Civilization 6 ганди гайд

Обновлено: 08.07.2024


В данном гайде мы рассмотрим изменения в геймплее Civilization 6, связанные с религией, новыми юнитами, объясним, как увеличить генерацию очков Веры, и дадим полезные советы. Данный материал является дополнением к основному гайду «Как добиться религиозной победы в Civilization 6».

Как основать религию в Civilization 6?

Прежде всего, объясним новым игрокам принцип работы религии в Civilization 6 и то, как основать религию. Если вы играли в Civilization 5: Gods and Kings, то можете пропустить этот параграф и сразу перейти к следующему.

Сразу после основания Центра Города начнется генерация определенного, небольшого количества очков Веры, оно зависит от числа жителей и числа гексов, способных давать веру, находящихся под вашим контролем.

Чтобы существенно усилить генерацию, вы первым делом должны построить Священное Место, причем оно будет давать очки Великих Пророков, а не только очки Веры. Также можно вручную расставить жителей по гексам. Более подробно о районах и жителях в Civilization 6 можно узнать из наших гайдов.

Гайд Civilization 6: изменения и нюансы в геймплее религии, основание религии и ее распространение

Подготовительным этапом для получения религии является Панетон Богов, для основания которого нужно накопить 100 очков Веры. В нем есть различные верования — это может быть уклон в науку, культуру, производство, золото, пищу или в генерацию очков Веры.

Выбирайте Пантеон сообразно вашей стратегии, поскольку во время последующих этапов — основания и укрепления религии, ваш выбор ограничится продолжением этой стратегии.

Гайд Civilization 6: изменения и нюансы в геймплее религии, основание религии и ее распространение

В Civilization 6 основать религию может только Великий Пророк из соответствующего меню Великих Людей, и только он может укрепить ее. Если у вас будет достаточно денег или очков веры, то его можно купить. Учитывайте, что очки Веры идут в свое меню, а для генерации Великого Пророка нужно построить Священное место, Чудо или заручиться поддержкой города-государства — таким образом, вы начнете получать очки Великих Людей.

Гайд Civilization 6: изменения и нюансы в геймплее религии, основание религии и ее распространение

Как только Великий Пророк появится, нужно сразу его активировать в Священном месте, после чего вы должны будете выбрать имя религии и символ для нее, а также выбрать верование основателя.

Гайд Civilization 6: изменения и нюансы в геймплее религии, основание религии и ее распространение

Вы основываете религию в Civilization 6 сообразно вашим планам и стратегии, так что не смотрите на их название и то, что знаете о них. В России может быть ислам, в Испании конфуцианство, а в Аравии — христианство, в Civilization 6 это просто название и символ, причем вы можете назвать религию по своему имени и дать другой, не общеизвестный символ.

Гайд Civilization 6: изменения и нюансы в геймплее религии, основание религии и ее распространение

В следующем меню вам предложат выбрать два верования основателя — это может быть уклон в науку, культуру, производство, золото, пищу или в генерацию очков Веры. Выбор верований основателя зависит от выбранного Пантеона.

Гайд Civilization 6: изменения и нюансы в геймплее религии, основание религии и ее распространение

Например, выбрав производство как Пантеон, вам не предложат науку или культуру в качестве верования основания — только производство. В числе альтернативных вариантов будет улучшение параметров города — жилья и довольства или увеличение генерации очков Веры.

Выбранный вами Пантеон будет уникален для вашей цивилизации, его нельзя будет заменить на другой и распространить его тоже нельзя.

Гайд Civilization 6: изменения и нюансы в геймплее религии, основание религии и ее распространение

Гайд Civilization 6: изменения и нюансы в геймплее религии, основание религии и ее распространение


Аналогичным образом проходит процесс укрепления религии, но выбор там будет немножко шире. Игроки уже подсчитали, что спектр вариантов для основания или укрепления религии почти такой же, что был в Civilization 5: Brave New World, и расширен только за счет других новых геймплейных механик.

Гайд Civilization 6: изменения и нюансы в геймплее религии, основание религии и ее распространение

Важно! Когда вы перейдете в новую эпоху, обычно через несколько десятков ходов, появится возможность выбрать еще одного Великого Пророка, не забудьте сделать укрепление религии как можно раньше.

Новые религиозные юниты Civilization 6 и геймплейные изменения

В Civilization 6 культура и религия полностью отвязаны, вера и религия более не являются частью культурной победы, это самостоятельные функциональные параметры и они выведены в отдельную победу. Геймплейные механики, связанные с образованием и развитием религии в Civilization 6, очень похожи на то, что мы видели в Civilization 5: Brave New World.

Если раньше были Пророки, Инквизиторы и Миссионеры, то теперь к ним добавились Апостолы, но с функциональной точки зрения изменилось все. Теперь основать религию и сделать вашу столицу Священным городом может только Великий Пророк, которого нужно получить из пула Великих Людей:

Гайд Civilization 6: изменения и нюансы в геймплее религии, основание религии и ее распространение

Да, после основания Центра Города начнется генерация небольшого количества очков Веры, но они пойдут в свое меню, а для генерации Великого Пророка нужно построить Священное место, Чудо или заручиться поддержкой города-государства — таким образом, вы начнете получать очки Великих Людей. Пророк — самый редкий из них, поскольку его появление возможно только в первые две эпохи.

За очки веры вы можете основать Пантеон Богов, почти полностью похожий своими перками на Панетон из Civilization 5: Gods and Kings, но религию основать может только Великий Пророк. Если у вас будет достаточно денег или очков веры, то его можно купить.

Спектр доступных действий ограничен — он может только основать религию или укрепить ее. Не может участвовать в новом типе межюнитного взаимодействия — теологических баталиях.

Гайд Civilization 6: изменения и нюансы в геймплее религии, основание религии и ее распространение

Функцию распространения религии берут на себя Миссионеры и Апостолы, а защиту религии осуществляют Инквизиторы.

Гайд Civilization 6: изменения и нюансы в геймплее религии, основание религии и ее распространение

Миссионеры — это все те же слабые юниты, теряющие свою силу, чем дальше они находятся от единоверцев и способные 4 раза распространить религию на другие города. Они недорого стоят, так что используйте их для обращения в вашу веру других городов своей цивилизации и поддержки состояния в тех городах, где она уже была распространена. Обороняются, но не атакуют в теологических баталиях.

Гайд Civilization 6: изменения и нюансы в геймплее религии, основание религии и ее распространение

Апостолы — это наиболее сильные юниты, они совмещают в себе множество функций. Как и Пророки из Civilization 5: Gods and Kings, они распространяют религию (до 4 раз) с большей силой, чем Миссионеры, и не теряют своей силы в зависимости от дальности. Отлично подойдут для обращения в вашу веру дальних городов.

Произвести Апостолов и Миссионеров нельзя, можно только купить за очки веры, причем в Священном месте должен быть построен Храм. Чем больше и чем чаще вы покупаете Апостолов и Миссионеров, тем сильнее вырастает их стоимость — сделайте паузу на некоторое время, чтобы снизить стоимость. Кроме того, вы не можете одновременно содержать больше 5 Апостолов.

Гайд Civilization 6: изменения и нюансы в геймплее религии, основание религии и ее распространение

Религия имеет свое влияние в рамках границ города, вы можете посмотреть на него через соответствующую линзу или выбрав любого вашего религиозного юнита:

Гайд Civilization 6: изменения и нюансы в геймплее религии, основание религии и ее распространение

Залитое желтым светом пространство — это ваша религия, красным светом — любая другая религия, не залитое никаким светом пространство — это нейтральная территория, на которой могут быть другие города.

Круговая шкала с полным или частичным заполнением в этом режиме просмотра показывает, сколько жителей этого города обращено в вашу религию. Если шкала имеет красный цвет — это жители, обращенные в другую веру. Прозрачное пространство — необращенные в вашу религию жители.

Что такое теологические баталии и как вылечить Апостолов

Апостолы могут участвовать в теологических баталиях против апостолов и миссионеров других религий. Миссионеры могут только защищаться, а не атаковать, в то время как Апостолы могут, как начать бой, так и защищаться от других атак — как военные юниты между собой.

Просто подведите вашего Апостола к вражескому Апостолу и отдайте приказ атаковать. Разработчики Civilization 6 реализовали баталии очень интересно — вы увидите молнии, взрывы, туман и так далее, обязательно попробуйте!

Гайд Civilization 6: изменения и нюансы в геймплее религии, основание религии и ее распространение

Если ваш Апостол или Миссионер проигрывает баталию, то победившая религия увеличивает свое влияние в определенном радиусе и увеличивает число единоверцев в ближайших городах. Если побеждаете вы, то вражеская религия теряет влияние и единоверцев.

Эта механика работает совместно с возможностью распространить религию на город, не потребляет зарядов Апостолов, более того, вы можете участвовать в баталиях с другими Апостолами, побеждать и увеличивать свое влияние, не распространяя религию по городам.

Гайд Civilization 6: изменения и нюансы в геймплее религии, основание религии и ее распространение

Чтобы вылечить пострадавшего Апостола (восстановить очки здоровья), просто переместите его на Священное Место от города с вашей религией и оставьте в покое на несколько ходов. Если вы видите, что Апостол будет уничтожен, лучше распространите религию, удерживая свое влияние на этой территории и лишая противника возможности получить мощный религиозный импульс, когда будет побежден ваш Апостол.

Важно! Если город с вашей верой был обращен в другую веру, то Апостолы, Миссионеры и Инквизиторы из этого города при покупке будут обращенной религии, а не вашей.

Гайд Civilization 6: изменения и нюансы в геймплее религии, основание религии и ее распространение

Инквизиторы также могут участвовать в теологических баталиях и, как и Миссионеры, относительно недороги. Если вы обнаружили несколько вражеских Миссионеров рядом с собой, а на Апостола очков веры не хватает, то призовите Инквизитора и уничтожьте Миссионеров до того, как они нанесут вред. Или атакуйте Миссионеров военными юнитами, но это будет означать объявление войны.

Для достижения религиозной победы у вас должно быть несколько Инквизиторов под рукой, поскольку в серьезной борьбе удар вражеских Апостолов может быть направлен в любое, уже обращенное в вашу веру государство и придется срочно спасть ситуацию, а Инквизиторы для этого как раз и созданы.

Что такое реликвии в Civilization 6?

Чтобы усилить рост веры за счет реликвий, вы можете стать союзником города-государства Канди (требуется его наличие в текущей игре и ранее открытие, чтобы сразу производить на этот ГГ влияние, а не бороться за него потом).

Преимуществом Канди является то, что вы получите реликвию каждый раз, когда откроете Чудо Природы, а генерация очков веры в Священном месте увеличится на 50%. Также число очков веры добавляется за число послов.


Мы продолжаем нашу серию гайдов о победах в Civilization 6 и способах их достижения. В сегодняшней статье мы поговорим о новом типе победы в игре — о религиозной победе и способах ее достижения, рассмотрим способы увеличения генерации очков Веры. Также представим цивилизации, лучше всего подходящие для достижения этой победы. О том, какую новую роль религия играет в Civilization 6 и какие есть новые юниты, вы можете прочитать в нашей отдельной статье.

Что такое религиозная победа в Civilization 6?

  • не менее половины жителей города вашей или другой цивилизации обращены в вашу религию (в городе с населением 7 жителей требуется 4 жителя, исповедующих вашу веру, чтобы он считался вашим);
  • не менее половины городов цивилизации обращены в вашу религию (в цивилизации с 11 городами нужно обратить 6, а лучше 8 городов) — значит, ваша религия доминирует в этой цивилизации;
  • развивая второй пункт, ваша религия доминирует во всех цивилизациях, хотя их столицы могут иметь собственную веру, главное, чтобы остальные их города исповедовали вашу религию;
  • вы смогли сохранить свою религию в целости и сохранности в своей древней Священной столице (этот город совпадает с обычной столицей) — компьютерные соперники любят атаковать именно столицу, чтобы лишить конкурентов их древней веры.

Естественно, что по мере развития игры, города будут переходить из рук в руки, только не в военном, а в религиозном плане и вам постоянно придется следить за тем, чтобы указанные выше условия выполнялись, а не нарушались.

Какие Чудеса Света будут полезны для религиозной победы в Civilization 6?

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Стоунхендж — первое Чудо, которое вы можете построить и первое Чудо, которое вы должны построить, чтобы претендовать на религиозную победу, поскольку по завершении строительства вы получите Великого Пророка. А главное преимущество — вы можете основать религию на Стоунхендже и вам не нужно Священное место. Также каждый ход Чудо дает +2 пункта к очкам веры за ход.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Оракул — покупка Великих Людей за очки Веры обходится на 25 % дешевле. Районы, построенные в городе с этим Чудом, будут приносить +2 пункта очкам Великих Людей соответствующего типа. За счет этого Оракул становится одним из важнейших Чудес Света в обще-стратегическом плане.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Храм Махабодхи — после строительства этого Чуда вы получите двух Апостолов, а генерация очков веры за ход увеличится на +4 пункта. Можно построить только на гексе с лесом, рядом со священным районом. Требуется религия.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Мон-Сен-Мишель — все ваши Апостолы получат способность Мученик, что позволит, в случае их смерти в теологических баталиях, получить реликвию. Также Чудо предоставит +2 пункта к очкам Веры и 2 слота для религиозных артефактов. Строительство возможно только в пойме реки или на болоте.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Собор Святой Софии — для строительства этого Чуда вы уже должны основать религию, а не пантеон. Преимущество в том, что ваши Миссионеры и Апостолы смогут распространить религию на 1 раз больше других. Также Чудо дает +4 пункта к очкам веры и +2 пункта к очкам Великих пророков за ход.

Как увеличить прирост очков веры в Civilization 6

Как и с другими нашими советами, очень сложно сделать полноценное пошаговое руководство к любой победе, не только к религиозной, просто в силу постоянно меняющихся геймплейных механик. Но в этом параграфе мы собрали лучшие советы и рекомендации, охватывающие все связанные с религиозной победой геймплейные аспекты.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

  • Канди — вы получите реликвию каждый раз, когда откроете Чудо Природы, а генерация очков Веры в Священных местах увеличится на 50%.
  • Иерусалим — автоматически станет единоверцем союзнической цивилизации и будет оказывать такое же давление, что и Священная столица.
  • Ла-Вента — позволит строить уникальное улучшение «колоссальная голова», которое даст +2 пункта к очкам веры за ход, а также +1 к вере за каждые два соседних гекса типа «тропический лес».

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

  • «Обряды посвящения» дадут +50 очков Веры за каждый уничтоженный варварский лагерь — ищите и уничтожьте как можно больше варваров;
  • «Святой орден» сделает покупку миссионеров и апостолов на 30% дешевле;
  • Расстояние религиозного давления можно увеличить на 30% за счет «Странствующих проповедников»;
  • «Религиозные тексты» увеличат дальность распространения религии на 25% и на 50% после открытия инженерной технологии «Печатный пресс»;
  • «Примат папы» наполовину увеличивает бонусы от городов-государств с вашей религией;
  • «Обряды плодородия» на 10% увеличат скорость роста города и это еще один отличный выбор для быстрого старта;
  • И так далее.

Не забывайте о возможности покупать Великих Людей за очки Веры, уводя их у конкурентов из под носа, а лучше даже красть их используя шпионов, ради ускорения развития собственного государства и замедления развития других цивилизаций, в то время как ваши Миссионеры и Апостолы работают над обращением их городов в вашу веру.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Если вы заметили, что кто-то из конкурентов пытается обратить ваши города в свою веру, можно для начала обсудить этот вопрос с лидером другой державы. Лидер даже может согласиться, если отношения будут хорошими. Даже Испания может согласиться!

Строительство Стоухненджа не всегда может быть оправдано! И далеко не факт, что он позволит вам победить.

Альтернатива в самом начале игры — это строительство Оракула, поскольку он существенно сократит требования к приобретению Великих Людей. На высоком уровне сложности или в многопользовательской игре вы, скорее всего, сможете получить только одно Чудо Света, и они оба являются желанными.

Но строительство Оракула даст больше стратегических вариантов, поскольку подтолкнет гражданское, инженерное, религиозное и военное развитие в целом. С его помощью вы получите устойчивое преимущество с середины и до конца игры — когда Великие Люди начнут стоить выше 5000 очков Веры или золота за раз.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Не забывайте вовремя менять формы правления и манипулируйте политиками, что будет важно для достижения господства, и бесплатно когда вы открываете новую гражданскую науку.

Подробнее об этом можно прочитать в нашем специализированном гайде.

Стратегия достижения религиозной победы в Civilization 6

После всех изменений, религия стала важным элементом геймплея в Civilization 6 и вам придется управлять своей религией, уделять ей внимание и следить за тем, чтобы она была проводником ваших интересов, иначе ситуация быстро выйдет из под контроля и вы уже не сможете ее вернуть в исходное состояние.

Первое что вы должны помнить — любой город может производить только тех Миссионеров, Апостолов и Инквизиторов, в чью веру он обращен. Если он обращен в вашу веру — значит, там будут появляться ваши юниты, если в чужую веру — вражеские юниты. Следовательно, чем больше городов вы контролируете, тем лучше.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Особое, можно даже сказать, сакральное значение имеет Священная столица. Именно она оказывает наибольшее давление на соседние города и, в отличие от Civilization 5, ваша древняя вера не сможет в ней возродиться спустя 20-30 ходов, после обращения в другую религию.

Поэтому всегда имейте под рукой двух-трех Инквизиторов, чтобы восстановить свое влияние в городах, внезапно обращенных в другую веру конкурирующей за религиозную победу цивилизацией.

  • в начале и середине игры нужно генерировать как можно больше очков Веры или золота;
  • нужно первым построить Священное место или Стоунхендж и сразу основать Пантеон;
  • обязательно купите или получите Великого Пророка в каждую эпоху, пока они доступны — так вы затрудните возможность основать религию своим конкурентам.
  • откройте религию и усильте ее;
  • покупайте как можно больше Апостолов и, прежде всего, занимайте столицы других цивилизаций;
  • для обращения в свою религию городов, расположенных на ближней дистанции, используйте Миссионеров;
  • чем больше городов под вашим контролем, тем больше шанс, что другие цивилизации будут производить Апостолов и Миссионеров вашей религии, а значит, ее распространение ускорится;
  • если вы встретите конкурента, то объявите Священную войну и захватите его столицу — так вы прекратите его жалкие попытки противостоять вам.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Для выполнения этой стратегии потребуется огромное количество очков Веры, а значит, вам нужно создавать больше районов типа Священное место в ваших городах и сопутствующих Чудес. Они также будут полезны, поскольку за их счет генерируются очки Великих Пророков.

Сразу после открытия гражданской науки «Мистицизм», вы должны построить Чудеса «Оракул», «Храм Махабодхи» и «Мон-Сен-Мишель». Самый важный момент в стратегии достижения религиозной победы настанет, когда вы разблокируете форму правления «Теократия», которая находится в гражданской науке «Реформация», эпохи Возрождения:

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Эту форму правления придется удерживать как можно дольше, поскольку именно она предназначена для быстрой религиозной победы. Ситуации бывают разные, но во времена «Теократии» вы должны занять все города на своем континенте и подготовить базу для обращения городов, расположенных на других континентах. Не забывайте о том, что города-государства также желательно обращать в вашу веру.

Достичь религиозной победы под конец игры довольно проблематично ввиду появления новых знаний и уменьшения религиозного влияния — большая его часть перетекает в культурное влияние. Поэтому, упустив возможность победить, рассмотрите вариант культурной победы. О том, как достичь культурной победы, читайте в нашем отдельном гайде.

Как бороться с Испанией и сильными религиозными соперниками

Ввиду своих настроек, Испания почти всегда выбирает путь религиозной победы, после чего начинается дикий спавн Апостолов и Миссионеров, лезущих на амбразуры, лишь бы обратить еще один город. Из-за своей крайне агрессивной религиозной экспансии, Испания и ее правитель Филипп II стали головной болью многих игроков.

Есть несколько способов противодействия религиозному распространению.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Если вы не хотите устраивать военные действия, то стоит укрепить собственную религию, в частности, путем строительства во всех города Священных мест. Получите достаточно очков веры, приобретите Инквизиторов или Апостолов, чтобы они стояли на страже вашей государственности и возвращали обращенные в другую веру города.

Но наиболее эффективным методом борьбы с той же Испанией является война на поле боя и чтобы получить меньше штрафов за милитаризм, стоит объявить Священную войну.

Подробнее об этом читайте в нашем гайде по военной победе. Убивайте вражеских Апостолов и Миссионеров, захватывайте города вплоть до столицы — это единственный способ решить проблему чьего-то давления.

Порой, даже если религия не является выбранным вами вариантом победы, придется вести войну, просто чтобы остановить другого игрока от распространения религиозного влияния и достижения им религиозной победы. Будьте готовы к тому, что имея по соседству Испанию, придется воевать с ней на протяжении всей игры.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Плохо и то, что Испания может обратить другие государства в свою веру, и все они будут вас ненавидеть. А испанские единоверцы из других цивилизаций будут отправлять к вам своих Апостолов и Миссионеров, что будет такой же угрозой, как обычные испанские священники, а значит, не исключена война на несколько фронтов!

Лучшие цивилизации, подходящие для религиозной победы в Civilization 6

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Первое место — Испания (Филипп II). Это будет очевидным выбором для тех, кто желает быстрой и легкой религиозной победы. Фанатичные Инквизиторы на дольше уменьшат влияние других религий и способны очистить города от ереси на один раз больше. Все военные подразделения увеличивают урон в ближнем бою на +4 пункта, когда воюют с цивилизациями, исповедующими другую религию.

Уникальное улучшение Миссия будет генерировать +1 пункт к очкам Веры или +2 пункта, если расположено не на том же континенте, что Испанская столица.

Конкистадоры станут идеальным оружием в любой Священной войне, поскольку они получают +10 пунктов к боевой мощи в ближнем бою, если находятся на одном гексе с Миссионером, Апостолом или Инквизитором. Если конкистадор захватывает или находится рядом с захватываемым городом, то город автоматически конвертируется в главную религию Испании.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Второе место — Индия (Ганди). Несмотря на свою миролюбивость, Ганди является не менее опасным соперником, чем воинственные цивилизации. Индия получает +5 пунктов к очкам Веры за каждую известную им цивилизацию (включая саму Индию), которая основала религию и сейчас не воюет.

Воевать против Ганди трудно, поскольку усталость от войны с ним растет вдвое сильнее. А концепция «Дхарма» предоставляет бонусы к очкам Веры от каждой религии, насчитывающей хотя бы одного последователя в любом городе.

Гайд Civilization 6 — что такое религиозная победа, как добиться религиозной победы, как победить Испанию

Третье место — Россия (Петр I). Главной особенностью России является уникальный район — Лавра, который замещает Священное место, в строительстве всегда вдвое дешевле и генерирует +2 пункта Великих Пророков и +1 пункт Великих художников.

Также Лавра увеличивает генерацию очков Веры в два раза. Если вам повезет расположиться в тундре, вы получите за каждый такой биом под своим контролем +1 пункт к очкам Веры и +1 пункт к очкам Производства, так что стоит размещать свои города именно в тундре.



Индия — держава в игре Civilization VI.

Игровое описание [ ]

Пока до неё не добралась Британская Ост-Индская компания, Индия представляла собой мешанину из конкурирующих городов-государств и небольших королевств, которыми правили различные навабы, сатрапы, султаны, раджи, шахи, ханы, набобы, диваны, князья и различные другие бесполезные карьеристы. Существовали десятки этих крохотных стран, например на территории, которая впоследствии стала Пенджабом, в те времена было ни много ни мало 34 княжества. Попытки объединить субконтинент под одним знаменем случались и раньше – Мавераннахр, Чола, Пала, Гупта, Моголы, Маратхи и так далее – но все они потерпели неудачу. Кажется, прибыль, а не сила, была ключом к созданию единой Индии.

В 1498 году флот Васко да Гамы обогнул Африку и «открыл» Индию, хотя некоторые из индийских государств торговали с Западом со времён Римской империи. Португальцы установили торговые посты на побережье субконтинента. За ними пришли голландцы, англичане, и, в конце концов, французы – все под видом торговых компаний. Британская Ост-Индская компания (акционерная корпорация) в декабре 1600 года получила от Елизаветы I монополию на торговлю с Индией. На пике развития она контролировала половину всей мировой торговли. Со временем она осталась единственной европейской компанией с владениями в Индии.

Как будто компании было мало проблем с бесчисленными местными княжествами, ей ещё пришлось столкнуться с местными религиозными группами. Индия была страной веры… на самом деле, вер было много. На субконтиненте зародились четыре крупные религии – индуизм, буддизм, сикхизм и джайнизм – вместе с их многочисленными сектами и ответвлениями. Кроме того, здесь закрепились некоторые другие религии, завезённые торговцами или завоевателями: ислам, зороастризм и даже иудаизм. Англичане должны были аккуратно разобраться со всеми этими «измами». Некоторые вредные религиозные практики удалось искоренить, например, посвящённый богине Кали культ «душителей» (Thuggee), а другие – нет, например ритуал сожжения вдов (Suttee).

Кризис веры привёл к тому, что британскому правительству пришлось положить конец этому цирку с автономной компанией. К 1857 году Компания была доминирующей силой на субконтиненте со своей собственной администрацией, армией и социальной инфраструктурой, впрочем чудовищно коррумпированной. У Сипайского восстания, разумеется, было множество причин, но искрой послужило появление новой винтовки Энфилда с капсюльным замком. Оказалось, что патроны, которые приходилось надкусывать, чтобы открыть доступ пороха, были смазаны говяжьим жиром (оскорбление для индуистов) и свиным салом (анафема для мусульман). Так как англичане, демонстрируя типичную для них чуткость и толерантность, настаивали, чтобы их войска использовали эти патроны, вскоре местные солдаты взбунтовались.

Хотя британцы были заняты завершением объединения, стычками вдоль границ (что стало основой для сюжетов нескольких замечательных историй о приключениях на бумаге и на плёнке) и попытками вывезти как можно больше ценностей, их правление всё же принесло индийцам определённые выгоды. Англичане строили школы, больницы, библиотеки, павильоны и другие атрибуты цивилизации, к которым многие индийцы получили доступ. Они уничтожали кровавые религиозные секты и пытались покончить с кастовой системой. Британцы унифицировали законы, уголовные наказания, методы казней, а также чеканку монет и почту. Англичане привезли с собой передовые технологии викторианской эпохи (ну, более передовые, чем у туземцев), создали сети телеграфных линий, газеты, оросительные системы, автомобильные и железные дороги по всей территории. Они способствовали развитию индийского самосознания, ведь ничто так не объединяет разрозненные коренные народы, как одинаково ненавидимый общий враг.

Под властью империи с 1880 по 1920 год индийская экономика росла на один процент каждый год, как и население. Но британская склонность вмешиваться в уклад местных жителей неоднократно вызывала волнения. Например, в последнее десятилетие XIX века одни реформаторы (британские и индийские) взялись за решение вопроса о повторном браке для вдовы. Другие выступили против почитаемой кастовой системы и стремились включить «неприкасаемых» в общество. В попытке умерить религиозную рознь (для повышения административной эффективности) лорд Керзон в 1905 году разделил Бенгалию на мусульманский Восток и индуистский Запад. Так продолжалось до его отбытия в 1906 году. Реформы Морли-Минто 1909 года увеличили представительство индийцев в колониальных и провинциальных правительствах, спровоцировав создание Всеиндийской мусульманской лиги и Индийского национального конгресса. Всеми этими реформами англичане заложили прочную идейную и организационную основу для националистического движения к независимости, особенно среди относительно нового индийского среднего класса. Упс…

Дополнительным стимулом в стремлении к независимости стал жуткий голод, который разразился якобы из-за плохой работы колониального правительства и вывоза продуктов питания в Англию. Великий голод 1876–78 годов унёс 5,5 млн жизней только на британской территории и ещё миллионы в разрозненных княжествах. Двадцать лет спустя голод убил 5 миллионов человек, а через два года в 1899 году ещё один миллион. И это не считая пандемий, которые бушевали регулярно. Хотя на субконтиненте было предостаточно стихийных бедствий и до и после британского правления, англичан обвиняли в этих смертях. Всего на счету Великобритании 64,5 тысячи погибших среди индийских полков во время Первой мировой войны.

Первая мировая война оказалась переломным моментом в движении к независимости и самостоятельности. С особенным патриотическим пылом её встретили индийские националисты, да и остальные граждане страны. Всеми к тому времени почитаемый Махатма Ганди согласился активно привлекать своих молодых соотечественников на войну… (на этот раз, в отличие от войн с бурами и зулу, на боевые посты, а не в медицинские корпуса). Некоторые апологеты утверждают, что он сделал это для того, чтобы Индия к моменту обретения независимости получила обученную и опытную армию. Различные местные политические партии, а также общее националистическое движение, с радостью собрались под знамёна, и так было везде, за исключением нескольких горячих точек, таких как Бенгалия, где из-за беспорядков работа местной администрации была полностью парализована. Большие потери, резкий рост инфляции, усугублённый высоким уровнем налогообложения, а также сбои в торговле объединили обычно враждующие националистические организации, которые утверждали, что жертва индийских народов заслуживает награды… например, самоуправления. В 1916 году Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига сформировали Лакхнауский пакт – договорённость совместными усилиями выдавить англичан из страны.

В 1921 году, в результате кровавой Амритсарской бойни 1919 года, Ганди, не без возражений, принял на себя руководство Индийским национальным конгрессом. При помощи Гопала Гокхале и других умеренных политиков он был избран президентом и начал проводить политику сопротивления путем ненасильственного гражданского неповиновения. Это заставило других лидеров движения уйти из Конгресса. Среди них были такие непримиримые борцы, как Читтаранджан Дас, Анни Безант и Мотилал Неру. Конгресс раскололся.

В течение следующих 20 лет Ганди стал «лицом» сопротивления британскому правлению. Он организовывал митинги, бойкот британского импорта, протесты и марши, в том числе знаменитый «Соляной поход» в 1930 году, в котором он и тысячи его последователей пришли к морю, где демонстративно выпарили соль из воды в знак протеста против британского налога на неё. Ганди несколько раз попадал под стражу, в том числе на 2 года в 1942 году за его роль в движении «Вон из Индии!». В течение этого периода его жена умерла, а он сам заболел малярией. Вскоре Ганди был освобождён, поскольку британские власти боялись, что он умрёт в тюрьме и станет мучеником (которым он и стал в конце концов: Ганди был убит сторонником радикальных индуистов всего через несколько месяцев после того, как была провозглашена независимость).

В 1947 году Британия, ослабленная двумя мировыми войнами и не способная противостоять раздражающей тактике Ганди признала независимость Индии. Акт о независимости установил дату вывода всех британских чиновников и военных и превратил британскую колонию в две страны, разделённые весьма спорной Линией Рэдклиффа: индуистскую Индию и мусульманский Пакистан. 14 августа в 11:57 вечера Пакистан был объявлен независимым и свободным, а сразу после полуночи, в 00:02, точно так же и Индия. Оставшимся 560 княжествам было предоставлено право присоединиться к одной или другой стране или остаться независимыми – неплохое начинание, которое вскоре сошло на нет, так как Индия и Пакистан сформировали вооружённые силы.

Разделение колонии и создание двух государств с радикально разными убеждениями в этом достаточно религиозном регионе спровоцировало одно из самых массовых переселений в истории, так как около 15 миллионов верующих сорвались с мест, чтобы оказаться на правильной стороне от линии Рэдклиффа. Беженцы бросали всё своё имущество, стремясь как можно скорее оказаться в нужной стране, и не зря, поскольку вскоре начались невообразимые акты массового насилия, и две новые нации были просто не в состоянии остановить волну кровопролития, противного самой идее ненасильственного сопротивления, принёсшего им свободу. По оценкам исследователей было убито более миллиона индуистов, мусульман и сикхов, что заложило основу вражды между Пакистаном и Индией.

В январе 1950 года Индия была объявлена демократической республикой. С тех пор Индия стала прогрессивной и мирной страной – если не считать случайной войны с Пакистаном и пограничного спора с братским Китаем.


Сатьяграха:
+5 веры за каждую известную им цивилизацию (включая Индию), которая основала религию и в настоящее время не воюет. Враждебные цивилизации, воюющие с Ганди, получают в два раза больше усталости от войны.

Историческая цель

Миротворец:
Никогда не объявляет войн, чтобы не прослыть разжигателем войны. Старается подружиться с мирными цивилизациями. Не любит разжигателей войны.

Ганди — лидер в игре Civilization VI.

Игровая информация [ ]

Ганди – главный миротворец цивилизации и ни за что не развяжет войну, за исключением случаев, когда ему надо вернуть свои земли. Он развивает города и надеется, что никто не станет начинать с ним конфликт.

Ганди одним из первых открывает религию. Он строит священные города, а рядом с ними устанавливает ступенчатые колодцы, уровень веры крепнет (и становится выше, если Ганди поддерживает мир). Но он не единственный религиозный игрок. Ганди не может создавать инквизиторов, так что представители других религий могут оставаться поблизости (и наградить его своими верованиями почитателей). Если у Ганди не получится добиться религиозной победы, он постарается одержать научную или культурную победу, в зависимости от того, где его шансы выше.

Игровое описание [ ]

Немногие могут похвастаться тем, что их называют бапу («отцом» в переводе с гуджаратского) всей страны; ещё меньше людей смогло добиться такого звания без кровопролития. Однако Мохандасу Ганди, более известному во всем мире как Махатма («почтенный» на санскрите) Ганди, это удалось. Он стал первопроходцем подхода сатьяграха (термин, который он ввёл сам; в буквальном переводе «истинная сила»), или сопротивления тирании через массовое мирное неповиновение. Эту тактику Махатма применил, чтобы принести независимость своей родине.

Ганди родился в касте индийских торговцев. В те времена Индия всё ещё находилась под властью британцев. Он был сыном четвёртой жены дивана небольшого округа Порбандар. В юности Ганди не отличался скромностью или добротой, которая была присуща ему впоследствии. На самом деле, его сестра как-то заметила, что в детстве он любил «выкручивать собакам уши». Кроме того, маленького Мохандаса описывали как «беспокойного как ртуть… он либо играл, либо шатался где-то без дела».

В возрасте 13 лет Ганди женился на четырнадцатилетней девочке, что было довольно распространённым явлением в те времена. По видимости, он не был счастлив в этом браке, и позже отзывался об этом как о «жестоком обычае детского брака». Но всё же он нашёл в такой ситуации плюсы, и в 1885 году жена подарила ему ребёнка, который вскоре умер. Впоследствии они родили ещё четырёх сыновей, так что «жестокость обычая» не мешала ему исполнять супружеский долг.

Из-за супружеской жизни ему пришлось на год бросить обучение. Впрочем, Мохандас всё равно не хватал звёзд с неба и был болезненно застенчив, что плохо сказывалось на его успехах в школе Раджкота. В одном из отзывов, которые он получил перед поступлением, было написано: «Хорошее знание английского, удовлетворительное знание математики, и слабое – географии; поведение отличное, почерк плохой». С такими навыками оставалось идти только в юриспруденцию. В 1888 году он уехал в Лондон, чтобы в дальнейшем стать адвокатом.

Отец к этому времени уже умер, а мать не хотела отпускать его из дома. Она дала ему свое благословение, только добившись обещания держаться подальше от вина, женщин и мяса. Каста, к которой он принадлежал, относилась к путешествиям за океан, как к нечистому делу; после того как Ганди стал настаивать на своём решении, его «изгнали». В июне 1891 года Ганди получил доступ к практике и вернулся в Индию. Он попытался начать работать в Бомбее, но с треском провалился – как говорят, из-за того, что отказывался подвергать свидетелей перекрёстному допросу, что не внушало доверия клиентам. Позже, когда ему исполнилось 24 года, Мохандас подписал контракт на год с индийской фирмой «Dada Abdulla & Company» и стал представлять их интересы в Натале, Южной Африке и прочих уголках необъятной Британской империи.

Ганди какое-то время наслаждался своими профессиональными успехами в Южной Африке, но позже столкнулся с расовой нетерпимостью. Следующие двадцать лет он посвятил борьбе за права не только индийцев, но и всех «небелых» в этом регионе. Именно тогда Ганди начал совершенствовать свою философию «ненасильственного» сопротивления и учить ей других. Несколько раз он попадал в тюрьму за сопротивление метко названным «Чёрным актам», согласно которым все «небелые» были обязаны сдать отпечатки пальцев. После объявления «нехристианских» браков вне закона, Ганди организовал и возглавил ненасильственный протест. Отчасти причины такой ярости произрастали из прошлого Махатмы, когда в Южной Африке его выбросили из вагона первого класса и избили за отказ уступить место белому в дилижансе.

Несмотря на бесконечные протесты, во времена войны Ганди проявил себя как патриот империи. В годы Бурской войны он собрал армию из 1100 индийских добровольцев, чтобы помогать санитарам и носильщикам на передовой; Ганди и ещё 37 человек получили военные медали за свою службу и жертвы. В 1906 году британцы снова развязали войну, на этот раз против зулу. Ганди вновь собрал добровольческие войска на помощь врачам (выжившим «разрешалось» получить гражданство Южной Африки). Посмотрев на войну вблизи, он понял, что Королевской армии могут противостоять только ненасильственные методы… а, возможно, и совсем другие.

В 1915 году Ганди вернулся в Индию. Почти сразу он рассердил почти всех важных лиц: британскому правительству он высказал недовольство, что ему приходится говорить по-английски на своей же родине, а индийской знати не понравилось, что он осудил их за излишнюю претенциозность и предложил передать драгоценности и деньги в фонд помощи более бедному населению. После этого Ганди начал продолжительную борьбу против британской власти. Он следовал двум путям: пытался пристыдить угнетателей и требовал жертв от притесняемого населения. Следующие тридцать лет Ганди неустанно призывал индийцев к пассивному сопротивлению, возглавляя забастовки, участвуя в маршах, моря себя голодом, и пережив бессчётное количество нападений и лет в заключении.

Несмотря на серьёзные неудачи и годы разочарований, Ганди упорствовал в борьбе против власть имущих. В 1946 году, после утомительных войн и полного разорения, Великобритания согласилась освободить Индию, но вместе с тем решила разделить земли колонии между индусами и мусульманами, с чем Ганди был категорически не согласен. Пока 15 миллионов пытались попасть на «правильную» сторону разделительной полосы, их движения разожгли религиозную агрессию. Мусульмане были перебиты в Индии, а в Пакистане эта же судьба ждала сторонников индуизма.

В новых странах царила неразбериха. В ответ на это Ганди объявил голодовку, и отказывался есть до тех пор, пока насилие не закончится. Как это ни поразительно, но его план сработал; представители обоих народов и религий пообещали прекратить убийства и стали умолять его закончить голодовку. К облегчению миллионов людей, он согласился. По иронии судьбы через двенадцать дней его убил воинствующий националист Натхурам Годзе в саду дома Бирла.

Читайте также: