Кто купил metro cash carry

Обновлено: 03.07.2024

Американец Джери Калмис досрочно покидает пост гендиректора российского подразделения ретейлера Metro Cash & Carry (часть немецкой Metro Group), сообщил Forbes источник, близкий к компании, и подтвердили представитель компании и сам Калмис. С 1 июня в должность вступит Мартин Шумахер, который с 2013-го работал в составе антикризисной группы Metro Cash & Carry в Украине, а с 2016-го возглавлял украинское подразделение. Полгода назад он перебрался в Россию на позицию директора по маркетингу. Почему смена руководителя российского подразделения случилась на полгода раньше срока окончания контракта Калмиса?

Настоящая революция

На заре 1990-х американский студент Джери Калмис совершил первое «серьезное» путешествие — в СССР. По совету отца, книжного издателя и предпринимателя, он решил выучить русский язык и приехал на короткую стажировку в Ленинград. Несколько месяцев Калмис жил в местной семье. «Когда меня встретила на пороге хозяйка дома со словами: «Здравствуйте. Меня зовут Людмила Борисовна», я, честно, не понял ни слова, хотя уже два года учил язык», — вспоминает менеджер в интервью Forbes. В новой стране американцу все было в диковинку, будь то продукты по студенческим талонам или таксисты, с которыми можно было практиковать язык в обмен на сигареты.

Следующие почти тридцать лет карьеры менеджер провел в телекоме. В 1994-м Калмис ненадолго вернулся в США, посчитав обстановку в России небезопасной, но вскоре получил работу в Motorola и вернулся в Санкт-Петербург. «Это был 1995 год, компания только что потеряла более $1 млн. Один из акционеров был застрелен на улице, гендиректора уволили. Полный беспорядок», — говорит Калмис. Ему понадобилось три года на перезапуск бизнеса, но прибыльным он его все-таки сделал, после чего уехал работать в подразделение Motorola в Египте. В розничный бизнес менеджер впервые попал в 2007-м, на два года став президентом аптечной сети «36,6». Затем он снова вернулся в правление «Вымпелкома». Также до Metro менеджер успел поработать в Tele2.

Реформа после кризиса

На предложение возглавить российский бизнес Metro Cash & Carry в декабре 2016-го Калмис согласился не сразу: «Я не видел себя работающим в гипермаркете или магазине, но, когда мне рассказали о стратегии и миссии Metro, мне стало интересно. Кроме того, я хотел остаться работать в России». Изначально задача, поставленная немецкой группой перед новым менеджером, звучала просто: продолжать развитие на перспективном рынке в прежнем темпе. Назначение состоялось в декабре 2016-го.

«Я был нанят для ускорения [роста бизнеса] и начал с этого, но в процессе понял, что предстоит большая трансформация», — говорит Калмис. Один из его бывших коллег вспоминает, что, когда тот пришел в Metro, у него была «полная эйфория — все казалось новым и интересным». И лишь постепенно Калмис начал разбираться в процессах, знакомиться с командой и погружаться в проблемы «большой неповоротливой махины и жесткой системы контроля со стороны штаб-квартиры в Дюссельдорфе», говорит источник Forbes.

Последствия кризиса в России для Metro были ощутимы. В 2014-2015 финансовом году российские продажи упали на 19%, до €3,45 млрд. Магазины Media Markt, входящие в Metro Group, снизили выручку в стране на 16,9%, до €790 млн. Тогда же компания объявила о разделении бизнесов — для сохранения эффективности и инвестиционной привлекательности многопрофильным игрокам приходилось реформировать себя. «После окончательного разделения инвесторы смогут выбирать, куда вкладывать средства: в рынок электроники или продуктов питания», — объяснял Forbes председатель правления Metro AG Олаф Кох в декабре 2016-го.

Помимо финансового кризиса, у компании была и еще одна проблема — ложное позиционирование. Многие клиенты и сотрудники считали Metro обычным гипермаркетом наряду с другими b2c-ретейлерами, говорит Калмис. По его словам, компании пришлось принимать «трудное решение, кем она хочет быть: b2b или b2c». В итоге в 2017-м команда во главе с Калмисом сфокусировалась на оптовом сегменте и обслуживании малого и среднего бизнеса: отелей, ресторанов, мини-магазинов, а также развитии собственной франшизы «Фасоль».

Последнее направление за последний год показало взрывной рост: 1250 партнерских магазинов против 340 годом ранее. «Это стратегическое направление, где приоритетом является развитие бизнеса клиента, а не собственная прибыль», — подчеркивает представитель «Metro Россия». Компания помогает франчайзи выбрать формат и открыть точку, ведет магазин после запуска, обеспечивает готовыми решениями и сервисами, участием в банковских программах, дает скидки на оборудование.

Вакцина для Metro

Калмис не хочет, чтобы его называли антикризисным менеджером: «Metro — глобальная корпорация с блестящим прошлым за спиной и перспективным будущем. Какой кризис?» Хотя за два с половиной года под его руководством бизнес сильно изменился. Например, в магазинах был расширен ассортимент и введены три ценовых порога в зависимости от объема закупки, впервые с 2001 года была изменена логика выставления товара и обновлено устройство торговых центров. Инвестиции в эти изменения Metro не раскрывает. По подсчетам компании, срок окупаемости одного реновированного центра (в 76 из 93 объектах реновация завершена) составит до трех с половиной лет.

Также при Калмисе российский Metro взялся за развитие e-commerce: ретейлер перезапустил систему онлайн-заказов для профессиональных клиентов и открыл интернет-магазин совместно с сервисом доставки Instamart.

Эффекта от реформ ожидать рано. В 2016-2017 финансовом году объем продаж в России сократился до €3,36 млрд, в 2017-2018 — до €2,8 млрд. В текущем финансовом году один из ключевых показателей для ретейла — сопоставимые продажи (LFL) — показывает позитивную динамику. К середине третьего квартала российское подразделение Metro может «выйти [по показателю LFL] в ноль», говорит источник Forbes в компании.

«Джери впрыснул нужную «вакцину», теперь нужно ждать, когда она заработает на полную мощь», — говорит один из членов команды Калмиса о реформах менеджера. Собеседник Forbes не исключает, что досрочный уход связан со слишком сильным давлением головного офиса немецкой группы из-за невыполнения определенных KPI, в частности, по EBITDA. «С Дюссельдорфом [где расположен головой офис] надо считаться, и это ограничивало амбиции Джери. Какое-то время он не понимал или не хотел верить, что попал в огромную машину, где он важный, но не главный», — рассуждает источник.

Олаф Кох на ежегодной итоговой конференции в Германии в декабре 2018 года был доволен результатами российского подразделения: «Мы далеко продвинулись, оптовое подразделение пятый год подряд демонстрирует рост сопоставимых продаж. А благодаря мерам, внедренным в российском подразделении, во втором полугодии удалось доказать, что мы способны принимать вызовы и отвечать на них». Сам Калмис считает, что сделал на посту все, что мог: «Мой контракт с Metro заканчивается через пять месяцев, и я решил, что не хочу продолжать здесь, о чем и сообщил в штаб-квартиру. Мы договорились». С сентября 2019 года стартует новый финансовый год, бюджет которого будет утверждать уже новый гендиректор Мартин Шумахер.

Калмис называет преемника одним из лучших в отрасли, «особенно когда речь идет об оптовом ценообразовании». В Россию Шумахер, гражданин Германии и США, приехал из Украины, где ему приходилось руководить бизнесом Metro на фоне кризисных событий последних лет. «Мы успели эвакуировать персонал трех донецких и одного луганского магазинов. Товар остался, магазины разграбили», — рассказывал Шумахер в интервью украинского Forbes.

Калмис решения о дальнейших планах пока не принял. « Двое из троих моих детей учатся в Америке, да и у моего земляка есть хорошее место для меня в США. Но Россия занимает огромное место в моем сердце, я всегда буду связан с Россией, независимо от того, где живу », — заключает менеджер .

EP Global Commerce GmbH (EPGC), принадлежащая чешскому миллиардеру Даниэлю Кретински, воспользовалась колл-опционом и приобрела почти 45 млн обыкновенных акций Metro AG у холидинга Franz Haniel & Cie. Таким образом, чешский бизнесмен станет крупнейшим акционером Metro, пишет Retail Detail.

Metro company

После урегулирования сделки 6 ноября EPGC будет владеть 29,99% обыкновенных акций Metro и станет крупнейшим акционером торговой сети. Используя опцион-колл (финансовое соглашение между двумя сторонами, одна из которых является покупателем, а вторая продавцом данного типа опциона, одна из форм биржевого опциона наряду с пут-опционом), EP Global Commerce приобрела 44 950 974 акций Metro у Франца Ханиеля. Таким образом, Кретинский и его партнер теперь владеют 29,99% акций и становятся крупнейшим акционером ритейлера. Это число не является случайным: в немецком законодательстве предусматривается, что публичная заявка на поглощение должна быть сделана, только если одна из сторон владеет не менее 30% акций компании.

В пресс-релизе EP Global Commerce говорится, что сделка показывает компанию как надежного и ответственного инвестора. Кретинский также ожидает «надлежащего представительства» в Наблюдательном совете и владеет еще одним опционом на покупку дополнительных акций у Haniel. В августе Кретинский уже сделал неудачную заявку на поглощение в размере 5,8 млрд евро для холдинговой компании Macro. Meridian Stiftung и Beisheim Holding, которые вместе владеют почти 21% акций Metro, смогли временно остановить полное приобретение компании.

Немецкий оптовый ритейлер Metro Cash&Carry обратился к американской транснациональной компании Sysco с просьбой о поглощении, пишет Retal Detail. Отмечается, что американцы рассматривают вариант покупки сети, чтобы продолжить экспансию в Европу.

Toni Genes/shutterstock

Toni Genes/shutterstock

В настоящий момент американская компания Sysco (занимается поставками продуктов для гостиничного и ресторанного бизнеса) ведет переговоры о покупке немецкого продуктового гиганта Metro. В 2016 году Sysco уже приобрела своего британского коллегу Brakes в рамках своей программы по экспансии в Европу. Если сделка окажется успешной, то Sysco займется финансированием активного развития торговой сети на европейских рынках. Сумма, в которую оценивается бизнес ритейлера, еще неизвестна.

Эксперты полагают, что Metro может обойтись Sysco примерно в 3,9 млрд евро, если при оценке бизнеса сети не окажут негативное влияние квартальные итоги. На итоги, в первую очередь, влияет снижение посещений ресторанов в Германии из-за угрозы распространения коронавируса.

Кроме того, за прошедший финансовый год в России Metro понесла чистый убыток в размере 119 млн рублей, а месяц назад продала инвестфонду SCP Group семьи миллиардера Владимира Евтушенкова сеть гипермаркетов Real. Также недавно Carrefour купил 30 магазинов сети Makro.

Ранее сообщалось о том, что Metro не будет продавать гипермаркеты в России.

Кроме того, выручка Metro и Auchan в России продолжает снижаться.

Логотип Metro Cash & Carry

Metro Cash & Carry

Metro Cash&Carry была основана в Германии в 1964 году. Уже 4 года спустя, в 19.

Немецкий оптовый ритейлер Metro Cash&Carry обратился к американской транснациональной компании Sysco с просьбой о поглощении, пишет Retal Detail. Отмечается, что американцы рассматривают вариант покупки сети, чтобы продолжить экспансию в Европу.

Toni Genes/shutterstock

Toni Genes/shutterstock

В настоящий момент американская компания Sysco (занимается поставками продуктов для гостиничного и ресторанного бизнеса) ведет переговоры о покупке немецкого продуктового гиганта Metro. В 2016 году Sysco уже приобрела своего британского коллегу Brakes в рамках своей программы по экспансии в Европу. Если сделка окажется успешной, то Sysco займется финансированием активного развития торговой сети на европейских рынках. Сумма, в которую оценивается бизнес ритейлера, еще неизвестна.

Эксперты полагают, что Metro может обойтись Sysco примерно в 3,9 млрд евро, если при оценке бизнеса сети не окажут негативное влияние квартальные итоги. На итоги, в первую очередь, влияет снижение посещений ресторанов в Германии из-за угрозы распространения коронавируса.

Кроме того, за прошедший финансовый год в России Metro понесла чистый убыток в размере 119 млн рублей, а месяц назад продала инвестфонду SCP Group семьи миллиардера Владимира Евтушенкова сеть гипермаркетов Real. Также недавно Carrefour купил 30 магазинов сети Makro.

Ранее сообщалось о том, что Metro не будет продавать гипермаркеты в России.

Жертва политики

«Здесь все будет, как на Западе», — обещал председатель правления Metro Сash & Сarry Томас Хюбнер в 2002-м, через год после открытия первого российского Metro Сash & Carry. Стартовали немцы в российской столице весело и шумно — с ансамблем песен и плясок и мэром Москвы Юрием Лужковым. В июле 2019 года в московском районе Солнцево Metro Сash & Сarry буднично открыла свой 94-й магазин в России. Сергей Собянин поздравил сотрудников немецкой компании с Днем торговли и сказал, что им предстоит работать на сложном, но перспективном рынке. В последние годы перспективы у Metro Сash & Carry не самые радужные: c 2014 по 2018 год выручка российского подразделения сократилась на €1,5 млрд, до €2,8 млрд.

В 2000-е годы Россия была одним из самых быстрорастущих и прибыльных рынков для немецкой компании. Объемы торговли росли, маржа по отдельным видам товаров доходила до 70% при средней в Европе 5%, вспоминает бывший менеджер по закупкам компании Татьяна Глухарева. Одной из причин нынешних проблем компании аналитики называют, как это ни странно, методичность и основательность немцев, которые не успевают реагировать на стремительные изменения покупательских предпочтений. «Цифровизация бизнеса требует менять подходы в торговле, выручка и доля Metro cокращается из-за роста конкуренции, и бизнес-модель требует кардинальных корректировок, — считает бывший глава Metro Сash & Carry в России Джери Калмис. — Я старался проводить изменения в бизнесе настолько быстро, насколько это было возможно».

Калмиса назначили руководителем российского Metro Сash & Carry в 2016 году, он должен был ускорить инерционную и неповоротливую модель, но он покинул должность генерального директора в июне 2019 года, за пять месяцев до истечения контракта. Причины своего ухода Калмис не комментирует. «Во-первых, я подписал соглашение о неразглашении информации. Во-вторых, со мной полностью не расплатились», — объясняет он в интервью Forbes. «Metro Сash & Carry Россия» — очень сильная компания, этот бизнес генерирует хороший поток $3 млрд в год. Я до сих пор покупаю продукты в Metro. И иногда, не найдя что-то в магазине, я фотографирую опустевшую полку и отправляю бывшим коллегам с вопросом «Где мой продукт?» —рассказывает Калмис. Ему на смену пришел бывший директор украинского Metro Сash & Carry Мартин Шумахер. При нем развивались драматические события на Донбассе и в Крыму, повлиявшие и на бизнес компании. Рассказывать о них подробно он отказывается. «Политические изменения коснулись многих рынков. По моему наблюдению, они стали вызовом и оказали негативное влияние в краткосрочной перспективе, но позволили переосмыслить подход к бизнесу в долгосрочной», — краток Шумахер.

В марте 2014 года прошел референдум в Крыму, и полуостров вошел в состав России. Германия присоединение не признала, магазины сети в Симферополе и Севастополе оказались в зоне со спорным политическим статусом. «Сейчас два магазина в Крыму управляются отдельными предприятиями Metro, которые не контролируются «Metro Сash & Carry Россия» или «Metro Сash & Carry Украина», — объяснил Forbes представитель штаб-квартиры Metro Сash & Carry в Дюссельдорфе.

В мае 2014 года один из магазинов Metro Сash & Carry на Украине оказался на линии огня. Тогда начались ожесточенные бои за Донецкий аэропорт между вооруженными силами Украины и формированиями непризнанной Донецкой народной республики. В конце мая, после кровопролитных боев за аэропорт с применением вертолетов с украинской стороны Metro Сash & Carry закрыла расположенный в километре от него гипермаркет, эвакуировала сотрудников и сняла охрану. Мародеры вынесли из магазина все товары буквально за день. Позднее украинское Metro Сash & Carry оценило размер украденного в €1 млн. В помещении бывшего немецкого гипермаркета был открыт местный магазин, но Metro Сash & Carry продолжает считать эту торговую точку своей. Они просто закрыты, ответил на вопрос Forbes о статусе магазинов в Луганске и Донецке представитель головной компании немецкой сети.

Опт для опта

Первый магазин компании Metro AG был открыт в немецком городе Мюльхайме в 1964 году. Он работал для оптовиков, которые могли купить товар за наличные (принцип cash and carry) для перепродажи в рознице. Идея создания нового формата пришла в голову потомственным торговцам Вильгельму Шмидту-Рутенбеку и Эрвину Шмидту и семье Шелл, владевшей компанией по производству электрических приборов. Инициативу поддержала немецкая семейная инвестиционная компания Haniel. Но главным мотором развития Metro AG считают еще одного основателя Отто Байсхайма, под управлением которого сеть стала зарабатывать миллиарды.

Да и сам Байсхайм, благодаря Metro, стал одним из самых богатых граждан Германии. Он родился в семье со скромным достатком, и его родители не смогли даже заплатить за обучение мальчика в старшей школе, поэтому он вынужден был пойти осваивать рабочую профессию кожевенника. Работать по специальности ему пришлось недолго: началась Вторая мировая война, и Байсхайм отправился на фронт. По данным Министерства культуры Баварии, он служил в войсках СС, но, как отмечало министерство, в военных преступлениях не участвовал. После войны Байсхайм работал в одном из магазинов электроники и, попав в командировку в США, был поражен размахом американского ретейла. Вернувшись на родину, он присоединился к команде Metro AG и начал развивать сеть гипермаркетов. «На уровне штаб-квартиры изучали историю открытия первого в Германии магазина, — рассказывает бывший менеджер российского Metro Cash & Carry Владимир Мартынов. — Но все было по-немецки прагматично: посмотрели на американский рынок и открыли именно такой формат». Как оказалось, такого формата не хватало всей Европе.

Спустя четыре года после основания Metro Cash & Carry вышла на международный рынок — сначала в Нидерланды, через два года в Бельгию. К тому времени в Германии работало уже 13 гипермаркетов. Еще через два года компания вела бизнес в Австрии, Франции, Италии и Испании. К 20-летнему юбилею она довела число европейских магазинов до ста. В 1990 году Metro Cash & Carry расширила зону присутствия, открыв первый гипермаркет в Турции, в 1996 году — в Китае, в 2002 году — в Японии и Вьетнаме. К сорокалетней годовщине бизнеса в империи под управлением Отто Байсхайма работало 500 гипермаркетов по всему миру (сейчас их 764).

В 2018 году семейная компания Haniel, недовольная результатами работы Metro AG, начала продавать свою долю в сети: 7,3% акций купила компания EP Global Commerce (EPGC), контролируемая чешским миллиардером Даниелом Кршетинским и его словацким партнером Патриком Ткацем. Немецкие СМИ назвали эту сделку роковой ошибкой из-за того, что покупателями стали иностранцы, да еще и не из торговой сферы — новые акционеры занимались электроэнергетикой. Однако, несмотря на критику, Haniel в 2018 году предложила EPGC докупить оставшуюся у нее долю 15,2%. Но сделку заблокировали другие акционеры Metro AG, считая, что предложение снизит стоимость всего актива. Капитализация Metro AG на Франкфуртской фондовой бирже в сентябре 2019-го составляла €5,3 млрд. Выручка Metro AG в 2017–2018 финансовом году составила €36,5 млрд — на €700 млн меньше, чем годом ранее, чистая прибыль выросла лишь на €3 млн, до €348 млн (двумя годами ранее она достигала почти €520 млн). В России в 2014 году при выручке 240,4 млрд рублей компания заработала 14,7 млрд рублей прибыли. С 2016 года обороты компании сокращались каждый год, прибыль упала с 13,3 млрд рублей (2015 год) примерно до 5 млрд рублей (с 2016 по 2018 год).

Новые форматы

Metro первой предложила российским покупателям приобретать товары в огромных гипермаркетах (Auchan пришел лишь через год, в 2002 году). Главной задачей для немцев на свободном российском рынке с самого начала была экспансия. После первых двух гипермаркетов в Москве Metro в 2003 году открыла еще два в Санкт-Петербурге и примерно с такой-же скоростью стала развивать торговую сеть в городах-миллионниках. Наиболее активное расширение сети пришлось на 2010–2012 годы, отмечает бывший сотрудник Владимир Мартынов. Затем началось сокращение бизнеса. В 2012 году Metro AG выставила на продажу сети Real в Центральной и Восточной Европе, в числе которых было 17 гипермаркетов в России, их в итоге купил французский Auchan за €1,1 млрд. В 2017 году председатель правления Metro AG Олаф Кох заявил о выводе из компании бизнеса по продаже электроники и бытовой техники под брендами MediaMarkt и Saturn. Этот шаг Кох в интервью российскому Forbes в 2017 году объяснял необходимостью упрощения структуры управления в период реформ. В 2018 году российский бизнес MediaMarkt был продан группе «М.Видео-Эльдорадо», контролируемой семьей миллиардера Михаила Гуцериева.

«В России мы закончили экспансию на 94 торговых центрах в 51 регионе от Калининграда до Иркутска, — подводит итог 19-летних инвестиций Мартин Шумахер. — Мы пришли к наличию большой, мощной, не самой гибкой инфраструктуры, которой предстояло встать на путь адаптации к реалиям рынка. И сделать это нужно очень быстро. И именно это определяет мои следующие шаги».

По мнению руководителя ретейл-сектора исследовательской компании GfK Rus Виктории Давитаиа, гипермаркеты сейчас переживают не лучшие времена и уже не могут похвастаться самыми низкими ценами, хотя ранее это было одним из основных их преимуществ. Кроме того, магазины крупного формата провоцируют на незапланированные покупки и отнимают много времени, поэтому многие предпочитают приобретать товары в торговых точках шаговой доступности. По данным GfK, самым сложным для крупных ретейлеров был именно 2018 год, когда доля гипермаркетов в стоимостном выражении упала за год на 1,6 процентных пункта, до 16,3%. Однако доля рынка Metro в затратах на товары для домашнего потребления осталась на стабильном уровне — 0,9%, отмечает GfK.

Metro Сash & Carry уже пришлось отступить от базового принципа — ставки на оптовиков. В 2014 году компания запустила проект магазинов шаговой доступности «Фасоль» (более 1400 точек по всей России). В 2019 году Metro открыла свой первый интернет-магазин, доставкой могут воспользоваться и физические лица. Географическая экспансия уже не приносит желаемого прироста товарооборота и прибыли, доходы потребителей не растут, нужны новые идеи, считает Виктория Давитаиа. «Metro Сash & Carry уже не может оставаться только гипермаркетом: он должен стать гибридом — торговой и сервисной площадкой с сетью онлайн-доставки», — считает бывший глава Metro Сash & Carry в России Джери Калмис.

Читайте также: