В каком порядке читать комиксы star wars

Обновлено: 04.07.2024

Приветствую, господа. Такой вопрос вот возник. скачал сборку комиксов по вселенной, в ней 6 арок (назовем так): Старая республика; Восход империи; Войны клонов и тд вплоть до седьмой арки под названием "Наследие". начинаю читать естественно с первой арки "Старая республика", дочитал до конца мятежа Фридона Надда и складывается впечатление, что перед этими событиями упущен не маленький такой промежуток истории вселенной. Вот и, собственно, вопрос: С этого ли начинается комиксовая вселенная ЗВ? Или же есть и еще комиксы, которые более плавно кидают нас по событиям вселенной не оставляя ощущений недосказанности и т.п.? Или же продолжать читать и потом все придет на свои места?



Эра «Новая Республика» (4-40 ПБЯ).

  • Лучшие сюжеты серии «Разбойная эскадрилья»: «Операция Фантом», «Поле битвы: Татуин», «На службе Империи», «Становление Барона Фела», «Принудительное увольнение».
  • Трилогия Трауна:«Наследник Империи», «Возрождение Тьмы», «Последний приказ» - нестареющая классика, с которой начинает свое знакомство с Расширенной вселенной любой уважающий себя ЗВшник. , «Алая Империя 2: Кровавый совет» - история о переделе Имперской власти после смерти Палпатина. - свадьба Люка Скайуокера и Мары Джейд и самая «мирная» история в рамках вселенной «Звездных войн».

Самая сложная эпоха - все, что было после VI Эпизода. Дело в том, что комиксы здесь в основном заполняют пробелы между книгами, а потому единую хронологию выстроить смогут только те, кто читает и то, и другое. Обычно новичкам в ЗВ советуют начинать знакомство со всей Расширенной Вселенной с Трилогии Трауна как эталона качества - присоединимся к этому совету, а затем пройдемся по порядку.

Прежде всего, сразу после 6 эпизода стоит читать серию «Х-крыл» - здесь и отличный сюжет Майкла Стэкпола, и возможность отдохнуть от вездесущего Люка Скайуокера и джедаев. На первый план выходят рядовые повстанцы: пилоты Ведж Антиллес и Тайко Селчу, Винтер. Сразу после комиксов настоятельно рекомендуем перейти к книгам одноименной серии: написаны они не хуже, а историю Разбойной эскадрильи рассказывают до победного конца.

Дальше события идут плотным косяком. Сразу перед трилогией Трауна Хан и Лея успевают пожениться - это книга «Выбор принцессы Леи». После Трауна желательно прочитать «Темную Империю» про возрожденного Императора - сам по себе комикс, вежливо выражаясь, не лучший, но без упоминаний о его сюжете не обходится практически ни одно из последующих произведений.

Самое важное событие 11 года - основание Академии Джедаев (трилогия книг Кевина Андерсона). «Алая Империя» - история бывшего имперского гвардейца Кира Кейноса - происходит параллельно, и друг на друга эти произведения не влияют.

После этого лучше всего прочитать дилогию книг «Рука Трауна». Во-первых, в многочисленных продолжениях своей истории, связанных только друг с другом, Тимоти Зан не только не роняет, но и поднимает планку качества. Во-вторых, в «Руке» подробно рассказывается об отношениях Люка Скайуокера и Мары Джейд, что поможет лучше понять комикс «Союз».

Наконец, наступает совершенно отдельная эпоха Нового Ордена Джедаев (25 ПБЯ) - вторжение юужань-вонгов. Весь ход войны подробно описан в одноименной серии из 19 романов; комиксы (серия «Вторжение»), как водится, дополняют сюжет. По дальнейшей истории, вплоть до 50 ПБЯ, есть только книги.



Юмор и альтернатива.

    целиком – невероятно стёбная история двух повстанцев/джедаев/лоботрясов, проходящая красной нитью сквозь сюжеты всех фильмов о «Звездных войнах». - что было бы, если бы Люк не взорвал «Звезду Смерти». «Рождение Звезды Смерти», «Джедайское чтиво», «Суд Императора» - наиболее смешные юмористические сюжеты из серии Tales. глазами советского художника - рисовалось всерьез, а вышла великолепная пародия.

Когда в хронологии становится слишком тесно, а фантазия авторов все не кончается, на серию лепится значок «Infinities», и им дается карт-бланш. Все произведения этого раздела абсолютно неканоничны. Читать - по желанию. Здесь есть сюжеты, которые могли бы произойти; сюжеты-альтернативы - «а что, если?»; наконец, просто пародии. Следует отметить, что хотя серия «Истории» изначально выпускалась под этим знаком, отдельные сюжеты оттуда официально признаны каноническими: такие выпуски мы расставили по остальным эрам.

Этот раздел оказался довольно популярным - помимо множества коротких историй, вышли полноценные альтернативные версии всех трех эпизодов Классической трилогии. Между собой они никак не связаны: в «Новой надежде» сюжет строится на предположении, что Люк не попал по Звезде Смерти, в «Империи» - что он замерз на Хоте, а в «Возвращении джедая» термальный детонатор во дворце Джаббы все-таки взрывается. Дальше авторы пытаются выкрутиться.

Помимо произведений, которые издательство «Dark Horse» официально причисляет к этой эре, в раздел Infinities на нашем сайте складируется немногочисленное, но интересное фан-творчество - например, серия пародийных веб-стрипов «Blue Milk Special».


Архаичные комиксы («Классика»).

Расширенная вселенная в ее нынешнем виде появилась в начале 1990х, но это не значит, что до того авторы дремали. С 1977 по 1983 год издательство «Marvel» успело выпустить целую кучу комикс-стрипов и полноценных комиксов. Сейчас они считаются абсолютно неканоническими. Поверьте - это к лучшему: здравым смыслом там и не пахнет, а по галактике бегают зеленые кролики, Дарт Вейдер и (отдельно) отец Люка Скайуокера.


Надеемся, этот небольшой путеводитель поможет вам не потеряться в океане комиксов по «Звездным войнам». Если же у вас возникли какие-то вопросы, мы всегда готовы ответить на них в комментариях. Приятного чтения!


Кроссоверы.

Конечно, такая развесистая хронология не могла не породить событий, пересекающих сразу несколько эпох. К счастью, путешествий во времени в ЗВ нет (эксперимент Пола Кемпа с книгой «Crosscurrent» мы здесь рассматривать не будем). Зато есть «Вектор» - мета-серия, действие которой начинается в «Рыцарях Старой Республики», а заканчивается в «Наследии». Похоже, авторы решили связать эпохи просто так, «чтобы было», поэтому сценарии и графика могут вызвать у читателя нервный тик.

Вторым кроссовером можно условно считать «Кровные узы» - в этой серии будут рассказываться семейные истории разных династий ЗВ. Авторы начали с Дженго и Бобы Фетта, и здесь графика повергает в шок уже в хорошем смысле: до сих пор такая детализация была только на обложках и в «Видениях».


Архаичные комиксы («Классика»).

Расширенная вселенная в ее нынешнем виде появилась в начале 1990х, но это не значит, что до того авторы дремали. С 1977 по 1983 год издательство «Marvel» успело выпустить целую кучу комикс-стрипов и полноценных комиксов. Сейчас они считаются абсолютно неканоническими. Поверьте - это к лучшему: здравым смыслом там и не пахнет, а по галактике бегают зеленые кролики, Дарт Вейдер и (отдельно) отец Люка Скайуокера.


Надеемся, этот небольшой путеводитель поможет вам не потеряться в океане комиксов по «Звездным войнам». Если же у вас возникли какие-то вопросы, мы всегда готовы ответить на них в комментариях. Приятного чтения!


Постов: 2

Добрый день! Решил, что на сайте нужна хронология русскоязычных комиксов во вселенной Звездных войн, которые относятся к новому канону.

1. Звёздные Войны. Дарт Мол

2. Звёздные войны. Дарт Мол. Сын Датомира - единственный комикс созданный до разделения Легенд и канона, который вошел в новый канон

3. Звёздные Войны. Том 2. Столкновение на Луне Контрабандистов - выпуск 7

4. Звёздные Войны. Том 3. Тюрьма повстанцев - выпуск 15

5. Звёздные войны. Принцесса Лея

6. Звёздные Войны. Чубакка

7.Звездные Войны. Лэндо

8. Звёздные Войны. Том 3. Тюрьма повстанцев - ежегодник

9. Звездные Войны. Том 1. Скайуокер наносит удар - выпуски 1-3

10. Звездные войны. Дарт Вейдер. Том 1. Вейдер - выпуск 1

11. Звездные Войны. Том 1. Скайуокер наносит удар - выпуск 4

12. Звездные войны. Дарт Вейдер. Том 1. Вейдер - выпуск 2-4

13. Звездные Войны. Том 1. Скайуокер наносит удар - выпуски 5-6

14. Звездные войны. Дарт Вейдер. Том 1. Вейдер - выпуски 5-6

15. Звёздные Войны. Том 2. Столкновение на Луне Контрабандистов

16. Звёздные Войны. Дарт Вейдер. Том 2. Тени и тайны

17. Звездные Войны. Падение Вейдера

18. Звёздные Войны. Том 3. Тюрьма повстанцев - выпуски 16-19

19. Звёздные Войны. Дарт Вейдер. Том 3. Война на Шу-Торуне

20. Звёздные Войны. Дарт Вейдер. Том 4. Игра окончена

21. Звёздные Войны. Хан Соло

22. Звёздные Войны. C-3PO

По мере выхода новых комиксов на русском или появления новых данных по расположению выпусков в каноне, данная хронология будет обновляться.


Эра «Заря джедаев» (36453-25793 ДБЯ).

Совершенно новая эпоха, которая только начинает развиваться и не имеет непосредственных отсылок к другим эпохам и сериям. Комиксы повествуют об истоках Республики и Ордена джедаев, и их свободно могут читать даже те, кто не видел фильмов о ЗВ.


Эра «Восстание» (0-4 ПБЯ).

  • Наиболее удачные сюжеты «Империи»: «До последнего человека», «В тени отцов», «Воевать не на той стороне» (совсем не обязательно знакомиться со всей серией целиком, т.к. большинство сюжетов друг с другом не связаны). - взлет и падение принца Ксизора. - история племянницы Ксизора Саван и дроида-репликанта Гури. - история Мары в первые дни после гибели Императора.

Все, что было между эпизодами Оригинальной трилогии. В основном - как и предыдущая эпоха, дополняет фильмы. Здесь важно отметить два основных сюжета. Первый - серия «Империя/Восстание». Пусть вас не смутит название, сюжетов про бравых имперских офицеров и штурмовиков во главе с Вейдером там только половина, остальное же – это приключения повстанцев разной степени известности с небольшими вкраплениями Бобы Фетта. Арки представляют собой отдельные истории с нарушенной хронологией, то есть нумерация выпусков не соответствует порядку событий. Правда, к концу серии авторы все-таки решили создать единый сюжет, что вытекло в арки «Генерал Скайуокер» и «В тени отцов» (тесно связаны с эпохой Войн Клонов), а затем в историю Дженека Санбера («До последнего человека», «Воевать не на той стороне» и «Брат мой, враг мой» из «Восстания»).

Второй сюжет - мультимедийный проект «Тени Империи», действие которого происходит между V и VI эпизодами и добавляет к ним массу интересных подробностей. Проект состоит из книги, комикса и игры, в каждом из которых показана немного другая грань одних и тех же событий - в поисках замороженного в карбоните Хана Соло герои вынуждены сойтись в битве с коварным принцем Ксизором. Знакомство с предыдущими эпохами не обязательно, а вот отсылок к «Теням Империи» полно во всех эрах: там была впервые показана криминальная организация «Черное солнце», которая теперь действует во все времена, начиная с Восхода Империи.



Эра «Война клонов» (22-19 ДБЯ).

События между II и III эпизодами. Прежде всего, следует провести четкую черту: есть история войн клонов, которая тщательно создавалась в книгах, комиксах и играх в 2002-2005 годах, а есть трехмерный мультсериал 2009 года и связанные с ним истории - веб-комиксы и отдельная серия «Войны клонов». Мультсериал является «перезапуском» вселенной и ничего общего с остальной хронологией не имеет. Его можно смотреть, вообще не оглядываясь на другие серии; комиксы же отличаются совсем детским сюжетом и топорной рисовкой.

А вот старые войны клонов мы советуем всем без исключения. В сериях «Республика 49-83», «Джедаи» и «Одержимость» проходных и неудачных выпусков практически нет; ЗВ-комиксы раскрыли здесь свой потенциал на полную катушку как по сценариям, так и по графике. Для этих серий характерен упор на личности и психологию героев (эра примерно пополам разделена между историями Энакина Скайуокера и Квинлана Воса, но трагическое прошлое получают даже злодеи вроде Асажж Вентресс). События комиксов выстраиваются в четкую последовательность и регулярно упоминаются в книгах по той же эпохе. Связи с другими эрами: для знакомства с основными героями обязательно знать «Совет джедаев» и начало «Республики». Кроме того, во всех без исключения дальнейших эрах на ВК ссылаются чаще и охотнее всего, так что очень советуем прочитать весь сборник, а уже потом переходить к следующим эпохам.



Эра «Восход Империи» (40-22 ДБЯ).

Эпизоды I-II и их окрестности. Палпатин плетет интриги, но пока еще не вышел из тени, так что джедаи пока решают локальные конфликты и внутренние проблемы. Довольно простая эра - читается в хронологическом порядке, в настоящее время по ней ничего крупного не выходит. Связей с эпохой «Старая республика» нет, кроме упоминания правила двух - так что знакомиться можно и до, и после. Общая характеристика комиксов: учебно-тренировочная площадка конца 90-х, где авторы будущих шедевров проверяли, что вообще можно сделать со вселенной. Хотелось бы отметить только несколько моментов.

Первое: внедрение Дарта Мола в организацию «Черное солнце» впоследствии упоминается во многих книгах, начиная с «Темного мстителя». Второе: посредственные сами по себе комиксы «Совет джедаев» и «Республика 1-48» - фундамент для будущей грандиозной серии «Республика/Джедаи», именно там впервые появляются все знаковые герои следующей эпохи - Квинлан Вос, Толм, Орра Синг, Аайла Секура, Вилмар Грарк. Есть и приятные исключения: «Сумрак» и «Тьма» (не пропустите - важнейшая часть истории Воса!) заслуженно входят в число лучших представителей жанра; особняком стоит «Деваронская версия», где неизменно харизматичный Вилли в лучших традициях барона Мюнхгаузена излагает все, что думает о предшествующих событиях.



Юмор и альтернатива.

    целиком – невероятно стёбная история двух повстанцев/джедаев/лоботрясов, проходящая красной нитью сквозь сюжеты всех фильмов о «Звездных войнах». - что было бы, если бы Люк не взорвал «Звезду Смерти». «Рождение Звезды Смерти», «Джедайское чтиво», «Суд Императора» - наиболее смешные юмористические сюжеты из серии Tales. глазами советского художника - рисовалось всерьез, а вышла великолепная пародия.

Когда в хронологии становится слишком тесно, а фантазия авторов все не кончается, на серию лепится значок «Infinities», и им дается карт-бланш. Все произведения этого раздела абсолютно неканоничны. Читать - по желанию. Здесь есть сюжеты, которые могли бы произойти; сюжеты-альтернативы - «а что, если?»; наконец, просто пародии. Следует отметить, что хотя серия «Истории» изначально выпускалась под этим знаком, отдельные сюжеты оттуда официально признаны каноническими: такие выпуски мы расставили по остальным эрам.

Этот раздел оказался довольно популярным - помимо множества коротких историй, вышли полноценные альтернативные версии всех трех эпизодов Классической трилогии. Между собой они никак не связаны: в «Новой надежде» сюжет строится на предположении, что Люк не попал по Звезде Смерти, в «Империи» - что он замерз на Хоте, а в «Возвращении джедая» термальный детонатор во дворце Джаббы все-таки взрывается. Дальше авторы пытаются выкрутиться.

Помимо произведений, которые издательство «Dark Horse» официально причисляет к этой эре, в раздел Infinities на нашем сайте складируется немногочисленное, но интересное фан-творчество - например, серия пародийных веб-стрипов «Blue Milk Special».



Эра «Наследие» (130-137 ПБЯ).

Здесь все просто: вся эпоха была создана ради серии комиксов про Кейда Скайуокера, Дарта Крайта и компанию. Никакие другие произведения на нее не влияют, не считая некоторых отсылок к книжному «Наследию Силы» (40 ПБЯ). Впрочем, необходимо предварительно познакомиться с серией «Республика»: Острандер очень любит продолжать истории своих персонажей, и 150 лет разницы ему не помеха.

В отличие от традиционных для ЗВ конфликтов «Республика против Империи», здесь Империй сразу две, а к ситам и джедаям добавляется третья группа адептов Силы - имперские рыцари. Главный же герой, последний из Скайуокеров, не желает спасать галактику, поскольку он наркоман, пират и охотник за наградами. В комиксе несколько сюжетных веток, которые сходятся в конце - главная о Кейде и второстепенные о космических боях и злодеяниях ситов.



Эра «Старая Республика» (5000-1000 ДБЯ).

События этой эпохи происходят за много тысяч лет до фильмов, поэтому знакомиться с ней можно в любое время - отсылок к другим эрам практически нет. Основной жанр - космическое фэнтези. Масштабность событий зашкаливает, временами выливаясь в эпос, а временами - в невероятно закрученный сюжет; большинство произведений - на уровне выше среднего. Сама эпоха тоже сильно растянута во времени - ее можно условно поделить на несколько подразделов.

Великая Гиперпространственная война (5000 ДБЯ).

Самая оторванная от всех и не особо удачная на общем фоне серия. По ней выпущено всего две арки комиксов: «Золотой век ситов» и «Крах империи ситов». События этой войны периодически упоминаются в следующих сериях, но никаких существенных связок нет. Можно читать когда угодно или вовсе пропустить.

Рыцари Старой Республики (4000 ДБЯ).

Самая масштабная и интересная часть эпохи, советуем всем без исключения в первую очередь. Сперва рекомендуется прочитать ранние материалы - «Сказания о джедаях» от «Улика Кель-Дромы» до «Искупления»: в них впервые были заданы основные приметы эпохи, конфликты и персонажи: джедаи, ситы, мандалорцы и древние духи. Потом советуем пройти игру «KotOR» (через 50 лет после комиксов), а можно сразу обе; в истории Дарта Ревана вы найдете немало упоминаний о событиях «Сказаний». Наконец, под занавес идет самая любимая среди читателей серия комиксов «Рыцари старой республики» - по хронологии приключения незадачливого падавана-авантюриста Зейна Керрика расположены на 5 лет раньше игр, но там есть множество персонажей и мелких деталей, которые порадуют игроков.

Тем, кого заинтересует дальнейшая судьба Экзара Куна, прямая дорога к книжной полке: трилогия Кевина Андерсона «Академия джедаев» (здесь и далее: хронологию всех упомянутых книг можно посмотреть на сайте SWEU), хотя и описывает события после VI Эпизода, напрямую связана со «Сказаниями». Ее можно читать хоть до, хоть после погружения в эту эпоху. Небольшие отсылки к «Сказаниям» также есть в комиксах «Темная империя» (осторожно: трэш!).

Старая Республика (3600 ДБЯ).

Через 300 лет после КотОра происходит действие онлайн-игры «The Old Republic», разрабатываемой теми же сценаристами. На этот раз Республике противостоит целая Империя Ситов из Неизведанных Регионов. Здесь стоит ожидать отсылок ко всем более ранним событиям, особенно к самому КотОРу. Помимо самой игры, по этому периоду уже выходят книги и серия комиксов.

Темный Век Республики (1100-1000 ДБЯ).

Если хотите увидеть, как полчища ситов сражаются с Республикой и между собой - вам или сюда, или в эпоху «Наследие». В конце этого века произошла битва на Руусане, а Дарт Бейн постановил, что ситов должно быть только двое: учитель и ученик. Впервые его жизнь описали в довольно-таки детском комиксе «Джедаи против ситов». Затем вышла трилогия книг Дрю Карпишина, где действуют те же герои: Бейн, Гитани, Каан, Занна, Даровит. Если комикс прочитать сначала - будете узнавать многих персонажей «в лицо». Недавно начал выходить многообещающий комикс «Странствующий рыцарь», действие которого происходит за 32 года до Бейна. Раздел прямо связан с игрой «Jedi Knight» и вообще биографией Кайла Катарна.



Эра «Империя» (19-0 ДБЯ).

Временной промежуток между III и IV эпизодами - самый неоднородный по стилистике. Конец эры - это штрихи к портретам персонажей классической трилогии, никак не связанные с событиями прошлого, а потому читать их можно когда угодно. Зато они плотно переплетены с сюжетом «Новой надежды» и задают основу для следующей эры. А вот в начале находятся комиксы, продолжающие сюжет старых «Войн клонов» - читать их следует строго после предыдущей эпохи.

Финальным аккордом «Республики» стала «Чистка» - как ни печально, многие из любимых героев эпохи ВК все-таки джедаи, а значит, не могли не встретиться с Вейдером. После «Чистки» советуем обратить внимание на прямое продолжение «Республики 79-80» - серию «Темные времена». От масштаба военных лет не осталось и следа - теперь это скорее вестерн про джедая-одиночку Дасса Дженнира, который пытается выжить во враждебном мире, не забывая при этом о Кодексе. Дополнительные сведения об этой мрачной эпохе можно почерпнуть из книги «Темный повелитель».

В середины эры зияет пустота, что предрекает нам еще не одну попытку связать старую и новую трилогии. Пока что самый смелый шаг предприняли авторы проекта «Сила необузданная» (игра, комикс и книга) - они с размаху воткнули посреди сюжета Старкиллера (тайного ученика Вейдера), и ответственные за хронологию до сих пор замазывают трещины в логике всех соседних эпох.

Впрочем, можно сказать, что особого влияния на последующие события эта эпоха не оказывает, только добавляет деталей в общую картину.



Эра «Наследие» (130-137 ПБЯ).

Здесь все просто: вся эпоха была создана ради серии комиксов про Кейда Скайуокера, Дарта Крайта и компанию. Никакие другие произведения на нее не влияют, не считая некоторых отсылок к книжному «Наследию Силы» (40 ПБЯ). Впрочем, необходимо предварительно познакомиться с серией «Республика»: Острандер очень любит продолжать истории своих персонажей, и 150 лет разницы ему не помеха.

В отличие от традиционных для ЗВ конфликтов «Республика против Империи», здесь Империй сразу две, а к ситам и джедаям добавляется третья группа адептов Силы - имперские рыцари. Главный же герой, последний из Скайуокеров, не желает спасать галактику, поскольку он наркоман, пират и охотник за наградами. В комиксе несколько сюжетных веток, которые сходятся в конце - главная о Кейде и второстепенные о космических боях и злодеяниях ситов.



Эра «Старая Республика» (5000-1000 ДБЯ).

События этой эпохи происходят за много тысяч лет до фильмов, поэтому знакомиться с ней можно в любое время - отсылок к другим эрам практически нет. Основной жанр - космическое фэнтези. Масштабность событий зашкаливает, временами выливаясь в эпос, а временами - в невероятно закрученный сюжет; большинство произведений - на уровне выше среднего. Сама эпоха тоже сильно растянута во времени - ее можно условно поделить на несколько подразделов.

Великая Гиперпространственная война (5000 ДБЯ).

Самая оторванная от всех и не особо удачная на общем фоне серия. По ней выпущено всего две арки комиксов: «Золотой век ситов» и «Крах империи ситов». События этой войны периодически упоминаются в следующих сериях, но никаких существенных связок нет. Можно читать когда угодно или вовсе пропустить.

Рыцари Старой Республики (4000 ДБЯ).

Самая масштабная и интересная часть эпохи, советуем всем без исключения в первую очередь. Сперва рекомендуется прочитать ранние материалы - «Сказания о джедаях» от «Улика Кель-Дромы» до «Искупления»: в них впервые были заданы основные приметы эпохи, конфликты и персонажи: джедаи, ситы, мандалорцы и древние духи. Потом советуем пройти игру «KotOR» (через 50 лет после комиксов), а можно сразу обе; в истории Дарта Ревана вы найдете немало упоминаний о событиях «Сказаний». Наконец, под занавес идет самая любимая среди читателей серия комиксов «Рыцари старой республики» - по хронологии приключения незадачливого падавана-авантюриста Зейна Керрика расположены на 5 лет раньше игр, но там есть множество персонажей и мелких деталей, которые порадуют игроков.

Тем, кого заинтересует дальнейшая судьба Экзара Куна, прямая дорога к книжной полке: трилогия Кевина Андерсона «Академия джедаев» (здесь и далее: хронологию всех упомянутых книг можно посмотреть на сайте SWEU), хотя и описывает события после VI Эпизода, напрямую связана со «Сказаниями». Ее можно читать хоть до, хоть после погружения в эту эпоху. Небольшие отсылки к «Сказаниям» также есть в комиксах «Темная империя» (осторожно: трэш!).

Старая Республика (3600 ДБЯ).

Через 300 лет после КотОра происходит действие онлайн-игры «The Old Republic», разрабатываемой теми же сценаристами. На этот раз Республике противостоит целая Империя Ситов из Неизведанных Регионов. Здесь стоит ожидать отсылок ко всем более ранним событиям, особенно к самому КотОРу. Помимо самой игры, по этому периоду уже выходят книги и серия комиксов.

Темный Век Республики (1100-1000 ДБЯ).

Если хотите увидеть, как полчища ситов сражаются с Республикой и между собой - вам или сюда, или в эпоху «Наследие». В конце этого века произошла битва на Руусане, а Дарт Бейн постановил, что ситов должно быть только двое: учитель и ученик. Впервые его жизнь описали в довольно-таки детском комиксе «Джедаи против ситов». Затем вышла трилогия книг Дрю Карпишина, где действуют те же герои: Бейн, Гитани, Каан, Занна, Даровит. Если комикс прочитать сначала - будете узнавать многих персонажей «в лицо». Недавно начал выходить многообещающий комикс «Странствующий рыцарь», действие которого происходит за 32 года до Бейна. Раздел прямо связан с игрой «Jedi Knight» и вообще биографией Кайла Катарна.



Эра «Восстание» (0-4 ПБЯ).

  • Наиболее удачные сюжеты «Империи»: «До последнего человека», «В тени отцов», «Воевать не на той стороне» (совсем не обязательно знакомиться со всей серией целиком, т.к. большинство сюжетов друг с другом не связаны). - взлет и падение принца Ксизора. - история племянницы Ксизора Саван и дроида-репликанта Гури. - история Мары в первые дни после гибели Императора.

Все, что было между эпизодами Оригинальной трилогии. В основном - как и предыдущая эпоха, дополняет фильмы. Здесь важно отметить два основных сюжета. Первый - серия «Империя/Восстание». Пусть вас не смутит название, сюжетов про бравых имперских офицеров и штурмовиков во главе с Вейдером там только половина, остальное же – это приключения повстанцев разной степени известности с небольшими вкраплениями Бобы Фетта. Арки представляют собой отдельные истории с нарушенной хронологией, то есть нумерация выпусков не соответствует порядку событий. Правда, к концу серии авторы все-таки решили создать единый сюжет, что вытекло в арки «Генерал Скайуокер» и «В тени отцов» (тесно связаны с эпохой Войн Клонов), а затем в историю Дженека Санбера («До последнего человека», «Воевать не на той стороне» и «Брат мой, враг мой» из «Восстания»).

Второй сюжет - мультимедийный проект «Тени Империи», действие которого происходит между V и VI эпизодами и добавляет к ним массу интересных подробностей. Проект состоит из книги, комикса и игры, в каждом из которых показана немного другая грань одних и тех же событий - в поисках замороженного в карбоните Хана Соло герои вынуждены сойтись в битве с коварным принцем Ксизором. Знакомство с предыдущими эпохами не обязательно, а вот отсылок к «Теням Империи» полно во всех эрах: там была впервые показана криминальная организация «Черное солнце», которая теперь действует во все времена, начиная с Восхода Империи.



Эра «Восход Империи» (40-22 ДБЯ).

Эпизоды I-II и их окрестности. Палпатин плетет интриги, но пока еще не вышел из тени, так что джедаи пока решают локальные конфликты и внутренние проблемы. Довольно простая эра - читается в хронологическом порядке, в настоящее время по ней ничего крупного не выходит. Связей с эпохой «Старая республика» нет, кроме упоминания правила двух - так что знакомиться можно и до, и после. Общая характеристика комиксов: учебно-тренировочная площадка конца 90-х, где авторы будущих шедевров проверяли, что вообще можно сделать со вселенной. Хотелось бы отметить только несколько моментов.

Первое: внедрение Дарта Мола в организацию «Черное солнце» впоследствии упоминается во многих книгах, начиная с «Темного мстителя». Второе: посредственные сами по себе комиксы «Совет джедаев» и «Республика 1-48» - фундамент для будущей грандиозной серии «Республика/Джедаи», именно там впервые появляются все знаковые герои следующей эпохи - Квинлан Вос, Толм, Орра Синг, Аайла Секура, Вилмар Грарк. Есть и приятные исключения: «Сумрак» и «Тьма» (не пропустите - важнейшая часть истории Воса!) заслуженно входят в число лучших представителей жанра; особняком стоит «Деваронская версия», где неизменно харизматичный Вилли в лучших традициях барона Мюнхгаузена излагает все, что думает о предшествующих событиях.



Эра «Заря джедаев» (36453-25793 ДБЯ).

Совершенно новая эпоха, которая только начинает развиваться и не имеет непосредственных отсылок к другим эпохам и сериям. Комиксы повествуют об истоках Республики и Ордена джедаев, и их свободно могут читать даже те, кто не видел фильмов о ЗВ.


Эра «Новая Республика» (4-40 ПБЯ).

  • Лучшие сюжеты серии «Разбойная эскадрилья»: «Операция Фантом», «Поле битвы: Татуин», «На службе Империи», «Становление Барона Фела», «Принудительное увольнение».
  • Трилогия Трауна:«Наследник Империи», «Возрождение Тьмы», «Последний приказ» - нестареющая классика, с которой начинает свое знакомство с Расширенной вселенной любой уважающий себя ЗВшник. , «Алая Империя 2: Кровавый совет» - история о переделе Имперской власти после смерти Палпатина. - свадьба Люка Скайуокера и Мары Джейд и самая «мирная» история в рамках вселенной «Звездных войн».

Самая сложная эпоха - все, что было после VI Эпизода. Дело в том, что комиксы здесь в основном заполняют пробелы между книгами, а потому единую хронологию выстроить смогут только те, кто читает и то, и другое. Обычно новичкам в ЗВ советуют начинать знакомство со всей Расширенной Вселенной с Трилогии Трауна как эталона качества - присоединимся к этому совету, а затем пройдемся по порядку.

Прежде всего, сразу после 6 эпизода стоит читать серию «Х-крыл» - здесь и отличный сюжет Майкла Стэкпола, и возможность отдохнуть от вездесущего Люка Скайуокера и джедаев. На первый план выходят рядовые повстанцы: пилоты Ведж Антиллес и Тайко Селчу, Винтер. Сразу после комиксов настоятельно рекомендуем перейти к книгам одноименной серии: написаны они не хуже, а историю Разбойной эскадрильи рассказывают до победного конца.

Дальше события идут плотным косяком. Сразу перед трилогией Трауна Хан и Лея успевают пожениться - это книга «Выбор принцессы Леи». После Трауна желательно прочитать «Темную Империю» про возрожденного Императора - сам по себе комикс, вежливо выражаясь, не лучший, но без упоминаний о его сюжете не обходится практически ни одно из последующих произведений.

Самое важное событие 11 года - основание Академии Джедаев (трилогия книг Кевина Андерсона). «Алая Империя» - история бывшего имперского гвардейца Кира Кейноса - происходит параллельно, и друг на друга эти произведения не влияют.

После этого лучше всего прочитать дилогию книг «Рука Трауна». Во-первых, в многочисленных продолжениях своей истории, связанных только друг с другом, Тимоти Зан не только не роняет, но и поднимает планку качества. Во-вторых, в «Руке» подробно рассказывается об отношениях Люка Скайуокера и Мары Джейд, что поможет лучше понять комикс «Союз».

Наконец, наступает совершенно отдельная эпоха Нового Ордена Джедаев (25 ПБЯ) - вторжение юужань-вонгов. Весь ход войны подробно описан в одноименной серии из 19 романов; комиксы (серия «Вторжение»), как водится, дополняют сюжет. По дальнейшей истории, вплоть до 50 ПБЯ, есть только книги.



Эра «Война клонов» (22-19 ДБЯ).

События между II и III эпизодами. Прежде всего, следует провести четкую черту: есть история войн клонов, которая тщательно создавалась в книгах, комиксах и играх в 2002-2005 годах, а есть трехмерный мультсериал 2009 года и связанные с ним истории - веб-комиксы и отдельная серия «Войны клонов». Мультсериал является «перезапуском» вселенной и ничего общего с остальной хронологией не имеет. Его можно смотреть, вообще не оглядываясь на другие серии; комиксы же отличаются совсем детским сюжетом и топорной рисовкой.

А вот старые войны клонов мы советуем всем без исключения. В сериях «Республика 49-83», «Джедаи» и «Одержимость» проходных и неудачных выпусков практически нет; ЗВ-комиксы раскрыли здесь свой потенциал на полную катушку как по сценариям, так и по графике. Для этих серий характерен упор на личности и психологию героев (эра примерно пополам разделена между историями Энакина Скайуокера и Квинлана Воса, но трагическое прошлое получают даже злодеи вроде Асажж Вентресс). События комиксов выстраиваются в четкую последовательность и регулярно упоминаются в книгах по той же эпохе. Связи с другими эрами: для знакомства с основными героями обязательно знать «Совет джедаев» и начало «Республики». Кроме того, во всех без исключения дальнейших эрах на ВК ссылаются чаще и охотнее всего, так что очень советуем прочитать весь сборник, а уже потом переходить к следующим эпохам.



Эра «Империя» (19-0 ДБЯ).

Временной промежуток между III и IV эпизодами - самый неоднородный по стилистике. Конец эры - это штрихи к портретам персонажей классической трилогии, никак не связанные с событиями прошлого, а потому читать их можно когда угодно. Зато они плотно переплетены с сюжетом «Новой надежды» и задают основу для следующей эры. А вот в начале находятся комиксы, продолжающие сюжет старых «Войн клонов» - читать их следует строго после предыдущей эпохи.

Финальным аккордом «Республики» стала «Чистка» - как ни печально, многие из любимых героев эпохи ВК все-таки джедаи, а значит, не могли не встретиться с Вейдером. После «Чистки» советуем обратить внимание на прямое продолжение «Республики 79-80» - серию «Темные времена». От масштаба военных лет не осталось и следа - теперь это скорее вестерн про джедая-одиночку Дасса Дженнира, который пытается выжить во враждебном мире, не забывая при этом о Кодексе. Дополнительные сведения об этой мрачной эпохе можно почерпнуть из книги «Темный повелитель».

В середины эры зияет пустота, что предрекает нам еще не одну попытку связать старую и новую трилогии. Пока что самый смелый шаг предприняли авторы проекта «Сила необузданная» (игра, комикс и книга) - они с размаху воткнули посреди сюжета Старкиллера (тайного ученика Вейдера), и ответственные за хронологию до сих пор замазывают трещины в логике всех соседних эпох.

Впрочем, можно сказать, что особого влияния на последующие события эта эпоха не оказывает, только добавляет деталей в общую картину.


Кроссоверы.

Конечно, такая развесистая хронология не могла не породить событий, пересекающих сразу несколько эпох. К счастью, путешествий во времени в ЗВ нет (эксперимент Пола Кемпа с книгой «Crosscurrent» мы здесь рассматривать не будем). Зато есть «Вектор» - мета-серия, действие которой начинается в «Рыцарях Старой Республики», а заканчивается в «Наследии». Похоже, авторы решили связать эпохи просто так, «чтобы было», поэтому сценарии и графика могут вызвать у читателя нервный тик.

Вторым кроссовером можно условно считать «Кровные узы» - в этой серии будут рассказываться семейные истории разных династий ЗВ. Авторы начали с Дженго и Бобы Фетта, и здесь графика повергает в шок уже в хорошем смысле: до сих пор такая детализация была только на обложках и в «Видениях».


Читайте также: