Batman arkham asylum сюжет

Обновлено: 03.07.2024

Игровая индустрия в какой-то мере подхватила этот задор. Грядущая игра о Бэтмене по-прежнему боится расстаться с его именем в названии, но, с другой стороны, это уже не «Бэтмен. На страже города» (Batman: Vengeance в оригинале). Это Batman: Arkham Asylum.

Бэтмен возвращается

Озаглавив свою игру таким образом, англичане Rocksteady Studios дали ясно понять, что они разрывают связи с последними фильмами, возвращаясь к классической вселенной Бэтмена. Сумасшедший дом Аркхем (Arkham Asylum) — не самое подходящее место для привлечения покупателей. Его вообще не принято показывать публике — он наводит на ненужные мысли. В «Бэтмене навсегда» был запланировал эпизод, где Двулицый (в исполнении Томми Ли Джонса) сбегает из лечебницы, но она не вошла в финальную версию. А между тем, наряду с особняком Уэйнов, это помещение можно считать ключевой бэтлокацией. К тому же Arkham Asylum поднимает вопрос, который кинофильмы как-то не решаются ставить: не является ли миллионер, по ночам рядящийся в костюм летучей мыши, сумасшедшим?

Даже если отбросить всю эту метафизику, то лечебница Аркхем — место крайне интересное, здесь томятся практически все враги Бэтмена. Одних после поимки признали невменяемыми (Джокер, Двулицый, Ядовитый Плющ, Пугало), других невозможно содержать где-то еще без специального оборудования (Мистер Фриз), а третьи сидят просто так, за компанию (Пингвин). Неудивительно, что такой разносторонний творческий коллектив однажды взял власть в больнице в свои руки. По многочисленным просьбам Бэтмен отправляется навести порядок в этом дивном месте.

Джокер тут классический, по комиксам. После того, что устроил на экране Хит Леджер, это, конечно, несколько расстраивает.

Мы несколько насторожились, узнав, что действие игры пройдет в лечебнице. Бэтмен умеет летать, у него есть самолет, мотоцикл и бэтмобиль. Не будет ли ему тесно в застенках дурдома? Но Eidos во время демонстрации неожиданно дарят надежду: «В игре будет бэтмобиль. Больше пока ничего сказать не могу». Остается верить, что его присутствие не ограничится извозом Бэтмена к дверям больницы.

Все помещение лечебницы, а также близлежащие территории (Arkham Asylum находится на острове) будут в нашем полном распоряжении. Поначалу казалось, что англичане готовят породистый стелс-экшен: замкнутое пространство, задаваемые сторонним наблюдателем миссии, квесты от местных «жителей», различные способы достижения цели, развитие умений. Роль удаленных руководителей возьмут на себя комиссар Гордон и его дочка — они будут давать мудрые советы по рации, направляя Бэтмена (загипнотизируют ли они его для начала, пока неизвестно). Рукопашный бой, умение обращаться с метательными звездочками и другие трюки можно будет подвергнуть прокачке.

Каждый полет сюрикена подается с рапидом, качественной анимацией вращения. Звездочкой можно, например, сбить врага с ног.

Когда мы на несколько минут прикоснулись к геймплею, стало ясно, куда метят Rocksteady Studios. Batman: Arkham Asylum — это многовариантный, детализованный мордобой в лучших традициях аркад о супергероях. Вместо нагнетания атмосферы, какого-то исследования игрового мира — групповая раздача оплеух. Драки, надо отдать должное, выглядят очень достойно. Совсем как в последних фильмах, Бэтмен полагается на очень жизненные приемы: дерется в основном кулаками, использует различные захваты, а сокрушительный пинок ногой применяет только для добивания противника. Разработчики щедро разбавляют поединки постановочными ракурсами, демонстрируют завершающие удары в рапиде.

Rocksteady Studios гордо заявляют, что их Бэтмен — простой человек, не наделенный суперспособностями, и в доказательство показывают, как Брюс Уэйн юлой крутится в толпе врагов, словно Нео из второй «Матрицы», щедро раздавая затрещины направо и налево. Действительно, какие уж тут суперспособности!

Все это несколько не соответствует духу взрослой игры, которой Batman: Arkham Asylum явно себя считает. Миссии вроде спасения висящих над пропастью полицейских также говорят не в пользу серьезной истории (на презентации Бэтмен от души врезал спасенному охраннику по лицу — нечаянно, конечно, но драмы заметно поубавилось). В общем, если вы ждете от Arkham Asylum трагедии, в сторону которой толкает историю Нолан со своими фильмами, то лучше сразу расслабиться. Зато у игры есть несколько своих совершенно восхитительных особенностей.

Само название Arkham Asylum — явная отсылка к Говарду Лавкрафту и его городу Аркхем (именно там происходит действие большинства рассказов писателя). Лечебница присутствует практически во всех произведениях о Бэтмене начиная с 1974 года, но главной работой, посвященной этому мрачному месту, считается комикс Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth (1989).

Сюжет здесь шизофренически раздваивается: одна сторона — триллер о Бэтмене, другая — трагедия основателя лечебницы Амадея Аркхема. Пациенты сумасшедшего дома во главе с Джокером берут в заложники медперсонал и выдвигают требование: Бэтмен должен прийти в лечебницу, его место рядом с ними. Бэтмен, в общем-то, не спорит…

Параллельно с этим мы узнаем историю Амадея Аркхема — как он мечтал лечить душевнобольных, как переоборудовал свой дом в больницу и как в конечном итоге сам стал ее пациентом.

Привычными для нас мерками комикса это произведение измерить нельзя. Во-первых, впечатляют иллюстрации. Каждая из без малого ста двадцати страниц выполнена с таким вниманием к деталям, какому позавидовали бы обложки многих массовых комиксов.

Во-вторых, потрясает, как авторы работают со структурой графического романа. Мы привыкли, что суть комикса — это избиение врагов с непременным «Arrrggghhh!» вдоль и поперек страниц. В Arkham Asylum текст и иллюстрации работают как режиссерский инструмент. Джокер показывает Бэтмену расплывчатое пятно, которым проверяют адекватность больных, выясняя их ассоциации (тест Роршаха). «Что ты видишь, Бэтмен?» — спрашивает он. Мы переворачиваем страницу, а там — огромная летучая мышь во весь лист. «Ничего. Я ничего там не вижу», — лжет Бэтмен.

Arkham Asylum весь соткан из таких тонкостей. Реплики Джокера оформлены «пляшущими» красными буквами — мы как бы слышим его издевающийся, смеющийся голос. Двулицый проходит курс терапии — его «пересаживают» с монеты на игральную кость: шесть вариантов, шесть граней кубика вместо двух сторон монеты. Размышление Аркхема о борьбе с внутренними демонами идет на фоне битвы Бэтмена с живым чудовищем (Killer Croc).

Несмотря на одинаковые названия и очевидное сходство сюжета, Eidos отказываются назвать Batman: Arkham Asylum адаптацией комикса — Rocksteady Studios черпали вдохновение в самых разных произведениях. Честно говоря, жаль.

Анализируй это

Модель Бэтмена выглядит вполне достойно, но некоторые части его тела периодически прорываются через плащ.

Неожиданно Rocksteady Studios дают игроку почувствовать себя, простите за пошлость, настоящим Бэтменом. Прежде всего имеются в виду его знаменитые гаджеты: метательные звездочки в форме летучей мыши, гарпун с веревкой для лазания по стенам, портативные взрывные устройства. Все предметы действительно участвуют в геймплее, а не пылятся под плащом до скриптовой сцены.

Еще Бэтмену помогает «рентгеновское зрение». Включив его, он видит сквозь предметы скелеты врагов с подсвеченным оружием, но главное — в этом режиме жирным маркером обозначаются важные для геймплея области. Например, рубильник или выступ, за который удобно зацепиться кошкой. Глупость, казалось бы, восхищаться такими чисто эстетскими приемами, но в Arkham Asylum они работают.

Для решения некоторых сценарных задач нужно вести себя скрытно, но разработчики на корню пресекают всякие слухи о стелс-экшене: Бэтмен не должен прятаться в тени и ходить на цыпочках. Поэтому Rocksteady Studios придумали Predator Mode — режим хищника. По сути это, так сказать, агрессивный стелс. Принцип его действия нам продемонстрировали на примере уровня в колонном зале. На первом этаже бродят несколько бандитов, Бэтмен наблюдает за ними сверху…

Тут нужно сделать оговорку. Мощная фигура героя, облаченная к тому же в плащ, нисколько не загораживает игроку обзор. Более того, камера справляется с различными ракурсами и ловко подстраивается под выкрутасы Бэтмена. И когда кажется, что места для виртуального оператора совсем не осталось (например, герой приютился на крохотном выступе под потолком), она вдруг перемещается за Бэтменовы уши!

Экшен-механика тут злая, реалистичная, вполне соответствует тому, как ведет себя Брюс Уэйн в фильмах Нолана.

…Так вот, полностью контролируя перемещение врагов, Бэтмен выжидает, пока один из них отобьется от «стада». И вот дальше есть два варианта развития событий. Первый — герой по колоннам забирается туда, где он окажется прямо над противником, спускается на тросе, хватает врага и привязывает его за ногу! В таком подвешенном состоянии несчастный привлекает внимание своих подельников — они сбегаются на крики и пытаются понять, что же случилось. Дальше Бэтмен может срезать висящего, метнув сюрикен, чтобы потом разобраться с остальными.

Но есть и второй вариант — без лишних церемоний вломиться в толпу врагов и избить всех. Тут очень пригодится умение планировать на сложенном в крылья плаще. Игрок полностью контролирует этот процесс, сам выбирает, когда раскрыть «парашют» и куда лететь. Так, например, получается эффектно ударить врага ногой еще до приземления.

Высший пилотаж — выловить всех противников, оставшись незамеченным. Игра здорово передает панику врагов, не понимающих, кто же на них нападает.

Ну и кроме всего прочего, картину дополняют мелочи вроде вырывания вентиляционных решеток (вместо того чтобы просто выбить решетку ногой, Бэтмен, как бы подчеркивая свою мужественность, выдирает ее голыми руками — привет God of War) и романтично развивающегося плаща.

Так что у Rocksteady Studios, похоже, получается главное — они создают узнаваемый, цельный, яркий образ Бэтмена. И делают это не только визуально, но и геймплейно.

Джокер справедливо считает, что миллионеру, который по ночам летает над городом в черном латексе и носит острые уши, — самое место в лечебнице, рядом с ним.

Это Killer Croc, не самый популярный, но, пожалуй, самый большой злодей в мире Бэтмена.

Бэтмен охотится. Притаившись за ни о чем не подозревающим злодеем, он выбирает момент для атаки. Камера очень удобно «садится» ему на спину, сохраняя перспективу от третьего лица, но не загораживая обзор.

Найдя удачное место для броска, Бэтмен пикирует на жертву. Полет полностью контролируется игроком, мы сами выбираем, в какой момент раскрыть крылья (то есть когда нужно просто спрыгнуть с небольшой высоты, это можно сделать без лишнего позерства).

Эффектное завершение комбинации ударом ногами. Казалось бы, ситуация насквозь постановочная, но, похоже, таких моментов в игре будет немало. Главный секрет их создания — сделать побольше многоэтажных уровней.

Но нам бы, конечно, хотелось по-настоящему почувствовать атмосферу больницы Аркхем, увидеть живое противоборство ее узников. К сожалению, тут порадовать нечем. В репликах Бэтмена опять струится пафос из старых фильмов, ему снова противостоит «адский» Джокер, никакой драмы, никаких противоречий. Вот добро, вот зло — все просто, как две стороны монеты Двулицего. Очень хочется верить, что мы видели лишь малую часть истории и не уловили ее суть. Очень хочется надеяться, что Arkham Asylum для Rocksteady Studios — это многогранный образ, плацдарм для раскрытия характера главного героя и его противников. А не просто повод запихнуть в игру о Бэтмене всех возможных боссов. Но даже если это окажется так — мы не против.

Будем ждать? «Взрослая» игра о Бэтмене — с аркадной структурой, но ярким образом главного героя.

Arkham Asylum.jpg

Batman: Arkham Asylum (рус. Бэтмен: Лечебница Аркхэм) — компьютерная игра в жанре Action-adventure для Microsoft Windows, Mac OS X, PlayStation 3 и Xbox 360, созданная компанией «Rocksteady Studios» и выпущенная компанией «Eidos Interactive» в сотрудничестве с Warner Bros. Interactive Entertainment и DC Comics в 2009 году. Часть серии Batman: Arkham. Основывается на серии комиксов о Бэтмене.

Содержание

Персонажи [ ]

Особняком среди всего прохождения стоят уровни, где главный герой попадает в царство иллюзий, вызванное токсином Пугала. Переход никак не афишируется, увидеть его можно по внешним изменениям. В одном из этих миров под управление игроку даётся юный Бэтмен, в другом же можно чуть походить за Джокера. Миры эти отличаются от стандартной обстановки, что вносит разнообразие.

Batman: Arkham Asylum ( рус. Бэтмен: Лечебница Аркхем) — это компьютерная игра в жанре Action-adventure для Microsoft Windows, Mac OS X, PlayStation 3 и Xbox 360, созданная компанией «Rocksteady Studios» и выпущенная компанией «Eidos Interactive» в сотрудничестве с Warner Bros. Interactive Entertainment и DC Comics в 2009 году. Первая игры в серии Batman: Arkham. Основывается на серии комиксов о Бэтмене.

Содержание

Сюжет

Геймплей

Игровой процесс игры Batman: Arkham Asylum можно условно разделить на три типа: исследование мира, beat 'em up и стелс. В первом случае герой перемещается по территории лечебницы, решая встречающиеся головоломки и пробираясь к необходимому месту посредством своих гаджетов.

Особняком среди всего прохождения стоят уровни, где главный герой попадает в царство иллюзий, вызванное токсином Пугала. Переход никак не афишируется, увидеть его можно по внешним изменениям. В одном из этих миров под управление игроку даётся юный Бэтмен, в другом же можно чуть походить за Джокера. Миры эти отличаются от стандартной обстановки, что вносит разнообразие.

Основные персонажи

Актеры озвучивания

Загружаемый контент

Критика

Игра вышла очень успешной и быстро завоевала популярность. На сайте Metacritic на 2016 год имеет оценку в 91-92 балла. Была неоднократно признана игрой года, за что и получила GOTY. На премии BAFTA игра Batman: Arkham Asylum удостоилась следующих наград: лучшая игра 2009 года и лучший игровой процесс. Лучшая игра 2009 года в жанре Action/Adventure по мнению ресурса GameTrailers.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что делает Бэтмена — единственного супергероя, лишенного сверхчеловеческих качеств, — таким интересным персонажем? Рискнем предположить — дело в его универсальности. Бэтмен хорошо дерется, но крепкие кулаки ничего не стоят без арсенала гаджетов: резиновый костюм и черный плащ от пуль не защищают. В свою очередь, и боевые искусства, и гаджеты — ничто без его дедуктивных способностей. Бэтмена не зря зовут величайшим в мире детективом.

По этой причине идеальной игре про человека-летучую мышь мало быть просто качественным файтингом или интересным стелс-экшеном — в ней должны быть и пространственные головоломки (чтобы было где применять все эти гарпуны и лебедки), и какие-никакие квестовые элементы (чтобы Брюс Уэйн мог на деле продемонстрировать свои детективные таланты). Так вот, Batman: Arkham Asylum — это именно такая игра про Бэтмена. Почти идеальная.

Остров летучей мыши

По ходу игры внешний вид Бэтмена меняется: на костюме появляются порезы, в плаще — прорехи, на лице — кровоподтеки… По непроверенным данным, у него еще и щетина растет.

Не станем скрывать — мало кто у нас в редакции верил, что у Rocksteady все получится. На презентациях разработчики всегда делали акцент на какой-то одной составляющей игры, а остальное если и показывали, то как-то мельком. Но Arkham Asylum, как и образ Бэтмена, можно воспринимать только целиком, какая-то одна составляющая этой игры не работает без остальных.

Действие, напоминаем, происходит на острове, где расположены корпуса Аркхемской психиатрической лечебницы. В этом уважаемом заведении сидят серийные убийцы, психопаты и «люди с особыми нуждами» (вроде Ядовитого Плюща или Мистера Фриза) — Бэтмен никого и никогда не убивает, поэтому пойманные им суперзлодеи отправляются прямиком сюда. В какой-то момент на острове собралось большинство его старых врагов. Последним прибыл Джокер, которого Бэтмен недавно изловил и теперь лично везет в клинику. По странному стечению обстоятельств в городской тюрьме недавно случился пожар и большую часть вменяемых преступников из банды Джокера временно перевели сюда же… Дальше, понятно — побег, полная изоляция острова от внешнего мира и еще один зловещий план клоуна-маньяка. В Аркхэме намечается вечеринка гениальных сумасшедших, и Джокер очень хочет, чтобы и Бэтмен к ней присоединился. Стоит ли говорить, что у последнего другие планы на вечер?

Бэтмен всегда добивает противников эффектно. Зато сам, получив удар по затылку, неловко оступается и хватается за голову.

Итак, Unreal Engine 3, лунная ночь, облака, на горизонте переливается огнями Готэм. Аркхем — крайне мрачное место. Снаружи — увитые плющом беседки и осыпающиеся строения, внутри же — силовые поля, камеры, мониторы, компьютеры и прочий пенитенциарный хай-тек.

Блуждать по Аркхему можно свободно: Бэтмен обследует госпиталь, тюрьму, отделение интенсивной терапии, ботанические сады, канализацию и особняк-музей, постепенно обрастает апгрейдами, с помощью которых можно открыть новые сектора в уже обследованных локациях. Хотя «блуждать» — неподходящее слово, гораздо чаще приходится бегать. Сюжет тут — как в хорошем фильме про террористов: то массовый побег психов из изолятора, то нападение гигантских растений. В центре происходящего почти всегда остается Джокер, но в какой-то момент на передний план выходят все ключевые злодеи и требуют внимания к своей персоне. Ушастому супергерою то и дело приходится нестись на другой конец карты, уворачиваясь от пуль снайперов и отыскивая обходные пути.

Все в поясе

Из всех видов бэтарангов наш любимый — управляемый. С его помощью можно достать даже самых хитрых врагов.

Жанр игры меняется с каждой новой локацией. Сначала это честный файтинг, где Бэтмен рубится с несколькими безоружными соперниками (бешеными клоунами Джокера). Нужно не только выстраивать комбо и контратаковать, но и контролировать окружающую обстановку: в любой момент сверхчеловека могут некрасиво огреть трубой по затылку — в глазах темнеет, изображение двоится и становится уже не до изящных комбинаций.

Когда появляются клоуны с огнестрельным оружием, начинается совсем другая игра — стелс-экшен, где Бэтмен превращается в Хищника. Здесь на первый план выходит «режим детектива», особый вид зрения, в котором видно сквозь стены (враги предстают светящимися скелетиками). Комнаты для игры в кошки-мышки украшены высоко расположенными горгульями, на каждую из которых можно мгновенно забраться при помощи лебедки. Устроившись на изваянии, мы спокойно наблюдаем за перемещениями врагов и готовим план атаки: можно спрыгнуть и вырубить клоуна ударом пятки, можно схватить ничего не подозревающего врага и подвесить его за ноги, а если заметят — быстро перепрыгнуть на другую горгулью или спрятаться в вентиляции.

В Detective Mode сразу видны все важные объекты — вентиляционные решетки, запертые двери, провода и панели управления, а главное — враги.

Однако врагов можно достать и с земли — где-то надо прижиматься спиной к стене и прицельно кидать бэтаранг, где-то подкрадываться сзади и душить врага. Единственно правильного варианта не существует — условия постоянно меняются, и под них приходится приспосабливаться. Скажем, в какой-то момент появляются бандиты, на которых надеты специальные ошейники, отслеживающие физиологическое состояние: стоит пульсу упасть ниже определенной отметки (если вы, например, оглушили амбала), и Джокер тут же об этом узнает, вышлет подмогу. А еще во второй половине игры он начинает минировать горгулий — и всем, кто до этого воображал себя ужасом, летящим на крыльях ночи, приходится привыкать работать в новых условиях.

Наконец, третий вид геймплея — акробатические упражнения и поиск улик. Впрочем, никакого Prince of Persia — до любой необходимой точки Бэтмен добирается при помощи трех видов тросов: традиционного гарпуна (схватил-подтянулся), гарпуна улучшенного (помогает вырывать решетки вентиляции, находящиеся в труднодоступных местах) и устройства, которое может доставить героя в противоположный конец огромного зала — лишь бы точка приземления находилась на одном с ним уровне. С этими инструментами Бэтмен решает задачи вроде «как пройти в здание, если психи забаррикадировали вход». Ну а улики мы ищем в том же «режиме детектива», его приходится включать, когда нужно выследить кого-то по отпечаткам пальцев.

Пугало, бывший психотерапевт, сначала заставляет Бэтмена видеть ужасы при помощи психотропного газа, а после переносит его в какой-то потусторонний мир.

Эту игру стоило ждать хотя бы потому, что там можно сделать вот так.

Все, что вы хотели знать о Джокере

По современным меркам Arkham Asylum — игра довольно длинная, за два вечера ее пройти никак не получится. Для таких масштабов просто трех составляющих геймплея оказалось маловато — разработчики постоянно жонглируют ими: драка, стелс, исследования… Помимо этого сделан еще один очень тонкий ход — в игре постоянно меняется практически все. Самое важное здесь — история и персонажи, а обстановка подстраивается под происходящее. Вырвалась на свободу Плющ — через полчаса половину зданий заполнили испарения от ее ядовитых растений. Джокер расшалился и взорвал пару бомб? Извините, теперь вот тут и тут пройти нельзя, ищите обходной маршрут. Легко расправились с тремя вооруженными громилами? Что ж, в следующей комнате их будет шестеро. Про взрывающихся горгулий и бандитов в ошейниках мы уже упоминали. Ко всему прочему, за убийства и сбор бонусов Бэтмен получает опыт и может открывать новые режимы для гаджетов.

Все эти перемены (кроме, пожалуй, прокачки) никак не зависят от игрока, Arkham Asylum линейна, но разработчики умело ведут вас правильным маршрутом. Вовремя включают скриптовую сцену, дают подслушать классный диалог («Ладно, я тебя прощаю, — говорит Джокер провинившемуся бандиту. — Я всего лишь пошлю кого-нибудь к тебе домой, чтобы он переломал ноги твоей жене»), придумывают новых врагов, подкидывают интересный гаджет, стравливают с боссом… История о том, как банда суперманьяков захватила дурдом, внезапно становится интересной даже тем, кто до этого считал подобную завязку банальной и надуманной (то есть всем, кто почему-то не любит комиксы). А Rocksteady только подливают масла в огонь — дают прослушать записи психотерапевтических сеансов с каждым из злодеев и предлагают разгадать все 240 загадок Риддлера: от простых вроде поиска спрятанных предметов до совсем уж нетривиальных — когда на крыши двух разных зданий нужно посмотреть под таким углом, чтобы увидеть на них изображение вопросительного знака.

Веном, первый босс в игре, как разъяренный бык: сначала с ним нужно играть в корриду (вовремя отбегать, чтобы он ударялся головой о стену), а затем, как видите — в родео.

Ни для кого не секрет: Бэтмен и Джокер — старые друзья!

Rocksteady выбрали очень правильный подход: они не притягивают сюжет к готовой концепции, а наоборот — подстраивают условия игры под происходящее. Благодаря этой простой формуле в их игре никогда не бывает скучно. Но куда важнее другое: поставив во главу угла персонажей и их взаимоотношения, разработчикам удалось заставить каждого из нас почувствовать себя Бэтменом. Пройдя игру, вы поймете, что значит носить бэт-костюм, регулярно получать отрезком стальной трубы по голове и иметь в вечных противниках сумасшедшего клоуна-убийцу. А развевающийся черный плащ и рев двигателя бэт-мобиля вы еще долго не забудете. Неважно, любите вы Бэтмена и вообще комиксы, эту игру должен увидеть каждый.

ПЕРЕВОД: Про локализации вроде этой обычно говорят, что в них все сделано «на уровне»… Если бы не великолепный голос Джокера! Актер из русской версии играет не хуже Марка Хамилла, который озвучивал этого персонажа в оригинале: правдоподобно смеется, вопит и ерничает. С самим переводом все хуже: встречаются орфографические ошибки, кроме того — локализаторы игнорируют всяческие тонкости вроде игры слов и переводят Harley Quinn как Харли Квин, хотя вообще-то в этом имени должно звучать слово «арлекин»

Реиграбельность — да

Классный сюжет — да

Оригинальность — да

Легко освоить — нет

Оправданность ожиданий 95%

Геймплей 9

Звук и музыка 9

Интерфейс и управление 8

Дождались? Главный и единственный на сегодняшний день способ почувствовать себя Бэтменом — в Arkham Asylum изобретательно сочетаются стелс, файтинг, ворох гаджетов, яркие персонажи и блестящие диалоги.

Рейтинг «Мании»: 9.0

«Великолепно»

Локализация: 2/3

Бэт-биография

Бэтмен появился в 27-м номере Detective Comics в 1939 году, был придуман художником Бобом Кейном и сценаристом Биллом Фингером (Кейн придумал имя «Бэтмен», а Фингер — маску, плащ и собственно Брюса Уэйна). В сороковых годах к Бэтмену присоединился Робин (чтобы смягчить комиксы про мрачного одиночку), в 1954-м отношения Бэтмена с Робином стали предметом нападок психиатра Фредрика Вертхема, которые привели к окончательной трансформации «Бэтмена» из нуара в красочную детскую комедию.

В 1966 году стартовал комедийный телесериал с Адамом Уэстом в роли Бэтмена (все в точности как в фильмах Джоэля Шумахера, только с песнями, плясками и совсем без бюджета). В семидесятых и восьмидесятых Бэтмена практически перестали покупать — пока в 1986 году Фрэнк Миллер не нарисовал (и не написал) мрачнейший комикс The Dark Knight Returns про пятидесятилетнего Бэтмена в антиутопическом будущем (где Бэтмен наконец-то подрался с Суперменом).

Злодеи в Arkham Asylum — это не просто боссы в конце уровней. Каждый из них выполняет свою функцию.

Джокер

Настоящее имя неизвестно, впервые появился в 1940 году в первом выпуске комикса «Бэтмен». Главный шутник и затейник — это он заманил Бэтмена в Аркхем, устроил массовый побег психов, организовал появление армии супермутантов, фейерверк и вечеринку. В Arkham Asylum, как и в мультсериалах и игре Batman: Vengeance, Джокера озвучивает Марк Хамилл.

Ядовитый Плющ

Она же Памела Лиллиан Айсли, появилась в 81-м номере «Бэтмена» в 1966 году. Экотеррористка, повелевающая растениями, ответственная за превращение Аркхема в джунгли во второй половине игры. У Плюща с Бэтменом сложные взаимоотношения (жалко, что Бэтмен не растение!). В Arkham Asylum она является предпоследним боссом, плюющимся файерболами.

Пугало

Он же Джонатан Крэйн, профессор психологии, впервые появился в 3-м выпуске журнала World's Finest Comics в 1941 году. Одержим желанием изучать человеческие страхи. Обрабатывает Аркхем токсинами, вызывающими галлюцинации сначала у Бэтмена, а потом и у самого игрока. Драться с Пугалом не надо, достаточно пройти уровень до конца и осветить злодея прожектором.

Крок-убийца

Крок (первое появление — 523-й выпуск Detective Comics в 1983 году) родился большим и зеленым. В детстве его дразнили сверстники, и теперь он зол на весь мир. В лечебнице для него даже не нашлось палаты — он живет в старой канализации, куда ему время от времени спускают мясо. Бэтмену приходится убегать по хлипким мосткам — Крок ориентируется по волнению воды и атакует внезапно.

Драки в Batman: Arkham Asylum похожи именно на драки, а не на танцевальную ритм-игру

1 — Враги с оружием очень опасны. Кусок трубы — это еще ничего: врагов с ножами блокируют удары (приходится оглушать), а парней с электрошокерами нужно перепрыгивать — чтоб не шарахнули.

3 — Если кто-то подходит сзади, лучше сразу же начать контратаку: Бэтмен уйдет от удара и даст врагу по зубам. А вот если их проигнорировать — обязательно получим трубой по острым ушкам.

4 — Свалившегося врага можно быстро добить. Но лучше не рисковать — наклонившийся над поверженным врагом Бэтмен совершенно беззащитен. Лучше дать клоуну встать, а потом дать в рог еще раз.

Игровая индустрия в какой-то мере подхватила этот задор. Грядущая игра о Бэтмене по-прежнему боится расстаться с его именем в названии, но, с другой стороны, это уже не «Бэтмен. На страже города» (Batman: Vengeance в оригинале). Это Batman: Arkham Asylum.

Бэтмен возвращается

Озаглавив свою игру таким образом, англичане Rocksteady Studios дали ясно понять, что они разрывают связи с последними фильмами, возвращаясь к классической вселенной Бэтмена. Сумасшедший дом Аркхем (Arkham Asylum) — не самое подходящее место для привлечения покупателей. Его вообще не принято показывать публике — он наводит на ненужные мысли. В «Бэтмене навсегда» был запланировал эпизод, где Двулицый (в исполнении Томми Ли Джонса) сбегает из лечебницы, но она не вошла в финальную версию. А между тем, наряду с особняком Уэйнов, это помещение можно считать ключевой бэтлокацией. К тому же Arkham Asylum поднимает вопрос, который кинофильмы как-то не решаются ставить: не является ли миллионер, по ночам рядящийся в костюм летучей мыши, сумасшедшим?

Даже если отбросить всю эту метафизику, то лечебница Аркхем — место крайне интересное, здесь томятся практически все враги Бэтмена. Одних после поимки признали невменяемыми (Джокер, Двулицый, Ядовитый Плющ, Пугало), других невозможно содержать где-то еще без специального оборудования (Мистер Фриз), а третьи сидят просто так, за компанию (Пингвин). Неудивительно, что такой разносторонний творческий коллектив однажды взял власть в больнице в свои руки. По многочисленным просьбам Бэтмен отправляется навести порядок в этом дивном месте.

Джокер тут классический, по комиксам. После того, что устроил на экране Хит Леджер, это, конечно, несколько расстраивает.

Мы несколько насторожились, узнав, что действие игры пройдет в лечебнице. Бэтмен умеет летать, у него есть самолет, мотоцикл и бэтмобиль. Не будет ли ему тесно в застенках дурдома? Но Eidos во время демонстрации неожиданно дарят надежду: «В игре будет бэтмобиль. Больше пока ничего сказать не могу». Остается верить, что его присутствие не ограничится извозом Бэтмена к дверям больницы.

Все помещение лечебницы, а также близлежащие территории (Arkham Asylum находится на острове) будут в нашем полном распоряжении. Поначалу казалось, что англичане готовят породистый стелс-экшен: замкнутое пространство, задаваемые сторонним наблюдателем миссии, квесты от местных «жителей», различные способы достижения цели, развитие умений. Роль удаленных руководителей возьмут на себя комиссар Гордон и его дочка — они будут давать мудрые советы по рации, направляя Бэтмена (загипнотизируют ли они его для начала, пока неизвестно). Рукопашный бой, умение обращаться с метательными звездочками и другие трюки можно будет подвергнуть прокачке.

Каждый полет сюрикена подается с рапидом, качественной анимацией вращения. Звездочкой можно, например, сбить врага с ног.

Когда мы на несколько минут прикоснулись к геймплею, стало ясно, куда метят Rocksteady Studios. Batman: Arkham Asylum — это многовариантный, детализованный мордобой в лучших традициях аркад о супергероях. Вместо нагнетания атмосферы, какого-то исследования игрового мира — групповая раздача оплеух. Драки, надо отдать должное, выглядят очень достойно. Совсем как в последних фильмах, Бэтмен полагается на очень жизненные приемы: дерется в основном кулаками, использует различные захваты, а сокрушительный пинок ногой применяет только для добивания противника. Разработчики щедро разбавляют поединки постановочными ракурсами, демонстрируют завершающие удары в рапиде.

Rocksteady Studios гордо заявляют, что их Бэтмен — простой человек, не наделенный суперспособностями, и в доказательство показывают, как Брюс Уэйн юлой крутится в толпе врагов, словно Нео из второй «Матрицы», щедро раздавая затрещины направо и налево. Действительно, какие уж тут суперспособности!

Все это несколько не соответствует духу взрослой игры, которой Batman: Arkham Asylum явно себя считает. Миссии вроде спасения висящих над пропастью полицейских также говорят не в пользу серьезной истории (на презентации Бэтмен от души врезал спасенному охраннику по лицу — нечаянно, конечно, но драмы заметно поубавилось). В общем, если вы ждете от Arkham Asylum трагедии, в сторону которой толкает историю Нолан со своими фильмами, то лучше сразу расслабиться. Зато у игры есть несколько своих совершенно восхитительных особенностей.

Само название Arkham Asylum — явная отсылка к Говарду Лавкрафту и его городу Аркхем (именно там происходит действие большинства рассказов писателя). Лечебница присутствует практически во всех произведениях о Бэтмене начиная с 1974 года, но главной работой, посвященной этому мрачному месту, считается комикс Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth (1989).

Сюжет здесь шизофренически раздваивается: одна сторона — триллер о Бэтмене, другая — трагедия основателя лечебницы Амадея Аркхема. Пациенты сумасшедшего дома во главе с Джокером берут в заложники медперсонал и выдвигают требование: Бэтмен должен прийти в лечебницу, его место рядом с ними. Бэтмен, в общем-то, не спорит…

Параллельно с этим мы узнаем историю Амадея Аркхема — как он мечтал лечить душевнобольных, как переоборудовал свой дом в больницу и как в конечном итоге сам стал ее пациентом.

Привычными для нас мерками комикса это произведение измерить нельзя. Во-первых, впечатляют иллюстрации. Каждая из без малого ста двадцати страниц выполнена с таким вниманием к деталям, какому позавидовали бы обложки многих массовых комиксов.

Во-вторых, потрясает, как авторы работают со структурой графического романа. Мы привыкли, что суть комикса — это избиение врагов с непременным «Arrrggghhh!» вдоль и поперек страниц. В Arkham Asylum текст и иллюстрации работают как режиссерский инструмент. Джокер показывает Бэтмену расплывчатое пятно, которым проверяют адекватность больных, выясняя их ассоциации (тест Роршаха). «Что ты видишь, Бэтмен?» — спрашивает он. Мы переворачиваем страницу, а там — огромная летучая мышь во весь лист. «Ничего. Я ничего там не вижу», — лжет Бэтмен.

Arkham Asylum весь соткан из таких тонкостей. Реплики Джокера оформлены «пляшущими» красными буквами — мы как бы слышим его издевающийся, смеющийся голос. Двулицый проходит курс терапии — его «пересаживают» с монеты на игральную кость: шесть вариантов, шесть граней кубика вместо двух сторон монеты. Размышление Аркхема о борьбе с внутренними демонами идет на фоне битвы Бэтмена с живым чудовищем (Killer Croc).

Несмотря на одинаковые названия и очевидное сходство сюжета, Eidos отказываются назвать Batman: Arkham Asylum адаптацией комикса — Rocksteady Studios черпали вдохновение в самых разных произведениях. Честно говоря, жаль.

Анализируй это

Модель Бэтмена выглядит вполне достойно, но некоторые части его тела периодически прорываются через плащ.

Неожиданно Rocksteady Studios дают игроку почувствовать себя, простите за пошлость, настоящим Бэтменом. Прежде всего имеются в виду его знаменитые гаджеты: метательные звездочки в форме летучей мыши, гарпун с веревкой для лазания по стенам, портативные взрывные устройства. Все предметы действительно участвуют в геймплее, а не пылятся под плащом до скриптовой сцены.

Еще Бэтмену помогает «рентгеновское зрение». Включив его, он видит сквозь предметы скелеты врагов с подсвеченным оружием, но главное — в этом режиме жирным маркером обозначаются важные для геймплея области. Например, рубильник или выступ, за который удобно зацепиться кошкой. Глупость, казалось бы, восхищаться такими чисто эстетскими приемами, но в Arkham Asylum они работают.

Для решения некоторых сценарных задач нужно вести себя скрытно, но разработчики на корню пресекают всякие слухи о стелс-экшене: Бэтмен не должен прятаться в тени и ходить на цыпочках. Поэтому Rocksteady Studios придумали Predator Mode — режим хищника. По сути это, так сказать, агрессивный стелс. Принцип его действия нам продемонстрировали на примере уровня в колонном зале. На первом этаже бродят несколько бандитов, Бэтмен наблюдает за ними сверху…

Тут нужно сделать оговорку. Мощная фигура героя, облаченная к тому же в плащ, нисколько не загораживает игроку обзор. Более того, камера справляется с различными ракурсами и ловко подстраивается под выкрутасы Бэтмена. И когда кажется, что места для виртуального оператора совсем не осталось (например, герой приютился на крохотном выступе под потолком), она вдруг перемещается за Бэтменовы уши!

Экшен-механика тут злая, реалистичная, вполне соответствует тому, как ведет себя Брюс Уэйн в фильмах Нолана.

…Так вот, полностью контролируя перемещение врагов, Бэтмен выжидает, пока один из них отобьется от «стада». И вот дальше есть два варианта развития событий. Первый — герой по колоннам забирается туда, где он окажется прямо над противником, спускается на тросе, хватает врага и привязывает его за ногу! В таком подвешенном состоянии несчастный привлекает внимание своих подельников — они сбегаются на крики и пытаются понять, что же случилось. Дальше Бэтмен может срезать висящего, метнув сюрикен, чтобы потом разобраться с остальными.

Но есть и второй вариант — без лишних церемоний вломиться в толпу врагов и избить всех. Тут очень пригодится умение планировать на сложенном в крылья плаще. Игрок полностью контролирует этот процесс, сам выбирает, когда раскрыть «парашют» и куда лететь. Так, например, получается эффектно ударить врага ногой еще до приземления.

Высший пилотаж — выловить всех противников, оставшись незамеченным. Игра здорово передает панику врагов, не понимающих, кто же на них нападает.

Ну и кроме всего прочего, картину дополняют мелочи вроде вырывания вентиляционных решеток (вместо того чтобы просто выбить решетку ногой, Бэтмен, как бы подчеркивая свою мужественность, выдирает ее голыми руками — привет God of War) и романтично развивающегося плаща.

Так что у Rocksteady Studios, похоже, получается главное — они создают узнаваемый, цельный, яркий образ Бэтмена. И делают это не только визуально, но и геймплейно.

Джокер справедливо считает, что миллионеру, который по ночам летает над городом в черном латексе и носит острые уши, — самое место в лечебнице, рядом с ним.

Это Killer Croc, не самый популярный, но, пожалуй, самый большой злодей в мире Бэтмена.

Бэтмен охотится. Притаившись за ни о чем не подозревающим злодеем, он выбирает момент для атаки. Камера очень удобно «садится» ему на спину, сохраняя перспективу от третьего лица, но не загораживая обзор.

Найдя удачное место для броска, Бэтмен пикирует на жертву. Полет полностью контролируется игроком, мы сами выбираем, в какой момент раскрыть крылья (то есть когда нужно просто спрыгнуть с небольшой высоты, это можно сделать без лишнего позерства).

Эффектное завершение комбинации ударом ногами. Казалось бы, ситуация насквозь постановочная, но, похоже, таких моментов в игре будет немало. Главный секрет их создания — сделать побольше многоэтажных уровней.

Но нам бы, конечно, хотелось по-настоящему почувствовать атмосферу больницы Аркхем, увидеть живое противоборство ее узников. К сожалению, тут порадовать нечем. В репликах Бэтмена опять струится пафос из старых фильмов, ему снова противостоит «адский» Джокер, никакой драмы, никаких противоречий. Вот добро, вот зло — все просто, как две стороны монеты Двулицего. Очень хочется верить, что мы видели лишь малую часть истории и не уловили ее суть. Очень хочется надеяться, что Arkham Asylum для Rocksteady Studios — это многогранный образ, плацдарм для раскрытия характера главного героя и его противников. А не просто повод запихнуть в игру о Бэтмене всех возможных боссов. Но даже если это окажется так — мы не против.

Будем ждать? «Взрослая» игра о Бэтмене — с аркадной структурой, но ярким образом главного героя.

Читайте также: