Какой руль купить для assetto corsa

Обновлено: 02.07.2024


настройки руля Logitech G-25,G-27 в игре Assetto Corsa В материале предлагается разбор параметров настройки обратной связи в Assetto Corsa(гонки,дрифт). А так же предлагаются варианты настроек по вкусу и настройки для других игр программы Logitech profiler,на примере руля Logitech G25/27.


1


4,291 уникальных посетителей
293 добавили в избранное










а так же мои настроики Logitech Profiler для других игр



Появляющиеся в сети рекомендации от якобы разработчиков, где предлагается ставить все параметры на 100, никак себя не проявили. По этому настраивать будем иначе, исходя из реальной работы FFB.

Overal Effect Strength - Основной параметр силы FFB. Обычно, значение этого параметра рекомендуется ставить на 101. Это связано с особенностью не то драйверов, не то самих рулей Logitech G25\27. При значении 101 руль центрируется чуть более плотно, чем при 100. А до 110 уже нет смысла увеличивать, так как еще лучше не становится. Однако в AC этот момент выражен менее заметно, чем к примеру в rFactor. Разница между 100 и 101 не так очевидна, а увеличение параметра дальше, увеличивает «плотность» центра. Разница между 101 и 105 вполне заметна. Увеличение параметра выше 107, приводит к появлению паразитной вибрации и дребезга на стоящей машине, и усилению этих неприятных эффектов во время движения. Дребезг становится тем сильнее, чем выше параметр Gain в игре. При значении 101, центрирование руля имеет мягкие ограничения с амплитудой в несколько градусов – мы как бы получаем легкую зону в центре, зажатую между мягкими упорами FFB. При значении 107, эта легкая зона сокращается, и упоры FFB становятся более жесткими. Не до удара, но уже и не мягко. Установление значений, ниже 100, приводит к размыванию центрирования как такового, и образованию пустоты в обратной связи, в околонейтральном положении руля. Таким образом, диапазон значения Overal Effect Strength находится между 101 и 105-107, где 107 – это пограничное значение, резко ограничивающее величину параметра Gain в игре, появлением паразитного дребезга даже на стоячей машине.

Spring Effect Strength - Включение параметра, никак не отражается на обратной связи в игре. Можно поставить хоть 0, хоть 150.

Damper Effect Strength - Параметр используется игровым FFB и может быть настроен в меню игры, значением Damping. Оптимально выставить 100, и уже в игре, при необходимости осуществлять настройку.

Enable Centering Spring in Force Feedback Games - Этот эффект не привязан к игровому FFB, и нужен лишь для того, что бы обеспечить пружину, возврат руля в нейтраль, словно это допотопный руль с загрузкой на резинках. Само собой он не используется никем в современных играх и симуляторах. Однако, иногда, его малые значения бывают полезны, для создания более плотного центра руля. Его небольшие значения (10-17), еще не создают реальной пружины, не возвращают принудительно руль в центр, но уже дают легкое сопротивление, при отклонениях руля, что в некоторых играх, где в центре руль просто абсолютно пустой, создать иллюзию цельности обратной связи. В AC, в силу того, что FFB практически всегда прилагает какое то воздействие на руль, это имеет мало смысла. Однако, для любителей максимально «плотного» центра, можно добавить ему еще чуток «плотности».

Так 10 – это то значение, при котором эффект начинает возвращать руль в нейтраль в принципе (при Overal Effect Strength – 101 и полностью отключенных прочих эффектах FFB, включая основной). При значении 9, на машине в таких условиях, когда общего FFB нет, руль не возвращается в нейтраль вообще – видимо сопротивляется собственный вес вала и баранки.

При включенном же FFB в игре, значение 17 – является максимальным, при котором руль не возвращается в нейтраль (в этом случае сопротивляется уже FFB).
Увеличение параметра еще выше, начинает вмешиваться в управление, и на стоячей машине, руль сам возвращается в центральное положение.

Итого - включение значений 10-17, немного добавляет «плотности» центру руля, с минимальными потерями для информативности FFB.

Так же, есть мнение, что просто включение галочки Enable Centering Spring in Force Feedback Games, при нулевом значении параметра, оказывает положительное влияние на плотность центра руля. Но это не очевидно в AC.

Gain - Общий, несущий основную нагрузку эффект FFB. При полном отключении этого параметра, FFB полностью отключается.
Передает моменты от скорости, заносов сносов (дает инфо рукам), реагирует 3Д поверхности трека и обочины - на дорожное полотно, кербы и газоны. Сам по себе иногда побрякивает, постукивает, даже при небольших значениях. На отдельных кербах, прилегающих к полотну трассы второстепенных дорожках, на стыках асфальта и обочины, стучит всегда. Тем сильнее, чем выше его значение.
На стоячей машине, практически не создает момента от шин – руль крутится легко, словно бы никакого FFB и нет.
На торможении, дает дребезг якобы от скольжения… очень неприятный, паразитный эффект, который нельзя отключить.
Во время движения, создает раскачку руля влево вправо, с амплитудой, регулируемой параметром Filter. Видимо этот эффект призван создать иллюзию раскачки автомобиля на волнах, и избавить руль, от пропадания обратной связи на прямых, когда моторы руля не прилагают к нему никакого момента. Значение 100, установленное по умолчанию, является явно избыточным! При таком значении «режутся» многие эффекты, необходимые информационно. Загрузка становится похожей на пружину. По ощущениям, 60 – является оптимальным параметром, при котором чувствуются все эффекты.

Filter - По мнению многих пользователей, это некий программный фильтр, призванный сглаживать резкие удары и вибрации руля.
Но на деле он просто увеличивает амплитуду раскачки руля при движении. От легких толчков туда сюда, при минимальном или нулевом его значении, до вполне конкретной раскачки автомобиля. При больших значениях, руль мягко перекладывает влево вправо, и если отпустить его двигаясь по прямой, то автомобиль будет сам поворачивать то влево, то вправо. Завязан только на основной параметр Gain, а на эффекты Kerb Effect и Road Effect и Slip Effect не оказывает влияния.

Damping - Вязкость. Демпфирует руль. Создает ощущение веса автомобиля. Руль становится тяжелее поворачивать, причем в обе стороны. Что негативно сказывается на времени перекладки руля, во время контрруления. Не зависит от других эффектов. Но оказывает влияние на все другие эффекты тем сильнее, чем больше его величина – он их поглощает.
Работает только при включенном параметре Damping Effect Strength в профайле Logitech.
Значения Damping Effect Strength в профайле, и Damping в игре усиливают друг друга. Это значит, что максимальная сила эффекта может быть достигнута при максимальном значении 150 в профайле, и максимальном значении 99 в игре. Но такие значения сильно избыточны, по этому имеет смысл в профайле ставить 100, а в игре уже настраивать под свои ощущения. При больших значениях дампинга, и малых значениях Gain, вяжущий эффект параметра столь высок, что руль вообще не будет стремится в нейтральное положение – повернул его, отпустил, и он в таком положении и останется, даже при едущей машине.

То есть, никакой информационной, полезной нагрузки этот эффект не несет. А потому, может быть отключен хоть в профайле, хоть в игре, если только нет желания настроить приятную тяжесть руля.

Как настраивать:
Сначала настроить все другие эффекты для комфортного управления. Затем добавлять значение Damping в игре, малыми порциями, что называется по вкусу. При этом имея в виду, что появляющаяся тяжесть, делает руль более приятным, добавляет машине вес, но крадет информацию, обрезая, глотая другие эффекты. Его добавление – это компромисс.
По моим наблюдениям, примерно до значения 20, создает приятную рукам тяжесть, и не вредит информационной составляющей. При значении 35, демпфирование уже излишнее, оно мешает контррулению, и уже глотает часть эффектов. Для некоторых автомобилей можно поставить значения от 5 до 20.

Minimum Force
Параметр, позволяющий сделать центр руля более жестким, ценой обрезания части эффектов.
Высокие значения параметра, создают жесткие, вплоть до стука границы центральной зоны руля, при этом четкого, фиксированного центра, как у пружины все равно не получается, а эффекты "режутся" сильно. Руль становится менее информативным, обратная связь резкой, появляются жесткие стуки уже при значении параметра - 15. Руль начинает вибрировать и стучать сам по себе даже на стоячей машине. Дальнейшее увеличение значения параметра только усугубляет. По моим ощущениям - 5 оптимальное значение для G25.
Некоторые симрейсеры полагаются на утилиту для определения значения minforce симулятора iRacing, однако получаемые цифры, в районе 15, неприемлемы, во всяком случае при рекомендуемых мною настройках.

Kerb Effect - Сам по себе эффект не работает. Только совместно с включенным Gain. Эффект проявляется на кербах, газонах\обочинах, брусчатке, водостоках и т.п. То есть отрабатывает все покрытия вне дорожного полотна и сопряженные с ним.
При этом реагирует он на тип поверхности, а не на ее форму. При больших значениях параметра, дает сильный стук, по этому следует применять только небольшие значения. При значениях в районе 20-30, на газонах, обочинах, гравийных ловушках, он почти не заметен, дает лишь легкую вибрацию. На брусчатке и тому подобных покрытиях, плотную, хорошо заметную вибрацию. Без стука. На кербах, получаются вполне терпимые толчки, в зависимости от скорости, переходящие то в вибрацию, то в отдельные колебания.

Отказываться от эффекта не стоит, так как без него, не чувствуется разница покрытий, и часть кербов просто сливается с трассой (плоские, нарисованные кербы не будут отрабатываться). Наличие же хотя бы минимальных значений параметра Kerb Effect, дает информацию о том, когда колеса машины попали на поверхность, отличную от дорожного покрытия, и когда они покинули ее.

При этом, обязательно следует иметь в виду следующий момент: Kerb Effect отрабатывает только тип поверхности, и при небольших значениях не создает никаких неприятных стуков, дребезга и вибраций. Основной же параметр обратной связи – Gain, сам создает реакцию руля на тех кербах, которые сделаны объемными (3Д сетка, а не просто текстура на плоском полигоне). Реакция основного эффекта - Gain, на некоторых кербах, и при полностью отключенном Kerb Effect, дает стук, треск и прочие неприятности. Так вот, включение Kerb Effect, даже немного сглаживает эти стуки, за счет того, что разной плотности реакция от Kerb Effect и Gain суммируется, некоторые стуки «проглатываются». То есть, при небольших значениях Kerb Effect, это есть эффект, абсолютно полезный, как информационно, так и тактильно. Стуки и удары на объемных кербах, стыках полотна и обочины, дает не он, а основной FFB, и выключение Kerb Effect, от этого не избавляет.

Road Effect - Сам по себе эффект не работает. Только совместно с Gain. Добавляет вибрацию и толчки от покрытия во время движения. А вместе с сними стуки, дребезг и прочие неприятные эффекты.
Реагирует на поверхность, а не фа форму, причем не только на дорожного полотна, но и кербов, а так же газонов.
При максимальных значениях, стучит и вибрирует так, что все находящееся на столе, тоже начинает звенеть… Терпеть можно где то до 35-45, и то легкий стук в отдельных местах присутствует. При небольших значениях, 15-20 не создает совсем никаких проблем, зато немного наполняет руль ощущениями от поверхности. Они очень ненавязчивы, и порой даже не заметны, но тем не менее, дополняют общую "картину" обратной связи.
Добавляет кербам ощущение поверхности. Основной эффект Gain отрабатывает форму (высоту), Kerb Effect ребристость поверхности, а Road Effect добавляет кербу шероховатость. Это хорошо чувствуется например в Hohenrain (шикана перед последним поворотом, на нее попадаешь в режиме хотлап перед началом круга) Северной Петли.
Так же эффект Road Effect дает почувствовать разницу в качестве покрытий. К сожалению, на большинстве стыков покрытия гоночного полотна этого не чувствуется. Но все же есть места, где стыки заметны. Например на той же Северной Петле 24часа, при выезде из последнего поворота на финишную прямую GP секции.

Slip Effect - Дает вибрацию при пробуксовке колес и скольжениях любого из колес.
Если поставить большие значения, появляются хорошо заметные эффекты вибрации при любых скольжениях шин. Даже при переключении передач на мощных автомобилях. Однако при этом пробуксовка колес на старте превращается в откровенный дребезг и стук. Снижение значений до 9-10, оставляет лишь вибрацию при пробуксовке, но эффект от микропробуксовок во время переключениях передач пропадает. Едва заметным остается эффект при сносе и заносе.
Эффект мог бы быть полезным, если бы был проработан. Но это грубая вибрация, граничащая со стуком, которая ощущается, как не привязанная к реальному скольжению шины. Она хоть (кажется) и усиливается - уменьшается, в зависимости от скорости скольжения, но не меняет амплитуды, и имеет неприятный, неинформативный характер. По этому, на мой взгляд, ее следует выключать, или использовать только самые малые значения, в районе 3-9. Чисто что бы обозначить эффект, максимально ненавязчиво.

Параметры, описанные ниже, требуются для настройки рулей с малым радиусом поворота, и не имеют отношения к обратной связи. В случае с G25\27 их не имеет никакого смысла трогать. Тем не менее в общих чертах пройдусь по ним.

Gamma - Изменяет линейность оси руля. Чем выше значение, тем менее эффективен руль в околонейтральной зоне, и тем острее руль в крайних положениях.

Filter - Что делает это параметр, я не понял. Вплоть до 0,99 никакой разницы не заметил, а при 1 руль вообще не работает. Возможно, понять его работу можно только при активном управлении, рулем с малым радиусом поворота. Но за неимением такового я не оценил возможности.

Speed Sensetivity - Чувствительность оси руля от скорости движения. Чем выше значение параметра, тем на больший угол нужно крутить руль, тем меньше скорость, на которой появляется эта зависимость. Так, на максимальных значениях, руль нужно крутить с перехватами, сразу после страгивания, а на минимальных, расходы руля плавно увеличиваются с ростом скорости.

Brake Gamma - Настройка нелинейности педали тормоза. По умолчанию стоит 2.40, что делает ось нелинейной. При таком значении, вначале хода педали, чувствительность низкая, а в конце, наоборот высокая. Но не ярко выражено. Вообще, это дело вкуса, и особенностей педалей. Но по возможности не стоит привыкать к различного рода непропорциональному дозированию. На G25 педали довольно точные, по этому я предпочитаю линейный ход – ставлю 1, что позволяет дозировать пропорции хода виртуальной педали тормоза равномерно.

Индивидуальные настройки FFB в сетапе автомобиля (делаются в гараже уже на трассе)
В настройках автомобиля так же есть два параметра обратной связи, которые применяются индивидуально к каждому автомобилю, и к каждой трассе.
Это Force Feedback%
и FF Damping %
Оба параметра по умолчанию имеют значение 100%
Собственно это процент значения общей силы FFB и эффекта дампфера. Они соответственно уменьшают или увеличивают эти параметры.
Их рекомендуется трогать только в случае, если базовые настройки описанные выше, дают для конкретного автомобиля слишком слабый или слишком сильный FFB. Причем позволяют задать изменениях под конкретный сетап или трассу.

Некоторые пользователи советуют выставлять значение общей силу FFB Gain - 100, а в настройках автомобиля уже регулировать значение.
Такой подход имеет право на жизнь, однако он определенно менее удобен. Просто потому, что для большинства автомобилей, базовые настройки FFB подходят, и индивидуальные настройки придется трогать редко. А выставив Gain - 100 , мы получим избыточную силу, стуки и дребезг на всех машинах, и каждую из них придется настраивать индивидуально, на каждой трассе. Это неудобно.

В Assetto Corsa, обратная связь автомобилей отличается. У одних руль сам по себе более тугой, у других менее. В зависимости от настроек FFB это может быть сильно выражено. Например Ferrari 312T отлично чувствуется с параметром 60, а 70 для нее уже многовато - эффекты режутся. А некоторые автомобили, как Sauber C9 наоборот имеют очень легкий руль. Для компенсации этого момента и стоит пользоваться индивидуальными настройками FFB в сетапе автомобиля.
Таким образом, я рекомендую трогать эти параметры только для отдельных автомобилей, в тех редких случаях, когда это необходимо, увеличивая, или уменьшая значения на 10-20%.

Квалификационный вариант. С этим сетом можно на результат работать. Мягкий центр. Эффекты не несущие информацию отключены.

Профайл
Overal Effect Strength -101
Spring Effect Strength -0
Damper Effect Strength -100
Enable Centering Spring in Force Feedback Games – 0 (вкл)

Игровые настройки
Gain – 60
Filter - 0
Damping - 0
Minimum Force - 5
Kerb Effect - 20
Road Effect –0
Slip Effect – 9

Вариант для настоящих мужчин. Как водка с пивом :) Выраженные эффекты, но без дребезга. Тяжелый руль. Режется часть эффектов, но разве суровых челябинских мужиков это смущает? Сет не для рекордов, но для тяжелой работы на трассе.

Профайл
Overal Effect Strength -90
Spring Effect Strength -0
Damper Effect Strength -100
Enable Centering Spring in Force Feedback Games – 9 (вкл) (на всякий случай)

Игровые настройки
Gain – 70
Filter - 90
Damping - 35
Minimum Force - 9
Kerb Effect - 35
Road Effect –35
Slip Effect - 9


19 ноя. 2017 в 7:09

Настройка машины в гоночном симуляторе столь же важна, сколько и умение правильно проходить повороты. В некоторых случаях умение настроить автомобиль может быть даже важнее. чем умение безошибочно ехать. В большинстве случаев соотношение примерно 70 к 30. То есть 70% скорости лежит исключительно на навыках пилота, ну и примерно на 30% можно ускориться за счет грамотной настройки автомобиля.
Настройки — дело индивидуальное
Это первое, что стоит понимать. Каждому человеку нужен индивидуальный сетап, ибо стиль пилотирования решает очень многое. На одних и тех же настройках равные по скорости пилоты могут показывать разные результаты из-за разных предпочтений. Кому-то нравится избыточная поворачиваемость, кому-то — недостаточная. Поэтому минимальные знания по настройке болида должны быть у каждого, даже у тех пилотов, которые берут их у напарников.

Прекрасно понимаю, что большинство людей это итак прекрасно знают, но не исключаю, что новичкам понадобится определение слова «поворачиваемость». Итак, поворачиваемость — это достаточно абстрактная величина, которую невозможно измерять. Она показывает поведение автомобиля в повороте.Бывает избыточной, недостаточной и нейтральной. Избыточная поворачиваемость — автомобиль склонен «нырять в повороты», при этом задняя ось часто не очень стабильно и есть риск уйти в занос. Недостаточная поворачиваемость — это явление, при котором передний мост машины проскакивает мимо поворота. То самое чувство, когда руль уже вывернут до упора, а машина почему-то проезжает прямо. Нейтральная поворачиваемость в природе практически не встречается, кроме того, для каждого пилота она своя. Но тем не менее, при нейтральной поворачиваемости болид идеально слушается руля во всех поворотах. Это то, к чему стоит стремиться при настройке машины. На самом деле, достигнуть ее практически невозможно и нам всегда придется идти на компромисс. Также мы будем упоминать об апексе поворота. Апекс — это точка поворота, которая лежит максимально близко к внутренней части поворота в самом его центре. Грубо говоря — это та точка. после которой вы должны начать разгоняться.

Параметры настроек в таблице приведены на английском языке, ибо вариантов локализации масса и разные термины могут переводиться по-разному. По этой же причине настоятельно рекомендую играть на английском языке. Данная таблица достаточно проста и понятна.
Примечание: FWD — передний привод, RWD — задний.

Например, на входе в быстрый поворот заднеприводная машина приобретает недостаточную поворачиваемость, а после апекса наблюдается снос задней оси и, как следствие, избыточная поворачиваемость. Для решения этой проблемы смотрим в табличку. На входе в поворот у нас должна недостаток — следовательно нужно изменять один из этих параметров front spring+, rear spring+, front bump dumpers+ и т.д. Знак + или — означает увеличение или уменьшение параметров соответственно. Допустим, изменять параметры подвески крайне нежелательно из-за того, что повысится износ резины или нарушится баланс на других поворотах. Тогда нам нужно выбрать параметры, которые мы можем изменять в первую очередь. Например, в данном примере мы можем попробовать в первую очередь увеличить Caster. Внимание, изменения параметра должны быть незначительными. Не стоит с этим торопиться. Если изменение caster не принесло нужного эффекта, возвращаем его значение на место и пробуем что-то другое. Например, настройки дифференциала. Зачастую именно эта деталь способна дать нужный эффект. Точная настройка дифференциала позволяет регулировать реакцию на закрытие-открытие дроссельной заслонки. В нашем случае мы повысим параметр Coast, что позволяет машине тормозить двигателем эффективнее, и одновременно уменьшаем параметр Power, что позволит машине более плавно и стабильно набирать скорость на выходе из поворота. Как вы уже, наверное, поняли, мы постоянно ищем баланс. Изменение одних параметров влечет к изменению других, а наша задача точно их подобрать. Ничего сложного в этом нет — обычная рутина.

Когда вы ограничены в настройках или изменились условия трассы, вам придется подстраиваться под новый баланс машины. Вы должны знать, как искусственно вызвать недостаточную или избыточную поворачиваемость. Избыточную поворачиваемость на разгоне вызывает НЕ нажатая до упора педаль газа(дозируем газ). Если же вы наоборот утопите педаль сразу — машина поедет мимо. Этот эффект зависит от машины, типа резины, настроек подвески, но тем не менее, он присутствует. Точно так же, для того, чтобы «сломать» машину в быстрый или средне скоростной поворот, нужно резко отпустить газ, одновременно с этим повернуть руль(в некоторых случаях сбросить передачу), после этого добавить нажатие на педаль газа, грамотно дозируя(вспоминаем, что газ в пол приводит к недостаточной поворачиваемости).

Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим

Да-да. И педали ещё надо. И шлем надеть обязательно — куда же без него.

Подобные утверждения часто можно услышать при обсуждении хоть сколько-то реалистичных гонок. Я же придерживаюсь мысли, что если процесс приносит удовольствие — значит играю правильно. Хоть на геймпаде, хоть на барабанах. А если разработчики предусмотрели несколько типов управления, то почему бы не использовать самое удобное лично для себя?

Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим
Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим
Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим

И вот, проведя больше 30 часов в Assetto Corsa за геймпадом и с казуальными настройками, хочу поделиться своими мыслями, ведь рассказать есть о чём.

Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим

Тот факт, что перед нами не второсортная аркада, а серьезный симулятор, привносит в геймплей несколько нюансов, на которые нельзя не обратить внимание.

В первую очередь — все машины отличаются в управлении. Разница в «характерах» чувствуется очень чётко — часто приходится на первом заезде привыкать к тормозной системе автомобиля и его вхождению в повороты.

Любителям копаться в показателях авто, его статистике на дороге и других таблицах с графиками есть где разгуляться, но мне в процессе прохождения Карьеры достаточно было и стандартных настроек для каждой машины.

Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим
Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим
Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим

Все гоночные треки — реально существующие трассы, с высокой точностью воссозданные в игре. И если их качество вопросов не вызывает, то количество не слишком балует — к концу Карьеры можно запомнить каждый поворот и каждую прямую. Это, с одной стороны, вырабатывает рефлексы, но в то же время и нагоняет тоску.

Заучивание карты позволяет использовать небольшие срезки, но только если отключены пенальти. В противном случае — за мухлёж получим требование сбросить скорость. Не знаю, баг это или «фича», но в начале Карьеры пенальти включены, а с середины и до конца — по умолчанию отключены.

В процессе упорной борьбы, машины могут вылетать за пределы трассы, но назад возвратиться, как говорил классик, смогут не только лишь все. Мало, кто это сможет. Чем и можно пользоваться при удачном моменте. Благо, при отключенных механических повреждениях можно не бояться за целостность своей «ласточки». Правда, если слишком переусердствовать и перевернуться, то можно оказаться прямиком на пит-стопе, отставая на целый круг от оппонентов. Также можно «равняться» об ограждения, если боты вдруг решили сами устранить конкурентов.

Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим
Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим
Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим

Вообще, уровень «ума» компьютерных оппонентов можно регулировать от 100 до 80%. На максимальной сложности тяжело бороться даже за третье место, а на минимальной — часто можно дважды обогнать самых отстающих. Так что настроить болванчиков под себя — достаточно просто. Правда, в некоторых заездах они как будто забывают свой уровень и показывают навыки, которые не соответствуют ожидаемым.

Продолжительность заезда в Карьере, в среднем, не превышает 8 кругов на 15 минут всего. Опционально можно участвовать и в гонках на 20–30 кругов с предварительной практикой и квалификацией, что займёт несколько часов реального времени. А если квалы пропустить, то само соревнование придётся начинать с последнего места. Даже с такими поблажками, контроль скорости и дороги на протяжении десятков минут станет весьма серьёзным испытанием.

В отличии от большинства других гонок, тут заезд не заканчивается после пересечения финишной черты. Игрок, как добропорядочный гонщик, ожидает результаты остальных участников состязания, размышляя зачем он приехал так рано.

Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим
Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим
Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим

Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим

Отличная детализация интерьера и экстерьера автомобилей не оставит равнодушным любого, кто хоть сколько интересуется машинами. А момент, когда в начале заезда приоткрываются двери авто, как бы приглашая тебя за руль — прямо вишенка на торте.

Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим
Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим
Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим

А вот над чем стоило бы поработать больше — так это над зрителями на трибунах. Думалось мне, что всё «картонные» фанаты в играх остались ещё в нулевых, но нет же — они просто переключились с футбола на автоспорт. Вполне в духе сегодняшнего времени получилось. Но так как их статичность погоды не делает, а даже наоборот — убивает атмосферу, то лучше было бы их вообще не добавлять. Спасибо, хоть персонал трассы имеет полигонов в разы больше.

Отдельным столпом стоит великолепная реализация виброотдачи. Не могу сказать за другие устройства, но на DualShock 4 чувствуется приличный спектр (возможно, за исключением самой мощной вибрации). И не в случайные моменты, а именно когда надо — при наезде на ограничители, столкновении или заносе машины.

Также похвалы заслуживает кастомизация HUD. Кроме того, что можно переключать дюжину нужных и не очень показателей и датчиков, есть возможность задавать им местоположение и занимаемый размер на экране. Что-то отдалённо похожее видел разве что в NFS Porsche Unleashed.

Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим
Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим
Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим

Казалось бы, бодрый саундтрек — вот неотъемлемая часть любой гоночной игры. Но в Assetto Corsa музыка встречает нас только в заставках Карьеры. Вообще, отсутствие хоть каких песен не является большой проблемой, ведь всегда можно подрубить свой любимый плейлист или свежий новостной подкаст. Либо погрузиться в собственные мысли под звуки издаваемые стальными конями. Чего только стоит «голос» Ferrari LaFerrari. Правда, в таком «трансе» легко уйти от управления машиной к самокопанию, что чревато последствиями в виде последнего места в получасовом заезде.

Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим

Печально, что при наличии различных типов соревнований, в режиме Карьеры встречается только часть из них: обычный заезд на несколько кругов, заезд на время по чекпоинтам и заезд на большое количество кругов с предварительной квалификацией (по правилам Формулы-1). В то же время, весьма порадовало наличие ретро-соревнований на классических болидах — с фильтрами изображения они выглядят прямо как трансляция того времени.

Вне Карьеры доступны несколько испытаний как в обычных заездах, так и в дрифте с дрэгом. Также очень хорошо себя чувствует онлайн, но это совсем другая история.

Официальные DLC, добавляя к общему числу десятки культовых машин и несколько трасс, в геймплей ничего нового не привносят. Больший интерес вызывают «народные» дополнения. Да, именно «дополнения», а не всем привычные моды. Ведь в Assetto Corsa все желающие могут пополнять гараж и расширять географию соревнований своими творениями не модифицируя оригинальную игру. Таким образом, на треке в Барселоне может собраться прямо анекдотическая троица: болид Формулы-1, «копейка» и автобус. Подбирать «на чём ещё бы и где погонять» можно очень долго, ведь количество работ энтузиастов весьма впечатляющее. Если же собрать всё что только доступно вместе, то получится прямо-таки Gran Turismo на ПК.

Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим
Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим
Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим

Assetto Corsa, или Как я перестал бояться и полюбил автосим

Assetto Corsa стала для меня неким продолжением дилогии NFS Shift (до Project CARS пока не добрался, там посмотрим). Простенькая по своей структуре Карьера всё же лучше чем банальный и прямолинейный сюжет, как, например, в NFS The Run. А возможность настроить геймплей на свой вкус — от уберреализма до казуальности — лишь укрепила мою симпатию к данному автосиму. Для ознакомления могу советовать игру всем, а вот для «залипания» — только любителям гонок «посерьёзней».


Мало кто из нас слышал о новом гоночном симуляторе Assetto Corsa, который несколько месяцев назад появился в Steam Early Access. И это не удивительно. На фоне Gran Turismo 6 и Project CARS наш сегодняшний гость выглядит очень блекло. Assetto Corsa не может похвастаться навороченной графикой или большим автопарком, но у него есть то, что для автосимулятора намного важнее.

Kunos simulazioni


Игру разрабатывает независимая и относительно молодая студия – Kunos simulazioni. Их первой игрой стал netKar Pro. Вы, скорее всего, слышите это название в первый раз, но в круге фанатов автосимуляторов этот проект долгое время был культовым. Следующей игрой стал Marangoni Hillclimb Simulator, который базировался на технологиях и графическом движке netKar Pro и включал всего один формульный болид несколько трасс. Несколько позже свет увидел Trofeo Abarth 500, отличающийся от предыдущей игры лишь доступным автомобилем — теперь это был заряженный Fiat 500 от тюнинг-ателье Abarth.


В 2010 году Kunos Simulazioni подписал партнерское соглашение с Ferrari для создания Ferrari Virtual Academy. Игра с отличной физической моделью, от Kunos simulazioni другого ожидать не следовало, была погублена маленьким количеством автомобилей и полным отсутствием рекламной компании. Воодушевлённые лестными отзывами симрейсеров, Kunos Simulazioni в конце 2011 года объявили о начале работы над своим вторым серьёзным проектом – Assetto Corsa.

Физическая модель


На сегодняшний день Assetto Corsa обладает одной из самых проработанных и достоверных физических моделей среди автосимуляторов. Один только факт, что все представленные в игре трассы были смоделированы при помощи лазерного сканирования трасс реальных, говорит о многом. На поведение автомобиля на трассе влияет всё – от ям, стыков и трещин на асфальте, до поребриков, качество которых может очень сильно различаться, даже в пределах одного трека. На сцепление с асфальтом влияет даже качество самого асфальта. Часто на треке одновременно соседствуют куски старого и нового покрытия, иногда чередуясь с небольшими заплатками. Чем старше покрытие, по которому мы едем, тем меньше коэффициент сцепления. Из-за этой особенности водить становится гораздо сложнее, но в то же самое время интереснее. Часто случается так, что мы начинаем поворот на одном качестве покрытия, а заканчиваем на другом. Не рассчитали скорость или не правильно выбрали траекторию, и наш автомобиль весело мчится навстречу отбойнику. Кроме этого, не стоит забывать о том, что идеальная траектория прохождения поворота уже давно затёрта и сцепление на ней будет ощутимо хуже. Из-за этого нам придётся постоянно искать компромисс между прохождением поворота по идеальной траектории и траектории с наибольшим сцеплением. Но в отличие от Project CARS на треках Assetto Corsa у вас никогда не появится ощущение, что вы едете по льду. Сцепления здесь ровно столько, сколько нужно для приятного, а главное, контролируемого вождения на пределе.


Автомобиль на треке ощущается живым существом со своим нравом, а иногда и волей. Не в последнюю очередь благодаря отличной работе подвески. Крены при торможении и ускорении, раскачивание в поворотах, срывы задней или передней оси с траектории выполнены очень реалистично и предсказуемо. Если вы играете на руле, то по достоинству оцените отличную обратную связь (FFB). К сожалению, езда на геймпаде ни чем особым на фоне рулей не выделяется – вибрирует при наезде на неровности, немного потрясывается в поворотах и при потере сцепления. В общем, как в любой другой гоночной игре.

Режимы игры

На данный момент мы имеет доступ к трём группам заездов: практика, испытания и гонка. В практике, как понятно из названия, мы вольны выбирать любой трек, любой автомобиль, настраивать время суток и температуру. Ночи и пасмурной погоды пока нет, разработчики обещают добавить этот контент только после релиза.

Испытания разделяются на «быстрый круг», «специальные события», «атака времени» и «дрифт».
Быстрый круг: единственные отличия от практики — наличие штрафов за езду по траве и возможность включить призрак автомобиля с твоим лучшим временем в данном заезде.


Специальное событие: набор заданий с ачивментами за их прохождение — проехать круг быстрее указанного времени, приехать первым в дрэговой или кольцевой гонке, набрать определённую сумму очков за дрифт за ограниченное время. Вот и всё, чем нас балует этот режим. Атака времени: сводится к гонке через чекпоинты, на которых нам дают дополнительное время и очки, которые могут отнять за езду по траве. Сложность заключается в том, что на каждой следующей контрольной точке времени и очков дают меньше. Цель — проехать как можно больше кругов, набрав как можно больше очков. Дрифт: за отведённое время наберите как можно больше очков на специальном полигоне.

Гонки проводятся в двух категориях: кольцевые и дрэг. Выбираем сколько и какие авто будут нашими соперниками (максимальное число ограничено лишь количеством боксов на трассе) и указываем их силу — то, насколько агрессивно они будут водить. Искусственный интеллект ботов ещё находится в зачаточном состоянии. Они упорно не замечают автомобиль игрока, тараня его при любом удобном случае. А огромная авария на первом повороте — совершенно обычное дело. Но при их недостатках ездить с ними увлекательно. К тому же не следует пренебрегать подобными тренировками — в мультиплеере всё будет гораздо хуже.

Само собой, в Assetto Corsa будет мультиплеер, но когда — большой вопрос. Однозначно он выйдет раньше релиза, но более точную информацию ни кто дать не может.

Автомобили


Болидов на данном этапе уже предостаточно – гражданские малолитражки, суперкары, гоночные автомобили и open wheel. Всего – 23 штуки. Почти все автомобили имеют несколько апгрейдов, различающихся мощностью двигателя и настройками подвески. Кастомной прокачки на манер Gran Turismo и Need For Speed нет, и не планируется. Для понимания уровня проработки автомобилей следует упомянуть, что Pagani Huayra имеет изменяемую динамически аэродинамику из 4 подвижных элементов. В настоящее время для неё разрабатывается физико-математическая модель, которая будет учитывать 16 (!) положений этих подвижных элементов. Думаю, комментарии здесь излишни. Автомобиль, к сожалению, будет добавлен в игру только после релиза.
Полный список доступных автомобилей выглядит следующим образом:
• Fiat Abath 500 — Standart и S1
• BMW 1M
• BMW M3 E30 — Standart, Drift и S1
• BMW M3 E30 — Group A — Standart и DTM
• BMW M3 E92 — Standart, Drift и S1
• BMW M3 GT 2
• BMW Z4 E89 — Standart, Drift и S1
• BMW Z4 GT3
• Ferrari 458 Italia — Standart и S3
• Ferrari 599XX EVO
• Ferrari F40 — Standart и S3
• KTM X-Bow R
• Lotus 2 Eleven
• Lotus Elise SC — Standart, S1 и S2
• Lotus Evora GTE
• Lotus Evora S
• Lotus Exige Scura
• Lotus S Roadster
• Lotus Type 49
• McLaren MP4-12C
• P4/5 Competizione model 2011
• Pagani Zonda R
• Tatuus Formula Abarth

В настоящее время Kunos simulazioni ведут работу над Ferrari LaFerrari, гоночной версией Ferrari 458 Italia, вышеупомянутой Pagani Huayra, McLaren P1 и несколькими японскими автомобилями, среди которых точно будет Nissan GT-R G35 и его гоночная версия.

Трассы и приложения


С трассами тоже всё хорошо – 9 треков, включая историческую Монцу, один полигон для дрифта и одна длинная прямая для проведения дрэговых гонок. Это, само собой, далеко не конечные цифры. К моменту релиза Kynos обещают добавить ещё несколько треков и автомобилей. Доподлинной известно, что среди треков обязательно появится Circuit de Spa-Francorchamps и Mallory Park – овальный 2,1 км трек. Они будут добавлены в игру в бесплатном патче в конце лета. К сожалению, Nordschleife – Nürburgring, будет доступен только в платном дополнении, в которое, кроме трека, войдут 10 автомобилей, которые выберут пользователи.

Но не одними редкими DLC будет жить Assetto Corsa. После релиза разработчики обещают дать полный простор для творчества мододелам. Игра, для удобства взаимодействия с трассами и автомобилями, будет поддерживать Мастерскую Стима. До релиза ещё далеко, но уже сейчас начинают появляться скины для автомобилей, приложения и трассы, перенесённые из других игр.
Под приложениями разработчики понимают всё то, что мы видим на экране во время гонки: скорость, передача, время круга, позиции соперников, температур шин и т.д. В Assetto Corsa этих приложений великое множество и все они настраиваемые! Каждое окно можно размещать в любом месте на экране, главное, что бы они не перекрывали друг друга.


В отличие от других автомобильных симуляторов, главное меню Assetto Corsa не перегружено лишней информацией. Всё строго, лаконично, и, что называется, по делу. Точно такую же картину мы наблюдаем и в меню настроек автомобиля перед гонкой. Все настройки разбиты по категориям и сопровождаются подробными пояснениями. Сразу видно, что дизайн разрабатывался с учётом самой широкой публики. Новичкам не составит большого труда разобраться и в основах игровой механики. А уже через два-три вечера тренировок можно выучить несколько треков и начать показывать стабильное время круга. Но, как и в любом другом автосимуляторе, для быстрого вождения придётся прочитать много сторонней литературы и потратить месяцы на привыкание к автомобилям и особенностям того или иного трека.

Читайте также: