, а Зевс утихомиривает население.

Правда, многие игроки жалуются на игровой баг: после овладения чудом света его эффект может через несколько ходов бесследно пропасть. Уж не намекают ли нам разработчики на то, что бесплатных чудес не бывает?

Cервируя праздничный стол, вы мучительно пытаетесь сообразить, что ставить на фланг - салат или салфетки.

Двадцать признаков того, что вы переиграли в Rome: Total War

Когда армии встречаются на поле боя, когда из леса выскакивают германские воины, а легионы идут на приступ города, стратегия отходит на второй план. На ее место приходит тактика - расстановка войск, точные команды, энергичные маневры и яростный бой. Вы можете плохо управлять городами, совершать стратегические ошибки и спустя рукава собирать войско. Но если вы знаете основы тактики, умеете соотнести сильные и слабые стороны отрядов и вовремя отдать нужный приказ - у вас всегда будет шанс вырвать победу у врага.

При желании можно обойтись вообще без тактических умений, если грамотно пользоваться стратегией и пропускать сражения. Но делать это - значит просто обкрадывать себя, лишая возможности увидеть свои армии в действии.

Быстрее. Еще быстрее!

Ветераны Total War наверняка заметили, что скорость передвижения отрядов по местности увеличилась. Это сделано для того, чтобы не затягивать бои. Если обычный предел для сражения в Shogun и Medieval - полчаса, то в Rome большая часть полевых боев легко укладывается в десять минут, а города берутся за двадцать.

Ускорился и ход сражения - солдаты истребляют в бою друг друга намного быстрее прежнего. Все это сработало в пользу конницы, поскольку основной удар она обычно наносит в те несколько секунд, пока врезается на полном скаку во вражеский отряд. Теперь за это время всадники могут уничтожить добрую треть отряда, а еще две трети - сбить с ног. Для легкой пехоты конница стала намного страшнее - это вполне правдоподобно. Даже фаланга, встретившись лицом к лицу с конницей, попадает в трудное положение (этого, конечно, в истории не было).

Жестче стал таймер, отмеряющий время боя. Особенно лютует он в режиме штурма городов. Взять город с каменными стенами за жалкие двадцать минут очень сложно. Этим разработчики решили искусственный интеллект, слабоватый в обороне городов.

Это интересно: игроки, пытаясь отключить таймер в настроечных файлах, столкнулись с упрямством игры - при каждом включении она проверяет этот параметр и, в случае чего, заново его включает.

Безвестная доблесть

Давным-давно, когда игроки обнаружили в Shogun: Total War недокументированную возможность записывать и воспроизводить битвы, радости их не было предела. Несмотря на то, что иногда записи глючили, ими можно было обмениваться, соревноваться и, само собой, хвастаться.

В Medieval: Total War записи битв стали официальными. Любое сражение могло попасть в архивы. После этого игрок долгими зимними вечерами мог любоваться своими победами над сарацинами.

После выхода Rome: Total War в среде игроков началось задумчивое почесывание голов. По всему выходило так, что записывать можно только самостоятельно собранные сражения, одиночные или многопользовательские. В исторических битвах и кампаниях функция записи была принудительно отключена (хотя сама кнопка в меню присутствовала). То есть теперь никаких вам записей, никаких конкурсов на и никаких свидетельств удачных сражений в кампаниях. Странно.

Внятных объяснений этому загадочному факту разработчики так и не дали. Похоже, при реализации системы записей битв в кампаниях они столкнулись с большими сложностями, которые так и не смогли преодолеть. В пользу этого говорит и то, что даже те записи, которые можно сделать, иногда чудят. Некоторые при записи и не воспроизводятся. Иногда возникает проблема синхронизации: воспроизводимая битва может закончиться иначе, чем это было в оригинале.

В самом низу генеалогического древа - дети, сыновья и дочери. Они подрастают, вступают в пору возмужалости. Только с этого момента сыновья становятся полноправными участниками игры, обзаводятся отрядом телохранителей и появляются в столице.

Дочери попадают в разряд . В отличие от Medieval, здесь вам не нужно носиться по всей карте и искать принца для драгоценной Джулиан, засидевшейся в девках. Кандидат в мужья появится сам и предложит дочери руку и сердце. Как правило, это будет простой солдат, без особых достоинств. Берите любого! Во-первых, в обширной семье все равно будет хороший выбор из храбрых генералов и талантливых губернаторов. Во-вторых, если припрет нужда, из любого бездаря можно взрастить эпического полководца лет за пять-десять, было бы желание.

Обязательно воспитывайте молодежь, не надейтесь на старых генералов. Когда умирает сильный персонаж (естественной смертью, в бою или от рук убийцы), армия остается обезглавленной. Если ему на замену тут же не придет талантливый юноша или зрелый муж - плохи ваши дела.

С сыновьями советую сразу же определяться - кого отправлять воевать, кого лучше сажать на периферию и готовить в управленцы.

Царь, царевич, король, королевич.

На первый взгляд все сыновья-генералы кажутся бездарными. Но пусть парень проведет битву-другую. И вот мы уже видим две звездочки. Три звездочки. Четыре звездочки. Лучше всего, конечно, когда у парня десять звездочек. Это параметр , самый главный для генерала.

Один (максимум) генерал стоит половины армии. Он не только улучшает боевой дух подчиненных - под его командованием войска объективно лучше сражаются. Именно поэтому воспитание как минимум трех хороших генералов - ваша наипервейшая задача. Лучше всего использовать главу рода (сам факт дает ему дополнительную звезду) и наследника. Главное - не рисковать ими сверх необходимого.

Лучший способ добычи драгоценных на погоны генералов - борьба с беглыми рабами, повстанцами и разбойниками, хозяйничающими на дорогах. Разбойники не нападают на города, но от этих бравых ребят все равно надо избавляться: они браконьерствуют, жгут костры в неположенных местах и сильно урезают прибыли от торговли близлежащих городов. Чаще всего боевой дух повстанцев невысок, их легко сломить в бою, поэтому генеральский отряд бросать в бой можно - но только в решительный момент (и уж точно не на копья). Обязательно используйте генерала в преследовании и избиении бегущих. Вероятность заполучить после боя зависит от участия отряда в бою и от количества снятых им скальпов.

Отступая, генерал теряет звездочки с необычайной скоростью. Даже если это не просто проигранный бой, а тактическое отступление перед превосходящими силами противника.

Это интересно: если генерал отступал и терпел поражения слишком часто, его уровень командования может опуститься до отрицательных значений. В этом случае войска получат штраф к боевому духу и умениям. В Shogun в похожей ситуации генерал совершал ритуальное самоубийство, но в Rome, похоже, никто не собирается бросаться на меч.

Инициатива снизу

Если генерала под рукой нет, а бить врага надо, то делать нечего - будем бить. Отряды пойдут в атаку под командованием безымянного капитана. Прибавок к силе и боевому духу, конечно же, не получат. Но не беда. Грамотно проведенный бой, героическая и чистая победа (это когда ваших погибло мало, а врагов уцелело еще меньше) может привести к тому, что капитан получит звезды и превратится. в генерала. Вернее, вам предложат капитана, приняв его в семью. Согласившись (и заручившись согласием капитана), вы получите в свое распоряжение нового члена семьи совершенно бесплатно. А члены семьи никогда не бывают лишними.

Новые градоначальники

Жизнь губернатора спокойнее беспокойной полевой жизни командующего.

Правило при назначении губернаторов одно - чем важнее и крупнее город, тем больший должен быть у присутствующего в городе члена семьи параметр управления (изображается в виде маленьких свитков). Город может обойтись без губернатора вообще, но присутствие опытного человека в поселении всегда лучше. Денег город принесет больше, коррупция и потери уменьшатся.

Если у губернатора есть влияние (изображается в виде пальмовых ветвей), то город станет более спокойным местом и с меньшей вероятностью взбунтуется в тяжелые для него времена (например, когда население перевалит за тридцать тысяч условных единиц).

Порок и добродетель

Каждому члену виртуального рода присущ свой набор качеств. В Medieval они назывались . В основном, качества определяют и количество , и влияние. Они бывают хорошими и плохими.

Одни даются чином (к примеру, должность Самого Главного Босса дает влияние и хорошую защиту против убийц). Другие генерал подбирает на протяжении своего жизненного пути. Много воюет - прибавляются звезды. Управляет растущим городом - появляется опыт градоначальника. У римлян дополнительные прибавки дает должность в Сенате (квестор, консул, претор, бывший консул и т.д.)

Качества - это вся личность персонажа в игре. Они влияют на все: на его способности, на боевой дух армии, на личную безопасность, популярность в Сенате и в народе, на прибавки к награбленному и даже на скидки при найме войска. Самые яркие качества появляются в виде прозвища персонажа. - такие штуки хорошо смотрятся в резюме.

Качества не вырастают сами по себе. На них влияет окружение генерала и каждое действие игрока. Много побеждает - получай звезды. Сражаешься с Карфагеном - получаешь прибавки в сражениях именно с этим народом. Часто дерешься сам - не беда: боевые шрамы повышают авторитет среди солдат. Но с другими свойствами характера все далеко не так прозрачно. Одно известно точно: бездействие генерала или губернатора способствует появлению неприятных черт личности.

Доходит и до смешного. Например, храм бога вина и веселья Бахуса помогает удержать народ в повиновении намного лучше, чем храм Цереры. Однако тут есть и подводный камень: губернаторы, которые управляют городом с храмом Бахуса, спиваются в считанные годы.

А это что-то новенькое в серии! На жизненном пути к членам вашей семьи прибивается окружение - спутники и друзья. Каждый из них - живое в смысле конечных эффектов. Философ даст ума. Бывалый наемник позволит скостить стоимость покупки услуг коллег. Суровый капрал увеличит мобильность войска, а личный пес вовремя почует войско врага. Вражеские перебежчики, захваченные рабы, служители Марса и Афродиты - все они займут свое место в свите. Особенно полезны врачи - они могут не только уменьшить потери войска в бою, но и улучшить плодовитость генерала. Августейшие дети - будущее империи, не забывайте.

Не всякий человек в окружении полезен. К примеру, идиот-шут убавит влияние, личный раб-массажист понизит уровень личной безопасности. Есть в игре и особые именные персонажи: Аристофан, Цицерон, Сенека и другие; заполучить такого в игре - большая удача.

Как и обычные качества, свита подбирается генералом или губернатором на жизненном пути. Пребывание в городе с храмом повышает вероятность заполучить священника. В лесах к генералам прибиваются собаки. Если, например, полководец продал в рабство пару взятых городов, то, скорее всего, он обзаведется работорговцем и будет получать впредь с продаж больше денег. Безделье - это шанс заполучить бесполезное окружение.

Но чем вся эта генеральская свита, по большому счету, отличается от обычных качеств характера? Тем, что ее можно передавать от одного генерала другому. Для этого они должны быть в одном месте карты. Хватайте физиономию представителя свиты и перетаскивайте на портрет другого генерала. Сбрасывайте весь человеческий какому-нибудь заштатному губернатору, чье пьянство и разврат позволяет заранее поставить на нем крест.

Главное - надо помнить два правила. Во-первых, в свите не может быть двух одинаковых представителей. Во-вторых, максимальный размер свиты - восемь человек.

Это интересно: в прошлой игре агенты и дипломаты были бессмертными. Здесь дипломат вполне может скончаться от старости, но место Дунканов Маклаудов заняла свита! Окружение генерала, если его вовремя перебрасывать от старика к молодому герою, может прожить хоть двести пятьдесят лет! Это и к собакам относится!

Повесть о многих городах

Город - центр провинции, ключ к владению территорией. В городе обитают жители, и здесь же строятся улучшения. Город - центр торговли и лакомый кусочек для вражеских армий.

Сначала это лишь маленькое поселение, открытое всем ветрам. Но число в нем увеличивается, и по достижении определенного предела становится возможной постройка улучшенного губернаторского здания. Это - следующий этап, переход города в новое качество. Из деревушки - в городок, город, большой город и, наконец, огромный античный мегаполис. Каждый переход открывает новые здания и улучшения. Но, вместе с тем, увеличение числа обитателей грозит стать неуправляемым, обернуться восстаниями и кровопролитием. - господа неблагодарные, и хорошего отношения к себе они не понимают. Особенно это относится к жителям захваченных городов с чуждой культурой.

Дебет и кредит

Прибыль в городе складывается из трех составляющих: натуральной (продукт ферм и шахт), налоговой и торговой (сухопутной или морской). Особняком стоят управленческие таланты губернатора - они обычно дают небольшую прибавку к городскому бюджету.

Регулируя налоги в городе, вы управляете не только прибылью, но и уровнем прироста населения. Эти негодяи любят размножаться лишь там, где не шибко давит налоговое бремя. Уровень налогов - это еще и степень лояльности жителей. Зависимость, думаю, объяснять не надо. В общем случае советую выкручивать налоги на максимум, лишь бы народ не бунтовал. Когда городов в империи станет много, регулирование налогов можно свалить на автоматического помощника.

Прибыль от ферм и шахт зависит от провинции (плодородие равнин, полезные ископаемые в горах) и инфраструктуры (фермы, шахты). Всегда лучше развивать прибыль за счет шахт - фермы дают ощутимую прибавку к росту населения, а это не всегда желательно.

Доходы от торговли зависят от множества параметров: отстроены ли в провинции дороги, насколько они хорошего качества, построен ли в городе рынок. Есть ли поблизости ценные торговые ресурсы, например вино или краска? Со сколькими странами заключено торговое соглашение (это дело расторопных дипломатов)? Нет ли на дорогах бандитов, не блокирует ли вражеский флот городской порт?

Но не стоит забывать и о городских расходах. Если не считать небольших трат на генералов, то главная статья городских расходов - поддержка армии. Суммируется стоимость содержания всей армии и агентов (теперь и они хотят есть!). После этого расход ложится бременем на все города по принципу: чем больше город, тем больше он платит. При неравномерном развитии империи может появиться необычный эффект: самые большие города уходят далеко в минус и пугают игрока жуткими отрицательными балансами. На самом деле, это нормальное явление, поводов волноваться нет.

Оставшиеся деньги попадают в бюджет страны. Уже оттуда игрок тратит их на постройку, ремонт зданий, наем, тренировку или пополнение армий.

Это интересно: в бюджете страны раздел есть не только в расходном разделе, но и в доходном! Что это - налоги с взяток?

От чего зависит мир и порядок в городе?

Вот факторы, которые его уменьшают:

_ Нищета (плохая, неразвитая инфраструктура).

_ Высокие налоги.

_ Удаленность от столицы (как в ).

_ Вражеские шпионы, проникшие в город. Раскрыть разведчика может только другой разведчик.

_ Культурные различия. Завоеванные варвары не сразу принимают римскую культуру (обратное правило тоже верно). Такое недовольство ослабляется лишь со временем. Уменьшить его можно, если разрушить храмы чужой культуры и построить в городе собственные.

А вот что помогает держать граждан в повиновении:

_ Гарнизон - в первую очередь. Для этого идеально подходят городские стражи или отряды крестьян.

_ Грамотный губернатор - во вторую очередь.

_ Низкие налоги.

_ Общественное здоровье (бани, акведуки).

_ Здания, предназначенные для развлечения публики (у римлян, например, гладиаторский амфитеатр). Отстроив городской амфитеатр, можно регулировать частоту гладиаторских игр. Чем чаще, тем спокойнее в городе, но, вместе с тем, меньше денег в казне.

_ Образование (академии).

_ Закон. Выше в развитых городах и в местах, близких к столице империи.

_ Высокий прирост населения.

_ Действие чудес света.

В небольших городах следить за настроением людей легко. Если намечаются проблемы, можно построить пару полезных зданий, пополнить гарнизон или в крайнем случае снизить в городе налоги.

Большие города - большие проблемы. В сочетании с высоким уровнем сложности игры проблема революционно настроенных горожан может стать настоящей головной болью незадачливого мэра.

Rome2 2014-04-15 12-40-33-59

В общем, руководство получилось отменным, советую ознакомиться. Информация для кого-то может и не новая, но вот новичкам и всем остальным игрокам, чьё знакомство с игрой только началось, будет полезно.

Пособие начинающего Цезаря в Total War Rome II

1. Экономика наше всё. Первым делом вам понадобится изучить немало технологий в экономических и социальных вкладках. Начинать продвижение с войны неразумно, так как денег на саму войну может просто и не быть. Прокачивайтесь пока не достигните порога с общим процентным увеличением дохода от всех типов источников. Начинать чередовать эти исследования с военными, можно только после того, как ваши заработки начнут значительно превышать расходы и казна перестанет проседать, даже от серьёзных трат.

Rome2 2014-04-15 15-05-30-03

2. Определите пути завоевания. В самом начале игры очень важно выбрать нужное военное направление и заключить союзы на некоторых границах. Ваша нация не имеет много армий и достаточно ресурсов, чтобы вести войну на несколько фронтов. Да и противостояние нескольким фракциям одновременно ни к чему хорошему не приведёт. Враги рано или поздно объединят усилия и тогда война может затянуться или даже привести к проигрышу.

Таким образом вы сократите количество фронтов и сможете сосредоточить свой удар по противнику, молниеносно захватывая территорию и безопасно расширяя свою империю. Поэтапный захват по регионам и провинциям, должен стать основной тактикой расширения владений. Пример ниже.

Rome2 2014-04-15 12-40-30-92

Красным помечены направления атак, зелёным союзы. Заметьте, не обязательно заключать союз по всей территории, достаточно просто соседских и доброжелательных отношений, чтобы компьютерный игрок вероломно не напал на вас.

4. Следите за счастьем населения. Оно намного важнее доходов и прибылей. Если доить провинции, настраивая множество производств и ухудшая общий уровень жизни, то можно накликать страшные беды в виде восстаний рабов или образования уничтоженных фракций. Лучше всего находить баланс, при котором можно с легкостью поддерживать контроль в поселении. Проще всего это отслеживать при помощи глобальной карты и вкладки со счастьем населения. Отследить статус отдельного региона, можно выбрав его, а потом наведя курсор на рожицу в левом нижнем углу. там показана общая статистка поселения, со всеми плюсами и минусами. Смотрите скриншот ниже.

5. Дробите страну на производственные регионы, на военные и экономические. Никогда не старайтесь укрепить всю провинцию, застраивая её казармами всех видов и военными портами. Не пытайтесь совместить военную промышленность и производство. Все эти постройки значительно снижают экономическую отдачу регионов и приводят рост и счастье населения в упадок. Милитаризируйте только особо важные участки карты, где производство армий имеет стратегическое значение. Проще всего строить армии около стартовых локаций возле Рима и иметь по одному посту на каждый другой регион.

6. Научитесь собирать реально полезные войска, где каждая группа солдат может выполнять строго определённые обязанности и не старайтесь задавить врага числом. Каждая армия должна иметь в ровной степени воинов с мечами, копейщиков, лучников и прочих боевых отрядов. Не сбивайте армию в большие однотипные кучи. Пехота хоть и умеет делать всё, от поджога ворот, до защиты города, всё же иногда враг будет иметь в своих рядах слишком много стрелков или конников, которые в такой связке расчехлят даже особо опытных. Если вы не руководите армией лично и выбираете автобитву, то сбор правильной армии для вас ещё важнее. Смотрите скриншот разнопрофильной армии, которая получает минимальный штраф при расчете боя автоматом.

Rome2 2014-04-15 15-09-43-33

7. Всегда имейте резервные армии и флот. Так вы сможете подстраховаться от всяких форс-мажоров в виде восстаний, случайных образованных наций или даже гражданской войны. Имейте несколько не полностью укомплектованных армий, в самых нестабильных регионах, даже если соседи пока друзья или в стране всё пучком. Предугадать, какая напасть постигнет тот или иной регион очень трудно. Проще потом поднабрать армию до 20ти отрядов, чем гнать через весь мир другие, что находятся в походе и их отзыв приведёт к потере захваченных территорий. Это обязательное условие расширения империи, без четкой позиционной направленности вербовки, любая непредвиденная ситуация может грозить полной катастрофой.

Rome2 2014-04-15 12-40-30-92

Руководство по игре Рим Тотал Вар 2.

У себя на карте я использовал только пять провинций для найма солдат. Каждая провинция имела по одной-две армии для резерва и флот. Когда случилась гражданская война, я смог в короткий период изолировать столицу (Рим), где она началась. А после подготовиться к сражению. Если так не сделать, то скорей всего, гражданская война станет последним политическим событием за компанию.

Rome2 2014-04-15 16-20-14-91

В отличии от других игр серии, дипломатия в Total War Rome II является одним из главных инструментов по завоеванию мира. При помощи правильной политики по отношению к врагам и союзникам, можно без потерь для себя уничтожать целые народы и даже стравливать цивилизации.

1. Договаривайтесь о торговле и ненападении. Это два главных договора, которые принимаются чаще всего и больше всего влияют на отношения между нациями. Дружеские отношения со временем только крепчают и в большинстве своём приводят к союзам. Тоже самое касается и войны, чем кровопролитнее и дольше идёт война, тем больше штрафа получают отношения.

2. Не допускайте больших союзов и всеми силами старайтесь держать весь мир в войне. Большущая ошибка, позволить некоторым нациям сформировать большие оборонительные союзы. Тогда враг сможет противостоять вашей, даже серьёзно разросшейся империи, а война против союза государств дело не из простых.

3. Всегда имейте несколько союзников. Расторгнуть союз вы всегда успеете. От них можно получить существенное влияние на врагов. Чем больше союзников, тем больше военное влияние ваших войск и тем меньше усилий понадобится для донесения своей воли небольшим странам. Зачастую даже не нужна военная интервенция, другие фракции будут сдаваться на милость более сильной нации, без единого убитого.

4. Покорение фракций иногда намного выгоднее, чем уничтожение. С последней территории ваших покоренных врагов, компьютерный игрок выжмет намного больше и все его отряды будут помогать вам в войне, даже не смотря на кровавое прошлое. Со временем такие страны усилят ваше влияние в мире да и отношение друг к другу будет становиться только лучше.

Стратегическое планирование

Карта rome total war 2

Карта в игре Total War Rome II, со всеми регионами.

1. Планируйте оккупацию. Нападать на неподготовленную страну нужно молниеносно, захватывая за ход максимальное количество выгодных позиций. Занимайте мосты, ключевые дороги и незащищённые города. Противник в игре, чаще всего, действует относительно ситуации. Поэтому противостоять хорошо спланированной атаке он не может.

2. Планируйте дипломатические последствия. Нужно просчитать, как отнесутся к любому действию соседи. Нельзя беспорядочно нападать на всех подряд, только потому, что у вас самая большая армия. Нападая на одно государство, вы можете спровоцировать на войну другое или даже группу. Затянув войну против групп соседей, вы можете вынудить их объединиться, а после ударить единым фронтом.

Человек заменивший тысячу

1. Перед атакой на любую фракцию, (даже нейтральную) нужно обязательно проработать территорию агентами. Поднимите бунты рабов, отравите колодцы, убивайте полководцев. Зачастую один агент может разладить многотысячное войско так, что ваши потери на поле боя окажутся в разы меньше, а города будут сдаваться без боя.

2. Учитесь захватывать регионы без объявления войны. Травите на врага сановников и поднимайте бунт во всех провинциях, где только можно. Как только рабы взбунтуются и начнут забирать поселения, вступайте в войну и победоносно отжимайте провинции без особых политических штрафов.

Ещё раз выражаю свою благодарность игроку под ником Venicos, чей опыт и описан в этой статье. И пусть весь мир падёт к вашим ногам.

Запись опубликована 15.04.2014 автором igra-San в рубрике Прохождение игр советы и гайды.

Как завоевать весь мир в Total War Rome II : 35 комментариев

А мне вот нервов не хватило пройти игру, застрял на варварах. Ещё разок что ли попробовать, выходные же на носу :3

+ долго в римушку не играю, надоедает))

Была та же проблема.
После начал за Рим, и сразу дал варварам люлей.

А я сразу с варваров начал 😀

таже вата некогда нехватало терпения всегда забивал. наскучивает уже после трети захваченого мира. враги уже не составляют проблем. даже серьёзные союзы. про гражданку слыхал но не видел, очень интересно че там.

Не советую видеть. Из за нее всю кампанию уничтожил

то что у тебя пк не тянет рим, не значит, что он хуже сегуна

Если вам наскучило играть после завоевания трети мира,попробуйте поиграть на самом сло жном уровне,не заскучаете

Я за Афины быстро прошёл,понаделал протекторатов и всё!

Захватил все за варваров, круто было! Самые ожесточенки с римом были и с греками. Спарту сложил за один ход XD

основы игры за США в современном мире просто ))

отстойная игра, интерфейс отвратителен

этот мусор в подметки не годится Medieval 2 или Rome 1

прИдательство? Автор школьник?

Здравствуйте, а я в 6. использую 7 отрядов легионеров, либо преторианскую гвардию, 1 отряд полководца, желательно конный, 2 преторианских конниц и 10 гигантских баллист, а бои выигрываю везде, главное количество войск.
В городе, расставляем катапульту поближе к точке победы (там постоянно сидит враг) и стреляю по войска противника, работает отлично даже играя за Спарту или Парфию.
На поле, обычно легко выиграть авторасчетом, но если противника много то ставлю катапульты и принимаю бой (желательно прокачать полководца до огненных шаров и баррикад и др.), лучше идти 2 армиями в одном направлениями, прикрытие будет, и страховка если враг пошел в тыл а войска измотаны захватом города.

Карфаген в основном флотом и воюет. Не знаю, может быть такое настройки стоят, но флота у них и правда много. Проще всего по суше обрубить все хвосты и города, а потом и флот сгинет

Он по истории такой

Я по примеру автора завоевал абсолютно весь мир за Рим .

Я просрал две войны и я все еще счастлив 🙂

Прошёл большую карту, одержав военную победу за 295 игровых дней. За Роксоланов. Эх скучать буду по их конным лучникам ))

Довольно быстро. А с кем было больше всего проблем?

А как числинность рабов уменьшить?

Полная непонятка с восстаниями рабов: интересно откуда в разоренной стране вдруг появляется крутое и полностью обученное войско? Хотя бы 50/50, а более правдоподобно 30 на 60 с крестьянами. Ну и бред полный, что войска не могут перемещаться без героя

Крутое? 5 отрядов это круто?

Можете хотя-бы примерно сказать:как прокачать экономику за Рим?Именно какую ветку качать?Просто денег не хватает катастрофически.

Качай ветку арт- мани

Развиваю сразу военную ветку и долблю всех подряд. Если не вести войны,то можно сразу завернуться. В определённый момент наступает точка не возврата, имея профессиональную армию и развивая гражданские технологии понимаешь, что дальше играть неинтересно. Ведь ты уже и так стал самым могущественным

прохождение кампании rome 2

Дополнение «Empire Divided» для игры «Total War: ROME II» тематически посвящено эпохе перед императором Диоклетианом. Во второй половине III века нашей эры империя сыпанулась так, что на карту смотреть страшно. Однако общий культурный фон и отсутствие по-настоящему сильных внешних угроз позволили склеить эту разделенную империю.

Мы переносимся в 270 год н.э. и можем оказаться в шкуре лидера одного из осколков империи. Разумеется, перед игроком стоит цель собрать государство под свою руку, уничтожив всех конкурентов. Этим могут заняться фракции:

Но авторы не забывают, что рассматриваемая эпоха хронологически располагается аккурат перед великим переселением народов. То есть перед вторжением в Рим варваров. Соответственно, любители варваров могут выбирать из германцев:

Доступны и иные племена:

Замыкают многообразие разрушителей римского наследия народы Востока:

Разработчик, кроме новой хронологии и новых фракций, обещает обновленные дерево технологий, навыки персонажей, постройки, религии, стратегические эффекты. Если говорить предельно честно, то большого влияния всех этих фишек на ход кампании я не обнаружил. Есть они? Хорошо. Но кампания развивается без фокусировки взгляда на этих новшествах.

прохождение кампании rome 2

Римская империя и ее соседи в 270 году

ВЕЧНЫЙ РИМ

Обычно для первого прохождения я выбираю Рим. Не стал исключением и этот случай. Правда, доступных для выбора «римов» тут три. Но только один из них носит наименование «Истинный». Это римская фракция императора Аврелиана.

В августе 270 года Рим не владеет ни Римом, ни хотя бы кусочком Италии. Аврелиан имеет 23 региона и 6 полных провинций. Большая их часть сосредоточена на Балканском полуострове. Так же во владения Аврелиана входит север Африки от Карфагена (включительно) до Египта (исключительно).

Имперский статус подчеркивается наличием большого количества протекторатов:

Таким образом, полностью подконтрольные Риму территории включают Балканы, Африку и значительную часть Малой Азии.

Аврелиан находится в состоянии войны с кучей окрестных фракций. Наиболее значимыми врагами являются:

  • Римляне-узурпаторы (Италия)
  • Галлский Рим (Галлия, Британия и Испания)
  • Пальмира (Ближний Восток)

Какие же войска со старта может выставить Аврелиан? При его империи можно иметь до 10 армий и до 5 флотов. Имеется же в наличии:

  • I флот – 7 кораблей, у берегов Ливии
  • I легион (Аврелиан) – 8 отрядов, в Дакии
  • II легион (Маркиан) – 6 отрядов, в Карфагене
  • III легион (Кекропий) – 6 отрядов, в Иллирии

Прямо скажем: негусто. Не то что вести наступление, но и просто прикрыть все границы этими силами нельзя. Ну что ж, будем вести найм и строительство. Из стартовых 10 тысяч талантов в первый же ход на это доброе дело пущено 8,5 тысяч.

Для поправки бюджета первым дипломатическим действием является тотальное заключение торговых соглашений со всеми, кто может торговать. И не просто может, но еще согласится. Мне удалось заключить 7 торговых договоров в добавок к тем двум, что имелись по умолчанию. Прогнозируемый доход на следующий ход сразу дошел до 5,6 тысяч талантов.

Да, о ходах. В «Empire Divided» один ход равен одному месяцу. То есть игровой год проходит за 12 ходов. Начинается кампания в августе 270 года. Закончится же когда мне просто надоест. Сам себе я поставил целью уничтожение вышеперечисленных трех римских конкурентов.

С этим согласуется и поставленная разработчиками цель первой главы – захват Рима.

прохождение кампании rome 2

Карта к описанию операций близ Косентии

УКРЕПИТЬ БАЗУ

Прежде чем кинуться на Рим, требуется укрепить внутреннюю базу. Деньги в развитие поселений вкладывать следует с умом. Слишком велика вероятность потери пограничных земель или владений в Африке. Поэтому первоначально деньги вкладываются только во внутренние провинции Паннонию, Македонию, Ахею.

Уже на рубеже Дакии и Фракии стоят враждебные Роксоланы. С них-то мы и начали наводить порядок с целью обезопасить базу. Стаскиваю в кулак I и III легионы. Перемещаю их на восток к границе с Роксоланами. Заодно, конечно, пополняю.

Система комплектования войск в «Empire Divided» близка к AOR-системе. То есть к региональной. У нас есть базовый набор отрядов типа римских легионеров. Имеются и региональные вспомогательные войска. В Италии италийские, в германских землях Германские и так далее.

Первый удар по врагу наносится в октябре 270 года. III легион с марша атакует и захватывает город Дробета, что в провинции Дакия. Городок обороняется только гарнизонными войсками. Так что победа 13-отрядному легиону дается легко.

Далее оба легиона, соединившись, маршируют на Пискул (Дакия). В городе, кроме гарнизона, окопалась армия Росксоланов. Ну что ж, очень любезно с их стороны, не придется бегать по всей Дакии. На месте и положим.

Этот штурм дается тяжело, хотя превосходство в численности у нас заметное: 4,5 тысячи человек против 2,8 тысячи. Город взят, Роксоланы уничтожены, но потери велики – 800 человек. Причина, конечно, в том, что я слегка поспешил, пренебрег обходным движением, а в узких городских улочках численное превосходство скрадывается.

Итак, в декабре 270 года меем усмиренную восточную границу: Росколаны уничтожены, а с Готами заключен мир. Они сами предложили его. Поскольку мне и Аврелиану необходимо высвободить войска для похода на Рим, а завоевание нищих восточных окраин не входит в первоочередную задачу, мир был принят.

Забегая вперед отмечу, что в «Empire Divided» дипломатия работает так же как и в прочих версиях второго «Рима». То есть если уж с тобой заключили мир, можешь быть надежен – без ивента (или скрипта) его не нарушат. Поэтому оба легиона смело снимаются и перебрасываются на северную границу, которую пробуют на прочность племена Квады и Бари.

I легион (Аврелиан) воюет с Бари, III легион спешит к Аквинкуму (Паннония), который в январе 271 года захватили Квады. Бари же тем временем осадили Сармизегетузу (столица Дакии, а раз столица, то имеет стены). Право же, отдыхать римлянам некогда.

Но к маю 271 года северная проблема разрешилась. Не сама собой, конечно, пришлось помахать мечами, но в общем, глотку германцам заткнуть удалось. Осадная армия Бари была уничтожена совместной атакой гарнизона Сармизегутузы (кто только придумал такое название?) и I легиона. Полевая победа при численном превосходстве далась легко.

Хуже пришлось III легиону, столкнувшемуся сразу с двумя стеками Квадов. Вот это была эпохальная битва. Римляне устояли каким-то невероятным чудом. Чуду во многом поспособствовало своевременное убийство вражеских генералов. А что? Дротики, они не разбирают генерал ты или так, хвост собачий.

Обычный состав легиона на этом этапе у меня вполне классический (для меня же):

  • 2-3 конных отряда
  • 5-6 мечников или просто тяжелой пехоты
  • 5-6 копейщиков
  • 4-5 метателей дротиков
  • 1-2 дальнобойных отряда, лучники или пращники

Костяк построения – тяжелая пехота. Сразу за ней – дротики. Копейщики на флангах. Дальнобойные ребята нужны, чтобы эффективно выкашивать стрелковую конницу противника. Или вообще его стрелковые отряды. Но с пешими стрелками хорошо справляется обходящая с фланга конница. Ключевым элементом всё же остается связка тяжелой пехоты и метателей дротиков. Пехота должна взять на себя труд сдержать на несколько минут вал вражеской атаки, а дротики сосредоточенной стрельбой выкашивают самые важные отряды врага.

Но вернемся к стратегической обстановке. Аквинкум был возвращен, а потерпевшие поражение Квады влились в Германскую конфедерацию, исчезнув как самостоятельная фракция. Таким образом, к лету 271 года восточная и западная границы были успокоены.

ПОХОД НА РИМ

Поход на Рим начался задолго до усмирения варварских границ. Первыми на Римлян-узурпаторов двинулись пополненные I флот (10 кораблей) и II легион (16 отрядов) из Карфагена. В декабре 270 года комбинированным ударом они берут на Сицилии Агригентум.

Поскольку атаковавшим считался флот, а легион только вспомогательным атакующим, флот на остаток хода замер гарнизоном в Агригентуме. Но легион смог продолжить движение и в том же декабре захватил второй городок на Сицилии, Панормос. Так, потеряв всего 220 человек, одним ударом мы утвердились на острове.

В январе 271 года наступление продолжено. Флот и легион совместным ударом берут Сиракузы. Да, город для обороны располагает только гарнизоном, но его окружают стены. Благо флот по умолчанию имеет два корабля с баллистами. Они способны открыть дорогу сухопутным отрядам. Да и десант с кораблей можно высадить прямо в гавани, внутрь стен.

Дальше война за Италию потребовала хитрости и маневрирования. Римляне-узурпаторы располагают на юге «сапога» полностековой армией. Хорошо бы поймать его, не дать уйти за стены Брундизия. И желательно уничтожить с минимумом энергетических затрат. Для того чтобы поймать врага был задействован следующий план.

II легион в марте 271 года переходит на носок «сапога» и захватывает городок Косентия. В апреле легион отступает на Сицилию. В мае вражеский стек торжествуя вступает в Косентию. В июне II легион возвращается и осаждает в Косентии стек Римлян-узурпаторов. На штурм пока не идем, предоставляем действовать голоду.

Голод делает свое черное дело, здорово ослабляя осажденную армию, и в августе 271 года следует штурм. При соотношении численности 2,5 тысячи на 1,7 тысячи победа дается неожиданно легко. Закономерной вишенкой на торте такого маневрирования стал захват Брундизия, последовавший в сентябре 271 года.

Сейчас же мы отмотаем несколько месяцев назад и отметим, что в апреле 271 года Римляне-узурпаторы переплыли Адриатическое море и высадили добрый стек в Иллирии, захватив городок Ядер. Тем же месяцем мы начали формировать в Паннонии IV легион (ибо другие два балканских легиона находились еще очень далеко, занимаясь Бари и Квадами). В июле IV легион уничтожает десантную армию врага, в августе возвращает Ядер, осенью вторгается в Италию с севера.

Таким образом, осенью 271 года наступление на Италию велось силами II и IV легионов (с юга и с севера), города вдоль побережья завоевывал I флот. Нужно было спешить, поскольку с другой стороны в Италию вступили армии Галльского Рима. Они уже захватили Геную и Медиоланум в Цизальпинской Галлии.

Октябрь 271 года. Захвачены Беневент и Аускул.

Ноябрь 271 года. Захвачены Ариминум и Патавий.

Декабрь 271 года. Отбит у галлов Медиоланум и у Римлян-узурпаторов Рим.

Цель главы достигнута, получена заслуженная награда, поставлена следующая задача. На всё про всё ушло 17 ходов и время от августа 270 года до декабря 271 года.

прохождение кампании rome 2

ТЫЛОВЫЕ ДЕЛА

Экономический обзор «Empire Divided» начнем с рассмотрения технологий. Наконец разработчики задумались, что старое наименование «технология» как-то странно применять к кампании, хронологически охватывающей несколько лет.

Теперь под это дело подводится другая идеологическая база. Мы имеем дело не с технологиями, а с политикой императора, с указами, с мероприятиями, направленными на достижение того-то и того-то.

Период изучения, по крайней мере, первых технологий краток. Поэтому очень правильной стратегией будет сосредоточение на определенных группах, позволяющих достичь некоего интегрального бонуса. За рассмотренный период изучены следующие техи:

  • 2 ход. Поход на Рим (боевой дух +5%)
  • 3 ход. Реформы оплаты (доступны казармы 2-го уровня)
  • 4 ход. Опытные кораблестроители (верфи 2-го уровня)
  • 6 ход. Улучшенная физическая подготовка (2-й уровень ряда околовоенных зданий)

С этим же изучена группа техов Наем I (ранг всех новобранцев +1).

  • 7 ход. Восстановление имперского правления (пища +2, порядок +1, доход +5%)
  • 8 ход. Местное производство (2-й уровень ряда экономических построек)
  • 9 ход. Восстановление рынков (2-й уровень торговых зданий)
  • 13 ход. Захватить имперскую казну (+300 талантов каждый ход)

С этим же изучена группа техов Экономика I (доход +3%).

Что касается уровня доходов, то здесь всё у нас было в порядке. Кризис так и не подкрался. Ежемесячный доход от изначальных 5,5 тысяч постепенно снижался, но всё равно на конец 17 хода составлял 4 тысячи талантов. Хлеба тоже хватало. Во многом благодаря массовому применению эдиктов «Хлеба и зрелищ».

Читайте также: