В какой стране вам разрешают играть в майнкрафт в школе

Обновлено: 06.07.2024

Рассказываем, как онлайн-конструктор превратился в инструмент для обучения.

Методы интерактивного обучения становятся всё более популярными. Специалисты называют одним из главных трендов современного образования геймификацию — систему приёмов, которые превращают образовательный процесс в игровой.

Некоторые эксперты мечтают о том, что через несколько лет школьное образование можно будет полноценно перенести в видеоигру и обучать детей математике и литературе с помощью, например, Fortnite. Подобные идеи не выглядят фантастикой, хотя бы потому, что первые эксперименты уже начались — во многих школах США и Европы в образовательный процесс активно внедряют Minecraft.

С помощью нескольких примеров и комментариев от эксперта в Minecraft-образовании из проекта Shkolakola Максима Сыныцы мы разобрались, как популярная среди школьников игра помогает им в учёбе.

Во-первых, потому что Minecraft — самая популярная игра в мире. Ежемесячно в неё играют порядка 112 миллионов человек, конструктор лидирует по просмотрам на YouTube за 2019 год (видео, связанные с Minecraft’ом посмотрели более ста миллиардов раз), а сайт Polygon вообще признал её игрой десятилетия. У Minecraft огромная фан-база, а значит среди учеников наверняка есть те, кто хорошо знаком с игрой — лишний раз правила объяснять не придётся.

Во-вторых, Minecraft даёт простор для фантазии и почти не ограничивает возможности. В нём можно строить, добывать ресурсы, создавать и проходить квесты, заниматься совместной деятельностью или просто бродить по миру. Чем больше свободы, тем больше идей, как её можно использовать. В этой игре нет линейного повествования, но есть множество инструментов для творчества, — поэтому свобода игрока ничем не ограничена. Во многом именно она заставляет многих возвращаться в Minecraft снова и снова.

Я недавно начал играть в Metro Exodus, и это потрясающий кинематографический опыт в виртуальном мире, — но игра стоит на сюжетных рельсах. Я могу пойти туда-то и сделать то-то, но всё равно должен следовать сюжетной линии. Думаю, Minecraft несёт в себе такую ценность, особенно для работы в классе, потому что в нём нет основной сюжетной линии, и учитель может сам её определять.

В-третьих, Minecraft — это конструктор: форма развлечения, понятная детям с раннего возраста. Давно доказано, что работа с конструктором развивает в детях логику, пространственное мышление, память и фантазию. Привыкнув создавать миры из кубиков или деталей Lego, ребёнок легко перестраивается на онлайн-конструктор и схватывает его правила интуитивно.

Minecraft — это большая платформа, которая работает как игровой движок. Внутри игры можно делать кучу разного контента, механик, добавлять интерактивные элементы. Это полноценный геймдев: здесь и левел-дизайн, и гейм-дизайн, и даже иногда саунд-дизайн.

Кроме того, Minecraft понятен детям. Его легко освоить за счёт простоты и доступности, — плюс, удобно, что у игры есть большая детская аудитория. Поэтому Minecraft и стал популярным инструментом в образовании: это удобная платформа для создания контента, а интерес детей по всему миру к ней огромен.

Как Minecraft применяют в образовании и есть ли польза

На сегодня более 400 школ из США, Индии и скандинавских стран применяют Minecraft в обучении, а в Швеции даже ввели обязательные уроки по игре.

Простота и универсальность позволяют применять Minecraft практически во всех базовых школьных предметах: решать математические задачи, иллюстрировать химические и физические эксперименты, моделировать органические системы в биологии и погружать в литературные или исторические миры.

Особенно Minecraft полезен для школьников из сёл или небольших городков — с помощью онлайн-платформы они могут получить новый опыт, больше узнать о мире и познакомиться с ровесниками из других стран. Важная составляющая успеха Minecraft — это сообщество, образовавшееся вокруг игры: как блогеры, так и преподаватели отмечают, что многие дети регулярно общаются на форумах в поисках советов и знакомятся со взрослыми игроками, которые помогают им освоить новые знания и виды деятельности.

Поэтому Minecraft — не только инструмент для обучения, но и платформа, которая помогает подготовиться ко взрослой жизни в современном обществе. Преподаватели, которые применяли игру на уроках, замечают, что Minecraft помогает детям почувствовать ответственность и дают возможность выступать в руководящей роли, потому что любой играющий в Minecraft ребёнок разбирается в нём лучше преподавателя и всегда готов подсказать.

Это, в том числе, помогает выстроить партнёрские отношения учителя с учениками — очень важный элемент образовательной коммуникации. Например, учитель математики Стивен Элфорд провёл эксперимент: попросил учеников сформировать в игре сообщества с собственными правилами и самостоятельно их регулировать. Результаты оказались впечатляющими: группы учеников построили совместные клубы, поровну распределив управление ими.

Понятно, что дети заходят в Minecraft с желанием поразвлекаться и побеситься, но Minecraft, являясь не только игрой, но и платформой для разработки, позволяет эти вещи ограничивать: можно ограничить действия игрока, можно выдавать конкретные цели.

Minecraft может быть полезен. Для этого мы делаем контент таким, чтобы дети фокусировались на задаче. Есть задача в формате квеста, а в квесте есть цель: соответственно, чтобы этой цели достичь, нужно пройти несколько этапов и решить несколько подзадач. То есть, мы ограничиваем обычную деятельность детей в Minecraft так, чтобы сфокусировать их внимание на чём-то конкретном.

Польза есть и от неструктурированной игры. Главное — правильно выстроить мир и дать ученикам свободно изучать его. Исследуя различные части карты самостоятельно, ребёнок лучше запоминает информацию и понимает, как можно применить в дальнейшем.

Это касается не только базовых школьных знаний, но и социальных навыков. При правильном подходе Minecraft может воспитать в ребёнке эмпатию. Учитель Бенджамин Келли создал урок по сохранению живой природы, чтобы наглядно показать, к каким последствиям приводят браконьерство, загрязнение диких пространств и нерациональное использование ресурсов. Преподаватель Стивен Рейд сфокусировался на ещё более узкой проблеме и с помощью Minecraft рассказал детям о проблеме беженцев: он построил карту так, чтобы каждый мог увидеть мир глазами ребёнка-беженца.

Пока Minecraft в образовательных целях применяют в основном среди детей младшего и среднего школьного возраста. Но простота и универсальность платформы открывают возможности для более широкого Minecraft-обучения — в том числе и для взрослых людей.

На текущий момент мы ориентируемся только на школьников, причём больше на начальную школу: первый-четвёртый класс и, может быть, пятый-шестой. Но мы работаем с тренинговой компанией и также разрабатываем контент для взрослых людей. Конкретно — для сетевых инженеров. Minecraft — очень непривычный мир для взрослого человека, но, тем не менее, они быстро адаптируются. Мы помогаем решать более взрослые задачи — в таком же игровом формате, как и детям. Например, они решают задачи, связанные с роутерами и сетями — мы интегрируем их в игровой процесс, где задача подаётся как преграда: ответишь правильно — идёшь дальше.

Minecraft подходит для обучения не только школьников, но и старших возрастов. Недавно мы проводили большое исследование о том, кому интересен Minecraft сейчас. Понятно, что в основном это школьники до 12 лет или чуть старше. Но, поскольку Minecraft существует уже больше десяти лет, у людей студенческого возраста, 20–24, Minecraft остался в памяти как что-то приятное из прошлого. Поэтому если сказать, что в Minecraft происходит что-то необычное и крутое, их тоже легко туда привлечь.

Для преподавания с помощью Minecraft Microsoft создала специальную платформу — Minecraft: Education Edition. Она почти идентична стандартной версии, а основное отличие — набор новых инструментов, созданных специально для учителей. В игре появились классные доски, телепорты для быстрого перемещения по карте и возможность следить за перемещением учеников. Также в игре есть инструменты «камера» и «портфолио», которые позволяют ученикам быстро фиксировать и отправлять результаты дистанционно.

Minecraft: Education Edition — это, в первую очередь, инструмент, с помощью которого преподаватель может проиллюстрировать лекцию. Специально для этого в системе есть несколько карт-шаблонов по конкретным темам уроков. Их можно предварительно скачать и отредактировать на своё усмотрение — регулировать сложность, создавать NPC, переставлять локации, менять задачи.

Присутствие внутри симуляции исторического периода или сюжета классического произведения помогает ученикам запомнить информацию, а различные квесты стимулируют к решению задач и уравнений. Такие уроки превращаются в совместную работу, которую учитель может отслеживать онлайн, сразу анализируя результаты каждого ученика.

Minecraft Education Edition — это официальная образовательная платформа для преподавателей. Они могут создавать уроки и по школьным предметам, и, например, по программированию. Они могут создать карту, загрузить её на сервер и пригласить туда учеников через Minecraft Education Edition.

Это именно инструмент для преподавания, потому что кейсов по самостоятельному обучению учеников, насколько мне известно, там нет. Есть возможность запускать сервер удалённо, но это всё равно вариант занятия с преподавателем. Там мало интерактива и квестов — это простой контент, который преподавателям будет удобно доносить детям.

Minecraft Education Edition распространён за рубежом, особенно в США. В России есть попытки проводить подобные уроки, но их очень мало. Во многом это связано с тем, что официально у нас в стране Minecraft: Education Edition не продаётся.

На сегодня преподавание с помощью Minecraft напрямую связано с Minecraft: Education Edition. Конечно, игра позволяет разным энтузиастам адаптировать её под любые лекции и презентации, но зарубежные учителя давно перешли на специализированную платформу.

Это, пожалуй, первый случай, когда популярная игра превратилась в полноценный инструмент для школьного образования.

В России есть несколько примеров применения Minecraft в школе — как удачных, так и не очень. Преподавательница биологии из Йошкар-Олы Светлана Садакова предложила детям, которые всё время играли в Minecraft на уроках, создать в игре кровеносную систему, но после нескольких попыток у школьников ничего не получилось. А учительница иностранного языка из Свердловской области Елена Дегтярёва предложила целый проект по внедрению игры в образовательную программу.

Теоретически с помощью Minecraft’а можно преподавать что угодно. Но на практике всё немного сложнее. Для отдельных дисциплин вроде математики Minecraft: Education Edition подходит идеально — квесты и геометрические формы дают большой простор для идей. Физику и другие предметы для более взрослых учеников адаптировать под Minecraft сложнее.

Конечно, всегда можно ограничиться серией квестов, в которых школьник должен решить задачу, чтобы продвинуться дальше по карте, но это самый простой и наименее эффективный путь. Практика показывает, что адаптация возможностей игры под конкретную науку работает лучше, — те же квесты можно сделать максимально разнообразными.

Уроки математики для Minecraft: Education Edition рассчитаны в основном на начальные классы, — то есть на правила сложения, умножения и деления с помощью игровых блоков. Для старших классов есть более сложные квесты и задачи по геометрии, в которых нужно построить фигуру или рассчитать площадь. Обучение математике с помощью Minecraft в первую очередь тренирует логику и пространственное мышление — дети не только осваивают базовые правила, но и сразу же учатся применять их на практике.

Мы считаем, что адаптировать можно любой материал по любому предмету. С какой-то дисциплиной это проще, как с математикой, а с какой-то сложнее, как с физикой. Математика — простой предмет для адаптации, особенно если это материалы для начальной школы.

В сети много примеров уроков математики в Minecraft. Пользовательница Pikabu, которая работает репетитором по математике, рассказала, как с помощью игры заинтересовала отстающую ученицу предметом, который ей всегда тяжело давался. Девушка обнаружила, что её ученица любит играть в Minecraft, и решила самостоятельно освоить игру для создания математических квестов.

В итоге у неё получилось построить большой замок с предысторией и внутренними правилами. Чтобы изучить все помещения замка и открыть все двери, нужно решать математические задачи разной сложности. Таким образом, через интерес к исследованию яркой игровой локации, ученицу удалось заинтересовать предметом, который ей никогда не нравился.

Minecraft за счёт формы конструктора и правил мира — игра очень математическая. Поэтому преподавание начальной математики с помощью Minecraft’а открывает перед учителями множество возможностей — именно уроки по математическим дисциплинам в Minecraft: Education Edition наиболее распространены.

Максим Сыныця приводит несколько примеров базовых математически задач, которые компания Shkolakola осуществила в рамках образовательных проектов в Minecraft:

1.Перед героем стоят призраки-стражники, над каждым написан отдельный пример. Чтобы пройти, нужно взаимодействовать с каждым стражником и правильно решить пример. Затем ребёнку нужно расставить стражников в порядке возрастания полученных чисел. Если выстроить правильно, стражники исчезнут.

3. Задача на нахождение объёма фигуры. В таверне есть персонаж, который просит игрока помочь знакомому фермеру. Игрок приходит к фермеру, тот рассказывает, что строит башню для хранения сена и ему нужна помощь в подсчётах объёма.

Для решения этой задачи мы создали специальный инструмент для измерения длины блока сена: ребёнок нажимает на блоки, и на экране всплывает расстояние между ними. Сложенные вместе блоки образуют фигуру параллелепипед. Игрок нажимает на блок внизу, взбирается по лестнице наверх, нажимает на блок вверху — и вся сторона параллелепипеда подсвечивается вместе с информацией о её размере. Чтобы найти объём, остаётся умножить ширину на длину и на высоту. Игрок сообщает полученный результат фермеру, тот благодарит, и башня достраивается.

Литература — второй по популярности предмет для преподавания с помощью Minecraft. В этом случае речь в основном идёт о воссоздании миров из классической детской литературы, внутри которых школьники могут лучше познакомиться с персонажами и проходить квесты на основе сюжетов.

Американские преподаватели Саймон Бадделей и Бен Шпильденнер специально объединили усилия, чтобы создать несколько квестов на основе литературы. Их главная задача: помочь детям в изучении языка с помощью знакомых им персонажей. Один из примеров их работы — мир по сказке Чарльза Диккенса «Рождественская песнь».

Самый популярный пример воссоздания сказки в Minecraft — это мир по «Фантастическому мистеру Фоксу» Роальда Даля. Он призван обучать не только литературе, но и английскому языку. Например, по итогам прохождения ученикам дают задание написать газетную статью об этом мире с точки зрения любого животного. С миром можно полноценно взаимодействовать — строить целые деревни, откапывать тайные послания и общаться с персонажами.

Разработчики Shkolakola тоже активно занимаются воссозданием литературных миров в Minecraft. Их дебютной работой стала адаптация «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина, а прохождение ориентировано не только на литературу, но и на междисциплинарное обучение.

Идея была в том, чтобы создать сюжет, который будет близок аудитории и родителей, и детей. Дети это читают в школе, а родители, когда слышат, что это сказка Пушкина, становятся более благосклонными.

У нас получился целый набор: виртуальный мир, 20-минутный Minecraft-мультфильм и книга с иллюстрациями. Это достаточно хорошо зашло — фидбэк был положительным и от родителей, и от детей.

Мы создали большую локацию с древнерусским городом, воссоздав всё по описаниям Пушкина. Тут есть ключевые локации и ключевые персонажи сказки. Но это мультидисциплинарный проект. Идея Skolakola не в том, чтобы создавать миры по произведениям: мы хотим, чтобы дети непрерывно получали знания по разным предметам. Ребёнок погружается в этот мир и решает разные задачи: сначала по математике, потом по русскому, дальше по литературе. Складывается траектория, которая, по нашей задумке, выстраивается исходя из его потребностей и интересов.

Мы погружаем детей в мир для лучшего восприятия сказки, но параллельно внутри него обучаем и другим дисциплинам.

Конечно, прежде всего, это литература, но внутри есть много заданий по русскому языку и другим дисциплинам.Например, игрок встречает царя, а тот пишет письмо царице. Но по каким-то причинам царь неграмотный и ему нужно помочь написать это письмо — расставить запятые. Царь спрашивает, нужно ли ставить запятую, игрок отвечает — если правильно, идёт дальше и получает ещё один вопрос. Есть аналогичные задачи по математике в виде диалога с персонажем, где нужно что-то посчитать, — но не просто так, а в формате сеттинга.

Самый известный проект Shkolakola, связанный с литературой, — это недавние Minecraft-спектакли, поставленные совместно с Большим драматическим театром. Это экспериментальное краткое изложение двух классических произведений — «Вишнёвого сада» Чехова и «Моцарта и Сальери» Пушкина. О том, как эти спектакли связаны с образованием, Максим Сыныця подробно рассказал нам в недавнем интервью.


Небольшая шведская школа попала в новостные ленты множества новостных ресурсов, всего лишь сделав сверхпопулярную игру в жанре песочница «Майнкрафт» обязательной для своих учеников.

Логика этих действий проста: обучающие видеоигры не должны учить чтению, навыками письма, арифметике, их обучающая способность обеспечивается совсем иными принципами. Позволяющая своим игрокам строить из кубиков вещества различные структуры и показывать результаты своей постройки игра «Майнкрафт» поощряет аккуратный и усердный процесс творчества. Игра может развивать креативность подростков без отторжения процесса механического заучивания, жесткой учебной программы и неприятной атмосферы школьного класса.

В первую очередь на это решение повлияла общепризнанная ценность игры, а также любовь студии-автора к своему детищу: не так давно был создан бесплатный порт «Майнкрафта» на платформу Raspberry Pi.

Согласно шведским источникам, школа Виктора Ридберга в Стокгольме утвердила «Майнкрафт» в учебной программе для учеников в возрасте 13 лет. Учитель школы Моника Экман считает, что игра развивает навыки городского планирования, а суть игры не отличается от уроков изобразительного искусства или работы с деревом.

«Майнкрафт» не заменяет основные дисциплины, а лишь является одним из предметов для тринадцатилетних учеников. Возможно, уроки с участием игры будут использоваться и в будущем. Экман говорит, что они довольны результатом и введут больше занятий по «Майнкрафту».

Конечно, это лишь отдельный пример, но подобные события демонстрируют новый этап уже некоммерческого признания этой чрезвычайно популярной инди-игры. На данный момент было продано уже 17,5 млн. копий.
По материалам шведской газеты The Local


В январе этого года директор стокгольмской школы решил включить игру Minecraft в учебную программу. Ученики с радостью стали посещать игровые занятия. Такое интересное решение было принято неспроста. Игра используется в школе для наглядного проектирования систем водоснабжения, электрических сетей и изучения экологии. Ученики буквально собственноручно создают новые виртуальные миры и учатся решать в них реальные проблемы. А это куда полезнее и интереснее сухой теории и контрольных заданий.

Учителя отмечают, что подача материала в таком нестандартном виде помогает подросткам усвоить гораздо больше полезной информации. Но есть и противники такого метода. Далеко не всем родителям понравилась идея компьютерного обучения. Но школа настояла на внесении Minecraft в обязательную образовательную программу. Школьники лучше учатся в весёлой и непринуждённой обстановке, они высоко мотивированы и увлечены процессом. Они получают замечательную практику, которую без этой игры получить было бы невозможно. Ну а нам же остаётся только порадоваться за стокгольмцев и надеяться на такие же нововведения в родных учебных заведениях. Давно пора понять учителям, что, как минимум английский язык, историю и географию мы хорошо знаем только благодаря компьютерным играм

Вроде игра без крутой графики, без крови, как любит школота, но в тематических группах вконтакте 90% участников - дети 10 - 16 лет. В том числе администрация.

я сам фанат игры. просто создается впечатление, что в детскую игрушку рублюсь_

У школьников богатая фантазия. Вспомни себя в школьные годы.
Я считаю, что игра для любой аудитории. Есть люди и за 40, которые
играют в minecraft. Простая и незамысловатая игра, строй домики, добывай
ресурсы, хочешь ферму заведи и пр. Но стоит приложить немного смекалки,
и игра становится серьезным проектом.
А вот люди, обделенные фантазией, игру не воспринимают. Я играл около
недели и мне она надоела, т. к. ни чего интересного придумать не могу.
Вот если играть на серверах, то интерес возрастает, т. к. уже нужно не только
построить домик, но и подумать о безопасном "проживании" и т. д.
Соответственно, люди которые называют игру г*ном - идиоты, у которых фантазия
напрочь отсутствует. Ведь миллионам - игра пришлась по вкусу.
Достаточно приобрести ключ и занятие на 1-2 часа, по вечерам на долгие месяца
обеспеченно.


Педагоги-методисты быстро ухватили суть онлайн-игры Minecraft, симулятора, в котором игроки строят здания и создают новые цивилизации, и решили поставить игровой мир популярной компьютерной стратегии на службу образованию. Преподаватели перестали заклинать студентов не играть в Minecraft. Сегодня педагоги-теоретики всерьез занимаются разработкой методик по использованию игрового опыта в улучшении качества обучения студентов.

Джоэль Левин — учитель информатики в нью-йоркской частной школе. Его вклад в использование Minecraft в классной комнате заключается в открытии компании TeacherGaming LLC, разработавшей MinecraftEdu — версию игрового феномена мирового уровня, созданную специально для обучения в игровой форме. К декабрю 2012 года MinecraftEdu уже стала частью учебного плана почти 1000 американских школ и обязательным элементом программы еще одной шведской школы.


На уроках истории в школе Дель-Мар (Тибурон, Калифорния) ученики занимаются предметом с помощью компьютерной системы Virtual Civilizations Project, использующей алгоритмы Minecraft. Проект Virtual Civilizations был с энтузиазмом одобрен директором школы, доктором педагогических наук Ванном Гарднером, расписавшем преимущества нововведения:

Учащиеся создают цивилизации (например, Древний Рим), используя при строительстве зданий архитектурные материалы, изученные на истории Древнего мира. Высшая степень самостоятельного творчества достигается, когда ученикам предлагаются бесконечные сценарии, в которых нужно руководить своим собственным племенем и учиться оценивать риски от того или иного действия.

Директор школы Дель-Мар верит, что главная цель использования Minecraft в классной комнате — помочь ученикам лучше понять окружающий их мир. Усилия направлены на то, чтоб ученики могли провести параллели между развитием виртуальных цивилизаций Minecraft и актуальными проблемами современного общества.

Учащиеся получают возможность понять, что способы взаимодействия людей в этом виртуальном мире сходны с принципами их взаимодействия в реальной жизни. Здесь они могут стать частью передового сообщества и сообща работать над решением какой-либо проблемы. В конечном счете, успешное применение опыта Minecraft в процессе обучения может способствовать развитию у учеников гуманности и человечности.

Введение Minecraft в учебные планы такого большого количества школ за такой короткий промежуток времени — настоящий феномен. Перспективы от использования в образовательном процессе игрового элемента Minecraft, описанные доктором Гарднером из средней школы Дель-Мар, просто поражают. Идея о мотивированных и заинтересованных учениках, все лучше понимающих с помощью Minecraft самих себя и свое место в мире, захватывает и вдохновляет.


Интернет-ресурс The Local сообщил о том, что частью обязательной программы в школе имени Виктора Рюдберга, которая находится в Стокгольме, стала игра Minecraft . Уроки, на которых обучение проходит с помощью игры, посещают около 180 учеников, — отмечает Лента.ру.

На уроках, посвященных Minecraft , школьники с помощью игры создают виртуальные миры и проектируют в них электрические сети и системы водоснабжения.

Как пояснила преподавательница Моника Экман школы, игра позволяет детям наглядно изучать вопросы планирования, городского проектирования и экологии.

Minecraft разработала шведская инди-студия Mojang. Игра открылась в 2009 году. Первоначально разработчики запустили ее дорелизную версию, а окончательный вариант поступил в продажу лишь в конце 2011 года. Первая версия Minecraft была доступна на PC. Весной 2012 года проект был портирован на консоль Xbox 360. Разработчики также выпустили Minecraft: Pocket Edition для мобильных устройств. К декабрю 2012 года общее количество проданных копий Minecraft для всех платформ превысило 17,5 миллионов.

В Minecraft игрокам приходится взаимодействовать с окружающим миром, который создается случайным образом. Они должны добывать ресурсы, строить здания (и любые другие объекты) из подручных материалов, соревноваться друг с другом (в сетевом режиме), а также защищаться от агрессивной фауны. Игра визуально стилизована под трехмерный пиксель-арт.



Шумиха вокруг Minecraft не утихает уже пятый год — игра стала важной частью популярной культуры. Она появляется в клипах Леди Гаги, а о ее создателе снимают документальные фильмы. Что неудивительно, игра нашла свое место и в образовании. Edutainme изучили российский и зарубежный опыт работы с Minecraft в школах и дома.

Minecraft в учебных заведениях
Весь мир: образовательная платформа MinecraftEdu
MinecraftEdu — это специальная версия Minecraft для учителей, а также сетевое сообщество преподавателей. Платформу придумали Джоэль Левин, учитель информатики из Нью-Йорка, и финский преподаватель-программист Сантери Койвисто. От обычного Minecraft версия Edu отличается наличием особого (с 50% скидкой) аккаунта для преподавателей, позволяющего контролировать происходящее в игре: например, получать неограниченные ресурсы или защищать построенные здания от разрушения. Сейчас в сообществе MinecraftEdu состоят преподаватели 400 школ, в основном из США, Финляндии и Швеции. С их подачи Minecraft используется в изучении истории и географии (создаются модели городов прошлого), физики (теория вероятности, электропроводность), химии (проводятся эксперименты с химическими элементами) и биологии (моделируется строение тела человека). Благодаря своей гибкости, Minecraft легко подстраивается под разные дисциплины.

Швеция: обязательные уроки Minecraft
Для 13-летних учеников школы Виктора Ридберга (Стокгольм) Minecraft стал обязательной учебной дисциплиной. Годовой курс использует игру как способ рассказать детям о самых разных темах. Ученики тренируют креативное мышление, строя собственные города, изучают экологию на примере вырубки лесов и изменения почвы в игре, а также познают основы сетевой безопасности. Руководство школы выбрало Minecraft из-за популярности, простоты освоения и неизменно высокого уровня интереса, который игра вызывает. Эксперимент оказался успешным, поэтому количество уроков Minecraft в школьном расписании будет расти.

Австралия: Minecraft для изучения естествознания
Платформу MinecraftEdu используют на уроках естествознания в Австралии. Игровые кубики позволяют быстро создавать модели изучаемых объектов, например, цепочек РНК. Преподаватели показывают ученикам различные виды цепочек, объясняют их значение для живых организмов, после чего предлагают своим подопечным построить собственные варианты.

Minecraft за пределами школы
BuildCraft и IndustrialCraft развивают логическое мышление
Почерпнуть новое можно и из любительских модификаций Minecraft. BuildCraft и IndustrialCraft добавляют в игру дополнительные устройства и ресурсы, например, электричество. Наладив энергоснабжение, игрок может собрать разные механизмы (даже ядерный реактор!) и проверить их в действии. Хотя модификации не созданы специально для образования, они развивают логику и учат планированию работы: для сборки любого устройства нужно отработать систему добычи и транспортировки ресурсов, найти инструменты и установить очередность действий. У ошибок есть последствия — тот же ядерный реактор может взорваться, загрязнив окружающую среду, а неполадка на конвейере остановит всю линию производства.

Forestry знакомит с основами генетики
Forestry — еще одна пользовательская модификация для Minecraft, работающая в связке с BuildCraft и IndustrialCraft. Forestry добавляет в игру возможность стать пчеловодом. При этом разведение пчел подразумевает не только расстановку ульев и сбор меда, но и изучение основ генетики. Модификация работает согласно закону Менделя — все процессы скрещивания пчел происходят с учетом комбинирования генов. При совмещении двух разных пчел есть возможность получить новый вид, производящий какой-то необычный продукт или выполняющий работу быстрее. И хотя сами виды пчел в Forestry выдуманы разработчиками, размножаются они согласно реальным законам генетики, а значит, у модификации есть простор для применения в реальном образовании.

Другие способы применения Minecraft
Создатель MinecraftEdu Сантери Койвисто считает, что сценарии Minecraft могут научить детей работать в команде. Для этого достаточно поставить ученикам цель, ради которой придется объединиться — например, построить в игре мост через реку. Сантери также рассказывал о своем коллеге, учителе английского языка из Дании, который утверждал, что Minecraft является лучшим способом самостоятельно изучить основы языка. Можно запустить в сетевую игру своих учеников, дать им общее задание и поставить единственное условие — общаться исключительно по-английски.

Читайте также: