Battlefield 4 сюжет

Обновлено: 05.07.2024

Наш специальный корреспондент ездил в Стокгольм, в офис студии DICE, чтобы одним из первых в мире пройти релизную версию Battlefield 4, и спешит поделиться впечатлениями. В ближайшем, декабрьском, номере вы сможете прочесть дополненную и расширенную версию статьи, а в нашем спецразделе на сайте вас вскоре будут ждать видеомнения от членов редакции и отдельный материал про мультиплеерную часть игры.

Что весьма символично, в самом начале Battlefield 4 по сюжету гибнут две собаки — совпадение это или шпилька в адрес конкурентов, мы не знаем, но намек вполне ясен: чтобы снискать оглушительный успех, военному боевику никаких собак не требуется, DICE справится и без них.

По словам самих разработчиков, четвертая часть — самый масштабный Battlefield, над которым они когда-либо работали, и мы нагрянули в студию DICE, чтобы лично убедиться в правдивости этого утверждения. Как повелось в последних частях серии, игра состоит не только из сетевых баталий, и в ней имеется сюжетная кампания, поэтому и то и другое пришлось оценивать по отдельности и только затем выводить итоговый балл. С одиночного режима, пожалуй, и начнем.

По уже устоявшейся традиции, угроза третьей мировой войны пришла с Востока. В Китае случился переворот, единственного толкового кандидата в президенты убили (предположительно американские спецслужбы), а к власти в Поднебесной ринулся адмирал Чэн — воинственный народный вождь, планирующий заполучить поддержку России и в качестве ответного хода вторгнуться на территорию США. История наивная и местами сказочная, но соль сюжета Battlefield 4 не в политическом противостоянии стран, а во взаимоотношениях главных героев, чьи цели куда как более приземленны.

Battlefield 4

Пока там, наверху, потеют генералы над красными кнопками, маленький военный отряд «Тумстоун» (надгробная плита) проводит операцию в Баку. Не слишком удачную причем: в момент нашего знакомства с ними герои сидят в машине, а та стремительно погружается под воду. По радио играет Turn Around от Бонни Тайлер, стекла уже трескаются от давления, а выбраться из машины гарантированно смогут не все: командир застрял на заднем сиденье, и его никак не удается вытащить. Волевым решением он отдает свой пистолет главному герою и требует стрелять в лобовое стекло, чтобы спаслись хотя бы трое остальных…

В отличие от Battlefield 3, где не всякий отличал Монтеса от Матковика, а Матковика от Кэмпо, здесь каждый герой — яркая личность. DICE вернулись к принципам Bad Company и сосредоточились на взаимоотношениях членов отряда и маленьких сценках с ужасами войны, порой пробирающих до дрожи. Тонущий моряк, который просит передать привет родным, но захлебывается на полуслове и исчезает под водой, запоминается куда сильнее, чем очередная угроза третьей мировой.

Но стоит ли ругать за шаблонный сценарий игру, где во главе угла стоит механика сетевых боев? Сам Патрик Бах открыто признает, что придумывать геймплей у шведов получается гораздо лучше, чем писать сценарии, да и вообще взять, к примеру, Minecraft — сюжета нет, а играть интересно. Где-то он, конечно, лукавит — кампания Battlefield 3 звезд с неба не хватала, являя собой чуть более высокотехнологичный Call of Duty со всеми его жанровыми болячками: линейностью, скриптами и принудительным возвращением на поле боя при малейшей попытке шагнуть в сторону.

Battlefield 4

Но, пожертвовав в тот раз индивидуальностью в пользу обкатанной конкурентами схемы, теперь разработчики, по-видимому, что-то осознали и в новой части решили опять-таки вернуться к принципам Bad Company. Вместо прямого коридора — набор более или менее открытых пространств, где можно самостоятельно выбирать, с какой стороны зайти и как организовать нападение. Однако противник далеко не всегда ведет себя честно и все еще повинуется скриптам — сколько бы раз вы ни переигрывали, скажем, один момент ближе к началу игры, самый первый враг попытается обойти вас через балкон, двое кинутся вниз по лестнице, а четвертый останется прикрывать товарищей снизу.

К тому же мир здесь все равно завязан на игрока, и если тот замрет, то и действие вокруг остановится. Пример: в здание врезается вертолет, обломками придавливает союзника, и он лежит с раздробленной ногой и молит о помощи… Но торопиться совсем не обязательно, можно побродить по окрестностям, пособирать трофеи, перекурить, бросив управление. Без нашего участия ни вертолет не взорвется, ни персонаж кровью не истечет. Хоть бы поторапливали, что ли?

Battlefield 4

Нашему отряду тоже доступны тактические маневры, только пользоваться ими в бою, как правило, некогда. Здесь не XCOM: Declassified и даже не Brothers in Arms, умной паузы нет и не предвидится, а долгие копания в меню попросту сбивают темп боя. Обычно все управление сводится к целеуказанию — отдаете команду атаковать и смотрите, как союзный танк сносит вражескую технику или вертолет разгоняет снайперов с крыш.

Battlefield 4

Однопользовательскую игру мы тестировали на Xbox One и ПК, и если на консольной версии никаких багов не обнаружилось, то компьютерная время от времени выкидывала фортели: то дома в Шанхае исчезают с горизонта, то напарники теряют след героя, и за ними приходится возвращаться. А один из второстепенных персонажей во время диалога почему-то не открывал рот, но все равно говорил…

Кажется, кампании Battlefield 4 попросту не хватило шлифовки. Все претензии сводятся к мелким багам и не всегда умелой расстановке скриптов, что лишний раз подтверждает: сетевой режим у DICE в однозначном приоритете. Но все же, если не будет кампании, некоторые игроки останутся недовольны «обезличенным» и «безжизненным» мультиплеером, к которому даже не потрудились приколотить сюжет. А стоит ли слишком уж стараться ради шестичасового «довеска»?

Мультиплеер всех недостатков одиночного режима попросту лишен. К тому же на каждой карте есть некий интерактивный объект, и, правильно его применив, можно полностью изменить топографию уровня. К примеру, на Paracel Storm можно уничтожить ветряк, в котором застрял огромный крейсер. Освобожденный корабль прямым курсом направится к ближайшему острову и врежется в него, фактически разделив на две половины. Мало того, что это затрудняет прицеливание снайперам, так еще и захват самого судна дает тактическое преимущество — на борту есть мощные противовоздушные орудия, которыми можно воспользоваться.

Battlefield 4

Это и есть обещанная система Levolution, и работает она на каждом из уровней. Где-то можно обрушить небоскреб, подорвав несущие конструкции, и на карте временно образуется пылевое облако, мешающее прицелиться. И проходимость снизится, ведь руины придется огибать. А на другой карте можно взорвать огромную трубу, усыпав все вокруг мешающими проезду обломками.

Battlefield 4

Карты настолько огромны, что на разных участках разительно отличается геймплей. На одном и том же уровне Flood Zone на крышах царит вечная суматоха, потому что там всегда есть где спрятаться и трудно заметить, откуда прилетела шальная пуля. Но там же, только на парковке, все относительно спокойно. Пространство открытое, откуда могут появиться враги — известно, и неожиданностей обычно не бывает. Зато на дальнем участке из-за обилия удобных подъездов скапливается вся бронетехника — и тоже геймплей совершенно другой.

Новые режимы

Battlefield 4

Помимо привычного «захвата» в Battlefield 4 появилось два совершенно новых режима.

Первый из них — Obliteration — крайне нервный. На карте появляется бомба, ее нужно схватить и доставить на базу соперника. Без командной работы здесь делать нечего, но с непривычки большинство игроков плюет на защиту точек и наперегонки бросается к бомбе. Схватить ее и унести, когда в одной точке скопилось несколько десятков человек, почти невозможно, разве что исхитриться незаметно подобрать и смыться на быстроходном транспорте. Зато взорвать объект после этого проще простого — в защите-то никто не остался.

Другой режим, Defuse, цитирует Counter-Strike. Шесть раундов. Три из них мы пытаемся заложить бомбу в одну из двух точек на уровне и дождаться, когда она детонирует. Оставшиеся раунды боремся с терроризмом и изо всех сил стараемся предотвратить взрыв. При всей схожести описания с точки зрения геймплея общего у игр очень мало — во-первых, здесь нет закупки оружия и смерти до конца раунда. Во-вторых, архитектура и планировка уровней в Battlefield 4 куда сложнее, и тактические маневры здесь совершенно другие.

Battlefield 4

В мультиплеер Battlefield 4 можно играть по-разному. Кто-то обязательно начнет осваивать небеса, другой сядет в танк и примется резвиться, руша здания. Штурмовик, которому надоело в третий раз подрываться на танковом снаряде, быстро перепрофилируется в инженера, схватит ракетницу и начнет охотиться на бронетехнику.

И хотя игроки всегда найдут способ превратить игру в балаган, сбивая снайперов с крыш прямо крыльями истребителя или минируя джипы дистанционной взрывчаткой и направляя машину в скопище врагов, война в Battlefield 4 все равно ухитряется выглядеть серьезнее некуда.


Battlefield 4 — тринадцатая игра в серии Battlefield, разработанная DICE и выпушенная в 2013 году. Эта игра - сиквел к Battlefield 3, и она выпущена для нынешнего и следующего поколения консолей.

Содержание

Сюжет [ ]

После анализа ситуации «Валькирия» взяла курс на Шанхай. Группе Tombstone поручено войти в город и эвакуировать группу ВИП-персон. Весь Китай охвачен волнениями после того, как США были обвинены в убийстве Джин Джи, возможного лидера страны и активного борца за мир. Адмирал Чанг отменил выборы и ввел закон военного времени. США и Россия сосредоточили крупные силы у китайского побережья. Напряжение нарастает. Достаточно одной искры, чтобы вспыхнул полномасштабный военный конфликт. На улицах Шанхая царит хаос: протестующие то и дело вступают в столкновения с полицией. Группе удалось найти ВИП-персон, среди которых оказался оперативный агент ЦРУ Лазло В. Ковик (Laszlo W. Kovic), а также таинственный человек, на которого китайские военные ведут настоящую охоту. С помощью Ковика отряд вырывается из Шанхая и возвращается на «Валькирию». В качестве беженцев на корабль поднимаются и многочисленные жители города. Связь не работает, и «Валькирия» направляется в Сингапур — по последним данным, именно там должен находиться флагманский корабль «Титан» и 7-я авианосная группа США. В Сингапуре группа видит душераздирающую картину огня и разрушения. Флагман потоплен, флот уничтожен, и с этого момента отряд ни в чём не может быть уверен.


DICE уверены, что одиночная кампания понравится игрокам. Так, например, студия признала, что одиночная кампания Batllefield 3 была воспринята игровым сообществом не так тепло, как на это рассчитывала студия. Из множества полученных отзывов DICE получили понимание того, что игроки ожидают от сингла, и в Battlefield 4 постарались рассказать действительно захватывающую историю, которая по геймплею будет во многом перекликаться с многопользовательской составляющей игры, например, работа в отрядах, большая свобода действий. 23 октября 2013 года студия выпускает трейлер одиночной кампании, а исполнительный продюсер игры уверен, что в этот раз одиночная кампания Battlefield 4 приятно удивит игроков.

Список глав одиночной кампании [ ]

27 октября 2013 года был опубликован список глав одиночной кампании Battlefield 4:

  • Баку
  • Шанхай
  • Южно-Китайское море
  • Сингапур
  • Горы Куньлунь
  • Ташгар
  • Суэц

Список оружия [ ]

Ножи в 10 вариантах: [ ]

  • M9 (штык-нож)
  • Окопный
  • Охотничий
  • Заточка
  • Карбоновый
  • Для выживания
  • Мачете Димы
  • Скаутский
  • ACB-90 (из Battlefield 3 Premium)

Пистолеты: [ ]

  • Beretta M9-A1
  • Beretta 93R
  • CZ 75 SP-01 PHANTOM
  • FN Five-seveN
  • MP-443
  • Glock 18
  • Heckler & Koch HK45C (в игре «компактный .45»)
  • MP-412 REX
  • Norinco QSZ-92-5.8
  • SIG-Sauer P226R
  • Taurus Model 44 (в игре «.44 Магнум»)
  • Colt M1911

Пистолеты-пулеметы: [ ]

Beretta Mx4 Storm (в игре «Mx4») CZ SCORPION EVO 3 A1 (в игре «CZ-3A1») FN P90 TR H&K UMP-9 H&K UMP45 JS Type-05 (в игре «JS2») PP-2000 SBD CBJ-MS Magpul PDR-C (в игре «PDW-R»). MP7 (оружие из дополнения "China Rising")

Дробовики: [ ]

DBV-12 (гладкоствольный самозарядный дробовик, гибрид Сайги-12 и АК-12) DPI USAS-12 Franchi SPAS-12 Hawk 97-2 (в игре «Hawk 12G») M26 QBS-09 Remington 870 MCS Сайга-12K Serbu Super-Shorty (в игре «Shorty 12G») UTAS UTS-15

Штурмовые винтовки и карабины: [ ]

5.56A-91 (в игре ошибочно использует патроны 5,45×39) АЕК-971 AK-12 AK-12У (карабин на базе АК-12) Bofors Ak 5C Bushmaster ACR CIS SAR 21 Colt M16A4 Colt M4A1 CZ 805 BREN FAMAS FELIN FN SCAR-H H&K G36C H&K 416 (в игре «M416») IMI Galil ACE 21 (в игре «ACE 21 CQB») IMI Galil ACE 23 IMI Galil ACE 52 (в игре «ACE 52 CQB») Norinco QBZ-95-1 Norinco QBZ-95B SIG SG 553 Steyr AUG A3 L85A2 (оружие из дополнения "China Rising") MTAR-21 (оружие из дополнения "China Rising")

Пулемёты: [ ]

H&K MG4 LSAT LMG M240B M249 Norinco QBB-95-1 Norinco QJY-88 ПКП Печенег РПК-12 (ручной пулемёт на базе АК-12) STK Ultimax 100 Mark 5 РПК-74М (оружие из дополнения "China Rising")

Полуавтоматические снайперские винтовки: [ ]

FN SCAR-H SV IMI Galil ACE 53 SV Kel-Tec RFB M59/66 SKS СВД-12 (полуавтоматическая снайперская винтовка на основе АК-12) M39 EMR, Mk 11 Mod 0 (вариант SR-25 без глушителя)

Снайперские винтовки: [ ]

AMR-2 (battle-pickup only — только в мультиплеере, при подборе со спрятанного ящика, до следующего возрождения) Barrett M82A3 Barrett M98B Cheyenne Tactical M-200 Intervention Desert Tactical Arms Stealth Recon Scout (в игре «SRR-61») FY-JS Ижмаш SV-98 Jian She CS/LR4 M40A5 MKEK JNG-90 Steyr Scout Elite Desert Tactical Arms Stealth Recon Scout (в игре «.338 Recon») L96A1 (оружие из дополнения "China Rising")

Гранатомёты и пусковые установки: [ ]

FGM-148 Javelin FGM-172 SRAW FIM-92A Stinger H&K M320 H&K XM25 MBT LAW Milkor MGL Mk 1S Mk 153 Mod 0 SMAW RPG-7 SA-18 Grouse Starstreak HVM

Гаджеты: [ ]

Аптечка Патронная сумка Дефибриллятор Горелка ОВУ - робот Портативная система активной защиты MP-APS Переносной лазерный целеуказатель Датчик движения (в виде гранаты и наземный) Радиомаяк Стационарный ЛЦ Soflam микро — беспилотник ДУЛМ (MAV в Battlefield 3)

Прочее: [ ]

Противотанковые мины M2 SLAM и M15 Дымовая граната M18 Противопехотная мина M18A1 Claymore Зажигательная граната M34 Осколочные гранаты M67, V40 и РГО Ослепляющая граната M84 Взрывчатка С4 с пультом ДУ Миномет M224 Сигнальная ракета


Battlefield 4 (also known as BF4) is the thirteenth installment in the Battlefield Series developed by DICE and published by EA. It is the sequel to Battlefield 3 and was released on the Xbox 360, PlayStation 3, and PC on October 29, 2013. It is the first game in the franchise also released on eighth generation consoles, being released for the PlayStation 4 on November 12, 2013 and the Xbox One on November 19 of the same year. Battlefield 4 is also available for unlimited play for EA Access members on the Xbox One as one of the service's launch titles.

Contents

Overview

Many elements from Battlefield 3 as well as other past installments return, such as the same four class system, a similar heads-up display, kill cams, as well as increased destruction. Players can now use dual-scoped weapons, including weapons with different firing modes (e.g. single shots, automatic fire). Players now have more survival capabilities, such as countering melee attacks from the front while standing or crouching, shooting with their sidearm while swimming, and diving underwater to avoid enemy detection.

Singleplayer

Overview

The singleplayer campaign features many elements from past installments, taking place in numerous locations across the world. Levels are now built in sandbox-style environments, allowing players more freedom to complete objectives. Players can now spot enemy targets to notify the AI of Tombstone squad. The singleplayer also features three separate endings based on the player's choice in the final mission.

The singleplayer features assignments that require specific actions and unlock weapons for use in multiplayer upon completion. Collectible Weapons return along with the introduction of Collectible Dog Tags which can be used in multiplayer. Weapon crates are found throughout all levels, allowing players to obtain ammo and switch weapons. While crates hold default weapons, collectible weapons may be used whenever they are acquired and level specific weapons may be used once a specific mission assignment has been completed by obtaining enough points in a level.

Setting

The singleplayer campaign is set in the year 2020, six years after the events of the previous game. While the War of 2014 has ended, tensions between the United States and Russia are at an all-time high. Meanwhile, Admiral Chang, the main antagonist, looks to overthrow the Chinese government by blaming the United States for the assassination of Jin Jié, the country's future leader and voice of peace. If successful, China would gain Russia's full support, resulting in all-out war with the United States.

The player controls Sgt. Daniel Recker, a member of a United States special operations squad call-signed Tombstone. His squadmates include: squad leader SSgt. William Dunn, second-in-command SSgt. Kimble 'Irish' Graves, and field medic Sgt. Clayton 'Pac' Pakowski. Tombstone is joined by CIA operative Laszlo Kovic, and Chinese Secret Service agent Huang 'Hannah' Shuyi. They are tasked with stopping Chang and preventing another great war.

"You'll back me up, right?"
This section contains spoilers for Battlefield 4. See Battlefield 4: Countdown to War for plot information prior to the events of Battlefield 4


Tombstone was tasked with retrieving vital information in Baku, Azerbaijan. Pursued by Russian Special Forces, the squad engaged in numerous firefights as they proceeded toward the extraction point at the top skyscraper under construction. The building, after sustaining massive amounts of damage from Russian forces, collapsed as Tombstone reached the extraction point. The event resulted in the helicopter's destruction as well as the amputation of Dunn's leg due to it being trapped under rubble.


Stranded, Tombstone commandeered a civilian vehicle and attempted to escape with an enemy helicopter in pursuit. Recker was then tasked with destroying the chopper with a grenade launcher. While successful, the squad's vehicle went off-road and plunged into the sea. With the vehicle sinking, Dunn, who was not only trapped between seats but also critically wounded, handed Recker his revolver and ordered he shoot out the windshield so the rest of the squad could make their escape. Much to the dismay of Pac and Irish, Recker reluctantly shoots the window, allowing them to escape but resulting in Dunn's death by drowning.

The Intel recovered tells that Admiral Chang is planning a military coup d'état in China which would allow him to gain full Russian support if successful. Unfortunately, Captain Garrison's superior, Oracle, reveals that the United States had already known this information and that the purpose of Tombstones mission was to reassure them of it, meaning that Dunn had died for information that they already knew.


Garrison Briefing Tombstone.

Tombstone returns to the USS Valkyrie where Garrison informs them of the assassination of Chinese presidential candidate, Jin Jié; and how Chang convinced the Chinese that the United States was responsible. He then sends Tombstone on a covert mission to Shanghai to rescue three VIPs: CIA Agent Kovic, Hannah, and Hannah's husband. Fulfilling Dunn's last wish, Recker is made squad leader of Tombstone.

Tombstone manages to extract the three via helicopter and then proceeds to take a tourist boat back to the Valkyrie. Much to their surprise, however, an electromagnetic pulse goes off, frying all electronic equipment in the area, including the boat. Realizing that other refugees are stranded on boats around them, Irish helps to lead them to the Valkyrie.


The USS Titan.

Once aboard, Captain Garrison sets a course for the USS Titan which will be able to house the refugees. Upon locating the Titan, it is found to be heavily damaged by Chang's Chinese military. Garrison thereby orders Tombstone, along with Kovic as acting squad leader, to scour the wreckage of the Titan for survivors and Intel before it sinks.

The squad recovers a hard drive with data telling of what happened before the Titan was attacked only to be forced to engage with Chinese soldiers that had boarded the ship. Having sustained too much damage, the Titan finally buckles under its own weight and splits in two forcing Tombstone to abandon ship. Having hijacked an assault boat, the squad makes its way back to the Valkyrie only to find it under siege by Chinese forces.

Kovic is critically injured as the squad attempts to repel Chinese forces, resulting in Recker being put back in charge of Tombstone before he dies. Tombstone then clears the bridge and rescues Garrison and Hannah's husband.

Garrison debriefs the squad on the incoming assault on the Chinese-controlled Singapore airfield to destroy Chinese air superiority while their air forces are grounded by a storm. Hannah volunteers to join Tombstone, much to Irish's chagrin. They successfully assault the beach and lead an advance towards the airfield, with the help of US Marine tanks, losing most of their forces in the process. While crossing a bridge to the airfield, Recker becomes pinned down by a car blown by the strong winds and tries to break free with the help of Tombstone, to no avail. A large freighter crashes into the bridge, throwing Tombstone into the sea below.

Fortunately, they survive and make their way to the airfield via a sewer. After Pac fires the signal flare, Tombstone attempts to evacuate the area using an enemy vehicle, but is hit by friendly fire, seemingly killing Pac and rendering Recker and Irish unconscious. Hannah betrays the squad, bringing Chinese soldiers to capture Tombstone. Recker and Irish are interrogated in a prison by Admiral Chang and Bohai over the purpose of their mission in Shanghai. They are then thrown into prison cells soon after.


Reckers cell mate, Dimitri 'Dima' Mayakovsky

Recker is later awoken by Dimitri Mayakovsky, a Russian prisoner suffering from radiation poisoning as a result of the nuclear explosion in Paris six years prior. The two break out of their cell and release the other prisoners, including Irish, starting a mass riot. With the prison guard overrun, the Chinese military arrive and launch an assault.

Recker and Irish hold them off long enough for Dima to open the prison gates, only to be caught by Hannah and other soldiers. Hannah shoots the soldiers holding Recker, Irish and Dima at gunpoint; she explains that she had been tasked to protect Jin Jié, who had been posing as her husband. The group fights their way through the Kunlun Mountains to a cable car, which goes down the mountain. The tram is shot down by an enemy helicopter, resulting in Dima's death.


The dam exploding.

Forced to continue on foot for two days, Tombstone makes their way down the mountain, forced to hunt for food to survive. They find a jeep and drive to Tashgar, finding it under siege by both Chinese and Russian forces. They eventually find Major Greenland, who commands the remainder of US ground forces in Tashgar. She states that the mobile anti-air control by the Russians is putting them at a disadvantage.

Tombstone volunteers to demolish the Tashgar Dam to flood the area and destroy the Chinese-Russian forces in exchange for a ride back to the Valkyrie. They are successful in their task and are sent to Suez Canal to await extraction back to the Valkyrie.

They are picked up by a C-130 using the Fulton surface-to-air recovery system, and are then paradropped onto the Valkyrie, which is sailing blindly into Admiral Chang's forces. Tombstone assists in clearing the deck of boarding Chinese forces and find Garrison, who is holed up with Jin Jié, other survivors, and Pac (who had survived Singapore by "crawling through a thousand yards of shit with a hole in his stomach").


Admiral Chang's Warship

When Chinese forces finally reach the door to the medical bay, Jin Jié convinces Garrison to let him show his face to the soldiers, as they had been fighting under the illusion that Jin Jié had been killed. Recker opens the door and is knocked down, but Jin Jié calms the tension between the three forces showing his face to them, ultimately signifying an alliance and friendship between the United States, Russia, and China. The Chinese soldiers celebrate the news of their leaders return and call off the attack and inform the Russians and convince them to change sides in the war.

However, upon hearing this news, Chang barrages the Valkyrie with his warship, hoping to "bury the truth" with it. With no ordinance to strike back, Recker, Irish and Hannah once again volunteer to manually destroy it with explosives. Driving a boat to the warship's blind spot, the trio set the remote charges and use grappling guns to bring them to safety before detonating the explosives.


Player Choice: Who lives and who dies

Unfortunately, the remote detonation fails, requiring manual replacement of the charges. Hannah volunteers to set a new charge; but Irish stops her, volunteering to do it himself, as China would need her. Recker is forced to either do nothing as Chang's warship obliterates the Valkyrie, thus killing Pac, Garrison and Jin Jié; or to send either Hannah or Irish back down to set the explosives. As soon as the detonator lights green, Recker detonates the charges, destroying Chang's ship but killing whoever planted the explosive.

A Marine rescue helicopter then picks up Recker and his remaining teammate, reporting to Garrison that one member could not be found. During the credits, the player hears a new dialogue between Irish and Hannah, discussing their pasts, and how they have to keep moving forward with "no fucking regrets", implying that the teammate that went down may have survived.

Что символично, в самом начале Battlefield 4 по сюжету гибнут две собаки. Совпадение это или шпилька в адрес конкурентов, мы не знаем, но намек вполне ясен: чтобы снискать оглушительный успех, военному боевику никаких собак не требуется — DICE справится и без них.

99 проблем

Ну а пока генералы потеют над красными кнопками, маленький военный отряд «Тумстоун» («надгробная плита») проводит операцию в Баку. Операцию, которая с большой вероятностью может стать для них последней: в момент нашего с ними знакомства герои сидят в машине, а та стремительно погружается под воду. По радио играет Turn Around от Бонни Тайлер, стекла уже трескаются от давления, а выбраться из салона гарантированно смогут не все — командир застрял на заднем сиденье, его никак не удается вытащить. Волевым решением он отдает свой пистолет главному герою и требует стрелять в лобовое стекло, чтобы спаслись хотя бы трое остальных…

Battlefield 4

В Battlefield 3 при всем желании не удавалось сопереживать второстепенным персонажам. Попробуйте различить характеры Монтеса, Матковика или Кэмпо — мы уверены, что у вас не получится даже вспомнить, как они выглядят. События в сюжете постоянно перескакивали с одного временного отрезка на другой и складывались в цельную картинку только в самом конце, — неплохо, но с использованием пошлых флэшбэков, сменой персонажей и обязательных аттракционов вроде полета на истребителе. Зачем? Ну, так ведь конкуренты делали.

Battlefield 4

Зато в четвертой части шведы вернулись к принципам Bad Company и сосредоточились на взаимоотношениях членов отряда и маленьких сценках с ужасами войны, порой пробирающих до дрожи. На крейсере тонут два моряка, и их никак не спасти; один просит передать родным, что никогда не хотел такой смерти, но не может закончить фразу и захлебывается водой. Китайская армия начинает стрелять в мирных жителей, а посреди трупов стоит молодая пара, у них шок. Даже самая первая ситуация в тонущем автомобиле — и та берет за душу, настолько здорово она поставлена.

На фоне столь мощных сцен сказка про злого адмирала и доброго кандидата в президенты выглядит совершенно неуместной, и даже злополучная схема с ядерными боеголовками из BF3 выигрывает в плане накала страстей. Хотя, казалось бы, масштаб абсолютно разный: с одной стороны — бомба в Нью-Йорке, с другой — будущее трех стран. Милитари-шутеры делают ставки все выше и выше — все эти глобальные бомбардировки, третьи мировые, уничтожения наций… Лучше бы их авторы шли путем Spec Ops и концентрировались на внутреннем мире солдата, его переживаниях, а не на войне и политической подоплеке. В Battlefield 4, увы, хватает как человечных историй, так и скучной документалистики, а потому в память врезаются лишь маленькие сцены и совершенно теряется интерес к основной сюжетной линии.

Имитация — не выход

Но стоит ли ругать за шаблонный сценарий игру, где во главе угла стоит механика сетевых боев? Сам Патрик Бах открыто признает, что DICE больше импонирует создание систем с идеальной механикой, а не интересная история. Взять, к примеру, Minecraft — сюжета нет, а играть интересно.

Battlefield 4

Это спорный подход, так игрок ограничен в своих действиях, зато разработчики могут срежиссировать определенные ситуации, выхватить какие-то особо сочные и интересные моменты. Как раз из-за этого сингл Call of Duty ощущается зрелищным кинофильмом: ты почти никогда не движешься вперед в одиночку и чаще всего подчиняешься приказам импозантных мужчин с роскошными усами и модными ирокезами. От игры при этом остается мало, приходится следовать заранее начертанной линии и метко стрелять по врагам. Во время самых важных сцен у игрока намеренно отбирают управление и сводят взаимодействие с миром до простого QTE, но такова цена творческого замысла. Невозможность как-то свободно повлиять на сцену — вынужденное ограничение.

Battlefield 4

С этой точки зрения Battlefield 3 можно понять — основным конкурентом все-таки являлась известная игровая серия от Infinity Ward и любой шаг в сторону от удачной схемы был смерти подобен. Иначе не объяснить тот факт, почему разработчики отказались от структуры уровней из Bad Company в пользу линейности и зачем-то решили взять знакомые по Call of Duty ситуации: ядерный взрыв, снайперская миссия с эвакуацией раненого персонажа, поддержка пехоты с воздуха, последняя битва с QTE… Из-за этого сингл третьей части во многом ощущался вторичным, это была не самостоятельная история, а попытка воспроизвести лучшие моменты из игр от Infinity Ward.

Battlefield 4, наоборот, не копирует чужие элементы. Перестрелки стали намного свободнее и вернулись к формуле Bad Company 2, где разработчики смело экспериментировали с формой и старались делать непохожие друг на друга уровни, удачно совмещали открытые пространства, выборочную последовательность целей и линейные этапы. В новой игре шведы решили вместо условной кишки сделать набор более-менее больших локаций, где игрок может сам выбирать, с какой стороны зайти и как организовать нападение.

Атакуй, не атакуй

Отныне вы можете направлять атаку своих напарников, и если поначалу координация их действий кажется необходимой, то вскоре о возможности забываешь и пользуешься ей только изредка — чаще всего союзники и так прикрывают огнем. Действительно необходимо прибегать к помощи партнеров только в эпизодах, где нас поддерживает с воздуха вертолет или за отрядом следует танк (по нашей указке бронированная машина лихо крошит вражескую технику и не оставляет камня на камне).

В BF4 есть выборочная разрушаемость, причем всплывает она совершенно неожиданно. Тут интерактивность окружения скорее направлена против игрока. Захотел спрятаться в доме? Получи танковый залп. Укрылся бетонной плитой? Скоро забросят гранату. Самому же заняться радикальной перепланировкой не получится — быстро выясняется, что не все стены нельзя снести, да и незачем. Разрушаемость в Battlefield больше нужна для погружения — на уровнях, особенно внутри помещений, есть много мелких объектов, которые во время первой же перестрелки разлетаются по всем углам: плитка раскалывается, бетон крошится, от деревянных перегородок не остается и следа… все это серьезно прибавляет аутентичности и при этом не рушит баланс.

Battlefield 4

Вместе с тем визуально Battlefield стал гораздо богаче. На уровнях обычно выделяют несколько основных цветов и используют их для разных сегментов одного этапа. Например, в начале миссии в Азербайджане мы пробираемся по тесной серой школе, а потом выбираемся на открытое пространство — солнце бьет по глазам, небо чистое и контрастирует с горячим песком на земле. Автомобильный заезд в финале под ракетные залпы, наоборот, приглушен — все тяжелое, сверху нависает свинцовое небо. Благодаря такому приему зачастую кажется, что ты проживаешь вереницу самых разных ситуаций, тогда как продолжается один и тот же уровень.

Игру при этом можно не торопясь пройти всего за четыре-пять часов, и она не покажется вам затянутой. Напротив, в очень скромный хронометраж уместилось на удивление много всего: тут и побег из тюрьмы, и подрыв дамбы, и полет на фултоне, и охота на танки, и штурм аэропорта… Что радует, при таком разнообразии повествование старается быть цельным и только изредка прерывается на вставки вроде «спустя полчаса» или «прошло несколько дней».

Не совсем шведское качество

Мы играли в BF4 на Xbox One и PC, а многопользовательский режим обкатывался нами на PS4 и, опять же, PC. Если на новом Xbox никаких багов замечено не было, то вот на компьютере дела обстоят немного печальнее — в Шанхае, например, исчезают дома. Напарники, если далеко от них отбежать, перестают следовать за вами, приходится возвращаться. Один из второстепенных персонажей во время диалога почему-то не открывал рот, но все равно разговаривал.

В других моментах мир может замереть и не двигаться до тех пор, пока игрок не начнет действовать. Это уже не баг, а, скажем так, недоработка. Условно — вертолет врезался в здание и упал, рядом под обломками лежит союзник, нога его прижата бетонной плитой. Кость раздроблена, остается только рассечь ткани и вытащить бедолагу из развалин. Ситуация крайне напряженная, командир орет от боли, напарник рядом с ним оцепенел от ужаса и не знает, что делать, а вы… вы рассматриваете камешек рядом с машиной. И пусть весь мир подождет. Без вашего участия вертолет никогда не взорвется, а бедняга под плитой не умрет от потери крови. В такие моменты очень хочется, чтобы в ключевых сценах свободу все-таки ограничивали и сводили геймплей до нажатия пары кнопок.

Battlefield 4

Наконец, противники не всегда ведут себя самостоятельно. Для многих врагов явно прописаны скрипты, и в некоторых перестрелках это особенно заметно: во время одной из стычек два солдата обязательно будут сбегать по лестнице, еще один постарается обойти группу через балкон, четвертый будет сидеть в укромном месте, прикрывая товарищей, и так далее.

Вышеперечисленные казусы воспринимаются вдвойне обидно, так как многопользовательский режим у игры снова вышел отличным. Получается неприятная ситуация: зачем стараться и придумывать одиночную кампанию, когда DICE, судя по всему, больше нравится заниматься мультиплеером и постепенно доводить его до совершенства? Нужно ли стараться ради пяти часов? Окупаются ли затраченные усилия? По сути, все проблемы, которые мы перечислили, относятся только к синглплееру и не находят отражение в игре по сети.

Это война

Battlefield всегда был про онлайновые сражения, и, скажем честно, опыт от многопользовательской игры совершенно не совпадает с ощущениями от кампании. Оба режима по-своему хороши, но вот ведь парадокс — «безжизненный и обезличенный» мультиплеер без героев и истории вызывает едва ли не больше эмоций, чем сюжет. И дело даже не в том, что в онлайне вы играете с живыми людьми. Если в сингле, несмотря на всю свободу и относительно открытые перестрелки, ощущаются какие-то барьеры, то в мультиплеере их попросту нет. Да, у карт очерчены какие-то границы, но все, что в них происходит, — чистая импровизация. В какой-то степени все это было и в предыдущих Battlefield, но с приходом хитрой системы Levolution сумасшествие вышло на новый уровень.

Battlefield 4

На каждом этапе игрок может совершить последовательность действий и радикально поменять локацию, а заодно и ход боя. Взять, к примеру, карту Paracel Storm. Начинается все мирно: небольшие островки, штиль, солнце играет на волнах. Потом погода на архипелаге постепенно меняется, некогда ясное небо становится мрачным, и вот уже вдалеке маячит шторм. С неба льет дождь, видимость портится. Бушуют волны, гремит гром, и тут молния бьет прямо в ветряк. Испорченный объект можно разрушить целиком, и тогда застрявший в ветряке обездвиженный крейсер, который никому до сих пор не мешал, пойдет прямым курсом на один из островов и разделит карту на две части.

Тот, кто удерживает разрушенный корабль, получает дополнительное преимущество — на борту судна есть противовоздушные орудия. Кроме того, при сильном ветре неудобно плавать на лодках, волны постоянно бьют незадачливого «мореплавателя», целиться становится невероятно трудно.

И вот такие «корабли», меняющие тактику для обеих сторон, есть на каждом уровне. Например, на карте Siege of Shanghai позволяется подорвать небоскреб, погрузив улицы города в пыль, а на уровне Zavod 311 можно активировать боеголовку, которая обрушит здоровенную трубу, — эффект не такой заметный, как на других картах, но бронетехнике теперь придется объезжать обломки.

Еще на уровнях разбросаны небольшие активные объекты, которые не совсем попадают под философию Levolution, но тоже влияют на ход событий. Так, можно вырубить свет в помещении — и игроки внутри потеряют ориентир, у входа в здание честно срабатывают металлодетекторы и косвенно предупреждают о вторжении, а вагон поезда можно закрыть, предварительно закинув туда гранату. Поначалу все эти мелочи вместе с механикой изменения карт дарят редкое в онлайновых шутерах чувство вседозволенности, ты просто теряешь голову от свободы.

Battlefield 4

Но проходит очередной раунд, а потом еще один, и еще, а тот же самый небоскреб как падал, так и продолжает падать… Рано или поздно к идее Levolution привыкаешь и динамическое изменение карт больше не приводит в такой восторг. Хочется, чтобы коронных, определяющих моментов на каждом уровне было намного больше. До релиза BF4 шведы без конца говорили про синергию определенных многопользовательских моментов в одиночной игре (выросший масштаб карт, добавление техники и др.), но, как оказалось, куда больший интерес представляет именно обратная штука: небольшие скриптовые сценки замечательно оживили мультиплеер.

Вторая важная деталь в онлайн-боях — серьезный характер происходящего. Да, иногда на серверах творится чистое безумие — асы на истребителях сбивают снайперов крыльями, безумные люди минируют джипы дистанционной взрывчаткой, — но в Battlefield все равно не теряется ощущение настоящей войны.

Огромный вклад в аутентичность вносят карты. Некоторые настолько огромны, что на разных участках разительно отличается геймплей. Так, на крышах Flood Zone (полузатопленный китайский городок) царит вечная суматоха, потому что там всегда есть где спрятаться и трудно заметить, откуда прилетела шальная пуля. Но уже на парковке той же карты все относительно спокойно — пространство открытое, откуда могут появиться враги — известно, поэтому неожиданностей обычно не бывает. Зато на дальнем участке из-за обилия удобных подъездов скапливается вся бронетехника — и тоже геймплей совершенно другой.

По режиму

Помимо привычного «захвата» в Battlefield 4 появилось два совершенно новых режима.

Первый из них — Obliteration — крайне нервный. На карте появляется бомба, ее нужно схватить и доставить на базу соперника. Без командной работы здесь делать нечего, но с непривычки большинство игроков плюет на защиту точек и наперегонки бросается к бомбе. Схватить ее и унести, когда в одной точке скопилось несколько десятков человек, почти невозможно, разве что исхитриться незаметно подобрать и смыться на быстроходном транспорте. Зато взорвать объект после этого проще простого, в защите-то никто не остался.

Battlefield 4

Другой режим, Defuse, цитирует Counter-Strike. Шесть раундов. Три из них мы пытаемся заложить в одну из двух точек на уровне бомбу и дождаться, когда она детонирует. Оставшиеся раунды боремся с терроризмом и изо всех сил стараемся предотвратить взрыв. При всей схожести описания с точки зрения геймплея общего у игр очень мало. Во-первых, здесь нет закупки оружия и смерти до конца раунда. Во-вторых, архитектура и планировка уровней в Battlefield 4 куда сложнее, следовательно, тактические маневры здесь совершенно другие.

В мультиплеер Battlefield 4 можно играть по-разному. Кто-то обязательно начнет осваивать небеса, другой сядет в танк и примется резвиться, руша здания. Штурмовик, которому надоело в третий раз подрываться на танковом снаряде, быстро перепрофилируется в инженера, схватит ракетницу и начнет охотиться на бронетехнику.

И хотя игроки всегда найдут способ превратить игру в балаган, сбивая снайперов с крыш прямо крыльями истребителя или минируя джипы дистанционной взрывчаткой и направляя машину в скопище врагов, война в Battlefield 4 все равно ухитряется выглядеть серьезнее некуда.

Читайте также: