Ion fury прохождение

Обновлено: 05.07.2024

Расширенный обзор Ion Fury. Разбираемся вместе с Артуром почему это отличный 2,5D шутер, рассмотрим особенности доработанного движка Build, разберемся в левелдизайне и основных игровых механиках, и обратим внимание на детали проекта.

Совсем недавно игра помимо ПК (GOG, Steam) вышла еще и на консолях (Switch, Xbox One, PS4) — хороший повод освежить инфу об игре для себя:

Приятного просмотра! Специально для dtf от belongplay

Текстовая версия от канала Проекты Турика:

На днях из раннего доступа вышел шутер Ion Fury, который давно обсуждали. Он выходил в ранний доступ и я слышал сугубо позитивные отзывы. При этом покупать не торопился - если там все хорошо, то охота было попробовать игру целиком, а не по кускам. А еще я задумывался пройти ее вместе с вами на стриме, и запустив ее разок, чтобы проверить все ли с ней хорошо, нет ли багов или критических подвисаний, я сам не заметил, как завис с ней. И когда я остановился, то оказалось, что прошел почти 2\3 игры. Сегодня я окончательно добил игру и хотел бы поделиться с вами приятными эмоциями.
В этот раз моя вступительная фраза "не застревайте в текстурах" звучит особенно забавно, ведь игра исполнена в ретро-стилистике и на старом движке Build Engine, который использовался для таких отличных игр, как Дюк Нюкем, Блад, Реднек Ремпейдж, Шедоу Варриор. Эти игры были популярны в начале 90х и по алгоритмам движок напоминает те, что используется в думе, т.е. сам мир не полностью трехмерный. И если вспоминать старые шутеры на этом движке, то на момент выхода их стилистика была более "реалистичной", а от себя бы я добавил, что тот же Дюк Нюкем был еще и забавным. Врагов было не так много, но они были колоритные, а шутки от лица главного героя разбавляли процесс. И даже с выходом полностью трехмерного Квейка 1, многие игроки как в клубах, так и дома, продолжали играть в менее технологичный шутер лишь потому, что там чувствовался свой стиль. Я сам в детстве от души игрался и в Шедоу Вариор, и Реднек Ремпейдж, не скажу, что сейчас есть желание перепройти их, но приятные воспомининия от них точно есть.

И как раз на приятных восспоминаниях, а так же ретро-стилистике, порой пытаются выезжать разработчики. В прошлом году вышел очень неплохой шутер Project Warlock, который по механике напоминал смесь Дума и Хексена. Что интересно - эту игру разрабатывал один 18 летний парнишка из польши. Он сперва показал прототип своим родным, когда у тех свело олдскулы от умиления, те поддержали его. И через какое-то время он собрал небольшую команду для окончательной доработки проекта. Игра вышла очень неплохая, я прошел ее с удовольствием, особенно меня радовала построение уровней, где направляли игрока и тяжело было потеряться. Такие моменты отличают хороший проект от любительского, да и другие аспекты игры были очень неплохие, я прошел игру в духе Раскольникова, бегая по уровням с топором и разбирая на части врагов. При этом стоит сказать, что игра все же ощущалась далекой от идеала и именно подогнанной под ретро-стилистику. Если вы не играли и увидите скидку на нее в стиме или гоге - я рекомендую.

Совершенно же другие ощущения от Ion Fury. С первого же момента игра начинает показывать, что она из совершенно другой лиги. Она берет все прошлые наработки, улучшает их и интересно преподносит. Для начала, игра сделана не на модном Юнити, а на полноценном Build Engine. Естественно, что в нем есть изменения по сравнению в 90ми, добавили высокие разрешения, воксели, поддержку геймпада и прочее. Но самое главное - у игры очень интересный визуальный стиль.

В самом начале игры мы оказываемся в городе, который выглядит вполне по-киберпанковски. Т.е. есть освещение, неоновые вывески, дождь и все прочее. При этом так как игра исполнена на старом движке, то она без проблем запускается и в разрешении пониже, и идет на старых компьютерах. У меня нет 486 процессора, как у Дмитрия с канала Олд-хард, чтобы проверить работоспособность игры, но на старом ноутбуке со слабой видюхой игра идет без каких бы то ни было проблем. Для большей аутентичности, игру можно попробовать запустить и на старом мониторе, выглядеть при этом она будет отлично.

При этом самое основное в игре - это геймплей. И тут игра старой школы в самом лучшем смысле этих слов. Современные шутеры страдают тем, что крайне любят показывать различные заставки и множество диалогов. Какая-нибудь "калофдути" большую часть игры будет тянуть вас за ручку, открывая перед вами двери. В олдскульных шутерах подход к игровому процессу совершенно другой - вам дают в руки пушку и вам нужно перестрелять всех и выйти с уровня. Это просто чистый геймплей без примесей лишнего. И тут чтобы не заскучать, игра должна быть драйвовой, оружие быть разнообразным, враги - злыми, а уровни интересными. все это тут присутствует.

Скорость игры чуть выше среднего и позволяет самому выбирать стиль игры. При желании, можно носиться сайгаком по уровню, раскидывая всех и вся, либо играть аккуратно, чуть ли не по стелсу. Если суметь разглядеть обходные пути, то иногда можно обойти врагов со спины и расстрелять без особых проблем. Игра при этом старается поддерживать ритм, постоянно подкидывая новых врагов. Делается это тоже не просто так, тут видна тонкая работа дизайнера уровней - вам постоянно очень тонко намекают куда надо двигаться дальше.

Вообще, на большинстве уровней чтобы пройти дальше, надо запитать 3 генератора и открыть 3 двери. И вот чтобы не заплутать, то дизайнеры уровней раскидывают на уровнях предметы так, что собирая их, обязательно выйдешь в нужную часть уровня. И после того, как дернешь рубильник, обязательно выскочат новые враги и если начать с ними перестрелку - постепенно переместишься в следующую нужную часть уровня. Этот принцип настолько мягкий, что не надоедает на протяжении всей игры, которая длится порядка 10 часов. Дело в том, что помимо перестрелок, игра еще очень правильно дразнит игрока, постоянно показывая ему области с секретами и приглашая его к поиску.

При этом все уровни выглядит логичными - города похожи на города, подземки на подземелья, природа на природу, а лаборатории похожи на лаборатории. Практически нет каких-то непонятных строений, везде геометрия уровней выглядит понятной и интересной. А перед завершением уровня, игра заботливо сообщит, что вы не нашли все секреты и у вас будет возможность вернуться. Хотя забота это или издевательство, сказать тяжело, потому что секретов ну очень много.

Так же интересно сделали оружие. Невероятно, но каждым надо будет пользоваться в разных ситуациях игры. Система эта возведена не в абсолют, как, например, в Бладе, все сильно проще, но разных врагов удобнее разбирать разными пушками. При этом интересный момент в том, что пушки сделали приятными для стрельбы. Револьвер в альтернативном режиме стрельбы может захватывать врагов и автоматически делать хедшоты. С этой фишкой очень удобно выносить слабых врагов, хотя куда чаще я использовал ее против мелких вертлявых и надоедливых созданий. Без этой фичи я бы сильно ругался на количество вертлявой мелюзги, а так все играется просто великолепно. Тот же шотган сделали 6 зарядным. В итоге бегать и стрелять картечью можно дольше и веселее. Альтернативный режим загружает в шотган гранаты, что так же интересно. Автомат в игре стреляет зажигательными патронами, альтернативный режим стрельбы - это парные автоматы, в итоге стрельба превращается в дикое веселье. И почти все пушки добавляют веселья игре. Жаль, что в игре нет снайперки или ракетницы, зато если бросить гранату и она не попадет во врага, то ее можно будет подобрать, что экономит время на поисках снаряжения. И в плане оружия тут нет каких-то гениальных находок, просто сделали так, чтобы оружием было удобнее пользоваться.

Первым делом у врагов я бы отметил большие и аккуратные спрайты. При стрельбе присудствуют хедшоты, при удачном попадании можно быстрее вынести врага, а так же услышать какую-то коронную фразу от нашей Героини Шелли. Выглядит это все в духе старины Дюка Нюкема. В начале игры враги в основном гуманойды в разных плащах и две разновидности мелюзги. Чаще всего на вас будут выпускать механического паука с головой в виде черепа, по которому довольно тяжело попасть из-за его прыжков. Кроме того, мне сперва показалось, что это не череп, а голова ребенка или куклы, в итоге это казалось довольно крипово. Второй по надоедливости враг уже летает и издалека стреляет лучами. Вот с этими двумя проще было разбираться как раз револьвером с автоприцелом. На более поздних уровнях появится довольно много разных врагов, включая всяких мутантов, кибернетических созданий, роботов и тому подобного. Будут и зомби, и создания, что плюются кислотой. Будут так же и боссы, некоторые из них после поражения перейдут в разряд обычных врагов, что тоже довольно интересно обыграли.

Если вы смотрели мой ролик про геймдизайн Метройд Возвращение Самус, то там я ругался на босса-робота. Здесь будет примерно такая же ситуация, когда нам надо будет победить довольно злобного босса, и дался он мне раза с 10го, неплохо так помотав по арене. И чуть позже в игре на вас выскочат уже два таких, но будет небольшое отличие - после первой схватки с босса упадет пулемет, с которым сражаться с ними уже куда веселее. И я в этот момент сидел и наслаждался тем, как очередной момент в игре умело обыграли.

При этом стоит отметить, что в игре далеко не все идеально, но моменты эти можно пережить. Первое, что я заметил - это что целиться под ноги и в небеса можно до определенного угла, т.е. стрелять совсем под ноги не выйдет. В итоге, если бы не автонаведение у револьвера, роботы с головами детей были бы кошмаром и сильно раздражали. Второй момент, который является ограничением по технической части, это враг иногда может стать невидимым. Происходит это из-за того, что вы сверху целитесь вниз, а враг не целиком поворачивается в камеру. Моментов этих не сказать, что много, но бывает.

Так же старый движок вполне может нехило так лагануть при большом количестве взрывов и разрушений. В выше упомянутом сражении с боссом-роботом, он может веером выпускать тьму ракет, в итоге все вокруг взрывается и может выскочить фриз на секунду. Но при этом интересно, что сама геометрия уровня может меняться и довольно сильно. В оригинальном Дюке бывали моменты, когда рушилось здание и появлялся новый кусок уровня, тут же обыграли еще лучше. Иногда можно удачно взорвать бочку, которая со взрывом унесет с собой половину стены, открыв секрет или новый проход. Разрушения в движке 90х годов, чудеса да и только.

Про сюжет игры особо нечего сказать. Если я верно понял документы игры, то наша героиня расследует пропажу людей, которые потом превращаются в киборгов. По виду героиня напоминает Мотоко Кусанаги из Призрака в доспехах, а уровни и враги подстраиваются под сюжет. Киберпанковский верхний город сменяется трущобами, заброшками, перемещается в центр города и торговые центры, а потом ныряет под землю в метро и дальше в исследовательские комплексы. Враги так же постепенно добавляются по мере продвижения по игре. Причем, я сперва думал, что вся игра будет в городе, но оказалось, что и тут разработчки постарались и внесли разнообразие.

В игре где-то 7 эпизодов и всего где-то 20 уровней, но по внешнему виду они между собой сильно отличаются. При этом мне понравилось, что из-за старого движка, уровни грузятся практически мгновенно, а сама игра весит меньше 100 мегабайт.И если подводить итог, то игра получилась самобытной. Если бы она вышла в 90х годах, то определенно стала бы хитом с большой буквы. При этом в нее интересно играть и на фоне современных кинематографичных шутеров, которые порой показывают больше роликов, чем геймплея. Графика тут без рейтрейса и прочих фишек, но сам дизайн игры и уровней через пару часов начинает восприниматься именно как очередная хорошая задумка авторов. В игре не так много разнообразия, сам по себе геймплей полностью состоит из стрельбы, но если вы любите стрелять, как и я, 10 часов вы проведете отлично.

Так же было бы интересно увидеть кооператив в такой игре - движок позволяет отображать много врагов на экране, в итоге истреблять вражин было бы веселее, чем в каком-нибудь новом Вульфенштейне с карикатурными девушками в экзоскелетах. Надеюсь, что у разработчиков все получится, ведь они уже задумались о том, что игру можно развивать и добавили возможность новых игровых сценариев, где можно перепройти старые уровни с новыми условиями. А так же добавили режим "царь горы", где дают бесконечный пулемет и запускают волны врагов.

При этом вероятность успеха велика, потому что игра неплохо себе ведет и с геймпадом и если ее портируют на консоли, то при всех положительных отзывах, успех придет. Ведь из Ion Fury сделали не ретро-игру или типичное инди, а хороший крепкий шутер, который можно смело советовать для прохождения всем любителям жанра. И, традиционно, не застревайте в текстурах)

И насчет жанра мы еще поговорим в следующем видео, где я расскажу вам еще про одну игру на движке Build, а именно про кровищу, расчлененку и прочие разрушения, которые местами лучше, чем в общепризнанном Батлфилде. Причем, игра довольно старая, но никто этот момент не обсуждает, а жаль.

29 авг. 2019 в 20:25 Ion Fury official list of levels Mission 1: Capital Offense
  • Act 1: The All-Seeing Eye
  • Act 2: Trouble in Paradise
  • Act 3: Fan Service
  • Act 4: Cultural Divide
  • Act 5: Reformation Plaza
  • Act 1: Abandonment Issues
  • Act 2: Alphabet Soup
  • Act 3: Defense Farce
  • Act 4: D.C. Meltdown
  • Act 5: Nukage Nightmare
  • Act 1: The Washington Institute
  • Act 2: Corporate Chaos
  • Act 3: Subhuman Resources
  • Act 4: Executive Disorder
  • Act 5: Grand Slam
  • Act 1: Off The Rails
  • Act 2: Casual Casualties
  • Act 3: Tunnel Disturbance
  • Act 4: Power Up!
  • Act 5: Twist of Freight
  • Act 1: Inhospitable Hospitality
  • Act 2: Knee Deep
  • Act 3: Heskel's House of Horrors
  • Act 1: Hellmouth
  • Act 2: Hazard Disposal
  • Act 3: Parting Procedure
  • Act 1: Destructive Desires
  • Act 2: Epicenter
Bonus mission: Crisis in Columbia
  • Act 1: Defense Farce
  • Act 2: Washington Wasteland
  • Act 3: Blast Processing
  • Act 4: Disrupted Service
  • Act 5: Nukage Nightmare
  • Act 6: Heskel's House of Horrors
Отредактировано Fox; 29 авг. 2019 в 20:26 29 авг. 2019 в 21:37 Nice list. It's not a critical addition or anything, but maybe you could also add map names in brackets as well. ie: [z1a1.map], [z1a2.map], etc. 29 авг. 2019 в 22:05 I don't think that's necessary, the Zone and Act numbers are already listed. 30 авг. 2019 в 2:37 I don't think that's necessary, the Zone and Act numbers are already listed. I suppose so, ya. Aside from bonus mission, the other map names are pretty much straight forward and self explanatory; the bonus mission is too, it just has slightly longer map names, but you're right - Not a big deal. 31 авг. 2019 в 0:47 Make this a guide so it'll be easier to be found 31 авг. 2019 в 6:06 I'm in the final level, Epicenter, and the episodes after Episode 3 are still not available in the new game option. 31 авг. 2019 в 7:20

all these zones are from "Mission 1" ?

31 авг. 2019 в 8:11 all these zones are from "Mission 1" ? No, he got it wrong. 31 авг. 2019 в 9:07 all these zones are from "Mission 1" ?

No, he got it wrong. Actually I think you got it wrong, Fox got it right, and those are all from Mission/Campaign 1. Here's a quote from a fellow developer from the "Launch Day Technical Update" thread:

Hi all! Evan from Voidpoint here, Technical Director on Ion Fury. [. ] We've put multitudes of love and care into the full Capital Offense campaign we are sharing with you today, so we hope you enjoy playing it as much as we did making it. 31 авг. 2019 в 9:08 No, he got it wrong.

Actually I think you got it wrong, Fox got it right, and those are all from Mission/Campaign 1. Here's a quote from a fellow developer from the "Launch Day Technical Update" thread:

Hi all! Evan from Voidpoint here, Technical Director on Ion Fury. [. ] We've put multitudes of love and care into the full Capital Offense campaign we are sharing with you today, so we hope you enjoy playing it as much as we did making it. That's weird. Why would you name the entire game "episode 1"? 31 авг. 2019 в 9:14 That's weird. Why would you name the entire game "episode 1"? I think you're the only one who has used the word "episode" so far, so you must be referring to what's been called Mission and Campaign by the devs. I suppose if they create new maps, those will be part of Mission/Campaign 2. 31 авг. 2019 в 9:18

Each zone could be referred to as a chapter (in fact chapter is the word used within the game menus). There are 7 zones (chapters) in the mission (a.k.a. episode?).

Why make the entire game one mission (episode?)? Well, if you were to use the term 'episode' instead of 'mission', you could say that this leaves an open door for the creation of 'episode 2'. Not to say that this would ever come about, but the door is there and ready for use if that were to ever be the case.

Давным-давно 3D Realms, авторы Duke Nukem 3D, раздумывала о выпуске отдельной игры про Bombshell — подружку знаменитого Герцога. Разработкой занималась, правда, совсем небольшая команда, и ничего путного так и не вышло. Только в 2014 году, во времена разработки Duke Nukem: Mass Destruction, над которой 3D Realms трудилась вместе со студией Interceptor, появилась возможность реально сделать нашу красотку главной героиней отдельной видеоигры.

Дело в том, что тогда правами на бренд Duke Nukem владела Gearbox Software, которая через суд потребовала сменить название Duke Nukem: Mass Destruction и вообще многое поменять. В итоге проект переименовали в Bombshell, а протагонисткой сделали капрала Шелли Харрисон, хотя изначально она должна была играть роль лишь вспомогательного персонажа.

В 2016 году из этого получился шутер с видом сверху. Получился плохо. Вроде бы вопрос на этом закрыт? Но потом пошла мода на «одскульные» стилизации под шутерную классику, которая продолжается и сейчас — совсем недавно, например, мы рассказывали про Amid Evil.

3D Realms, естественно, не осталась в стороне, и вот теперь у нас есть Ion Fury — шутер, который выглядит как чуть более современная и симпатичная версия Duke Nukem 3D. Тем более что сделан он на модифицированной версии знаменитого движка Build (на нём же вышли Blood и Shadow Warrior), а непосредственно разработала игру студия Voidpoint, которая вместе с 3D Realms корпела над переизданием Duke Nukem 3D. Только тут у нас женщина в главной роли.

Не баба, а просто бомба!

Героиня Ion Fury действительно могла бы стать ролевой моделью для феминисток — примером женщины, которая без помощи мужчин решает все проблемы. Более того, этих самых мужчин, пусть зачастую и покорёженных идеями трансгуманизма, она всю дорогу расстреливает и уничтожает. И не только их — под раздачу попадают пауки, дроны, шагающие и ездящие роботы, гориллоподобные чудища и биомутанты, умеющие становиться невидимыми.

Ion Fury обзор игры

Даже пауки тут роботы!

У большинства пушек есть альтернативные режимы стрельбы. И едва ли не самым полезным оказывается возможность пометить с помощью «Любовничка» сразу несколько целей, чтобы быстро укокошить их без шанса (ну, почти) на промах.

Shake it, baby!

Такой арсенал сразу, конечно, вызывает ассоциации с тем, как лихо, с размахом любил уничтожать врагов Дюк Нюкем — судя по всему, тот самый «любовничек». Да и разворачивается действие не в мрачных «думовских» казематах, а на улицах неонового города, где есть и стрип-клубы, и бары, и фастфуды. Естественно, в такой обстановке у нашей женщины-бомбы просто не остаётся иного выбора, кроме как доказывать, что харизмы у неё не меньше, чем у Дюка.

Она частенько (особенно после смачных убийств) отпускает колкие замечания и шуточки, то и дело отсылая к поп-культуре и фильмам — от «Терминатора» до сериала «Во все тяжкие». А начинается всё с того, что враги сносят полстены в ночном клубе с игровыми автоматами, где отдыхала Шелли. Из-за этого она пролила свой любимый алкогольный коктейль и, понятно, завелась не на шутку.

Мир в Ion Fury такой же интерактивный, как в Duke Nukem 3D. В клубе можно зайти в туалет, поднять и опустить крышку или посмотреть на себя в зеркало. А потом ещё наша героиня сможет поправлять здоровье пиццей, выбивать банки с колой из торговых автоматов, вставлять пальцы в розетки (зачем, правда, непонятно, но атмосферы придаёт!) и даже играть на пианино.

Ion Fury обзор игры

Согласитесь, выглядит игра, несмотря на древний по своей сути движок, отлично.
В самом начале можно взаимодействовать с банкоматом, который выбросит кучу монет и произнесёт знаменитую фразу, с которой Дюк обращался к танцовщицам на шесте: Shake it, baby! Да о чём говорить, если главного злодея, доктора Хескела, озвучил тот самый Джон Сент-Джон (Jon St. John), голосом которого говорил главный герой Duke Nukem 3D, — такой вот ироничный постмодернизм.

Мочить в сортире…

Впрочем, Ion Fury хороша и без всяких отсылок. Это по-настоящему бодрый шутер в лучших традициях старины. Действие срывается с места в карьер и несколько провисает лишь в середине, где много стрельбы в достаточно однообразных коридорах. Однако финальные уровни, сделанные с фантазией и размахом, во многом это искупают.

Врагов много, они постоянно атакуют — и даже если вы уже вроде бы прошлись по локации, оставив за собой одни трупы, а потом взяли очередную карточку доступа к очередной двери и вернулись обратно, то будьте уверены — сквозь дыры в стенах с грохотом появятся новые пачки противников.

Ветераны будут играть на инстинктах — постоянно «стрейфиться», метко палить в головы и проверять всё окружение на наличие брони и аптечек, которые, естественно, можно найти даже в сортире, предварительно замочив там пару террористов.

Ion Fury обзор игры

Как говорится, классика жанра!
Но на высоких уровнях сложности даже экспертам придётся непросто. Особенно в сражениях с боссами, среди которых попадаются огромные мехи, близнецы-роботы на колёсах и даже огромный летающий корабль. Спасением может стать грамотное использование особенностей оружия — вроде меток, которые ставит «Любовничек», и самонаведения у бомб. Кроме того, самые жестокие убийства в голову или в упор из дробовика, превращающие врага в кровавые ошмётки, могут оставить крайне важную для выживания броню.

…И искать секреты!

Основное наше занятие — это, понятно, тотальная аннигиляция всего и вся в поисках карт доступа к дверям. Процесс это непростой, уровни, особенно в первой половине, достаточно сложно спроектированы. И это позволило авторам наполнить их разными ситуациями — можно, например, взлетать в воздух над огромными вентиляторами, чтобы добраться куда-то или, зависнув, просто расстреливать врагов. Также нужно будет вылететь из пушки и пройти своеобразную полосу препятствий, попутно отстреливаясь от противников.

Попадаются и загадки, и ситуации, когда нужно избегать смертельных ловушек вроде покрытых кровью здоровенных пил. Особенно заковыристыми получились поиски многочисленных секретов на уровнях. Как добраться вон до той сияющей брони? Как найти последний из 12 секретов? Перфекционисты будут ломать себе голову этими вопросами. Отчасти помогает портативный радар, подсвечивающий недругов и предметы вокруг.

Ion Fury обзор игры

Вторую пару к пистолету-пулемёту ещё нужно найти.

А ноги где?

Конечно, Ion Fury не идеальна. Уровней много, есть самые разные локации — тут и город, и старинный особняк, и какие-то подземные комплексы. Но некоторые, как я уже сказал, затянуты и начинают вызывать мысли про «копипаст». Хотелось бы также больше разнообразия и весёлого безумия в рядах противников — в Duke Nukem 3D с этим было получше. Арсенал тоже мог бы быть хоть чуточку больше.

Или можно было бы сделать так, чтобы наша Бомба в традициях Дюка делала врагам больно своими явно красивыми ножками — если бы не уменьшала и давила их, то хотя бы била в пах. Это тут было бы в самый раз — в стиле, что называется. Можно ещё было бы выдать ей плеть, бутыль вискаря и пачку долларов, чтобы она засовывала их стриптизёршам и стриптизёрам в трусы, соблюдая принципы равноправия полов…

На высоких уровнях сложности да с низким здоровьем иногда даже пауков боишься, запрыгивая на ящик.

Игра, претендующая на звание духовной наследницы Duke Nukem 3D, просто не могла не погрязнуть в скандалах — это даже придаёт ей вполне уместный бунтарско-панковский флёр. Дюк точно бы по этому поводу довольно рассмеялся и отвесил что-нибудь ядрёное — и авторы получили бы ещё один скандал или иск.

Но мы тут собрались оценивать саму игру, а не всё, что её окружает. И с этой точки зрения в Ion Fury всё в целом отлично. Было бы изумительно, если бы не вышеописанные проблемы с разнообразием уровней и врагов. В любом случае хочется сказать авторам спасибо — в какой-то мере они вернули нас на 20 лет назад и подарили этакую дамскую версию «Дюка», во многом даже более драйвовую, хотя и чуть менее юморную.

Плюсы: харизматичная героиня; забавные шуточки и комментарии от неё; полные драйва перестрелки; атмосфера и геймплей классических шутеров; шикарный дизайн многих уровней; крутые пушки; стильная и симпатичная картинка; выразительное озвучивание, есть и оригинальный голос Дюка Нюкема.

Минусы: местами уровни затянуты и однообразны; хотелось бы больше разнообразия среди врагов; героиня могла бы быть ещё более яркой, наглой и неполиткорректной.



1997 год, «3D Realms», потчуя на денежных мешках от «Duke Nukem 3D», начала чесать голову в направлении разработки продолжения к внезапно ставшей успешной игре. В ходе мозгового штурма отдел разработки разделился на три группы: основную, ушедшую работать над тем, что впоследствии стало известно как «Duke Nukem:Forever», вспомогательную, принявшуюся за разработкой дополнений к первой игре и, наконец, на несколько человек, которые решили создать отдельный проект про подружку Ядерного Герцога по кличке «Bombshell» (бук. «Красотка»), которая должна была сражаться бок о бок с Дюком, но как-то не срослось. Но художники продолжали творить и девушка даже обзавелась со временем именем и фамилией: Шелли Харрисон. Однако, разработка дополнений и спин-оффов про Дюка для консолей оказалась более прибыльным делом, чем работа над игрой про никому не известную Шелли. Вдобавок, разработка продолжения оригинала — «Duke Nukem:Forever», затянулась настолько, что стала притчей во языцах, и о роковой дамочке забыли практически на двадцать лет…

… пока в 2015 не была анонсирована игра «Bombshell» с капралом Шелли в главной роли. Ушла на золото она через год, в 2016, и являлась top-down shooter'ом с элементами ролевой игры. Но ни геймплейно, ни визуально, ни как-либо ещё «Bombshell» из себя ничего выдающегося не представляла, и вскоре была всеми забыта.


Шелли Харрисон на первом наброске слева (1997) и на артворке справа (2015). Несмотря на прошедшее время, хлыст всё ещё при ней.

Но в 2018 году 3D Realms неожиданно для всех выпустила трейлер, в котором на протяжении минуты крушились спрайтовые черепа и взрывались воксельные бомбы. Новую игру окрестили приквелом к «Bombshell», также заявили что делают олдскульный продукт на движке «Build» Кена Сильвермана и ушли собирать денюжки с предзаказов. Прошёл год, и вот, в нашем 2019 году выходит полная версия «Ion Fury», неотличимая от того, что было показано ранее.
Правда, изначально игра называлась «Ion Maiden», но музыкальная группа с похожим названием — «Iron Maiden», подала в суд на «3D Realms» за нарушение авторских прав, и тем пришлось пойти на уступки.

«I live! Again. »

Основная тяжесть разработки легла на небольшую студию «Voidpoint», которая до этого помогала «3D Realms» с переизданием «Duke Nukem 3D». Большинство работников компании являются когда-то опытными и известными мапперами, работавшими на движке «Build». И поверьте — в игре это сильно заметно.

Под капотом у игрушки однако не оригинальный движок, а модифицированная версия — EDuke32, которая позволяет запустить продукт на современных компьютерах и поддерживает не только OpenGL-режим, но и невозможную изначально планировку уровней с комнатой над комнатой. Но честных комнат над комнатами в игре я так и не обнаружил, только по старинке — через порталы. Осознание этого факта добавляет как аутентичности игре, так и чести создателям.

Правда, все баги, которые можно было встретить в играх на Build'е, перекочевали сюда без изменений: стоит нырнуть под воду, сделанную с помощью порталов, и вы станете невидимы и неуязвимы для противников, потому что технически, вы находитесь с ними в совершенно разных местах на карте. Также вас пару раз раздавит закрывающимися дверьми и насмерть собьёт льющийся водопад, когда вы слишком сильно расслабитесь. Опционально через тонкую стенку насквозь пройдёт какой-нибудь особенно жирный монстр и порадует вас, внезапно ударив в тыл во время жаркой перестрелки (но можно и наоборот, самим показать противнику почём фунт лиха, упершись в стенку и яростно заколошматив по пробелу).


Бесспорно, пейзаж многообещающий, но поверьте — будут сцены ещё лучше.

Продолжив изучать техническую сторону проекта, можно заметить, что практически все ограничения почти двадцатипятилетнего движка остались неизменны: максимальное разрешение текстур и спрайтов, количество цветов в палитре, размеры карты — всё точь в точь как это было в бородатые девяностые. Каждое достигнутое в игре нововведение — будь то цветное освещение или воксельные объекты, созданы инструментами и костылями, которые были доступны и во времена «Blood», «Shadow Warrior» и «Redneck Rampage». Да что уж там — даже редактор практически тот же самый. Можно уже потирать свои потные ладошки в предвкушении годных пользовательских карт.

Отдельно хотелось бы упомянуть саундтрек за авторством Jarkko Rotsten'а, который на сто процентов состоит из трекерной музыки. Поражает не столько его художественная ценность (пару треков, однако, будет не стыдно и закачать на смартфон), а сколько его качество, достигнутое буквально в формате midi-файлов.

Если вам интересны подробности, которые я при всём желании не смогу здесь уместить, то рекомендую посмотреть интервью разработчиков, где они рассказывают про хитрости, к которым прибегли при создании игры.

При первом запуске игры вам не покажут никаких катсцен. Весь сюжет изначально подан через опцию в главном меню — «Read Me!», где вам вперемешку с подсказками и управлением вкратце расскажут предысторию происходящего и отправят восвояси бороться со злом. На старте позволят выбрать один из четырёх уровней сложности (ваш протеже проходил на предпоследнем) и без всяких задержек сразу загрузят первую карту.


«Враги испортили мне выходной»… или сюжет «Ion Fury» вкратце.

Вип-зал какого-то ночного клуба, где неоновые лампы играют в отражении бокалов с крепкими напитками, разносится к чёртовой матери ракетным залпом с пролетающего мимо боевого корабля главного злодея — доктора Хескела, озвученного голосом Дюка Нюкема — Джон Сент-Джоном. Нижний этаж, где барная стойка соседствует с залом игровых автоматов, сразу оказывается захвачен группой фанатиков-трансгуманистов с кучей боевых имплантов. Рассерженная тем, что Хаскел разлил её дорогущий коктейль (а она всякую дрянь пить любит), капрал Шелли Харрисон заряжает свой трёхствольный (и восемнадцатизарядный!) револьвер по кличке «Любовничек» и идёт громить нарушителей общественного порядка на протяжении семи глав, каждая из которых состоит из нескольких непрерывно связанных друг с другом карт.

Сразу же вызывает любопытство стартовый револьвер: в режиме альтернативного огня Шелли помечает три любые цели, попавшие в перекрестие прицела, после чего автоматически всаживает в каждую из них по два выстрела. Поскольку всё оружие в игре нужно время от времени перезаряжать, количество отмечаемых целей зависит от количества оставшихся патронов в барабане.

Подавляющее число противников гибнет от двух попаданий (или одного в голову), поэтому альтернативный огонь здорово выручает в трудные моменты, позволяя с удалью Клинта Иствуда отправлять к праотцам до трёх супостатов в секунду, или выцеплять активно маневрирующих летающих или ползающих гадов. Дайте мне замедление времени в прыжке и можно будет запросто представить себя Максом Пейном 22-ого века.


Я не архитектор, но реновация клуба тротилом на мой вкус так себе.

В дальнейшем арсенал пополняется рядовым дробовиком с подствольным гранатомётом, арбалетом, пулемётом, минами (с нехилым по мощи альтернативным огнём) и прочими приевшимися безделушками, но интересные экземпляры в нём ещё встречаются. Следующим интересным вооружением Шелли будет пистолет-пулемёт с грозной кличкой «Пенетратор». Стреляет он не пулями, казалось бы, а специальными зажигательными флешеттами, способными поджечь при попадании. Если же найти второй экземпляр, то главная героиня сможет поливать округу сразу с двух «Пенетраторов», нокаутируя даже самых жирных неприятелей.

Третьей забавной игрушкой в руках капрала будут миниатюрные бомбочки, которые в режиме альтернативного огня зажигаются от фитиля и метаются, как обычные гранаты (но если кинуть слишком поздно, то они взорвутся у вас в руках), а в режиме основного огня «заряжаются», а после отправляются в самостоятельное путешествие в поисках пригодной к подрыву цели. Чем дольше вы держите кнопку огня, тем дольше завод у бомбочки, и тем быстрее и дольше она будет катиться в поисках противника. С помощью этого замечательного мегадевайса можно проверять комнаты на предмет сидящих в засаде противников, а также бороться с теми монстрами, которые умеют становится невидимыми для ваших глаз, но не для систем наведения бомбочек.

На протяжении семи глав Шелли будет истреблять орды роботизированных уродцев доктора Хескела, пока оный время от времени будет появляться на экранах телевизоров, компьютеров и прочего электронного хлама, зачитывая нотации о том, какая главная героиня глупая и слабая. Уничтожаемый всё это время бестиарий не вызывает особого восторга: дюжина стреляющих и ползающих монстров (двое из которых по совместительству подрабатывают боссами на полставки), два летающих противных гада и всё.

Единственный действительно запоминающийся противник — биоробот, способный становиться невидимым и ВНЕЗАПНО появляться у вас перед носом с фаерболом белого огня наготове. Каждый бой с этим монстром будет интересным испытанием, способным пощекотать нервы даже заядлого ветерана хорроров. Ну, и вдобавок сама Шелли, натолкнувшись впервые на биоробота в колбе, отпускает скабрезную фразочку, которая почему-то сильно веселит.


«Это самое ужасное, что я видела в своей жизни: у него нету члена!»

Вместе с пушками главная героиня также может носить два типа предметов до десяти штук каждый: переносную аптечку, восстанавливающую четверть здоровья, и способную уберечь от загрузки квиксейва в нужный момент, и радар, на двадцать секунд показывающий ближайших противников и предметы. С помощью последнего очень удобно находить различные секреты, спрятанные в замаскированных проходах и комнатах.

Мода — ничто! Стиль — всё!

Несмотря на казалось бы архаичность графики, выглядит игра просто великолепно. Недостатки в освещении с лихвой покрываются насыщенными цветовыми палитрами и секторными тенями. Недостатки в полигонаже окружения компенсируются высоким вниманием к деталям. Даже воксельные объекты обладают несколькими кадрами анимации, от чего ненароком забываешь, что они не совсем трёхмерны (не вздумайте отключать воксели в настройках — вы упустите немаленькую долю очарования игры!). Практически каждый предмет можно сломать, включая некоторые куски стен, от чего эффектность взрывчатки повышается в разы, а даже банальная перестрелка меняет внешний вид уровня.

Каждый закоулок, каждая комната содержит в себе хотя бы один активный предмет или отсылку к поп-культуре. Шелли может есть валяющуюся на уровнях еду и поднимать себе здоровье, либо купить баночку газировки в ближайшем автомате. Можно сунуть пальцы в розетку и получить удар током. Можно поднимать и опускать крышку унитаза. Можно подсматривать через камеры наблюдения, выключать и включать свет, жарить хомяков в микроволновках и многое-многое другое… В одном из уровней я даже нашёл полностью рабочее пианино с метрономом. При достаточной прямоте рук можно сыграть на нём какой-нибудь простой этюд или «Ёлочку».


«У попа была собака, он её любил. »

Несмотря на кажущуюся запутанность уровней, их аккуратно и незаметно разбивают на секции, неизбежно зацикливающиеся друг на друге или каком-то центральном проходе, отчего часами наматывать круги, вырывая волосы и пытаясь понять, куда идти, не получится даже страдая топографическим кретинизмом. Хитро спрятанных ключей или кнопок нету, и динамика уровня не провисает ни на секунду, в отличии от Дюка, с его уровнем в бургерной забегаловке или Блада с заброшенным храмом, на которых приходилось по полчаса тыкать каждый кирпичик чтобы открылась хоть какая-нибудь дверь.

При необходимости дополнительные двери делаются вручную. Выстрели в огнетушитель и откроется проход в соседнюю комнату. Практически каждая вентиляционная шахта ведёт куда-то, позволяя заходить вражинам в тыл или находить дополнительные припасы, которые раскиданы с заначках, не являющихся секретами, а существующих «просто так». Нередко бывало, когда я находил хитро спрятанную броню или патроны, а счётчик секретов не поднимался. «Это так — разминка» — словно говорят разработчики.

Секреты — неотъемлемая часть «Ion Fury». Они действительно сложные и запутанные, практически головоломки, естественно вплетённые в дизайн карт, и требующие хорошенько так покипеть мозгами. Если вы станете тыкаться во все углы и лихорадочно жать кнопку использования, то найдёте от силы 15-20% секретов. Поиск двигаемой мебели для запрыгивания в места повыше — банальность, к которой вы вскоре привыкните, если не хотите испытывать «снарядного голода».

Когда вы подойдёте к концу уровня, вам сообщат, сколько секретов вы упустили, а в конце главы издевательски сообщат, что ваш результат «неплох, но настоящие геймеры всегда выбивают 100%, а вы ведь настоящий геймер?». Я, похоже — нет. Ещё где-то есть секретный уровень, но я его тоже так и не нашёл.


Поп-культура в игре на каждом шагу. Сайт TV Tropes скоро разбухнет на пару мегабайтов, пытаясь сосчитать все отсылки.

Время от времени, следуя канону классических «билдовских» шутеров, Шелли вставляет едкие комментарии в перерывы между разрывающимися на куски железными гадами. Конечно, по уровню культовости до Калеба или Дюка Шелли не дойдёт, но её воодушевлённый вопль — «Oh my god! The quarterback is toast!» — засел в у меня в голове и никак не выйдет. Живи я в англоговорящей стране, то наверное бы уже стал использовать эту фразу в быту.

Осталось только чтобы по нажатию какой-нибудь специальной клавиши Шелли переключалась с огнестрела на руки и ноги, но единственное оружие ближнего боя — электродубинка, висит на отдельном слоте и чтобы ею помахать, приходится доставать её заранее. А ведь был у этой дубинки такой потенциал… впрочем, неважно, ею после первого уровня практически перестаёшь пользоваться, так что невелика потеря.

«О боже мой! Наш нападающий спёкся!»

Что же можно сказать о «Ion Fury» в заключении? Ну, как минимум что это хорошая игра. И что это хороший шутер от первого лица, удачно вписывающийся в канву возрождения «олдскульных фпс». «Ion Fury» попадёт в глазах истории на одну полку с «Dusk» и «Amid Evil».

Но у игры есть изюминка в лице старого движка, который повлиял на её конечный вид. Это действительно, повторюсь, старая игра. От первого и до последнего пикселя в ней не было ничего такого, что могло бы выделить её на фоне образчиков былых времён. Вместе с современными шутерами «Ion Fury» также аккуратно может примоститься и среди классических шутеров, будь то «Дюк» или «Блад».

Прежде всего это игра, которую можно без сомнения порекомендовать всем и каждому, независимо от вкусов и предпочтений. Она не шедевральная, но в ней нет никаких критических недостатков и элементов, которые бы могли отвратить от неё какую-либо категорию игроков.

Я не ставлю какой-либо оценки, но в моих глазах «Ion Fury» является не столько прорывом в игровой индустрии, сколько взглядом на неё под другим, давно забытым углом, который будет интересен многим.

Читайте также: