Call of cthulhu сюжет

Обновлено: 04.07.2024

Говард Филлипс Лавкрафт был человеком странным, если не сказать неприятным. Высокий лоб, маленькие выпученные глаза (прямо как у героев его собственных книг), едва ли не отшельнический образ жизни, жена, брошенная ради жизни с двумя своими тетушками, регулярные попытки самоубийства, так и не полученный (из-за нервного срыва) диплом о высшем образовании. Кроме того, Лавкрафт был весьма скверным писателем: на первых пяти страницах он описывал тонкий скрип половицы, а на оставшихся двадцати — бесчисленные щупальца безымянного создания, от одного вида которого его герои вешались или пускали себе пулю в рот. Прожив всего 46 лет, Лавкрафт оставил после себя внушительное литературное наследие — сотни его рассказов неожиданно для всех сложились в пугающе стройную и последовательную мифологию. С завидным усердием он описывал древних богов, от одного взгляда на которых люди сходят с ума, выводил на бумаге культ Дагона, чьи адепты со временем отращивали себе жабры, достоверно живописал жертвоприношения и несколько весьма неприятных религиозных процедур вроде сдирания кожи с живого человека.

Неудивительно, что для переноса всего вышеозначенного счастья на наши с вами мониторы у мужественных англичан из Headfirst ушло — только представьте! — шесть лет. Результатом их трудов стала самая странная и неоднозначная игра, которую мы видели за очень долгое время.

В тени, потихонечку прокрасться за спину очередного злодея, исподтишка его прибить — такой вот, собственно, в Call of Cthulhu геймплей.

Такое ощущение, что Call of Cthulhu существует в каком-то параллельном пространстве. Там, где делали Dark Corners of the Earth, люди не играли в Half-Life, не видели Thief и свято уверены, что в 2006 году можно выпустить в свет игру с полным отсутствием ньютоновской физики. Первое ощущение от Call of Cthulhu — культурный шок. Так игры сегодня не делают. Представьте себе помесь первого Half-Life, абсолютно рудиментарного стелс-экшена и классического adventure. Получится как раз плод шестилетних трудов одной английской компании. Автор этих строк тряс головой, жмурился и продолжал играть с тлеющей в душе надеждой, что все это какая-то прелюдия, старомодная ширма, за которой вот-вот начнется настоящая игра. О проработанном, но насквозь седом геймплее Dark Corners of the Earth нужно, пожалуй, рассказать с самого начала.

Среди прочего, Call of Cthulhu содержит также интерактивную сцену пытки главгероя электрошоком.

Буквально через 30 минут после начала игры за вами, потрясая вилами и двустволками, начнет гоняться почти все население города. И вот тут выясняется, что оружия-то нет. А горожане недвусмысленно палят из винтовок и дурным голосом требуют немедля поставить вашу простреленную голову на блюде — в общем, ведут себя крайне негостеприимно. Ты в истерике тычешься по углам и шкафам, подбираешь комбинации к бесчисленным сейфам и категорически отказываешься верить, что ото всей этой толпы нужно просто убегать. Но так оно и есть. Первая треть Call of Cthulhu — это помесь «убегалки», «пряталки» и почти классического квеста. К «убеганию» никаких претензий нет — оно обставлено так, что волосы на голове становятся дыбом. Когда к вам в комнату, прорубая топором дверь, начнут ломиться разъяренные горожане, кровь в жилах натурально стынет. Вы будете в истерике захлопывать двери, баррикадироваться в комнатах при помощи старых шкафов, выбивать окна и нестись по крышам под свист пуль. В такие минуты думать об устаревшем движке и старомодном геймплее как-то не приходится.

К сожалению, адреналиновый забег по крыше — одноразовое развлечение, после него начинается стелс-экшен, не дотягивающий даже до уровня первого Thief. Вы будете долго и скучно ныкаться среди наваленных ящиков, мышью семенить от вражеских фонарей и, как в старые времена, зарисовывать монорельсовые маршруты охранников. Ни уровня вашей видимости, ни измерителя издаваемого шума здесь нет. Из доступных способностей — какой-то сомнительный stealth-mode, в котором вы якобы издаете меньше шума. В итоге, предугадать, заметит ли вас очередной патруль, категорически невозможно. Забьетесь в приступе страха в самый темный угол — и вас заметят. Наудачу пробежите за вражьими спинами — на вас не обратят никакого внимания. Предугадать последствия собственных действий просто не получается. Добавьте к этому консольную систему сейвов (сохраняться можно около специальных знаков, нарисованных краской на стене), и вы получите полную картину того, что в Call of Cthulhu называется стелсом.

Результатом встречи главгероя со служителями культа Дагона неизменно являются такие вот лицевые украшения.

Пока у вас не появится оружие, игра будет развлекать вас классическими паззлами в духе квестов первой половины 90-х гг. Например, комбинация от очередного сейфа зашифрована в дневнике одного из героев. Он якобы использует в качестве шифра год, месяц и день рождения дочери. Означенные даты вам предстоит вычислить самостоятельно, догадавшись из косвенных намеков, что сегодня, скажем, 7 февраля, и вспомнив, что вчера этой самой дочке исполнилось десять лет. Саму информацию о шифре вам поведает хозяин сейфа во время очередного диалога. Диалогов тут, кстати, много — практически каждый житель готов отпустить в вашу сторону несколько фраз; полноценные разговоры могут вообще занимать по десять минут.

Здесь же — абсолютно квестовый интерфейс, который заставляет обращаться к себе каждый раз, когда надо применить, к примеру, гаечный ключ к очередному вентилю. Казалось бы, даже Silent Hill к четвертой части научился перебирать предметы без необходимости обращаться к отдельному экрану. Но англичане из Headfirst верны, что называется, традициям.

Когда, наконец, заканчивается стелс-порция, вам выдают чаемые пистолет и внушительного вида двустволку. В этот момент Call of Cthulhu неожиданно забывает про свои adventure-амбиции и превращается в мрачный, хриплый экшен едва ли не уровня первой части Half-Life. То есть здесь категорически отсутствует даже намек на физику и прочие радости современных технологий. Зато игра щедро потчует регулярными скриптовыми роликами и не гнушается возрождать у вас за спиной пару новых врагов, которые упоенно лупят крупной дробью в вашу сторону. Это особенно подло, учитывая, что главгерой совершенно спокойно умирает после нескольких ощутимых ранений.

Редкий момент, когда в игре светло.

Кстати, о ранениях. Call of Cthulhu предлагает не то чтобы очень удобную, но крайне атмосферную систему самоврачевания. Вместо привычных аптечек вы таскаете с собой натуральный набор юного медика — перевязки, жгут, какие-то ватки (всего четыре разновидности). Каждый раз, когда Джек начинает стонать или с характерным звуком тащить за собой простреленную ногу, вам надлежит найти укромное место и провести там сеанс народной медицины. Выглядит это так — вы крутите трехмерную модель своего альтер эго и выбираете, на какие места необходимо наложить, скажем, бинт. Вариантов не то чтобы очень много, но есть над чем призадуматься: руки-ноги (отдельно левая и правая), грудь или голова. Учитывая, что бинтов на все части тела может не хватить, приходится выбирать. Например, поврежденная нога может и подождать, а вот разодранная грудь или лицо могут привести к плачевным результатам — опасные раны продолжают кровоточить, и в итоге Джек умирает.

Помимо физического, главгерой также обладает ментальным здоровьем. Завидев фигурно распотрошенный труп или прямоходящую жабу с бородой из щупалец, он начинает заметно психовать. Игра дает нам понять, что нервный срыв не за горами, используя нехитрые, но действенные визуальные приемы. Экран начинает «гулять», изображение раскачивается из стороны в сторону, а звук то приглушается, то, наоборот, становится нестерпимо громким. Честно говоря, неизвестно, как именно чувствует себя человек, увидевший прямоходящую бородатую жабу, но Headfirst почему-то хочется верить. Их незамысловатые приемы приводят к нешуточным расстройствам вестибулярного аппарата — голова натурально начинает кружиться, а во время особо затяжных сеансов игры автора этих строк начало вполне реально подташнивать.

Лава в случае с лавкрафтовской вселенной приобретает совсем иной смысл — натерпевшись прежних ужасов, в ней натурально хочешь утопиться.

Г.Ф. Лавкрафт стал неиссякаемым источником вдохновения для сплоченной группы единомышленников, которые вот уже двадцать лет терроризируют население земшара своими насквозь второсортными, но необъяснимо обаятельными хоррорами. Брайн Юзна, Стюарт Гордон и их бессменный актер Джеффри Коммбс сняли, наверное, самое большое количество лавкрафтовских экранизаций. Про культового «Реаниматора», третья часть которого недавно увидела свет, мы уже писали. Ниже — три главных кинофильма, обязательные к просмотру для всех, кто неравнодушен к лавкрафтовских книгам.

Извне (1986)

Группа сомнительных (потаскушного вида блондинка, накачанный негр и жуликоватый профессор) ученых приезжает в готический особняк, где в ходе псевдонаучного эксперимента открывает дверь в параллельное измерение. Побывав на той стороне, они стимулируют собственное шестое чувство, что заставляет профессора поедать человеческие мозги, а блондинку — наряжаться в сексуальное белье с подвязками.

Насквозь второсортный хоррор, поставленный к тому же по рассказу, который не входил в Ктулху-цикл Лавкрафта, «Извне», — самая лучшая и самая атмосферная его экранизация.

Дагон (2001)

Относительно свежий фильм, поставленный сразу по двум лавкрафтовым книгам — «Тень над Инсмутом» и «Дагон». Семейная пара случайно заезжает в прогнивший портовый город, населенный негостеприимными жителями, которые в итоге скармливают молодую жену огромному подводному богу — Дагону. Овдовевший муж неожиданно отращивает жабры и обнаруживает себя потомком древнего культа.

«Дагон», будучи поставленным по тем же произведениям, что и Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, идеально передает классическую лавкрафтовскую атмосферу какого-то совершенно безнадежного священного ужаса. Крайне рекомендуется всем поклонникам.

Некрономикон (1994)

Три новеллы, поставленные по различным лавкрафтовским рассказам. В одной из них Джеффри Коммбс, некогда игравший Реаниматора, изображает самого Лавкрафта. Вид Коммбса в шляпе и очках дополняется режиссурой короля второсортных хорроров Брайна Юзны. Кристофер Ганс, снявший одну из новелл, совсем недавно выпустил экранизацию Silent Hill.

И вот что получается — будучи выстроенной на устаревших по отдельности игровых элементах, игра производит свежее и оригинальное впечатление. Но самое главное достоинство Call of Cthulhu не в этой ее вымученной оригинальности, а в том, что она очень точно, практически на физиологическом уровне, передает ощущения от лавкрафтовских книг. Я очень четко помню эти вязкие, грубо и как-то излишне детально написанные тексты, через которые приходилось продираться, испытывая почти физическое напряжение. Лучшая метафора для прозы Лавкрафта — это бочка с мазутом. Очень темно и очень густо.

То же самое происходит и в Call of Cthulhu. Вы будете неспешно продвигаться по местному сюжету, который буксует практически до середины игры, вступать в пространные диалоги, читать многочисленные дневники, но на протяжении всего этого сомнительного развлечения вас не покинет ощущение, что сейчас что-то начнется. Так, собственно, и у Лавкрафта — действие провисает, он ударяется в какие-то совершенно ненужные детали, но практически все его рассказы буквально пропитаны какой-то особой атмосферой тайного знания. Несмотря на свои сомнительные писательские качества, Лавкрафт выстроил пугающе правдоподобную мифологию, ставшую в итоге предметом культа. В Headfirst явно работали горячие поклонники его творчества — они не очень понимают, как сейчас надо делать игры, но их фантазия и умение четко передать нужную атмосферу перебивают почти все недостатки.

Да, по отдельности графика, геймплей и все остальное в Call of Cthulhu никуда не годится. За такой стелс мы уже несколько лет как устраиваем публичную порку, не говоря уже об экшене, который и два года назад вызвал бы легкое недоумение. Местный движок, несмотря на спешно прикрученный к нему бамп-мэппинг, безнадежно устарел. Но в этих мутных текстурах, в низкополигональных моделях и непропеченном геймплее содержится цистерна густой, почти осязаемой атмосферы.

Нет, конечно, повести печальнее на свете, чем повесть о том, как мужественные англичане из Headfirst удумали перенести классика современной готики на наши с вами мониторы. За шесть лет, что минули со дня первого анонса Call of Cthulhu, мы повидали слишком многое. Dark Corners of the Earth — прекрасный, старомодный и совершенно провальный с коммерческой точки зрения проект. Буквально сразу же после релиза Headfirst, обескровленная затянувшейся разработкой, закрыла свои двери, а ее сотрудники разбежались по другим компаниям.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 7.0

Графика: 6.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 7.0

Дождались? Густая, вязкая, затянутая и старомодная, как лавкрафтовская проза, Call of Cthulhu все-таки умудряется произвести внушительное впечатление. Сомнительная в наше время помесь стелса, экшена и квеста в конце концов срабатывает — играть, несмотря ни на что, интересно.

Последние слова детектива Джека Уолтерса, записанные в его дневнике перед смертью:

Теперь, незадолго до смерти, я понял всё. Моё последнее дело вызвало во мне новый страх, настоящий, страх самого себя, того, кем я являюсь, и того, кем я был всю свою жизнь. Всё, что у меня было, теперь потеряно. Надежда? Стремления? Удовольствия? Всё это потеряло смысл. Теперь я хожу в тени между мирами, и именно здесь я наконец увидел краем глаза, что живёт в самых тёмных закоулках мира.

Джек покончил с собой… Что заставило бывшего полицейского пойти на такое? Какие ужасы толкнули его в пасть безумия и погрузили в пучину страха, помутнившего его разум и разрушившего его жизнь?

Всё началось шесть с половиной лет назад…

БОСТОН. ШТАТ МАССАЧУСЕТС. 6 СЕНТЯБРЯ 1915

Детектив Джек Уолтерс прибывает к старому особняку, где обосновалась секта Братства Йит. Какое-то время они вели себя тихо, пока однажды, проходивший мимо полицейский патруль не услышал выстрелы. Они попытались начать переговоры с сектантами, однако их предводитель Виктор Хольт сказал, что будет говорить только с Уолтерсом, поэтому детектива и вызвали сюда в этот час. Виктор ожидал его возле беседки во дворе дома, однако едва Джек направился к нему, как поднялась стрельба. Хольт был убит на месте, Уолтерс бросился в укрытие.

Обойдя особняк, он находит чёрный вход и врывается внутрь. Ожидая сопротивления, детектив был шокирован: они не только не наставили на него дуло ружья, но и узнали его, хотя он сам видел их впервые. Однако устроить допрос ему не удалось: один из оставшихся в живых уже через несколько секунд захлебнулся кровью, другой же получил пулю в затылок, замешкавшись у окна. Джек находит и остальных сектантов – но те уже давно были мертвы. Отравлены, судя по найденным флаконам. Это было коллективное самоубийство. На стенах дома висели странные картины, местами были намалёваны загадочные символы… В комнатах Уолтерс обнаруживает записки, которые явно были написаны сумасшедшими. А в одном из помещений он видит фотографии… себя! Их были десятки. Братство многие годы следило за ним, но зачем?

Приняв это за готовящуюся месть одного из пойманных детективом преступников, Джек продолжает осматривать здание и спускается в подвал. Оказалось, что это была подземная лаборатория. От вида изуродованных тел сердце в груди полицейского начинает бешено стучать, заставляя дышать чаще, но ему удаётся взять себя в руки. Эти психи проводили друг над другом какие-то эксперименты. Собравшись с мужеством, Уолтерс продолжает обследовать подвал и обнаруживает странное устройство и живой труп, висящий на стене. Судя по всему, он был частью этого устройства. Его сердце и мозг были извлечены, но находились рядом, соединённые с телом трубками, и при этом оно ещё дышало. Наконец Джек попадает в огромное помещение с очень необычной архитектурой. Большую его часть занимало очередное непонятное устройство. Уолтерсом овладело любопытство. Он активирует его. Земля под ногами начинает дрожать и зал внезапно озаряется белым светом. Стена напротив детектива, вдруг исчезает, на её месте остаётся лишь арка, залитая ослепительным светом, и через неё начало медленно выбираться нечто огромное, ужасное, нечеловеческое… и оно двигалось прямо на Джека.

Эти существа были настолько нереальны и отвратительны, что в какой-то момент психика Уолтерса не выдерживает. То, что случилось дальше Джек помнил лишь обрывками, и даже те пробудились в его сознании лишь спустя 6 лет.

Некто Артур Андерсен нанимает детектива для поиска пропавшего человека по имени Брайан Бёрнем, который недавно пропал из магазина «Фест Нешнл» в Иннсмуте — небольшом рыбацком городке на побережье, недалеко от Аркхэма. Все сохранившиеся улики были у Джека на руках, и на следующий день он отправляется в Иннсмут.

ИННСМУТ. 7 ФЕВРАЛЯ 1922

Иннсмут оказался мелким захолустным городишкой, жители которого не очень жаловали чужаков, даже не пытаясь скрывать свою неприязнь. Прописавшись в первом попавшемся отеле, Уолтерс отправляется на тёмные сырые улицы, чтобы опросить местных о Брайане. Что-то с этим городом было не так. Слишком тихо было в этом месте, а население города будто вымерло. Иннсмут целыми днями был погружён во мрак, от которого веяло чем-то зловещим. Казалось, будто за детективом постоянно кто-то наблюдает из темноты …

Один за другим прохожие, к которым обращался Джек с вопросами о Бёрнэме и его магазине, посылали детектива куда подальше, равно как и представители местной власти. Один констебль обмолвился, что в Иннсмуте за порядком следят члены какого-то ордена, а полиция лишь на подхвате. Но этим он и ограничился, в дополнение сказав лишь, чтобы Джек проваливал. Однако встретившаяся ему женщина также упомянула Орден и предостерегла детектива об опасности, которая исходила от него. В дальнейшем выяснилось, что полиция помимо всего прочего ещё и препятствует расследованию, так что Уолтерсу пришлось действовать тайно.

В подвале магазина, где работал Бёрнэм, Джек находит дневник пропавшего, в котором тот описал запланированное им ограбление соседнего магазина. С награбленными деньгами Брайан намеревался уехать в Нью-Йорк вместе с девушкой по имени Рут Биллингем.

На улицах к детективу подошёл некто по имени Лукас Мэки, представившийся промышленным инспектором правительства. Он так же был чужим в Иннсмуте, и, возможно, именно поэтому он стал первым дружелюбным человеком в этом месте. Однако и Мэки явно что-то скрывал, и уж слишком он интересовался целью приезда Джека в город. Уолтерс вежливо поспешил распрощаться с незнакомцем и продолжил свой путь по тёмным холодным улицам. Узнав о местонахождении дома Томаса Уэйта, сейф которого и собирался обчистить Бёрнэм, Уолтерс отправляется на место.

Чем дольше детектив находился в Иннсмуте, тем более зловещие дела творились в городе. В подвалах и заброшенных домах Джек натыкается на трупы и груды останков человеческих тел, разорванных на части. Тревога и паранойя внутри него нарастали, заставляли Уолтерса поспешить с расследованием.

Томаса не оказалось дома, однако его дочь Рамона впустила детектива. Уэйт должен был вернуться с минуты на минуту. В отсутствие хозяина, Джек решил воспользоваться случаем и обыскать дом. Поднявшись на 3-й этаж, он находит тяжёлую дверь, запертую на замок, из-за которой доносились какие-то странные звуки. Джек отодвигает засов, заглядывает внутрь, и вдруг нечто подбегает к двери по ту сторону и выламывает её. Детектив отлетает к стене и теряет сознание, а когда приходит в себя, спускается вниз и обнаруживает Томаса, на руках которого лежала истерзанная когтями неведомой твари девочка. Это Джек был виноват в её смерти. Образ Рамоны навсегда отпечатался в его памяти…

Уэйт сообщает Джеку, что Бёрнэма схватил Орден Дагона, и что Уолтерс должен как можно скорее вывезти из Иннсмута какую-то вещь, запертую в сейфе. Томас даёт ему ключ от магазина и в этот момент в дом врывается полиция, которая без суда и следствия, увидев тело Рамоны, арестовывает её отца, обвинив в убийстве и, бесцеремонно взвалив на плечо мёртвую девочку, покидают дом. К счастью, детектива они трогать не стали, однако ясно дали понять, что его везению скоро придёт конец.

В магазине Уэйта Джек застаёт Рут, подругу Брайана. Когда она узнаёт, что её возлюбленный находится в тюрьме Ордена, Рут говорит, что его там убьют. Он просит отыскать Брайана, а затем найти её на старом иннсмутском заводе…

В сейфе лежал старый манускрипт, на обложке которого было написано «Книга Дагона». В нём говорилось о некоей расе глубоководных, об их обычаях, ритуалах и божествах – Дагоне, Гидре и Ктулху. Эта книга потрясала воображение, её содержание было настолько невероятным, что человек просто откажется во всё это поверить… Забрав книгу, Джек возвращается в гостиницу, чтобы немного отдохнуть. Предчувствие и паранойя не покидают Уолтерса даже когда он оказывается в своём номере. Только заперев все двери и замки, он смог лечь и предаться сну. Но и тот не принёс детективу отдыха.

Кошмар заставляет Джека проснуться, и очень вовремя: как раз в этот момент приспешники Ордена приготовились в открытую напасть на бывшего полицейского. Бандиты принялись выламывать дверь, и детективу едва удаётся бежать из гостиницы, выпрыгнув через окно в соседнее здание. Безумная погоня наперегонки со смертью продолжается. Под градом пуль Джек пытается спастись и в итоге попадает в канализацию, где ему наконец удаётся оторваться от преследователей и получить короткую передышку. Здесь всё оказалось ещё хуже, чем то, что детектив видел на поверхности: полуразложившиеся трупы давно умерщвлённых каким-то страшным способом людей встречаются на каждом шагу, и всюду расползлась какая-то тёмная едкая масса не похожая ни на что, что когда-либо встречал Уолтерс. Пока он пробирается по зловонному коллектору, его мучают галлюцинации: девочка, похожая на Рамону, лечебница, в которой он провёл несколько лет, голоса и шёпот, доносящиеся из ниоткуда…

Выбравшись из канализации, он незаметно обходит орденцев, которые всё меньше начинают походить на людей и всё больше на нечто, напоминающее морских чудовищ. В одном из домов Джек находит дневник священника, в котором тот описал как культ Дагона охватил Иннсмут и вверг его паству в богохульную секту… В том же доме Уолтерс встречает женщину, Ребэкку, ту самую, что предупредила детектива об опасности, когда он только прибыл в Иннсмут. Она сообщает Джеку, что Брайан находится в тюрьме, охраняемой членами Ордена, и что единственный безопасный путь туда – это катакомбы под старой церковью. Их разговор внезапно прерывают выстрелы. Орден нашёл его. Ребэкка проводит героя в церковь, но едва она успела открыть ворота, как падает замертво. Джеку ничего больше не оставалось, как запереться внутри.

Возле кафедры Джек обнаруживает тайный ход в склеп. Внизу оказался небольшой «штаб», в котором отец Ребэкки пытался разгадать тайну Ордена Дагона: газетные вырезки, документы; стены были исписаны кровавыми знаками… Найдя потайной выход из склепа детектив снова теряется в бреду, оказавшись в коридоре больницы. Вскоре и это видение проходит, однако ещё часто Джек будет видеть эти серые стены и стоны безумцев, доносящиеся со всех сторон…

Детективу удаётся добраться до тюрьмы. Хорошо, что по дороге он встретил Лукаса Мэки, указавшего ему путь… Бёрнем был здесь. А в одной из соседних камер холодел труп Томаса Уэйта, отца Рамоны, который не пережил смерть дочери и покончил с собой. Выпустить Брайана из-за решётки не составило труда, но на пути у них стояли вооружённые иннсмутцы. Схватив полицейский пистолет и ружьё, Уолтерс и Брайен с боем пробивается к гаражу, откуда они собирались двинуться к консервному заводу, где Бёрнема ожидала Рут. Здесь их встречает Мэки, который, как оказалось, был агентом под прикрытием, проводивший в Иннсмуте собственное расследование. Город поразила какая-то болезнь, распространившаяся почти на всё население, но источник её пока оставался для Лукаса тайной. Он сообщил, что за городом расположились его люди, которые могли бы помочь Джеку и Брайану. Герои решаются на отчаянный побег.

Прорвавшись через кардон рыболюдов, они делают остановку на заводе, где детектив, истребляя служителей Ордена, находит Рут и возвращается к Брайану. Однако, добравшись до людей Мэки, Бёрнем и его возлюбленная погибают, а Джека хватают агенты и начинают пытать электрошоком, пытаясь выведать истинную цель прибытия Уолтерса в Иннсмут. Детектив рассказывает им всё что ему известно, в том числе и обо всех тех тёмных вещах, которые он видел, однако агенты ему не поверили. Бюро открывает Джеку собственную цель: Правительство расследовало преступную деятельность в Иннсмуте, но им не хватало доказательств, поэтому в город был послан Мэки, который теперь считается пропавшим… Агенты отправляются в рейд на комбинат Маршей, где, по их мнению, скрывалась криминальная верхушка Иннсмута, и угрожая Джеку бессрочным возвращением в лечебницу, заставляют детектива присоединиться к ним.

После штурма и захвата верхней части комплекса, глава операции Эдгар Гувер посылает нескольких агентов на нижние этажи, чтобы те схватили Джейкоба Марша – сына владельца комбината. Однако вернулся лишь один агент и тот был чудовищно ранен, так что Гуверу пришлось его пристрелить, избавив от мучений. Вниз посылают Джека. Пробираясь на нижние этажи, убивая одного за другим приспешников Ордена и временами проваливаясь в видения, детектив добирается до кабинета Себастьяна Марша находит записку, в которой упоминается некий монстр, спрятанный здесь, а само письмо оканчивается словами «Ай-а Дагон, Ай-а гидра!». Вскоре Уолтерс встречает и само чудовище…

Это была огромная тварь, покрытая той же едкой слизью, что и канализация под Иннсмутом. У этого существа было множество глаз, отвратительных отростков и щупалец от вида которых Джек едва не теряет рассудок. Детективу удаётся одолеть монстра и унести оттуда ноги. Наверху агенты схватили Джейкоба, а в процессе операции нашли и необходимые им доказательства. Комбинат решили взорвать к чертям, Джека отправляют обратно вниз проверить заряды. Вновь спустившись на нижние уровни Уолтерс оказывается в странном святилище, в котором объектом поклонения служила статуя Ктулху. И она казалась герою подозрительно знакомой…

После того как комбинат сровняли с землёй, в Иннсмут был введён отряд морпехов, которые должны были штурмом взять масонский дворец, где укрылись оставшиеся орденцы. Но все, кто подходил к главным воротам магическим образом теряли рассудок. Джек также принимает участие в боевых действиях. Пройдя по берегу, он проникает в шахты, где встречает очередную невиданную тварь, походившую на виденную недавно статую Ктулху… Перед напалмом это чудище не устояло. В шахтах детектив находит Мэки, заточённого в камере. Он сообщает, что на ворота дворца наложено заклятие, поддерживаемое тёмным ритуалом Древних. Джек решает остановить обряд и пробирается во дворец.

Она преследовала его, как и мысли о вине в её смерти, и это сводило Джека с ума. Чем дальше он заходил в своём расследовании, тем больше рисковал стать сумасшедшим.

Во дворце Уолтерс находит записку с молитвой Дагону, записи о таинственном культе с человеческими жертвоприношениями в честь «глубоководных» на одном из островов… а в дневнике Роберта Марша он узнаёт, что грядёт нечто тёмное, а сами Марши готовятся занять своё место среди Древних. Перебив почти весь гарнизон дворца, Джек находит ключ от камеры Мэки, вызволяет агента и вместе они прерывают ритуал. Роберт Марш, как и двое его ближайших слуг уже больше не были людьми – они превратились в нечто, напоминающие те три божества, что стояли в ритуальном зале: Дагон, Гидра и Ктулху… Роберт бежит. Умертвив его охрану Уолтерс устремляется в погоню по тайному ходу, но внезапно проваливается под землю, откуда водный поток уносит его в открытое море.

Детектив оказывается на борту корабля береговой охраны, который также участвовал в операции. Они отправляются к Рифу Дьявола, подле которого подводные лодки обнаружили подводный город, где располагалось последнее и возможно ключевое укрытие Ордена. Однако путь к острову предстоял тяжёлый: на корабль нападают морские чудовища, почти весь экипаж погибает, капитан сходит с ума, а после схватки Уолтерса с самим Дагоном, поднявшимся из пучины, корабль терпит крушение, и детектив снова оказывается за бортом.

Героя выбрасывает на берег Рифа Дьявола. Осмотревшись, детектив находит примитивные святилища и настенные фрески, где были изображены рыболюди, совокупляющиеся с людьми… Видимо здесь и располагался тот культ, о котором Джек узнал ранее. Наконец он обнаруживает спуск, этакий сверхъестественный лифт, который не причинил детективу никакого вреда, когда тот спрыгнул вниз. Он оказался в том самом подводном городе на морском дне, защищённом силовым полем. Нужно было отключить его, чтобы разрушить это место. Оба Марша также оказываются здесь. Уолтерс попадает в ловушку и вскоре попадает в камеру.

Ему удаётся тайком выбраться оттуда, и незамеченным пробраться по маленькой вентиляционной шахте к «кабинету» Роберта Марша, где Джек стал свидетелем ссоры братьев: Себастьян стремился изучать открывшиеся Ордену возможности, подходил к этому с научной точки зрения; Роберт же, считал, что это всё пустая трата времени, главное — исполнить волю богов… В результате Второй убивает первого. Внезапно решётка не выдерживает, и детектив падает на пол, прямо перед Робертом, хватает со стола нож и между ними начинается бой. Даже сверхъестественные силы жреца Дагона не спасают Марша от смерти. В лаборатории Себастьяна Джек встречает ещё живую жертву экспериментов Марша и узнаёт у него о зле из-за грани времён, что таилась в подводном храме. Исполнив последнюю волю бедняги, Уолтерс продолжает свой путь.

Стены города сотрясают ужасающие вопли какого-то невероятного чудовища. Отовсюду на Джека бросаются рыболюди, преграждая ему путь, но вскоре все они обрушиваются на землю бездыханные. Наконец детектив оказывается в странном помещении, которое очень сильно напоминало то, что герой видел в подземелье под особняком братства Йит шесть лет назад… Активировав механизм, он открывает портал и отправляется внутрь. Там он находит неизвестное оружие Древних, разящее врагов мощными силовыми импульсами. Вооружившись им, Джек продолжает путь к храму Гидры.

И вот пред ним предстала Она – Мать Гидра, тёмное божество из-за грани времён, супруга Дагона. Она проводила свой зловещий ритуал в тот момент, когда в её обитель явился детектив. Её разъярённые слуги набрасываются на Джека, однако ему удаётся выстоять в неравном бою и остановить Гидру. Силовой барьер был снят и правительственные подлодки начинают бомбардировать подводный город. Уолтерсу едва удаётся добраться до врат и, прочитав заклинание броситься внутрь портала…

Терзаемый виной за смерть Рамоны, мучимый кошмарами всего увиденного во время расследования, последнего откровения детектив пережить уже… не смог.

ACHTUNG .
Автор редко способен выразить свою точку зрения лаконично, поэтому обзор может быть слегка затянутым. Или нет. Всё, написанное далее, является субъективным мнением автора, и вы имеете полное право с ним не согласиться.

Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн

Стоит сказать, что хоть я и не являюсь каким-то ярым фанатом Лавкрафта, но всё же могу причислить себя к его поклонникам – одно время я сильно увлекался его произведениями (и скупил почти все в печатном варианте), прочитал не меньше половины из них, да и сейчас иногда к нему возвращаюсь.

Понравился обзор? Подписывайся на Группу и куратора YroMIR ReviewS. Так ты поддержишь меня и получишь еще больше качественных обзоров! И позвони, наконец, Ктулху!
«Техническая часть»

Только я запустил игру, как она меня сразу же приятно удивила: несмотря на то, что моя видеокарта указана лишь в разделе минимальных требований, игра спокойно выдавала 60 FPS в FullHD почти на максимальных настройках. В эпоху, когда плохая оптимизация в играх является скорее правилом, нежели исключением, подобное не может не радовать.

К минусам могу отнести разве что одинаковые значки для многих достижений, но это просто моя придирка.

Не вызывай того, кого не сможешь повергнуть.

И подобное дело находится – в его кабинет забредает известный в Бостоне магнат – Стивен Уэсбстер, который просит детектива расследовать дело о смерти его дочери, Сары Хокинс, которую все считали сумасшедшей и виновной в смерти мужа и сына. Пирс берётся за дело и вскоре прибывает на Даркуотер – остров, на котором жила семья Хокинсов, и который когда-то был одним из центров китобойного промысла.

Остров этот хранит много тайн, и открываться они будут по ходу всего сюжета, а не в виде откровений в финале, как это иногда бывает. Начав распутывать дело, Пирс понимает, что не всё так однозначно, и на протяжении всей игры наше представление о том, кто хороший, а кто плохой, не раз будет меняться.

Сюжет здесь хоть и достаточно линейный, но всё же зависит от принятых игроком решений, которые приведут его к одному из четырёх возможных финалов, для получения каждого из которых необходимо выполнить определённые условия (в теории, можно выйти сразу на все 4 концовки, но у меня при первом прохождении были доступны лишь две).

Не могу сказать, что история получилась уж слишком оригинальной (давайте будем честны – добрая половина историй самого Лавкрафта строится по одному и тому же шаблону), присутствуют клише и пара-тройка моментов, которые не мешало бы раскрыть получше, но, в общем и целом, история меня затянула, и я даже толком не заметил, как добрался до финала.

Мы живем на маленьком острове слепоты, не осознавая темных океанов бесконечности вокруг нас. Мы не должны пытаться оглядываться вокруг.

Геймплейно мы имеем симулятор ходьбы с некоторыми элементами из других игр – детектива (ну, разумеется) и РПГ. Самое первое, что бросается в глаза – наличие прокачки. У протагониста имеется 7 различных навыков: расследование, поиск, красноречие, психология, сила, оккультизм и медицина. В начале игры каждый из них (за исключением оккультизма и медицины) немного прокачан, и нам предлагают добавить еще несколько очков навыков (подается это под видом того, что в архиве сгорели некоторые документы, и нужно заново внести данные).

Это, кстати, является единственным случаем, когда мы прокачиваем уже означенные оккультизм и медицину за очки – на протяжении всей остальной игры эти два особых навыка мы будем улучшать, лишь находя оккультные книги и предметы, а также различные медицинские справочники. Всё остальное можно прокачать за очки, получаемые по мере продвижения по сюжету и за успешные расследования.
Стоит отметить, что некоторые навыки явно полезнее других, да и используются чаще, та же сила, к примеру, является самым бесполезным навыком и используется всего пару раз за игру (да и то опционально).

Ну, и, так как мы играем за детектива, то, разумеется, будут и расследования. В некоторых местах можно перейти в особый режим, который как-бы перенесёт героя в прошлое и позволит найти улики там, где другой их бы не заметил. Причём чем лучше прокачан навык расследования, тем больше улик вы найдёте. Также отмечу навык «поиск», которой при должной прокачке позволит вам находить скрытые предметы, дающие дополнительную информацию о произошедших событиях.

Если я безумен, это милость! Да сжалятся боги над человеком, который в заскорузлости своей остается нормальным до жуткого конца. «Аудиовизуал»

Графика здесь вызывает двоякое впечатление: с одной стороны, лица, интерьер и различные собираемые предметы проработаны достаточно детально, и лично у меня ушло много времени на простое любование всем этим (я полчаса лазил по офису Пирса и разглядывал каждую мелочь). С другой стороны, волосы персонажей выглядят довольно странно, различные объекты, не представляющие никакой ценности для сюжета и геймплея, страдают от низкой детализации, а анимации и мимика персонажей… местами они довольно забавные.

Саундтрек подобран весьма неплохо, хоть и не все композиции запоминаются. Звуки также сделаны на вполне высоком уровне – скрип досок под ногами, шорох, шёпот культистов, шаги, звук, уведомляющий о том, что выполненное действие повлияет на судьбу главного героя – всё это играет на атмосферу и звучит довольно правдоподобно.

  • Обычное лавкрафтовское безумие, ничего необычного
  • – Меня зовут Эдвард Пирс и сегодня мы попытаемся вызвать Ктулху!
  • Местный мамин бродяга, папин симпатяга
  • Некрономикон
  • Ктулху
  • Психиатрическая лечебница, куда же без неё
  • Неожиданные повороты, которые действительно неожиданные
  • Отсылки, куча отсылок
При производстве данного обзора ни один рыбочеловек не пострадал

Стоит сказать, что проект получился вполне неплохим, пусть в некоторых местах всё же чувствовалась бюджетность (к примеру, здесь не так много локаций и они повторяются, пусть при других обстоятельствах и в ином антураже), но игра всё время умудрялась преподнести что-то новое, сюжет интриговал, а некоторые его повороты действительно были неожиданными. Всем рекомендовать не буду, но любителям детективов, хорроров и творчества Лавкрафта определённо стоит ознакомится игрой.

Итого – 9 приступов безумия / 10 записей Альхазреда Продуктов на аккаунте: 1,171 Пользователей, посчитавших обзор полезным: 78 Рекомендую 7.9 ч. всего Начну с небольшого предупреждения. Люди, не читайте негативные отзывы на эту игру, там полно "настоящих" фанатов Лавкрафта, которые в игре 2006 года Дагона с пушки расстреляли и теперь думают, что понимают в чём вообще суть произведений данного автора.
На моя взгляд эта игра очень хороший пример того, как нужно делать игры по вселенной Говарда Филлипса. Произведения автора никогда не были о том, что герой бегает и убивает всех подряд, стреляет с пушек по Древним и всё остальное задорное и экшоновое. Кто хоть раз читал книги, тот знает, что та самая Лавкрафтовщина заключается в медленном погружении героя в неизвестный ему страх, в постепенном процессе потери разума от происходящего, в злостном и жутком окружении, описание которого уже заставляет тебя бояться этого места, и со всеми этими задачами данная игра отлично справляется. Это очень разнообразный симулятор ходьбы, в котором есть элементы: стелса, детектива, немного хоррора, чуть-чуть головоломок, ещё меньше экшена, и ещё чуточку рпг.
По просьбе одного человека мы прибываем на остров Даркуотер, что бы расследовать дело гибели его дочери и всей её семьи, который якобы сгорели в собственном доме во время пожара, но как вы наверное догадываетесь на деле там всё куда более глубже и запутанней. История и весь лор одназначно хороши и изучать всё это очень интересно, но солгу если скажу, что под конец игра не сдувается. Нет, игра не сливается совсем, но всё таки начинает немного сдавать позиции и кульминация истории получилась какая то вялая что-ли, не того ты ожидаешь от столь интригующего начало, но тем не менее всё равно интересно. В ходе игры мы делаем очень много выборов, которые как говорит сама игра "повлияют на вашу судьбу в будущем", однако я не могу подтвердить влияют ли они действительно на что-то, т.к я прошёл игру только один раз. Выборы порой бывают непростые, но иногда ты и сам не понимаешь, что совершил какой то судьбаностный поступок. В игре есть шкала рассудка, которая опустошается из-за каких-нибудь шокирующих героя моментов и в итоге это вроде бы тоже должно поменять что-то в игре, но я так же не могу сказать работает ли она в полной мере. Все сохранения происходят в один файл и возможности откатиться нет, так что приходится думать, а стоит ли делать тот или иной поступок.
Наверное самым главным плюсом данной игры можно назвать атмосферу. Ты буквально чувствуешь на себе всю неуютность острова и всех его мест. Вокруг все ведут себя странно и подозрительно, на берег выкидывает разорванные тела китов, какой то культ живёт под домом главных жертв расследования, всё это создаёт правильное настроение и не может не радовать.
Как я уже написал, игра представляет из себя симулятор ходьбы, но не такой как например Firewatch, а более интерактивный и что то ближе к Soma например, но изрядно разбавленный разными игровыми механиками, которые вообще не дают заскучать. За всё время прохождения меня выбесил только один момент, когда нужно было ходить по больнице в полной темноте и подсвечивать предметы разными светильниками, за которомы нужно было постоянно возвращаться в начальную точку, но этот момент длился минут 7-10 от силы, а всё остальное время играть было очень даже интересно. Игра не напрягает почти совсем и спокойно проходится, что конечно можно записать и в минусы, мол нет никакого челленджа, но тут уже на вкус и цвет как говориться, просто будете готовы и знайте на что подписываетесь.
В целом мне игра очень доставила. Я вообще ничего не ожидал, когда запускал её, а в итоге почти залпом прошёл её. Я думаю не стоит просто создавать какие то большие надежды на данный проект, а просто как инди например расценивать и тогда вам тоже должна понравится. Цена в 1099 рублей я думаю крайне высокая и стоит всё таки брать её по скидке, вот рублей за 250-300 вообще отлично будет. Продуктов на аккаунте: 1,372 Пользователей, посчитавших обзор полезным: 72
Пользователей, посчитавших обзор забавным: 24 Рекомендую 9.4 ч. всего Что понравилось :
+Стелс в псих больнице
+Скример с лампами и монстром ''бродягой''))
+Разные мелкие отсылки типа медальона с псом
+Отсутствие сжвшных персонажей
+Головоломка с сейфом (походу единственная головоломка)
+Разные книги, письма и дневники которые дополняют лор игры
+Саундтреки и музыка
Что не понравилось:
-Мало скримеров
-Мало головоломок
-Быстро проходится
-Дорогая (берите по скидке)
-Слишком много видений и галлюцинаций у ГГ
Итог:
Играть советую дождливыми осенними деньками ближе к 17:30, когда солнце уже скрыто за облаками, а за окном серый пейзаж из хрущевок и пустая детская площадка, построенная еще в при союзе. Продуктов на аккаунте: 270 Пользователей, посчитавших обзор полезным: 139
Пользователей, посчитавших обзор забавным: 2 Рекомендую 14.8 ч. всего Товар получен бесплатно

Вы знаете, дорогие друзья, я никогда особо не обращал внимание на издателя Focus Home Interactive, хотя в добрую половину игр, которые эти издатели взяли под свое крыло, я играл. И вот за один год я просто влюбился в две игры от этого издателя: Vampyr и Call of Cthulhu. Достаем Некрономикон, начинаем кушать плоть Левиафана, а я начинаю.

ЧТО ЕСТЬ БЕЗУМИЕ И ГДЕ ГРАНЬ МЕЖДУ РЕАЛЬНОСТЬЮ И МИФОМ?

Главного героя зовут Эдвард Пирс и он частный детектив. Как и полагается в историях Лавкрафта - это совершенно стандартный и обычный человек (практически всех героев романов писателя можно охарактеризовать довольно стандартными клишейными чертами), у него множество проблем из-за того, что его не интересуют простые дела со скучной развязкой. И, внезапно, к нам наведается некий мужичок и просит расследовать загадочную смерть своей дочери, ее мужа и их ребенка. И вот с этого момента начинается все то, за что любят Лавкрафта: загадочный остров, культ, божества, столь древние, что могут без труда контролировать всю планету, множество тайн и хорошая детективная составляющая. Многие, кому игра не зашла, начнут говорить по типу: Нет, в книгах было все лучше и история плавнее и персонажи ярче. Возможно, но вписать все в игру и сделать ее занимательной для всех игроков, а не лишь для любителей Лавкрафта - вот главная задача всех разработчиков.

Знаю достаточное количество людей, которым данный проект не зашел от слова совершенно. От себя хочется сказать: Ребят, на вкус и цвет все фломастеры вкусные и сравнивать этот продукт с не менее интересной Cоnarium, не совсем правильно, ведь в последнем слишком много отсебятины, да что уж там, даже авторы просят не ссылаться на творчество Лавкрафта. Здесь нас ждет очень много загадок, как довольно простых (разработчики буквально водят нас за ручку), так и довольно сложных (особенно понравилась загадка с координатами на глобусе). Что самое интересное, почти каждую загадку можно решить разными путями, приложив ум или силу. Вот и еще один плюс игры - прокачка персонажа. Сказать по правде я не совсем понимаю как она работает, но в разговоре с другом мы поняли, чем выше вы прокачаете тот или иной навык, тем правильнее будет ответ героя в расследовании. В одном из таких расследований пожара дома не прокаченный Пирс сказал: Лампа, она разбита, но если прокачать ему определенный перк, он скажет: Эту лампу бросили в…… ну и так далее (спойлерить не хочу). Очки прокачки даются нам за расследование и продвижения в деле, мы можем прокачать практически все, кроме медицины и оккультизма, эти две перки прокачиваются с помощью найденных книг. Но и тут кроется такая маленькая деталь, снова таки не хочу спойлерить, но нужно очень внимательно относится к тому, что мы прокачиваем персонажу, ведь это может повлиять на концовку.

ИГРА В ПРЯТКИ С БРОДЯГОЙ

В игре не так много врагов, ведь в основном мы ведем расследование пытаясь не вмешиваться в ход событий. Но Ктулху побери, какой же шикарный получился “Бродяга”, вы не забудите первую вашу встречу еще очень не скоро. Кстати о концовках, в игре их всего 4, лично я залпом открыл аж 3 (сам не пойму как так получилось) и каждая из концовок шикарная по своему. Геймплей у игры довольно прост, по сути это симулятор ходьбы с расследованием дела и частыми диалогами с ключевыми персонажами (будьте осторожны в выборе фразы, они неплохо так влияют на дальнейшую судьбу). Вы подумаете, что игра прям идеальная, судя по тому как я ее расхваливаю. Увы, но нет. Меня бесили сразу несколько факторов: Умение других персонажей, за которых мы будем играть делать все тоже самое, чему годами учился детектив Пирс; Одинаковый внешний вид НПС (иногда прям очень в глаза бросается); Анимация движения довольно топорная, про графику молчу, итак, многие выразили свое “фе”. Ах да, еще конечный экшон с практически бесконечными патронами вызвал недоумение.

Зато атмосфера в игре просто шикарная. Даже, лично меня, бесящий этап с больницей, где мы играем в кошки мышки с охранниками длился не так уж и долго и не успел задолбать в конец. Кто недоумевает, объясню. Меня дико бесит Аутласт, с его крутейшим геймплеем в прятки на протяжении 9 часов, какая бы атмосфера там не была, это не спасает убогий геймплей, в Ктулху же разработчики добавили игру в кошки мышки, но сделали это поэтапно, давая нам отдохнуть от однообразия и поразгадывать загадки.

Хотелось бы сказать отдельное и огромное спасибо Маришке, я ведь знал, что ты подарила эту игру на ДР, чтобы я пробудил Ктулху-чана и уничтожил мир, да? Но вернемся к нашей игре. Очень не хочется продолжать спойлерить, поэтому очень много аспектов игры я попросту выкинул с обзора, геймплейных фишек вы не найдете, все довольно стандартно, атмосфера, как по мне, просто из всех щелей. Да, последние повороты не такие уж неожиданные, особенно для поклонников творчества Лавкрафта, но по-своему завораживают и прибавляют впечатлений. Опять же, мне очень понравилась история связанная с Левиафаном, очень хорошо прописана линия второстепенных персонажей (Констебль особенно порадовал). Но вот есть чувство, что Фокус Студио снова переборщили с ценной. Ну сделайте вы ценник вдвое меньше, и ваша игра утонет в положительных отзывах, ведь будет соотношение: цена+качество=превосходно.

Абсолютно все обзоры обвиняют игру в довольно простой, даже устаревшей графики. Соглашусь, но отчасти, ведь как обладатель довольно старого ПК было опасение, что игра попросту не пойдет, благо она у меня летала на средних-высоких настройках графики, за что опять спасибо разработчикам, ведь в игре явно был упор не на графическую составляющую. Я уже говорил про анимацию движения и одинаковые НПС, так что да, это уже косяк или даже лень разработчиков. Музыкальное сопровождение просто шикарное. Озвучка персонажей, нагнетающая атмосферу музыка на заднем плане, тут больше и добавить нечего, все сделано со знанием своего дела.

КТУЛХУ И НЕ КТУЛХУ ИГРЫ

Ктулху:
+ Интересный сюжет с хорошо прописанными диалогами
+ Геймплей хоть и банальный, но не успевает надоесть
+ Атмосфера, лично мне, очень понравилась
+ 4 различные концовки
+ Выбранные вами действия будут учтены в конечном итоге
+ Головоломки, как простые, так и довольно сложные
+ Левиафан (он мне просто здесь чертовски… эм Ктулховски понравился)
+ Хорошая оптимизация, оно не удивительно, ведь качество графики довольно посредственное
+ Звуковое оформление на высоте

Не Ктулху:
- Повторяющиеся НПС
- Топорная и местами неуклюжая анимация
- Все персонажи за которых мы играем резко обзавелись умениями Эдварда Пирса
- Практически бесконечные патроны в пистолете (сделано очень глупо)

Читайте также: