Чтобы получить заказ мы пошли в сговор с одной из частных фирм

Обновлено: 04.07.2024

Задание 8. Исправьте ошибки в предложениях:
Чтобы получить заказ, мы вошли в сговор с фирмой «Альфа».
Посещение занятий некоторыми студентами носит анархический характер.
Задача педагога – содействовать улучшению допущенных детьми ошибок.
Рыцарь изображен в старинном обмундировании
Не стоит из этого досадного факта строить проблему.

Правильные варианты:
Вступили в сговор, имеет анархический характер, устранению допущенных детьми ошибок, рыцарь показан (не уверен в правильности), вследствие этого досадного факта (или "не стоит видеть в этом досадном факте проблему).

2.) Отредактируйте предложения, устраните речевые ошибки.

1. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. 2. Артист завоевал признательность зрителей. 3. Это свойство свойственно всем писателям. 4. О моей автобиографии я уже рассказывал. 5. Вчера был дождь, а ныне день теплый и светлый. 6. Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика. 7. В этом движении важную скрипку играют христианские демократы. 8. Получить фиаско может каждый спортсмен. 9. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошел в театр. 10. Вышеупомянутые ученики не пришли в школу. 11. Поэт стоял у источников новой поэзии. 12. Речи Трофимова, как и другим персонажам, свойствен лиризм.

1. пристально следят за
2. заслужил
3. качество
4. биографии
5. тепло и светло
6. годится для сюжета

7. ..первую скрипку.
8. потерпеть фиаско.
9. из-за отсутствия дисциплины в классе, поход в театр
не состоялся.
10.ученики, о которых говорилось ранее, не пришли.
11. ..стоял у истоков.
12. ..как и высказываниям других персонажей.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Ни одна карта картелей или региональное управление ФАС не расскажет вам, с каким заказчиком есть смысл работать, а на кого не стоит тратить время. Расскажем, как самостоятельно с помощью Контур.Закупок определить, что на контракт претендуют недобросовестные участники.


Схема 1. Контракты только своим

Как это работает

Вы заметили, что ваш конкурент много участвует в закупках, редко побеждает, но регулярно заключает контракты. Это означает, что он оказывается единственным участником в конкурентной процедуре или контракты заключаются с ним напрямую — у единственного источника. Да, не каждая победа в закупке заканчивается контрактом и не каждому контракту предшествует закупочная процедура, но если так происходит со всеми заказчиками конкурента, которого вы анализируете, — это может быть сигналом сговора.

Как проверять

Проверяем поставщика-конкурента. На что обратить внимание:

  • Сколько всего участий и сколько из них побед?
  • Плавно ли сужается воронка «Участия — победы — контракты»?

Если воронка плавная (много участий — меньше побед — столько же или меньше контрактов) – это нормально. Если есть аномалии, стоит изучить заказчиков и посмотреть, у кого он выигрывает часто или постоянно.

Смотрим на потенциального заказчика. Вводим в поиск ИНН заказчика и ключевые слова закупок, на которых вы специализируетесь. На что обратить внимание:

  • Есть ли повторяющиеся победители в списке?
  • Закупки проходили со снижением?
  • В какой форме проводились закупки: у единственного поставщика или конкурентными процедурами?

Если побеждают одни и те же поставщики, победитель получает контракт с минимальным снижением, контракты часто уходят одному и тому же единственному поставщику, это может быть признаком картели.

Пример

Для примера возьмем картель из карты, которую недавно опубликовал ОНФ “За честные закупки”. Предположим, вы занимаетесь поставкой питания и хотите проверить, добросовестно ли ведет себя заказчик, в закупке которого хотите поучаствовать.

Вводим ИНН потенциального заказчика, ключевое слово и смотрим на найденные закупки заказчика. Проанализируем завершенные закупки заказчика на аналогичную тему. Для этого перейдем по ссылке Все закупки заказчика в блоке Заказчик.


МОУ «ОСНОВНАЯ ШКОЛА — ИНТЕРНАТ КРАСНООКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА» проводили в основном мелкие закупки у единственного источника, публиковали их на ОТС-market, а не на ЕИС. Две конкурентные процедуры прошли в 2015 и в 2016 гг., в конкурсах победил один и тот же поставщик — ИП Короткова Т.В.


Есть повод задуматься и проверить победителя. Перейдем на страницу аналитики ИП Коротковой Т.В. На вкладке «Заказчики» видим, что ИП Короткова участвует много, при этом побеждает редко, но регулярно заключает контракты.


Еще один сигнал: на вкладке Закупки у ИП Коротковой количество участий равно количеству побед. Поставщик вообще не проигрывает. Значит не идет в те закупки, где может проиграть. Если такая ситуация сочетается с тем, что в прошлых закупках заказчика побеждал только анализируемый поставщик, — это может быть признаком сговора. То есть у честного поставщика шансы на победу не велики.

Правда, в аналитике не видно признаков прочной связи ИП Короткова и заказчика — всего две победы из 22 закупок. Если анализ заказчика не дал однозначных сигналов, проанализируйте организатора закупки. Находим его по ссылке Контактные данные на странице закупки.


Скопируем ИНН и выполним поиск завершенных закупок по ключевым словам «общественное питание» у этого организатора. Тут видно, что ИП Короткова регулярно встречается в качестве победителя. Кроме Коротковой, в закупках часто побеждают ИП Абрамова и ИП Киреева. Процедуры объявляются конкурентные, но большинство закупок проходит без снижения.


Обратите внимание на даты. Закупки для разных заказчиков публикуются в один день, а поставщики делят их между собой примерно поровну. У ИП Абрамовой и ИП Киреевой тоже контракты без побед, неуспешных участий нет или их мало.

Теперь сигналов достаточно, чтобы задуматься, стоит ли участвовать в закупках, на которую заявляются перечисленные поставщики-конкуренты. Возможно, тут контракт не получить только с помощью честной конкуренции.

Схема 2. Видимость конкуренции

Как это работает

Поставщики (или поставщики с заказчиком) только создают видимость конкуренции. В закупке участвуют юрлица с одним учредителем, деля между собой контракты.

Как проверять

Смотрим на завершенные закупки заказчика и вводим ключевые слова в поиске, анализируя прошлые аналогичные закупки. На что обратить внимание:

  • Были ли в закупках другие участники, кроме победителя?
  • Ищем связи между участниками.

Пример

Предположим, вы нашли закупку, пока она еще была активной. Задача — понять, чего ждать от участия и оценить конкуренцию. Посмотрите на завершенные закупки заказчикам по интересной вам теме.


В прошлые года побеждал один поставщик — ООО «Аппетит», процедуры объявлены конкурентные, но снижения цены ни разу не было. Сигналов уже достаточно, чтобы сделать вывод о конкуренции в закупках заказчика, но мы заглянем в каждую закупку.

Большинство закупок школы №167 на поставку питания прошли у единственного источника или в них пришел только один участник. Несколько раз за право поставки соревновались ООО «Аппетит» и ООО «Аппетит Плюс». Один раз встречается конкурент ООО «Чистюля».

Находим победителя в Контур.Фокусе и загружаем граф связей. Здесь встретим всех уже знакомых нам «конкурентов». Оказывается, что у соревнующихся между собой «Аппетитов» один учредитель, а с «Чистюлей» они связаны дальними связями.


Выводы

Перед тем как участвовать в закупке нового заказчика, проанализируйте его по нескольким параметрам.

После этого можно принимать решение:

  • Не участвовать, чтобы сэкономить ресурсы на подготовку.
  • Участвовать, чтобы вывести на чистую воду конкурентов, подав жалобу в ФАС от своей организации.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Воронцов П. П.

эксперт в области антимонопольного права и законодательства о закупках 44-ФЗ и 223-ФЗ, к.э.н.

Несмотря на контроль со стороны государства нарушений в сфере госзакупок меньше не становится. Сговоры на торгах по-прежнему составляют более 80% от общего числа картелей. В статье расскажем, как распознать сговоры на торгах и какой вид мошенничества распространен в последнее время.

Недобросовестные участники торгов, а нередко и сами заказчики прибегают к разным способам обхода закона с целью:

  • заключить контракт с заранее определённым поставщиком (в случае сговора заказчика с участником);
  • либо максимально снизить, повысить или поддержать цену контракта (преимущественно, когда сговор заключен между участниками-конкурентами).

Сговор при проведении торгов — это соглашение, которое ограничивает или исключает конкуренцию на торгах.

Типы мошенничества зависят от фантазии их участников. Могут применяться совершенно различные схемы: от манипуляций с документацией до получившего широкое распространение «тарана».

Почему же важно разбираться в уловках, к которым прибегают заказчики и недобросовестные участники на торгах?

Во-первых, можно выявить «заточенные» под конкретного участника торги и не принимать участие в таких закупках, сэкономив время и использовав его с пользой, например, участвуя в других (честных) торгах.

Во-вторых, выявив признаки мошенничества в закупках, можно попробовать обойти ловушки заказчика или участников сговора и выиграть торги.

В-третьих, если вы видите признаки сговора на торгах, лучше подать жалобу в ФАС России, чтобы пресечь недобросовестное поведение на перспективу и искоренить уже сложившуюся практику.

Виды сговоров на торгах

  1. Сговоры участников закупки между собой (картель).
  2. Сговоры между участником закупки и заказчиком.

Картельные сговоры могут быть в форме «тарана», соглашения о пассивном участии в торгах (отказ от торгов) либо о подаче неконкурентоспособного предложения.

Таран в торгах

«Таран» — это стратегия выдворения добросовестных участников с аукциона.

Суть схемы: участники сговора снижают цену до экономически невыгодной, вынуждая добросовестных поставщиков отказаться от дальнейшей борьбы. При рассмотрении вторых частей заявок обнаруживается, что компании-«тараны» не соответствуют требованиям документации и их заявки отклоняются.

Третий участник сговора (победу которого обеспечивают демпингующие компании), на последних минутах аукциона делает предложение, незначительно отличающееся от начальной цены контракта, и побеждает в торгах.

Соглашение о неучастии в торгах направлено на заключение контракта с победителем с минимальным снижением цены из-за бездействия других участников. Проявляется как отказ от торга, раздел контрактов или рынка.

Аукционные роботы

В настоящее время популярность приобретают «цифровые» сговоры с применением аукционных роботов, запрограммированных на минимальное снижение от начальной цены.

Переход картелей в «цифру» главный тренд в практике сговорщиков.

Подобный сговор на торгах в 2016 году был раскрыт в Мурманске. При создании аукционных роботов две компании программировали для них лимиты снижения в диапазоне от 0,5% до 1% от начальной цены контракта, в зависимости от того, кто из них должен выиграть аукцион.

ФАС России в октябре 2017 года также возбудила дело по признакам «цифрового» сговора на медицинских аукционах. Участники закупок использовали специальные программы для автоматического поддержания максимальной цены при участии в аукционах, общая сумма закупок составила более 145 млн рублей.

За последнее время выявлены признаки сговоров с участием роботов более чем на 2 000 электронных аукционов.

Подача неконкурентного предложения

Ещё одной формой сговора участников закупки между собой является подача неконкурентоспособного предложения с заведомо проигрышной ценой или неприемлемыми условиями исполнения контракта. Этот вариант картеля также преследует цель обеспечить победу определённому участнику по цене близкой к начальной.

Соглашения о неучастии в торгах или о подаче неконкурентоспособного предложения преимущественно вредят заказчикам. Они не позволяют достичь экономии бюджетных средств и приобрести максимально качественный товар, поскольку заказчику просто не из чего выбирать.

Для поставщиков же основной проблемой является система «таран», где действия сговорщиков направлены против конкурентов — добросовестных участников.

Схема старая и легко выявляемая, однако, по-прежнему используемая. В январе 2018 года ФАС России сообщила об очередном раскрытии сговора на четырёх аукционах по ремонту и техобслуживанию зданий. Фирмы действовали по схеме «таран».

Способы борьбы с «тараном»:

1. Попытаться обыграть участников «тарана»

Даже если отмечается резкое значительное снижение цены (как правило, более 30%) на аукционе, не следует терять к нему интерес. Дождавшись переторжки, можно предложить минимально допустимую для себя цену или подать ценовое предложение после того, как его подал последний участник сговора.

Важно! Если имеются признаки «тарана» не стоит в погоне за контрактом на переторжке подавать цену, которая не позволит в последующем исполнить контракт. Цена должна быть обоснованной с учётом всех планируемых расходов, иначе есть риск угодить в реестр недобросовестных поставщиков.

2. Жаловаться в ФАС России, указав на признаки сговора: аффилированность участников, нелогичное, экономически нецелесообразное поведение, отклонение заявок при рассмотрении вторых частей и т.д.

Распознать и победить второй вид сговора — сговор между участником закупки и заказчиком, может оказаться сложнее. Здесь больше вариантов для манипуляций.

На наличие сговора между участниками торгов и заказчиком могут указывать следующие уловки:

  1. Спрятанные закупки. Заказчик использует неверное или неточное наименование предмета закупки, неверную категорию закупки (код ОКПД2).
  2. «Заточенная» документация — документация, сформированная под одного производителя. Заказчик конкретизирует характеристики товаров таким образом, чтобы описание соответствовало только товару одного производителя (например, требования к упаковке, дозировке, форме выпуска).

Особенно популярна «заточенная» документация на торгах по поставке лекарственных средств и медицинских изделий. Признаки картелей в данной области обнаружены ФАС России при проведении более 6 000 аукционов. Общая сумма их начальных цен составила свыше 23,2 млрд рублей.

В декабре 2017 года виновными в сговоре признаны министерство здравоохранения Хабаровского края, больницей (организатор торгов), производитель дезинфицирующих средств и его дилер.

Проводился аукцион на совместную закупку дезинфицирующих, моющих средств и кожных антисептиков для нужд 11 учреждений здравоохранения края.

Аукционная документация была составлена под характеристики конкретного производителя, что исключило возможность другим компаниям претендовать на заключение договоров поставки. Победителем аукциона стал официальный дистрибьютор того самого производителя.

3. Проверка на внимательность

Заказчиком создаются дополнительные препятствия при подготовке участниками закупки заявок на участие в аукционе. В документации приводится объёмное описание требований к закупке с использованием однотипных формулировок и синтаксиса, которые в какой-то момент заменяются на похожие, но противоположные по значению. Поставщик может не заметить изменение и допустить ошибку (чаще всего при конкретизации характеристик, сопровождающихся словами «не более» или «не менее», «более» или «менее» и т.д.).

Заказчик рассчитывает на то, что сторонние поставщики не смогут правильно разобраться в документации по закупке — и либо не станут участвовать, либо их заявка будет отклонена, так как они не смогут исполнить всех требований.

4. Сокращённые сроки исполнения контракта

Если сроки исполнения контракта являются нереальными, возможно, что работы уже частично выполнены поставщиком, победа которого является целью такой закупки.

5. Отклонение большого количества заявок без объяснения причин или по надуманным основаниям

Как правило, это становится возможным благодаря ловушкам документации. К участию в закупке допускаются только фирмы, участвующие в картельном сговоре.

6. Заниженная начальная цена контракта, по которой невозможно его качественное исполнение

Цена отпугивает добросовестных поставщиков, а «нужная» фирма такой цены не боится, поскольку располагает информацией о том, что фактический объём работ значительно меньше.

Как бороться с картельным сговором между заказчиком и участниками

Бороться со сговором между заказчиком и участниками можно и нужно. Для этого советуем следовать нашим рекомендациям:

  1. Регулярно просматривайте закупки в сфере вашей деятельности. Ищете закупки по разным тегам (наименование закупки, заказчик, ОКПД), просматриваете планы-графики интересующих вас заказчиков, чтобы не пропустить закупки, в которых хотите принять участие.
  2. Внимательно изучите закупочную документацию на наличие в ней скрытых ловушек, в первую очередь, в техническом задании и в инструкции по заполнению заявки.
  3. Подавайте заказчикам запросы на разъяснения документации, если условия закупочной документации вызывают вопросы (недостаточно информации для заполнения заявки, наличие противоречий в документации, ошибки в характеристиках товара, частичное несоответствие ГОСТам).
    Ответ заказчика должен вам помочь корректно сформировать заявку. Если же заказчик не ответил на запрос или его ответ дан не по существу, подайте жалобу на картельный сговор в ФАС.
  4. Если документация не соответствует требованиям закона или заказчик необоснованно отклонил вашу заявку, жалуйтесь в ФАС.

Жаловаться нужно не только на нарушение закона о закупках (44-ФЗ и 223-ФЗ), но и на сговор (статья 11 и 17 Закона о защите конкуренции) на торгах.

Читайте также: