Как построить жизнь после школы

Обновлено: 02.07.2024

Мария Рамзаева

Как правило, первая половина дня у школьников структурирована хорошо: уроки, перемены, дополнительные занятия. Но после школы начинается полная свобода: когда хочешь, тогда и делай задания. Казалось бы, все здорово. Но часто дело заканчивается тем, что вроде бы ты на секунду зашел во «Вконтакте» — а на дворе уже ночь, и домашняя работа даже не начата.

Чтобы этого избежать, надо структурировать свой день. Лучший способ — накануне вечером составить список того, что нужно будет сделать завтра, определить, сколько времени уйдет на каждое из дел, и распределить их по часам. Возможно, в процессе выяснится, что день достаточно свободный, и имеет смысл добавить в расписание задания из других дней или, наоборот, побыстрее сделать все дела и отдохнуть. Если же станет понятно, что на выполнение всех запланированных заданий вам придется потратить весь вечер после школы и еще половину ночи, это явный признак того, что от каких-то дел стоит отказаться.

В любом случае, когда вы запишете необходимые задания на бумаге, появится ясность и возможность управлять делами.

№ 2. Ставьте понятные цели

Кажется, нет ничего проще, чем поставить себе цель. Вы же знаете, что к следующему уроку по биологии нужно написать реферат, а по литературе проходят Гоголя. Однако часто в голове становится пусто, стоит сесть за работу: ведь на деле бывает непонятно, что именно надо делать и с чего начинать.

Для того чтобы эффективно справляться с задачами, и нужны цели.

Каждая цель должна быть конкретной и ясной: не «усерднее заниматься», а «выполнять все задания сразу после школы»; не «выучить все про Гоголя», а «прочитать в учебнике со стр. 100 по стр. 150». Чтобы четко понимать, достигли вы своей цели или нет, она должна быть измеримой: лучше «получить только четыре и пять в четверти», чем абстрактное «хорошо учиться».

Также важно, чтобы цель была достижимой. Вы можете мечтать пробежать стометровку лучше всех в классе, но вряд ли это получится, если до забега две недели, а вы месяцами прогуливали физкультуру. В таком случае лучше увеличить срок достижения цели (не в этой четверти, а в другой) или саму цель — не лучше всех, но лучше своего прошлого результата.

Чтобы отслеживать свои достижения, надо устанавливать конкретные временные границы. И, наконец, не стоит забывать о значимости цели лично для вас: чтобы была мотивация все выполнить, нужно понимать, зачем.

№ 3. Расставляйте приоритеты

Чтобы не потонуть в потоке дел, нужно учиться разделять их на группы в зависимости от степени срочности и важности. По такому принципу самые важные и срочные дела (например, подготовка к завтрашней итоговой контрольной) выполняются в первую очередь, а дальше уже можно браться за не важные, но срочные и важные, но не срочные. Такой подход позволит не только выполнять основные задания качественнее, пока есть силы, но и даст значительный продолжительный заряд: после того, как завершите самое важное и сложное дело за день, вы наверняка почувствуете подъем, ведь главные трудности останутся позади. Тогда и справляться с остальными делами будет проще.

Если вы не будете что-то успевать, это тоже не станет трагедией: в конце списка останутся не очень срочные и не очень важные дела, над которыми стоит подумать — а нужно ли их вообще выполнять?

№ 4. Найдите собственный ритм

Всем известно разделение на «сов» и «жаворонков», однако мало кто действительно знает и использует свои «лучшие» и «худшие» часы. При этом эффективность разных людей в разное время суток может сильно отличаться. Более того, если вы поэкспериментируете со своим графиком, то поймете, что в разное время суток хорошо получаются разные дела.

Понаблюдайте за собой. Возможно, вместо того, чтобы засиживаться допоздна над домашней работой, лучше встать на час раньше и сделать ее перед школой? Или наоборот, отоспаться хорошенько — все равно с утра голова не работает.

Тот же принцип применим к ритму работы. Кому-то легче сесть на несколько часов и завершить все дела в один подход, а у кого-то лучше получается, если делать понемногу каждый день. Вот почему нужно определить свой личный идеальный ритм и постараться построить работу в максимальном соответствии с ним.

№ 5. Работая — работайте

Необходимое правило эффективной работы — погружение в то дело, которым вы сейчас занимаетесь. Когда человек полностью концентрируется на одной задаче, он выполняет ее в разы быстрее и лучше, чем постоянно отвлекаясь на что-то другое. Если пишете сочинение по литературе или делаете домашнее задание по химии, лучше отключите на это время мобильный телефон, закройте браузер и приложения с социальными сетями.

Возможно, поначалу вам будет сложно концентрироваться на одном занятии, но даже если не получается надолго оторваться от гаджетов, продержитесь, сколько можете. Полчаса полноценной, концентрированной работы окажутся продуктивнее, чем два часа с постоянными ответами друзьям, просмотром картинок и т. п., а если вы будете тренировать концентрацию, со временем погружаться в работу будет становиться все проще.

Чтобы легче выдержать период интенсивной работы, можно попробовать ставить себе таймер по «Помидорному методу»: 25 минут работы и пять минут отдыха. Тогда и не будет ощущения усталости, и эффективность работы не снизится.

№ 6. Найдите мотивацию

Иногда бывает сложно приступить к выполнению задания, особенно когда оно трудное или предмет нелюбимый. Но, к сожалению, и такими делами приходится заниматься. Если вы понимаете, что этой работы не избежать, стоит попробовать «уговорить» себя, найти мотивацию для выполнения задания.

Пригодятся любые предметы, идеи, люди и персонажи, которые имеют ценность для вас. Повесьте постер с Шелдоном Купером, который не одобрит, если вы не выполните домашнюю работу по физике, или скажите себе, что за каждое решенное упражнение по математике вы будете получать по мармеладке. Договоритесь с родителями, что они что-то подарят за выполнение серьезной работы или, например, за пятерку в четверти по предмету, который вам не дается.

Мотивацию можно найти и на более высоком уровне. Подумайте о том, для чего вам необходима учеба: без окончания школы не поступишь в выбранный вуз, не выйдет впечатлить одноклассников и т. п.

№ 7. Чередуйте дела

Наш мозг постепенно устает от однообразной работы, поэтому лучше всего составлять свой план на день так, чтобы в нем чередовались занятия, требующие разных навыков. Например, перемежать решение задачек по математике с чтением учебника по истории, а уже потом приступать к похожим (с точки зрения работы мозга) задачам по физике.

По такому же принципу хорошо выбирать хобби и способы отдыха после учебы. И ваш мозг, и организм в целом отдохнут гораздо лучше, если вы пойдете гулять с друзьями, чем если после многих часов за партой вы переместитесь за компьютер, где так же будете сидеть и напрягать глаза.

Если совсем не получается выбрать разные дела, даже простая разминка в течение пяти минут пойдет на пользу — вы дадите себе хотя бы немного времени, чтобы переключиться.

№ 8. Объединяйтесь с другими

Кому-то лучше удаются сочинения, а кому-то — решение задач по геометрии, и этим стоит воспользоваться. Списывать у отличника не самая хорошая идея: это потом крайне негативно скажется на результатах экзаменов. Однако всегда можно попросить его объяснить непонятную тему взамен на помощь в изучении предмета, в котором он разбирается хуже.

Вы можете договориться с одноклассниками и готовиться к занятиям и контрольным вместе — такой формат принесет много пользы как в плане времени, так и в плане качества работы.

Объясняя кому-то тему, вы и сами укрепите свои знания, а слушая других наконец разберетесь в сложной для вас дисциплине. К тому же, определяя время подготовки домашней работы заранее и согласовывая его с одноклассниками, вы не дадите себе возможности увильнуть от трудного или нелюбимого занятия.

№ 9. Анализируйте сделанное

Может так получиться, что вы, вроде бы, все делаете правильно: составляете список дел, чередуете их, расписываете по часам, — но все равно чего-то не успеваете или к вечеру чувствуете себя измотанным. Это значит, что в план закралась ошибка, и для того, чтобы избежать ее в дальнейшем, необходимо регулярно (например, в конце дня или в конце недели) проверять соответствие плана и его реального выполнения.

Такой анализ может разочаровать. Например, вы выясните, что, несмотря на все графики, в какой-то момент «сорвались» и ушли смотреть сериал. Или что задание, на которое вы отводили два часа, на самом деле каждый раз требует четырех. И в первом, и во втором случае не стоит отчаиваться — просто в следующий раз надо составить план с учетом своих особенностей. Если вы после учебы постоянно ходите смотреть сериал, поставьте его в график, а на сложное дело выделите четыре часа, даже если считаете, что следовало бы выполнить его быстрее. Такой подход поможет вам и не корить себя за невыполненный план, и осознавать, сколько вы в действительности успеете.

№ 10. Не забывайте об отдыхе

В погоне за личной эффективностью многие склонны забивать свой график делами под завязку. Им кажется, что если не тратить по десять часов в день на подготовку к ЕГЭ, его точно не сдашь, химия так просто не дается и времени отдыхать нет.

Однако отдых необходим, причем не только для полноценной и счастливой жизни, но и для эффективной работы. Кажется, чем больше делаешь, тем больше успеешь, но это не так. В какой-то момент наш мозг устает, и его работоспособность сильно снижается. Тогда дальнейшие занятия оказываются малоэффективны. Из-за этого работа без перерывов является вредной: отдохнувший человек за меньшее количество часов сделает больше, чем уставший и потерявший сосредоточенность.

Удаленный Пользователь

Я считаю, что самая главная проблема — это социальная изоляция. В городе, где молодой человек жил до поступления, у него была собственная среда, своя история взаимоотношений с людьми и налаженные контакты. А в новом месте все совсем не так, и недавний выпускник никого не знает, он, можно сказать, находится в пустоте. На этой почве могут возникать тревожные расстройства, депрессивные состояния и неуверенность в себе, ведь теперь приходится предпринимать совершенно новые действия.

Главная проблема, которая встает перед иногородним абитуриентом, — это социальная изоляция

Простого средства, которое можно было бы сразу применить и побороть сомнения в себе, к сожалению, нет. На мой взгляд, очень многое зависит от того, есть ли какая-то область, в которой молодой человек может ощущать себя компетентным. Например, если он всегда занимался спортом, то в другом городе можно записаться в клуб по интересам, к примеру, в спортивную команду или секцию. И хотя бы в этом сообществе чувствовать себя компетентным и уверенным в своих навыках и знаниях. То же самое касается любого другого вида деятельности — интеллектуального, творческого.

Интересно, а сколько обычно необходимо времени, чтобы адаптироваться?

У кого-то на адаптацию уходит неделя, а у другого — год. Это не хорошо и не плохо, просто все люди очень разные. Невозможно точно сказать, потому что все зависит от конкретного человека и среды, в которую он попал. Ведь это может быть не только другой город, но и другая страна с иной языковой средой. Кроме того, человек может оказаться как в ситуации, когда он вообще никого не знает, так и в такой, когда он все же знаком с кем-то, но не очень близко. Еще многое зависит от личностных характеристик.

У каждого свои сроки адаптации, это не хорошо и не плохо, просто все люди разные

Во-первых, надо помнить о том, что навряд ли кто-то из нас сможет его предсказать. Будущее наступит тогда, когда оно наступит, и будет таким, каким оно будет. Более того, абстрактно думать о будущем — бессмысленно и неправильно. Ведь генерализованные неконкретные мысли о том, что может произойти, никак не помогают — ни в настоящем, ни в теоретическом завтрашнем дне.

Поэтому основной и главный мой совет — нужно мыслить конкретно. Следует искать ответы на следующие вопросы: «Что происходит сейчас?» и «Что я могу сделать в данный момент?», «Если в будущем будет вот такая ситуация, то как я с ней справлюсь, к кому обращусь или кому позвоню?». Всегда рекомендуется размышлять от глобального к более ситуативному и определенному.

Простой ответ — нет, не нужно. Для многих людей одиночество оказывается очень ресурсным временем. Это тот момент, когда у человека впервые получается обратить внимание на себя и понять, как и куда ему двигаться дальше.

Тем не менее, для кого-то одиночество может оказаться не слишком полезным. В такой ситуации нужно почаще куда-то выходить, записаться в своем вузе в группы по интересам, кружки, секции, не стесняться проявлять участие. Кроме того, в больших городах регулярно организуются различные мероприятия, где зачастую никто никого не знает и все хотят познакомиться.

Также хотелось бы напомнить о теории шести рукопожатий. Если поискать и посмотреть, то почти всегда найдется дальний друг знакомого вам человека. На самом деле, такие контакты бывают крайне плодотворными. Даже если они не приведут к большой дружбе на всю жизнь, они способны помочь чувствовать себя не одиноким.

Последний совет: если вы боитесь одиночества и уверены, что это точно не для вас, можно и нужно с кем-то жить — в общежитии, съемной квартире. С соседями не всегда могут сложиться очень дружеские отношения, но взаимодействие с ними — это все равно общение и способ почувствовать, что ты не один.

Когда первокурсник переезжает в другой город, ему нужно самому заботиться о себе и мотивировать себя учиться. Как не запустить образовательный процесс? Допустим, у молодого человека все складывается не так, как ему хотелось бы. Можете ли посоветовать, как не опускать руки и продолжать что-то делать, несмотря на сложности?

Во-первых, почаще напоминайте себе, что все, что с вами происходит — это не навсегда. Мы не можем дать прогноз на будущее, но можем предположить, что трудности, с которыми мы сталкиваемся сейчас, могут существовать долго, но не вечно. В конечном счете все препятствия преодолимы, вопрос в том, готовы ли вы приложить к этому усилия.

Все препятствия преодолимы, вопрос в том, готовы ли вы приложить к этому усилия

Во-вторых, важно думать как можно более точно. Мысли вроде «У меня ничего не получается», «Я никогда не смогу», «Я вообще вряд ли смогу научиться» слишком глобальные и непродуктивные. Они не помогут понять, почему что-то не получается и что сделать, чтобы достичь цели. Намного полезнее задуматься о том, какие шаги вы можете предпринять. Например, у вас не складывается с зачетом по конкретному предмету. Вы выясняете, почему возникают трудности (сложно выучить определенный раздел теории, не получается решить какие-то задачи, требовательный преподаватель), и думаете, как их преодолеть (попросить помощи у друга, посидеть подольше над учебником, постараться вникнуть в требования профессора).

В-третьих, не забывайте о своей цели. Допустим, вы уверены, что все складывается не так, как вы бы хотели. Но чего именно вы хотели? Какие у вас были ожидания, насколько они были реалистичны. Может ли быть так, что это просто фантазии подростка о взрослой жизни? Как поменялась цель, нужно ли стремиться к тому, что было изначально, или все уже изменилось?

В заключение хотелось бы отметить, что если тяжело, плохо, одиноко и кажется, что все совсем не так, а разобраться самому — сложно, не стесняйтесь обратиться к специалисту: психологу или психотерапевту. В этом поступке нет ничего страшного и зазорного.

После поступления в вуз у молодого человека начинается взрослая жизнь. Как правильно в этом случае вести себя родителям?

Родители волнуются о том, как сложится взрослая жизнь их ребенка. Но очень важно эту тревогу удерживать в каких-то рамках, не выливать ее на молодого человека, у которого и так достаточно своих страхов. Важно спрашивать себя: «Как то, что я сейчас говорю или делаю, поможет моему ребенку? Может быть, мне просто страшно за него, и я стараюсь таким образом избавиться от своих страхов?».

Родителям важно постараться не выливать свою тревогу на молодого человека, который учится вдали от дома


Уроки и домашние задания остались в прошлом, начинается самостоятельная жизнь. Но что с ней делать? Самая известная схема, которая досталась нам ещё от бабушек и дедушек — школа, вуз, работа. Однако подходит она не всем. Алиса Шефер из проекта «Люди вне профессии» размышляет, почему у взрослых людей возникают трудности в самоопределении.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Проблема выбора

По статистике Росстата, более половины школьников думают о будущей профессии только в выпускных классах, а почти 60% россиян не работают по выбранной специальности. Такая ситуация привычна для нас. Отчасти проблема в системе образования. Давайте посмотрим, чему учат детей в других странах.

В Финляндии, чья система образования считается одной из самых лучших, детей не готовят к экзаменам. Их учат жить и быть частью общества. Не существует приоритета предметов: физика не важнее ИЗО или музыки. Классы и задания формируются по способностям детей, нет отличников или хорошистов, есть индивидуальный подход. К моменту выпуска школьники умеют составлять портфолио и контракты, пользоваться банковскими картами, считать налоги, понимают вопросы наследства. Они знают, как планировать свой доход и какие счета нужно оплачивать, как пользоваться льготами, как ориентироваться на местности и многое другое.

В Китае за время обучения в школе дети узнают о большинстве профессий, и даже бывают с экскурсиями на предприятиях.

К сожалению, нашим программам обучения явно недостаёт практичности. Поэтому основную информацию, формирующую выбор школьника, он узнаёт от родственников, друзей или через интернет/СМИ.

Получается, что на момент принятия решения у подростка «на руках» только проходные баллы и мнения окружающих

Если в нем не проявились особые таланты и склонности, он пойдёт:

1. Куда проще поступить.

2. Куда идут друзья.

3. Куда направят родители.

4. На более оплачиваемые и востребованные специальности.

Такой неосознанный выбор может нести весьма негативные последствия.

Чему посвятить себя после школы и куда пойти — безусловно, решение значимое. Но это вовсе не выбор «раз и навсегда». Сегодня рынок труда меняется весьма активно, появляются новые профессии, сферы деятельности. Меняются и молодые люди: вкусы, навыки, ценности. Поэтому к 30 годам человек может владеть тремя-пятью профессиями одновременно. А то и больше. И это абсолютно нормально. Работодатели чаще выбирают умелых кандидатов.

Тогда чем же важен этот шаг? Он определит целый этап жизни выпускника: что тот узнает за предстоящие годы, с кем будет общаться, как это пригодится в реальной жизни. Принятие такого решения неосознанно может сулить ребёнку не хорошую работу и «тёплое» место в жизни, а серьёзный кризис и случайные подработки.

Кем я стану, когда вырасту

Чтобы понять это, подростку нужно учесть свои:

1. Интересы. Что доставляет настоящее удовольствие и делает счастливым?

2. Желания. Этим действительно можно заниматься львиную долю своего времени?

3. Характер и физические возможности. Тихоне не будет комфортно среди потока людей, активному — работа с бумагами по 40 часов в неделю покажется пыткой. Со слабым здоровьем лучше избегать тяжёлых длительных нагрузок.

Важно обеспечить себя всей возможной информацией. В справочнике профессий более 200 наименований, есть не только менеджеры, экономисты и дизайнеры. Интернет предоставляет возможность бесплатно пройти множество курсов в любых областях — хороший способ понять, что ближе. Журналы публикуют интервью людей разных профессий, изучите из чего состоят их рабочие будни. Полезно также побыть волонтёром. Это не только подарит опыт и навыки, но и поможет завести полезные знакомства. И не забывайте про сообщества, помогающие в выборе будущего дела.

Конфликт поколений

Денис хочет стать актёром, а его семья видит мальчика на более надёжном месте в жизни. Или преемником семейного дела. Как быть в подобной ситуации?

Каждый любящий родитель желает, чтобы его ребёнок был сыт, здоров, обеспечен и прожил лучшую жизнь. Однако важно понимать, что выбор своего пути ребёнок должен сделать сам. Если он не осознаёт себя человеком, способным принимать решения, он не сможет полноценно жить.

В таких конфликтах ребёнок должен доказать серьёзность своих намерений. Найти нужные курсы, изучить азы профессии. Объяснить, почему именно это, какие возможности даёт специальность, какие способности разовьёт и на какие средства он будет жить. Хороший родитель, увидев, что его ребёнок понимает все достоинства и недостатки решения и не умрёт с голода, примет этот выбор.

Ошибочное решение

Отучившись два курса на экономическом, Саша поняла, что ей не хочется этим заниматься. Она не знает, что делать и как сказать о своих сомнениях родителям.

Не стоит сразу бросать вуз и прятаться от семьи. У всех студентов на втором-третьем курсе возникают сложности. Ведь помимо учёбы начинается самостоятельная жизнь, изучать которую интереснее конспектов. Стоит подумать, откуда взялись проблемы, что нравится и не нравится в этой специальности. Что бы хотелось поменять? Если не эта профессия, то какая? Возможно, офисам и чётким графикам студент предпочёл бы общение с людьми и возможность самому решать, когда работать? Или хотел бы делать что-то более значимое, например, спасать жизни. Тогда есть смысл взять академический отпуск чтобы получше узнать себя. И только после этого решать: уйти или остаться.

Нет ничего страшного в том, чтобы сменить направление. Некоторые люди просто не способны посвятить себя какому-то одному делу

Сергей пробовал себя во многих областях. Он продавал книги и вёл о них блог, брал интервью у панк-кумиров, работал в библиотеке, выпустил курс студентов-дизайнеров, придумал и основал научно-популярный проект для детей. Каждое из занятий он выбирал по любви и реализовывал с большим удовольствием. А 27 марта на встрече проекта он делился своим опытом с теми, кто хочет найти дело по душе.

О чём действительно важно думать

Работа — это не только способ заработка, но и огромный пласт жизни каждого из нас. Если вы не хотите каждое утро ненавидеть будильник и объяснять себе, зачем вы встаёте, стоит выбирать сферу деятельности, делающую вас счастливыми изо дня в день.

Работа — это ещё и способ самореализации. Конечно, далеко не всегда она характеризует вас, но это место, где могут развиться или угаснуть ваши способности

Если ребёнок не готов сделать выбор по окончании школы, разумно будет переждать год, собрать больше информации и даже поработать, чтобы осознать себя. Ни ребёнка, ни родителя не должно волновать, что «Саша открыл свою фирму в 23 и купил BMW», а «Таня уже замужем, мама двоих очаровательных ребятишек и с квартирой». Это только их жизнь.

У любого из нас есть уникальные способности, которые сделают нас полезными и счастливыми, подскажут, как заработать на жизнь и найти своё место. Поэтому слушайте себя и делайте осознанный выбор.


Студенческие годы — это время, когда подросток становится взрослым, учится готовить себе еду, рассчитывать бюджет и организовывать время. Наш блогер Петра Петрова рассказывает о том, какие опасности ждут первокурсника при переезде в другой город, и о том, чего точно не стоит бояться.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Учебный год идёт уже третий месяц, множество вчерашних школьников по всей стране теперь могут гордо именовать себя студентами. Когда перед абитуриентами и их родителями уже не стоит задача «поступить любой ценой», можно выдохнуть и задуматься, есть ли жизнь после поступления.

Часто молодые люди воспринимают этап поступления в вуз как точку отсчёта новой, взрослой жизни. Гораздо ярче эта новая жизнь начинается у тех ребят, для которых процесс поступления влечёт за собой ещё и переезд в другой город. О них и пойдёт речь.

Учёба в другом городе — стоит ли она того

Если вы живёте в городе с численностью населения менее 50 тысяч человек и у вас там вузов либо вообще нет, либо их выбор сильно ограничен, учёба в другом городе часто является единственным вариантом. Но если вы живёте в достаточно крупном городе, стоит ли стремиться куда-то уехать?

Надо понимать, что нельзя ограничивать молодого человека в выборе профессии и места учёбы. Быть может, человек стремится поступить на редкую специальность, которой учат всего в двух городах страны. Или просто хочет попасть в вуз, который считается более престижным.

Лишать человека выбора только лишь на том основании, что «давай ты останешься дома, потому что так удобнее», нельзя. Да, молодые люди часто несколько наивны в своём выборе и престижный вуз — ещё не гарантия успешной карьеры. Но человек в 17–18 лет вправе принимать свои решения, даже если они будут ошибочны.

Есть и второй важный фактор: только уехав от родителей, молодой человек наконец может почувствовать себя взрослым и действительно начать им становиться. В этом смысле при прочих равных поступление в вуз в другом городе даже полезнее. Молодому человеку важно почувствовать, как он может жить сам, без родителей. Так что поступление в вуз в другом городе — это однозначно позитивный факт, который может стать столь необходимой ступенью к взрослой жизни.

Общежитие или съёмная квартира

Скажу сразу и однозначно: первокурснику лучше жить в общежитии. Если, конечно, удастся получить место. Да, ремонт в студенческих общежитиях часто оставляет желать лучшего. Да, иногда могут попасться неугомонные соседи, которые осложнят жизнь. И всё же гораздо больше плюсов:

1. Там студент находится под надзором. Что бы ни рассказывали о бардаке в общежитиях, вероятность того, что первокурсник превратит съёмную квартиру в алкопритон, всё же выше, что он сделает то же самое с комнатой в общежитии. За порядком в общежитии следят коменданты, общежития инспектируют кураторы и замдеканы. Самое главное же, что подавляющее большинство студентов — адекватные ребята, которые не любят асоциальных соседей.

2. Большинство общежитий расположены недалеко от учебных корпусов, а где вы снимете квартиру — это ещё большой вопрос. Расстояние до места учёбы — критичный фактор для первокурсников, которые плохо ориентируются в малознакомом городе.

3. Плата за общежитие, как правило, чисто символическая, а съём квартиры в крупном городе часто стоит немалых денег.

Впрочем, даже если абитуриент страстно желает заселиться в общежитие, далеко не всегда это означает, что место в общежитии ему выделят. В первую очередь вузы расселяют в общежития льготные категории граждан: сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных, неполных, малоимущих семей, детей военнослужащих и сотрудников силовых ведомств и тому подобное. Если семья принадлежит к любой из льготных категорий, несите подтверждающие документы, это повышает вероятность выделения места.


5 ошибок университетов по отношению к студентам

Если семья не имеет никаких льгот, вполне возможно, что место первокурснику не достанется. В таком случае съёмная квартира становится единственным вариантом. Если обстоятельства сложились так, обратите внимание на следующее:

1. Удаленность квартиры от вуза. Квартиры на периферии дешевле, но для первокурсника близость к вузу важнее площади или удобства квартиры. Лучше снять похуже, но рядом с вузом, чем широкую и просторную, но далеко.

2. Хорошее соседство. Первокурснику лучше не жить одному. Идеально, если удастся снять квартиру вместе с другим студентом, и не только потому, что так дешевле. Первокурсники часто испытывают проблемы с элементарными бытовыми процедурами, вдвоём с большей вероятностью найдут решение. Кроме того, если студент живёт не один, через соседа его проще разыскать, если случится что-то непредвиденное.

Итак, студент зачислен, заселился в общежитие или в квартиру и начал учиться. Родителям по-прежнему неспокойно, воображение рисует зловещие картины. Попытаемся проанализировать, какие угрозы реальны, а какие нет.

Чего не стоит бояться

1. Будет выпивать

Устроить притон в общежитии, как сказано выше, практически нереально, там строгий контроль. Сделать это на квартире в теории возможно, однако является делом достаточно затратным. Более того, подобный образ жизни незамедлительно отразится на учебном процессе, о чём внимательные родители скоро узнают.

2. Не будет учиться

Первокурсники обычно супермотивированы на учёбу самим фактом поступления, особенно те, кто выбрал для себя хороший вуз далеко от дома. Вероятность того, что студент начнёт уделять учёбе мало времени, возрастает курсу к третьему.

3. Заблудится и потеряется

Обязательно заблудится, и не раз, и ничего страшного в этом нет! У каждого молодого человека есть смартфон с доступом к GPS-навигатору. Он до Киева доведёт современного студента.

Чего бояться очень даже стоит

1. Проблем с питанием

Парадоксально, но проблема номер один для первокурсников — приготовить себе еду. Естественно, это касается в первую очередь тех, кого дома не вполне приучили обслуживать себя. Конечно, не стоит опасаться, что студент вообще умрёт с голоду: яичницу и доширак приготовит себе всякий, но от такой диеты быстро начнутся проблемы.

2. Растратит все деньги

Ни для кого не секрет, что стипендии едва хватает на проезд (если у студента нет каких-либо льгот), поэтому деньги обычно высылают родители. Большинство студентов не умеют планировать бюджет, а если им не хватает денег на еду, они возьмут их в первую очередь из отложенных на оплату квартиры.


Намылить голову статуе и переодеться в женщину: что вы знаете о студенческих традициях

Заплатить за квартиру — проблема номер два. Психология молодого человека противится платить просто за то, что ты где-то живешь. Это как бы «ни за что», ведь в родительском доме это было бесплатно. Поэтому в первые месяцы иногда лучше перечислять деньги непосредственно хозяину, а не передавать через студента.

Также в первые месяцы, если есть такая возможность, лучше пересылать деньги чаще, но небольшими суммами. Например, каждую неделю, а не раз в месяц.

3. Перенервничает

Эта проблема касается не всех, а преимущественно тех студентов, которые были слишком правильными учениками в школе. Учёба в вузе сильно отличается от школы, и успешный школьник не всегда становится успешным студентом. Студенческая жизнь требует умения рационально распределять время, выстраивать персональный график самостоятельной работы и тому подобное. Знания студента не проверяют на каждой паре, как в школе, так что сначала студенту может казаться, что он нормально усвоил материал, а на сессии выяснится, что это совсем не так.

Часто родители, отдавая ребёнка в вуз в другом городе, стремятся постоянно за ним следить: звонят куратору и в деканат, приезжают при любой возможности. Как правило, это излишне. Если студент резко пропадёт или начнёт себя странно вести, родители об этом узнают. В штатной же ситуации лучшее делается до поступления — это обучение молодого человека умению готовить себе нормальную еду, распоряжаться деньгами и планировать личное время. В остальном не стоит мешать человеку взрослеть.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также: