Metal gear сюжет

Обновлено: 05.07.2024

Metal Gear Solid V — один из самых ярких боевиков этого года и вместе с тем одно из самых горьких разочарований. О бесполезности открытого мира и других огрехах геймдизайна я рассказал в первой части «Апокрифа»; сейчас же время поговорить о сюжете — важнейшей составляющей MGS.

Осторожно: текст почти полностью состоит из спойлеров!

Значительную часть важной сценарной информации MGS V передает при помощи кассет (а их не очень-то удобно слушать), а не сюжетных сцен. Но это далеко не единственная проблема здешнего повествования.

Как и раздробленный на шаблонные миссии геймплей, оно полностью лишено целостности. Тут есть беспорядочный набор сценок, толком не связанных и часто друг другу противоречащих по настроению. Эммерих прямиком из пыточной выходит радостно встречать Снейка плечом к плечу с только что измывавшимися над ним Оцелотом и Миллером; наш герой, поднявший до предельного уровня близость с Тихоней и только что нежно обнимавший ее, покрытую ожогами, спокойно смотрит на то, как Каз жестоко ее допрашивает.

Предыдущие номерные MGS можно было сравнивать с фильмами, а The Phantom Pain напоминает даже не телесериал (несмотря на навязчивые титры), а набор клипов. Возможно, потому, что почти все сценки из MGS V нам уже показали в трейлерах. Да что там — в трейлерах были даже сцены, в игру не вошедшие! Кодзима будто вообще не заботился о вменяемости повествования и просто клепал заготовки для роликов под свои любимые песни про ядерность и дикость.

Апокриф: Metal Gear Solid V. Провал Кодзимы как сценариста

► Каз строит из себя невыносимую цундэрэ. Что он себе позволяет? Кто тут босс вообще?

И в этих сценах особенно четко видно, насколько все персонажи предыдущих частей не похожи на себя. Прежде разговорчивый Снейк молчит (и не надо объяснять это тем, что он якобы ненастоящий, — если уж у него все воспоминания настоящего и сам он уверен, что не подделка, то и вести себя должен соответствующе).

Оцелот, до полубезумия экстравагантный садист, в MGS V — самый вменяемый и гуманный персонаж, а бывшие в PW вполне приятными людьми Каз и Хьюи слетели с катушек. Обаятельный ученый стал лицемерным нытиком и предателем, а Каз превратился в озлобленного любителя пыток, которого приходится осаживать уже Оцелоту.

Зеро, главный виновник всех бед Биг Босса, в MGS V буквально за пару кассетных записей превратился в добряка, в действительности спасшего героя (и финальная сцена MGS 4 теперь смотрится совсем глупо), а вину за все злодейства перевалили на Черепа, о котором ни до, ни после MGS V никто даже не заикался.

И в этом заключается еще одна проблема: игра должна была связать Peace Walker и первые Metal Gear, но вместо этого городит кучу лишних элементов, будто насильно впихнутых в и без того перегруженную историю серии. XOF, Череп, паразиты, двойник Биг Босса — все это или не пересекается с остальными частями, или противоречит им (напоминаю: в MGS 4 Биг Босс прямо заявил Солиду Снейку, что тот победил его дважды).

Противоречат и мелкие детали. Например, в первой MGS Ликвид места себе не находил из-за того, что отец якобы назвал его ущербным по сравнению с Солидом, чего в MGS V нет в помине. Не вспоминается ни то, что Ликвид уже управлял огромным роботом, ни его встреча с Оцелотом, ни теплая детская дружба с Мантисом. Тот в первой MGS к Ликвиду особых чувств не питал, умел нормально говорить, да и силы у него были совершенно другого калибра.

Опять же MGS V утверждает, что Хьюи Эммерих, словно Гэндо Икари, заставил сына лезть в робота, в то время как в первой MGS Отакон об этом не упоминает, а мямлит что-то про дедушкино участие в проекте «Манхэттен» и японское аниме. Зато Грея Фокса и Наоми, которых Биг Босс как раз должен был встретить в Африке в 1980-х, в игре нет. Ну как же так?

Давайте ответим на простой вопрос: о чем MGS V?

О том, как злой-презлой человек без лица и имени злодейски творит злодейства, ставит опыты над людьми и планирует заразить весь мир паразитами, чтобы искоренить английский язык. То есть когда Кодзима говорил, что слова могут убивать, он имел в виду не какую-нибудь хитрую метафору, а в прямом смысле слова паразитов, сидящих у людей в горле и убивающих носителя при первых словах, произнесенных им на конкретном языке.

Апокриф: Metal Gear Solid V. Провал Кодзимы как сценариста

► Кодзима считает, что насильственное обучение граждан США государственному языку — английскому — равносильно этническим чисткам. Большего неуважения к миллионам жертв настоящих этнических чисток в играх днем с огнем не найдешь.

Паразиты, о которых ни до, ни после никто и слыхом не слыхивал, оказываются новыми наномашинами (хотя наномашины, использовавшиеся во второй и четвертой MGS для объяснения всего на свете, фигурировали еще в первой части, а MGS 3 и вовсе обходилась без лишних объяснений). Они умеют всё: распознавать языки и отличать один диалект от другого, позволять человеку не питаться и жить едва ли не вечно, давать ему сверхъестественные силы — невидимость, невосприимчивость к повреждениям и даже телепортацию.

А еще у злодея есть огромный робот, которого, однако, он не может пилотировать. Но не беда — в этом ему помогает мальчик, могущий воскресить человека, умершего двадцать лет назад, и превратить его в неостановимую машину для убийства, а также сотворить из ничего огненного кита, способного уничтожить вертолет, и управлять роботом, у которого нет системы управления, и непостижимым образом удалять паразитов из голосовых связок. У Кодзимы в рукаве оказалось целых два deus ex machina — не многовато ли?

Но с мальчиком еще не всё. Он не говорит и вообще не проявляет никакого характера, он полностью подчиняется тому, у кого в конкретный момент крепче злоба, концентрированнее ярость, сильнее обида. А мальчик настолько могуществен, что контролирует, можно сказать, всё в мире, и в кульминации он бросает Черепа, ломая все его планы, и перебегает к Ликвиду.

Из-за этого мальчика MGS V сводится к какому-то невероятно глупому чемпионату по «ангсту» — чемпионату, в котором, само собой, верх одерживает подросток. И это похоже на сюжет третьесортного аниме.

Апокриф: Metal Gear Solid V. Провал Кодзимы как сценариста

► «. то мы в аниме, сынок». Вся философия MGS V сводится к «невозможное возможно, когда ты злишься достаточно сильно».

А знаете, что еще есть типичнейший для жанра сёнэн ход? Создание копии себя. Не клонирование, а именно копирование в другого человека своей, так сказать, сущности (с последующими шокирующими откровениями вида «я не я»), как в той же Final Fantasy VII.

А еще, например, манипулирование памятью, которым похваляется Оцелот, называя это «двоемыслием» (Оруэлл вертится в гробу, не иначе). «Сейчас я это все знаю, а потом забуду, чтобы через некоторое время снова вспомнить» — это вообще вся суть второй арки стремительно скатывающегося на дно Death Note.

Серия MGS всегда балансировала между серьезностью и легкомысленностью, но MGS V исключение из этого правила: истерично-трагический тон игры почти ничто не разбавляет, тут очень мало смешных диалогов, хохм и заигрываний с четвертой стеной, к которым поклонники успели привыкнуть. На фоне этой натужной серьезности использование дурацких анимешных сюжетных ходов — настоящая дикость.

Апокриф: Metal Gear Solid V. Провал Кодзимы как сценариста

Апокриф: Metal Gear Solid V. Провал Кодзимы как сценариста

► Весь пролог состоит из надрывных попыток показать серьезность и взрослость игры. Как Кодзима это делает? Больше крови! Больше страданий! Больше жестоких убийств!

Кодзима неоднократно говорил, что темы MGS V — «месть» и «раса». Вторая глава называется Race — однако расовые вопросы в ней не затрагиваются даже мимолетно (я уж было подумал, что неправильно трактую слово «race», однако гонок в MGS V тоже не нашлось). Что оставляет нас с одним лейтмотивом.

«В мести нет ничего хорошего», — утверждает игра. Мысль примерно столь же глубокая, как «ребята, давайте жить дружно» кота Леопольда. Череп мстит английскому языку, герои мстят Черепу. Но не совсем. MGS V даже не пошла до конца в раскрытии темы мести: как выясняется, Череп планирует разломать весь мир, поэтому, расправляясь с ним, мы фактически этот самый мир спасаем.

Апокриф: Metal Gear Solid V. Провал Кодзимы как сценариста

► Символ «Макдональдса», у которого Череп позаимствовал маску, чтобы выглядеть еще нелепее.

Где обещанное «превращение героя в демона»? Снейк всю игру только и делает, что выручает людей: Каза, кибернетика, Эммериха (с некоторыми оговорками), моджахеда, лазутчиков, Ликвида, находящихся под угрозой животных, африканских детей, а в финале и весь мир. Затем, избавив неизлечимо больных солдат от мучений, он предотвращает распространение мутировавших паразитов и спасает мир повторно.

В действиях нашего героя нет ничего предосудительного, даже пытки устраивает в первую очередь Миллер, а Снейк проявляет недюжинную гуманность, даруя Хьюи жизнь. Да такому герою надо памятник ставить!

Апокриф: Metal Gear Solid V. Провал Кодзимы как сценариста

► Миссия, где нужно убивать превращающихся в зомби солдат, не вызывает никакого душевного отклика: у них нет индивидуальности, это просто набор характеристик да список языков.

Где обещанные Кодзимой табуированные темы, которые якобы могли сделать его персоной нон грата в индустрии? Ну хорошо, Миллер и Оцелот балуются пытками (хотя это, к слову, детский лепет по сравнению с тем, что в GTA 5 надо делать игроку), что прежде было прерогативой злодеев. И это всё? Потому что с детьми-солдатами игра обходится как с цветами жизни, заставляя героя их холить и лелеять.

Где это неведомое нечто, чего никто еще не делал в индустрии и что возможно только в играх? Почему у Кодзимы после всего этого вранья нос не пробил ткань реальности?

Отдельным пунктом в списке того, что Кодзима успел наговорить про MGS V, стоит вопрос Тихони. Когда дизайнер персонажей Ёдзи Синкава упомянул, что его попросили сделать ее «более сексуальной», поднялась шумиха, и Кодзима написал в «Твиттере» гневный ответ: мол, когда мы узнаем, почему она так оголяется, «нам будет стыдно за свои слова и поступки».

И что же это за причина? Паразиты, сынок.

Апокриф: Metal Gear Solid V. Провал Кодзимы как сценариста

► За кодзимовские ракурсы камеры стыдно должно быть тоже нам, судя по всему.

После того как Ишмаэль в начале игры сжигает Тихоню, ей приходится прибегнуть к волшебным паразитам, которые не просто возвращают ее к жизни, но и дают чудо-силы. Благодаря им она усваивает все нужное для жизни кожей, поэтому обнажается и радуется солнышку и дождику. Ну что, стыдно нам?

Мне вот очевидно, что Кодзима просто хотел видеть в игре полуголую девицу, а затем притянул за уши топорное оправдание ее наготы. И мне кажется, что стыдно должно быть ему. Особенно учитывая, чем обусловлена вторая характеристика героини — молчаливость.

В ней, видите ли, сидят злые паразиты, которые активизируются и всех перезаразят, если она заговорит по-английски. Это единственная причина. Ей ничто не мешает говорить на других языках (она это делает в игре), ничто не мешает писать, общаться жестами или хотя бы мычать азбукой Морзе, но она этого не делает. Почему?

Ради дешевой драматичности, разумеется, как и всё в этой игре. Почему она ведет себя как ребенок под дождем, почему ее поведение в целом такое странное, когда она живет со своими паразитами от силы пару месяцев, а до этого всю жизнь была обычным «говорящим» человеком (и вообще умелой убийцей)?

Потому что directed by Hideo Kojima.

Апокриф: Metal Gear Solid V. Провал Кодзимы как сценариста

► В «фантомном» эпизоде из коллекционки Снейк после взрыва гранаты перестает различать цвета. Сколько он ни переживал раньше травм по ходу игры, ничего подобного не случалось, и здесь это явно лишь для того, чтобы искусственно нагнетать обстановку.

Но худшее, что есть в игре, — это концовка. Ее Кодзима, по всей видимости, планировал сильно заранее, ведь миссию с госпиталем нам показали, еще когда The Phantom Pain не называлась MGS V. Эта игра изначально была одной большой обманкой, нам с самого начала врали, обещая связующее звено между Peace Walker и Metal Gear. Вся The Phantom Pain посвящена не Биг Боссу, а совершенно иному, безымянному, персонажу, которого, пока он лежал в коме, гипнотически убедили, что он Биг Босс.

Уже это заставляет опустить руки. Гипноз? Кодзима серьезно пытается сказать, что не просто факты, а все воспоминания и весь жизненный опыт одного человека (тоже лежащего в коме) можно просто взять и, извините, втереть другому? И это после того, как MGS 4 устами самого Биг Босса прямо заявила: «They’ve never managed to control people at will. Let alone turn one person totally into another».

Апокриф: Metal Gear Solid V. Провал Кодзимы как сценариста

► В Ground Zeroes медик был белым человеком с конкретным лицом. Возможность его переделать в The Phantom Pain — потрясающий прецедент: игра «ретконит» собственный пролог.

И ведь зачем это? Чтобы объяснить двойную смерть Биг Босса в первой и второй MG? И всё? Но это не поможет сюжету первого Metal Gear — ему вообще ничто не способно помочь, он противоречит сам себе. Даже с объяснением, что, дескать, Босс-заказчик и Босс, которого Солид Снейк убивает в конце игры, — разные люди, сюжет не сходится.

Во-первых, зачем Боссу заказывать своего двойника (дважды: до Снейка он послал своего лучшего агента Фокса), во-вторых, в то, что он настолько недооценивал собственного клона, вдобавок носящего то же кодовое имя, поверить просто невозможно.

И MGS V это никак не растолковывает; после того как наш Веном узнает от Биг Босса правду, действие тут же переносится на десяток лет вперед в Outer Heaven, и он, разбив стекло, молча отправляется умирать от рук Солида Снейка, не удостоив нас объяснением, зачем все это было нужно.

MGS V должна была стать историей Биг Босса, легенды, «человека, что продал мир», а в итоге он появился в кадре мельком и поспешно отправился куда-то заниматься. чем? И зачем? И как? Мы не видим основания Outer Heaven, не узнаем, как Биг Босс возглавил «Фоксхаунд», как он тренировал Солида Снейка.

Мы не видим превращения Биг Босса в того неприятного типа, которым он предстает перед нами в Metal Gear 2, где развязывает войны с окружающими странами и растит осиротевших детей, чтобы использовать их в качестве пушечного мяса в следующей бойне. В MGS V Веном старается уберечь детишек от насилия, а Биг Босс в MG 2, напротив, намерен натренировать их и выпустить на поле боя (и их, кстати, Солид Снейк может убить без мгновенного Game Over, — и кто тут теперь демон?).

Апокриф: Metal Gear Solid V. Провал Кодзимы как сценариста

Апокриф: Metal Gear Solid V. Провал Кодзимы как сценариста

► Так, ты Ахав, я Ишмаэль. Вот тебе еще огромный кит прямо в лицо. Что, ты еще не понял, что Кодзима любит «Моби Дика»? Ну тогда: This is Pequod! This is Pequod! This is Pequod!

И ведь, что самое смешное, все эти сюжетные ходы и темы уже использовались!

В MGS 4 герои гонялись за телом Биг Босса лишь для того, чтобы в конце узнать, что сам он живехонек, а труп принадлежит его двойнику. В MGS 2 идея, что кто угодно может стать Снейком и повторить его поступки, лежала в основе всей миссии Райдена — притом раскрывалась там куда полнее и была на самом деле уместна в рамках того, чему посвящена игра.

Потеря голоса — та же MGS 2, где «патриоты» посредством наномашин устраивали выборочную цензуру. Пытки показывались в MGS 3 — правдоподобно и жестоко, не то что тут. Слезливая история тяжелого детства Черепа — то же самое, что мы уже слышали о членах Beauty and the Beast в MGS 4. Детьми-солдатами вообще вся серия усыпана, словно лес грибами после дождя, — от все тех же Beauty and the Beast до Фокса и Райдена.

MGS V демонстрирует полнейшую творческую несостоятельность Кодзимы как сценариста — он погряз в самоповторах, он не в силах сказать ничего вменяемого на темы, которые самым поверхностным образом затрагивает в своих новейших играх, он разбрасывается громкими обещаниями и не сдерживает их, он городит реткон за ретконом в погоне за драматичностью, уродуя то хорошее, что делал ранее.

Кодзима — не мессия игрового мира. Кодзима — это Питер Молинье, это Джордж Лукас.

Апокриф: Metal Gear Solid V. Провал Кодзимы как сценариста

Мне хотелось бы закончить пожеланием Кодзиме отойти от дел (он же собирался покинуть индустрию в случае провала его табу-проекта — самое время!) и уступить режиссерское кресло своим протеже, но, как показала ситуация с Metal Gear Solid: Rising, выпестованные им разработчики сами ничего толком не могут. Лучший Metal Gear последних десяти лет, Revengeance, создавался почти без участия Кодзимы.

Хидео Кодзима, бессменный сценарист, режиссер и худрук серии Metal Gear Solid, чуть ли не после каждого завершенного проекта срывает с себя шапку, бьет кулаком в грудь и гордо утверждает: «Я все сказал, устал и ухожу». Тем не менее история шпиона Снейка (вернее, Снейков) растянулась на семь великолепных игр, в ходе которых Хидео поднимал темы человеческой памяти и ДНК, ядерного сдерживания, ошибок истории, всемирного разоружения и будущего нашей планеты. В преддверии выхода восьмой канонической части сериала, Peace Walker, мы вспоминаем, что происходило в MGS эти двадцать три года.

Metal Gear (1987)

До 1987 года Хидео Кодзима успел поработать лишь над двумя играми: аркадой Penguin Adventure (в качестве помощника режиссера) и собственным проектом Lost World, который забраковали боссы Konami. Таким образом, Metal Gear — первая его игра, которая чуть ли не четверть века назад заложила основы стелс-экшенов: герой начинал свой путь без оружия, прятался по углам и вдумчиво изучал поведение патрулей.

Снейк, попутно получая приказы от некоего Биг Босса, три часа кряду исподтишка бьет террористов по темечку, пока, наконец, не приходит к хитрому плану: добровольно сдается врагу и попадает в камеру аккурат рядом с задержанным Фоксом. Тот рассказывает, что Metal Gear — это военный робот, а его изобретатель, доктор Петтрович (с клюквой у MGS с самого начала было все в порядке), томится где-то неподалеку и вроде бы обещает рассказать своему спасителю, как уничтожить смертоносную машину. Выбравшись из заточения и в конце концов выбив у доктора нужную информацию (террористы держали в заложниках дочь Петтровича, пришлось спасать и ее), Солид Снейк благополучно взрывает ходячий танк… и оказывается, что это еще не конец. На сцену выходит Биг Босс, начальник Снейка, который, как оказалось, работает на два фронта. Всадив пулю ему в лоб, Снейк взрывает Outer Heaven и сбегает.

Metal Gear 2: Solid Snake (1990)

Так уж вышло, что в мире существует два сиквела Metal Gear. Первый называется Metal Gear 2: Snake’s Revenge, и разработали его для американского рынка. Механика там извращена (по сути, игра превратилась в изометрический экшен), а в сценарии — невообразимый бред, где Солида Снейка низвели до уровня Рэмбо, бегающего по джунглям с автоматом. Сюжет Snake’s Revenge официально призван неканоническим, но, по иронии судьбы, в 90-е большинство игроков ознакомились именно с этой версией: во-первых, она вышла на NES, которая стояла дома у каждого школьника, во-вторых — была на английском.

Настоящее же продолжение, Metal Gear 2: Solid Snake, которым занимался сам Кодзима, вышло только на MSX2 и только в Японии. Снейка, ушедшего в отставку, вызывает на особое задание Рой Кэмпбелл, новый начальник FOXHOUND. В вымышленном государстве Занзибар похитили доктора Кио Мавра, изобретателя устройства по очистке нефти. Уже на месте выясняется, что террористы замешаны и в строительстве новой модели Metal Gear. Более того, Биг Босс выжил после заварушки в Outer Heaven и лично руководит операцией, а пилот нового ходячего танка — наш старый знакомый Грей Фокс. Взорвав Metal Gear, Снейк дерется с Фоксом на минном поле и побеждает. И снова под занавес объявляется Биг Босс, чтобы второй раз умереть от руки героя.

Конечно, от Solid Snake ждали в первую очередь еще немного шпионских приключений и интриг, но Кодзима тем не менее потихоньку развивал жанровые изобретения: ко второй части Снейк, например, научился падать на брюхо и отвлекать охранников шумом.

Metal Gear Solid (1998)

После событий Metal Gear 2 Солид Снейк заделался отшельником и живет на Аляске. По странной случайности неподалеку, на острове Шэдоу Мосес, поднимают восстание бывшие сотрудники FOXHOUND, среди которых — террористы с именами Ликвид Снейк и Револьвер Оцелот. Грозясь выпустить ядерные ракеты на Белый дом (в этом им должен помочь новый Metal Gear с кодовым именем Rex), они требуют, казалось бы, сущую безделицу: выдать им останки Биг Босса. Солид Снейк по просьбе старого начальника Роя Кэмпбелла берет это дело на себя.

В Metal Gear Solid наконец становятся более-менее понятны «родственные» связи центральных персонажей: Биг Босс, легендарный воин, послужил генетической основой для солдат-клонов, в числе которых — Солид и Ликвид Снейки. Револьвер Оцелот помогает Ликвиду, преследуя, впрочем, и собственные цели (в разговоре с Солидом он говорит, что мечтает возродить былое величие России). Кроме того, в MGS герой сдружится с создателем Metal Gear Rex, Отаконом, а также повстречает старого знакомого, Грея Фокса, и еще раз убьет его.

Номинально в Metal Gear Solid две концовки: в зависимости от того, выдержит ли герой пытки Оцелота, попав в плен, выживет или умрет Мерил, боевая подруга Солида. Но это не то чтобы важно, главное — Снейку удастся обезвредить Rex, причем не без помощи Грея Фокса, который снова выжил, но, спасая старого друга, погибает окончательно. Единственный уцелевший к концу игры член FOXHOUND — Револьвер Оцелот, который, впрочем, лишается руки. Ликвид Снейк погибает, а Солид подхватывает малоизученный вирус FOXDIE.

Хидео Кодзима не зря тянул с продолжением восемь лет: он всегда уповал на то, что приставки чисто технически не позволяют ему реализовать все задуманные идеи, и мощности PlayStation ему тоже не хватило. Однако Metal Gear Solid стал по части режиссуры и размаха новым стандартом в индустрии (и заставлял взрослых волосатых мужчин плакать на финальных титрах), несмотря на то, что сам по себе стелс, если подумать, недалеко ушел от оригинальных Metal Gear. Шесть лет спустя на GameCube появится ремейк The Twin Snakes — практически точная копия игры, за тем исключением, что постановкой кат-сцен там занимался другой режиссер.

На случай, если вы запутались в сюжетной последовательности всех эпизодов MGS, приводим вам список игр в хронологическом порядке.

  1. Metal Gear Solid 3: Snake Eater (главный герой — Биг Босс)
  2. Metal Gear Solid: Portable Ops (главный герой — Биг Босс)
  3. Metal Gear Solid: Peace Walker (главный герой — Биг Босс)
  4. Metal Gear (главный герой — Солид Снейк)
  5. Metal Gear 2: Solid Snake (главный герой — Солид Снейк)
  6. Metal Gear Solid (главный герой — Солид Снейк)
  7. Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (главный герой — Райден)
  8. Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots (главный герой — Солид Снейк)

Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (2001)

Три года спустя Metal Gear Solid вновь брал новые высоты в режиссуре видеоигр (серия перебралась на PlayStation 2, но Кодзиме, кажется, недостаточно было и этого). От одной только вступительной сцены, в которой Снейк, разбежавшись, прыгал с моста Джорджа Вашингтона, бежали мурашки по коже. Потом, впрочем, оказывалось, что в Sons of Liberty хватает довольно странных решений — как сценарных, так и дизайнерских.

Солид Снейк, заручившись поддержкой Отакона, выслеживает новые Metal Gear — не имеет значения, кто ими владеет и для каких целей они построены: если такое оружие появляется в мире, его лучше уничтожить. Взломав сайт Пентагона, Отакон узнает об очередной версии роботанка, транспортируемого на военном танкере. Снейку нужно получить лишь подтверждение того, что Metal Gear существует, — впрочем, аккурат в тот момент, когда он пробирается на корабль, его захватывают русские террористы. А затем объявляется Револьвер Оцелот и топит танкер вместе со Снейком.

Остальные события игры разворачиваются через два года: Солид Снейк, конечно, выжил, но играем мы теперь за Райдена, новичка FOXHOUND, которого Рой Кэмпбелл отправляет с заданием на очистительный завод Big Shell, — и ни с того ни с чего объявившийся новый главный герой изрядно раздражал.

Тем не менее MGS — это MGS. От кат-сцен снова захватывало дух, а сценарные вывороты не раз заставляли подпрыгнуть на стуле. Так, выяснялось, что Солидус Снейк, третий, совершенный клон Биг Босса, занимает пост Президента США, за всеми правительственными решениями Америки стоит организация так называемых «Патриотов», а Револьвер Оцелот пересадил себе руку покойного Ликвида Снейка, и теперь его мучает раздвоение личности.

Переиздание Substance вышло не только на PS2, но и на PC, а также Xbox через полтора года и включало три сотни дополнительных тренировочных миссий.

Metal Gear Solid 3: Snake Eater (2004)

В третьей части MGS Хидео Кодзима решил обратиться к шпионской эстетике середины прошлого века: 1964 год, холодная война в разгаре, ядерная паранойя нарастает. После Карибского кризиса отношения между СССР и США, мягко говоря, натянуты. Русский ученый Соколов разрабатывает новый вид ядерного оружия, но, испугавшись мощи собственного творения, просит у Америки политическое убежище, а затем исчезает. На спасение ученого, в Целиноярск, отправляют Нейкеда Снейка (в будущем — того самого Биг Босса), однако он проваливает задание. Кроме того, советский полковник Вологин использует против СССР одну из ядерных боеголовок «Дэви Крокет», пытаясь обвинить в этом США. Через неделю Биг Босс возвращается в Целиноярск, уже не только ради спасения Соколова, но и ради того, чтобы доказать непричастность американского правительства к взрыву ракеты. К концу игры Снейк убивает и Вологина, и весь противоборствующий отряд «Кобра» плюс уничтожает «Шагоход», устройство для запуска ядерных боеголовок.

В дополненной версии MGS 3 под названием Subsistence случилось два важных для серии события. Во-первых, появилась свободная камера (до этого она, как в самом первом MGS, была «подвешена где-то там»), во-вторых — Metal Gear 2, вошедший в состав издания, был впервые переведен на английский язык.

Metal Gear Solid: Portable Ops (2006)

Portable Ops — история становления Биг Босса, по поводу которой у фанатов случилась точно такая же истерика, как и сейчас по поводу Peace Walker: «Зачем же на PSP?» Действительно, портативный MGS (в отличие от серии Metal Gear Acid, не имеющей к каноническим событиям никакого отношения) представлял собой, по сути, полноценную игру серии, зачем-то загнанную в рамки карманной консоли.

Биг Босс уходит из подразделения FOX, но его ловят оперативники команды и сажают в колумбийскую тюрьму. Там Нейкед знакомится с Роем Кэмпбеллом, они сбегают и на пару подавляют восстание в отряде. В итоге подразделение расформировано, вместо него Снейк формирует FOXHOUND. Через год в США создадут клонов Биг Босса.

Основная особенность Portable Ops — Снейк здесь действует не в одиночку, он может набирать отряд союзников. Камера, слава богу, переехала из Subsistence.

Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots (2008)

В мире Metal Gear Solid к 2014 году планета погрязнет в войнах (они, по сути, станут единственным способом решения национальных конфликтов), причем вести их будут в основном частные военные корпорации. Для удобства контроля милитари-агентств придумана система Sons of the Patriots, которая идентифицирует бойца с его оружием на молекулярном уровне. Проще говоря, если у солдата есть винтовка, только он может ей стрелять. Ликвид Оцелот (рука убитого Снейка взяла верх над личностью Револьвера, и теперь они слились в симбиозе) получает контроль над этой системой, переименовывает ее в Guns of the Patriots и жаждет превратить весь мир в одно большое поле боя. Помешать ему — последняя миссия Солида Снейка, быстро постаревшего из-за генетических особенностей клонов.

Четвертая часть MGS задумывалась как грандиозный финал, последнее «прости», и Хидео Кодзима не соврал — он вывел всех живых персонажей саги на последний поклон, по нескольку часов уделив истории каждого. Рассказать что-то конкретное мы просто не в силах: некоторые кат-сцены Guns of the Patriots длятся по полтора часа.

Выходящая на PSP Metal Gear Solid: Peace Walker расскажет историю окончательного перехода Биг Босса на темную сторону силы. Для Кодзимы-сана это персональная «Месть ситхов»: события происходят после Portable Ops, но до оригинального Metal Gear, где Нейкед уже ходит в главзлодеях. Помимо прочего, отдельная игра ждет и Райдена, героя Sons of Liberty: до сих пор неясно, когда и про что будет Metal Gear Solid: Rising (зато игра выйдет на Xbox 360 — неожиданный шаг со стороны Konami). Но стабильные MGS-анонсы дают понять, что свою сагу Хидео Кодзима может расширять и дополнять еще много лет. Главное — не переборщить.

История Metal Gear


The rise of a Hero.

Сегодня мне хотелось бы рассказать об одной из самых известных и самых значимых игровых серий. Игры этой серии создали жанр стелс-экшен или, если более точно, Tactical Espionage Action. Игры этой серии обладают одним из самых запутанных сюжетов в истории индустрии. Игры этой серии создал один человек. Его имя Хидео Кодзима.

Давайте же для начала поговорим о самом Маэстро, да именно так вот, с большой буквы, о его биографии и творчестве. Кратко пройдёмся по всем аспектам его жизни, итак, начнём.


Хидео Кодзима – игровой дизайнер компании Konami. Родился в Токио 24 августа 1963 года, затем, в возрасте трёх лет, переехал в Кобэ(кстати, там происходит действие Snatcher) В прошлом вице-президент Konami Computer Entertainment Japan, cейчас — глава Kojima Productions. Создатель успешных игровых проектов, таких как cериал Metal Gear Solid, Snatcher, Policenauts. Также спродюсировал обе части Zone of the Enders и серию Boktai.

Когда Хидео был ребёнком, его любимой игрой были прятки. Он часто играл в них с друзьями и, вероятно, основываясь на детских переживаниях, он в будущем создал игровой жанр стелс экшн. С ранних лет его родители внушили ему любовь к кинематографу. Они заставляли его смотреть фильмы. Тогда он мало что понимал, но всё время ходил в кино. Именно поэтому детской мечтой Хидео Кодзимы было стать кино режиссёром. Сейчас он является главой конторы Kojima Productions. Кодзима автор сценария и режиссёр многих успешных игр, таких как серия Metal Gear, Snatcher, Policenauts. Так же он продюсер обоих частей Zone of the Enders и серии Boktai. Его игры можно узнать по своеобразному стилю, который заключается в передаче аспектов человеческой жизни в философской форме.
В наше время разработчики компьютерных игр, в основном, заинтересованы в коммерческом успехе игры. Они часто делают большую рекламу играм, на самом деле, не заслуживающим внимания. Геймеры часто поддаются на эту раскрутку и тратят большие деньги на “пустые” проекты. Есть ещё и другие разработчики, которые создают такие игры, которые долгое время ни на шаг не отпускают от себя геймеров. Таким образом, игроки само разрушаются. Но Хидео Кодзима совсем другой человек. Он создаёт игры не для себя, а, в первую очередь, для игроков. Он никогда не халтурит и никогда не обманывает геймеров. Его игры заставляют их задуматься над своей жизнью и над жизнью других людей. Каждая его игра – это, в своём роде, произведение искусства, не слишком продолжительное, не слишком сложное, и всегда оставляющее след в душе. В 2002 году журнал Newsweek вносит Хидео Кодзиму в список 10 людей изменивших мир, а в 2005 году по версии журнала Famitsu он занял четвёртое место в категории “Человек года”. И это не случайно.

Как уже говорилось выше, Кодзима всегда мечтал снимать кино. Но этому не суждено было сбыться. Вместо этого молодой человек сильно увлекся видеоиграми. Однажды одна игра изменила всю его жизнь. Судьбоносной стала игра Сигеру Миамото Super Mario Bross. Он решил, что возможно совместить кинематограф и видеоигры. Кодзима решил начать карьеру в индустрии видео игр. Учась на четвёртом курсе, он объявил об этом своим друзьям, коллегам и профессору. Все они отговаривали Хидео от этой идеи. Но, тем не менее, в 1986 году он присоединился к издательской конторе Конами, специализирующейся на играх для платформы MSX Yamaha. Сначала целеустремлённый сценарист никак не мог вписаться в коллектив. Раньше разработчики игр занимались всем процессом создания игры, а Хидео Кодзиму пригласили в качестве сценариста. До этого такой должности не было, и Кодзиме было сложно вписаться в коллектив. Его обвиняли в том, что у него нет никаких технологических навыков, что он не программист. Первой игрой, над которой он работал, была Penguin Adventure. Он был помощником режиссёра.

Первой игрой, которую Кодзима разрабатывал самостоятельно, была игра Lost Warld. Игра была в стиле Super Mario Bross. про девушку-бойца в маске рестлера. Конами дала Кодзиме план игры, он работал над ней полгода, но проблема заключалась в том, что он ничего не знал о программировании, не просчитывал, сколько игра должна длиться по времени, не следил за балансом. В итоге, Lost Warld была закрыта.

После этого дела пошли наперекосяк. Хидео Кодзима был единственным человеком в компании Конами, который не выпустил ни одной игры. Коллеги перестали даже здороваться с Хидео. Они говорили: “Сделай хотя бы одну игру, тогда и поговорим!” Кодзиме дали ещё один шанс. После того, как Lost Warld отменили, Хидео предложили создать “военную стрелялку”. Не смотря на то, что игра предполагалась, как шутер, Кодзима хотел сделать что-то в стиле фильма “Большой побег”, где основной задачей было не убивать врагов, а убегать и прятаться от них. Когда Хидео представил план, его начальники сказали: “Ты уже провалил один проект, а теперь пытаешься предложить странную концепцию другому”. К концу 1986 года, Кодзима понял, что такой проект слишком сложен для него, и он решил уйти из Конами. Он поговорил об этом с боссом, но тот отговорил Кодзиму и дал несколько советов. В итоге, после пары месяцев работы, игра сдвинулась с мёртвой точки.
Игровая система была готова: процесс проходил с видом сверху, и если тебя замечал противник, то над его головой появлялся восклицательный знак, и он нападал на тебя. Когда Кодзима показал своим коллегам демоверсию игры, они сказали: “Да! Это отличная игра!” После этого всё стало гораздо проще. Пройдя долгий путь, Хидео Кодзима создал свою первую игру Metal Gear.

С этого момента я перейду, уже непосредственно, к описанию игр серии Metal Gear. Сюжет для каждой игры расположен в хронологическом порядке.


Metal Gear Solid 3: Snake Eater


Дата выхода: 17 ноября 2004
Платформа: Sony PlayStation 2

1964 год. Пик Холодной Войны. В скандал вокруг размещения Советским Союзом атомных боеголовок на Кубе помимо США втянуты еще несколько держав. Задача главного героя, получившего имя Снэйк (Naked Snake, позже Big Boss), — восстановить баланс сил и предотвратить эскалацию конфликта, вот-вот грозящего перерасти в третью мировую войну. Советский ученый Соколов, занят разработкой принципиально нового вида ядерного оружия. Но, поняв всю опасность адской машины им созданной и испугавшись последствий, он просит политического убежища на Западе. Только что организованное спецподразделение Фокс, задачей которого является выполнение особо опасных заданий на вражеской территории оперативниками-одиночками без какого либо снаряжения, отправляют на территорию Целиноярска, где содержится Соколов, того самого великого агента.

Snake Eater закрывает многие сюжетные вопросы, которые встречались в других играх MGS. Например, объясняется роль "Философов" (The Philosophers - в будущем "Патриоты"), также как и многие детали жизни Биг Босса. Игра ссылается на важные события в прошлом, объясняя появление Revolver Ocelot, впервые представленного в Metal Gear Solid.

Скрытый текст:




Metal Gear Solid: Portable Ops


Дата выхода: 21 Декабря 2006
Платформа: PSP

В 1970, через 6 лет после операции Snake Eater, Нейкед Снейк (Биг Босс) уходит из отряда ФОКС. Пара-Медик (Para-Medic) сообщает Биг Боссу, что его бывшие товарищи из спецподразделения Фокс начали мятеж, и что его объявили виновным в измене. Снейк должен пробиться через многочисленных врагов, победить мятежников и уничтожить Эксперементальную модель ядерного оружия - Metal Gear, а также спасти группу солдат. Позже они будут основой для отряда Фоксхаунд. В конце игры также объясняются мотивы Биг Босса по созданию «Внешних Небес» и также немного информации по созданию «Патриотов»

Скрытый текст:





Дата выхода: 12 июля 1987
Платформы: MSX2, NES, PC MS-DOS, Commodore 64, Мобильный телефон

В 1995 году, 200 км к югу от Галсбурга, Южно-Африканская нация "Внешние Небеса" взята под контроль наёмников. Позже, мир узнал, что в крепости "Внешние Небеса" было сконструировано оружие массового поражения. Правительство США приказывает специальному отряду Фоксхаунд проникнуть в крепость и устранить угрозу. На операцию под кодовым названием "Operation: Intrude N312" отправляется оперативник Фоксхаунда Грей Фокс. Через день, после его проникновения во "Внешние Небеса" с ним теряется связь. Его последней передачей были слова "METAL GEAR. ".

Другой боец, новичок Солид Снейк, получает приказ от главы Фоксхаунда, Биг Босса, задание - найти пропавшего Грей Фокса и успешно завершить его миссию. После того, как Снейк проник во "Внешние Небеса" он узнаёт про ядерное оружие Metal Gear, и то как его уничтожить. После череды сражений с наёмниками, которые защищали крепость, и уничтожения защитного электрического поля окружающего Metal Gear, Снейк таки побеждает робота. После этого он встречает человека, главу "Внешних Небес" Им оказывается командир Фоксхаунда, Биг Босс. Биг Босс активирует самоуничтожение крепости, но Солид Снейк побеждает его, успевая убежать из разрушающейся крепости.

Скрытый текст:




Metal Gear 2: Solid Snake


Дата выхода: 19 июля 1990
Платформы: MSX2, Мобильный телефон

В 1999 Холодная Война окончательно спала. Главные ядерные державы начали ядерное разоружение, тем самым создавая светлое начало для 21 столетия. Несмотря на это, не всё было так хорошо в мире. Серия коллапсов, связанных с нефтью подтолкнула правительства на разработку альтернативных источников питания, в том числе и ядерного. Тем не мение большинство машин работали на бензине. Новое решение данной проблемы было представлено в Праге, Чешским учёным др Кио Марвом (Dr. Kio Marv). Специальные нанороботы, которые могли производить нефтяные гидрокарбонаты. Но др. Кио Марв был похищен силами, принадлежавшим вооружённой нации Занзибар Ленд (Zanzibar Land).

Солид Снейк послан, чтоб спасти учёного. В последствии он узнаёт, что Лидер этой нации планирует взять весь мир в заложники, посредством изобретения др. Кио Марва, и угрозы ядерного оружия (нового типа Metal Gear). Главой Zanzibar Land является никто иной как Биг Босс, и его новый подчинённый, старый друг Солида Снейка, Грей Фокс. Снейк снова уничтожает Metal Gear и убивает Биг Босса. После окончания миссии Снейк уходит из Фоксхаунда и скрывается на Аляске, чтобы уединиться.



Приветствую. 2015-й год, помимо всего прочего, стал для меня годом знакомства с серией Metal Gear, когда я, испытывая любопытство по поводу того, откуда столько хайпа вокруг The Phantom Pain, решил прикоснуться к сему творению. Начав с топиков и видео, посвящённых истории серии, я постепенно всё больше погружался в ЛОР и вселенную, смотрел катсцены и прохождения, и сейчас сам потихоньку осваиваю Sons of Liberty и Snake Eater.


За год я познакомился со множеством мнений и взглядов относительно франшизы, в том числе и на довольно спорный The Phantom Pain. И сегодня, основательно наглотавшись спойлеров, я хотел бы провести не совсем стандартный разбор сюжета последней на сегодняшний день части.

Проходя Snake Eater, я решил также затронуть портативные продолжения и посмотреть, как развивается тема с Босс там. Прежде всего, я словил фейспалм от того идиотского шрама, что наносит себе Биг Босс в Pease Walker. А Паз, которая по пять раз повторяет, какой она ангел и студент, не внушает мне большого энтузиазма к знакомству. Далее, отойдя от культурного шока, я в своём ахронологическом порядке перескочил на Portable Ops, решив таки взглянуть, а что делали с серией сторонние авторы.


Я честно думал, что это будет какая-то филлерная пустышка, набор миссий, где сюжет сведётся к оправдыванию того, зачем Снейк вообще куда-то полез. Но, к моему удивлению, история в Portable Ops оказалась не так уж и плоха. Да, это не авторское откровение и звёзд с неба не хватает, но это вполне цельный, законченный сценарий, с какой-никакой идеей и моралью, который, в общем, держит планку серии.

И, к ещё большему удивлению, вернувшись после этого к разборам The Phantom Pain, я заметил, что в новой части есть целый ряд сюжетных ходов и поворотов, заметно отдающих Portable Ops. Чтобы не быть голословным, далее я приведу наглядные примеры с минимумом личных домыслов: только голые факты и сюжетные моменты, схожие для обоих историй. По пунктам сравню оба сюжета, так сказать, side by side.

И, да, будут спойлеры, много их. А теперь, когда все точки расставлены, приступим!

I thought you died alone. A long, long time ago

Снейк думал, что он мёртв, но на самом деле его спасли спецслужбы, держали под колпаком и ставили над ним эксперименты все эти годы, пока он ждал возможности убить Биг Босса. Знакомо? Как выдумаете, откуда это? Из The Phantom Pain? Из Portable Ops? Правильный ответ — из обоих.


В Phantom Pain одним из наших основных противников становится Man on Fire — неудержимая боевая машина, сжигающая всё на своём пути. Полковник Евгений Волгин был побеждён Снейком в ходе операции “Snake Eater”. Двадцать лет он находился в коматозном состоянии, поддерживая в себе жизнь лишь жаждой мести. Теперь тело объято пламенем, а его главная цель — смерть Снейка любой ценой. Своими внешностью и манерой поведения он отсылает к назгулам из “Властелина колец”.

В Portable Ops нас встречает Питон — солдат, воевавший вместе со Снейком во Вьетнаме. В ходе миссии он получил травмы, которые лишили его тело способности к регулированию температуры, из-за чего в какой-то момент он должен был, буквально, сгореть заживо. И лишь благодаря костюму, снабжающему его тело жидким азотом, он продолжает жить. Этот же костюм позволяет ему замораживать всё вокруг себя. ЦРУ держит его при себе как антипода Снейка, оружие против Биг Босса. Его бледная кожа и иглы, торчащие из лысого черепа, отсылают к Пинхеду из “Восставшего из Ада”.


Получается в чем-то комичная ситуация: два зеркально отражающих друг друга персонажа из двух разных игр от двух разных авторов, суть которых примерно одна и та же. При этом Питон действует и ведёт себя адекватно, оставаясь солдатом даже в травмированном состоянии. Man on Fire же может лишь тупо переть вперёд… Либо не переть вперёд. Проработка персонажа!

Oh no, not me! I never lost control!

Теперь перейдём к чему-то куда более существенному. Носителям псионических сил, которые в обоих историях играют ключевую роль и, по сути, двигают весь сюжет.


В Portable Ops мы сталкиваемся с Элизой, она же Урсула — псиоником с раздвоением личности. Она умеет читать мысли, предсказывает будущее и обладает теликинезом. Также Элиза выступает невольной союзницей главного злодея и по совместительству помогает Снейку. Используя свои псионические способности, именно она пилотирует местный Metal Gear и является, как отзывается о ней Джин, лучшим возможным пилотом. Ничего не напоминает?

В Phantom Pain нашим противником оказывается “Третий ребёнок” — псионик исключительной силы, который точно также помогает главному злодею, неотрывно следует за Снейком и пилотирует Сахелантропа, так как, по мнению Черепа, является лучшим возможным пилотом.


При этом, в данном отношении, сюжет Portable Ops оказывается даже адекватнее The Phantom Pain. Хотя бы потому, что Элиза далеко не такая имба, какой является “Третий ребёнок”, чьи способности ограничены лишь фантазией сценариста. И ещё потому, что в плане взаимодействия персонажей, Джину, в отличие от Черепа, хватило мозгов, чтобы допустить, что подконтрольный ему псионик-неадекват может его кинуть. И тут мы переходим к очередному пункту.

I laughed and shook his hand

Золотой фонд цитат

Перейдём к тому, что является изюмом любого MGS — антагонисты. Что же мы имеем в данном случае?


Как Череп, так и Джин оба являются частью оперативной группы FOX. В 1970-ом году Джин возглавляет восстание FOX с целью воплотить своё видение воли Босс. С 1975-го года Череп, имея под своим контролем подразделение XOF, восстаёт против “Шифра”, они же “Патриоты”, с целью воплотить своё видение… Правильно, воли Босс!

Вся их мотивация сводится к: “Я лучше уловил смысл послания Босс, чем вы! Вы просто ничего не панимаити! Вы не прохавали жизнь, как прохавал её я!” И оба используют Metal Gear и ядерное/биологическое оружие с целью выстроить новый мировой баланс сил, основанный на хаосе и страхе.


Оба антагониста обращаются к Биг Боссу, как к своему побратиму с речами в духе: “Мы с тобой так похожи! Я хочу, чтобы ты увидел мир, как вижу его я! И именно поэтому я отдам тебе свои средства/покажу своего демона!”

И, на закуску: на мой взгляд, дизайн Миллера в The Pantom Pain слизан с дизайна Джина почти полностью, так же как его поведение и манера речи в выступлениях перед солдатами.

He said I was his friend

От антагонистов переходим к ролям второго плана, которые, в обоих случаях, также по-своему двигают сюжет.


В Portable Ops в списке наших контактов оказывается некий “Призрак”, который, на самом деле является выжившим профессором Соколовым, который оказывается вывезен из СССР в Соединённые Штаты и помогает Джину строить Metal Gear, параллельно с этим поддерживая связь со Снейком, помогая тому остановить разрушительную боевую машину.

В The Phantom Pain Хьюи Эммерих также играет на два лагеря, помогая Черепу строить Сахелантропа, при этом не забывая время от времени позванивать Боссу. Разница лишь в том, что он оказывается ещё более гнусным и трусливым, чем Соколов.


И, если уж мы заговорили об учёных, то стоит упомянуть и об экспериментах. В обоих историях Биг Босс сталкивается с будущими Грей Фоксом и Ликвидом, в юные годы известных как Нуль и Илай. Оба считают себя идеальными солдатами, способными превзойти любого, а потому оба не слишком удачно пробуют бросить вызов Снейку.

You’re face to face with The Man Who Sold the World

А теперь переходим к самому “вкусному” пункту, к вишенке на торте. Даже те из обзорщиков, что раскритиковывают The Phantom Pain и ярко указывают на его недостатки, в большинстве своём продолжают хвалить 43-ю миссию, превознося её, как образец выдержанной атмосферы и крепкой постановки.


Я не стану с этим спорить. Мой вопрос в другом: действительно ли эта сцена настолько оригинальна и неожиданна? Действительно ли такое мог написать только маэстро Кодзима?

Просто посмотрите эти две сцены и сравните их сами.

Бессмысленная массовая резня простых солдат, единственный выживший рядовой, умирающий на руках у Снейка, Биг Босс, с воплем отчаяния падающий на колени посреди окровавленных трупов. Всё это было в Portable Ops, за девять лет до The Phantom Pain. Тот, кто не видит в этих двух разных сценах сходства — пусть первый выколет мне глаз!

И, хоть я и предвижу комментарии о том, что не по назначению использую ночной горшок, я скажу, что, на мой взгляд, сцена из Portable Ops более содержательна в плане заложенного в ней смысла.


Джин демонстрирует Снейку, как страх может превратить даже достойнейших людей в тварей, всаживающих друг другу ножи в спину. Страх — это то, что двигало ЦРУ, когда они посылали Босс на смерть. Он показывает Снейку, что смерть Босс — это ответственность не какой-то конкретной организации или личности, а всего человечества.

А что мы видим в The Phantom Pain? Как героический Биг Босс в очередной раз спасает мир, вновь надрывая душу?

I gazed a gazeless stare

В заключении я бы хотел выразить кое-какие личные мысли по этому поводу. Я понимаю, что, наверно, у кого-то уже чешутся руки кинуть в комментарии картинку с Дмитрием Киселёвым (и, скорее всего, так и будет), но подумайте сами: хотя автором сценария и режиссёром Portable Ops был не Кодзима, это всё ещё игра от Kojima Productions.

И на протяжении всего периода разработки, Хидео-сан, как генеральный продюсер и главный идеолог серии, получал на свой стол абсолютно все имеющиеся у сценаристов концепции и наработки, прежде, чем они шли в производство. Он всё ещё “отец” этой игры, даже если она “бастард”. Он не может не знать, что происходило в PO. Особенно учитывая, что курирование серии, которая существует более двадцати лет, требует определённого умения запоминать и аналитических способностей.


То, что я привёл в этом материале — это ведь не сцена, слямзанная с какого-то фильма и не образ, выписанный из книги. Это сцены, повторяющие сюжетные ходы и повороты из игры его серии от сторонних разработчиков внутри его собственной, мать его, студии!

Даже, если представить, что разработчики PO, профессиональные сценаристы, — бездари, которые сами бы такого не смогли и это Кодзима-гений все удачные идеи нашептал, то что же этот гений повторяется в The Phantom Pain? Неужто все ждут от MGS повторяющихся сценарных ассетов, как в какой-нибудь CoD? Не означает ли это, что господин постмодернист слегка проваливает свою миссию?


Моё мнение таково, что Кодзима прекрасно сработал в качестве продюсера: на протяжении всего периода разработки он продвигал PO как важную часть ЛОРа, дающею ключи к пониманию истории MGS4. Когда же игра вышла и проект окупился, а Хидео получил свои отчисления, то он тут же поспешил закрыть лавочку, объявив, что Portable Ops идёт параллельно канону, отправив таким образом всю работу сценаристов на свалку истории.

А теперь, когда минул 2015-й и PO уже почти десять лет, её можно смело рвать на части, вытаскивая от туда любые сюжетные решения. В конце концов, кто ещё помнит этого забитого в пыльный угол заморыша, а?

Ещё раз повторюсь: как продюсер, как бизнесмен, Кодзима сработал безупречно, но, если смотреть с “человеческой” точки зрения, то я считаю, что так унижать и эксплуатировать чужой труд, а затем с пафосом рассуждать о единстве и сопричастности всех людей — это свинство и лицемерие. Прошу прощения, но мне сложно назвать это по-другому.

Читайте также: