Ночной дозор сюжет

Обновлено: 01.05.2024

Очень сложно писать отзыв о фильме, когда позади шесть книг. Но все таки я попробую. При чем очень сильно постараюсь, что бы мнение не было предвзятым и совпадало именно с первыми впечатлениями. Впервые фильм я посмотрела в год его выпуска и впечатления от него были даже больше, чем от первой части.

Это действительно очень классная картина с грандиозными спецэффектами и великолепными постановочными сценами. Чего только стоит первый эпизод с завоеваниями Тамерлана, появление Алисы на красном спортивном авто прямо в гостиничный номер или последний танец Завулона с Костей.

Тогда сюжетная линия показалась мне оригинальной и необычной, а сама постановка сногсшибенной. Сейчас, конечно, я совсем так не думаю, книга гораздо сильнее и интереснее. Но если вы ее не читали, то сам по себе фильм очень даже не плох. Итак, коротко сюжет.

Прошлое и настоящее

Все начинается задолго до настоящего времени. Тогда сам Тамерлан проник в некое тайное место, где хранился так называемый мел судьбы. И вот незадача, здесь его поджидала смерть. К счастью, у него в руках уже оказался тот самый волшебный мелок и он смог буквально на ходу переписать свою судьбу.

Схватка в сумраке и ее последствия

Несмотря на приказ старшего Городецкого не ходить на второй уровень сумрака, Света пошла именно туда и там почти догнала Егора. В ходе стычки мальчик потерял шапку и по ней его могли найти Светлые дозорные. Однако Галина Рогова подсказала Антону, что ее нужно изъять из улик, а уже на следующее утро ее убили.

Естественно, подозрения пали на Городецкого. И теперь он должен скрываться от темных в теле Ольги, а потом сделать все, чтобы изменить судьбу Егора, который назло отцу стал Темным и приближенным Завулона. Ну если коротко, то как-то так. Что из этого вышло, смотрите сами. Я же попробую описать свои мысли, возникшие в ходе просмотра.

Отдельно фильм, отдельно книга

В основе второго фильма лежат короткие эпизоды из первой книги. Но все так перекручено, что смотрится совсем по-другому. Меж тем сам по себе фильм вполне хорош и заслуживает на существование как отдельное, практически не связанное с литературным, кинематографическое произведение.

В нем есть очень яркие сцены, например, эпизод с обменом тел. Для меня он, наверное, лучший во всем фильме. И посмотреть его стоит только ради того, как чудесно Хабенский и Тюнина отыграли свои роли в чужих телах. Ольга меня так сильно впечатлила, что и в книге осталась одной из самых любимых героинь. Хотя там она появляется довольно редко.

Странные особенности

Не совсем понятно, почему Егор выбрал для нападения старушку, видимо, практиковался на самых слабых. Только когда та же ситуация разыгрывается со Светланой, становится все понятно. То есть, жертвы изначально молодые и здоровые, но лишаясь жизненной силы сморщиваются и стареют на глазах.

В общем, то очень любопытная идея. Но почему сила была похожа больше на кровь, и почему он пил кровь, если был магом? Ведь в его руках обычный шарик типа йо-йо стал грозным оружием. Возможно, не получилось показать, как именно получают свою силу Иные?

Не крутой маг, а реальный бомж

Опять-таки Городецкий в этой части особенно в конце какой-то вечно грязный, побитый и пьяный. Не маг, а реальный бомж. Нет, я понимаю, что его типа опоили, да и подрался он, но его этот страшный вид перечеркнул все остальное.

Так и остался в памяти Городецкий после фильма – пьяный и побитый. Но видимо не я одна заметила этот нюанс, ибо в шестой части книги Антону все намекают, а то и прямо говорят, что похож он на алкаша какого-то. И да, в книге Иные для восстановления сил ели шоколад, а тут, блин, пьют пиво.

Любовь и судьба

Очень интересна во втором фильме любовная линия, точнее треугольник: Алиса-Костя-Завулон. В кино Алиса даже получила от Завулона кольцо. Не думаю, что это говорит о замужестве, скорее, о полном подчинении Темному магу. Что говорить, ведьма из Фриске получилась потрясающая. Хотя она явно выглядит постарше, чем вампирчик. Но любовь между ними была красивая, хоть и трагичная. В конце, помнится, я даже всплакнула, когда Алиса пыталась переписать судьбу Кости.

Увы, у нее ничего не получилось, как собственно не должно было получиться и у Антона. Почему? Потому что согласно Лукьяненко судьбы способен переписывать только великий маг или волшебница. Кстати, получается, что Тамерлан был не просто Иным, но еще и великим. Видимо этим объясняется причина его грандиозных завоеваний. Городецкий же, а тем более Алиса ими не были. В кино же Антон умудряется переписать вообще всю историю длиной в несколько лет.

Почему нельзя вскрывать древние захоронения?

Понравилось, как совместили исторические события и по сути выдуманную историю. этот момент показался мне достаточно важным не только в кино, но и в жизни. Вообще-то, и вправду запрещается трогать места захоронения великих людей, святых и прочих знаковых личностей.

Якобы, после этого начинаются вселенские катаклизмы и войны. Не знаю так это или нет, но даже если просто подумать, в древнем склепе может быть все что угодно. От какой-нибудь неизлечимой заразы до злобных духов, которых мы не видим. Мстят ли они за то, что их потревожили, или просто вырываются на свободу, я не знаю.

Так вот где-то я слышала, что существует версия о том, что гробница Тамерлана или кого-то еще была вскрыта как раз накануне войны вот таким вот горе-исследователями. А ведь предупреждали, что делать этого нельзя. Но нет, ради науки любые жертвы! Правда, ее по-быстрому запечатали назад, но было уже поздно.

Небольшие детали…

Сумрак в фильме какой-то странный. Мухи, точнее комары какие-то. Больше мусорку напоминает, чем какую-то параллельную реальность. Хотя изначально смотрелось ярко.

Помнится, тогда меня впечатлили инквизиторы. Явилась эдакая парочка близнецов с совершенно невозмутимым видом. Это потом, я узнала, что инквизиторы, в общем-то, обычные Иные. Только понимающие, почему так сильно важно сохранять равновесие зла и добра.

Завулон прям такой страшный и агрессивный, хотя периодически все такой же философ. И тоже временами какой-то побитый. Такое ощущение, что перед создателями стояла цель показать магов в самом нелицеприятном виде. В общем, как и первая часть фильм получился слишком мрачный и какой-то прям безнадежный что ли.

В кино хорошо, но в книге лучше

В целом, фильм смотрибельный и даже впечатляющий. Тем, кто не читал книгу, но любит жанр городского фэнтези, скорее всего, понравится, как понравилось и мне много лет назад. Но все же я советую почитать эту серию произведений Лукьяненко. В книжках, а их целых шесть, истории куда круче, а поводов для подумать гораздо больше.

В свое время, то есть более десяти лет назад, я была очень сильно впечатлена этим фильмом. Он показался мне необычным по смыслу, а также ярким, масштабным, по-настоящему голливудским. Увы, сегодня я думаю совсем по другому.

Вместо предисловия

Хотя некоторые моменты мне серьезно понравились. Но это скорее заслуга актеров и их изумительной игры, а также масштабности самой картинки. Если бы не это, то фильм был бы совершенно посредственным.

Уже потом, когда я прочла запоем сразу несколько частей, я поняла, что в фильме частично использованы сюжетные ниточки первой книги. Но использованы так, что с книгой они имеют лишь общую идею. Все перекручено до нельзя. Для начала коротко расскажу сюжет.

Прошлое и настоящее Светлого Иного

Двенадцать лет назад Антон Городецкий обратился за помощью к местечковой ведьме, дабы та помогла ему вернуть жену. Колдунья согласилась почти с радостью, и почти сделала свое дело. Увы, довести до конца ритуал помешал какие-то странные люди. Буквально на глазах у Антона они появились из ниоткуда и арестовали ведьму. Как оказалось, сам Антон тоже не совсем обычный человек – он Иной.

В наши дни Антон Городецкий направлен руководством на ответственное полевое задание. Ему нужно отследить парочку вампиров и не дать им убить свою жертву. А дабы улучшить так сказать нюх, Светлый Иной вот уже которую ночь подряд вынужден пить кровь. Наш герой находит вампиров, но увы, те вовсе не собираются сдаваться. В ходе драки он убивает одного вампира и ранит его подружку.

Теперь она влекомая жаждой крови должна найти мальчика и отомстить за смерть возлюбленного. Однако в то же время совершенно случайно Антон натыкается в метро на молодую девушку, у которой над головой вращается жуткая воронка, способная навлечь катастрофу на целый город. Теперь нашему герою придется спасти мальчика и предотвратить вселенскую катастрофу.

Слишком мрачно и депрессивно

Собственно, пока я не прочла книгу, этот фильм некоторое время был для меня образчиком нашей мистики. Но уже несколько позже меня поразил в нем нюанс, которого я не замечала раньше.

И да, это пожалуй первая лента, снятая по книге, после которой я решила четко разделять кино и литературное произведение. Особенно, если оно снято по мотивам и передает лишь общий смысл, а не полностью сюжетную линию.

Так вот, фильм до ужаса мрачный, тоскливый и какой-то депрессивный, несмотря на то, что в нем очень динамичный сюжет, а героев играют очень колоритные актеры. Но именно эта мрачность и сводит на нет все мои первые впечатления.

Несчастные Светлые маги…

Бедного Городецкого в нем постоянно избивают. Да и сам Антон какой-то постоянный неадекват, периодически выглядит как пьяный. Ну хорошо, вначале это возможно от крови. Сложно частично превратиться в вампира. Но он же такой почти все время.

Нет, я понимаю что типа вампиры, оборотни, маги это, наверное, страшно, но не до такой же степени! Магически мир в фильме приобрел ну просто вид жуткой страшилки. Никакой тебе романтики, фантазии и сказки, сплошная бытовуха, все маги дерганные, нервные, злые, а перевертыши наоборот – на рабочем месте флиртуют и упускают своего подопечного.

Что касается сумрака, то о нем можно сложить только общее представление. Какой-то серый мир, в котором одни видят все, а другие умирают? В общем, все по верхушкам и без красивостей, как можно больше боли, злости, негатива. Зачем показывать магический мир в таком свете, не понимаю…

Идеальный актерский состав

Как я уже говорила, в свое время фильм меня впечатлил очень, но после книги мне и сказать то нечего о нем. На кой Егора сделали сыном Антона не пойму до сих пор? Наверное, для большего драматизму.

В фильме совершенно не видны интриги Гесера, которые он плетет все книги без исключения. А это одна из самых вкусных изюминок произведений. Завулон в своих растянутых трениках вообще выглядит нелепо и как-то уж больно блекло и посредственно. И это Великий Темный маг – глава Дневного дозора?

Собственно, единственной заслугой фильма я вижу то, что он подсказал, какими должны быть герои по внешнему виду, ну и по характеру местами тоже. Единственное, Светлана у меня как-то не вяжется с Марией Порошиной. А так все идеально.

Сглаз и проклятье – это реальность!

Хочу сказать пару слов о воронке и самопроклятии. Невероятная, но вполне возможная вещь. Например, сглазить самого себя легче легкого. А если еще и сила соответствующая имеется, то проклясть можно кого угодно.

В частности материнское проклятье реально существует, как сглаз и самосглаз. Проверено на собственном опыте неоднократно. Причем даже обычный человек способен на это. И не потому, что маг и волшебник, а потому что сам волен избрать себе судьбу.

Можно посмотреть, но лучше почитать

В фильме представлено очень слабое объяснение того, откуда взялись Дозоры и зачем они вообще нужны. И судя по фильму, инквизиторы появились только по желанию Гессера и Заулона. Видимо, основная цель была снять кино, которое по масштабности не уступало бы зарубежному. А смысл, это уже второстепенный вопрос.

В общем, если вы хотите знать больше о сумраке и Дозорах, то лучше читайте книгу. А фильм, фильм это так, даже не сказка на ночь. Просто симпатичная картинка и даже с продолжением. Не то чтобы совсем лишенная смысла, но очень уже он проигрывает на фоне первоисточника.

Как я уже говорила, книгу, а точнее книги, я читала после того, как посмотрела кино. Вообще, до выхода фильмов я понятия не имела, кто такой Лукьяненко и что за Дозоры такие. Потому многие мысли легли на благодатную почву и стали лишь подтверждением тому, о чем я размышляла уже давно.

Отзыв опять будет сумбурный, но по-другому просто не получается. Более того, запомнить многие нюансы просто невозможно, не потому ли некоторые книги я перечитываю через некоторый промежуток времени и нахожу в них то, что подтверждает мои мысли на текущий момент.

Каждая книга состоит из трех частей, в каждой вроде бы отдельные события, но все они сходятся именно в конце. И вот тогда все становится понятно. В книге в отличие от фильма Антон Городецкий вполне нормальный молодой человек, очень даже жизнерадостный, даже когда ловил вампиров. Никто его не мутузил, в депрессию он не впадал, конечно, размышлял о многом и много, но отнюдь не был какой-то жертвой или загнанным в угол.

Короткое описание сюжета

В это же время мы знакомимся с Ольгой, великой волшебницей, которая действительно была лишена свих способностей и последние 80 лет пребывала в теле полярной совы. Думаю, стоит почитать книгу, дабы узнать, чем все закончится. А я просто пройдусь по самым интересным местам, которые вызвали определенные мысли.

Вампиры: чего боятся и откуда взялись

Начнем с вампиров и их зова, который лишает человека воли и ведет на верную погибель. Это только в кино вампиры нападают на людей из-за угла, но на самом деле это им не нужно. Все куда проще и опаснее для людей.

А вот то, что вампиры не переносят водку, куда интереснее. Не чеснок, не святую воду, а именно водку. Оказывается, этот продукт губителен не только для людей, но и для кровопийц. Не зря же нас так упорно убеждают в том, что спиртное очень полезно для организма. Наверное, это защита от вампиров.

Я давно подозревала, что крест, чеснок и серебро никоим образом не защищает от вампиров. А с недавних пор я вообще стала сомневаться, что и сами кровососы существуют. Точнее, вампиры это некая легенда, выросшая на совсем другой правде. И хотя я совсем не согласна с Лукьяненко, вот какую версию предлагает он.

Дети и животные

Понравилась способность Иных видеть ауру, а еще то, что дети имеют совсем не такую ауру, что взрослые. Возможно, этим в том числе объясняются способности детей видеть больше взрослых, а также их связь с Творцом. А это уже говорит о том, что дети по определению Иные.

«Подобные ауры обычны у детей до двух-трех лет, но у более старших встречаются исчезающе редко.»

у Лукьяненко получились настоящие маги, всего пара фраз и обыватели подчиняются им молниеносно. Очень интересна реакция животных. Собаки боятся и одновременно ненавидят нечисть, любят светлых, к темных относятся плохо. А вот кошки те естественно живут сразу во всех мирах.

Общение во сне и фишка про песни

Понравилось, что Гесер читает мысли на расстоянии, да еще проводит встречи и дает инструкции во сне. И это очень гармонично вписывается в мои представления о сновидениях. Вот только почему-то автор считает, что это нечто неприятное и противоестественное. Как по мне, так самое нормальное и уместное.

«Первый раз я удостоился от шефа аудиенции во сне. Штука это неприятная, причем в первую очередь для шефа, которому пришлось вломиться в мое сознание.»

Очень понравилась фишка с самопроизвольным выбором песни. Как это ни странно, но они действительно частенько заранее определяют характер ситуации и даже целого дня, отражают сиюминутные мысли.

Интересно, что я заметила это гораздо раньше, чем прочла в книге. А с некоторых пор у меня лично сразу же после пробуждения начинает звучать в голове пара фраз из какой-нибудь песни. Именно они, что называется, делают мой следующий день.

Проклятье и его последствия

Ну, а у Светланы, естественно, воронка была такой, что могла разрушить всю Москву. Этим-то она и привлекал Антона в их самую первую встречу. Интересно подмечено, что вот такой вихрь может быть причиной болезней и депрессивного состояния. Потому вполне логично звучит следующий вывод:

«Говорят, правда, сам я этого не видел, что оттесненный хотя бы на два-три метра вихрь теряет ориентировку, приклеивается к ближайшему человеку. Это тоже скверно, но чужое проклятие действует куда слабее, у новой жертвы есть все шансы спастись.»

Маленькие находки

Ах да, классно описана работа амулетов. Это такой себе аккумулятор силы, которую маг вбирает при необходимости, чтобы совершить некое действо. А вот отличий от фильма куда больше. Уже в первой главе Антон явно радуется победе над вампирами.

«Было хорошо. Даже очень. Старший вампир мертв, его подругу ребята схватят, мальчишка жив. Представляю, как обрадуется шеф!»

«..на человеческий взгляд ему было лет сорок, а принадлежал он к тому тощенькому кругу бизнесменов средней руки, на которых любит возлагать надежды правительство.»

Кстати, Ольга превращается из совы в одетую женщину. Ну, хоть кто-то решил сделать правильно, а то вечно голые все. Но тут сразу нашлось и объяснение, вполне нормальное.

«По крайней мере, ясно одно: она не оборотень. Оборотень не сохранил бы одежду на теле. Ольга – маг.»

Сумрак и сны

Сумрак заслуживает отдельного описания. В первой книге герои попадают пока только на два верхних слоя, да и то с большим трудом. Думаю, Сумрак легко можно представить себе по разным фильмам, например, «Дом призраков». Во всяком случае, его первые слои. Очень часто в разных ужасах герои попадают в какие-то серые миры, мне кажется, что Лукьяненко тут угадал точно. Дальше будет больше.

«Ты в сумеречном мире, малыш. Погляди вокруг, вслушайся. Краски стерлись. Звуки умерли. Секундная стрелка на часах еле ползет. Ты вошел в сумеречный мир… ты захотел увидеть опасность и перешел грань между мирами. Здесь медленнее идет время, здесь все иное. Это мир Иных.»

Отличие Темных от Светлых

В очередной раз ответ, чем Темные отличаются от Светлых. Мне пришлось немало поломать над этим голову, но Лукьяненко дает вполне исчерпывающий ответ.

«Различие Добра и Зла лежит в отношении к обычным людям. Если ты выбираешь Свет – ты не будешь применять свои способности для личной выгоды. Если ты выбрал Тьму – это станет для тебя нормальным. Но даже черный маг способен исцелять больных и находить пропавших без вести. А белый маг может отказывать людям в помощи.»

Обучение Иных

Во второй части первой книги Ольга уже человек, ей вернули ее тело и частично сняли наказание. Есть даже Галина Рогова, как в кино, но история совсем не та. Уже в первой книге Городецкий приходит к выводу, что не только темные, так скажем, плохие.

Но и светлые не отличаются чистоплотностью в достижении целей. Не все конечно, речь идет именно о Гесере. И да, сам Антон потихоньку начинает наращивать силу, а все инициированные иные проходят курс обучения. Это конечно, не Хогвартс, но все же.

«…курс нашего обучения включал многое. Кое-чему учат обычным образом, кое-что – вколачивают в сознание магией. Водить машину меня учили как простого человека, а вот если случай зашвырнет в кабину вертолета или самолета, то тут включатся навыки, о которых я и не помню в обычном состоянии. Во всяком случае, в теории – должны включиться.»

Спасение людей и роль Творца

Очень понравился эпизод, когда маги рассуждают о правильности своего вмешательства в жизнь людей. Увы, чаще всего оказывается, что делать этого не стоит. Даже маги и волшебники не властны над тем, что называется задумкой Творца.

Рассуждать на эту тему можно очень долго, хорошо она отражена в сериале «Восьмое чувство», который я посмотрела не так давно. И обычно суть ее умещается всего в одну фразу:

«Человек, спасший другого, несет полную ответственность за то, что тот совершит в будущем.»

И снова ошибочное понимание Бога. Не хочу даже начинать свои рассуждения на эту тему, но теперь я вижу, насколько неправильно мы воспринимаем саму суть Творца и его роль в нашей жизни. Думаю, такое отношение мы тоже получили искусственным путем и не в последнюю очередь благодаря кинематографу и литературе.

«Если бы он действительно верил в Бога. По-настоящему. Но той слабой веры, что согревала Максима после каждой акции очищения, уже почти не осталось. Не может быть Бога в мире, где процветает Зло.»

И да, мел судьбы использовали совсем для других целей. Хотя для чего конкретно, можно узнать только в конце уже второй книги «Дневной дозор». А всем желающим предлагаю послушать аудио-книгу.


Считаете что магов не бывает. Оглянитесь! Они среди нас. Правда и зовут их по-другому - Иные! К ним принадлежат и вампиры, и оборотни. Они умеют входить в Сумрак. А чтобы следить друг за другом были созданы Дозоры. И вот о Ночном Дозоре повествует данная книга.

Читайте также: