Как не попасть в ад после жизни

Обновлено: 17.06.2024

Что ждет человека после смерти? Я с детства задумывалась над этим вопросом и хотела найти на него ответ.

А потом так случилось, что я стала вспоминать прошлые жизни. Буквально "видеть" их, иногда очень детально. А также ощущать свои тогдашние чувства и эмоции.

И, конечно же, тогда мне стало очень любопытно, что же происходило со мной между этими жизнями. И я решила, что это тоже надо вспомнить. Да и вообще разобраться для себя в этом вопросе.

После того, как я нашла для себя ответы на многие вопросы, то подумала, что другим людям тоже может быть интересен мой опыт. Поэтому решила написать цикл статей где детально опишу всё, что со мной происходило. 

Я НЕ утверждаю, что у всех остальных людей все было или будет так же, как у меня. Но думаю, что хотя бы для примера моя история может быть интересна.

Поэтому продолжаю ее рассказывать.

По традиции, сначала будут ссылки на прошлые главы (для новых читателей), а также их краткое содержание.

Итак, ссылки на прошлые главы:

Вкратце напомню свою историю : в прошлой жизни я была мужчиной (хотя сейчас женщина) поэтому буду писать от мужского лица. "Тогдашний Я" прожил обычную жизнь в Америке, в маленьком городке где-то на юге. Умер около 60 лет от сердечного приступа.
Первое время проводил "стандартно" для умершего - находился возле дома и близких. Потом решил посмотреть мир в новом качестве и посещал знакомые при жизни города.
Однако, вскоре был замечен астральными сущностями, которые отвечают за порядок на астральном плане (я называю их Смотрителями), а затем и "принят ими на работу".
Поскольку для поддержания порядка на астральном плане нужны ресурсы, то они периодически набирали "волонтеров" из умерших, и я оказался в их числе.
Так началась моя работа в качестве Смотрителя, которая помогла мне изучить астральные миры и многое для себя понять.
Однако, я так увлекся своими новыми возможностями, что превысил полномочия и за это был "уволен" с работы.
Все что мне оставалось после этого - в печали оставаться в Астрале, не ожидая впереди ничего хорошего.
К счастью, вскоре меня посетил мой Ангел-хранитель. Он помог мне разобраться в себе и избавиться от разочарований.
А потом и "подняться" на Тот Свет, где вскоре покинул меня, оставив "обживаться".

. Когда я наконец попал на Тот Свет, и меня "распределили" туда, где мне предстояло жить - я очень удивился.

Мало того что меня ждал мой собственный дом из прошлой жизни, только новый и красивый, так внутри я еще встретил..свою бывшую жену и сына.

Когда я умирал, они оба были живыми в добром здравии. Бывшей жене было в тот момент слегка за 50, а сыну около 30. Но на Том Свете они выглядели по другому : жена выглядела как в нашей молодости, а сыну было годика три.

Когда я увидел их, то подумал что вернулся, наверное, в один из самых счастливых периодов своей жизни. Но с другой стороны не мог понять, почему и как так получилось. Где логика, раз они были живы на момент моего ухода - то почему они сейчас здесь??

Но, как ни странно, долго мучаться от неизвестности и пытаться разгадать эту загадку мне не пришлось.

Как только я задался этим вопросом, в моё сознание сразу стал "приходить" ответ на него. Вдобавок эти мысли подтвердила моя жена, едва мы с ней начали общаться.

Так всё таки - почему так вышло? - спросит читатель. Я постараюсь объяснить, только подготовьтесь к тому, что это довольно нестандартная информация, и может потребоваться время чтобы её "переварить".

Это сложно объяснить простыми словами, но я постараюсь как могу.

Итак, начну с того очевидного факта, что у каждого из нас помимо тела есть душа. То есть та наша часть, которая не рождается и умирает, а существует вечно.

Именно на уровне души существует связь между близкими друг другу людьми (или "родственными душами"). Именно в душе хранится опыт множества воплощений. И именно благодаря ей возможна интуиция или "видение".

Так вот - существует стереотип, что душа - это какой-то сгусток энергии, который "живёт " в нашем теле и вылетает из него после смерти. На самом деле это не так.

В момент смерти физического тела от него всего лишь отделяются тонкие тела. И хоть часть этих тонких тел не распадается после смерти, а переходит с нами из жизни в жизнь - они все ещё не душа.

Так что же эта загадочная душа из себя представляет? Она - это та наша часть, которая существует вне времени и пространства. Физическое тело и тонкие тела связаны с ней, но душа гораздо "выше" их -в ещё более высоком измерении.

А теперь мы приближается к главному - к "разгадке" тайны, почему человек может как бы одновременно существовать и в нашем мире, и на Том Свете.

Дело в том, что при необходимости душа может создать ещё одно проявление человека, или его "двойника". Который будет находиться на Том Свете, пока сам человек живёт в нашем мире.

Зачем и почему это нужно? - спросит читатель. Что за абсурд?

Дело в том, что душа " мыслит" совершенно другими категориями, чем мы в обычной жизни. Одна из её главных целей - наработать необходимый опыт, а также помочь в этом другим душам, особенно "родственным".

Это отлично видно на примере "тогдашнего меня".После смерти я попал на Тот Свет, где можно исполнить те желания, которые идут из души. Так вот, моим стремлением (хоть при жизни я это и не совсем понимал) было ещё раз пережить лучшие моменты своего земного опыта, а также помириться с бывшей женой.

Ведь несмотря на то, что мы развелись спокойно и без скандалов, все равно остались взаимные обиды и неприятный "осадочек".

Именно поэтому наши души встретились на Том Свете. Совпали искренние желания с обеих сторон - мы оба хотели вспомнить хорошие времена и забыть обиды.

Если бы душа одного из нас не хотела бы этой встречи, она бы не состоялась. Если бы душа нашего ребенка не захотела бы еще раз пережить приятные мгновения детства и любовь родителей - сын бы к нам тоже не пришёл. Но поскольку все совпало, мы оказались вместе.

Нам всем был нужен такой опыт, поэтому он с нами случился. И какое то время мы искренне наслаждались обществом друг друга.

Поскольку на Том Свете можно инсценировать любое действие из обычной жизни, то мы с женой и ребёнком ходили на прогулки, готовили еду, играли в игры, общались- в общем приятно проводили время.

Самое хорошее заключалось в том, что можно было делать только то, что нравится. Допустим, еда - разумеется есть на Том Свете не хочется и не нужно. Но при желании можно полностью и до мельчайших деталей воссоздать процесс приготовления пищи. А потом её "съесть".

Все это делается как бы мысленным усилием. То есть если в нашем мире мы прилагаем физические действия , то на Том Свете достаточно мысли и намерения. Кто когда нибудь управлял сном, тот меня поймет - ощущения там похожие.

Ладно, это ещё можно себе представить, но как там ощутить вкус еды? - спросит пытливый читатель. Это сложно передать, но "вкус" действительно есть. Он, разумеется, не такой как в нашем мире. Во время еды чувствуешь небольшой приятный прилив сил (то есть возврат своей же энергии, которую вложил при "готовке"). А также определённый "оттенок" блюда- то есть энергию, которую захотел ему придать.

Это отличается от нашего земного представления, но все равно интересно и доставляет удовольствие.

То же самое было со всем остальным - домашней работой, прогулками, благоустройством и даже " супружеским долгом". Все это можно было воспроизвести при желании.

Разница с земным миром была лишь в том, как это воспринималось. Там четко ощущалось что все это - отдача и получение энергии в том или ином виде.

Чтобы помимо домашних дел была у меня была и "работа", я создал своим воображением ферму рядом со своим домом. Очень похожую на ту, что была у меня при жизни. По настроению я мог заниматься ей, или обустраивать дом, или долго общаться с женой и играть с ребенком. В общем занятия себе находил, и был вполне доволен.

Кому-то сейчас может показаться, что все это было скучно. Некоторые могут подумать - раз на Том Свете можно создать что хочешь, то чисто теоретически я мог принять внешность голливудского мачо, а жену попросить стать неземной красоткой. И вместо убогой фермы "построить" себе огромный дом с бассейном, . Но на самом деле вся эта мишура, которую многие считают признаком "крутости", была мне там не нужна.

Я просто хотел напоследок насладиться лучшими моментами прошедшей жизни, и разделить их с близкими.

Так мы и прожили некоторое время. Сколько это длилось по земным меркам - сказать сложно. Ведь на Том Свете время ощущается абсолютно по другому, да и вообще идёт как бы отдельным "потоком".

А потом наступил тот момент, когда мы все поняли - наша совместная жизнь плавно подходит к концу. Нет, у нас не было скуки, отторжения или взаимных обид . Просто нас всех посетило четкое ощущение, что мы сделали то, что нужно - а теперь пора расставаться.

После этого жена и сын ушли из моего "мирка" с домиком, полем и формой, а я остался в нём один. У меня не было грусти или тоски, а скорее приятное чувство что именно сейчас мы с ними расстались так, как нужно.

Наверное, мой рассказ может вызвать много вопросов у читателей. Он слишком необычен, и многие могут счесть его выдумкой или фантазией.

А другие спросят, вероятно, про мою жену. Как она ощущала связь с той своей личностью, которая осталась на земле? И была ли она - эта связь? Может мои близкие на Том Свете - это все таки плод моего воображения, а не реальные люди?

Прямо и однозначно ответить на эти вопросы мне сложно, но я могу поделиться своими мыслями и чувствами.

Так вот, я считаю что меня все же окружали реальные души моих родных, а не их виртуальные копии. На Том Свете очень обостряется интуиция и связь с душой, по крайней мере у меня так произошло.

Так вот, там я ЗНАЛ, что со мной именно души моих близких.

Когда я спрашивал жену о том, почему она одновременно на земле и со мной, она говорила что ей самой сложно это объяснить, но все тем не менее логично.

Она помнила в деталях нашу совместную жизнь, и даже рассказывала о тех событиях, которые случились с ней после моей смерти. Она говорила, что умерла и оказалась здесь , а потом решила увидеться со мной.

Это натолкнуло меня на мысль, что после смерти её сознание как бы "перетекло" в того "двойника", которого её душа создала для неё на Том Свете. Поэтому противоречия для неё никакого не было.

А еще я понял, что к нашему земному времени не стоит относиться слишком серьёзно.

Как только мы удаляемся от нашего мира, то как будто выныриваем из его потока. И в этот момент оно теряет над нами привычную власть. Именно поэтому и возможно всё, о чем я здесь пишу.

На этой прекрасной ноте, я пожалуй завершу эту часть своего рассказа - она и так получилась не очень короткой.. О том, что было со мной дальше, читайте в следующей статье.

Здравствуйте. Как можно испытывать любовь и блаженство в раю, когда кто-то из родных страдает в аду? Узнаем ли мы родных в раю и будет ли испытываться радость за них?

Отвечает иерей Сергий Ширапов:

То, как все будет в жизни Вечной, находится вне пределов нашего жизненного опыта. Мы не знаем даже точно, как будем ощущать себя после отделения души от тела, то есть смерти, поэтому любые разговоры об этих вещах могут вестись только приблизительно и очень важно понимать цель, с которой ведутся такие разговоры, иначе есть большое искушение уйти в праздномыслие, которое губительно. Поэтому я бы посоветовал заниматься теми делами, на которые Вы можете повлиять, которые, что называется, у Вас в руках. По крайней мере, это будет точно не пустое.

Что касается вопроса, давайте попробуем порассуждать.

Конечно, все это мучительно. После смерти те, кто попадет в Рай, будут ограждены от любых страданий, и этих в том числе. Гораздо хуже самим попасть в ад: там уже мы точно никому ничем не поможем, и нас будет беспокоить только наше собственное страдание.

Как и сейчас многие только на своем горе зациклены. Ведь у многих из нас, без всякого сомнения, родные уже в аду по их внутреннему состоянию. И, тем не менее, мы пьем, гуляем, веселимся, радуемся. Многие и траур не блюдут, как положено: даже не дожидаясь 40-го дня, устраивают дни рождения, свадьбы. Что можно сделать сейчас? Молиться о своих усопших родных, молиться о тех, кто еще жив, помогать тем, кому нужна наша помощь. Это непременно даст какие-то плоды, потому что молитва — это то, что на самом деле нужно усопшим.

Мы знаем также, что святые, пребывая в любви Божьей, не могут мучиться и страдать, потому что их состояние превыше мук и страданий. Если даже тут врачи могут добиться своими седативными препаратами, чтобы человек был спокоен (например, когда хоронит ребенка) то тем более Бог, который сотворил и врачей, и препараты эти, сделает так, что никто их праведных не будет мучиться из-за родных в аду. Конечно, какая радость может быть за них? Так что каким-то образом это все устроится.

Можно задать еще такой вопрос: а как Сам Бог испытывает любовь и блаженство, видя бесов и людей в аду? Ведь Сам Бог и есть Любовь, и благий, «Никто не благ, как только один Бог» (Мф 19,17).

И тут предложу Вам такой вопрос: а что такое эта радость и блаженство? Это не совсем то же, что радость земная, это особое состояние близости к Богу, бытия с Богом, обоженного бытия человека, и все описание его, какие есть, — это только грубые аналогии, которые можно провести с нашей жизнью. Подробно об этом состоянии можно прочитать в материале Царствие Небесное: Где оно находится и как туда попасть?.

Узнаем ли мы наших родных — конечно, узнаем. Например, одна святая описывает свою мать и сон о ее загробной участи:

«Мать моя вела жизнь рассеянную в высшей степени и столь развратную, что подобной ей женщину трудно было сыскать. Она была так говорлива, что казалось, все ее существо составлял один язык. Беспрестанно она затевала ссоры со всеми, проводила время в пьянстве с самыми невоздержанными мужчинами. Она расточила все, что нам принадлежало, а ей отец передал распоряжение домом. Она так злоупотребляла своим телом, оскверняя его нечистотами, что немногие из нашего селения избежали блудного с ней совокупления.

В мрачном и темном доме, наполненном скрежетом зубов и горем, он показал мне огненную печь с кипящей смолой. Какие-то страшилища стояли у ее устья. Я заглянула внутрь и увидела в ней мою мать: она погрязла по шею в огне, скрежетала зубами и горела, тяжкий смрад разносился от червя неусыпающего. Увидев меня, она воскликнула с рыданием:

«Увы мне, дочь моя! Эти страдания — последствия моих собственных дел. Воздержание и все добродетели казались мне достойными посмеяния. Я думала, что жизнь моя в сладострастии и разврате никогда не кончится. Пьянство и объедание я не признавала грехами. И вот! Я наследовала геенну, подверглась этим казням за краткое наслаждение грехами. За ничтожное веселие расплачиваюсь теперь страшными муками. Вот какую получаю награду за презрение Бога! Объяли меня всевозможные, бесконечные бедствия. Ныне время помощи, ныне вспомни, что ты вскормлена моей грудью! Воздай мне, если ты получила от меня когда-либо что-либо! Умилосердись надо мной! Жжет меня этот огонь, но не сжигает. Умилосердись надо мной! Меня в этих мукахснедает отчаяние. Умилосердись надо мной, дочь моя, подай мне руку и выведи меня из этого места.»

Когда я отказывалась это сделать, боясь тех страшных стражей, которые тут стояли, она снова причитала со слезами: «Дочь моя! Помоги мне. Не презри плача твоей родной матери! Вспомни мою болезнь в момент твоего рождения! Не презри меня! Погибаю в огне геенском.» Ее вопль вызвал у меня слезы, я начала также стенать". (Еп. Игнатий. Отечник. С. 541. № 177).

Правда ли, что Страшный суд - выдумка средневековых богословов?

Нет, Церковь с первых веков своего существования верила в то, что наступит кончина времен, что каждый человек даст ответ за свои мысли, слова и поступки. Это отражено и в Ветхом Завете, и в Новом, где Бог именуется в том числе Судьей. Сам Иисус Христос в притчах и проповедях неоднократно говорит о неотвратимости и всеобщности Страшного Суда. В 381 году III Вселенский собор закрепил учение о воздаянии, о воскресении мертвых и о вечной жизни в Символе веры - задолго до наступления эпохи Средневековья.

После смерти праведники попадают в Рай, а грешники - в ад?

Это довольно распространенная формулировка, но с богословской точки зрения не совсем точная. Конечно, то, куда попадают души после расставания с телом, вполне можно назвать адом и раем. Однако в полном смысле адом и Раем они станут только после Страшного суда. Дело в том, что Рай - как место, где человек находился в абсолютной гармонии с Богом - был разрушен грехопадением Адама и Евы, и в рамках нынешнего мира, зараженного злом, его существование невозможно. Ад же, наоборот, был разрушен Христом, когда Спаситель перед собственным Воскресением вывел оттуда всех ожидавших Его. Поэтому Рай в полном смысле настанет только после окончательного обновления вселенной, а ад станет неотвратимой реальностью после Страшного суда, когда участь грешников решится окончательно.

Страшный Суд – событие, которое произойдет в будущем. Но люди ведь умирали раньше, умирают сейчас, будут умирать и дальше, пока существует мир. Что происходит с ними до всеобщего суда?

После того, как в теле прекращаются все биологические процессы, духовная составляющая человеческой природы - бессмертная душа – отделяется от него и покидает земной мир. Над ней совершается частный суд - она предстает перед Богом и держит перед Ним ответ. В результате души переходят в состояние "ожидания" - либо вечного блаженства, либо вечных мук.

Почему не все души попадают в рай, если Бог любит нас одинаково?

В православном понимании суд Божий - это констатация того, в каком состоянии предстала душа перед Создателем. Бог действительно любит в полной мере всех и каждого. Но человек, полюбивший беззаконие, сам отходит от Бога и отталкивает от себя Его благодать, то есть отвергает себя от рая. Проблема грешника не в том, что его куда-то не пустят или куда-то отправят — а в том, что где бы он не появился, он несет ад с собой.

Может ли душа не хотеть попасть в рай?

Да. Главная радость Рая - и до, и после Страшного суда - это Сам Бог. Если человек всю жизнь, пусть даже через лабиринты греха и страсти, шел к Нему, Его жаждал, то его душа будет в раю ликовать - оттого, что наконец обрела Того, Кого искала. Если же при жизни земной личность была равнодушна к Творцу, или вовсе относилась к Нему враждебно, то даже одно Его имя будет раздражать, причинять боль. Такая душа в Рай не захочет, хотя и может иметь много "формальных заслуг".

Почему последний суд называют Страшным?

Во-первых, дела и мысли каждого человека будут явлены другим, а у любого человека есть то, в чем страшно признаться даже самому себе. Во-вторых, после нашей кончины время, как мы его ощущаем сейчас, перестанет существовать, наступит вечность. А у нее есть одна особенность - тот, кто попадает в нее, должен окончательно определиться! Он может лишь совершенствоваться, но радикальных перемен с ним уже не происходит. И если человек окончательно утвердится во зле, то после наступления вечности он обречен на страдания, которым не будет конца - его собственные страсти вечно будут палить его, истончая душу, но не уничтожая ее полностью. Ну а в-третьих, и это самое важное, Страшный суд страшен тем, что на нем человек сам зачитает себе приговор, а Господь лишь утвердит его. Последний суд - это последний шанс посмотреть на Бога преданными любящими глазами. И многие этот шанс так и не используют.

Когда будет конец света и Страшный суд?

Различные спекуляции на эту тему пресек еще Христос, сказав, что о времени кончины мира знает только Бог Отец.

Что будет с телом после суда?

Перед Страшным судом люди воскреснут в собственных телах. Дело в том, что человек не может полноценно жить без тела, и в вечность должен войти целиком - как единство духовного и материального, души и тела. При этом новые тела будут абсолютно здоровыми, совершенными, ни в чем не нуждающимися. После суда тело постигнет та же участь, что и душу - праведники будут и внешне проявлять то состояние, в котором находятся, а вид грешников будет омерзителен. То есть даже самая красивая внешность будет каждой своей чертой выдавать тот бушующий ад и клубок противоречий, который находится внутри человека.

Правда ли, что будет два Страшных суда - для христиан, и для всех остальных?

Временами среди верующих возникают подобные взгляды, но для них нет оснований. Страшный суд будет один для всех. Есть и другое заблуждение, называемое ересью хилиазма. Ее сторонники утверждают, что сначала после апокалипсиса воскреснут праведники, будут царствовать на земле тысячу лет, и лишь после этого воскреснут все остальные и свершится последний суд. Православная традиция подобные воззрения полностью отрицает и настаивает на всеобщности Страшного суда. Однако надо понимать, что такие воззрения вытекают из вполне понятного стремления предупредить христиан, что их ответственность больше. С них больше спросится, потому что им было больше дано, и спросится не только за самих себя, но и за весь мир.

Что Священное Писание говорит о Страшном суде?

Всем нам должно явиться пред судилище Христово (2Кор 5:10);

О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк 13:32);

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. . Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. . И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:31-34, 41, 46).

(127 голосов, средняя: 4,86 из 5)
22 февраля 2020 Ilia 6 месяцев назад Ответить

Добрый день. Я не знаю, что такое хилиазм, однако, неужели прямо не написано? что:
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. (Иоан.5:24)
17 ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. (Иоан.3:17-18).
И если причитать Откровение Иоанна Богослова всю 20 главу, неужели прямо не написано? что:
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. 5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. 6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. (Откровение 20:4-6)
Вот например, здесь написано:
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. (Матф.27:52-53)
Но это не могло быть первым воскресением, потому что, так или иначе, прямо написано
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. (Откровение 20:4)
То есть, здесь прямо написано, что в первом воскресении попали святые, которые претерпели гонения за Иисуса Христа, а во время распятия Иисуса Христа гонимых за Него не могло быть, вдобавок, Иисус еще не был воскрешен из мертвых.
Вот еще:
Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, 16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; 17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. (1Фесс.4:15-17)
И еще:
1Кор.15:21-23 Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
То есть, можно сказать, что Христос уже воскрес, а Христовы воскреснут по Его пришествии.
И потом:
12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. 13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. (Откровение 20:12-13)
Вот хорошо было бы, если священник даст комментарии к этим отрывку из священного писания.

Владимир Гурболиков 6 месяцев назад Ответить

А почему "но"? Есть изводы хилиастической ереси, а есть Писание. То, что Вы цитируете, к хилиазму отношения не имеет.

Виктория 7 месяцев назад Ответить

Мне не понятно. Если Христос уничтожил ад, то где будут вечные муки для грешников и кто их будет мучить? Причём написано, что они вместе с падшими ангелами будут вместе мучиться. Очень странно и непонятно. И за что вечно? Не перебор жестокости наказывать вечно? Вечные пытки только жестокие маньяки могут заслужить, а не простые грешники. И как могут радоваться в раю остальные, если будут знать, что кого-то в это время истязают? А если ещё и знакомых или родных?

Кузнецов Михаил 6 месяцев назад Ответить

Удивительно, что Вас не интересует, где будут после смерти праведные люди, если Адам разрушил Рай. Что касается вечных мук, то обращаю Ваше внимание на то, что "вечность" и "бесконечное время" - не синонимы.

Моисей 2 года назад Ответить

страшные. страшные сказки для детей. и воскреснут 500 миллиардов умерших за всё время человечества и истлевшие их кости предстанут пред Судом Божьим.

Инна 1 год назад Ответить

Хотите - не верьте, ваше право. Но не лучше ли, скажем так, "подстраховаться"?

Инна 1 год назад Ответить

Хотите - не верьте, ваше право. Но не лучше ли, скажем так, "подстраховаться"?17

Вы можете поддержать «Фому»

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Как понять человеку, куда он может попасть после смерти? Как не попасть в ад?

Протоиерей Александр Борисов


Протоиерей Александр Борисов

Спешим ли мы делать добро?

— Если беспокоит вопрос: как не попасть в ад, что тут можно сказать?

— Бывает, священники сами больше говорят прихожанам об аде, а не о Воскресении и победе над смертью. Но смотрите, тропарь второго гласа воскресный: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества», а на Пасху в огласительном слове Иоанна Златоустого мы вообще восклицаем: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси… и ни одного во аде».

Понимаете, мы не должны углубляться в мысли – а что там, а вопрос: «как бы не попасть в ад» переводить в нашу сегодняшнюю жизнь, учиться жить здесь, на земле.

Ровно как в молитве Оптинских старцев: «Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня…научи молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить». Вот на что должно быть направлено наше внимание.

И даже неделя о Страшном суде, который мы сейчас, перед началом Великого поста вспоминаем, — не об аде. Это напоминание о нашей ответственности.

Евангельский рассказ о Страшном суде — о том, что сделал ты здесь и сейчас меньшему из братьев.

Она дана для размышлений о том, как правильно провести время Поста, в чем каяться, но в большей степени это напоминание нам — насколько мы смогли проявить любовь вокруг себя. Вот такой тревожащий вопрос.

И заметьте, в этой притче не спрашивается ни об вероисповедании человека, ни о догматах, даже не спрашивают – ты вообще в Бога веришь? Говорится только о том, сумел ли ты прожить, делая вокруг себя добро, тем самым соучаствуя в деле Божием.

Приблизилось Царство Небесное – радуйтесь!

Когда человек приходит на исповедь, он, в сущности, говорит не только о своих грехах, он говорит о своих проблемах. Например, что ему трудно избавиться от осуждения, сложно простить кого-то, невозможно преодолеть раздражение. И все это человек понимает как некое несовершенство.

Но если священник принимает такого несовершенного, немощного человека с любовью и вниманием, то это тоже есть радость, согласны?

Когда приходишь к духовнику и видишь, что он тебя любит, не осуждает, а сочувствует, что принимает твои проблемы и вновь напоминает тебе о Христе, который любит, прощает, несмотря на твои фокусы и остается верен тебе – ну разве это не радость?

Понимаете, у нас Бог, который, с чем бы человек к Нему не пришел, – всегда нас прощает. Нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного.

Он нас прощает, утешает, дает новые силы – разве это не радость?

И вот эта радость прощения, радость мира с Богом — в покаянии самое главное.

Мне кажется, мы часто много говорим о внешних церковных вещах. А начинать нужно с Евангелия. Стараться понять сердцем – почему это радостная весть? Важно ощутить дух Евангелия. Когда мы учимся его чувствовать, возникает совсем другое христианство.

И тогда мы будем избавляться от подражания бабушке в церкви, которая сказала, что «если ты вот так ходишь, гореть тебе в аду», перестанем даже вовсе улавливать странные, часто болезненные и не имеющие никакого отношения к Христианству вещи, которые Христос называл «отцеживанием комара» и фарисейством.

Таблетка «от ада и для здоровья»


Фото с сайта blagobor.by

Христос сказал, что «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». В этих словах есть и ирония по отношению к тем людям, которые считают себя праведниками: часто постятся, молятся, и не таковы, как остальные грешники.

Это ведь они воскликнут на Страшном Суде: Господи, когда мы видели Тебя голодным и не накормили, в тюрьме и не посетили? Ведь они очень внимательно старались исполнять «законы» Божии.

Они могли даже и благотворить ближним «по закону», как давал фарисей десятину. Но почему-то Господь такую десятину на Страшном суде не принял.

Потому что Бог хочет не жертвы, а милости, не презрения к грешникам со стороны «праведников», а сочувствия, желания их спасения. И понимания — что и сам то ты грешный, раз не можешь сострадать, а высокомеришь.

Если праведник не имеет в себе сострадания к грешнику, никакой он не праведник.

И потому для покаяния главное — сокрушенное сердце, а вовсе не чувство, что сегодня причащусь — как будто таблетку приму от ада и для здоровья. Не об этом надо думать.

Евангелие говорит нам о том, как жить здесь. Как любить ближних, и что есть некий камертон этой любви – вот именно сокрушенное сердце и вера в Божию милость. Как правило, если есть искреннее сокрушение, есть и упование.

— Вот как раз об этом и говорил Силуан Афонский: «Держи ум во аде и не отчаивайся». И прибавлял: не всем это по силам. Одни думают об аде и потому боятся, унывают. Другие, чтобы не отчаиваться, стараются вообще о таких темах не размышлять. Можно ли соединить эти два полюса?

— Видите ли, высказывания святых многочисленны. Кому-то они подходят – «о, вот это то, что мне нужно», а кому-то – нет. Потому что душевная структура людей многообразна. Мы не должны непременно принимать высказывания того или иного святого как аксиому, которую, если не понимаем и не принимаем, значит с нами что-то не так.

Слова Силуана Афонского в сущности значат что? Что по своей жизни, делам, умонастроению, помыслам каждый из нас достоин наказания, достоин быть отделенным от Бога. Ведь ад – это отделение от Бога, от смысла, от радости, от Жизни. И по своим грехам мы этого достойны.

Но Бог силен избавить нас от ада по Своей любви. И если мы сами этой любви хотим, мы не отчаиваемся.

Одна из центральных икон, которая нередко помещается на горнем месте алтаря – схождение во ад Христа, который за руки выводит оттуда Адама и Еву. Вот в чем радость наша! В том, что мы освобождаемся от чувства отделенности от Бога. Мы же отделяемся от Бога не потому, что Он нас наказывает: «ах, ты такой-сякой, иди отсюда». Мы сами своими мыслями и поступками себя от Бога отделяем, грешим и грех выводит нас из действий Его благодати.

Бывает, скажешь что-то недостойное о близком человеке, и, даже если он не знает об этом и не узнает никогда, все равно испытываешь чувство вины перед ним, потерю мира, единства с ним, понимаешь, что проявил нелюбовь. Это огорчает, начинаешь думать, как загладить вину. Равно тоже мы испытываем и по отношению к Богу. Совершая какой-то грех, понимаем, что не туда завернули.

Любое высказывание святого всегда касается определенной ситуации. И только евангельское слово универсально. И то многие вещи в нем мы не понимаем. Владыка Сурожский Антоний говорил, что надо привыкнуть к тем вопросам, на которые пока нет ответа.

Какой-то вопрос, какое-то место в Евангелии вам непонятно, например: как это — прощать врагов или щеку подставлять? Ну, ничего, значит, ты не дошел еще сердцем. Подожди. Теоретический ответ, самый умный и духовный, здесь не принесет понимания. Мы даже можем его вот прямо сейчас понять, а потом забыть, потому что он не родился еще в нашем сердце.

Но пройдет какое-то время, произойдет что-то в жизни, и ты все осознаешь. Это нормально.

Человек должен привыкнуть жить со своими вопросами: про рай, про ад, про прощение, про милость, и искать, расти в них, потому что вера – это путь, процесс.

Это не статичное состояние, в котором мы делаем духовные открытия, но это восхождение.

— У нас в России все-таки Бога люди часто воспринимают очень по земному — как судью, все видящего, все помнящего, где каждое лыко в строку. Не успел зайти в храм – сразу тебе – кайся. Иди на исповедь – ищи свои грехи, читай покаянных молитв сто страниц, только потом к Причастию. И получается, в вере главное – грехи, а впереди – Страшный суд и надо успеть не попасть в ад, а радоваться – если спасемся – будем потом, на Небе.

— Мне кажется, центральная здесь все-же не тема греха ­– когда ты украл, обманул, убил, изменил жене – а тема встречи с Богом, которого мы знаем по Евангелию. И эта тема предполагает размышления о себе самом, о том, каким путем я иду, живу? для чего живу? что ожидаю от жизни?

И в христианстве доминирует вовсе не тема нашей вины, а тема нашего несовершенства, ощущения ущербности без Бога, без важной и существенной цели.

Именно это достоверное чувство того, что всегда, даже к хорошему, что я делаю, примешивается некое мое несовершенство, вынуждает нас просить о прощении.

Про Шаммая, Гиллеля и комментарии

Есть известная история о Шаммае и Гиллеле, учителях Торы, старших современниках Иисуса. Приходит человек к Шаммаю и просит изложить ему суть веры, пока он стоит на одной ноге. Шаммай возмутился такой просьбой и прогнал человека палкой.

С тем же вопросом человек пришел к Гиллелю, и тот ответил: «Да все очень просто. Не делай другому того, чего не хочешь себе, а остальное – комментарии. Иди и учись».

Почему Евангелие ничего не говорит о деталях ада. Оно говорит нам о жизни здесь, о мудрости и любви Божией. Значит, этого должно нам хватить.

Надо ли мне прощать Гитлера

— Господь говорит: «если ты простишь грехи брату, и Я тебя прощу». Но как понять, простил я или нет? Например, если случилось что-то страшное: предательство супруга, жестокая смерть ребенка, близкого от руки злодея, а если изнасиловали… Может быть, ты и хочешь простить, и даже примирился с обидчиком, но как понять, простил на самом деле или в душе осталось что-то? Как не обмануть себя? Не хочется на Страшном суде, чтобы твое «прощение» не зачлось, потому что не получилось простить обидчика.

— Когда люди рассуждают о прощении, многие вспоминают Гитлера, Сталина, мол, как их простить.

Мне кажется, это не наша проблема простить злодеев, нам бы простить соседку, свекровь, невестку, сестру. На этом уровне научиться бы прощать.

Прощение – это процесс, обида – это рана. Она не заживает мгновенно. А если заживает, остаются шрамы. Но чем ближе мы будем ко Христу, тем больше у нас будет сил и умения прощать. Это очень сложный процесс. И он – задание каждому, кто испытал рану. Этому нужно учиться.

Я не думаю, что нужно бояться, что нам что-то не зачтется на Страшном суде, если мы сами очень старались и, как нам кажется, у нас не получилось.

Пока мы дойдем до Страшного суда, у нас будет много возможностей научиться прощать много чего. Вспомните, как Господь сказал про грешницу, которую к Нему привели: «кто из вас без греха, первый брось в нее камень». И начиная со старших до младших все обвинители начали расходиться, потому что каждый понял, что он тоже не без греха, тоже в чем-то проявил слабость, немощность, сладострастие. Никто не взял на себя смелость осудить женщину. И Господь сказал ей: «и я тебя не осуждаю (заметьте, Он не сказал, что ничего страшного, все в порядке), иди и впредь не греши». Такое было Его решение.

Тем самым он показывает нам великодушие, любовь, снисходительность, понимание слабостей и немощей человеческих. Поэтому и в молитве оптинских старцев мы находим: «научи нас молиться, любить и прощать». Мы учимся этому, потому что у нас это пока не вполне получается.

— Как вам кажется, не связаны ли вопросы «как не попасть в ад?» с тем, что мы в жизни всегда хотим определенности, уверенности, ясности, даже гарантий каких-то? Это касается и гарантий прощения за грехи.

— Скажу вам честно, что ко мне никогда с такими вопросами никто не обращался. В основном я вижу, что люди озабочены тем, как здесь и сейчас правильно поступить, как простить, как научиться не гневаться, не раздражаться.

Христианство – это не про гарантии. Оно говорит о хлебе нашем насущном на каждый день. И речь идет не только именно о хлебе, — а вообще обо всем насущном.

А будущее – в руках Божиих.

Господь не случайно говорит, что когда поведут вас к ответу за Меня перед царями, не думайте заранее, о чем говорить.

Когда мы строим себе какой-то план, он может не совпасть с той реальностью, в которой мы окажемся. Поэтому заранее не надо думать, но «Дух Святой даст вам слова, как говорить». На это нам и нужно надеяться.

Читайте также: