Вечный спор ангела и демона происходит в нашей собственной совести

Обновлено: 04.07.2024

«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы…» (Достоевский в некоторые минуты ближе нам, чем те, с кем мы живем и кого любим, — ближе, чем родные и друзья.) -----это присылать не нужно

"Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого"

вы извините, но вы вообще что-ли слабоумием страдаете. неужели непонятно, о чем это.

Алиса Толстая Мастер (2097) анна калинина, ну ангел-добро, демон-зло. человек решает всегда-как ему поступить-хорошо или плохо, насколько совесть ему позволяет

Достоевский в некоторые минуты ближе нам, чем те, с кем мы живем и кого любим, — ближе, чем родные и друзья. Он — товарищ в болезни, сообщник не только в добре, но и во зле, а ничто так не сближает людей, как общие недостатки. Он знает самые сокровенные наши мысли, самые преступные желания нашего сердца. Нередко, когда читаешь его, чувствуешь страх от его всезнания, от этого глубокого проникновения в чужую совесть. У него встречаешь тайные мысли, которых не решился бы высказать не только другу, но и самому себе. И когда такой человек, исповедавший наше сердце, все-таки прощает нас, когда он говорит: "Верьте в добро, в Бога, в себя", — это больше чем эстетический восторг перед красотой; больше чем высокомерная проповедь чуждого пророка

Когда мы пытаемся принять какое-то решение, в нас происходит борьба добра и зла. По идее, мы должны поступить по-доброму, по совести, но "тёмная" сторона всё равно пытается нас перетянуть. И вот в этот момент и происходит смятение, ты не понимаешь чего точно ты хочешь: " поступить по-доброму, т. е., как подсказывает Ангел или же поставить в приоритет Дьявола".

Родион Раскольников - главный герой романа Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Образ Раскольникова возбуждает интерес читателя с первых строк. Его характер непонятен, а поступки часто противоречивы, оттого ещё увлекательнее становится процесс знакомства с этим персонажем. В душе главного героя одновременно живут две сущности: его "демон", эгоистичный, пропитанный запахом грязных распивочных, и его "ангел", способный любить и идти на жертвы.

Между ними нескончаемо идет ожесточенная борьба. Сочувствие к окружающим сменяется проявлениями гордости и безразличия. Кто же в итоге победит?

"Демон" Раскольникова отражается в его высокомерии, гордости и безразличии, но главное проявление темной стороны души - убийство старухи-процентщицы и Лизаветы, её сестры. Но и его светлая сторона раскрывается во многих поступках. Например, помощь семье Мармеладовых. Герой становится свидетелем смерти главы семейства, Семена Захаровича. Посочувствовав и без того нелегкой судьбе Катерины Ивановны, Раскольников отдает все деньги, что у него были, на похороны. Также из эпилога мы узнаем, что "преступник Раскольников, в бытность свою в университете, из последних средств помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода", а из слов вдовы Зарницыной мы узнаем, что наш герой во время пожара спас двух маленьких детей из уже загоревшейся квартиры. Всё это говорит о его благородном и отзывчивом сердце.

Казалось бы, Раскольников совершил страшное преступление, а значит, "демон" победил, но именно в этот момент темная сторона потерпела первые потери. Главный герой осознал, что не способен переступить через себя, что он, как и все, "тварь дрожащая". После убийства Раскольников страдает, часто впадает в беспамятство. На каторге в его душе происходит окончательный переворот, темная сторона отступает, и он понимает, что в Соне заключены "источники жизни" для него, что он "любит, бесконечно любит её".

На мой взгляд, ещё до совершения преступления главным героем было очевидно, что он не сможет выстоять перед угрызениями совести, ведь сама его суть, его сознание противились этому шагу: "И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?". Это же доказывает и сон, увиденный Раскольниковым накануне убийства - избиение лошади её пьяным хозяином. Маленький Родион бросился на помощь бедному животному. Он не понимал жестокости пьяной толпы: "За что они. бедную лошадку. убили!". Старая кляча является образом старухи-процентщицы. Так, убийство само по себе противоречило натуре главного героя.

Все мы, подобно Раскольникову, заключаем в себе две противостоящие стороны, добро и зло, хорошее и плохое, и только нам решать, кто же в итоге победит.

Достоевский в некоторые минуты ближе нам, чем те, с кем мы живем и кого любим, — ближе, чем родные и друзья. Он — товарищ в болезни, сообщник не только в добре, но и во зле, а ничто так не сближает людей, как общие недостатки. Он знает самые сокровенные наши мысли, самые преступные желания нашего сердца. Нередко, когда читаешь его, чувствуешь страх от его всезнания, от этого глубокого проникновения в чужую совесть. У него встречаешь тайные мысли, которых не решился бы высказать не только другу, но и самому себе. И когда такой человек, исповедавший наше сердце, все-таки прощает нас, когда он говорит: "Верьте в добро, в Бога, в себя", — это больше чем эстетический восторг перед красотой; больше чем высокомерная проповедь чуждого пророка.

Книги Достоевского нельзя читать: их надо пережить, выстрадать, чтобы понять. И потом они уже не забываются.

Достоевский захватил сердце и уж не отпустит его, пока не вовлечет в самую глубину настроения героя, не втянет душу в его жизнь, как водоворот втягивает слабую былинку в омут. Мало-помалу личность читателя перевоплощается в личность героя, сознание сливается с его сознанием, страсти делаются его страстями.

Пока читаешь книгу Достоевского, нельзя жить отдельною жизнью от главных действующих лиц рассказа: как будто исчезает граница между вымыслом и действительностью. Это больше чем сочувствие герою, это — слияние с ним. Когда Порфирий не решается подать руки преступнику, чувствуешь негодование на судебного следователя, как будто личную ненависть за его подозрения. Когда Раскольников с окровавленным топором бежит по лестнице, прячется в пустой квартире, где работают маляры, переживаешь весь его ужас, и мучительно хочется, чтобы он спасся, поскорее убежал от справедливой кары закона, чтобы Кох с товарищем как-нибудь не заметили его, чтобы преступление не могло быть открыто. Читатель вместе с героем делает преступный психологический опыт, и потом, когда оставляешь книгу, долго еще нет сил освободиться от ее страшного очарования. Гармония, красота, наслаждение поэзией — все это может пройти, исчезнув из памяти, забыться со временем, но преступный опыт души никогда не забывается. Достоевский оставляет в сердце такие же неизгладимые следы, как страдание.

Введение в жизнь героя посредством изображения тончайших, неуловимых переходов в его настроении — вот один из художественных приемов Достоевского; другой заключается в сопоставлениях, в резких контрастах трогательного и ужасного, мистического и реального.

Так же в романах Достоевского сопоставления реального и мистического. Тесные переулки близ Сенной; летний Петербург, вонючий и пыльный; полицейский участок с квартальными; бедность, разврат, та самая серая и пошлая обстановка большого города, которую мы привыкли видеть каждый день, — все это делается вдруг призрачным, похожим на сон. Автор проникнут чувством темного, таинственного и рокового, что скрывается в глубине жизни.

Он нарочно вводит в рассказ трагический элемент Рока посредством постоянных совпадений мелких случайностей. Перед тем как решиться на преступление, Раскольников слышит в трактире за бильярдом разговор двух неизвестных лиц о старухе-процентщице, его будущей жертве: весь план убийства, все нравственные мотивы до последней подробности подсказаны ему как будто судьбой. Незначительный факт, но он имеет огромное влияние на решимость Раскольникова; это — роковая случайность. Приблизительно в то же время, усталый и измученный, желая поскорей вернуться домой, но неизвестно почему делая большой ненужный крюк, он неожиданно попадает на Сенную и слышит разговор мещанина с Лизаветой, сожительницей старухи: мещанин назначает свидание по делу "в семом часу, завтра". Стало быть, старуха останется одна. Всем существом он почувствовал, "что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли", что убийство решено окончательно. Опять роковая случайность. В своей квартире он делает последние приготовления, вешает топор в петлю, пришитую внутри пальто. Как раз в этот момент "где-то на дворе раздался чей-то крик: "Семой час давно!" — "Давно, Боже мой!" — и он бросается на улицу. Автор прямо замечает: "Раскольников в последнее время стал суеверен. Во всем этом деле он всегда потом наклонен был видеть некоторую как бы странность, таинственность, как будто присутствие какихто особых влияний и совпадений. Роковые случайности вовлекают его в преступление, "точно он попал клочком одежды в колесо машины и его начало в нее втягивать".

Не только присутствие рока в событиях придает рассказу Достоевского трагический пафос в античном смысле слова — этому впечатлению способствует еще и единство времени (тоже в античном смысле). В промежуток одного дня, иногда нескольких часов, события и катастрофы нагромождаются целыми массами. Роман Достоевского не спокойный, плавно развивающийся эпос, а собрание пятых актов многих трагедий. Нет медленного развития: все делается почти мгновенно, стремится неудержимо и страстно к одной цели — к концу.

В быстроте действия, в перевесе драматического элемента заключается причина того, что у Достоевского гораздо меньше культурных и бытовых подробностей, чем у более спокойных, эпических поэтов, каковы, например, Сервантес и Гончаров. Внешнюю культуру, бытовую сторону жизни, обыденные настроения людей —в Испании по "Дон-Кихоту", в дореформенной России — по "Обломову" можно воспроизвести с гораздо большей точностью и полнотой, чем наши шестидесятые года на основании "Преступления и наказания".

Что выше — счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашею совестью? Можно ли частных случаях нарушать нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием — только идеями или идеями и тоже насилием? В этих вопросах боль и тоска нашего времени, и они составляют главную ось романа Достоевского. Таким образом, это произведение делается воплощением одной из великих болезней современной жизни: это гордиев узел, который разрубить суждено только героям будущих времен.

В жизни ужаснее всего не зло, даже не победа зла над добром, потому что можно надеяться, что эта победа временная, а тот роковой закон, по которому зло и добро иногда в одном и том же поступке, в одной и той же душе так смешаны, слиты, спутаны и переплетены, что почти невозможно отличить их друг от друга. Зло и порок обладают не только громадною силой искушения в нашей чувственной природе, но и громаною силой софизма в нашем уме. Первобытные духи зла, несмотря на свои чудовищные атрибуты, не так ужасны, как Мефистофель, который берет у человечества самое опасное и тонкое оружие — смех, как Люцифер, который берет у неба самый чистый и светлый луч — красоту.

Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы. Не только наслаждениями привлекает Демон, а еще и соблазном своей правоты: мы сомневаемся, не есть ли он непонятая часть, непризнанная сторона истины. Слабое, гордое сердце не может не откликнуться на возмущение, непокорность и свободу Люцифера.

Раскольников стремится к добру посредством зла, преступает нравственный закон во имя общего блага. Но разве не то же самое делает сестра его, Дуня? Она продает себя Лужину, чтобы спасти брата. Подобно тому как Раскольников приносит в жертву чужую жизнь во имя любви к людям, так она во имя любви к нему жертвует своею совестью. "Дело ясное, — восклицает Раскольников в негодовании, —для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от сморти не продаст себя, а для другого вот и продаст! Для милого, для обожаемого человека продаст. Вот в чем вся наша штукато и состоит: за брата, за мать продаст! Все продаст! О, тут мы при случае и нравственное чувство наше придавим: свободу, спокойствие, даже совесть.

Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объем 5-10 предложений). Как вы понимаете высказывание Д. С. Мережковского «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы…»

он ошибся. человек -ангелом предстает, когда ему что-то надо и демоном, когда кто-то хочет забрать что-то у человека.

Достоевский в некоторые минуты ближе нам, чем те, с кем мы живем и кого любим, — ближе, чем родные и друзья. Он — товарищ в болезни, сообщник не только в добре, но и во зле, а ничто так не сближает людей, как общие недостатки. Он знает самые сокровенные наши мысли, самые преступные желания нашего сердца. Нередко, когда читаешь его, чувствуешь страх от его всезнания, от этого глубокого проникновения в чужую совесть. У него встречаешь тайные мысли, которых не решился бы высказать не только другу, но и самому себе. И когда такой человек, исповедавший наше сердце, все-таки прощает нас, когда он говорит: "Верьте в добро, в Бога, в себя", — это больше чем эстетический восторг перед красотой; больше чем высокомерная проповедь чуждого пророка

Читайте также: