Final fantasy сюжет

Обновлено: 07.07.2024

Final Fantasy — без преувеличения, самая широко известная серия игр в жанре JRPG в мире. Разрабатывается фирмой Squaresoft (впоследствии Square Enix) c 1987 года до наших дней для различных консолей, от NES до PlayStation 4 и PSP. В серию также входят две MMORPG, Final Fantasy XI и Final Fantasy XIV, но в основном игры серии представляют собой классические JRPG. Под маркой Final Fantasy также было выпущено два фильма, сделанных по технологии трехмерной анимации, и несколько малоизвестных аниме.

Содержание

Отличительной особенностью серии является то, что для каждой «номерной» части создается новый мир, никак не связанный с предыдущим ни общим сюжетом, ни персонажами, ни чем бы то ни было еще. Исключение только одно: действие игр Final Fantasy Tactics и Final Fantasy XII происходит в одном и том же мире Ивалис. Для некоторых особо популярных частей создаются приквелы, сиквелы и спин-оффы, действие которых происходит в том же мире, но они маркируются тем же номером, что и основная часть (например, действие Final Fantasy VII: Before Crisis, Final Fantasy VII: Crisis Core и Final Fantasy VII: Dirge of Cerberus происходит в мире Final Fantasy VII).

Сюжет всех частей абсолютно линеен (за исключением альтернативной концовки из DLC к XV части): действия игрока никак не могут повлиять на его развитие.

Однако, некоторые черты остаются характерными и неизменными и переносятся из мира в мир, появляясь во многих частях Final Fantasy.

В первую очередь это, конечно же, герой по имени Сид. Это разные герои в разных частях, но все они похожи друг на друга: все Сиды старше основной команды, они, как правило, ученые или инженеры, они имеют какое-то отношение к дирижаблям или воздушным кораблям, и оказывают героям содействие в качестве помощников и наставников, иногда даже бывая родственником одному них. По выражению бывшего ведущего автора серии, Хиронобу Сакагути, «Сид — это Йода Final Fantasy». С уходом Сакагути, однако, традиция частенько теперь оказывается нарушена, вплоть до появления злых Сидов. В самой первой финалке на NES Сида не было, его добавили в переизданиях.

Начиная с третьей части, персонажам предоставляется возможность вызывать различных духов, которые помогают в бою. Эти духи называются по-разному (наиболее распространены названия «эспер» и «эйдолон»), но облик и характеристики многих из них переходят неизменными из мира в мир. Это в первую очередь дух огня Ифрит, дух льда Шива и дух-дракон Багамут.

Ездовые птицы, заменяющие лошадей, встречаются со второй части. Чокобо внешне имеет облик большого желтого цыплёнка и телосложение страуса. Водятся чокобо в лесах и любят есть траву «гисаль» или «гисаси». Всюду, где появляются чокобо, они выполняют роль удобного транспорта на небольшие расстояния, позволяющего избежать монстров; в некоторых играх присутствуют особенные породы чокобо, отличающиеся яркими цветами и способные перемещаться по пересечённой местности (рекам, горам, морю, редко встречаются летающие чокобо); эти породы могут быть использованы для перемещений на большие расстояния и достижения секретных мест, спрятанных на карте.

Муглы — маленький народец, милые существа, похожие на помесь котенка с поросенком, с крылышками и помпончиками. Эти неагрессивные, мирные существа — как правило, помощники героев, иногда выполняют роль секретов или «пасхальных яиц». Язык муглов состоит из различных вариаций слова «купо», но они спокойно могут разговаривать и на человеческом языке. Появились в третьей части, где вместо «купо» говорили «ня».

Биггс и Ведж, как правило, появляются вместе в эпизодических ролях. Их имена — отсылка к «Звёздным войнам»: во время атаки на Звезду Смерти в четвёртом эпизоде Biggs Darklighter и Wedge Antilles летели в эскадрилье Люка. В играх встречаются, начиная с шестой игры (кроме того, они есть в продолжении четвёртой игры, Final Fantasy IV: The After Years). Например, в седьмой игре они состоят в AVALANCHE и в самом начале участвуют в налёте на реактор. А в десятой игре они охраняют блицбольный стадион, и их можно взять в свою команду.

Первые игры серии еще не создавались с твёрдым расчетом на шадевр: Squaresoft делала их как «просто ещё одну RPG». Поэтому в ту раннюю эпоху финалка с упоением заимствовала идеи из различных первоисточников, не последним среди которых были великие и ужасные Dungeons & Dragons. Из D&D в финалку перекочевало довольно много повторяющихся персонажей и монстров, среди которых:

  • Бахамут и Тиамат, великие драконы. Первый — добрый, вторая — злая. Бахамут встречается во многих играх серии в качестве одного из сильнейших призываемых существ, Тиамат — в качестве босса.
  • Повторяющиеся из серии в серию монстры, правда, порой со слегка мутировавшим написанием названий. Финалковский Sahagin — это D&D-шный Sahuagin, в Ochu с некоторым трудом, но узнается Otyugh, внешний вид монстров Basilisk и Cockatrice и сам их статус совершенно разных существ — а не двух названий одного и того же монстра василиска, ну и знаменитый Mind Flayer, он же иллитид — всё это пришло в финалку прямиком из великих и ужасных.
  • А вот такой финалковский монстр, как Coeurl (он же Cuahl, Torama) — классический случай «вор у вора дубинку украл». Его вообще-то придумал писатель Альфред ван Вогт, а Гэри Гайгэкс только позаимствовал, спилил серийные номера и обозвал «Displacer Beast». Squaresoft восстановили историческую справедливость и вернули монстру его первоначальное имя.

Как известно, ничто не идеально. И Final Fantasy не исключение. Действительно важные проблемы можно выделить следующие:

Мы все любим игры, каждый из нас играет в то, что нам нравится. Но есть вид игр, который большинство геймеров стараются обходить стороной, это — японские РПГ. Они отпугивают игроков своим геймплеем, и их сложно в этом упрекнуть, ибо эти игры на самом деле сложные и необычные. Одним из ярых представителей игр жанра японских РПГ является серия игр Final Fantasy. Именно об этой серии игр я и хочу сделать историю серии, и когда я говорю «серии игр» я имею ввиду все игры серии Final Fantasy, ибо по мимо номерных игр серии, которых на данный момент 14 и ещё одна готовится к выходу на PS 4 и XBoxOne есть ещё множество побочных СЕРИЙ в серии Final Fantasy. На пример серия Legend, или серия Chocobo, или серия Crystal Chronicles. И обо всех этих играх пойдёт речь. и предчувствуя весь тот трудоголичный, трудогольный(такие слова вообще есть?) ад, который ждёт меня на моём пути я попрошу вас поправлять меня, если я где-то допущу ошибку в повествовании. Ну что же, я думаю давайте приступать.
Однако сперва…

Шёл 1962 год, в одном японском городе Хитати, на свет родился человек, без которого данной серии могло бы не быть. Это — Хиронобу Сакагути. Благодаря ему мы могли радоваться выходу играм данной серии с первой по девятую части. В 1983 году он бросил своё обучение в университете и устроился в компанию Squere, которая в то время являлась подразделением Denyūsha Electric Company. Вскоре Square отделилась от неё и стала независимой кампанией, Хиронобу занял должность директора по планированию и разработке. Первые игры компании терпели неудачи, всё дошло до того, что в 1987 году, компания оказалась на грани банкротства. В результате Хиронобу решил сделать свою ПОСЛЕДНЮЮ игру, из-за чего она и называлась Final Fantasy, или если по русски — «Последняя фантазия». Игра вышла в 18 декабря 1987 года на Famicon, также известном как NES. Неожиданно для него, да и для всей компании игра поимела большой успех. Планы о закрытии компании тут же были забыты, а вот работа над сиквелом на оборот началась. Это так же стало поводом для повышения мистера Сакагути. Теперь он занимал должность вице-президента компании, а в 1995 году он стал президентом Scuare для продвижения продуктов компании на западном рынке. Дальше я расскажу о нём когда мы дойдём до девятой игры серии.

Теперь давайте перейдём непосредственно игре.

Как уже было сказано, игра была выпущена в Японии в 1987 году на платформе Famicom(NES). Игра повествует нам о четырёх героях, призванием которых естественно было в том, чтобы спасти мир.

final fantasy 15 обзор рецензия review final fantasy xv ffxv disgusting men отвратительные мужики

Каждый увлеченный играми человек хоть раз слышал о Final Fantasy. Влияние этой выдуманной вселенной уже давно вышло за пределы не только своего жанра, но и игровой индустрии в целом: по FF выходит манга, аниме, горы мерчендайза и игрушек, CG-фильмы, фанатские ролики, карнавальные костюмы, ростовые подушки с особо горячими героинями и бог весть что еще. «Айрис умрет» — знаменитейший «финалочный» эпизод, который стал олицетворением такого явления как «спойлер». Все это известно так же хорошо, как то, что Марио — водопроводчик, Лара Крофт — расхитительница гробниц, а Шепард — гей (и спаситель галактики).

Но тем, кто упустил феномен Final Fantasy, с выходом каждой новой части приходится тяжко. С одной стороны, вся маркетинговая движуха с тучей скриншотов, роликов и фанатских выделений бессовестно накаляет градус интереса. С другой — для людей посторонних «финалка» все еще выглядит чем-то замороченным, долгим, сложным и чисто японским. Отталкивающим.

И эта цифра XV в названии: это ж сколько наверстывать придется? Тысячу часов?

Что такое Final Fantasy,
и что в ней происходит

final fantasy 15 история обзор story behind final fantasy disgusting men отвратительные мужики

Final Fantasy — серия масштабных японских ролевых игр, которая существует с 1987 года. Как правило, в центре сюжета оказывается группа непохожих друг на друга героев с разными способностями и благородными мотивами; они стремятся спасти все живое от вселенского зла. Миры Final Fantasy очень красивые, большие и разнообразные. Есть прокачка, различные умения для героев, множество экипировки, основные и побочные квесты, тысячи строк диалогов и города в качестве перевалочных пунктов. А фоном играет потрясающая музыка.

  • Шедевр Нобуо Уэмацу, заглавная тема FF X — To Zanarkand — в исполнении симфонического оркестра. Мурашки по коже!

Еще одним обязательным правилом Final Fantasy раньше считалась пошаговая боевая система, где противоборствующие стороны по очереди определяли свои действия в бою, но сейчас это уже не актуально. Боевую систему Final Fantasy XV можно назвать «тактической» с большой натяжкой.

Связаны ли все эти игры друг с другом?

final fantasy 15 история обзор story behind final fantasy disgusting men отвратительные мужики

Глобально — нет, но они эксплуатируют некоторые общие темы. Например, во всех выпусках зелье для лечения называется Potion, для воскрешения потребуется Phoenix Down, а в конце боя обязательно сыграет джингл в несколько аккордов.

Очень часто кристаллы выступают как хранители добра и равновесия — в FF XV, кстати, тоже. Во многих «финалках» можно встретить забавных пупсов-муглов или ездовых куриц чокобо. Но если оставить в стороне несколько сквозных мотивов, номерная Final Fantasy — это новый сюжет, новые
герои и новый мир. Они стыкуются вместе примерно так же, как серии «Черного зеркала» внутри одного сезона — не событийно, а характерными атмосферой и подачей.

Из этого правила есть несколько исключений.

final fantasy 15 история обзор story behind final fantasy disgusting men отвратительные мужики

Final Fantasy X-2 является прямым сиквелом «десятки», и продолжает ее историю, которая разворачивается с теми же персонажами в том же мире — но при этом откровенно слабее своей предшественницы.

То же самое можно сказать про связку FF VII — FF VII: Crisis Core. В вымышленной вселенной Ивалиса происходит сразу несколько глав саги, включая FF XII, FF Tactics, FF Tactics A2 и FF XII: Revenant Wings, но это не столь важно для их восприятия. У FF XIII тоже есть прямое продолжение (XIII-2) и даже триквел (Lightning Returns), но тут уж лучше бы их всех не существовало вовсе.

Иными словами, правило «новая Final Fantasy — новая история» нарушается редко, но даже когда это случается, тонкостями можно пренебречь. Взявшись за любую номерную часть серии, вы легко сможете разобраться что к чему без культурного багажа.

Q: Я точно могу выбрать ЛЮБУЮ Final Fantasy c ЛЮБОЙ цифрой названии и не чувствовать себя, как потерявшийся ночью на кладбище ребенок?

A: Да, верно!

final fantasy 15 история обзор story behind final fantasy disgusting men отвратительные мужики

Американская обложка оригинальной Final Fantasy.

В 1987 году ничем не отличившаяся в игровой индустрии компания Squaresoft решила выпустить последнюю игру перед уходом от дел. Название Final Fantasy родилось неспроста: «Fantasy» — потому что сказка, а «Final» — потому что никакого продолжения не планировали. Все вышло наоборот: игра снискала невероятный успех, и при участии Nintendo ее впоследствии локализовали для западного рынка. Final Fantasy с первых частей стала феноменом не столько локальным, сколько мировым.

Однозначную причину внезапного успеха назвать сложно: ничего революционного в первой «финалке» в помине не было, а механика почти дословно копировала вышедшую годом ранее Dragon Quest. Надо думать, публику впечатлили симпатичная картинка, мотивы Толкина в сюжете и чарующая музыка самоучки Нобуо Уэмацу.

Оказалось, этого минимума достаточно для хорошего старта и плодотворного развития.

Потом Squaresoft крепко подружилась с Nintendo и выпускала номерные двухмерные FF на NES и SNES. С каждой новой частью Final Fantasy постепенно набирала в глубине геймплея, запутанности сюжета, затейливости сеттинга и раскрытии персонажей, по сути своей оставаясь типичной японской ролевой игрой с кучей перспектив по прокачке и диалогам. Фанаты были в восторге.

В 1997 году вышла первая в истории Final Fantasy трехмерная игра — под номером VII. Для своего времени она была беспрецедентно красивой, с заранее отрисованными сюжетными роликами, обладала трогательной и запутанной историей, а еще была настолько масштабной, что не влезала на один диск. Именно в этой части от рук злодея умирает любимица игроков и возлюбленная главного героя — цветочница Айрис, которую все пытались долго и безуспешно воскресить, хотя в коде игры этого заложено не было. Final Fantasy VII имеет настолько культовый статус, что во время анонса долгожданного ремейка на E3 2015 люди плакали, хватались за голову и вскакивали со своих мест. Преувеличить ее ценность для жанра практически невозможно!


  • Тот самый трейлер, от которого отходили воды и промокало белье.

На PS One вышли еще две номерных части Final Fantasy: восьмая и девятая, а так же тактический спин-офф под c подзаголовком Tactics. Очень удачной вышла FF X (2001) — первый выпуск сериала для PS2, с завораживающей картинкой и выбивающей слезу историей.

Еще главный герой игры, Тидус, смеялся как последний ублюдок; оцените:

В 2003 году Squaresoft вошла в состав компании-конкурента Enix, в результате чего появилась Square Enix, выпускающая Final Fantasy до сих пор. На производственном цикле сериала это не сказалось, а по поводу качества мнения фанатов расходятся: отец сериала, Хиронобу Сакагути, покинул компанию примерно в это же время.

C одиннадцатой частью Final Fantasy попыталась шагнуть в мир MMORPG, но реализовала эту попытку достаточно вяло. FF XII решила поэкспериментировать с боевой системой, отойдя от привычной схемы пошаговых боев, и часть фанатов это оттолкнуло, но зато более спокойная к переменам публика была весьма удовлетворена.

final fantasy 15 история обзор story behind final fantasy disgusting men отвратительные мужики

Final Fantasy XI шагнула в мир MMORPG, но получилось совсем не то, что нужно.

Final Fantasy XIII стала первой номерной частью сериала, вышедшей одновременно на двух конкурирующих приставках — PS3 и Xbox 360. С ее выходом поклонники «финалки» горько пожалели о том, сколько времени провели на форумах в пылу фанбойских споров: эта часть получилась откровенно плохой. Персонажи были шаблонными, мир чересчур линейным, история запутанной, а боевая система — однокнопочной. Все, за что любили Final Fantasy, было с размаху слито в унитаз, и никакими экспериментами это оправдать было невозможно. Именно начиная с «тринашки» все чаще стали говорить, что FF «скатилась». При этом у нее было два прямых продолжения: FF XIII-2 и Lightning Returns: Final Fantasy XIII, посвященные истории главной героини. Никаких ошибок эти игры, впрочем, не исправили — только усугубили ситуацию.


  • Последний трейлер FF Versus XIII, он же первый трейлер FF XV. E3 2013.

Во вселенной FF XIII должна была выйти еще одна игра — FF Versus XIII, созданием которой занимался дизайнер персонажей серии Тецуя Номура. «Версус» был эксклюзивом для PS3 и с разбега ухнул прямиком в ад: разработка шла очень тяжело, игру редко показывали на выставках, проблемы накапливались как снежный ком. Спустя длительный срок Square Enix переименовала игру в Final Fantasy XV и отдала на доработку другому директору, Хадзиме Табате. Именно эта игра появилась в продаже на PS4 и Xbox One 29 ноября 2016 года.

С ваших же слов все довольно заурядно. За что все мои друзья так хвалят Final Fantasy?

За верность традициям, сотни часов геймплея, проверенную временем формулу, хороший сюжет, интересных персонажей и качественную музыку. Инновации стоит поискать где-нибудь еще: покупая Final Fantasy, вы вправе рассчитывать получить нечто вроде японской вариации «Ведьмака», созданной с уважением к японским традициям геймдизайна ролевых игр. С поправкой на дату выхода той или иной части, разумеется.

Немедленно сдайте мне людей, которые сделали это!

Главным куратором серии до девятой части включительно был Хиронобу Сакагути.
Музыку писал Нобуо Уэмацу. Дизайном персонажей и монстров занимался Ёситака Амано, а потом его сменил Тецуя Номура.

  • Тэцуя Номура рисует одного из своих героев.

Сейчас над Final Fantasy работают сотни людей, и команда разработки необязательно включает в себя «отцов-основателей». Тем не менее, их труд помнят и почитают: Хиронобу Сакагути появился на сцене мероприятия FF XV Uncovered и был принят овациями, хотя в самом процессе разработки участия не принимает.

С какой части Final Fantasy начать?

Если не боитесь пикселей и ретро

Final Fantasy VI. Стимпанк, четырнадцать игровых персонажей, изменяющийся по мере прохождения мир.

  • Square Enix охотно выпускает в Steam старые части серии Final Fantasy.

Final Fantasy VII. Тоже стимпанк, слезная история, интересная система прокачки и модификации оружия. Когда-нибудь выйдет ремейк, но даже примерной даты релиза еще нет. Как и уверенности, что не напортачат.


  • В ремейке FF VII будет более динамичная система боя взамен консервативной пошаговой из оригинала. Хорошо это или плохо, еще предстоит узнать.

Final Fantasy X. Красивая, линейная, трогательная, в меру сложная; ублюдский смех, потрясающая музыка. Вышло переиздание для PS3, PS4 и PC.

Если любите посовременней

Final Fantasy XII. Экспериментальная боевая система, большой и разнообразный игровой мир, дворцовые интриги, ушастенькие девицы в бронелифчиках. Переиздание для PS4 выйдет в начале 2017 года.


  • Все катсцены FF XII, сшитые в один большой фильм.

Final Fantasy XV. Десять лет в разработке, бешеный хайп, огромный открытый мир, атмосфера «роуд-муви» — свежая «финалка» выглядит хорошим выбором для новичков. Является ли она им на самом деле, мы узнаем из рецензии, которую пишет Андрей Загудаев.

Если любите онлайн

Final Fantasy XIV. Не совсем FF в привычном понимании, но MMORPG в духе сериала, соблюдающая его традиции. Запустилась гадким утенком, но стараниями Square Enix была полностью переделана и навсегда разобралась со своими проблемами.

Мне очень нравятся атмосфера и персонажи,
но RPG я на дух не переношу.
Как быть?

Обратить внимание на многочисленные спин-оффы. Например, для консолей от Nintendo есть свой подсериал Final Fantasy: Crystal Chronicles, предлагающий особый, куда более щадящий взгляд на жанр. Безмозглую зарубу между персонажами вселенной можно устроить в Dissidia: Final Fantasy. Послушать музыку Уэмацу и нажимать в такт тач-скрин можно в милой Theatrhythm для 3DS.

  • Final Fantasy: The Spirits Within — CGI-фильм, который фанаты полюбили, а критики — нет. Одна из любимых лент Максин, главной героини Life is Strange.

Если вовсе не хочется прикасаться к геймпадам — смотрите фильмы. По Final Fantasy их есть целых три: The Spirits WIthin (не привязана к номерному выпуску), Advent Children (продолжение VII) и Kingsglaive — приквел XV части.

Особняком во всем этом списке проектов «по мотивам» стоит Final Fantasy Tactics — совершенно невероятная по продуманности и балансу тактическая ролевая игра. Но вот она как раз очень хардкорна и рассчитана исключительно на ценителя жанра.

Стереть бы память и пройти все эти шедевры снова!

Если вдруг в вашем распоряжении каким-то чудом оказалась прорва времени, чтобы пройти все существующие «финалки», а душа просит еще, то добро пожаловать в жанр JRPG. Если говорить об узком круге более похожих на источник вдохновения вещей, то стоит попробовать:

— Lost Odyssey (Xbox 360), Blue Dragon (Xbox 360), The Last Story (Wii). Три масштабные ролевые игры, которые Сакагути сделал после ухода из Squaresoft;

— The World Ends With You — детище Тецуи Номуры и студии Jupiter, появившееся на DS, а позже на Android и iOS. Дерзкая и стильная ролевая игра, боевая система которой возможна только на устройствах с тач-скринами;

— Серия Dragon Quest. Грубо говоря, та же самая Final Fantasy, но еще более японская и с характерным стилем от Акиры Ториямы;

— Bravely Default и Bravely Second — вдохновленные классическими выпусками FF хардкорные JRPG для 3DS. В них силен дух старой школы: много гринда, диалогов, прокачки и исследований.


  • Lost Odyssey недавно стала доступна на Xbox One по программе обратной совместимости. Очень удачно, потому что достать ее на диске сейчас непросто.

Я клянусь, что видел Final Fantasy с персонажами «Диснея».
Это какой-то фанатский мод?

Нет, это Kingdom Hearts — результат крайне плодотворной лифтовой беседы между менеджерами Square Enix и Disney. Довольно сомнительная задумка столкнуть лбами такие непохожие вселенные обернулась на удивление удачной игрой, и теперь KH — это своя экосистема с кучей правил, нюансов и деталей. Она хорошая, но о ней в другой раз.


  • Ничего не поняли? Это нормально: по сюжету Kingdom Hearts диссертацию написать можно. В итоге все равно не разобравшись, что же там происходит.

***

Принимайте поздравления: теперь вы знаете о Final Fantasy достаточно, чтобы выбрать свою первую часть для знакомства. А дальше — как пойдет и как понравится. Не стесняйтесь подглядывать в гайды или штурмовать тематические форумы: фанатская база у Final Fantasy удивительно приятная, а интернет ломится от полезной информации по теме.

Ну а нам пора уже сорвать целлофан с коробки Final Fantasy XV и оценить, что же там разрабатывали добрых десять лет. До сих пор не верится, что она вышла!

Final Fantasy XV в продаже с 29 ноября 2016 года для PlayStation 4 и Xbox One.

final fantasy 15 обзор рецензия review final fantasy xv ffxv disgusting men отвратительные мужики

Осень 1997 года я вечерами и ночами просиживал не за школьными учебниками, а за прохождением Final Fantasy VII. До сих пор помню и остро переживаю как свою трагедию в Нибельхейме, улыбаюсь, вспоминая переодевания Клауда в женщину, вздыхаю, когда кто-то напоминает о трагической судьбе Айрис. Я и сейчас безошибочно могу отличить музыку седьмой «Финалки» от любой другой; с упоением вспоминаю прохождение в журнале «Великий дракон» от Лорда Ханты, схватку с Сефиротом, да и вообще много чего. Final Fantasy VII стала в моей жизни первой игрой, после которой я по-настоящему влюбился, как говорил примерно тогда же с экрана телевизора Сергей Супонев, в виртуальные развлечения. Это случилось, напомню еще раз, осенью 1997 года, почти 20 лет назад. Спустя почти год выйдет главная игра в моей жизни, оригинальная Metal Gear Solid, и я пойму, что без видеоигр уже не смогу жить. Но это другая история.

final fantasy 15 обзор рецензия review final fantasy xv ffxv disgusting men отвратительные мужики

Я лишь хотел сказать, что именно японские сериалы во многом сформировали мои игровые вкусы еще во времена PlayStation One. И с той поры выход каждой части любимой Final Fantasy становился для меня важным, даже исключительным событием. Время шло, ландшафт игрового рынка сильно менялся, японские блокбастеры уступили индустриальный олимп западным сериалам, но по-настоящему что-то надломилось только в 2010 году — с выходом чудовищной Final Fantasy XIII.

Главный ролевой приключенческий сериал в моей жизни шесть лет назад превратился в скучную линейную игру с идиотским сюжетом, перегруженным сложно запоминающимися именами и названиями, прямолинейной боевой системой, дебильными персонажами и другими странными решениями, среди которых с удовольствием вспоминаются и вставки с обучением на двадцатом часу игры, и неожиданный выброс главных героев в открытый мир только ближе к финалу, и многое другое. Вкупе с неоднозначными инсайдами про трудную разработку пятнадцатой «Финалки», которые изредка просачивались в прессу, картина складывалась очень печальная. Один из важнейший игровых сериалов в истории именно тогда, в начале нулевых, оказался на грани (как и многие другие японские серийные блокбастеры) если не краха, то заметных перемен.

История новой игры разворачивается в техно-фентезийном мире Эос, в котором ведется война между двумя государствами — Люцис и Нифльхейм. Главный герой Final Fantasy XV, наследный принц Ноктис, отправляется в компании трех друзей-оруженосцев в соседнее государство Тенебрэ, чтобы заключить политический брак с подругой детства Лунафрейей, которая тоже происходит из высокопоставленной династической семьи. Впрочем, уже в самом начале путешествия герои узнают ужасные вести: Люцис пал, король убит, и банда Ноктиса остается единственной надеждой королевства на светлое будущее. Но прежде чем возвращаться на родину, главные герои, разумеется, должны набраться сил, повзрослеть и проверить на прочность не только врагов, но и свою дружбу.

final fantasy 15 обзор рецензия review final fantasy xv ffxv disgusting men отвратительные мужики

Почти любая Final Fantasy по сути является романом взросления, историей молодых (и не очень) героев, которые вместе проходят огонь, воду и медные трубы, чтобы стать сильнее, умнее, лучше. Но если во многих прошлых выпусках авторы не стеснялись составлять группу основных персонажей из разношерстных героев, то в центре FFXV — лишь четверка закадычных друзей с идиотскими именами. Ноктис — принц и король рыбалки, силач Гладиолус, интеллектуал-кулинар Игнис и балагур-инстаграмер Промпто. У каждого героя есть и свои боевые особенности — например, Гладиолус носит двуручный меч и обладает самыми сильными связками ударов, Пропмто мастерски владеет огнестрельным оружием, Игнис — кинжалами и так далее. Ноктис, единственный герой, которым мы непосредственно управляем, более гибок в настройках — при желании из него во время прокачки можно сделать хоть мага, хоть снайпера, хоть второго силача.

final fantasy 15 обзор рецензия review final fantasy xv ffxv disgusting men отвратительные мужики

final fantasy 15 обзор рецензия review final fantasy xv ffxv disgusting men отвратительные мужики

Количество деталей и возможностей, которые сыпятся на голову игрока, когда тот впервые оказывается в открытом мире Эоса, сильно обескураживает. Помимо основной сюжетной линии, которая проходит пунктиром через всю игру, в Final Fantasy XV есть огромное количество второстепенных занятий. Например, можно отвлечься на огромное количество побочных сюжетных заданий от разных третьестепенных героев, с которыми вы знакомитесь во время прохождения. Иногда попадаются очень неплохие: например, ветка заданий от корпулентного редактора какого-то местного общеобразовательного журнала, который просит вас сделать несколько фотографий для его статей. Все начинается с невинных пейзажей, а заканчивается отважными снимками тайных военных баз, рассыпанных по карте. В эти моменты начинаешь чувствовать себя чуточку военным фотокорреспондентом в горячих точках.

Среди других случайных попутчиков есть и юные натуралисты, которые попросят вас собрать какие-то растения для собственных опытов, и зоологи, охотящиеся за редкой живностью, и бывшие военные, которые разыскивают трофейные жетоны бывших коллег, и шеф-повары местных дайнеров, которые будут просить достать какой-нибудь редкий ингредиент для своих блюд, и рыночные продавцы, и много-много кто еще. Все эти ветки побочных квестов скомпонованы, скажем так, по темам и таким образом, чтобы больше рассказать о мире и возможностях, которые есть у игрока в Final Fantasy XV. А их тут так много, что неподготовленный сточасовыми ролевыми играми (Skyrim, например), во время прохождения может просто чокнуться от изобилия.

final fantasy 15 обзор рецензия review final fantasy xv ffxv disgusting men отвратительные мужики

Словом, Final Fantasy XV — это почти идеальная игра для тех, кто любит очень долго играть в одно и то же. Отвлекаясь на все побочные раздражители, вы легко растянете прохождение на 70-80 часов. И это еще без так называемой «Игры+», которая открывается после прохождения сюжетной части. Давние фанаты Final Fantasy знают, что именно после сюжетного финала начинается самое интересное: поиски суперлегендарного оружия, мощные версии боссов и другие приключения для фанатов выжимать из ролевых игр все до капли. Такого изобилия не было, пожалуй, со времен третьего «Ведьмака», с которым пятнадцатую «Финалку» сравнивать проще всего. Тут я с позволения прекращу перечисление всех возможностей — иначе рецензия рискует растолстеть до совсем уж неприличных размеров.

final fantasy 15 обзор рецензия review final fantasy xv ffxv disgusting men отвратительные мужики

Но главное, конечно, не количество. Нельзя сказать, что в Final Fantasy XV есть какие-то непредсказуемые или невероятно остроумно придуманные задания или мини-игры, но все вышеперечисленные детали и возможности в итоге все-таки складываются в единый уютный мир. Который хочется исследовать, в который хочется возвращаться вновь и вновь. Мир, заполненный роботами и магией, причудливыми растениями и животными, королями и свитой, длинными древними мечами и полуавтоматическими винтовками. Эос очень разный и непредсказуемый — тут есть и американские пустыни с одинокими скоростными шоссе, и скандинавские неприступные вулканы, и непроходимые леса, и футуристические мегаполисы. Как в лучшие годы, мир Final Fantasy влюбляет своей непредсказуемостью и разнородностью.

Но вообще, если быть совсем честным, Final Fantasy XV — это игра, многие вещи в которой работают вопреки логике, а иногда и здравому смыслу. Если пристально в нее всматриваться, то можно прийти к вполне ожидаемым выводам, что здесь не самый лучший сюжет, много откровенно слабых миссий, спорный внешний вид и характеры центральных персонажей, есть предсказуемые нарекания к сумбурности боевой системы и неудобному, как почти во всех японских играх, интерфейсу. К тому же, в финальной трети игры FFXV превращается в абсолютно линейную игру, а сюжет подается так, как будто постановщикам (как и в прошлогодней MGSV) чуть-чуть не хватило времени обставить это все как надо.

Final Fantasy XV — это произведение большой формы, и недочеты по отдельности не так важны. Правда, оценивая такие игры, важно понимать не что видно вблизи, а что на расстоянии. Мы ведь не предъявляем Дюма, что вот отрывок с 355 по 357 страницу написан плохо, а что в книгах Жюля Верна недостаточно сюжетных поворотов. В таких произведениях важно другое — дух и атмосфера большого, невероятного приключения, и Final Fantasy XV окунает игрока в него с самого начала с такой силой, что сопротивляться этому практически невозможно.

Пятнадцатая Final Fantasy вернула мне мое детство. Время, когда каждое ролевое приключение от тогда еще компании Square — Chrono Cross, Xenogears и другие — восхищало и сводило с ума. Прошло немало времени, все мы повзрослели и погрубели, а восставшая из пепла «Финалка» вновь прошибает тебя насквозь, как и двадцать лет назад. И хочется только одного: чтобы это виртуальное приключение никогда не заканчивалось. Наиграв в FFXV уже более 50 часов, я точно знаю, что останусь тут как минимум еще на столько же. А там, может, и замахнусь на свой собственный рекорд, чем черт не шутит, — однажды я увяз в Final Fantasy X на 300 часов.

Единственный предсказуемый момент, на который нужно обратить внимание — это легкая анимешность игры. Если вы на дух не переносите азиатскую инфантильность и внешнюю чудаковатость героев, похожих на солистов K-Pop-групп с вавилонами на голове, то присматривайтесь к Final Fantasy XV осторожно. Но если нет, дайте игре шанс. И, возможно, как и я в 97-м, вы встретите свою новую любовь.

Final Fantasy XV в продаже с 29 ноября для PlayStation 4 и Xbox One.

Читайте также: