Как проходит морская граница россии с украиной

Обновлено: 04.07.2024

В российском внешнеполитическом ведомстве заявили, что переговоры по установлению морской границы между Россией и Украиной возможны, но для этого Киев должен признать Крым территорией Российской федерации. В конце сентября в «Госгидрографии» Украины заявили, что необходимо установить границы в акваториях, которые принадлежат государствам.

Он предположил, что сотрудники украинской «Госгидрографии», которые ранее заявили, что намерены провести «принудительные» переговоры по установлению морской границы между государствами, имели в виду «согласительную процедуру, предусмотренную статьей 298 Конвенции 1982 года».

«При этом условием применения указанной процедуры является отсутствие нерешенного спора, касающегося суверенитета или других прав на материковую или островную территорию.
Если ссылка на данную процедуру означает готовность украинских властей признать суверенитет России над Крымским полуостровом, это, конечно, могло бы стать хорошей основой для урегулирования вопроса о морском разграничении между нашими странами», — уверен Руденко.

Вместе с тем он отметил, что Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, заключенный в 2003 году, определяет статус и режим использования акватории Азовского моря.

«В соответствии со статьей 1 указанного международного договора, «Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины». Эта же статья предусматривает, что

«Азовское море разграничивается линией государственной границы в соответствии с соглашением между сторонами», — обратил внимание российский дипломат.

Согласно этому двустороннему договору, который продолжает действовать, разграничение Азовского моря может произойти только по соглашению обеих сторон. «Таким образом, положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в данном случае в принципе не применяются», — отметил замминистра иностранных дел.

В 2014 году на Украине состоялся госпереворот. В марте этого же года крымчане провели референдум, по итогам которого Крымский полуостров вошел в состав России, как того хотело большинство голосовавших. Однако решение жителей региона не было признано легитимным рядом стран. Так, европейские государства, а также США практически сразу ввели санкции в отношении России. Вместе с тем Украина до сих пор считает эту территорию своей, но «временно оккупированной».

В конце сентября украинское госучреждение выразило желание провести «принудительные» переговоры с российскими властями. Киев считает, что необходимо установить морскую границу между соседствующими государствами. Соответствующее заявление было опубликовано на сайте «Госгидрографии» Украины.

Сотрудники ведомства обратили внимание на заключенный в 2003 году договор. Однако они отметили, что морские границы в нем прописаны не были.

О проведении переговоров «на уровне высших должностных лиц государства» попросил, в частности, руководитель подчиняемой Минтрансу Украины «Госгидрографии» Александр Шипцов. Ссылаясь на нормы международного морского права и проведенные консультации с экспертами «по вопросам морской делимитации», он предложил организовать «принудительную переговорную процедуру с Российской Федерацией по вопросам установления морской границы».

В организации считают, что без установления точной границы Украина не сможет в полной мере воспользоваться своими правами по использованию ресурсов, а также «полноценно осуществлять свой суверенитет в пределах большей части собственного территориального моря».

Вместе с тем специалисты ведомства упоминают статью 298 и Приложение V к Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой можно сформировать специальную международную «делимитационную» комиссию.

«Украина и РФ являются также сторонами Конвенции ООН по морскому праву. На сегодня Россия вряд ли добровольно подпишет соглашение о делимитации с Украиной, но письменные выводы международной комиссии по делимитации будут иметь очень серьезное политическое и дипломатическое значение», — уверен первый замглавы «Госгидрографии», специалист в области международного морского права Богдан Устименко.

В России тогда также отметили, что для проведения этого процесса, необходимо, чтобы киевские власти признали Крым российским.

Вместе с тем он назвал предложение украинской стороны «очередным популизмом и преамбулой, чтобы привлечь внимание к крымскому полуострову». По мнению депутата, вопрос закрепления морских границ будет снят, когда наладятся взаимоотношения между государствами.

«Уверен, тогда и будет заключен обоюдовыгодный договор. На сегодня это всего лишь политические заявления», — добавил парламентарий.

Подпишись на наш канал в Дзене и узнавай только свежую информацию. А также не забывайте делится статьей со своими друзьями в социальных сетях и ставить лайки.

Черное море имеет серьезное экономическое, транспортное и стратегическое значения для тех стран, которые имею к нему выход. Большую долю транспортных перевозок производят нефтяные танкеры из России (к примеру, из порта Новороссийск) и Грузии, а также другие транспортные и пассажирские суда.

Черное море также имеет важнейшее промышленное значение, а в его акватории развито промышленное рыболовство, однако в последние годы объемы улова рыбы уменьшились из-за ухудшения экологической ситуации и уменьшения количества рыбы ввиду её вылова и браконьерства.

На побережье Черного и Азовского морей развиты курортные сети, на которых ежегодно отдыхают миллионы человек. Большое количество курортов и санаториев расположено на берегу Крыма, на побережьях Болгарии и Румынии, в Одесской области Украины, а также на Черноморском побережье Кавказа и юга России.

Полуостров Крым, который до 2014 года входил в состав Украины, а затем вошел в состав России, омывается водами Черного и Азовского морей и имеет важное экономическое и стратегическое значение в морском регионе. Большая часть населения России тогда восприняли присоединения полуострова к России позитивно, тогда как большая часть украинцев наоборот — негативно. Украина тогда потеряла значительную экономическую зону, обширные морские владения и значительную часть военно-морского флота.

Предлагаем Вам посмотреть на карту изменения влияния России и Украины в этом морском регионе после событий 2014 года (наверняка, что-то подобное вы уже видели или искали):

Как видим, от Крыма зависит довольно серьезная черноморская акватория. После воссоединения полуострова с Российской Федерацией в связи с событиями на Украине 2013-2014 годов, влияние России в Черном и Азовском морях значительно расширилось, расширилась исключительная экономическая зона, полностью стал контролироваться Керченский пролив, через который впоследствии был построен мост.


По данным Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграница), протяженность российско-украинской границы составляет около 2250 км, из них сухопутная - 1925,8 км (суша - 1,500,2 км, речная - 422,2 км, озерная - 3,4 км) и морская - 320 км (проходит по акватории Азовского и Черного морей). После вхождения Республики Крым и Севастополя в состав России к этому расстоянию можно добавить еще 8 км крымской сухопутной границы, которая проходит по Перекопскому перешейку.

С Украиной граничат территории Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей и Республики Крым. К украинским приграничным регионам относятся Донецкая, Луганская, Сумская, Харьковская, Херсонская и Черниговская области. С российской стороны пограничный контроль осуществляется в 62 пунктах пропуска (37 автомобильных, 15 железнодорожных, 7 воздушных и 3 морских).

Россию и Украину связывают 25 железнодорожных магистралей, 3 автострады, около 100 дорог с улучшенным покрытием, почти 300 грунтовых дорог и свыше 400 объездных путей.

Между странами действует безвизовый режим. Межправительственное соглашение о безвизовых поездках граждан РФ и Украины было подписано в Москве 16 января 1997 г. (вступило в силу 10 марта 1997 г.). Специальный протокол, подписанный в Киеве 30 октября 2004 г. (вступил в силу с 1 ноября 2004 г.) позволяет гражданам одной страны находиться на территории другой без регистрации 90 дней при наличии миграционной карты с отметкой пограничного контроля.

Государственная граница между Россией и Украиной формально существует с 24 августа 1991 г., когда Украина объявила о независимости от СССР. 23 июня 1992 г. в Дагомысе (Краснодарский край) президенты двух стран Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений. Они договорились сохранить принцип открытости государственных границ при поэтапном введении соответствующего международным стандартам таможенного контроля.

С 1 октября 1992 г. границы России с Украиной перестали быть "прозрачными". Согласно указу президента России "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации" в приграничных с Украиной российских городах, на автомагистралях, на железнодорожных линиях Ростовской области, а также в аэропортах были открыты пункты таможенного досмотра.

15 февраля 1993 г. на границе были выставлены первые 35 российских подразделений пограничного контроля (22 автодорожных и 13 железнодорожных).

4 августа 1994 г. после подписания в Одессе соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между пограничными войсками Украины и России (3 августа 1994 г.) началось совместное патрулирование на границе. Пограничный контроль стал осуществляться только при въезде в страну (соответственно, в Россию или на Украину).

8 февраля 1995 г. в Киеве было подписано межправительственное соглашения о пунктах пропуска через границу между Россией и Украиной.

В Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 г. Москва и Киев признали государственные границы и территориальную целостность двух стран и отсутствие взаимных территориальных претензий.

В 1998 г. начались переговоры о делимитации границы (определение госграницы с описанием ее прохождения и нанесением на карту) между Россией и Украиной. В течение четырех лет специальная двусторонняя комиссия описывала границы в пределах Брянской, Курской, Белгородской и частично Воронежской областей.

28 января 2003 г. в Киеве президенты двух стран Владимир Путин и Леонид Кучма подписали договор между РФ и Украиной о государственной границе (ратифицирован парламентами обеих стран в апреле 2004 г.). Базовый документ определил линию прохождения госграницы между двумя государствами.

Договор между Россией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива был подписан Путиным и Кучмой в Керчи 24 декабря 2003 г. (ратифицирован в апреле 2004 г.). Этот документ закрепляет за акваторией сложившийся исторически статус внутренних вод двух стран, а также фиксирует свободу судоходства в Азовском море и Керченском проливе для их торговых судов и военных кораблей.

Вопрос о распределении юрисдикции России и Украины в Азовском море остался неотрегулированным. Российская сторона предлагала провести линию госграницы по дну моря, оставив водную поверхность и ресурсы в общем пользовании. Украина настаивала на установлении линии границы и по водной поверхности.

17 мая 2010 г. в Киеве президент РФ Дмитрий Медведев и президент Украины Виктор Янукович подписали соглашение о демаркации сухопутного участка границы, которое вступило в силу 29 июля того же года (в договоре о границе 2003 г. не содержалось положений о демаркации - проведение линии госграницы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками). Была создана совместная демаркационная комиссия. Демаркация границ является одним из условий перехода на безвизовый режим со странами ЕС - переговоры об отмене визового режима ведут и Россия, и Украина.

29-30 ноября 2011 г. Россия и Украина подписали план по демаркации границы. 7 ноября 2012 г. был открыт первый пограничный знак на брянско-черниговском участке в районе стыка границы Украины, России и Белоруссии.

12 июля 2012 г. президенты России и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович подписали совместное заявление по вопросам делимитации морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе. После длительного переговорного процесса стороны собирались подписать двусторонний договор, который бы урегулировал соответствующие вопросы.

22 октября 2012 г. Россия и Украина подписали межправительственное соглашение о реадмиссии, предусматривающее возвращение лиц, которые нелегально пересекли межгосударственную границу. Соглашение вступило в силу 9 июля 2013 г.

Процесс демаркации госграницы продолжался и в течение 2013 г., однако в связи с событиями на Украине был приостановлен.

16 июня 2014 г. Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины поручил правительству провести одностороннюю демаркацию границы. По словам секретаря СНБО Андрея Парубия, это делается "в соответствии с сегодняшними угрозами национальной безопасности". На следующий день Верховная Рада при повторном голосовании рекомендовала правительству страны в месячный срок "принять решение о приостановке работы пунктов пропуска через государственную границу вдоль сухопутного участка с Россией". Парламент также рекомендовал правительству "немедленно утвердить документы, необходимые для проведения в одностороннем порядке демаркации сухопутного участка границы с РФ, которая будет обустроена по примеру внешних границ Европейского Союза". Парламентарии также решили выделить необходимые средства для обустройства сухопутной госграницы с Россией и увеличения штата Государственной пограничной службы.

По словам главы комитета Госдумы РФ по международным делам Алексея Пушкова, Россия не признает одностороннюю демаркацию границы со стороны Киева.

Азовское море (укр. Азовське море) — полузамкнутое море Атлантического океана на востоке Европы, омывающее побережье Украины и России. Самое мелкое море в мире: глубина не превышает 13,5 метра, средняя глубина около 7,4 м (по разным оценкам — от 6,8 до 8 м). Азовское море соединяется с Атлантическим океаном длинной цепочкой проливов и морей (Керченский пролив — Чёрное море — пролив Босфор — Мраморное море — пролив Дарданеллы — Эгейское море — Средиземное море — Гибралтарский пролив — Атлантический океан).

В древности Азовского моря не существовало, а Дон впадал в Чёрное море в районе современного Керченского пролива. Предполагается, что заполнение акватории Азовского моря произошло около 5600 года до н. э. (см. Теория черноморского потопа).


География Азовского моря

Крайние точки Азовского моря лежат между 45°12′30″ и 47°17′30″ северной широты и между 33°38′ (озеро Сиваш) и 39°18′ восточной долготы. Самая большая его длина 380 км, самая большая ширина 200 км; длина береговой линии 1 472 км; площадь поверхности — 37 800 км² (в эту площадь не входят острова и косы, занимающие 107,9 км²).

По морфологическим признакам оно относится к плоским морям и представляет собой мелководный водоём с невысокими береговыми склонами. По отдалённости от океана Азовское море является самым континентальным морем планеты.

В зимний период возможно частичное или полное замерзание, при этом лёд выносится в Чёрное море через Керченский пролив. Как правило, льдообразование характерно для января, но в холодные годы может иметь место на месяц раньше.



Административные единицы у берегов моря

Перечисляются в порядке следования от Генического пролива:

Украина

Херсонская область

Запорожская область

Мелитопольский район (вершина Молочного лимана)

Донецкая область

Мариупольский городской совет

Россия

Ростовская область

Городской округ Таганрог

Краснодарский край

Каневской район (выходит к Бейсугскому лиману)

(Автономная) Республика Крым

городской округ Керчь (Керченский горсовет)


Украинский капитан нашел способ вернуть Азовское море

Капитан первого ранга украинских Военно-морских сил (ВМС) Евгений Лупаков заявил, что для обеспечения безопасности в Азовском море Украине следует действовать «более радикально» и не надеяться на санкции Евросоюза против России. Свое мнение он выразил порталу «Обозреватель».

«И как только эти законы будут приняты — тогда уже все, море будет не общее, а у каждого свое. И тогда пригласить корабли НАТО для проведения совместных учений в Азовском море», — посчитал Лупаков.

Он заключил, что при выполнении этих условий «никаких проблем тогда не будет».

Россия оценила план Украины по «возвращению» Азовского моря

В Госдуме прокомментировали идеи Киева по «возвращению» Азовского моря. Ранее «действовать более радикально» предложил капитан первого ранга ВМС Украины Евгений Лупаков.

Как считает зампред комитета Госдумы по обороне и безопасности Юрий Швыткин, такие заявления со стороны Украины не более чем «фантазия». В интервью RT он отметил, что так Киев хочет создать напряжение в СМИ. По мнению Швыткина, если договор по совместному использованию моря будет разорван, в первую очередь пострадает именно украинская сторона.

Читайте также: