Oxygen not included паровая турбина гайд

Обновлено: 04.07.2024

Игра, которая научила меня следить за напряжением в энергосети и напомнила, что водород легче кислорода.

Знаете эти бытовые разговоры о пользе видеоигр? Когда перечисляют тайтлы, которые не просто увлекают и позволяют расслабиться, а по-настоящему учат чему-то: серия Assassin's Creed даёт немного исторических знаний, SimCity показывает, как устроен город, а Civilization проливает свет на международные отношения. И Oxygen Not Included можно смело добавлять в этот список.

У ранних игр Klei Entertainment был незамысловатый геймплей: Eets была простой головоломкой, а Shank — стильным, но бесхитростным экшеном. В определённый момент разработчики решили пойти дальше и начали экспериментировать с системными механиками — они частично появились ещё в Mark of the Ninja, а в Don't Starve уже была целая «песочница», правила которой игрок выяснял на собственной шкуре. В итоге системный геймплей стал неотъемлемым элементом игр студии.

Oxygen Not Included — яркий пример такой игры: это комплексный симулятор выживания колонии, в котором нужно с нуля построить базу и настроить все системы жизнеобеспечения. Водоснабжение, добыча газа, распределение напряжения в электросети — всё как в реальной жизни, хоть и значительно упрощённое. Вы не достигнете успеха, пока по-настоящему не разберётесь в принципах работы каждой отдельной системы. Это одновременно главный плюс и главный минус игры.

Системность — источник радости и постоянных проблем

Когда вы начинаете прохождение, Oxygen Not Included не даёт вам какую-то конкретную цель — по сути вы можете делать всё, что угодно. Но, к сожалению, у вас нет для этого ресурсов. Всё, что доступно в самом начале: три юнита, небольшой запас еды, маленькая комната, заполненная кислородом, и особый станок, который печатает людей. Вроде бы неплохо, но горы свернуть вряд ли получится.

Но Oxygen Not Included не заслужила бы свою популярность, если бы этим всё и ограничилось. Главная особенность игры заключается в том, что всё окружение — это одна гигантская эмергентная система.

Эмергентность — свойство системы, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы. Это значит, что при воздействии на одну подсистему, отреагируют и другие.

Эмергентные системы в том или ином виде присутствуют во множестве игр. Чтобы лучше понять принцип эмергентности, вспомним несколько примеров. В Magicka можно заморозить воду, в Divinity: Original Sin, помимо этого, можно поджечь разлитое масло, а в The Legend of Zelda: Breath of the Wild можно кинуть металлический меч во врагов, чтобы он притянул молнию во время грозы. Подобные системы становятся источником незаскриптованных ситуаций и позволяют творчески подходить к решению геймплейных задач.

Во всех этих примерах задействованы природные элементы, взаимодействие которых интуитивно понятно каждому человеку. В Oxygen Not Included представлена подобная система, но она намного сложнее, потому что строится на основе физических свойств разных веществ.

Вот пример: в начале прохождения для выработки кислорода я использовал самые простые генераторы, для работы которых нужно лишь электричество и водоросли. Такие устройства помогают на ранних этапах развития базы. Благодаря этому у моей колонии долгое время вообще не было проблем с кислородом. К тому же я специально построил стены, полы и потолки так, чтобы кислород свободно распространялся по всем помещениям.

Кислородный диффузор — базовый генератор кислорода, которому нужно лишь электричество и водоросли

Первая проблема возникла неожиданно — у меня закончились водоросли. Я отправил несколько экспедиций к небольшим залежам ресурса, но этого явно было недостаточно. Перспектива всеобщего удушья становилась всё более реальной.

К счастью, мой учёный закончил исследование и открыл доступ к более эффективному генератору кислорода, который расщеплял воду на кислород и водород. Проблема исчезла так же стремительно, как и появилась.

Электролизер — мой спаситель. У меня было достаточно воды и энергии, чтобы вообще забыть о проблемах с нехваткой кислорода

У моей колонии начался беззаботный «золотой век». Я отправлял людей в далёкие уголки карты, экспериментировал с новыми источниками энергии и даже задумался о декоре. Моя колония была в безопасности и все базовые потребности в пирамиде Маслоу были удовлетворены. Я расслабился. И это было ошибкой.

Помните я говорил, что электролизер разделяет воду на кислород и водород? Помните, что я построил свою колонию так, чтобы газы без проблем перемещались между стенами? Помните, что водород — это газ, который легче кислорода?

Вот так выглядела верхняя часть колонии до внедрения электролизера. Это была кухня и столовая А вот что случилось после внедрения электролизера по всей базе. Розовый газ — это водород, которым невозможно дышать. Будь ты проклят, электролизер!

В результате вся верхняя часть моей базы оказалась заполнена водородом. Мои люди лишились продвинутой кухни и большой столовой, в которой они собирались все вместе. Также водород занял казарму, в которой ночевала половина всех колонистов — для них шанс задохнуться во сне оказался вполне реальным.

И это лишь один пример того, как работает системность в Oxygen Not Included. Лёгкие газы поднимаются наверх, тяжелые стелятся по земле. Жидкости стекают вниз, но если у них разная плотность, то они не смешиваются друг с другом.

При этом ничего никогда не исчезает бесследно — если на базе произошла утечка природного газа, то не стоит ждать, что он просто растворится. Нет, он продолжит перетекать из одного помещения в другое, пока не осядет в укромном месте. Так же и с жидкостью — если она попала на пол, то её не получится растереть тапком и подождать, пока она высохнет. Её нужно подтереть шваброй и собрать в бутыль.

Всегда нужно помнить, что колония — это закрытая система с постоянным количеством вещества, которое просто переходит из одного состояния в другое.

Курс молодого инженера

Взаимодействие разных веществ — это лишь половина прелести эмергентного геймплея Oxygen Not Included. Другая половина связана с инструментами, благодаря которым игрок меняет окружение и выстраивает жизнь колонии. Конечно, в игре есть множество приспособлений, которых просто нет в реальности, а другие значительно упрощены. Тем не менее они позволяют смоделировать реалистичную ситуацию и на практике решить её.


Полезна для перевода геотермальной энергии в пригодную для использования.

Общая информация

Поглощает пар под фундаментом постройки для выработки энергии.

Материалы

Автоматизация Логический порт Автоматизация (Логический порт)

Приёмник сигнала

Требуемая технология

Возобновляемая энергия

Размер

Энергия

Потребление

Пар < 2 кг/с (выше 125 °C)

Выход

Выход жидкостной трубы
Вода + 2 кг/с ( 95 °C)

Тепло

Порог перегрева

Декор

Дополнительная информация

Внутреннее хранилище

Полностью изолированное
Вода 2 кг

Требует фундамент

Может быть затоплено

Паровая турбина (Steam Turbine) — генератор, позволяющий вырабатывать энергию за счет использования горячего пара.

Это второй генератор с переменной мощностью (первый — солнечная панель), а также одна из немногих построек с переменным выделением тепла.

Для её создания дубликант должен обладать навыком Электротехника. Можно разворачивать на англ. кнопку O.

Содержание

Применение

Паровую турбину следует строить на фундаменте из теплоизолированных плиток, лучше из керамики или изолятора. Снизу под фундаментом нужно создать достаточное количество горячего пара, с температурой не ниже 125 °C. Также турбину нужно подключить к проводам и жидкостной трубе, по которой будет утекать отработанный пар, охлажденный до состояния горячей воды.

Вырабатываемая турбиной мощность повышается при увеличении температуры пара, и достигает максимума 850 Вт при 200 °C, подробнее см. ниже.

В процессе работы турбина сильно нагревается, и когда её собственная температура достигнет 100 °C, она перестанет работать по причине «турбина перегрелась», поэтому нужно озаботиться её охлаждением. С этим могут помочь, например:

Турбина может быть полезна:

  • в комбинации с охладителем жидкости для построения самых разнообразных систем охлаждения
  • для охлаждения пара из горячего парового источника — напрямую
  • для охлаждения пара из холодного парового источника — понадобится дополнительный источник тепла, так как пар недостаточно горячий
  • для утилизации тепла от различных вулканов, оставшегося от метеоритных дождейреголита, горячих газов от ракетных двигателей и т. д.

Принцип действия

Паровая турбина начинает работать, если температура пара под её фундаментом выше 125 °C. Турбина всасывает в себя пар, из каждой клетки по 80 г за один игровой «тик» (5 раз в секунду), или в среднем по 400 г/с из каждой клетки, в общей сумме до 2 кг/с.

Пар, порциями не меньше чем 100 г за один «тик», охлаждается до 95 °C и в виде горячей воды покидает турбину по трубе.

Вырабатываемая мощность зависит от температуры Tпара на входе и средней массы Mпара переработанного в секунду, по формуле:

<\displaystyle \left(<\frac <M_<\text<пара></p>
<p>>>>>>\cdot >-95>>\cdot 850\right)\ >>

но не более чем 425 Вт при одном открытом входе и не более 850 Вт при открытии двух и более входов.

Количество тепла, удаляемого из пара, равно:

<\displaystyle 4.179\cdot M_</p>
<p>>\cdot (T_>-95)\ >>

<\displaystyle 0.1\cdot 4.179\cdot M_</p>
<p>>\cdot (T_>-95)+4\ >>

Паровая турбина способна работать с частично заблокированными входами. Так как при этом перерабатываемая масса пара уменьшается, то «идеальная» температура, при которой достигается максимальная мощность — увеличивается. При «идеальной» температуре турбина имеет свой максимальный КПД, одинаковый во всех четырех режимах:

Открытые входы «Идеальная» температура
5 200 °C
4 226,25 °C
3 270 °C
2 357,5 °C

Дальнейшее повышение температуры приведет только к повышению нагрева турбины, и не увеличит мощность.

Если заблокировать четыре входа и оставить только один — количества всасываемого пара будет недостаточно, чтобы турбина работала каждый «тик». При температуре пара 357,5 °C и выше выход будет 425 Вт.

Для быстрого расчёта параметров паровой турбины в зависимости от температуры пара можно воспользоваться онлайн-калькулятором.

Эффективность при активном охлаждении

Невозможно с абсолютной точностью выдерживать определённую температуру пара, но имеет смысл стремиться к представленным ниже цифрам:


Здравствуйте, в этом руководстве я буду показывать свои наработки по зацикленным системам, которые накопились за большое количество времени проведенного в игре.
Все постройки которые будут здесь появлятся, будут на 99,9% готовы и проверены на практике, поступать они будут по мере готовности статьи.

Освоение металлических вулканов

Первой системой будет постройка по добыче очищенных металов из вулканов. Эта система не нуждается в каком либо вмешательства со стороны дубликанта, она строится один раз и на долго.

Так же есть видео на моем YouTube канале по освоению Вулканов, а в этой статье будет более детально описана система.

Постройка системы основана на стандартных металлических вулканах:

(На вулканах из DLC система не тестировалась, поэтому их рассмотрим пойже)

А теперь приступим к освоению вулкана, для этого нам нужно освободить место возле вулкана в стандартный 4-х клеточный этаж, и так же нам понадобиться ещё свободный этаж выше.


Не спешите открывать вулкан полностью дабы избежать проблем с извержением расплавленного метала, достаточно оставить одну клетку с рудой на вулкане чтобы он был не способный к извержению. Или если он спит, то можно открыть полностью и проанализировать, чтобы примерно понимать выход метала.

Блоки для пола потолка и стен на этаже с вулканом нам нужно строить теплоизолированные из доступных материалов таких как:

  • Теплоизоляция(на вечность)
  • Керамика
  • Мафическая порода
  • Магматическая порода
  • Осадочная порода
  • Обсидиан

Категорически запрещается использовать гранит


Строим комнату которая будет 4 клетки у высоту и 10 клеток в ширину, с правой стороны за комнатой делаем дополнительное углубление, в нем будет охлаждатся до заданой температуры метал, и слева оставляем проход для дубликантов.
Конструкция может быть как зеркально отражена так и смещена в любую из сторон
Также нужно подготовить для строительства следующие материалы:

  • 3,6т очищенного метала для монтажных проводов, автоматических проводов, Металлического блока, Лучистых труб, Конвеерного блокиратора, Термосенсор на трубу и на конвеер, 2-х Умных Батарей и 2-х Паровых турбин(и 400кг пластика).
    (Свинец внутри плавится на первых извержениях)
  • Стали нужно будет 1,6т для ТВР, Автосборщика и Загрузчика конвеера.
  • И 3,2т Алмазов(желательно) для 4-х Термальных пластин.

Теперь устанавливаем внутри всё нужное, ТВР возле стены с резервуаром для охлаждения метала, в резервуаре внизу Металлическую клетку, над ТВР ставим Конвеерный блокиратор (с направлением движения вниз), Термальную пластину возле ТВР и 3 пластины на вулкане (две пластины с правой и левой стороны от блока с рудой и третий на место блока руды), Автосборщик над нейтронием вертикально и над вулканом Загрузчик конвеера.
Дальше строим рельсы конвейера и подающий желоб в месте для дальнейшего охлаждения метала.
Главное не проводить рельсы через точку извержения вулкана чтобы не расплавить их (рельсы конвейера с железной руды)
Добавляем снаруже две Паровые турбины и строим трубы и клапан вывода воды и трубы для охлаждения от ТВР.
Две Паровые турбины используются для охлаждения метала, отвода тепла и выработки элекроэнергии. Одна Паровая турбина при температуре 126˚С вырабатывает 250W энергии в итоге две будут выдавать 500W при минимальной температуре.
Лучистые трубы с Золота или другого метала который имеет больше значение Теплопроводности.Теплоизолированная труба из тех же материалов что и блоки стен постройки. Жидкость для охлаждения используем Загрязненную воду или в идеале Суперхладогент.
Жидкость используется с большим значением Теплоёмкости
Подключаем монтажные провода.
Подключаем провода автоматики и делаем настройку на термосенсорах, для рельсов конвеера ставим выше 125˚С а для охлаждения через ТВР выше -2˚С.
Выкачиваем все газы до вакуума и закрываем комнату. Для выкачивания газов я использую газовый насос, механический шлюз и подключаю их к автоматике с выключателем, потом подаю красный сигнал по автоматике для закрытия дверей и через уголки ставлю блоки.

Остаеться залить в комнату только воду для создания нужного давления пара, я рекомендую использовать давление 25-50кг на клетку.
Как расчитать нужное количество воды?
Всё довольно просто, нам нужно обьём комнаты 40 клеток умножить на нужное давление пара 25кг и потом поделить на количество клеток в которой будет налита вода 10, и в итоге у нас получится что нам нужно 100кг воды в каждой с 10 клетки на полу.
40*25=1000/10=100
Заливать воду можно через одну из труб от Паровых турбин.

А если вулкан активен и вы его раскопали и не знаете когда он будет спать, то можно поставить несколько опустошителей бутылок и принести дубликантами воду, в таком случае у вас будет небольшой запас по времени для завершения строительства и выкачки газов до вскипания воды в пар.
Для Золотого 3-4, Медного и Железного 2-3 извержения.

Остается залить на металлическую клетку для охлаждения металла полную клетку Воды или Суперхладогента.

И поставить две Умные батарейки возле Паровых турбин.

По желанию можно турбины и батарейки закрыть от внешних температур, но я никогда их не закрывал так как энергии для охлаждения там предостаточно и температура вокруг турбин низкая.
(Скриншоты с Пустоши на датчиках для ТВР стоит на 0˚С)

Читайте также: