Как открыть клуб настольных игр

Обновлено: 02.07.2024

Иногда превратить хобби в бизнес оказывается не так просто, как кажется. И даже если ты до мельчайших подробностей знаешь дело, которым занимаешься, никто тебя не удержит от соблазна снять хорошее помещение в центре города и не научит правильно следить за балансом движения денежных средств.

В ноябре прошлого года мы с женой решили открыть интернет-магазин настольных игр. Чтобы максимально дешево проверить идею — взлетит или нет, мы пошли по пути наименьшего сопротивления и принципиально ничего не стали покупать: просто сделали группу во «ВКонтакте», выложили в ней около тридцати игр, подготовили для них хорошие описания и запустили рекламу. Идея быстро загнулась, потому что, как оказалось, это никому не было интересно. Тогда мы решили запустить еще один пробный шар, но на этот раз купить игры и продавать игротеки. В этот раз мы опросили знакомых, и многие из них заинтересовались идеей, отметив, что в Екатеринбурге пока ничего подобного нет.


Сама тема игротек нам была близка — в то время мы сами с удовольствием играли в настолки, нам нравилось такое времяпрепровождение как безалкогольный интеллектуальный отдых и возможность завести новые знакомства. Мы договорились о проведении игротек с кафе, купили немного игр, часть настолок взяли из своих коллекций. На первую игротеку к нам пришло 12 человек. Со временем мы перешли на режим две игротеки в неделю — маленькую с простыми играми и большую со сложными. Суммарно нам удавалось собирать на мероприятия по 20 человек в неделю. Но поскольку каждый раз возникали определенные сложности с тем, чтобы договориться о новом месте, да и партнеры постоянно подводили, мы решили снять помещение и устроить в нем полноценный клуб настольных игр.


Бизнес-модель строилась на том, что мы предлагаем людям досуг как в антикафе, но со стоп-чеком. В распоряжении посетителей были игры, компания, чай и печенье, а также удобное помещение в центре города. За все это была установлена демократичная плата — 350 руб. в будни и 450 руб. в выходные. Позже мы снизили цену до 250 и 350 руб. В случае окупаемости бизнеса мы планировали вводить дополнительные услуги: проводить турниры, организовывать выездные мероприятия, продавать мелочь вроде кубиков и прочих вещей. Но даже в первоначальном своем варианте бизнес с трудом вышел в ноль, и нам пришлось принимать довольно сложное решение о закрытии клуба. У нас в городе есть еще один подобный клуб, и мы предложили его владельцам объединиться.

Сейчас, спустя время, мы осознали, какие грубые ошибки совершили, и готовы поделиться ими с теми, кто присматривается к подобной бизнес-идее. Возможно, наш опыт окажется для кого-то полезным.

Ошибка №1: Мы не заложили в баланс движения денежных средств свою зарплату

Это самая серьезная ошибка, которую мы совершили при открытии бизнеса: мы вообще не учли свою зарплату, решив, что будем жить на доход от бизнеса. От этой ошибки нас не уберегло даже то, что один из основателей по образованию экономист.

С самого начала у нас были очень оптимистичные прогнозы по количеству посетителей и довольно пессимистичные по расходам. Спасло нас от быстрого закрытия второе — то, что изначально мы заложили расходов больше, чем их оказалось на самом деле. Но когда у нас закончились силы, заменить себя мы никем не могли по финансовым соображениям.

Ошибка №2: Мы полностью закопались в бизнесе

При открытии бизнеса важно помнить об одном правиле: нельзя погружаться в дело с головой на 24 часа в сутки. Мы пренебрегли им, и постепенно наше некогда любимое хобби превратилось в рутинную работу. Все скатилось к тому, что мы приходили домой, только чтобы поспать, а рано утром снова бежали работать в клуб.

Из-за такого напряженного режима уже через полгода произошло перегорание. Логично было бы нанять на работу людей. Но в этом нам мешала ошибка № 1: людей нанять мы не можем, потому что зарплаты платить нечем.

Ошибка №3: Мы перестали экспериментировать

Поначалу мы могли в течение двух недель проверять, каких результатов достигнем, если люди будут приходить к нам не по расписанию, а просто так. Этот эксперимент показал, что старые клиенты к нам возвращаются, а новые не ходят вообще. Таких экспериментов мы провели достаточно много, но могли бы и больше. Как показывает практика, благодаря экспериментам мы получаем выводы и, соответственно, больше возможностей что-то изменить в текущей ситуации — не просто шагнуть в обрыв, а найти более-менее устойчивую почву. Впрочем, это именно то, о чем предупреждал в своей книге «Бизнес как игра» Сергей Абдульманов.

С течением времени мы стали забывать об экспериментах и порой неделями пребывали в стагнации. Казалось, что страшного может произойти, если мы несколько дней ничего не будет делать? В итоге — произошло. По факту нам не хватило базы экспериментов, которая бы позволила принимать решения.

Ошибка №4: Мы слишком рано начали арендовать большое дорогое помещение

В день открытия в клуб пришло 80 человек, и мы превзошли ожидания всех магазинов настольных игр в городе. Но открытие бывает только раз в жизни. А уже на следующий день клуб был пустой. Через три дня к нам пришли всего три человека — вернулись «старички». Мы же рассчитывали, что к нам стабильно будут ходить как минимум 20 человек.

Нам надо было нарабатывать клиентскую базу из постоянных клиентов и только потом переходить в режим аренды помещения, тем более в центре Екатеринбурга за 40 000 руб. в месяц. В итоге клуб смог покрывать лишь операционные расходы, а прибыли не приносил.

Сейчас я могу точно сказать, что необязательно вообще что-либо покупать. Как показала практика, можно легко привлекать в клуб людей со своими играми. Например, мы можем объявить о проведении игры, которой нет в клубе, в определенное время и на ограниченное количество мест. И люди с интересом реагируют на это объявление, стараются успеть записаться. В результате все остаются довольны: те, кто пришел на игротеку, потому что им предложили игру, и человек, который принес эту игру, потому что его обеспечили компанией.

Наш самый главный актив — это игры, их у нас порядка 100 штук, и это существенная коллекция для клуба в Екатеринбурге. Но даже и без коллекции можно обойтись. Для этого достаточно подружиться с магазинами настольных игр. И это, пожалуй, единственное, что мы сделали правильно. Сейчас мы можем прийти в магазин и запросто попросить у директора несколько игр на завтра. Но в свое время мы сильно недооценили эту возможность.

На самом деле в бизнесе проверять без лишних затрат можно абсолютно все. Мы, не понимая этого, рано начали арендовать помещение, купили большую коллекцию, вместо того чтобы брать игры бесплатно. Сейчас мы понимаем, что экономить нужно на всем: чем меньше денег потратишь, тем больше будет возможностей держаться на плаву.

Ошибка №5: Мы не изучили чужой опыт

Если вы намерены реализовать идею, которую кто-то уже придумал до вас, то посмотрите, в каком виде она существует, прибыльна она или нет. Изначально мы были уверены в том, что клуб настольных игр может быть самостоятельным бизнесом. Мы равнялись на плейлофт GaGa в Санкт-Петербурге площадью 1000 кв.м, но не учли, что GaGa — один из крупнейших производителей настольных игр с огромной коллекцией в 1 500 наименований. Только недавно, промониторив Google и посмотрев, какие клубы существуют в мире, мы выяснили, что GaGa и есть единственный пример реально действующего и, возможно, коммерчески успешного бизнеса с настольными играми. Но в чистом виде клубов настольных игр в мире не существует вообще. Как правило, клуб — это лишь дополнительная возможность привлечения покупателей при основном бизнесе в виде магазина с настолками или кафе.

Идеальный пример клуба мы нашли в Оксфорде: он работает при кафе, где продаются разные снэки и напитки, и предлагает 4 000 наименований игр, при этом с посетителей берут деньги за проведенное время. Однако, судя по фото, именно услугами клуба настольных игр почти никто не пользуется, в основном такой бизнес работает в формате кафе + магазин.

Наша ошибка состояла в том, что мы не посмотрели ни на западные, ни на российские образцы. Зная о существовании GaGa, мы не учли, что это совсем другая история — со своей развитой сетью магазинов и производством. Со временем у нас появились мысли о том, как вывести бизнес в плюс и что конкретно сделать, чтобы он продолжал работать только как клуб, без магазина и кафе. В частности, переориентироваться с физических лиц на юридических лиц. Как известно, настольные игры — отличный способ командообразования, и многие компании его практикуют. Но пока мы не готовы проверять эту идею.

Несмотря на то, что продолжительность жизни нашего первого бизнеса оказалась короткой, за последний год мы приобрели немало полезных уроков, которые, я уверен, пригодятся в будущем. В ближайшее время мы планируем взять тайм-аут, но после небольшого отдыха выйдем с новой идеей. И хотя бы от пяти ошибок наш будущий бизнес будет застрахован точно.


На сайте Ассоциации клубов настольных игр появилась статья Пора стать клубом, адресованная начинающим клубмейкерам, а также тем, кто только подумывает организовать клуб настольных игр. В ней рассказывается о том, как это лучше сделать и даётся немало практических рекомендаций.

Молодцы! Хорошую и полезную статью сделали! Наверняка она кому нибудь поможет! Мне дык вот самому пришлось всё это проходить в слепую, методом научного тыка, так сказать! 🙂

Ну а как быть, если в городе население 80 тыс человек? =(

Хотя возможно, стоит и попробовать организовать 1-2 игротеки, может и правда народ потянется =)

Молодцы и спасибо.

как вовремя статья появилась! Как раз уже начал искать место для проведения игротек.

очень интересно и доступно написано! я вот когда пытался объяснить другим людям про настолки обычно говорил, что играем в монополию и другие подобные. обычно сразу вызывало понимание процесса


HRon :Ну а как быть, если в городе население 80 тыс человек? =(Я смогу набрать 10 человек для начала, но это же мало…и тем более все только друзья.Хотя возможно, стоит и попробовать организовать 1-2 игротеки, может и правда народ потянется =)

80.000 человек это много 🙂

Правда приготовьтесь к тому, что на игротеке Вам придется играть в простые и понятные новичкам игры много много много раз.

Подготовьте простые и известные игры.

Будьте готовы рассказать про каждую и сыграть в нее.

Хороший вариант проводить игротеки на каких-то городских официальных мероприятиях. Для привлечения новичков в Ваш клуб.

Практически в любой библиотеке, кроме читального зала, есть ещё масса помещений. Если есть желание у администрации, то изыщут резервы.

Так же имею опыт игротек в библиотеке, дело в том, что в том район, где я проживаю, библиотека не самое посещаемое место…Вот ларёк в десятке от неё шагов другое дело))) Я пришёл в библиотеку, рассказал о настолках, сказал, что если администрация не возражает готов совершенно бесплатно проводить игровые встречи для детей и их родителей. Мне сказали, ну давайте попробуем и договорились на ближайшую субботу.

Я пришёл с дочкой, принёс всяких казуалок, а с ближайшей школы пришло 5 девочек. И понеслось… На третьей игротеке все столы в читальном зале были заняты, а игроков было человек 35 возрастом от 11 до 60 лет. За 4 часа, а именно столько длилась игротека, я умотался словно копал котлован, хотя по роду проф. деятельности, я много общаюсь с самыми разными людьми, умею разруливать конфликты и за словом в карман не лезу.

Всё это я к чему, если вы хотите играть в разные сложные игры продолжительностью от 3 часов и более, то вам нужен Клуб. Если вы хотите много партий в Диксит, Корову и прочие небольшие филлеры и казуалки то вам вполне будет достаточно проводить вот такие игротеки в ближайшей библиотеке с рекламой по школам. Какой профит администрации библиотеке, да всё очень просто, их напрягают различными мероприятиями или как это называется со времён совдепии «проведение работу». Игротека один из вариантов этой самой работы…

Зы: как уже писал где-то ранее, если вы хотите зарабатывать на клубе и игротеках, то вам стоит крепко над этим подумать. Это занятие для души, а не кошелька.


На сайте Ассоциации клубов настольных игр появилась статья Пора стать клубом, адресованная начинающим клубмейкерам, а также тем, кто только подумывает организовать клуб настольных игр. В ней рассказывается о том, как это лучше сделать и даётся немало практических рекомендаций.

Молодцы! Хорошую и полезную статью сделали! Наверняка она кому нибудь поможет! Мне дык вот самому пришлось всё это проходить в слепую, методом научного тыка, так сказать! 🙂

Ну а как быть, если в городе население 80 тыс человек? =(

Хотя возможно, стоит и попробовать организовать 1-2 игротеки, может и правда народ потянется =)

Молодцы и спасибо.

как вовремя статья появилась! Как раз уже начал искать место для проведения игротек.

очень интересно и доступно написано! я вот когда пытался объяснить другим людям про настолки обычно говорил, что играем в монополию и другие подобные. обычно сразу вызывало понимание процесса


HRon :Ну а как быть, если в городе население 80 тыс человек? =(Я смогу набрать 10 человек для начала, но это же мало…и тем более все только друзья.Хотя возможно, стоит и попробовать организовать 1-2 игротеки, может и правда народ потянется =)

80.000 человек это много 🙂

Правда приготовьтесь к тому, что на игротеке Вам придется играть в простые и понятные новичкам игры много много много раз.

Подготовьте простые и известные игры.

Будьте готовы рассказать про каждую и сыграть в нее.

Хороший вариант проводить игротеки на каких-то городских официальных мероприятиях. Для привлечения новичков в Ваш клуб.

Практически в любой библиотеке, кроме читального зала, есть ещё масса помещений. Если есть желание у администрации, то изыщут резервы.

Так же имею опыт игротек в библиотеке, дело в том, что в том район, где я проживаю, библиотека не самое посещаемое место…Вот ларёк в десятке от неё шагов другое дело))) Я пришёл в библиотеку, рассказал о настолках, сказал, что если администрация не возражает готов совершенно бесплатно проводить игровые встречи для детей и их родителей. Мне сказали, ну давайте попробуем и договорились на ближайшую субботу.

Я пришёл с дочкой, принёс всяких казуалок, а с ближайшей школы пришло 5 девочек. И понеслось… На третьей игротеке все столы в читальном зале были заняты, а игроков было человек 35 возрастом от 11 до 60 лет. За 4 часа, а именно столько длилась игротека, я умотался словно копал котлован, хотя по роду проф. деятельности, я много общаюсь с самыми разными людьми, умею разруливать конфликты и за словом в карман не лезу.

Всё это я к чему, если вы хотите играть в разные сложные игры продолжительностью от 3 часов и более, то вам нужен Клуб. Если вы хотите много партий в Диксит, Корову и прочие небольшие филлеры и казуалки то вам вполне будет достаточно проводить вот такие игротеки в ближайшей библиотеке с рекламой по школам. Какой профит администрации библиотеке, да всё очень просто, их напрягают различными мероприятиями или как это называется со времён совдепии «проведение работу». Игротека один из вариантов этой самой работы…

Зы: как уже писал где-то ранее, если вы хотите зарабатывать на клубе и игротеках, то вам стоит крепко над этим подумать. Это занятие для души, а не кошелька.

Мастер-класс по организации клуба/магазина настольных игр


16 марта этого года в Москве пройдёт необычное мероприятие. Несколько известных в настольном мире человек будут рассказывать о том, как правильно двигать настольные игры в массы и, возможно, даже на этом заработать.

Семинар организует Ассоциация клубов настольных игр. Выступать будут Тимофей Бокарёв, Иван Попов, Николай Пегасов, Дмитрий Кибкало, Иван Туловский, Евгений Масловский. Каждый из докладчиков поделится опытом и расскажет как организовать магазин/клуб настольных игр.

Программа мероприятия

  • что попадает под определение «настольные игры»,
  • рынок настольных игр и его эволюция,
  • основные игроки и движущие силы в России,
  • что такое клуб настольных игр,
  • информационные источники.
  • определение сегмента, позиционирования,
  • off-line и on-line магазин,
  • игровая и демонстрационная зона,
  • подсобные помещения,
  • планировка и дизайн.
  • помещение и оборудование,
  • организация сайта,
  • персонал и система мотивации,
  • юридические аспекты,
  • финансово-экономические расчёты,
  • потенциальные риски и дополнительные возможности.
  • популярные и востребованные игры,
  • сопутствующие товары,
  • выбор поставщиков,
  • типовые условия работы,
  • ценообразование,
  • товарный запас.
  • зачем нужна клубная жизнь,
  • формы клубов,
  • виды клубной деятельности,
  • организация мероприятий, игротек, турниров,
  • информационная составляющая.
  • сценарии и способы продвижения,
  • прямая и косвенная реклама,
  • представление товара,
  • работа с покупателем, программы лояльности.

ИГРОТЕКА ДЛЯ ПРОФИ

  • презентация/тест-драйв игр ведущих производителей,
  • обмен опытом,
  • деловые переговоры с поставщиками и издателями,
  • ну и просто интересные игры с интересными людьми.

Судя по количеству постов Zany family уже пора повторно благодарить Нюсечку 🙂 Не спите товарищи, человек старается

я говорю то, что думаю. или вы думаете, что мне за это башляют? ))

Я думаю действительно башляют. И вообще уверен что вы работаете в той самой клинике и будете иметь хороший процент!

Если серьезно, просто настроение хорошее, пошутить хочется 🙂 (сижу пиво пью)

Я вообще не понял о чем они спорят. Ведь 5000 руб не просят просто на благотворительность, их берут за предоставленные услуги. Хочешь иди, хочешь не иди. В этом случае какая разница куда пойдут деньги.

Если, условно, поделить взнос в 5,000 на части (процент не важен):

Не разумнее ли сократить третью статью расхода, чтобы привлечь к мероприятию больше клубов/заинтересованных людей? Дело то нужное и полезное, зачем, в этом случае, лишать самих себя потенциальных членов ассоциации? Не понимаю :-/

Совковая привычкая привычка нищебродов – считать деньги в чужих карманах и исходить ядом…

Гораздо лучше стоять смирненько и наблюдать как деньги из твоего кармана перелетают в чужой.

Аренда помещения не меняется при наличие 15 или 30 человек.

Сократить можно при четком понимании числа участников.

И крепче держитесь за карманы, вдруг Ваши деньги все-таки перелетные птицы.

А деньги зарабатываются не для того, чтобы перетекать из одного кармана в другой? Это основа экономической системы как бы =\ Или осознание того, что они есть в кармане приносит больше удовлетворения?

А деньги зарабатываются не для того, чтобы перетекать из одного кармана в другой? Это основа экономической системы как бы =\ Или осознание того, что они есть в кармане приносит больше удовлетворения?

Совковая привычкая привычка нищебродов – считать деньги в чужих карманах и исходить ядом…

Считать деньги в чужом кармане как раз не совковая привычка, а ровно наоборот. Совкам было глубоко пофигу сколько у кого денег. Потому что деньги мало значили. А вот мещанам буржуазного среднего класса как раз не пофигу. Они каждую копеечку считают, чтобы настучать куда следует, чтобы померится длиной дохода и т.д.

дозащищала.. теперь уже говорят, что мероприятие в т.ч. и моё )) никто и не оправдывается, вы чего-то сами себе напридумывали, ей-богу.

с арендой как раз всё понятно, непонятно зачем больница. Считаю идею с больницей неудачной, и всего-то.

Мои пять копеек, можно и смолчать, но не молчится что-то…

О себе: Харченко Николай, живу в провинции на юге, играю в настолки, клубы-магазины не держу, когда бываю в Москве захожу к преображенским настолкоманам на огонёк в игры играть. Там же познакомился с Сергеем Longbearder-ом Овчаренко. Рассказываю как видится ситуация мне.

Группа энтузиастов, назвавших себя АКНИ, решила провести семинар по продвижению настольного движения, продвигать решили клубы, как оптимальное место для сборищ любителей настолок. У людей есть опыт организации уже существующих клубов, они хотят этим поделиться. Но так как энтузиастов готовых бесплатно заниматься клубным движением мало, совсем мало, (вот я одного только знаю и видел), то дополнительно к непосредственно клубно-настольным делам решили обсуждать механизмы хозяйственные как этот клуб вообще содержать на какие шиши. О хоз. проблемах хорошо выше написала Нюсечка. Ага, есть вариант, магазины при клубах, как развить, опыт уже работающих, привлекли спецов из магазинной индустрии для информирования. Вот ещё есть нюанс, вообще на какие шиши созвать этот семинар. Вот был бы упомянутый Сергей Овчаренко миллиардером, этой бы проблемы не было. Вот пожелаю, кстати тебе Сергей много денег! 🙂 А так нужны финансы на аренду, организацию и т.п. Вот решили брать взнос, чтобы показать, что прибыли энтузиастам не надо, написали, что если что останется отдадут в больницу. Вот как задумывалось. Как это ситуация выглядит со стороны людей лично не знакомых с энтузиастами, тут выше хорошо описали. Народ у нас не доверчивый, что вообще-то нормально и выразили обеспокоенность судьбой денег участников.

Конечно, некоторые могут тут посчитать, что текст мой заказной проплатили мне гиганты настольной индустрии за пиар, но тогда считайте, что вот такая я сволочь продажная, вру тут Вам в глаза, больше не верьте в этой жизни никому! 🙂

Читайте также: