Lisa время прохождения

Обновлено: 06.07.2024

Бывают такие моменты, когда объективно оценить игру не получается. Да, ты знаешь обо всех её недостатках, но все равно получаешь искреннее удовольствие от процесса. Взять тот же Skyrim. Если оценивать его «профессионально», то в глаза бросится невероятная куча багов, мыльные текстуры, устаревший движок, и достаточно слабая RPG составляющая. Но мы-то в него играли. Знали всё это и играли. И было же хорошо. Некое теплое чувство, которое Skyrim оставлял, не давало нашему внутреннему эстету трезво оценивать происходящее, потому что здесь мы находили тот игровой опыт, который не могли найти где-то еще.

Какое отношение это имеет к нашей сегодняшней теме? Ну… во многом это касается и Lisa: The Painful. Очень странная, созданная в RPG Maker, неказистая и далеко не самая «графонистая» игра по какой-то причине невероятно популярна в узких кругах. Если вы хоть однажды интересовались сферой инди-проектов, то, вероятнее всего, слышали о ней. Чем же она привлекла внимание общественности? Ну, я попытаюсь вам рассказать.


Странности начинаются еще с главного меню. Ну, я бы не назвал выбор из трех действий на простом синем фоне чем-то странным, если бы в правом нижнем углу в петле не висела девочка. Что ж… это и есть Лиза, выросшая с поистине отвратительным отцом девочка, которая не выдержала тяжести бытия, решила покинуть наш мир, и, как следствие, натворила больше, чем могла себе только представить (если хотите подробней узнать историю о тараканах в её голове, то можете ознакомиться с приквелом Lisa: The First, мы же на нем останавливаться не будем).

Брэд, главный герой игры и по совместительству брат ныне покойной Лизы, как-то пережил весь творящийся вокруг него ужас. Опустошенный человек, который не может отделаться от преследующего его чувства вины за смерть близкого человека, находит утешение в выпивке и наркотиках, помогающих ему бороться галлюцинациями прошлого. Усугубляется ситуация и тем, что человечество проживает своё последнее поколение, ведь после загадочных событий в мире не осталось ни одной женщины.

Осознав, что будущего у людей больше нет, одни тихо спивались, а другие (их, кстати, подавляющее большинство) становились безумцами, которые любой ценой хотели выжать все из последних лет своей жизни. Среди всего этого сумасшествия Брэд неожиданно находит младенца… девочку, последнюю надежду павшего мира. Главный герой мог бы отдать младенца под защиту главной местной банде Рандо, однако Брэд видит в ней не спасение всего человечества, а второй шанс. Так, вместе со своими друзьями детства, он растит и оберегает девочку несколько лет, пока в один момент её не похищают. С этого момента и начинается наш путь.


Сюжет — первое, что причислят к плюсам фанаты Lisa: The Painful. Самобытная история, альтернативы которой я не знаю. Депрессивность, сюрреалистичность и безысходность, в тандеме с потрясающим черным юмором, оставляют незабываемые впечатления от процесса. На протяжении всей игры вас словно катают на «эмоциональных американских горках».Прошлое героя — это не просто объяснение его суровости, а чуть ли не важнейший элемент истории, влияющий на всё, что произойдет дальше. Брэд, как оказывается, куда более сложная и интересная личность, чем могло сперва показаться.

Lisa: The Painful деконструирует привычный всем образ мутантов. Это больше не крутые и агрессивные, накаченные до предела монстры с торчащими отовсюду лезвиями, что плюются кислотой или взрываются, а уродливые жалкие существа с деформированными телами. Без логики, без симметрии, без цели. Некоторые из них и не выглядят угрожающими… скорее беззащитными. Даже в бою, хоть они и представляют немалую опасность, иногда вместо атаки монстры просто плачут. Именно поэтому местные мутанты настолько жуткие: несмотря на неоспоримую вымышленность их образов, они чувствуются невероятно реалистичными. Одна лишь мысль о том, что это когда-то было человеком, невероятно пугает. Поверьте, вы запомните их надолго.







Если вы слышали о Lisa: The Painful, то слышали и об её сравнении с Undertale. Странно, да? Неужели у такого милого и доброго (в основном) проекта, есть что-то общее с настолько кровавой, странной и брутальной игрой? Ну, авторы обеих игр, по их же словам, вдохновлялись небезызвестной Earthbound, основной фишкой которой как раз и была общая абсурдность происходящего вокруг. Во время своих приключений вы натыкались на абсурдных личностей, которые порой не говорили ничего, кроме абсурдных вещей, участвовали в абсурдных событиях, сражались с абсурдными противниками будь то милая уточка, дорожный знак, атомы, etc. Нечно похожее мы видели в Undertale, и эту же особенность в свойственной себе манере подхватила и Lisa. Вот на вас напал слепой на оба глаза мужичок, вот вы избиваете спящего и не обращающего на вас внимания человека, вот кто-то неизвестный подошел и без причины взорвался, а вот деревня, жители которой боготворят фаст-фуд.



Радует в игре и внимание к деталям. Практически каждый ваш противник имеет уникальную внешность, имя и, самое главное, слабости. Персонаж, чье лицо украшает косметика, будет получать повышенный урон от воды (скорее всего расстраивается из-за смытого макияжа), а лучшим оружием против врага в маске тигра станет хлыст. Также стоит упомянуть, что наркотическая зависимость Брэда является полноценной игровой механикой, а не сюжетной условностью.

Так как Lisa: The Painful имеет JRPG-шную боевую систему, Брэд путешествует не один, а с компаньонами, которых он встречает во время своих странствий. Вот только у нас тут не фентези, поэтому доблестных рыцарей в напарниках у нас не будет. Ну а из чего тогда выбирать? Ну, может быть чудак, которого мы спасаем в начале игры? Он почти не наносит урона, но зато является верным товарищем. Бородатый трансвестит? Ну он довольно мускулистый. Алкаш? От его перегара свалится любой человек. Старик, который бесконечно долго рассказывает историю про то, как его жена, храни господь её душу, принесла на вечеринку картофельный салат? Такой и в дороге найдет о чем поговорить, и врагов усыпит своей болтовней. Изнасилованный усатый водитель грузовика? Возможно его жажда мести поможет вам. Рыба-адвокат? Ну… ладно…

Компаньонов в игре много (всего их тридцать), но это не просто так, ведь у вас будет немало возможностей потерять их навсегда. Кто-то погибнет в бою, кто-то за игрой в русскую рулетку, кого-то похитят, если вы спали в небезопасной точке, а кто-то может просто уйти из-за разногласий.





Одна из самых странных вещей в игре — это музыка. Услышав её в первый раз, вы, скорее всего, подумаете, что хаотичное сочетание взятых из FLstudio звуков с какими-то кашлями, вздохами и арабскими напевами. Звучит дико, но действительно приносит какое-то извращенное удовольствие и имеет свой безумный шарм. В конце концов, один из треков — это ремикс кряхтения Делина из Shenmue 2 с лаем собаки. Если это вас не заинтересовало, то я не знаю, что ещё может!

Если вы раньше не слышали о Lisa: The Painful, то могли не поверить в мои слова о том, что игра заимела немалую популярность среди пользователей сети. Но я говорю абсолютно серьезно, народу настолько полюбился этот странный, извращенный, безумный мир, что они просто не могли отпустить его после прохождения. Фанаты сами решили делать истории собственных персонажей в этой вселенной, аккуратно сохраняя то, за что все полюбили оригинал.

Фанатских проектов действительно немало для игры подобного уровня. Сейчас в разработке российская фан-игра LISA: The Aloofness от SemonX, про квартет друзей, что решили подальше уйти от места событий оригинальной игры и зажить нормальной жизнью в более спокойном месте.Самым же популярным фанатским проектом на данный момент является LISA: The Pointless — история о человеке, который хочет сбежать с мусорного острова. Лично мне в нее поиграть не довелось, поэтому не стану советовать сделать это вам. Да и главное здесь, как мне кажется, сам факт существования подобных фанатских игр, а не их качество.

Заключение

Вот так, на примере сделанной одним человеком маленькой инди-игры из 2014-го, мы с вами убедились, что прекрасное есть во всем. Не нужно иметь многомиллионных бюджетов, фотореалистичной графики и комплексной боевой системы, чтобы вызвать бурю эмоций у игрока и рассказать интересную историю. Да, кого-то определенно отпугнет отсутствие всего вышеперечисленного, однако именно такие проекты как Lisa: The Painful и учат нас не судить игры по обложке и называть их искусством.

Автор текста: Станислав Круглов
Текст редактировал: Никита Адамович


Основные задачи - необходимый минимум, чтобы дойти до финальных титров.

Прохождение с выполнением заданий, которые не являются обязательными.

Выполнение абсолютно всех заданий, квестов, получение всех наград, которые может предложить игра.

Lisa: The Painful (полное название игры) вышла 15 декабря 2014 года и несмотря на то, что была довольно высоко оценена некоторыми изданиями, большого освещения в массе не получила. При этом Undertale, которая вышла примерно через год и которая была вдохновлена тем же проектом, а именно EarthBound, была просто облизана как критиками, так и игроками. Возможно, причина непопулярности на поверхности: более высокий возрастной рейтинг игры, выраженный в постоянной жести, происходящей на экране. Тем не менее, Lisa: The Painful —достойнейший проект и сегодня я хочу вам о нём рассказать.

Немного предыстории

Как я уже написал, Lisa: The Painful вышла 15 декабря 2014 году, но до неё ещё была LISA: THE FIRST, которая была приквелом к нашему сегодняшнему пациенту. Это был простенький в графическом и дизайнерском плане проект на RPG Maker 2003, выпущенный 12 октября 2012 года. Распространяется игра по сей день бесплатно.

Это чисто сюжетный проект в духе Yume Nikki, характеризующийся сюрреализмом и имеющий, разумеется, подтекст в сюжете. Игра не критично важна для понимания общей истории, но поможет лучше раскрыть характеры некоторых персонажей в дальнейшем.

Главная героиня данной игры — Лиза Армстронг, в честь которой, собственно говоря, и называется серия. Её держит в плену её собственный отец, который, к тому же, крайне жестоко обращается с ней, и Лиза хочет сбежать от него. Её попыткам это сделать и посвящается первая часть LISA.

Lisa: The Painful

A game about survival, sacrifice, and perverts…

Или: «Игра о выживании, жертвах и извращениях…», как написано на странице игры в магазине Steam, и эта цитата очень хорошо её характеризует. Остановимся на каждом пункте по порядку.

Выживать тут точно придётся, ведь игра неожиданно из сюрреалистического линейного квеста, коим была THE FIRST, превращается в РПГ с видом сбоку в постапокалиптическом сеттинге. Завязка интригующая: во всём мире исчезли все женщины, а из-за особого вещества оставшиеся люди стали превращаться в отвратительных мутантов, пугающих не столько видом, сколько наивными проблесками человеческих черт. Существа выглядят одновременно мило, забавно… и отталкивающе.

Подобное существо - далеко не самое странное из присутствующих в игре

Главный герой — Брэд Армстронг, являющийся алкоголиком, наркоманом и профессиональным мастером каратэ в одном флаконе. Ему пришлось пережить сложное детство, оставившее на нём глубокую рану. Он выжил после так называемой Белой вспышки, но от пристрастия к наркотикам не избавился. Его главным компаньоном по жизни стала… «Радость» — наркотик, получивший особую популярность после апокалипсиса и продвигаемый неким таинственным культом. «Радость» помогала герою справляться с грузом прошлого.

Герой вместе со своими друзьями жил в построенном собственными руками домике, а «Радость» скрашивала его дни… до тех пор, пока он не нашёл недалеко от дома грудного младенца. Девочку.

Брэд, недолго думая, забрал девочку и стал воспитывать, как свою дочь. Девочку он назвал Бадди. Именно она должна была стать смыслом его жизни, стать его Радостью. Но от «Радости» просто так не избавиться.

Беззаботное время длилось недолго. Через несколько лет банда Рандо — одна из самых влиятельных группировок на близлежащих территориях — врывается в дом Брэда, убивает часть его друзей и похищает девочку. Главному герою ничего не остаётся, как покинуть насиженное место и вступить в безумный мир, населённый колоритными, но абсолютно сдвинутыми по фазе мужчинами.

Без жертв в своём пути герою никак не обойтись, как и с приобретениями. По пути к своей цели Брэд будет встречать множество персонажей, некоторые из которых могут стать его компаньонами. Бесед по душам после их «приобретения» не будет, это не Mass Effect, но помочь в бою они смогут. В игре на удивление хороший баланс (не считая шуточных напарников, хотя даже с ними не всё так однозначно) и боевая система… а, ну да, боевая система. Пора, наверное, о ней.

Чисто с технической точки зрения боевая система в игре представляет собой стандартную пошаговую боевую систему движка RPG Maker VX Ace, дополненную, разве что, комбо, которые можно набивать, набирая определенные команды на клавиатуре, и оригинальными эффектами. Однако даже с уже имеющейся рабочей системой можно вполне себе накосячить — с балансом, со сложностью и т.д., — что разработчики, к счастью, не сделали. Бои напряженные, но и, при этом, не затянутые, а баланс самих боёв, а также экономика игры не позволит вам в лёгкую выносить любого встречного-поперечного врага. Практически все противники в игре требуют к себе особый подход. В игре почти нет рандом инкаунтеров, с врагами вы по большей части встречаетесь напрямую. Задники бедные, но на это в процессе битвы не обращаешь внимания.

Вернёмся к теме жертвы. Перед игроком по сюжету будут ставить сложный, а иногда абсурдный (но всё равно сложный) выбор. Расходным материалом, так сказать, становятся конечности Брэда, а также его компаньоны. Готовы ли вы пожертвовать частью тела главного героя (своим телом?), чтобы близкий ему человек не страдал, или даже отдать в жертву кого-то из хорошо прокачанных напарников? А может быть, вы отдадите все вещи, которых накопилось не мало? Так или иначе: «Ты недостаточно страдал», как говорить один из персонажей игры. Пострадать главному герою точно придётся, как и игроку. И всегда этого будет мало.

Извращения

И вот мы подошли, наверно, к главной причине непопулярности игры ведь она поднимает достаточно скользкие темы. Буллинг, насилие со стороны взрослых, зависимость, неконтролируемая агрессия, суицид, бодихоррор — этими темами повествование пропитано насквозь. Картинка в игре соответствующая. Много крови, разодранные тела, резкие перемены цвета, сюрреалистичные образы, а на фоне довольно часто мелькает отвратительная кровавая каша.

Часто встречающийся образ

Игра не про треш ради треша. Все пугающие образы, имеющиеся в игре, служат для того, чтобы погрузить игрока… в не самую простую во всех смыслах историю.

Загрузились? Не стоит, хоть игра и имеет в себе чернуху, она не Downfall и умеет разрядить обстановку. В ней, конечно, своеобразный юмор — абсурд и троллинг игрока — но это может действительно позабавить. Есть даже пародия на Могучих рейнджеров.

Рейнджеры уже не те. как и их противники Это остаётся только принять.

Всегда достаточно трудно объяснить, почему в том или ином проекте хорош абсурдный юмор. Не буду и пытаться, это вкусовщина, но лично меня позабавили многие моменты игры.

О другом остальном

А другого остального тут хватает. Взять хотя бы картинку. Просто, но со вкусом. Виды не надоедают, локации разнообразны и задники постоянно меняются. Персонажи тоже сделаны интересно. Будто нарисованы ребёнком… что и пугает.

Музыка. Один из лучших саундтреков в играх, что я слышал вообще. Безумная, оригинальная электронная музыка за авторством widdly 2 diddly задаёт правильный тон происходящему. Она даёт чёткие контуры этого мира, делая каждое важное событие запоминающимся.

Секреты и пасхалки. Игру интересно изучать и пусть в ней не совсем открытый мир — скорее просто разветвлённые коридоры, — в ней довольно много мест, в которые можно не попасть при первом прохождении, либо каких-то интересных второстепенных квестов, которые просто так не открываются.

Стоит ещё добавить, что у игры есть дополнение под названием LISA: THE joyful, однако о нём без спойлеров я могу мало что поведать. По геймплею дополнение практически то же, но появились некоторые фишки. Например, некоторых врагов можно убивать… просто прыгая на них с уступа, как ассасин. По продолжительности игра втрое меньше оригинала, который проходится часов за 15 в среднем.

Разумеется, я рассказал далеко не обо всём, но я вовсе не ставил себе целью пересказать сюжет или разобрать игру на запчасти. Проект самобытный, интересный, с особой атмосферой и, так сказать, с характером. Он оставляет после себя сильные впечатления и надолго остаётся в памяти. Это потрясающая история о мужчине и его приёмной дочери, пытающиеся выжить в сумасшедшем мире, погрязшем в анархию. Каждый элемент LISA играет ей на руку. Шероховатости и неоднозначности, разумеется, есть. Ругали игру за баги, техническую часть… да и, собственно говоря, не всем придётся по душе частенько происходящая в игре жесть. Лично же меня Lisa: The Painful очень порадовала и подарила уникальный опыт, который я не испытывал больше ни в одной игре и я надеюсь, что смог привлечь ваше внимание к ней.

Собираюсь через некоторое время по скидке забрать Дискач, однако один вопрос: насколько длинная эта игра? Я не очень люблю комплексные миры, по которым надо бродить 30+ часов, если это не соулслайк или не метроидвания, отсюда и вопрос. Более того, мысленно у меня сложился образ максимально сложной игры, где ты можешь получить предмет или информацию, а потом искать место его(её) применения, как будто играешь в Депонию в открытом мире, а не в рамках 2-6 экранов.

Да, вопрос сформулирован как только можно ущербно, но, думаю, он понятен.

Читайте также: