Вечной юности тонкий лед

Обновлено: 18.05.2024

Новый альбом Романа Литвинова, номинанта на премию "Человек года GQ 2011", называется Downshifting – и это лучшее, что случилось в русской музыке со времени Дельфина и Ильи Лагутенко.

Концерт Муджуса в клубе "Солянка", 19 марта 2011 года.

Аллегорически, ситуацию в музыке, – да и в любой области культуры, – можно представить следующим образом: огромная толпа людей, составляющих то, что принято называть "поколением", стоит у края обрыва и орет в пустоту – туда, где угадывается противоположный край. Они кричат, надрывая голоса, они вопят, они даже топают ногами, – так хотят услышать ответ, так желают убедиться в том, что их слышат, просто потому что это стало бы лучшим доказательством факта их существования. И вот когда они уже окончательно охрипли, когда отчаялись услышать ответ, с противоположного края доносится внятный и отчетливый крик. Тот, от кого он исходит, кричит о понятных вещах, на том же языке и с той же интонацией. Музыка Ромы Литвинова – и есть этот крик.

Его альбом Downshifting – это вполне понятный продукт, выверенный и просчитанный до мельчайшей реакции слушателя. Однако самое ценное в любой области искусства заключается не в том, что задумал выразить художник, а в том, что он выразил помимо своего желания. У Ромы получилось затронуть какой-то сокровенный коллективный смысл. Его музыка нравится всем – 17-летней посетительнице "Солянки" и 35-летнему бизнесмену, с которым она из этой "Солянки" уезжает, она нравится ценителям Набокова и поклонникам Дэна Брауна, автору этих строк и его маме. При этом, уровень диалога, который предлагает Роман, не то, чтобы очень высок. Музыкальный рисунок – незамысловатый, поэтика - на уровне мечтательного десятиклассника. Но, черт возьми, это работает! Образы вроде "вечной юности тонкий лед" (рифмуется с "заклинали лиловый мед") запускают мурашки по спинам самых изощренных интеллектуалов. Потому что – искренне. И потому что – емко. Музыка Муджуса – это такой универсальный сосуд для смыслов, которых у каждого из нас накопилось изрядное количество. В нее, как в друдольный стихотворный размер, помещается всё – наши неприкаянность и зацикленность на самих себе, наша тоска по настоящей дружбе и вечной весне, наши рефлексии, победы, проблемы, влюбленности, комплексы. И главное достоинство этой музыки, этих слов заключается не в том, что они модные, своевременные или какие-нибудь еще. Главное их достоинство в том, что они – это наше отражение. Это мы сами.

Вадим Рутковский, арт-редактор GQ: Искренняя и красивая поэзия, отлитая в изощрённую музыкальная форму: техногенная электроника становится цепкой, как эстрада, и высокопарно трагичной, как опера.

Любимая песня с альбома: "На Луне".

Любимая песня с альбома: "Юность".

Любимая песня с альбома: "Выздоравливай скорей"

Артемий Троицкий, музыкальный обозреватель: Было бы странно если бы я критично относился к альбому, который сам помог выпустить. Получилась очень интересная пластинка с концептуальной точки зрения. У нас как-то сложилось, что вся публика делилась на два лагеря - любителей русского рока и клубную молодежь. Рома Муджус первый человек, который перекинул убедительный мостик между двумя этими культурами . Альбом с одной стороны находится в русле влияния и настроения русского рока, и в первую очередь я имею ввиду Виктора Цоя и группу Кино, а с другой стороны Муджус один из известнейших техноэлектронщиков, и в звуковом отношении альбом выдержан в духе кислотных увеселений. Смесь на удивление органична и меня это восхищает.

Любимая песня с альбома: Нет любимой, потому что они все более-менее одинаковые.

Александр Горбачев, шеф-редактор "Афиши": Слушательская реакция, на мой взгляд, адекватная абсолютно - километровая очередь на презентацию в "Солянку", бурные обсуждения в социальных сетях. Необязательно с положительным результатом - кому-то нравится, кто-то громит, но в любом случае: я по общественному резонансу не припомню сопоставимого русского альбома за последние годы. И в этой связи меня расстраивает, что профессионалы за этим резонансом не поспевают, может быть, даже демонстративно игнорируют, имея в виду, что все это как бы ерунда. Ну то есть помимо моего текста в "Афише" (извините) и рецензии Алексея Мажаева на сайте "Интермедии", которая сделана своего рода в жанре b2b и предназначена в первую очередь профессионалам же, я внятных высказываний про альбом не видел, какой-то, казалось бы, логичной и обязательной в таких случаях полемики не происходит. Я не имею в виду, что все должны петь дифирамбы и считать Муджуса новым Цоем. Но событие есть. Долг профессионала - его отразить, осмыслить. Ей-богу, на английском языке текстов про этот альбом больше. Наверное, это еще и специфика культурных медиа в этой стране, да, но все же. Почему про этот альбом не пишет Коммерсант? Почему в OpenSpace про него написали три строчки? Ну и так далее. Вокруг беспомощного (и абсолютно несопоставимого по резонансу) альбома Найка Борзова, вышедшего прошлой осенью, в профессиональной среде хайп был парадоксальным образом гораздо больше. А тут такое впечатление, будто все считают, что Муджус - это проект "Афиши", и типа пусть они за него и отдуваются. Но это не так. И довольно странны потом жалобы на отсутствие новых героев, если те, кто должен этих героев фиксировать, не занимаются своими профессиональными обязанностями. Похожая история была несколько лет назад с русским хип-хопом, от которого все почти как-то отмахивались, пока не выяснилось, что это самая популярная молодежная музыка в стране, а Нойз МС собирает на концерты 5 тысяч человек влегкую. Остается пожелать, чтобы карьера Муджуса сложилась похожим образом.

Любимая песня с альбома: В данный момент – "Кровь на танцполе"

Роман Мазуренко, руководитель летней программы бара "Стрелка": Альбом замечательный. Проблема большинства русских артистов в том, что на каждый более-менее успешный релиз возлагаются большие надежды, которые потом висят на шеях авторов и очень им мешают. А этот альбом получился звонкий – Муджус выдрочил звук и сделал все качественно и крепко. Если вокруг него и существовал какой-то хайп, то только потому, что в нашей стране существует хайп по поводу всего нового.

Любимая песня с альбома: "Юность".

Александр Кондуков, главный редактор Rolling Stone: К сожалению презентация его альбома проходила в клубе Солянка, куда все пришли не посмотреть на Муджуса, а посмотреть на людей, которые пришли посмотреть на Муджуса. Постоять в сигаретном дыму с красивыми хорошо одетыми людьми и разойтись через полчаса. В альбоме я не увидел никакой поэтики Виктора Цоя, которая могла бы зацепить массы и собирать стадионы. Вижу электронную индустриальную тоску и несколько хороших фраз, которые он нашел, чтобы люди сдвинулись с места и пошли купили его альбом. В этом смысле поэтика Муджуса не отличается от поэтики Евгения Гришковца или проекта Мачете, где Ярослав Малый пропевает прописные истины, которые не все для себя могут сформулировать из-за воздействия наркотических или спиртосодержащих средств. Вот нашлись такие люди, которые смогли сформулировать. Опять же, я считаю, что Муджус не очень хорошо выглядит для того, чтобы украшать обложки журналов или даже развороты. Нужно что-то делать со своей внешностью, чтобы продвигаться в сторону Виктора Цоя. Если бы Цой опускал все время голову, то его бравый подбородок не цеплял девичьи сердца. Муджусу тоже нужно распрямить плечи, поднять подбородок и посмотреть на мир осмысленными глазами, а не затуманенным взором сисадмина, который копается в своем скудном словаре в поиске вышеупомянутых прописных истин. Но, насколько я знаю, скажем тактично, Муджус не хочет пленять девичьи сердца, поэтому с Виктором Цоем у них дороги разные.

Любимая песня с альбома: "Выздоравливай скорей".

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

мы цвели на костях весны,
после марта пришел февраль,
новостройками снились сны,
тишину закаляла сталь.

стали стаями таять дни,
звёзды серые звали в путь,
обжигали карманы угли,
в серебро превращали ртуть.

вечной юности тонкий лёд,
электрические цветы,
заклинали лиловый мёд,
напролёт ночью ждали мы.

обжигались на молоке,
поджигали кристалы льда,
теплотрассами на восток,
звали знали их имена.

через тысячу нулей -
это всё что ты можешь дать,
выздоравливай скорей, гори опять.
близнецы или водолей,
поверни мы недели вспять,
выздоравливай смелей.

кровь не станет ждать
кровь не станет ждать
кровь не может ждать
кровь не станет ждать
кровь не станет ждать
кровь не может ждать
кровь не станет ждать

апокалипсис каждый день,
нескончаемая весна,
с нами таяли лисни,
целовали ножи глаза.

магистралями на нули,
в проводах закипала кровь,
рвали радуги журавли,
поднимались и бились вновь.

через тысячу нулей -
это всё что ты можешь дать,
выздоравливай скорей, гори опять.
близнецы или водолей,
поверни мы недели вспять,
выздоравливай смелей.

кровь не станет ждать
кровь не станет ждать
кровь не может ждать
кровь не станет ждать
кровь не станет ждать
кровь не может ждать
смерть не станет ждать
смерть не станет ждать
смерть не станет ждать
смерть не станет ждать
смерть не станет ждать

мы цвели на костях весны, после марта пришел февраль, новостройками снились сны, тишину закаляла сталь.

стали стаями таять дни, звёзды серые звали в путь, обжигали карманы угли, в серебро превращали ртуть.

вечной юности тонкий лёд, электрические цветы, заклинали лиловый мёд, напролёт ночью ждали мы.

обжигались на молоке, поджигали кристалы льда, теплотрассами на восток, звали знали их имена.

через тысячу нулей - это всё что ты можешь дать, выздоравливай скорей, гори опять.

близнецы или водолей, поверни мы недели вспять, выздоравливай смелей.

апокалипсис каждый день, нескончаемая весна, с нами таяли лисни, целовали ножи глаза.

магистралями на нули, в проводах закипала кровь, рвали радуги журавли, поднимались и бились вновь.

через тысячу нулей - это всё что ты можешь дать, выздоравливай скорей, гори опять.

Мы цвели на костях весны, после марта пришел февраль,
Новостройками снились сны, тишину закаляла сталь.
Стали стаями таять дни, звёзды серые звали в путь,
Обжигали карманы угли, в серебро превращали ртуть.
Вечной юности тонкий лёд, электрические цветы,
Заклинали лиловый мёд, напролёт ночью ждали мы.
Обжигались на молоке, поджигали кристаллы льда,
Теплотрассами на восток, звали знали их имена.

Через тысячу нулей - это всё что ты можешь дать,
Выздоравливай скорей, гори опять.
Близнецы или водолей, поверни мы недели вспять,
Выздоравливай смелей, кровь не станет ждать,
Кровь не станет ждать, кровь не может ждать,
Кровь не станет ждать, кровь не станет ждать,
Кровь не может ждать, кровь не станет ждать.

Апокалипсис каждый день, нескончаемая весна,
С нами таяли лисни, целовали ножи глаза.
Магистралями на нули, в проводах закипала кровь,
Рвали радуги журавли, поднимались и бились вновь.

Через тысячу нулей - это всё что ты можешь дать,
Выздоравливай скорей, гори опять.
Близнецы или водолей, поверни мы недели вспять,
Выздоравливай смелей, кровь не станет ждать,
Кровь не станет ждать, кровь не может ждать,
Кровь не станет ждать, кровь не станет ждать,
Кровь не может ждать, смерть не станет ждать,
Смерть не станет ждать, смерть не станет ждать,
Смерть не станет ждать, смерть не станет ждать.

Перевод песни

We bloomed on the bones of spring, after March came February
New buildings had dreams, steel hardened the silence.
Days began to melt in packs, gray stars called out on the road,
Coals were burned in pockets, mercury was turned into silver.
Eternal youth thin ice, electric flowers,
They conjured purple honey, we waited all night.
Burnt in milk, set fire to ice crystals,
Heating mains to the east, their names were known.

Through a thousand zeros is all you can give
Get well soon, burn again.
Gemini or Aquarius, we turn the clock back
Get better bold, blood won't wait
Blood won't wait, blood can't wait
Blood won't wait, blood won't wait
Blood cannot wait, blood will not wait.

Apocalypse every day, endless spring,
Foxes melted with us, kissed the knives of the eye.
Highways to zeros, blood boiled in the wires,
Cranes tore rainbows, rose and fought again.

Through a thousand zeros is all you can give
Get well soon, burn again.
Gemini or Aquarius, we turn the clock back
Get better bold, blood won't wait
Blood won't wait, blood can't wait
Blood won't wait, blood won't wait
Blood can't wait, death won't wait
Death won't wait, death won't wait
Death will not wait, death will not wait.

Читайте также: