Vampire the masquerade bloodlines стоит ли играть

Обновлено: 04.07.2024

А какой сегодня вампир ты?

Настоящие любители всего вампирского наверняка всегда хотели почувствовать себя в шкуре бессмертного кровопийцы. Так вот, умельцы из Troika Games, разработавшие The Masquerade – Bloodlines, дают возможность сполна осуществить это желание. Сама игра начинается с обращения незадачливого смертного в могущественного (естественно не сразу) представителя кровожадной расы. Нам сходу дают выбрать пол и клан, коих в игре представлено семь: Бруха, Гангрел, Малкавиан, Носферату, Вентру, Тореадор, Тремер. От выбора клана зависит, как и личный отыгрыш, так и собственно геймплей, ибо они и внешним видом отличаются и особенности у каждого из них разные. Например, клан Малкавиан, это безумцы, которых понять окружающим довольно сложно, следовательно, все диалоги с NPC для персонажа этого клана были полностью переписаны и представляют из себя сложные метафоричные высказывания, понять которые игроку порой непросто. Вентру-аристократичные и элегантные вампиры, брезгующие пить кровь людей низших сословий, а Носферату, это вообще не похожие на людей твари, прячущиеся в тени. Бруха и Гангрел-этакие бойцы и бунтари, Тореадоры-вычурные и элегантные, видящие смысл жизни в прекрасном и загадочные Тремеры, которые являются не детьми Каина, а самостоятельно обратившимися смертными.

Когда выбор сделан, мы переносимся в тело нашего вампира. Оказывается, что главный герой был обращён без согласия Камарильи и теперь должен быть казнён, однако лидер «Свободных вампиров» высказывает свой протест и мало того, что герой остаётся в живых, он теперь ещё и становится солдатом князя ЛаКруа. Далее следует небольшое обучение, в котором нам поясняют механики игры и представляют общую картину «Мира Тьмы»-сеттинга, в котором собственно и разворачиваются действия Vampire.

На дворе Лос-Анджелес 2000-ых годов, в котором вампиры и другие сверхъестественные существа живут бок о бок с людьми, при этом они подчиняются Маскараду-своду правил, призванному скрывать их существование от представителей смертной расы и нарушение которого, карается смертью. Согласно мифологии «Мира тьмы», вампиры — потомки библейского братоубийцы Каина, обреченного вечно скитаться по земле и питаться кровью живых; Каин получил способность передавать свое проклятие другим людям — так возникли тринадцать кланов вампиров. Семь из них, за которые нам и дают поиграть, образуют Камарилью-тайную организацию, подобную закулисному правительству.

Кроме Камарилье в игре представлены ещё несколько группировок, среди которых Шабаш-противостоящий Камарилье союз кланов, члены которого отвергают Маскарад и наслаждаются своей природной сущностью, Анархи или «Свободные вампиры»-группировка, состоящая из вампиров-идеалистов, недовольных политической структурой Камарильи и считающих, что власть в обществе вампиров должна принадлежать всем, Куэй-цзины- азиатские вампиры, сильно отличающиеся от своих западных собратьев — они не пьют крови и питаются вместо этого жизненной энергией ци. Подробно вдаваться в историю «Мира тьмы» я не стану, ибо это материал для целой отдельной статьи, да и сама игра даёт достаточно информации для понимания как сюжета, так и общих аспектов данной вселенной.

В начале игры мы находимся в подчинении князя ЛаКруа, правителя Камарильи, но в ходе продвижения по сюжету нас подробно знакомят с укладом жизни вампирского общества, другими группировками, посвящают в суть их разборок, позволяют принять важные решения и раскрывают тёмные стороны мрачного Лос-Анджелеса, который, надо сказать, просто великолепен.


Deus Ex от мира Дракулы.

Впервые оказавшись на улицах Лос-Анджелеса, первые полчаса игры вы будете просто ходить и любоваться потрясающим дизайном, пронизанным густой готической атмосферой. Вот вы идёте по тёмным пустоватым улицам, слегка освещённым неоновыми вывесками, то тут, то там проходят наши собратья и не подозревающие о их существовании люди, а в самых грязных уголках греются у костра бездомные. Можно зайти в банк крови, дабы прикупить жизненно необходимый эликсир, посетить магазинчик, чтобы приобрести полезные ресурсы, пообщаться с представительницами древнейшей профессии. Потом вы заходите в местный клуб Asylum, где под песню Chiasm – Isolated развлекаетесь на танцполе с другими посетителями, заводите разговор с одинокой девушкой и соблазнив её, впиваетесь в её шею. Атмосфера грязной современной вампирской готики, которую во многом делает отлично подобранный саундрек, изумительна. А первый приход в клуб Asylum вообще один из самых незабываемых моментов. Графика само собой уже устарела, но глаза не режет, да и под толщей замечательной стилистика, её недостатки не особо видны.


Сам Лос-Анджелес разделён на 4 района: начальную Санта-Монику, Даунтаун, Голливуд и Чайнатаун. Представляют из себя они относительно небольшие по меркам современных игр открытые локации, впервые посещаются по мере прохождения сюжета с дальнейшей возможностью перемещения между ними с помощью такси.

Важной особенностью геймплея Vampire является подобная Deus Ex или Dishonored сложная структура локаций и вариативность в достижении поставленной задачи. Локации многоуровневые, хранят в себе множество различных скрытых мест, можно зайти во многие здания и спуститься в канализацию, которая представляет из себя разветвлённую сеть тоннелей, идущих под всем районом. Механика конечно сильно уступает вышесказанным играм, однако элемент immersive sim вполне работает и чувствуется, позволяя почти до каждой цели добраться несколькими путями, например, пролезть через вентиляционную шахту, взломать нужную дверь или компьютер, тем самым открыв обходной путь, договориться или просто прорваться напролом. Последний способ далеко не прост, особенно на начальных этапах.

Но важно помнить, что неосторожные действия приводят к нарушению того самого Маскарада: если вы будете питаться, или пользоваться сверхспособностями на глазах у людей, вы будете терять очки Маскарада, коих всего пять, соответственно, их потеря приводит к прекращению игры. Существует ещё такое понятие как человечность, определяющее насколько герой близок к своей звериной или человеческой сущности. Чем ниже этот параметр, тем легче впасть в Безумие, и тем жёстче и нахальнее становятся диалоги. При высокой человечности, напротив, диалоги очень приятные, уважительные, в них отсутствуют оскорбления, и впасть в Безумие довольно сложно. Повысить этот параметр можно, использовав очки опыта, либо совершив доброе дело — спасти кому-нибудь жизнь. Понизить же посредством убийства людей или совершив очень недоброе дело (например, обречь человека на очень жестокую смерть). В свою очередь, Безумие — это состояние, в котором внутренний Зверь овладевает вампиром, и он никак не может контролировать свои действия. Безумие может быть вызвано голодом (длительным отсутствием крови) или нападением. Но состояние Безумия имеет и положительную сторону — все физические параметры (Сила, Ловкость и Выносливость) повышаются до максимума. Стоит сказать, что боевая система в игре несколько кривовата и неудобна. Привыкнуть ей в целом легко, просто на первых этапах может ощущаться дискомфорт.

Дабы уверенно чувствовать себя в игре и справляться со всеми задачами, само собой необходимо грамотно прокачивать своего персонажа. Характеристика персонажа разделена на три категории: Атрибуты, которые в свою очередь разделены на физические, социальные, ментальные; Умения, в которые входят таланты, навыки, знания; Дисциплины. Получая очки опыта, игрок вкачивает их в эти три категории, тем самым повышая свои шансы на преодоление той или иной задачи, будь то взлом компьютера и замка, точность стрельбы, умение договориться. Скажем, если вы будете играть персонажем женского пола и хорошо вкачаетесь в харизму, внешность и манипулирование, сможете соблазнять чуть ли не всех подряд и справляться без применения насильственных методов. Даётся опыт за выполнение заданий, с которыми в игре дела обстоят более чем хорошо. Квесты, как сюжетные, так и побочные весьма интересны и разнообразны.


Чего стоит только задание по исследованию особняка с живущим в нём призраком. Пробираясь по заброшенному дому сквозь весьма жуткую, пугающую атмосферу и спасаясь от проделок духа, герой будет по крупицам раскрывать тайны, скрывающиеся прошлым этого места, которые в конце вырисуются в довольно зловещую историю. Многие наверняка вспомнят сюжетную линию с сёстрами-близнецами Жанетт и Терезой, заведующими тем самым клубом Asylum, особенно развязку этой истории. Среди побочных квестов тоже попадаются настоящие жемчужины. Например, квест с расследованием дела о загадочном маньяке, растерзавшим немало людей, или поиск причин распространения некой болезни, или, например, забавный квест в ходе которого нужно отстреливать на кладбище живых мертвецов, дабы те не пробрались в город.


Дополнительные задания зачастую имеют интересную неожиданную развязку, раскрывают основной сюжет и некоторые подробности данной вселенной. Как и подобает игре жанра RPG, Vampire постоянно подкидывает игроку непростые моральные выборы и позволяет принимать близкие ему решения, которые повлияют на исход истории. Чью сторону принять, кому помочь, кого отвергнуть, с кем договориться и кого убить-решать вам. Вообще благодаря разделению на четыре района и относительно небольшой территории, игра выглядит очень локальной и максимально концентрированной на сюжете, в ней нет ничего лишнего, она полностью сосредотачивает внимание игрока на истории. Персонажи в большинстве своём харизматичны, обладают своим индивидуальным характером, а диалоги с ними под стать-их интересно слушать, они знакомят игрока с законами этого вампирского мира, да и ответных реплик у героя тоже имеется немало, так что ощущение живой беседы есть, пусть наш протеже и не озвучивает свои мысли вслух.


Диалоги

Основатели студии «Тройка» — Леонард Боярский, Джейсон Андерсон и Тим Кейн — это люди, которые приложили руку к созданию легендарной Fallout. Разработчики отлично понимали, что для создания правдоподобной иллюзии свободы выбора не хватит только вариативности прохождения заданий. Нужна глубокая система диалогов. Такую сделали.


Пойти в таком виде на охоту? Запросто.

Сеттинг

В основе Bloodlines лежит сеттинг под названием «Мир Тьмы». Изначально созданный для настольных ролевых игр, он изменялся и адаптировался для множества сторонних проектов. Главное качественное отличие сеттинга, адаптированного с настолок (от книжных или других) состоит в количестве проработанного контента. Это одна из причин, по которой глупо не верить в грядущий успех «Киберпанка 2077».

«Мир Тьмы» в Bloodlines — это не просто описание вселенной, это детально проработанный быт вампирских кланов, предельно ясно очерченные возможности и ограничения, грамотно вплетенные в геймплей игровые правила. По сути, разработчикам не пришлось самим изобретать колесо — им всего лишь нужно было грамотно прицепить его к своей телеге. Благодаря этому у сценаристов осталось больше времени для отшлифовки деталей вселенной до блеска. На протяжении игры можно узнать невероятное количество ненужных на первый взгляд деталей, которые в итоге рисуют полную и насыщенную картину мира.


В игре много текста, но есть великолепные фанатские русификаторы

Наследие

Прохождение Bloodlines, наряду с System Shock, Fallout и Deus Ex, должно быть одним из главных пунктов послужного списка не просто каждого любителя РПГ, а каждого уважающего себя любителя игр вообще.


Сегодня мы хотим поговорить о качественной игре в сеттинге вампиров с элементами RPG и horror. Вспомним - чем же нас цепляет данная игра.

Нелинейность


Сейчас нелинейность в играх - это практически обыденность, но в далеком 2004 (когда игра вышла) это было весьма ново! В Bloodlines практически у каждого квеста есть несколько способов прохождения, всё будет зависеть от Вашей смекалки и навыков, кстати о навыках - у каждого клана вампиров есть индивидуальные навыки и умения.

Создай себя сам


Перед началом игры помимо пола персонажа, Вы можете выбрать клан - в игре их целых семь и нужно отметить что они добавлены не только "для галочки", от выбора клана будет во многом зависеть Ваш стиль прохождения. Наш небольшой совет - если не хотите провести большую часть игры ползая в канализации, то никогда не берите Носферату, дело в том что вампиры вынуждены скрывать своё нутро и не пугать людей, если быть точнее - оставаться в тени чтобы вампиры так и остались лишь как миф в сознании людей. Так вот, Носферату настолько обезображены что вынуждены перемещаться по городу под землей или перебежками подальше от людских глаз, но зато у них есть сильные умения. В любом случае - выбирайте клан с умом!

Элементы ужастика


В игре есть ряд миссий которые способны напугать любого, не знаем специально ли авторы хотели добавить horror элемент или это случайность, но то что это в целом дополняет игру и делает её разнообразной - 100%! Отметим также отличный общий звук в игре, а как известно он сильно может повлиять на атмосферу происходящего!

Не нарушай маскарад


Маскарад - это по сути некий свод правил, который отслеживаются высшими представителями в вампирской иерархии. Вампиры вынуждены для сохранения своего рода - оставаться вне подозрения, иначе если ты к примеру начнешь кусать всех кого не лень и в открытую на виду у прохожих - тебя быстро устранят, так как ты нарушаешь маскарад и подставляешь всех кровососов.

Пример геймплея

Итог

Несмотря на то что игре уже более 14 лет, она по прежнему считается одной из лучших игр про вампиров, графически она выгляди приятно, звук на отличном уровне и даже есть есть фирменные саундтреки, которые играют в ночных клубах, игра не будет Вас вести под ручку, она достаточно сложна и в некоторых моментах необходимо выключать свою эрудицию. В целом мы настоятельно рекомендуем эту игру!


Атмосфера в локациях на высоте

Сразу скажу, что я не знаком со вселенной World of Darkness, и Bloodlines является моей отправной точкой. Поэтому я сейчас не буду вам расписывать мрачный лор игры и каждый вампирский класс. Разве что отмечу их иерархию. То есть в теории, Тремеры, Вентру и Тореадоры вроде как местные аристократы и эстеты. Тогда как Бруха, Гангрелы и в особенности Носферату – скорее эдакий суровый пролетариат. Вот только выбери вы хоть Вентру, хоть Тореадора – вам так или иначе придётся полазить по канализациям и запачкать своё честолюбие. Как и играя за Носферату, вы сможете стать соучредителем ночного клуба и получать с него профит.

Реальные упыри

Игра встречает интересной возможностью создания персонажа. Подобное я уже видел в Morrowind, поэтому не могу назвать это уникальным. Но все же не могу не отметить возможность создания своего вампирского альтер эго с помощью теста. Я решил создать своего вампира в классическом редакторе. Выбрал я Бруху – это класс бунтарей и воинов. Вообще не бойтесь выбирать любой класс. Да, какой-то класс будет больше страдать в начале, но ведь главное – это то, что вы хотите получить от прохождения и кого хотите отыграть. Исключение можно сделать только для Малкавиан — их диалоги не совсем созданы для первого знакомства с игрой.


Безумные реплики Малков могут странно смотреться при первом прохождении


Кланов достаточно много, и каждый даёт свой опыт прохождения. Сходить с ума за Малков или ползать по канализации за Носферату? Да пожалуйста. При этом есть возможность отыгрыша. Хочешь Бруху-хакера? Вперёд! Необязательно качать только боевые навыки и вечно идти напролом. Игра поощряет изучение локаций и нестандартные подходы.
Выбор клана — это не выбор мага, лучника или воина в обычной RPG. Это скорее выбор того, кем был твой Сир. И какими дисциплинами ты сможешь пользоваться. Но кем станешь лично ты – зависит лишь от тебя.
В Bloodlines нет такого понятия как “гринд”. Здесь не дают очки опыта за убийство врагов. Да, в игре есть боевая система, которая позволит использовать и ближний, и дальний бой. Ещё и в сочетании со сверхъестественными способностями героя. Но прокачать персонажа, убив сотню врагов — абсолютно не важно какой силы, — у вас не получится.


Уровень повышается только от выполнения квестов. Выполнил поручение — получил очки. Прокачал какой-то навык, который может помочь тебе в следующей миссии. Выполнил её – получил ещё очков. И так далее. С одной стороны, это делает драки бессмысленными. Смысл биться, если ты не получишь очков опыта? Получается, что враг – лишь преграда на пути к выполнению квеста. И если есть возможность обойти её, а не пытаться сломать – это тоже вариант. Иногда даже закрадывалось чувство, что разработчики понимали кривизну боевой системы, поэтому и сделали возможность максимально избежать её.


Чем выше уровень характеристики — тем больше драгоценных очков опыта нужно на её прокачку

При этом очки опыта ограничены количеством квестов. Поэтому надо всё же выбирать, какие навыки ты хочешь вкачать максимально, а какие – как некую поддержку в прохождении. Ведь количество очков опыта на повышение растёт с каждым уровнем навыка. А дисциплины повышать ещё дороже. Поэтому всё же какое-то видение своего персонажа надо иметь.“Нафармить экспы” тут не получится.

Истребитель (-ница) вампиров

Как я писал выше, боевая система довольно кривая. Особенно я почувствовал это на битвах с боссами. Хитбоксы некоторых из них остались мне непонятны, как персонажу ближнего боя. Из-за этого пришлось пару раз пользоваться огнестрелом. Да и обычные враги после серии ударов вечно улетают куда-то вверх. Я понимаю, что вампиры сильны, но блин… Это надоедает, а иногда это работает против тебя. Если закинуть врага с оружием апперкотом наверх, он может остаться наверху и спокойно обстреливать тебя.


Стрельбу я использовал редко, поэтому особо похвалить и поругать её мне не за что. Вроде и есть много различных пушек, но я бы не сказал, что они отличаются чем-то кроме наносимого урона. Вне зависимости от стоимости пушки. А вот прокачав навык стрельбы, можно уменьшить прицел и отдачу.
Вообще боевая система перечёркивает некоторые моменты игры. Но знаете, перечеркивать можно по-разному. Например, можно написать слово и провести вдоль тонкую линию. Слово при это останется видно — просто оно зачёркнуто. А можно провести по написанному маркером и уже непонятно, что там было написано. Боёвка в Bloodlines скорее тонкая линия.

Другой мир

Я далеко не фанат вампирских историй. Но Bloodlines смогла увлечь в свой таинственный и мрачный мир настолько, что оторваться до конца сюжета было сложно. Возможно моё сравнение покажется вам странным, но на меня Bloodlines повлияла так же, как в свое время Mass Effect. Космос — один из самых не любимых сеттингов. Но трилогию Mass Effect я прошёл с огромным удовольствием. В этом для меня есть некая схожесть у игр, хотя кроме жанра Action-RPG у них мало что общего.


Я уже говорил про атмосферность локаций.

В Bloodlines отличная подача вселенной World of Darkness. После прохождения прямо-таки хочется узнать побольше о вселенной игры, о каком-то бэкграунде персонажей. К примеру, Беккет – местный учёный историк. Очень интересный персонаж, у которого богатая предыстория. Начав изучать его биографию, сложно не втянуться в дальнейшие перипетии вселенной World of Darkness. Согласитесь, это очень круто – когда игра даёт интерес к вселенной, по которой сделана. А не наоборот, как часто бывает с играми по Warhammer, например. Когда игра создаётся будто бы лишь для фанатов уже созданной вселенной, не пытаясь привлечь новых людей к сеттингу. А вот играя в Вампиров, хочется узнать побольше о мире игры.

Интервью с вампиром

Диалоги написаны качественно. Их интересно читать и круто, что изначально ты не видишь вариантов использования всяких убеждений и прочего. Пока не прокачаешь соответствующий скилл, ты не узнаешь, какие возможные варианты тебя ждут. Диалоговая система интересная и не раскрывает всех своих фишек сразу. Как это делает, к примеру, Fallout или другие Action-RPG, где тебе показывают возможный вариант, на который тебе не хватает навыка.

Достигнув успеха в очаровании, соблазне или угрозах, вы сразу заметите новые варианты. И если вы решите прокачать какой-то из этих навыков во время прохождения, то сразу почувствуете желание узнать, а что было бы в старом, уже пройденном моменте, будь у меня навыки харизмы. Это отлично мотивирует пройти игру ещё раз.


Некоторые диалоги изменяются в зависимости от вашего клана

Почти стемнело

Про визуал игры многолетней давности сложно что-то сказать. Да, выглядит старовато, но Source – долгоиграющий движок. Если у вас нет аллергии на старые игры – Bloodlines не отпугнёт вас вырвиглазными текстурами, уж поверьте. Локации хорошо проработаны. Они компактные, но в них есть что исследовать. Особенно порадовали переходы от парадной жизни Голливуда к его задворкам. Если вокруг клуба тусуются хорошо одетые NPC, то уже за его углом вокруг горящего мусорного бака греются бездомные. Такие моменты отлично показывают уровень проработки игры.


Редкий момент. Вид сверху на Лос-Анджелес

Саундтрек по тем временам впечатляет. В клубах играет драйвовый индастриал, различный готик-металл. Даже Lacuna Coil засветились в игре. В сюжетных локациях играет мрачный эмбиент. На каждой из четырех основных локаций – своя тематическая композиция. Где-то более мелодичные композиции, где-то более мрачные. Всё очень в тему и лишний раз добавляет очков в копилку атмосферы игры.
Понравилась работа с мелочами. Это и то, о чём я говорил выше – всякие телепередачи и радио. А также именно геймплейные моменты. Какие-то побочные задания, которые дают через ноутбук главного героя. Я вообще вспомнил о своей квартире лишь под конец игры и удивился, что меня там ждали задания от ЛаКруа и интересные квесты для одного Носферату.


Один из тех самых плакатов в доме главного героя

За выполнение квестов для этого Носферату он даёт очень занимательную награду – плакаты различных девушек-вампиров, которых мы встречаем в игре. А вот очки опыта вы не получите, увы.

Пропащие ребята

Игра вышла сырой, но это не помешало фанатам полюбить её. Из-за того, что они поддерживали игру многие годы и даже помогали доработать её — Bloodlines сейчас не страдает от огромного количества багов, а часть планируемого контента была восстановлена. С такой фан-базой не стоит удивляться культовому статусу игры.


Конечно, не всё работает идеально. Например, стелс в игре хромает.

Почему-то вспоминается Deadly Premonition. Японский детектив так же многие игроки хвалят за сюжет и атмосферу, вот только большинство багов так и остались на месте. Troika Games закрылась из-за финансовых неудач после Bloodlines, а разработчики Deadly Premonition просто перестали поддерживать игру. Тут уж фанаты не стали делать чужую работу.

Подача сюжета и персонажи

Разработчики приняли очень правильное решение: сделали главного героя новоиспеченным вампиром, который не знает законов, по которым работает мир кровопийц. Таким образом персонаж служит игроку идеальным проводником: все, что в новинку для него — в новинку и для игрока. Междоусобные распри и союзы вампирских кланов обретают смысл постепенно, и чем дальше по сюжету, тем мощнее сгущается водоворот событий.

Особого внимания стоят персонажи. Каждый, даже самый незначительный NPC качественно прописан и обладает уникальным характером, всегда занимает свое место в разворачивающихся событиях и никогда не противоречит своему характеру ради удобства подачи сюжета. Стоит лишь присмотреться и потратить чуточку времени на знакомство с героями, как вам откроются неожиданные глубины проработки. Чего стоит, например, история двух сестер Жанетт и Терезы: их прошлое, причины их поведения и события, которые привели их к нынешней жизни. Если копнуть глубже, выявляются их противоречия, отношения друг с другом и главный секрет, который вас шокирует. Но при этом еще и заставит воскликнуть: «Это же было так очевидно!»


Ее привлекательная внешность — лишь первая сторона медали

Реиграбельность

В Bloodlines можно играть бесконечно, и каждое прохождение будет ощущаться по-другому: разные исходы квестов, опции диалогов, ведущие к новым событиями, детали, недоступные одним кланам, но открывающиеся перед другими. Можно экспериментировать и со стилем игры, делая ставку на стрельбу, ближний бой или вампирские умения. В этой игре различается даже базовый геймплей за разные кланы — за уродливых Носферату придется ныкаться по переулкам и канализациям, ибо их уродство не позволяет им вписываться в правила Маскарада, когда как за Тореадоров можно полностью окунуться в гедонистический стиль их жизни.

В зависимости от ваших выборов и действий меняется и концовка игры — и она не зависит от выбора цвета взрыва в самом конце как в одной бесславной концовке славной серии, а определяется по ходу прохождения.


Камера от третьего лица отлично способствует ближнему бою

Прокачка

Навыков в игре множество, и их влияние на геймплей довольно разнообразно, что ведет нас к следующему пункту.


Квесты и свобода выбора

Существует распространенная шутка, что Bloodlines — это Deus Ex про вампиров. Так вот: это не шутка. Отличительной чертой Deus Ex была свобода выбора пути прохождения того или иного задания. Игра от «Тройки» мало чем уступает детищу Уоррена Спектора и Ion Storm. От квестодателя до цели, от важных действующих лиц до сторонних статистов — у каждого есть логичная и осмысленная мотивация для совершения того или иного действия. В игре ничего не происходит просто так — для удобства игрока или облегчения жизни сценаристу.

Вариативность квестов начинается еще на стадии создания персонажей. Вампирские кланы, доступные на выбор, позволяют применять особенные клановые умения, что обеспечивает уникальность каждого прохождения: если одни кланы могут лишь запугать NPC, то другие — берут сознание жертвы под контроль целиком. Вкупе с этим сами квесты тоже имеют развилки и вариации — от диалогов к стелсу до бойни. Стоит сделать оговорку, что свобода выбора — это не полная свобода, это скорее грамотная иллюзия оной. Хотя даже в этом вопросе «Маскарад» даст форму современным играм.


Даже оформление интерьеров способствует нагнетанию атмосферы

Читайте также: