Factorio железная дорога гайд

Обновлено: 05.07.2024

Свежие записи

Рубрики

    (118) (1) (5) (105) (1) (5) (56) (6) (208)
      (205)
        (87) (129)
        (23)
          (5)
        Вы здесь: Factorio.su > Железнодорожные светофоры, сигналы и блоки

        Железнодорожные сигналы необходимы для функционирования железнодорожной системы в Factorio.
        В данном учебном пособии объясняется, почему и когда используются сигналы, что такое тупиковые ситуации и где они могут произойти.
        Цель состоит в том, чтобы позволить читателю поддерживать бесперебойную работу железнодорожной системы и исправлять типичные проблемы.
        Приведены примеры частого использования.

        Для новичков, которые только учатся использовать сигналы, рекомендуется разместить радары вблизи всех перекрестков, чтобы быстро обнаружить проблемы. Также рекомендуется как можно быстрее настроить автоматизацию заправки поездов при добавлении в систему нового поезда или станции. Поезда можно заправлять на одной станции по обычному расписанию (это может быть или не быть связано с транспортировкой топлива на станцию) или путем добавления в расписание отдельной заправочной станции.

        Обычные ж/д светофоры и блоки

        Всякий раз, когда на пути находится более одного поезда, существует вероятность того, что поезда могут врезаться друг в друга. Чтобы предотвратить это, мы помещаем сигналы через определенные промежутки времени на пути и на переездах. Обычный рельсовый сигнал защищает блок рельсов после него, до следующего сигнала или до конца пути. Сигналы гарантируют, что только один поезд может находиться в любом блоке. Всякий раз, когда второй поезд входит в блок, в котором уже есть поезд, он ждет сигнала, ведущего в блок.

        Блоки рельсов показываются цветами, когда игрок держит в руках сигнал.
        На рисунке изображены блоки, здесь одиннадцать блоков. Железнодорожные сигналы (и цепные сигналы) разбивают блоки, остановки поезда не делают.

        Rail blocks example.jpg

        Signal directions.jpg

        На изображении направление ж/д путей сверху вниз:

        1. слева-направо,
        2. справа-налево,
        3. двунаправленный,
        4. двунаправленный,
        5. двунаправленный с левой стороны, разделенный на: справа-налево (верхний) и слева-направо (нижний).

        Проходные ж/д светофоры

        Использование светофоров предотвращает столкновение поездов друг с другом, но приносит с собой другие потенциальные проблемы. Каждый поезд будет ждать, пока блок перед ним не будет освобожден, поэтому поезд будет ждать другой поезд. Это становится проблемой, когда поезд начинает ждать на перекрестке. В этом случае другим поездам придется ждать, даже если они идут не в том направлении. Эти поезда, в свою очередь, могут вызвать ожидание других поездов, что приведет к замедлению работы всей системы. Система движения должна избегать ожидания поездов на перекрестках. В Factorio проходные светофоры используются для того, чтобы этого не произошло.

        Chain-signal-guards-crossroad.jpg

        Наиболее важным правилом является то, что поезд не может ждать длительное время в блоке после проходного светофора, в то время как он может ждать в блоке после обычного светофора. Поскольку поезда не должны ждать на переездах, это приводит к общепринятому правилу: Использовать проходные светофоры на переездах и перед ними, а также использовать обычные светофоры на выходе из переездов. В общем, когда ожидающий поезд блокирует другой поезд, идущий по другому пути, следует использовать проходной светофор, чтобы предотвратить ожидание поезда.

        Chain signal colors.jpg

        Если железнодорожная сеть содержит много проходных светофоров, то возможно, что при движении поезда по проходному светофору будет резервироваться очень большое количество блоков. Это ограничит другие поезда, что в целом снизит пропускную способность. Поэтому часто предлагается использовать обычные светофоры, когда это возможно, и проходные только там, где они необходимы.

        Тупики

        Использование светофоров может привести к тому, что поезда будут ждать другие поезда. Как следствие, может возникнуть цепь поездов, каждый из которых ждет следующего, а последний ждет первого. Эта ситуация называется тупиковой, потому что поезда будут ждать вечно или до тех пор, пока ситуация не будет решена вручную. Этого следует избегать и разрешать как можно быстрее, потому что каждый поезд, проходящий через этот район, застрянет.Наиболее частыми причинами тупиковых ситуаций являются

        1. поезда, ожидающие на перекрёстках и
        2. сеть железных дорог, которая не предоставляет достаточно места для поездов.

        Deadlock too many trains.jpg

        Тупик на изображении произошел из-за того, что в сети есть круг, который использовался бОльшим количеством поездов, чем может поместиться в круг. Светофоры верны; для фиксации тупика окружность должна быть удалена или через эту зону должно быть пропущено меньше поездов.

        Signal deadlock.jpg

        Расстояние между светофорами

        Deadlock signal space.jpg

        После проезда светофора развязки, следующий светофор должен находиться как минимум на достаточном расстоянии, чтобы поместить самый длинный поезд в железнодорожной системе между сигналами. В общем, после каждого обычного светофора должно быть как минимум столько места.

        Перед проектированием рельсовой системы рекомендуется выбрать максимальную длину поезда и придерживаться ее. Тогда блоки можно разместить в соответствии с максимальной длиной.

        Разделение ж/д блоков

        Примеры

        Т-образный перекрёсток

        На изображении показан основной трехсторонний перекресток. Железнодорожные светофоры были размещены внутри перекрестка, чтобы в некоторых случаях несколько поездов могли войти в перекресток. Например, для одного поезда, идущего слева-направо, и для одного, идущего справа-налево, поезда будут проходить через разные блоки: первый будет проходить через левый желтый, синий и нижний правый желтый блоки; второй будет использовать верхний желтый и верхний красный блоки. Потому что они используют разные блоки, они могут использовать перекресток одновременно. Хотя это не является строго необходимым для работы перекрестка, это позволит повысить пропускную способность при низких затратах.


        Зона ожидания

        Train waiting area.jpg

        На изображении показана общая зона ожидания для двух станций. Светофоры, ведущие в зоны ожидания, являются обычными светофорами, так как именно здесь предполагается, что поезда будут ждать в течение длительного времени. Светофоры, ведущие из зон ожидания, являются проходными светофорами, так как путь от зон ожидания до станций не должен быть заблокирован. Кроме того, станции расположены в разных блоках, чтобы обеспечить возможность одновременного использования всех станций.

        Train waiting area sequential.jpg

        Существует два способа проектирования зон ожидания: параллельный (как указано выше) и последовательный. Параллельная версия легко расширяется, занимает меньше места, и несколько станций могут совместно использовать параллельную зону ожидания. Последовательная версия, как показано ниже, проще в настройке, но не может быть использована несколькими станциями (и имеет очень незначительные преимущества UPS).


        Железнодорожная сеть является одним из основных способов транспортировки в Factorio. Несмотря на её неизбежную громоздкость, железнодорожная сеть, по сравнению с логистической сетью и конвеерами, является более эффективным методом перемещения ресурсов и персонажа игрока на большие, и огромные дистанции.

        Contents

        Инфраструктура

        Чтобы проложить железную дорогу, элементы пути (они же – рельсы), должны быть построены для проезда по ним поездов. В большинстве случаев, это делается при помощи планировщика путей, но пользоваться им не обязательно. Имейте в виду, что рельсы ставятся на двухклеточную сетку, а потому рельс не может быть подвинут только на одну клетку.

        Минимальная ж/д сеть с ручным управлением

        Минимальный набор предметов, необходимых для функционирования железной дороги, состоит из:

        Для того чтобы сесть в любой из вагонов вашего поезда, подойдите к выбранному вагону и нажмите клавишу ENTER . Для того чтобы открыть панель управления поездом, наведите курсор на любой из его вагонов и нажмите Левую клавишу мыши .

        Стрелочные переводы

        • Стрелочный перевод — это развилка на ж/д путях, которая позволяет поезду выбирать между несколькими вариантами направления следования. В Factorio отсутствует графическое отображение работающего стрелочного перевода, однако, пересекающиеся рельсы будут автоматически соединяться друг с другом. Для того, чтобы создать стрелочный перевод, вам следует, при помощи планировщика путей, установить новые рельсы так, чтобы они пересекались с уже существующими.
        • Имейте в виду, что пересечение двух прямых элементов пути не может быть использовано, как стрелочный перевод, так поезда имеют ограниченный радиус поворота. Тем не менее, для того, чтобы избежать столкновений поездов, два прямых элемента пути могут быть соединены при помощи железнодорожных сигналов.
        • Элементы пути, проложенные параллельно (без промежутка между ними), не взаимодействуют друг с другом. Однако, для того чтобы поезд мог переключаться с одной стороны таких плотно проложенных элементов пути на другую с помощью стрелочного перевода, вам потребуется потратить дополнительные ресурсы. Пути следования сначала должны быть повёрнуты в сторону от рельс, на которые должен будет свернуть поезд , и только затем повёрнуты к тому месту, где вы хотите создать стрелочный перевод.

        Прокладка параллельных рельсов со стрелочными переводами таким способом, конечно, работает, но это может создать трудности на этапе установки ж/д сигналов, а потому, как правило, игрокам рекомендуется строить параллельные элементы пути с интервалом в 2 клетки между ними.

        Переход через рельсы

        Пример дизайна для безопасного перехода через рельсы.
        Нажмите сюда, чтобы увидеть полноразмерную версию этой картинки.

        Будьте осторожны, когда переходите через рельсы! Поезда являются сущностями с одним из самых высоких показателей урона в игре, а потому могут мгновенно убить большинство игроков при столкновении.

        Контрольный список для безопасного перехода через пути:

        1. Отдалите камеру, чтобы можно было видеть приближающиеся поезда.
        2. Посмотрите по сторонам.
        3. Проверьте сигналы неподалёку: если ж/д светофор внезапно переключился с зелёного на красный , либо с зелёного на оранжевый – значит, поезд приближается. Не переходите.
        4. Избегайте прогулок вдоль ж/д путей, так как вам не обязательно идти непосредственно по рельсам для того, чтобы вас сбил поезд.
        5. В теории, вы можете залезть в любой из вагонов уже движущегося поезда, однако, даже небольшая оплошность при выполнении этого трюка может стоить вашему персонажу жизни. Боковые части движущегося состава тоже будут наносить урон, если персонаж игрока подойдёт достаточно близко к ним.
        6. Для того чтобы уменьшить урон, получаемый при столкновении с поездом, вы можете воспользоваться энергетическими щитами. В некоторых случаях, возможна полная остановка поезда исключительно за счёт персонажа игрока, стоящего на путях. Для того чтобы не быть убитым мгновенно, при столкновении с поездом, вам потребуется установить в свою броню сразу несколько модулей энергетического щита, что неизбежно вызовет большие затраты внутренних резервов энергии вашей брони.
        7. Так как все сущности, обладающие показателем здоровья, будут получать урон при столкновении с поездом, постарайтесь не парковать свои танки или машины на рельсах. С другой стороны, это означает ещё и то, что ваши поезда будут давить врагов!
        8. Поезда, которые находятся далеко от железнодорожных станций, будут двигаться на скорости, близкой к максимальной, а потому (если и ваш персонаж находится далеко от какой-либо ж/д станции) при переходе через пути будет иметь смысл отдалить камеру ещё дальше. С другой стороны, поезда, приближающиеся к ж/д станциям или ж/д сигналам, будут замедляться, либо и вовсе останавливаться. Имейте в виду, что разные конфигурации поездов имеют разные значения скорости передвижения.

        Конечно, если вы не хотите следовать всем этим рекомендациям, вы всегда можете построить систему безопасного перехода через рельсы, наподобие той, анимированную версию которой вы можете видеть рядом. Для этого вам потребуется умение пользоваться логической сетью.

        Поезда

        Поезда можно составлять из таких элементов, как:

        • У любого поезда должен быть как минимум один локомотив, чтобы перемещаться по путям.
        • Вы можете устанавливать на поезда не только больше одного локомотива, но и неограниченное количество вагонов любого типа.
        • Локомотивами можно управлять вручную для передвижения вперёд или назад, хотя назад они обычно едут несколько медленнее. Для того, чтобы выбирать направление движения поезда на стрелочных переводах, используйте клавиши движения влево и вправо.
        • Поезд, двигающийся в автоматическом режиме, может это делать как вперёд, так и назад, при условии, что к нему прицеплены как минимум два разнонаправленных локомотива.
        • Для того, чтобы ваши локомотивы могли передвигать поезда, в них нужно загружать топливо. Вы можете делать это как вручную, так и при помощи манипуляторов. Имейте в виду, что погрузка топлива в локомотивы при помощи манипуляторов возможна только тогда, когда поезд припаркован на ж/д станции, либо управляется вручную. Так, если поезд находится в режиме ожидания перед стрелочным переводом, пополнить его запас топлива при помощи манипуляторов вам не удастся.


        Установка грузового вагона таким образом, чтобы он прикрепился к локомотиву.

        Слоты инвентаря локомотива предназначены исключительно для топлива. Для того, чтобы транспортировать предметы или жидкости, вам потребуется прицепить к составу грузовые вагоны, и/или вагоны-цистерны. Для того, чтобы прицепить локомотив или вагон к составу, вы можете установить новую часть поезда непосредственно рядом с ним. Если же новая часть поезда находится далеко от состава, вы можете воспользоваться клавишей G , чтобы присоединить вагон к поезду, либо клавишей V , чтобы отсоединить вагон от поезда.

        Станции


        Небольшая железнодорожная станция.

        Железнодорожная станция — единственный участок ж/д сети, на котором поезда, работающие в автоматическом режиме, могут осуществлять погрузку/разгрузку предметов. Для погрузки и разгрузки предметов в один грузовой вагон могут быть использованы вплоть до двенадцати манипуляторов (по шесть с каждого бока вагона).

        Для погрузки и разгрузки жидкостей в вагоны-цистерны вам потребуются помпы. Одновременно с одним вагоном-цистерной могут работать не более трёх помп.

        Железнодорожные станции (остановки), как правило, автоматически создаются при установке одноимённой конструкции рядом с рельсами.

        Светофоры


        Станция с несколькими светофорами позволяет работать нескольким поездам на одном треке

        Железнодорожные светофоры используются для автоматизации движения нескольких поездов в пределах одной сети, для того, чтобы эти поезда не сталкивались друг с другом. Железнодорожные светофоры делят железнодорожную сеть на блоки и гарантируют, что в одном блоке будет находится не больше одного поезда. Заметьте, что в ручном режиме управления поездом, поезд будет игнорировать все сигналы светофоров, что открывает возможность столкновения с поездом, следующем в автоматическом режиме.

        Базовые правила работы светофоров

        • На одном блоке в любое время может присутствовать только один поезд. Один и тот же поезд, растянувшийся на несколько блоков, будет занимать их все.
        • Красный сигнал означает, что блок, следующий за светофором, в данный момент занят поездом.
        • Оранжевый сигнал означает, что приближается поезд, у которого уже есть разрешение на то, чтобы въехать в блок. принадлежат следующему за ними блоку и отображают его состояние: зелёный – свободно, оранжевый – зарезервировано, красный – занято. принадлежат следующему за ними блоку и отображают состояние следующего за ними светофора: все, что указаны у обычного ж/д светофора выше, плюс синий сигнал – как минимум один из ж/д путей после этого светофора заблокирован, но не все.
        • Поезд, следующий в автоматическом режиме, может проезжать только мимо светофора, установленного по правую сторону от направления следования, либо, если светофоры стоят на противоположных сторонах одного и того же сегмента ж/д путей.

        Автоматизированная транспортировка

        Поезда, следующие в автоматическом режиме, выбирают пункт назначения и прокладывают маршрут до него, когда:

        1. Поезд отправляется со станции.
        2. Поезд ожидал у проходного светофора в течение 5 секунд.
        3. Одна из остановок этого поезда отключилась вследствие операций с логической сетью.

        Поезда выбирают кратчайший путь до указанной ж/д станции при помощи алгоритма поиска пути, ознакомиться с деталями которого можно, нажав сюда.

        В этом разделе разъясняются методы, при помощи которых можно автоматизировать доставку предметов между станциями. Игроку, незнакомому с принципами прокладки железной дороги, рекомендуется ознакомиться с ними (см. выше), перед тем, как продолжать чтение этого раздела.

        Для начала, вам предстоит установить железную дорогу с, как минимум, двумя ж/д станциями, установленными по правую сторону от направления поездов, которые будут на эти станции прибывать. При наведении курсора на ж/д станцию вы увидите проецируемую на ж/д пути графическую подсказку, которая может помочь вам с планировкой не только погрузки/разгрузки вагонов, но и автоматизированной системы заправки/починки локомотивов.

        После заправки локомотива топливом, и установки расписания движения поездов (см. ниже), вы можете запустить движение состава по маршрутам, переключив режим движения с ручного на автоматический в панели управления поезда.

        Расписание движения поездов

        В левой части панели управления поезда вы можете создавать и редактировать список ж/д станций, на которые будет прибывать поезд. Ваш поезд будет прокладывать маршрут, согласуясь с этим списком и учитывая порядок, в котором вы указали станции, необходимые для посещения. Доехав до последней заданной станции, поезд проложит маршрут к первой станции вашего списка, после чего продолжит посещение всех указанных станций автоматически, неограниченное число раз.

        Добавлять станции в список вы можете в интерфейсе поезда при помощи кнопки + Добавить станцию. Нажав её, вы увидите выпадающий список, который содержит все ж/д станции, включая те, до которых ваш поезд доехать не сможет. Выбрав одну из станций в этом списке, вы увидите, что эта станция не только появилась в расписании движения вашего поезда, но и добавила туда новую кнопку + Добавить условие ожидания.

        Условия ожидания используются, для того, чтобы дать поезду понять, когда именно ему следует выехать с какой бы то ни было станции.


        Условия ожидания в панели управления поезда.

        Условия ожидания делятся на семь видов:

        • Время ожидания — Время, в течение которого поезд будет ожидать отправки со станции.
        • Бездействие — В поезд не производилась погрузка предметов, или их разгрузка из него, в течение заданного промежутка времени.
        • Полная погрузка — Все слоты груза вашего поезда заполнены. Не учитывает слоты инвентаря локомотивов.
        • Полная разгрузка — Все слоты груза вашего поезда пусты. Не учитывает слоты инвентаря локомотивов.
        • Количество предметов — Поезд отправится со станции, когда количество предметов заданного типа, суммарно, во всём поезде, будет соответствовать заданному числу. Не учитывает слоты инвентаря локомотивов.
        • Количество жидкости — В поезде (учитывая содержимое всех вагонов-цистерн), содержится указанное количество указанной жидкости.
        • Логическое условие — Железнодорожная станция может быть подключена к Логической сети, что позволяет использовать виртуальные сигналы в качестве условий ожидания.
        • Есть пассажир — По крайней мере, один игрок находится внутри любой из частей поезда.
        • Нет пассажира — В любой из частей поезда отсутствуют игроки.

        Если же не выставлять для какой-то станции никаких условий ожидания, поезд будет просто проезжать мимо неё без остановки.


        В дальнейшем, во избежание путаницы, мы будем использовать слово «условие» для описания какого-то одного условия ожидания.

        Если вы добавили для вашей станции больше одного условия, у вас появляется возможность изменить связь, которая между ними образуется, при помощи логических операторов И и ИЛИ .

        Использование оператора И приведёт к отправке поезда тогда, когда все связанные этим оператором условия будут выполнены.

        Использование оператора ИЛИ приведёт к отправке поезда тогда, когда как минимум одно из условий, связанных этим оператором, будет выполнено.

        Когда операторы И и ИЛИ используются вместе, порядок, в котором проверяются условия, определяется оператором ИЛИ .

        Иначе говоря, когда группа условий связана между собой операторами И , игра воспринимает такую группу, как одно условие, и будет игнорировать проверку выполнения всех условий этой ж/д станции, которые связаны операторами ИЛИ и находятся ниже этой группы.

        При оценке условий ожидания, проверка выполнения первого условия производится одновременно с проверкой выполнения всех условий, которые связаны с ним операторами И . Это же касается и разных групп условий, условия которых связаны между собой операторами И .

        Если все условия, связанные в группу операторами И , удовлетворены, поезд отправится со станции. Однако, если была удовлетворена только часть условий, связанных в группу операторами И , оценка продолжается, в этот раз не игнорируя условия, связанные операторами ИЛИ ниже.

        Ж/д светофоры нужны для функционирования железнодорожной сети в Factorio. В этом руководстве рассказывается зачем и когда используются ж/д светофоры, что такое затор и в каком случае он получается. Цель руководства состоит в том, чтобы дать сведения читателю, чтобы он мог построить железнодорожную систему, работающую как часы. Показаны примеры часто используемых решений.

        Для новичков, которые только учатся использовать светофоры, на перекрестках рекомендуется установить радары для быстрого определения проблемы. Также рекомендуется как можно скорее автоматизировать заправку поездов горючим, когда в систему добавляется новый поезд или станция. Поезда могут заправляться на одной станции по штатному расписанию (может включать или не включать транспортировку топлива на станцию) или на отдельной заправочной станции.

        Contents

        Обычные светофоры и блоки

        Всякий раз, когда на одном пути появляются два и более поездов, существует вероятность их столкновения. Что бы этого избежать, на перекрестках и вдоль дороги, с некоторым интервалом, устанавливаются светофоры (рис. 1). Обычный ж/д светофор защищает блок путей после него до следующего светофора или конца пути. Светофоры гарантируют, что в одном блоке будет только один поезд. Когда поезд приближается к очередному блоку, который уже занят другим поездом, он остановится и будет ожидать разрешающий сигнал.

        Рисунок 1 — польза светофоров.

        Блоки отображаются цветами, когда в руках игрока находится светофор. На рисунке 2 показано отображение 11 блоков.


        Рисунок 2 — ж/д блоки.

        Ж/д светофор светится зеленым, если за ним блок пустой. Когда поезд заехал в блок, то все пропускающие в него светофоры, переключаются на красный. Когда же поезд только входит в блок, то он на короткое время становится желтым, а после — красным.

        Светофоры устанавливаются по правую сторону путей, то есть движение поездов правостороннее. Ввиду этого, в автоматическом режиме поезда не могут передвигаться, если по пути следования светофоры расположены только с левой стороны. Иногда это может вызвать ошибку «нет пути», когда путь есть, но на его части возможно только одностороннее движение.


        Рисунок 3 — сверху вниз: 1. движение слева направо; 2. движение справа налево; 3. двунаправленное движение; 4. двунаправленное движение с левой стороны путей, которые разделяется пути с движением справа налево (верхний путь) и слева направо (нижний путь).

        Проходные светофоры

        Использование светофоров предотвращает столкновение поездов, однако, вместе с тем, они приносят иные потенциальные проблемы. Каждый поезд ожидает до тех пор, пока следующий перед ним блок не освободится. Это создает проблему, когда поезд останавливается на перекрестке, из-за чего другие поезда тоже останавливаются, даже если они двигаются в другом направлении. В свою очередь, они останавливают другие поезда, что приводит в конечном счете к замедлению работы всей системы. Необходимо избегать остановок на перекрестках путей. В Factorio, для решения этой проблемы используется проходной светофор.


        Рисунок 4 — типовое использование проходного светофора.

        Наиболее важным правилом для поездов является то, что им нельзя ожидать длительное время в блоке после проходного светофора, тогда как в блоке после обычного — можно. Помимо этого, поездам нельзя ожидать на перекрестках, это правило выражается следующим образом: используйте проходные светофоры на перекрестках и перед ними, а на выходе — обычные светофоры. В общем случае, проходной светофор необходимо использовать, когда возможна ситуация блокировки ожидающим поездом другого поезда, идущего по другому пути.

        Рисунок 5 — демонстрация правил построения ж/д перекрестка.

        Как работают проходные светофоры? Чтобы определить, проедет ли поезд мимо проходного светофора, необходимо рассмотреть следующий за ним путь до первого обычного светофора или станции, в зависимости от того, что будет ближе. Поезд проедет только в том случае, если все блоки на этом отрезке пути будут свободными. Когда же поезд проезжает проходной светофор, то весь этот отрезок резервируется до тех пор, пока поезд не покинет его. Проходной светофор, который ведет к блоку с одним исходящим сигналом, будет того же цвета, что и этот сигнал. При разделении пути, может возникнуть ситуация, когда одна из веток занята (горит красный), а другая напротив — свободна (горит зеленый). В этом случае, проходной светофор будет синим, указывая на то, что какой-то из путей дальше свободный (или несколько), а другие заняты.


        Рисунок 6 — 3 состояния проходного светофора.

        Если в ж/д сети используется большое количество проходных светофоров, то вероятна ситуация, что один поезд может занять слишком много блоков, из-за чего другие поезда будут простаивать, снижая общую пропускную способность. Т.о. если обычные светофоры нужно использовать при любой возможности, то проходной светофор — только при необходимости.

        Затор

        Использование сигналов приводит к тому, что одни поезда ждут другие. Ввиду этого, возможна ситуация, когда поезда выстраиваются в цепи, где последний поезд в цепи ждет, когда проедет первый поезд. Эта ситуация называется затором, которая разрешается только в ручную. Необходимо принимать все меры, чтобы не допускать заторов, иначе все поезда, проезжающие через этот участок, застрянут. Наиболее частые причины возникновения заторов:

        1. поезда ожидают посреди перекрестка и
        2. в ж/д сети нет свободного места для поездов.
        Рисунок 7 — затор на перекрестке.

        На рисунке 7, показана ситуация затора, когда внутри перекрестка проходные светофоры заменены обычными, в результате чего поезд ожидает посреди перекрестка. Правильная расстановка светофоров показана на рисунке 5. Все входные и внутренние светофоры перекрестка должны быть заменены проходными светофорами. Такая конфигурация, считается общим случаем перекрестков.


        Рисунок 8 — затор на кольцевом перекрестке.

        Затор на рисунке 8 произошел ввиду кольцевой структуры самого перекрестка, неспособного пропустить столько поездов. Расстановка светофоров правильная. Чтобы устраниь затор, нужно либо убрать само кольцо, либо уменьшить количество проходящих через него поездов.


        Рисунок 9 — затор на кольце.

        Затор на рисунке 9 произошел по той же причине, причем с участием всего лишь двух поездов. В этом случае, затор может быть устранен заменой выделенного обычного светофора на проходной, благодаря чему на кольце сможет находится только один поезд. Такое решение приведет к тому, что поезда будут останавливаться на главной линии. Поэтому желательно предусмотреть линию ожидания.

        Интервал между светофорами


        Рисунок 10 — затор из-за недостаточного интервала между светофорами.

        На рисунке 10 изображен затор между двумя Т-образными перекрестками. Он случился из-за того, что, при остановке, хвост состава остался на другом блоке. Сами перекрестки по отдельности (хотя кто-то может возразить, что на самом деле это один большой перекресток) построены верно, однако, учитывая длину состава, они расположены слишком близко друг от друга. Есть три возможных способа разрешить затор: обычный светофор между перекрестками можно заменить на проходной; перекрестки расположить друг от друга на большем расстоянии; укоротить поезда.

        Расстояние после светофора на выходе из перекрестка и до следующего светофора должно быть не меньше самого длинного поезда в ж/д системе. В общем случае, это правило справедливо для всех обычных светофоров.

        Рекомендуется задать максимальную длину состава для всей ж/д системы и придерживаться ее при расстановке светофоров на путях.

        Разделение ж/д блоков

        Длинные непрерывные участки путей необходимо разбивать на блоки обычными светофорами, чтобы несколько поездов одновременно могли передвигаться по этим участкам, что увеличивает пропускную способность сети. Переходы должны разносится друг от друга на несколько блоков. Внутри перехода, светофоры должны устанавливаться таким образом, чтобы несколько поездов могли его проезжать без снижения скорости — например, поезда идущие в противоположных направлениях, не должны замедляться, для чего им нужно проходить по разным блокам. Примеры приведенные ниже, соответствуют описанным правилам.

        Примеры

        Наиболее распространенной архитектурой построения ж/д системы, является двухколейная разнонаправленная линия. Все примеры ниже основаны на этом решении. В большинстве случаев, двунаправленный путь не используется в качестве 'главной' ж/д линии.

        Т-перекресток

        На рисунке 11 изображен базовый перекресток трех линий. Схема расстановки светофоров перекрестка, позволяет, в некоторых случаях, пересекать его нескольким поездам одновременно. Например, в случае, когда один поезд движется слева направо, а другой справа налево, они пересекают разные блоки: первый поезд пересекает левый желтый блок — синий — нижний правый желтый блок; второй поезд пересекает верхний правый желтый блок и левый верхний красный блок. Хотя такая возможность не является строго обязательной для перекрестка, она позволяет за меньшую стоимость увеличить его пропускную способность.


        Рисунок 11 — Т-переход.

        Зона ожидания

        Если несколько поездов останавливаются на одной станции, то поезда вынуждены ожидать на главной линии, что приводит к замедлению трафика и даже возникновению затора. Одним из путей решения данной проблемы, является добавление зон ожидания к каждой такой станции.


        Рисунок 12 — параллельная структура зоны ожидания.

        На рисунке 12 изображена зона ожидания размещенная перед станцией. На входе зоны ожидания используются обычные светофоры, т.к. поезда могут задерживаться там на длительное время. На выходе используются проходные светофоры, чтобы путь из зоны ожидания до станции не занимался. Расположение станций в разных блоках позволяет им функционировать одновременно.

        Существует две архитектуры в проектировании зон ожидания: параллельная (как на рис. 12) и последовательная (см. рис 13). Параллельная структура легко масштабируется, занимает меньше места и способна обеспечивать работу нескольких станций. Последовательная структура не способна обеспечивать работу нескольких станций.


        Оценок: 147 Железные дороги - Продвинутое руководство Как сделать железнодорожную сеть?
        Какие сигналы выбрать и куда их ставить?
        Как настроить станции?
        Вечные вопросы любого игрока в факторию. Постараюсь на них ответить)


        4


        1 В избранное В избранном Этот предмет добавлен в избранное.


        Wlady
        Не в сети 13 окт. 2018 в 4:20 26 авг в 14:24
        6,531 уникальных посетителей
        236 добавили в избранное
        Оглавление руководства



        Для чего нужно это руководство?


        Основы железнодорожной логистической сети


        Сигналы - основы


        Проходные сигналы - практическая польза


        Сигналы - размер сегментов и длина поезда


        Развязки - расстановка сигналов


        Станции - настройка


        Станции - буферы


        Послесловие


        Комментарии Для чего нужно это руководство? Некоторые из вещей, о которых я буду говорить, кажутся мне очевидными, но я регулярно встречаю вопросы вида "Как мне настроить железную дорогу?". Базовый туториал даёт все ответы - но на языке, понятном скорее инженерам, чем простым игрокам. Большинство мануалов в ютубе, к сожалению, просто пересказывают это руководство, и показывают простую схемку из пары станций, рельс и поезда или двух. Несколько хороших мануалов с углублением в особенности ЖД в фактории есть в англоязычном ютубе, но они, опять же, недоступны тем, кто недостаточно знаком с разговорным английским. Я не умею снимать ролики для ютуба, поэтому решил написать небольшой мануал, и рассказать о некоторых особенностях, которые проявляются на больших размерах ЖД сетей, а так же постараться объяснить не "как надо делать" а "почему лучше делать так".
        Итак, приступим! Основы железнодорожной логистической сети

        Как только у вас вместо одного поезда начинает ездить два, пять, десять . сто - начинают возникать проблемы с пропускной способностью. Опыт использования конвейеров говорит - "просто добавь ещё пару путей!". Это неверно. Пропускная способность пути, как правило, крайне высока, и если у вас поезда не идут непрерывно один за другим - нет смысла делать 4-х или тем более 6-ти путевую линию. Как правило, проблемы находятся в других местах - это развязки, станции, и общая организация ЖД сети. И если развязки вы можете перестроить, а к станциям добавить буферы - общая органицация сети с трудом поддаётся переделыванию.

        Чтобы минимизировать пробки на развязках, желательно с самого начала строить свою базу и ресурсные модули по цепочке зависимостей. Например, на юге, снизу от базы, у вас добывается руда. Эта руда поездами доставляется на переплавку чуть выше. Оттуда другие поезда везут её дальше вверх - к созданию базовых компонентов. Далее эти базовые компоненты отправляются ещё выше, к местам где они требуются на производствах. Это создаёт некую виртуальную цепочку из добычи - переплавки - производств - продвинутых производств.

        Представим её как цепочку A-B-C-D. В этой цепочке поезда ходят по маршрутам A-B, B-C, и C-D. Конечно, производственные линии не такие простые, и будут добавляться маршруты, которым требуется идти по пути B-D, например, однако основная масса поездов уже перестанет мешать друг другу. Просто для примера - если вы об этом не задумались в самом начале, то к середине игры у вас может возникнуть ситуация, когда поезда с рудой едут с южных месторождений, создавая пробки в самом центре базы - потомучто едут по маршруту E-A. Старайтесь избегать таких маршрутов, и если зона добычи у вас на противоположной стороне от переплавки - лучше создайте отдельный обходной путь для поездов с рудой.

        Помимо разделения зон маршрутов, оптимизация такого рода даст уменьшение среднего времени, которое поезд проводит в пути - что опять же повышает эффективность тренспортного потока.

        Сигналы - основы

        Туториал в игре крайне невнятно объясняет разницу между обычными и проходными сигналами, а самые лучшие туториалы в инете ,вместо объяснения логики сводятся к простой рекомендации - ставьте обычные сигналы за развязками, а проходные - во всех остальных местах. В принципе, этот совет работает. Но почему?

        Давайте сначала разберёмся, как работают сами сигналы. В игровой механике, все рельсы разделены на виртуальные сегменты, своего рода куски пути. Разделены они как раз этими сигналами. В каждом сегменте одновременно может находится один поезд. Если у вас нет сигналов на путях - то в вашей сети сможет свободно кататься только один поезд, как только вы добавите второй, произойдёт ошибка и они не смогут рассчитать свой маршрут.

        Когда в сегменте ЖД находится поезд, все сигналы которые стоят на пути в этот сегмент - т.е. отделяют его от других сегментов - показывают красный. Так же, красный показывают проходные сигналы, которые ведут к этому сегменту. Так же, красный можно включить логикой, что используют для создания безопасных ЖД переходов.

        Когда поезд едет по маршруту, он проверяет сигнал на въезд в следующий сегмент, и если он зелёный - едет дальше. Если красный - ждёт. Это может приводить к дедлокам, но про них чуть позже.

        После такого базового объяснения становится понятно, что нужно нарезать свою ЖД на сегменты, но всё ещё непонятно - зачем использовать проходные сигналы. Я придумал конкретный пример, который показывает, какое преимущество они дают при правильном применении.

        Проходные сигналы - практическая польза

        Итак, давайте представим что у нас есть две станции - "Отправление" и "Прибытие". Между ними есть два пути, путь А и путь Б, причём путь А - короче, поэтому поезда всегда выбирают его. Но у пути А есть одна проблема - на нём есть станция "Бологое", и когда на ней стоит поезд - проезд по этому пути заблокирован. Перед станцией есть несколько сегментов, отделённых обычными сигналами - от развилки путей 3 сегмента.

        Поезд отправляется из "Отправление" в "Прибытие", подъезжает к развилке, от которой ведут пути А и Б, и выбирает путь А, как более короткий. Он подъезжает к "Бологое", и видит что станция, по чъему-то недосмотру установленная прямо на путях, занята поездом, и проехать дальше нельзя. Поезд занимает первый свободный сегмент перед "Бологое" и ждёт, пока путь освободится. Та же история повторяется ещё с двумя поездами - пока не заполняются все сегменты от развилки до "Бологое". Четвёртый поезд, подъезжая к развилке, видит что путь А(точнее, первый сегмент этого пути) занят, и принимает решение ехать по маршруту Б. Первые три поезда всё ещё стоят.

        А теперь представим, что в сегментах между развилкой и "Бологое" установлены проходные сигналы. Что изменится? Обычный сигнал перед "Бологое" показывает красный, проходной сигнал в предыдущем сегменте считывает его и тоже показывает красный, и так - до развилки. Первый поезд подъедет к развилке, увидит что путь А в данный момент заблокирован, и поедет по пути Б.

        Мы избежали пробки, материалы оперативно доставлены на станцию назначения, профит)

        Отдельный вопрос - кикие сигналы ставить на протяжении пути. Если везде будут стоять обычные - поезда будут набиваться даже там, где проезд в данный момент заблокирован. Если проходные - поезда не будут заезжать на длинный перегон пока другой поезд его не освободит. Тут нужно придерживаться баланса. Если в сети много путей, и нужно чтобы поезда выбирали свободную дорогу - ставьте проходные сигналы, а если у вас длинный перегон (например, между месторождением руды и базой) без вариантов - то на этом перегоне должны стоять обычные сигналы, с промежутком чуть больше длины поезда.

        Сигналы - размер сегментов и длина поезда

        Это неинтуитивно, но при планировании важно учитывать этот момент. Если вкратце - сегмент пути должен быть длиннее чем ваш состав. Более того - не только виртуальный сегмент - но и реальный, между развязками! Если вы используете составы из поезда и двух вагонов - сегменты должны вмещать в себя такой состав. Если вы используете длинные поезда - сегменты должны быть длиннее, если вы используете очень большие поезда - планируйте свою ЖД сеть очень тщательно! Почему?

        Когда поезд въезжает в сегмент ЖД, он может остановиться на его выезде. Возможно, впереди занята станция, на которую ему нужно свернуть, возможно на развязке прямо перед ним сейчас красный. Что произойдёт если поезд длиннее чем сегмент? Его хвост останется торчать в предыдущем сегменте. Это не вызовет особых проблем в случае если предыдущий сегмент линейный, но что если это развязка? Она будет заблокирована до тех пор пока этот поезд не уедет.

        Более того, если у нас, например, квадратная сетка ЖД путей, мы можем теоретически получить дедлок - поезд не может выехать на развязку потому что она заблокирована, другой поезд подъезжает к хвосту первого, и тоже стоит перед развязкой, блокируя уже третий перекрёсток,и это продолжается, пока не замкнётся квадрат. 4 поезда стоят, блокируя друг друга. Вы можете подумать, что это гипотетическая ситуация, для этого должно идеально совпасть время, в которое эти поезда подъедут в место X, но даже если вероятность этого крайне маленькая - однажды это случится. Поездов в вашей системе будет становится всё больше, движение всё насыщеней, и в определённый момент где-то поезда совпадут.

        Поэтому просто запомните правило - расстояние между развязками должно быть больше, чем самый длинный поезд который будет ездить по этой ветке!

        Развязки - расстановка сигналов

        В целом, при проектировании развязок можно руководствоваться тем же правилом - на въезде проходные сигналы, на выезде обычные. Но я хочу разобрать это немного подробней.

        Когда поезд въезжает на развязку, он её блокирует для других поездов, частично или полностью. Поскольку это может создать пробки, важно чтобы поезд въезжая на перекрёсток имел возможность выехать с него. Ставим на каждом выезде обычный сигнал, а по всей развязке, и перед въездом - проходные. Если поезду нужно после развязки налево, а тот путь сейчас занят - поезд, при правильной конфигурации сигналов, будет ждать перед развязкой, пока путь не освободится.

        Любая развязка, особенно сложная, как правило, предполагает возможность поворота любого поезда в любом направлении. Иногда даже разворот. Это выгодно с точки зрения построения кратчайшего маршрута, но превращает развязку, особенно если она четырёхполосная, в мешанину из рельс.

        Проектируя развязку, и расставляя на ней сигналы, попробуте установить на неё поезд, и посмотреть, какие направления при этом будут заблокировны (красный сигнал). Идеально спроектированная развязка не должна мешать проезду других поездов. Например, если при правостороннем движении поезд идущий снизу поворачивает направо - он использует развязку, но оставляет свободными все пути кроме пути слева направо. Поезда идущие сверху вниз, справа налево, справа вверх или сверху налево - не должны останавливаться из за первого поезда.

        Станции - настройка

        Один из эффективных способов экономить топливо и не перегружать ЖД сеть - не гонять поезда порожняком. Я предпочитаю использовать LTN мод для более гибкой настройки, но сейчас расскажу о возможностях ванильной версии - их тоже вполне достаточно, чтобы организовать правильные транспортные потоки.

        Как правило, первые эксперименты по настройке сводятся к условям "Ждать полной загрузки" и "Ждать полной разгрузки", но они не дают достаточной гибкости. Поезд может стоять на станции по добыче руды, и ждать пока в него загрузят руду - а добыча истощилась. Поезд в результате бездействует, непрактично. Или ждёт пока его разгрузят - а на переплавке перепроизводство, продукция никуда не идёт и сундуки с рудой тоже забиты. В это же время, возможно, на другой станции руда требуется.

        Для полноценного использования станций нам во первых потребуется хак, о котором многие не знают - если станции названы одинаково, то поезд едет на любую из них - во вторых - логические цепи. Начнём с организации доставки угля, например. Добывается он у нас в одном месте, но планируем добавить ещё добычу. Потребляется в топливном блоке, на переплавке железа\меди\стали, и на производстве гранат. Итого у нас две станции поставки и пять станций потребления.

        Для начала, именование. Назовём обе станции на которых мы загружаем уголь - "Добыча угля", а все станции на которых мы хотим выгружать уголь - "Выгрузка угля". Названия можете придумывать свои, главное чтобы они повторялись) Теперь, если мы поставим поезду маршрут "Добыча угля" (Ждать полной погрузки) - "Выгрузка угля (Ждать полной разгрузки), поезд будет ездить к любой из этих станций. Но есть проблема - сначала он поедет к ближайшей добыче а от неё - к ближайшей выгрузке. Давайте это исправим.

        Если мы присоединим провод к станции и к сундукам - мы можем настроить условие, по которому станция будет работать. Для станции добычи нам нужно условие, что в сундуках достаточное количество угля для полной загрузки поезда. Я обычно использую двухвагонные поезда, поэтому ставлю условие включения - больше 4000 угля. Сундуки передают по проводам, сколько в них угля, и как только его накопится достаточно - станция заработает. Для станции выгрузки нам нужно условие, что в сундуках осталось мало угля. Например, мы хотим чтобы в них поддерживалось не менее 2000 угля - ставим условие: если угля меньше 2000, включаем станцию.

        Что теперь происходит? Поезд едет к ближайшей включённой станции. Сначала он забрал уголь на ближайшей добыче, и отвёз его на ближайшую выгрузку. Например, это оказалась плавка меди. Он вернулся к добыче, загрузился, и едет к ближайшей станции, но на переплавку меди только что выгрузили 4к угля, и она их не успела потребить, поэтому поезд отвёз уголь на другую станцию выгрузки. Далее он опять едет за углём, но первая станция ещё не успела добыть 4к угля, поэтому он едет на дальнюю. Если все станции отключены - поезд стоит на той, на которую приехал последней, и ждёт.

        Эту схему можно легко расширять - если первый поезд не справляется, мы добавляем второй с теми же настройками, и он тоже будет курсировать между двумя добычами и пятью выгрузками. Когда у нас появятся новые места добычи\потребления, мы просто называем их тем же именем, ставим логику, и они автоматом включаются в сеть. Так же можно добавить в маршрут станцию буфер - всегда включённую, на которой поезда заправляются топливом.

        Самый сложный момент в данном разделе - это логические условия. Объяснение того, как они работают, выходит за рамки этого туториала, но внизу я оставлю ссылки на интересные ресурсы.

        Станции - буферы

        Когда у вас на одном маршруте много поездов, они могут приехать к станции одновременно, и выстроится в очередь на путях, блокируя движение другим поездам. Это не очень хорошо, поэтому для таких случаев увеличивают количество принимающих станций, а так же используют "буферы" из путей.

        Выглядит это достаточно просто - от путей выходит отнорок в сторону, разделяется на нужное количество линий, каждая из которых в длину позволяет вместить один или два поезда (опять же ,учитывайте, какие поезда у вас будут заезжать в этот буфер!), а в конце эти линии опять сходятся и ведут на станцию.

        Кажется, это самый короткий раздел, и достаточно простой - но он тоже поможет вам избежать лишних пробок)

        Послесловие

        Я очень надеюсь, что данное руководство поможет вам организовать большую, красивую и стабильно работающую железнодорожную логистическую сеть) Если я забыл рассказать о каком-то важном моменте, или что-то не совсем понятно - спрашивайте в комментариях, отвечу или дополню руководство.

        Канал "fed1s Play" - самый адекватный русскоязычный канал по фактории.
        Канал "Nilaus" - если вы дружите с английским - тут тоже много фактории.
        Канал "Xterminator" - тоже на английском - гайды, прохождения, обзоры модов.
        Канал "KatherineOfSky" - много классных прохождений на английском, с разными сборками модов и без.

        UPD: Мы наконец-то дождались видео от Фёдора - лучшее руководство по ЖД в русском ютубе, а может и не только в русском)

        Читайте также: