Valiant hearts достижения

Обновлено: 05.07.2024

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Человеческая память - довольно странная штука. Можно с успехом держать в голове оговорки в течение жизни, но забыть составленный час назад список покупок. Или день рождения друга. Или пройденную пару лет назад игру, хотя успешные забываются редко. Судьба таких проектов одинакова: чаще всего запускающийся в производство сиквел порождает полноценную франшизу. Примеров тому тысячи, начиная от "Марио" и заканчивая Hellblade. Встречаются и другие случаи. Некоторые проекты, вроде Spec Ops: The Line, не получают продолжений, но остаются культовыми. Другие не держатся в памяти постоянно, но быстро возвращаются: например, The Saboteur или Bulletstorm. Впрочем, грань между категориями у каждого своя.

Разные последствия в первую очередь зависят от финансовых показателей. В мире капитализма бизнес, даже творческий, подчиняется простому правилу: "Есть прибыль - работаем, нет прибыли - сворачиваемся". Немного грубо, но правдиво. Серьёзно, кто будет вливать сотни тысяч нефти долларов в никуда?

Но существуют необычные исключения. Вроде бы игры, успешные на выходе, но которые выветрились из памяти спустя пару лет. Их нет в списках "Возможно, вы пропустили", потому что на старте было сложно пропустить. Иногда они появлялись в "Лучших играх года", где-нибудь в жанровых номинациях. Но время неумолимо вычёркивает эти игры. Кто, например, помнит Mark of the Ninja? Любители двумерных стелс-платформеров, но мы понимаем масштаб этой аудитории. Вот и сегодняшний гость, кажется, из категории "стёртых из памяти". Пора посмотреть, насколько правильно многие забыли Valiant Hearts: The Great War.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Война, которая закончит войны

Конечно, только сюжетом такой реакции не добиться. Скудный на диалоги и раскрытие персонажей сценарий компенсируется геймплейным повествованием и кропотливой постановкой. О рассказе истории через игровой процесс вспоминают только при лудонарративном диссонансе, когда очевидна рассинхронизация. Успешное наложение сюжетного и геймплейного повествования воспринимается как данность, и его важность принижается. В Valiant Hearts этого нельзя не отметить. Разработчики настроили геймплей так, чтобы в точности передавать те эмоции, которые испытывает герой на экране. Пример из самого начала: протагонист бежит от накрывающей бомбардировки, солдаты гибнут пачками, снаряды падают плотнее и становится всё сложнее найти безопасное место. Чем труднее выглядит ситуация на экране для протагониста, тем сложнее пройти эпизод игроку. Это требует кучу времени и большой дотошности всех разработчиков, в первую очередь - геймдизайнеров и тестеров.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Чтобы игрок не заскучал от простой механики и повторяющейся логики загадок, создатели наполняют Valiant Hearts разнообразием по-максимуму и не стесняются резко менять настроение. Вот героиня в трогательной атмосфере Парижа мирно чинит машину, а уже через двадцать минут судорожно пытается спасти хоть кого-нибудь из раненых на поле боя. За время прохождения протагонисты успевают и в больших сражениях поучаствовать, и по-тихому захватить пару зданий, и даже удирать на раннеисторических машинах от безумного дизельпанкового БТР. Стоп, что? Очевидно, художники Ubisoft Montpellier не ограничивали полёт фантазии и временами создают совсем уж вундервафли. В комиксной стилистике они смотрятся вполне уместно, но полного реализма ждать точно не стоит.

Музыка игры поддерживает разнообразие. Valiant Hearts полнится самыми разными композициями: как собственными за авторством Питера МакКонелла, так и лицензированными. Причём выбор фоновой музыки в некоторых случаях приятно удивляет. Что может быть лучше для скоростной поездки чем "Канкан"? Особенно радует удачное сплетение оригинального саундтрека с музыкой, не написанной специально для игры.

Valiant Hearts: The Great War - очень крепко скроенный проект. Каждый эпизод, каждая деталь долго выверялась. Видно, сколько труда и любви вложили в игру, словно пытаясь сделать из неё вечное напоминание об ужасах войны. Злая ирония в том, что её саму уже плохо помнят.

Честно сказать, мои познания в истории Первой мировой войны имеют значительные бреши. В школе акцентируют внимание именно на Второй мировой и Великой Отечественной, по понятным причинам, так что Valiant Hearts, оказавшись под рукой, стала некоторым откровением, но давайте по порядку.

Ubisoft Montpellier, известная по таким играм, как Rayman, Beyond Good & Evil и ZombiU, решила заинтересовать геймеров новым произведением в жанре квест-платформер, повествующем о, как вы могли догадаться, Первой мировой.

Запуская Valiant Hearts, в меню вы видите старика с собакой посреди пустующего поля битвы, всё это сопровождается приятной фортепианной музыкой. Я не упускаю этой подробности лишь потому, что именно в этот момент вы знакомитесь со стилистикой и начинаете вживаться в атмосферу.


Сюжет подается в виде истории, в лучших традициях канала Discovery: закадровый голос ведет повествование о конфликте 1914-1918 годов. Всё начинается во Франции, где вас знакомят с фермером Эмилем (который, как раз, и был на экране меню) и его дочерью Мари. Карл, по происхождению немец и по совместительству муж Мари, первого августа был призван Германией на фронт, так что ему приходится покинуть жену с ребенком и ехать на передовую. Третьего августа Германия объявляет войну Франции, что означает мобилизацию Эмиля на защиту родины.


Пока фермер, пыхтя, проходит боевую подготовку, вы проходите её вместе с ним, обучаясь швырять всё подряд, карабкаться, взаимодействовать с людьми и предметами, ну и, естественно, драться. Управление довольно простое (а играла я на ПК): ходьба стрелочками (бегают герои, когда нужно сюжету), прыгать и приседать нельзя, карабкаться стрелка вверх, прицеливаться – shift, взаимодействовать – пробел и бить – D. Позже появиться возможность копать, которая будет только у Эмиля и только на определенной почве.


Каждый ключевой персонаж, ведет свой дневник, при открытии которого вы можете познакомиться и с другими героями, которые будут появляться по ходу сюжета. Кроме Эмиля, Мари (управлять которой нельзя, но которая важна для повествования) и Карла в игре присутствуют американец Фредди и бельгийка Анна.

С силачом Фредди вы знакомитесь почти сразу, он оказался в Париже неслучайно: личная трагедия заставила его пойти на фронт, чтобы отомстить. И, не смотря на его однозначную физическую мощь, его особое умение – приводить в негодность колючую проволоку с помощью плоскогубцев при усердном нажатии на пробел.

Анна появляется в сюжете уже много позже, в Париже она обучалась на ветеринара, однако война сделала свое грязное дело: родной город, где остался её отец, ученый, был захвачен немцами, так что Анна вынуждена идти на фронт в качестве медсестры, чтобы попытаться вызволить папу из цепких рук врага.


Уже в первой миссии вас знакомят с геймплеем: собирание предметов, помогает ознакомиться с вещицами того времени, как только вы находите монету, или, скажем, часы, вы можете прочитать о них поподробнее. Любопытно, что инвентарь отсутствует начисто, вы собираете старинные записки и пуговицы только для того, чтобы узнать о них побольше, а нужные рычаги и шестеренки приходиться брать в руки, жертвуя тем, что у вы уже держите, если, конечно, в руках что-то есть. Среди «подбирательных» вещей иногда попадаются реальные письма солдат, которые позволяют проникнуться атмосферой и, возможно, даже пустить скупую слезу. Если вы соберете все предметы на уровне – вы заработаете медаль, ну а если вы соберете все предметы в игре – ачивку. Неплохой способ обучить задрота истории. Кстати о ней, помимо фактов о собранном старье, вы можете ознакомиться с историческими аспектами, которыми Valiant Hearts изобилует. Всё просто, нажимаете на «tab» и читаете коротенькие сноски о тех или иных элементах военного времени той эпохи, погружаясь в происходящее еще больше. Для любознательных даже присутствует ачивмент – прочитать 30 фактов. Они появляются довольно интересным образом: например, вот вы пробираетесь через грязь, стараясь не попасть под пули, и на экране в правом верхнем углу высвечивается стопка книг. При нажатии на «tab» вы видите сноску про плохие условия созданные грязью для военных и подробности этого явления. И так постоянно.


Кроме того, прохождение разбавляют и мини-игры, уровень с Анной изобилует лечением больных и вождением машины (да, женщина за рулем). При лечении нужно вовремя нажимать стрелки, чтобы поддерживать сердцебиение больного, а при вождении стрелками гнать машину в даль, маневрируя между другими водителями и катящимися по дороге бочками. И всё это под бессмертные произведения классиков.

Прослушать или скачать Hungarian Dance N 5 бесплатно на Простоплеер Помимо Эмиля, Карла, Фредди и Анны у вас в наличии есть еще один компаньон – санитарный пёс доберман, который является помощником, если присутствует в миссии. Когда нужно он и отвлечет, и принесет, и погладить его можно. Кстати, насчет пса есть пара любопытных деталей. Во-первых, он один из немногих персонажей, у которого в рисовке присутствуют глаза. Ну и во-вторых, разобрать его имя почти не предоставляется возможным, Эмиль произносит имя собаки как «Альт» (что забавно, так как вызывать пса тоже на alt), Фредди как «Вольф» ну и так далее. Есть мнение, что пса зовут Уолт.



Передвижение главных героев происходит на нарисованной в том же стиле, но вполне реальной карте, в соответствии с течением войны. Сюжет основан на письмах Феликса Шазаля, конечно, не без добавления для сюжета некоторого гротеска (как, например, главный антагонист барон фон Дорф, который местами напоминает Эггмана), не без упущений, но всё же, эта история имеет реальную подоплеку. И это делает её еще более интересной.
Сюжетная линия развивается в лучших традициях драматургии: вам не дают забыть о Мари с ребенком, она тоже ведет свой дневник и пишет письма отцу и Карлу. Еще до знакомства с Анной вы также можете полистать и её дневник. Факты о войне и предметах вносят ясность в происходящее. Герои не приходят на спасение друг к другу внезапно, вам придется проходить уровень за каждого, если они не вместе, для того, чтобы в нужный момент появиться рядом и прийти на выручку, причем иногда стоит поторопиться. В соответствии с датой и местом событий появляются новые исторические элементы: сначала газ, потом первый противогаз, который вы встречаете на одном из уровней, а далее уже усовершенствованная его версия, которая и дошла до наших дней. Также, на протяжении всех боев, вы сталкиваетесь с воздушной атакой – с неба падают бомбы, от которых нужно своеобразно уворачиваться (благо тень от них позволяет определить место падения). Это, как и жуткие цеппелины, один из ключевых моментов Первой мировой.


По мере прохождения всё больше веришь в происходящее, всё больше сочувствуешь главным героям и всё больше нервничаешь, делая что-то не так. При откровенном ступоре (которые, все же, бывают) есть возможность посмотреть подсказки, всего их на уровне, как правило, три. Если вы в них нуждаетесь, можно посмотреть первую подсказку, последующие подсказки появляются через минуту.

Любопытная деталь также заключается в том, что несмотря на прекрасный пласт под названиям «война», ни одному играбельному персонажу ни разу не приходиться держать винтовку, пистолет или любое другое огнестрельное оружие. Вы не можете никого пристрелить, закидать гранатами или избить в честном бою. Только сюжетные моменты, например, подрыв моста или необходимость из-за спины обезвредить противника, дают вам возможность надавать врагу по шапке. Открытого противостояния нет, что придает процессу особый шарм и задает определенный стиль прохождения – даже если очень хочется, раньше времени вы не сможете удовлетворить свою жажду крови.


Иными словами, разработчиками проделана огромная работа, которая вряд ли оставит кого-то равнодушным. Отличный саундтрек, прекрасная атмосфера, красивая рисовка, наличие сносок, фактов и мини-игр, а также просто замечательная история, в совокупности дарят нам маленький шедевр, с которым стоит ознакомиться и на который не жалко потратить денег.

Однако, среди горы плюсов есть и пара минусов, будь то затянутость уровней, когда надоедает ходить туда-сюда, собирая нужные предметы и потихоньку продвигаясь при этом вперед, или мини-игры с вождением, когда любая ошибка может стать фатальной, а значит придется перепроходить уровень с определенного момента снова. Но какая же война без тягот и невзгод? Так что мой вердикт – играть, играть и еще раз играть, но не забудьте запастись терпением и попкорном.

War has changed

Первая мировая война - знаковое для истории событие - долгое время была на обочине массовой культуры. В принципе, логично - только мир оправился, как тут же началась вторая, куда более жестокая и разрушительная. Ей посвятили львиную долю военных книг, фильмов и, конечно же, игр. Понятие "Шутер про Вторую мировую" даже успело стать нарицательным. Но недавно ситуация изменилась. В канун столетней годовщины авторы начали обращать внимание на ПМВ, словно мир пришёл к осознанию её важности. Это первая (какой поворот!) по-настоящему мировая война, которая полностью сменила все технологии и знания военного дела. Она была кровопролитной и оставила отпечаток в жизнях миллионов людей. И в конце концов, у неё не было ясного художественного стиля - какой творческий потенциал!

Valiant Hearts вышла из-под компьютерных перьев подразделения Ubisoft в городе Монпелье и стала одной из тех "ласточек", что впустила в масс-медиа события Первой мировой. Платформер появился в июне 2014 года, и во время выхода о нём говорили чуть ли не из каждого утюга. Собственно, по этой причине в игровом сообществе проект считается успешным, пусть реальных цифр продаж никто не называл.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Первое, с чем предстоит столкнуться при запуске - вызывающее желание сжечь Ubisoft Connect, потому что без него начать не выйдет. Если опустить лирику, то уже в главном меню в глаза бросается простой интерфейс и своеобразная рисовка. Контуры персонажей нарочито жёсткие, а палитра цветов основательно уклонилась в серый. Художественный стиль поддерживается периодическими наложениями кадров, стремясь копировать комикс. Кроме того, даже анимации двумерные, что добавляет "мультяшности" происходящему на экране.

Впрочем, плоской игру не назовёшь. Разработчики хорошо поработали над многоуровневостью задников. Грубо говоря, в игре сразу несколько дальних планов, наполненных событиями. Иногда фон мягко перекрывает героев, создавая тем более трёхмерный мир. Также геймдизайнеры регулярно заставляют игрока перемещаться между планами.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Valiant Hearts строит геймплей на решении загадок. Игрока запирают на локации и требуют найти нужный предмет или запустить важный механизм. Поначалу весьма простые, со временем задачки становятся сложнее и состоят из нескольких ступеней. Совсем хардкорных квестов нет, да и в случае чего можно воспользоваться подсказками. Не сразу, но через минуту-другую бессмысленного блуждания игра покажет, в каком направлении двигаться. На каждую загадку даётся две-три такие подсказки. Несмотря на незамысловатость большей части задач, временами советы спасают время и нервы.

Ничья земля между ними

Сюжет игры крутится вокруг четырёх персонажей, жизни которых изменила война. Разработчики, вероятно, хотели показать похожесть судеб, а потому намеренно обезличили героев. Внешность, ровно как и характер, изображены контурно, скорее показывая архетипы. Это касается не только главных действующих лиц: ни у одного персонажа игры нет полноценных реплик - только мало связанные бормотания. Да и глазами - главным элементом уникальности - наградили только собаку. Видимо, заслужила.

Зато места событий очень даже индивидуальны. Игра охватывает основные сражения западноевропейского фронта. Тут и газовая атака на Ипре, и наступление Нивеля, и конечно же "Верденская мясорубка" - куда без неё. Для незнающих есть раздел исторических справок, который постоянно обновляется. Там вкратце описываются реальные события или особенности армейского уклада тех лет. Раздел этот мягко интегрирован в прохождение через коллекционные предметы.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Будем честными - игра французских разработчиков отстаивает взгляд соотечественников на события войны. К их чести, в чёрно-белое противостояние сюжет не скатывается и "серую мораль" не демонстрирует. Пусть у сюжета есть формальный антагонист, Valiant Hearts вообще не о "хороших" или "плохих". Она о Войне и её влиянии на людей. На примере обобщённых и абстрактных героев нам рассказывают суровую, но трогательную историю. К стилю необходимо привыкнуть, и тогда по мере продвижения по сюжету всё больше проникаешься мыслью о жестокости и бессмысленности человеческих жертв. А концовка, показывающая бессердечность войны как явления, может пробить на слезу.

Читайте также: