Valiant hearts концовка

Обновлено: 05.07.2024

Скорее всего когда вы слышите слова “игра про войну” у вас автоматически вырисовывается какой-нибудь шутер или стратегия, но это не сегодняшний случай. Сегодня на обзоре Valiant Hearts: The Great War(опасайтесь спойлеров).

Valiant Hearts: The Great War - 2D платформер-адвенчура разработанная Ubisoft Montpellier 25 июня 2014 и вышла она на PS3 и 4, Xbox 360 и One, PC и мобильные устройства, а также Nintendo Switch.

История берёт своё начало с французской фермы. Глава семейства Эмиль, его дочь Мари, ее сын Виктор и муж Карл. Ничего не предвещало беды, но ведь за белой полосой всегда идёт чёрная…

Началась война. Карла забрали первым и так как он был немцем - воевать пришлось с немецкой стороны. Спустя пару дней забрали Эмиля, но уже на французскую сторону. Теперь придётся дважды осматривать врага чтоб не убить родного человека.

На войне Эмиль познакомился с американцем - Фредди. У него были личные счеты с одним немецким генералом - бароном фон Дорфом. Хоть Фредди и называют везунчиком, судьба его не жалела - в день свадьбы он лишился своей любимой из-за воздушной бомбардировки. Вскоре Эмиль узнает что Карла назначили на службу у того самого генерал.

Даже в мирное время может случиться всё что угодно.

В то же время Эмиль находит нового компаньона - Уолта. Уолт - обычная собака, которую взяли на службу как медицинскую. У Уолта была сестра - Кэсси. Кэсси была смышлёной и резвой, а Уолт был добрым и всегда приходил на помощь. Собак постигла та же участь что и наших героев - их также забрали на войну. Кэсси стала собакой-почтальоном, но однажды она не успела увернуться от снаряда артобстрела.

Две собачки в детстве. Их история рассказана в отдельном комиксе.

Последней героиней станет Анна - юная медсестра, которая ищет своего отца. Её отец был учёным. На войне нужны такие люди и фон Дорф забрал его наработки, а также самого учёного с собой на дирижабль.

Всё же иногда можно найти хорошие моменты в военное время.

Связующим звеном всех историй стала война. Вот и всю игру наши герои будут пытаться выживать в суровых условиях войны и добраться к фон Дорфу.

Насколько бы война не была жестока - человечность должна оставаться в человеке. Всю игру наши герои будут спасать как своих, так и солдат противоположной стороны. Эту игру можно сравнить с This War of Mine - только если она была про мирных жителей, то тут мы будем видеть ужасы войны участвуя в ней.

Игра часто даёт нам достаточно обычные задачи - найди чернила и перо, почини автомобиль и т.д. Такие обычные действия в такое непростое время и делают нас людьми, но войну никто не отменял и очень часто такое мирное время прервут бомбардировкой или очередным нападением.

В такое тяжёлое время единственной отдушиной могут стать только письма родных.

В плане атмосферы игра просто идеальна, чего только стоит сцена первой битвы - всё достаточно красочно и играет воодушевляющая музыка, но после смерти первого солдата краски стали серыми, а музыка сменилась на тревожную.

Саундтрек в игре прекрасен и хорошо играет на атмосферу. Да и с саунд-дизайном всё отлично - он хорошо предаёт нужную атмосферу.

Игра сделана в нарисованном стиле и он очень подходит игре. Разработчики говорят что сделали так для показа сложных вещей простым языком. Как по мне этот стиль идеально подходит для истории о 4 обычных людях на войне, ведь таких как они было сотни тысяч.

В игре есть коллекционные предметы - обыденная вещь для игры. Но вместо: “собери 100 перьев просто потому что” тут их реально интересно собирать, ведь они дают частичку информации про той период. Вы сможете найти письма, военные принадлежности и предметы быта - игра расскажет какое значения имело всё это во время войны. Также в игре есть записи про события показанные в игре.

Если сюжет и атмосфера были сделаны прекрасно, то вот геймлейная часть страдает. Мы либо бежим вперед в попытках уклонится от снарядов, либо решаем простенькую головоломку. Хоть игру и пытаются разнообразить геймплей QTE, этапами раннерами в стиле Lost in Harmony и битвами с боссами, но игру это не особо спасает.

Собака Уолт это можно даже сказать фишка игрового процесса. Он побывает в приключении со всеми персонажами, но чаще всего с Эмилем. Кроме лазаний в маленькие проходы, ношений предметов во рту и нажатий на рычаги он ничего не умеет.

Ещё Уолт может отвлекать противников и видит он весь мир серым.

За всех персонажей игра одинаковая, но небольшие отличия я отметил.

Эмиль умеет копать и большая часть его уровней будет завязаны на побеге от пуль и бомб.

Фредди имеет кусачки и его уровни более экшеновые, мы даже на танке будем ездить.

Анна лечит людей и её уровни чаще всего не происходят в разгар военных действий. Ну и ещё этапы раннеры происходят от её лица.

Карл умеет переодеваться… всё

Напоследок стоит рассказать про абсурд игры. Помните я вам говорил что мы помогаем и нашим и чужим? Ну так вот убиваем мы их тоже очень часто. То кинем гранату, ведь по другому не пройти, то на танке переедем, то просто по затылку ударим. Да это война, но с сюжетной части игры это не всегда смотрится уместно.

Битвы с боссами это ещё больший абсурд. Для этого достаточно привести один пример - драка с дирижаблем с помощью органа в церкви. Слава богу таких странных моментов мало и история не перестаёт быть атмосферной.

Хоть игра и сделана в 2D, она часто старается делать перспективу. Например останки горящего дирижабля - они прям специально сделаны словно в 3D. Также наши персонажи часто используют двери и переходят на условный задний или передний план.

Может на скриншоте и не видно, но во время геймплея это прям 3D.

Сложности в игре нет(но можно выбрать режим без подсказок). Может пару раз умрёте или застрянете решая одну загадку. Чекпоинты кстати не очень приятно расположены - иногда приходится переигрывать неплохой кусок уровня, но как и было сказано - начинать с чекпоинта почти никогда не придётся.

Игра полностью русифицирована что приятно, но часть текста в дневнике персонажа не помещается и текст нельзя прочесть. В игре есть баги, но они не критичны. Длительность прохождения 5-7 часов, а управление обычное.

Геймплейная часть игры не самая лучшая, но история и атмосфера просто прекрасны и игра достаточно коротка чтоб не очень злится на геймплей. После титров кстати идёт намёк на сиквел или что-то вроде того, но вы сами знаете что ничего подобного нет. Стоит обязательно пройти игру один раз ради прекрасного сюжета и экскурса в историю.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Человеческая память - довольно странная штука. Можно с успехом держать в голове оговорки в течение жизни, но забыть составленный час назад список покупок. Или день рождения друга. Или пройденную пару лет назад игру, хотя успешные забываются редко. Судьба таких проектов одинакова: чаще всего запускающийся в производство сиквел порождает полноценную франшизу. Примеров тому тысячи, начиная от "Марио" и заканчивая Hellblade. Встречаются и другие случаи. Некоторые проекты, вроде Spec Ops: The Line, не получают продолжений, но остаются культовыми. Другие не держатся в памяти постоянно, но быстро возвращаются: например, The Saboteur или Bulletstorm. Впрочем, грань между категориями у каждого своя.

Разные последствия в первую очередь зависят от финансовых показателей. В мире капитализма бизнес, даже творческий, подчиняется простому правилу: "Есть прибыль - работаем, нет прибыли - сворачиваемся". Немного грубо, но правдиво. Серьёзно, кто будет вливать сотни тысяч нефти долларов в никуда?

Но существуют необычные исключения. Вроде бы игры, успешные на выходе, но которые выветрились из памяти спустя пару лет. Их нет в списках "Возможно, вы пропустили", потому что на старте было сложно пропустить. Иногда они появлялись в "Лучших играх года", где-нибудь в жанровых номинациях. Но время неумолимо вычёркивает эти игры. Кто, например, помнит Mark of the Ninja? Любители двумерных стелс-платформеров, но мы понимаем масштаб этой аудитории. Вот и сегодняшний гость, кажется, из категории "стёртых из памяти". Пора посмотреть, насколько правильно многие забыли Valiant Hearts: The Great War.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Ничья земля между ними

Сюжет игры крутится вокруг четырёх персонажей, жизни которых изменила война. Разработчики, вероятно, хотели показать похожесть судеб, а потому намеренно обезличили героев. Внешность, ровно как и характер, изображены контурно, скорее показывая архетипы. Это касается не только главных действующих лиц: ни у одного персонажа игры нет полноценных реплик - только мало связанные бормотания. Да и глазами - главным элементом уникальности - наградили только собаку. Видимо, заслужила.

Зато места событий очень даже индивидуальны. Игра охватывает основные сражения западноевропейского фронта. Тут и газовая атака на Ипре, и наступление Нивеля, и конечно же "Верденская мясорубка" - куда без неё. Для незнающих есть раздел исторических справок, который постоянно обновляется. Там вкратце описываются реальные события или особенности армейского уклада тех лет. Раздел этот мягко интегрирован в прохождение через коллекционные предметы.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Будем честными - игра французских разработчиков отстаивает взгляд соотечественников на события войны. К их чести, в чёрно-белое противостояние сюжет не скатывается и "серую мораль" не демонстрирует. Пусть у сюжета есть формальный антагонист, Valiant Hearts вообще не о "хороших" или "плохих". Она о Войне и её влиянии на людей. На примере обобщённых и абстрактных героев нам рассказывают суровую, но трогательную историю. К стилю необходимо привыкнуть, и тогда по мере продвижения по сюжету всё больше проникаешься мыслью о жестокости и бессмысленности человеческих жертв. А концовка, показывающая бессердечность войны как явления, может пробить на слезу.

War has changed

Первая мировая война - знаковое для истории событие - долгое время была на обочине массовой культуры. В принципе, логично - только мир оправился, как тут же началась вторая, куда более жестокая и разрушительная. Ей посвятили львиную долю военных книг, фильмов и, конечно же, игр. Понятие "Шутер про Вторую мировую" даже успело стать нарицательным. Но недавно ситуация изменилась. В канун столетней годовщины авторы начали обращать внимание на ПМВ, словно мир пришёл к осознанию её важности. Это первая (какой поворот!) по-настоящему мировая война, которая полностью сменила все технологии и знания военного дела. Она была кровопролитной и оставила отпечаток в жизнях миллионов людей. И в конце концов, у неё не было ясного художественного стиля - какой творческий потенциал!

Valiant Hearts вышла из-под компьютерных перьев подразделения Ubisoft в городе Монпелье и стала одной из тех "ласточек", что впустила в масс-медиа события Первой мировой. Платформер появился в июне 2014 года, и во время выхода о нём говорили чуть ли не из каждого утюга. Собственно, по этой причине в игровом сообществе проект считается успешным, пусть реальных цифр продаж никто не называл.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Первое, с чем предстоит столкнуться при запуске - вызывающее желание сжечь Ubisoft Connect, потому что без него начать не выйдет. Если опустить лирику, то уже в главном меню в глаза бросается простой интерфейс и своеобразная рисовка. Контуры персонажей нарочито жёсткие, а палитра цветов основательно уклонилась в серый. Художественный стиль поддерживается периодическими наложениями кадров, стремясь копировать комикс. Кроме того, даже анимации двумерные, что добавляет "мультяшности" происходящему на экране.

Впрочем, плоской игру не назовёшь. Разработчики хорошо поработали над многоуровневостью задников. Грубо говоря, в игре сразу несколько дальних планов, наполненных событиями. Иногда фон мягко перекрывает героев, создавая тем более трёхмерный мир. Также геймдизайнеры регулярно заставляют игрока перемещаться между планами.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Valiant Hearts строит геймплей на решении загадок. Игрока запирают на локации и требуют найти нужный предмет или запустить важный механизм. Поначалу весьма простые, со временем задачки становятся сложнее и состоят из нескольких ступеней. Совсем хардкорных квестов нет, да и в случае чего можно воспользоваться подсказками. Не сразу, но через минуту-другую бессмысленного блуждания игра покажет, в каком направлении двигаться. На каждую загадку даётся две-три такие подсказки. Несмотря на незамысловатость большей части задач, временами советы спасают время и нервы.

Война, которая закончит войны

Конечно, только сюжетом такой реакции не добиться. Скудный на диалоги и раскрытие персонажей сценарий компенсируется геймплейным повествованием и кропотливой постановкой. О рассказе истории через игровой процесс вспоминают только при лудонарративном диссонансе, когда очевидна рассинхронизация. Успешное наложение сюжетного и геймплейного повествования воспринимается как данность, и его важность принижается. В Valiant Hearts этого нельзя не отметить. Разработчики настроили геймплей так, чтобы в точности передавать те эмоции, которые испытывает герой на экране. Пример из самого начала: протагонист бежит от накрывающей бомбардировки, солдаты гибнут пачками, снаряды падают плотнее и становится всё сложнее найти безопасное место. Чем труднее выглядит ситуация на экране для протагониста, тем сложнее пройти эпизод игроку. Это требует кучу времени и большой дотошности всех разработчиков, в первую очередь - геймдизайнеров и тестеров.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Чтобы игрок не заскучал от простой механики и повторяющейся логики загадок, создатели наполняют Valiant Hearts разнообразием по-максимуму и не стесняются резко менять настроение. Вот героиня в трогательной атмосфере Парижа мирно чинит машину, а уже через двадцать минут судорожно пытается спасти хоть кого-нибудь из раненых на поле боя. За время прохождения протагонисты успевают и в больших сражениях поучаствовать, и по-тихому захватить пару зданий, и даже удирать на раннеисторических машинах от безумного дизельпанкового БТР. Стоп, что? Очевидно, художники Ubisoft Montpellier не ограничивали полёт фантазии и временами создают совсем уж вундервафли. В комиксной стилистике они смотрятся вполне уместно, но полного реализма ждать точно не стоит.

Музыка игры поддерживает разнообразие. Valiant Hearts полнится самыми разными композициями: как собственными за авторством Питера МакКонелла, так и лицензированными. Причём выбор фоновой музыки в некоторых случаях приятно удивляет. Что может быть лучше для скоростной поездки чем "Канкан"? Особенно радует удачное сплетение оригинального саундтрека с музыкой, не написанной специально для игры.

Valiant Hearts: The Great War - очень крепко скроенный проект. Каждый эпизод, каждая деталь долго выверялась. Видно, сколько труда и любви вложили в игру, словно пытаясь сделать из неё вечное напоминание об ужасах войны. Злая ирония в том, что её саму уже плохо помнят.

Когда мы слышим словосочетание «игра по Первой мировой», какой жанр приходит нам в голову первым?

Вероятно, стратегия. Или тактический шутер. Все эти масштабные бои, смертоносный газ в качестве одного из типов вооружений, первые танки — благодатнейшая почва для хорошей военной стратегии с исторической подоплекой.

Valiant Hearts: The Great War — вроде бы и о том, и не о том одновременно. Тут постоянно массово гибнут люди, падают снаряды, пасторальный пейзаж заволакивает облаками иприта, но все это только фон. Фон для приключений нескольких «маленьких людей», чьи жизни попали в гигантскую военную мясорубку совершенно не потому, что кто-либо из них хотел быть героем.

Так что нет ничего удивительного в том, что новый проект Ubisoft Montpellier никакая вовсе не стратегия, а помесь платформера с адвенчурой: именно такой формат лучше всего подходит для того, чтобы рассказать историю, а не «понагибать» в окружении тех или иных декораций.

Valiant Hearts: The Great War

У Фредди есть хобби. Ему нравится работать кусачками. Когда до горла злейшего врага никак не удается добраться, это занятие очень успокаивает нервы.

Нет никакой темной стороны

Жила себе мирная семья французских фермеров — глава семейства по имени Эмиль, его дочь Мари, ее муж Карл и их новорожденный сын Виктор. У них было все хорошо, они упорно трудились на своей земле, и ни одного из них совершенно не волновало, какой там процент французской, а какой — немецкой крови течет в жилах Карла.

Этот вопрос внезапно оказался животрепещущим, когда пришла война. Молодого мужчину забрали в ряды прусских вояк, а спустя некоторое время служить пошел и его тесть — только уже по другую сторону баррикад.

На войне Эмиль познакомился с Фредди, американцем, имеющим личные причины для того, чтобы страстно желать смерти одного немецкого генерала — барона фон Дорфа — и повсюду за ним гоняться. Позже к друзьям присоединилась юная медсестра Анна, которая отправилась на фронт, чтобы найти своего отца.

Вот и швыряет всю эту развеселую компанию из одной «горячей точки» в другую — в основном освещаются военные действия на территории Франции. Зловредный барон повсюду летает на дирижабле, убить его окончательно и бесповоротно никак не получается, а героям по дороге приходится уворачиваться от падающих с неба снарядов, вытаскивать из-под осколков раненых, не особенно разделяя их на «своих» и «чужих», оказываться на волосок от смерти и больше всего на свете мечтать о воссоединении со своей семьей.

Здесь действительно нет темной и светлой стороны. Нет хороших французов и плохих немцев или наоборот. Анна лечит всех подряд — и мирных жителей, и солдат, вне зависимости от цвета формы последних. Эмиль и Карл готовы спасать друг друга в любой ситуации. Впрочем, это не мешает главным героям оглушать караульных со спины или швырять зажженный динамит в укрытия пулеметчиков, если иначе никак не удается пройти. На войне как на войне — тут уж ничего не поделать.

Valiant Hearts: The Great War

Не разрывая на себе рубашку

Сценаристам удалось найти какой-то очень верный повествовательный тон — спокойный, выдержанный, почти будничный. Одна из грандиознейших трагедий ХХ века то рядится в нарочито дурашливые «одежды», то описывается сухой суммой фактов, то и вовсе проскальзывает вроде бы незначительным обрамлением сюжетных событий.

Анна едет на фронт в парижском такси под звуки канкана. Эмиль и Фредди весело выживают под артиллерийским обстрелом, а рядом штабелями валятся убитые солдаты. Герои часто заняты совершеннейшей «бытовухой»: скажем, поиском пера и чернил, необходимых, чтобы написать письмо домой. Вот только сосредоточиться на простых, относительно мирных задачах им не дают — планы каждый раз нарушает то вой сирен, то приказ идти в атаку, то просто очередная бомбардировка. Нам предлагают воспринимать происходящее как нечто неизбежное и привычное. Вероятно, примерно так относились к бомбардировкам и настоящие солдаты после нескольких месяцев сидения в окопах.

В этой обыденности, иногда граничащей с фарсом, как раз и заключается секрет, благодаря которому Valiant Hearts: The Great War производит такое сильное впечатление. В обыденности, а еще — в ощущении беспомощности перед военной машиной, с которой ни один из героев ничего не может поделать, как бы ни пытался. В конце концов, у них ведь даже нет оружия!

Эмиль повсюду ходит то с лопатой, то с гигантским черпаком. Максимум, на что он способен, — выкопать яму да стукнуть зазевавшегося патрульного этим своим нехитрым инструментом по затылку. «Фишка» Фредди — кусачки, которыми очень удобно перекусывать проволочные заграждения. Понятно, что на орудие убийства они тоже не тянут. Есть, правда, динамит и гранаты, но наши персонажи используют их преимущественно для решения головоломок. Перед огнестрельным оружием — да что там, даже перед обычным штыком или саблей! — герои беззащитны. Как беззащитны и перед законами бессмысленной и беспощадной войны. Теми самыми законами, что предписывают солдатам идти в атаку даже тогда, когда очевидно, что речь идет уже не столько об атаке, сколько о бойне.

Valiant Hearts: The Great War

Поварешка выручает Эмиля в любой ситуации. Он, можно сказать, половину войны с поварешкой прошел.

Дайте мне рычаг — и я что-нибудь переверну

О сюжете, атмосфере и стилистике Valiant Hearts хочется говорить долго и взахлеб. Геймплей таких восторгов явно не вызывает. Разработчики используют достаточно шаблонные приемы организации игрового процесса, которые к тому же часто повторяются и, как следствие, быстро надоедают. «Платформерная» часть состоит преимущественно из экшен-сцен, связанных с убеганием из-под снарядов или своеобразными гонками на соответствующих эпохе транспортных средствах. Перепрыгивания с платформы на платформу в игре нет. Персонажи вообще не прыгают, если уж на то пошло.

«Адвенчурная» сторона геймплея представлена в основном задачками в духе «найти утерянную рукоятку от рычага, вставить ее на место и дернуть». Или «покрутить вентиль, чтобы опустить платформу, посадить на нее собачку, покрутить снова, чтобы поднять платформу». Повторять эти нехитрые манипуляции приходится бесчисленное количество раз в самых разных локациях. Интересные задания время от времени встречаются — скажем, не лишено некоторого изящества решение проблемы завалов в соборе Ипра, где нам придется кое-что сделать с колоколом, используя законы акустики. Но даже в таких, «нестандартных» случаях долго раздумывать над задачей не приходится — все элементарно, Ватсон. А если вдруг кому станет недостаточно элементарно, всегда можно воспользоваться встроенными подсказками, разъясняющими стратегию действий буквально на пальцах.

Кстати, мы не случайно упомянули собачку. Она здесь чуть ли не ключевой универсальный решатель проблем. Милый песик прибивается к Эмилю в самом начале повествования, впоследствии же с удовольствием служит и Фредди, и Анне, и Карлу. Четвероногий друг способен приносить предметы — те же рукоятки от рычагов и гранаты, например, — отвлекать врагов и пробираться через узкие лазейки, куда при всем желании не пролезет человек.

Вопрос перемещений и многомерности решен здесь довольно необычно в принципе. В целом игра двухмерна. Герои передвигаются только справа налево или слева направо. Однако многие двери, лазы и арки расположены не у правого края экрана, как это обычно бывает в аналогичных случаях, а в глубине. То есть игрок оказывается лицом к проходу, а не боком. Стоит «активировать» такую дверь — и персонаж мгновенно оказывается в другой локации, которая часто представляет собой нечто вроде заднего плана предыдущей картинки. Такой подход позволяет создать ощущение объемности изображаемого мира, даже несмотря на полное отсутствие какого бы то ни было 3D.

Valiant Hearts: The Great War

Французским городам здорово достается. На войне никто не жалеет архитектуру.

Звуки и запахи войны

При первом знакомстве с Valiant Hearts может сложиться впечатление, будто своеобразная «мультяшная» графика, граничащая кое-где с откровенной карикатурой, чересчур несерьезна для попытки создать панораму нескольких страшных лет Первой мировой. Но чем глубже мы ныряем в созданную разработчиками атмосферу, тем очевиднее становится, что этот визуальный стиль тоже отлично работает на общую идею. Грубо, несколькими штрихами очерченные лица героев как нельзя лучше подходят для «маленьких людей», затерянных в кровавом тумане войны. Нарочитая небрежность линий, из которых складываются местные ландшафты, на самом деле оборачивается мельчайшей прорисовкой деталей и обширными военными панорамами, подчас — на фоне подчеркнуто идиллических пейзажей. Бесполезные для игрового процесса коллекционные предметы, разбросанные по укромным закоулкам, — живые фрагменты эпохи, потому что за каждой вещицей стоит небольшая историческая справка. Часть таких находок — это письма, реальные тексты писем, которые писали солдаты с фронта своим родным и близким.

Наконец, невозможно не сказать хотя бы пару слов о звуковом оформлении. Если сюжет и графика составляют половину атмосферы, то вторую половину можно по праву счесть заслугой композитора и звукорежиссера. Диалогов в привычном понимании здесь нет, но персонажи то и дело произносят небольшие фразы на разных языках. Каждый — на своем. Мы идем по полуразрушенному городу и слышим, как в одном углу какой-то человек отчаянно зовет на помощь, в другом — плачет ребенок, в третьем — стонет раненый, и на все это накладываются звуки пулеметных очередей и воющих сирен. Война не способна на разборчивую речь, но ее отчаянные голоса слышны повсюду. Голоса, рядом с которыми звучит чудесная и всегда очень уместная музыка — то тревожная, то пронзительно-печальная, то дурашливо-гротескная.

Valiant Hearts: The Great War

Стрельба по живой мишени — любимое развлечение немецких генералов.

Valiant Hearts: The Great War — тот самый парадоксальный случай, когда игру нельзя назвать потрясающей потому, что геймплей здесь — самое уязвимое место. Но в то же время было бы неправильно отказать творению Ubisoft Montpellier в праве именоваться потрясающим в глобальном смысле слова. Разработчикам удалось рассказать историю о людях в эпоху Первой мировой без удушающего пафоса и пронафталиненной выспренности. Рассказать так, что зацепило.

Плюсы: по-настоящему берущая за душу история; безупречно выдержанная стилистика и атмосфера; удачный саундтрек; оригинальная графика; тщательно подобранная коллекция исторических фактов.
Минусы: несколько однообразный геймплей.

1914. Этот год поломал множество людских судеб. 28 июня этого года был убит принц Австро-Венгрии Франц Фердинанд, что послужило поводом для развязывания Великой Войны, которую мы сейчас знаем как «Первая Мировая» — один из самых страшных военных конфликтов в истории человечества. Valiant Hearts рассказывает об этой войне с перспективы четырех людей и одной собаки.

С перспективы обычного французского фермера, Эмиля, живущего со своей дочерью Мари, ее мужем Карлом и их сыном Виктором. Эмиля отправили на войну, где он нашел себе нового друга — Фредди, получил ранение, попал в плен, встретил там верного пса Вальта, который не раз выручал его и его друзей. Эмиль отважно помогал своей армии, стране и друзьям, чтобы по итогу его расстреляли за то, что он дал отпор командиру, отправлявшего своих же солдат в тупую мясорубку.

С перспективы Карла, немца, которого накануне войны депортировали из Франции в Германию, из-за чего он был вынужден вступить в ряды немецкой армии. Он не был в восторге от такой участи, так что при первой же возможности попытался встретиться со своей женой и сыном, которые остались в городе, в последствии оккупированном немцами. Он несколько раз находился на волоске от смерти, но тем не менее его история закончилась куда менее печально, чем история Эмиля.

С перспективы американского солдата Фредди, который лишь хотел обычной мирной жизни во Франции, но который из-за войны потерял дорогого человека и теперь им движет лишь месть. Которая, однако, не мешает ему здраво мыслить и помогать французской армии и своему другу Эмилю, что по итогу приводит их ко множеству побед.

С перспективы полевого медика, Анны, бельгийки по происхождению, которая отправилась на фронт дабы помогать людям. И ей не важно кому: французу, американцу или немцу — ей главное спасти чужую жизнь. Вскоре она также узнает, что ее отца, ученого, придумавшего дирижабли и танки, похитил главный злодей игры барон фон Дорф, и она отправляется на его поиски, пересекаясь с Эмилем, Фредди, Вальтом и Карлом.

С не совсем полноценной, но все же перспективы немецкого пса Вальта — крайне умного и преданного создания, не раз выручавшего главных героев и помогавшего им в преодолевании препятствий этой ужасной войны.

Исторический аспект Valiant Hearts проработан очень даже достойно. Да, сюжет порой отходит от исторических реалий, однако же в игре нам показаны настоящие зоны боевых действий, настоящие сражения и их последствия, настоящие города, в которых проходили битвы и которые подвергались атакам, а по ходу миссий вы также сможете прочитать историческую справку, содержащую в себе немало интересной информации.

Но помимо этой самой информации игра так же показывает и куда более страшную сторону этой войны — многочисленные смерти, грязь, голод, отчаяние солдат и простых мирных жителей. Игра покажет вам поля сражений, усеянные трупами, буквально горы мертвых тел, наваленных друг на друга, просто потому, что нет места, где их можно было бы похоронить. И многое другое, не менее жестокое и шокирующее.

И игра действительно очень натурально репрезентует войну. С некоторыми оговорками, самая крупная из которых — барон фон Дорф. Настолько карикатурного и неестественного злодея можно встретить разве что в детских мультиках. И нет, сам его архетип нормальный, но абсолютно не подходит историческому сеттингу и той атмосфере, что выстраивает игра.

Война — это не то место, где есть «хорошие» и «плохие». Война — это не про борьбу «добра» со «злом». Война — это беспощадная мясорубка, где люди, незнакомцы убивают друг друга по каким-либо причинам. Власть, деньги, территория, идеология и тд. И присутствие в подобном сюжете злодея, которой злой просто потому, что он злой, мягко говоря бесит и заставляет задуматься о сценарном таланте некоторых людей.

И проблема фон Дорфа именно в том, что игра показывает серую мораль. Да, поначалу немцы предстают как карикатурные и противные злыдни: убивают и берут в плен бравых французов, нажираются как свиньи и ведут себя в целом неприятно. Однако же далее по сюжету разница между немцами и силами Антанты будет лишь в их униформе, и не более. Что немцы, что французы, что американцы будут представлены не как «враги» или «союзники», а как такие же люди, которым придется помогать или которые станут препятствием на пути. Да что уж говорить, если один из членов немецкой армии — отец внука Эмиля.

Из-за этого каждое появление фон Дорфа превращает глубокую военную драму в обычную серию каких-нибудь «Суперкрошек» или чего-то подобного, где бравые хорошие ребята спасают мир от плохого злодея, который буквально всем, от дизайна и повадок до непосредственно действий кричит: «Я зло, я плохой». Пожалуй единственный неприятный осадок от сюжета игры.

Но ведь это же игра? А что у нас главное в играх? Геймплей, отвечу я. И вот тут все очень неоднозначно. По большей части геймплей из себя представляет несложные головоломки. Но тут, пожалуй именно тот тип головоломок, которые я сильнее всего ненавижу. А именно — те головоломки, где ты должен знать решение, догадаться до которого можно лишь в том случае, когда ты перетыкаешь на все что можно и внезапно твой персонаж что-то подобрал или ты нашел место, в которое оказывается можно было попасть, хотя раньше не получалось.

Или например головоломки, решение которых ты узнаешь буквально за пару секунд, но от тебя требуются нудные и неинтересные действия только для того, чтобы ты мог пройти дальше. И из-за этого момента эти самые головоломки, которые к слову еще и крайне неизобретательные, к середине прохождения уже вызывали у меня скорее раздражение, нежели челлендж.

Однако в отрыве от головоломок геймплей не так уж и плох. В игре есть немало действительно крутых и запоминающихся именно что геймплейных сцен. Вступительная миссия со штурмом, где тебе нужно было уворачиваться от бомб, была хоть и крайне простой и непримечательной геймплейно, но крайне эпичной не только из-за постановки, но и из-за того, что ты еле-еле увернулся от бомбы, упавшей прямо перед твоим носом.

Или те же погони на такси Анны, когда в такт музыке на дороге появляются препятствия, от которых нужно еще и вовремя уворачиваться. Геймплей в целом тут достаточно разнообразный, однако же недостаточно увлекательный, дабы он приносил какое-то ощутимое удовольствие от процесса, за исключением тех самых погонь.

Не могу не отметить визуальную составляющую и саундтрек. Если с первым тут все понятно — вы и так все прекрасно видите: минималистичный, харизматичный и в какой-то степени «мультяшный» стиль, со своими чертами и характером, который прост, но в то же время невероятно колоритный и запоминающийся. А саундтрек. Ну. Просто послушайте.

Несложные технически, но в то же время запоминающиеся и эмоциональные мелодии, сыгранные на разнообразных инструментах симфонического оркестра и не только. В отрыве от геймплея подобные композиции звучат просто потрясающе, но в самом геймплее они помогают нагнать напряжения, вызвать грусть/радость/да все что угодно, и именно способность вызывать эмоции, нужные в данный конкретный момент, и отличает хороший саундтрек.

В первый раз я проходил эту игру года три-четыре назад, и тогда она оставила у меня не очень приятные впечатления. Перепройдя ее недавно я понял, в каких вещах я был не прав, а в каких — был абсолютно прав. И не сказать, что я получил какое-то удовольствие от прохождения. В первый раз было куда интереснее. Но тем не менее, эта игра очень наглядно, доступно и с непосредственными примерами, может рассказать тебе какие-то факты про Первую Мировую, а также с головой окунуть в будни солдат той страшной войны.

Читайте также: