В какой день выборы в белоруссии

Обновлено: 07.07.2024

О необходимости проведения конституционной реформы в Белоруссии говорится на протяжении последних нескольких лет. Стимулом к более активной работе в данном направлении стали события, последовавшие после президентских выборов, состоявшихся в августе 2020 года. Разразившийся общественно-политический кризис, который по формальным признакам сегодня уже прошёл свою острую фазу, заставил белорусские власти искать пути его разрешения.

Именно реформа основного закона страны и показалась руководству Белоруссии основным механизмом восстановления стабильности в республике. В то же время за последние месяцы стало очевидно, что изменения в белорусской Конституции не будут носить кардинального характера. Более того, многие из них уже вызывают негативное восприятие в рядах оппонентов Александра Лукашенко, надеявшихся с помощью данной реформы прийти к власти.

Идея конституционной реформы витала в Белоруссии на протяжении последних нескольких лет. Она была идефикс у оппозиции, о ней рассуждали провластные политологи, периодически высказывался по данному вопросу и глава государства. Ещё в 2018 году Лукашенко отмечал, что сегодня речи не идёт ни о каких изменениях Конституции, так как «нам сейчас не до референдумов». Правда, уже тогда в его словах звучало то, что стало лейтмотивом готовящихся сегодня преобразований. В 2019 году он заявил, что «не стоит рассчитывать на то, что в случае изменения Конституции будут созданы фундаменты для наших „майданов“ и майданутых».

«Этого в стране не будет, пока я президент», — заявлял Лукашенко.

В марте 2019 года глава государства снова вернулся к вопросу о возможном изменении Конституции. В ходе традиционного «Большого разговора» он сообщил, что дал поручение Конституционному суду разработать проект нового основного закона, предусматривающий перераспределение полномочий между ветвями власти и даже возможный переход на выборы парламента по партийным спискам. Позже белорусский лидер повторил всё это и в своём послании народу и парламенту, отметив, что пока нет даже концепции новой Конституции. Одновременно Лукашенко заявлял, что страна прошла тот этап, когда ей нужна была сильная президентская власть и теперь, по его словам, необходимо наделять властными полномочиями другие ветви власти.

«Президент должен быть главой государства, а не мотаться по полям и фермам», — заявил Лукашенко.

Возможно, процесс изменений Конституции Белоруссии затянулся бы на долгие годы, если бы не события 2020 года. Разразившийся в стране кризис заставил власти республики по-другому взглянуть на происходящее. За полтора месяца до выборов Лукашенко анонсировал внесение решительных поправок в Конституцию, которые положат начало переменам в стране и будут проходить «цивилизованно» и без слома социального уклада. Причиной изменений президент назвал необходимость по-новому распределить в основном законе полномочия властей разных уровней «вниз — до председателей райисполкомов, губернатора». Однако это нисколько не снизило градус напряжённости в стране, который вылился в многомесячные акции протеста против итогов президентских выборов.

Практический паралич власти в первые недели происходящего вынудили Лукашенко лично заниматься тушением пожара, выступать на митингах, ездить по предприятиям и встречаться с недовольными белорусами. Именно тогда всё чаще стали звучать слова о том, что новая Конституция будет разработана в самое ближайшее время, все нюансы недовольных в ней будут учтены, а после её принятия, возможно, будут проведены и новые президентские выборы.

«Никакую Конституцию я под себя не делаю. С новой Конституцией я уже с вами президентом работать не буду», — заявил Лукашенко в ноябре прошлого года.


Александр Лукашенко во время поездки на МЗКТ в августе 2020 года. Иллюстрация: БелТА

Тогда многим казалось, что подобные слова белорусского лидера, как и заявление о начале работы над конституционной реформой, являются его уступкой оппозиции и поддерживающему её Западу. По мнению ряда аналитиков, протесты заставили Лукашенко пойти на этот шаг, чтобы сгладить ситуацию, успокоить народ и западных партнёров, а также создать механизмы безопасного для себя транзита власти. Однако, как показали дальнейшие событий, подобные расчёты оказались иллюзиями, которые быстро были развеяны белорусскими властями.

О том, что работа над новой Конституцией начинается, Александр Лукашенко заявил только в феврале, когда стало окончательно понятно, что попытка государственного переворота в стране провалилась, а его противники оказались либо за границей, либо за решеткой, либо в глубоком подполье. На проходившем в Минске Всебелорусском народном собрании (ВНС), президент сообщил, что в течение 2021 года проект новой Конституции будет разработан и вынесен на референдум. В этот раз речи о новых выборах не шло, а требованием главы государства было внесение таких положений в Основной закон, по которым «ни один волос со сторонников нынешнего президента упасть не может».

В марте президент Белоруссии подписал указ о создании Конституционной комиссии в составе 36 человек, чем дал старт практической работе по изменению Основного закона страны. Примечательно то, что в ее состав вошли не только юристы, как, например, председатель Конституционного суда Петр Миклашевич, но и люди, далекие от создания и трактовки законов. Кроме того, в нее попал и глава информационно-аналитического учреждения «Круглый стол демократических сил» Юрий Воскресенский, который все еще является подозреваемым в попытке организации массовых беспорядков, но после выхода из СИЗО КГБ активно участвует в общественно-политической жизни страны. Комиссия провела 11 крупных заседаний, изучила множество предложений с мест, которые собирались властями по всей стране на протяжении осени и, в конечном счете, вышла со своими предложениями к президенту. Однако, как в ходе работы, так и во время представления предложений главе государства стало понятно, что процесс разработки новой Конституции идет крайне тяжело, а ее новый вариант сама комиссия создать вряд ли сумеет. Неудивительно, что летом Лукашенко отверг 170 страниц «писанины», которые ему были представлены.

«Собирайтесь и попробуйте это до чтения на уровне президента привести в соответствие. А потом вместе со мной (я обещал это), мы сядем и пойдем по каждому разделу, по каждой статье. А потом вынесем на всенародное обсуждение — пусть люди ознакомятся. И не позже февраля мы проведем референдум», — сказал тогда он.

Подобная реакция Лукашенко на представленные ему предложения была вполне закономерной, так как Комиссия долгое время не могла прийти к единому мнению относительно того, что должно быть в новой Конституции, чтобы она понравилась главе государства. По сути, ее члены не могли самостоятельно решить, что менять, а от Лукашенко никаких особых поручений не следовало. На протяжении всей работы Комиссии никакой конкретной информации о предложениях не было и даже во время последнего заседания с участием главы государства 28 сентября полной чёткости по данному вопросу не возникло. Поэтому не случайно, что белорусский лидер решил больше не мучать членов Комиссии, и заявил, что теперь «дошлифовкой проекта Конституции займутся эксперты-юристы, которые в сжатые сроки устранят юридические противоречия». Предполагается, что проект Основного закона будет подготовлен до конца года, после чего будет проведено общественное обсуждение, и только после этого пройдет референдум в конце февраля.

В целом, вариант представленных предложений по изменению Конституции Александра Лукашенко устроил, хотя у него и осталось множество вопросов и замечаний. Однако основной посыл белорусского лидера был услышан — никаких кардинальных перемен, которые могли бы допустить к власти его противников, в стране не будет. Более того, по имеющейся сегодня информации, по своей сути новая Конституция, если она будет принята, будет носить более жёсткий характер и только укрепит президентскую роль в стране, с одним небольшим, но важным исключением — главу государства будет проще отстранить от власти, используя механизм ВНС. Именно это, по мнению аналитиков, свидетельствует о том, что Лукашенко действительно задумался о транзите власти, но планирует сохранить у себя в руках полный контроль за управлением страной. При этом сам белорусский лидер всячески отрицает подобные утверждения, заявляя, что его нужно будет еще «просить на коленях и благодарить» за то, если он согласится возглавить Всебелорусское народной собрание, хотя подобные заявления уже все чаще стали раздаваться в его окружении.

Возможные изменения в Конституции Белоруссии выглядят следующим образом. На основе «мирового опыта» и «современных тенденций развития конституционного законодательства» предполагается изменить 53 статьи, создать 14 новых и еще 3 исключить. По словам Петра Миклашевича, президентская форма правления сохранится, но функции ветвей власти будут перераспределены. Одновременно Всебелорусское народное собрание получит конституционный статус «высшего представительного органа народовластия» с правом отстранения президента от власти. Кто будет входить в состав ВНС, какие будут полномочия у данного органа и как они будут соотносится с работой белорусского парламента, сегодня все еще не ясно. Однако известно, что изменения предполагают пожизненное членство в ВНС президента Белоруссии.

Кроме того, никаких изменений в плане партийной или избирательной систем в Конституции пока не предусматривается, хотя в конце 2020 года об этом заявлялось открыто, и в стране даже началась работа по созданию новых партий. Единственным нововведением станет единый день голосования, а работа парламента продлится на один год — с 4 до 5 лет. В остальном политическая системы государства сохранит свою прежнюю форму. При этом в Основной закон будет внесено множество различных косметических поправок, которые, по сути, лишь узаконят сложившуюся на сегодня ситуацию.

В частности, речь идет о том, чтобы дополнить преамбулу Конституции словами о новых ценностных установках — «сохранение национальной самобытности и суверенитета». Устанавливается обязанность государства «обеспечить сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны» и подтверждается приверженность прежней социальной политике. В качестве конституционного долга граждан закрепляется «проявление патриотизма, гражданской активности, сохранение исторической памяти». Дополнительно прописывается пункт о том, что брак — это союз мужчины и женщины, а смертная казнь сохраняется. Эти два положения выглядят как настоящий вызов Западу, особенно на фоне того, что вопрос о смертной казни является одним из краеугольных в выстраивании отношений Белоруссии с Евросоюзом. Еще зимой предполагалось, что высшую меру наказания в стране упразднят, однако Лукашенко высказался против этого, и вопрос отложили на неопределенный срок, вплоть до проведения отдельного референдума.

Действительно серьезными изменениями в Конституции могут стать лишь те статьи, которые касаются внешней политики и статуса главы государства. В первом случае речь идет о закреплении положения, исключающего возможность военной агрессии с территории республики в отношении других государств, а также отказ от стремления к нейтралитету. Во-втором — перераспределение полномочий и ограничение сроков нахождения у власти одного человека, которое было изъято из Конституции после референдума 2004 года. Предполагается, что теперь президентом Белоруссии может стать гражданин республики не моложе 40 лет, не имеющий иностранного гражданства и постоянно проживающий в стране не менее 20 лет непосредственно перед выборами. Одно и тоже лицо не может быть главой государства более 2 раз, президент больше не будет иметь права отменять акты правительства и издавать декреты, а часть его полномочий будет отдана правительству, парламенту и местным органам управления. В то же время, сегодня неизвестно, какие именно полномочия будут переданы и насколько кардинально это поменяет роль главы государства в управлении.

По мнению ряда аналитиков, никаких глобальных изменений в случае завершения конституционной реформы в Белоруссии ждать не стоит. Республика не только останется в рамках прежней модели управления, но в ней могут появиться дополнительные механизмы, которые не допустят к власти никого из нынешних или будущих противников Лукашенко. Это, по сути, являлось главным требованием белорусского лидера, и на это были направлены все последние законодательные инициативы, претворённые в жизнь в стране после августа 2020 года.

Запрет «финансирования расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями и иностранными гражданами» и прочие механизмы, которые вполне вероятно будут прописаны в новом варианте Основного закона Белоруссии, полностью закроют путь во власть тем, кто не находится в ее структуре сегодня. Вполне вероятно, что предполагаемый сегодня вариант новой Конституции вызовет очередную волную негодования белорусской оппозиции, которая постарается снова дестабилизировать обстановку в стране.

Фото: Сергей Гриц / AP

В первый день досрочного голосования на выборах президента Белоруссии явка избирателей составила 4,98%, сообщается на официальном портале Центризбиркома страны «Выборы 2020».

В Брестской области проголосовали 4,23% избирателей от общего числа включенных в списки, в Витебской — 5%. В Гомельской области явка составила — 7,55%, в Гродненской — 3,39%.

В Минской области 4 августа проголосовали 4,69% избирателей, в Могилевской — 4,66%, в Минске — 4,77%.

Всего в избирательные списки включены 6,8 млн человек.

Александр Лукашенко

Досрочное голосование на выборах президента Белоруссии началось 4 августа и продлится по 8 августа включительно. В эти пять дней проголосовать разрешается тем, кто не сможет этого сделать в день выборов — 9 августа.

«У каждого человека, кто имеет право голоса, должна быть возможность принять участие в выборах. Особенно посмотрите за стариками, инвалидами. Есть еще и люди, которые болеют коронавирусом, надо помочь им проголосовать, чтобы они могли сделать свой выбор», — поручил местным органам власти действующий президент Александр Лукашенко, передает БелТА.

По его словам, эти выборы пройдут с рекордным количеством наблюдателей — более 45 тыс. «Есть и зарубежные. Надо окружить их в хорошем смысле слова заботой, потому что это люди героические: они не побоялись в пандемию приехать в Беларусь из-за рубежа, даже пусть из России, Украины. Не побоялись, приехали, чтобы посмотреть, как идут наши выборы. Поэтому к ним надо соответствующее отношение», — сказал Лукашенко.

Светлана Тихановская

Лукашенко баллотируется в президенты Белоруссии шестой раз. Помимо него ЦИК зарегистрировала в качестве кандидатов бывшего депутата нижней палаты парламента страны Анну Канопацкую, сопредседателя общественного объединения «Говори правду» Андрея Дмитриева, председателя Белорусской социал-демократической партии «Грамада» Сергея Черечня и супругу арестованного видеоблогера Сергея Тихановского Светлану.

Бывшему главе Белгазпромбанка Виктору Бабарико, который считался основным соперником Лукашенко на грядущих выборах, ЦИК в регистрации отказала. Его задержали по подозрению в отмывании денег и уклонении от уплаты налогов.


После отказа Центризбиркома в регистрации Бабарико и Цепкало в Минске и других крупных городах страны прошли массовые протесты.

Фото: Василий Федосенко / Reuters

Днем 23 сентября Александр Лукашенко вступил в должность президента Белоруссии.

Власти страны до последнего скрывали официальную дату инаугурации. Еще перед самой церемонией чиновники утверждали, что не получали приглашений во Дворец независимости. В итоге на инаугурации присутствовали несколько сотен человек.

Выступая перед собравшимися, Лукашенко назвал свою инаугурацию «днем убедительной и судьбоносной победы». Он поблагодарил госслужащих и людей в погонах, которые «проявили стойкость и мужество».

Член президиума координационного совета белорусской оппозиции Павел Латушко назвал церемонию «спецоперацией по самоинаугурации». По его словам, ответом на это должна стать акция неповиновения.

Россия перебросила на учения в Белоруссию третий батальон ВДВ. Во время учений «Славянское братство-2020» самолеты Ил-76МД Воздушно-космических сил России перебросили в Белоруссию батальонно-тактическую группу Ивановского соединения ВДВ.

В Минске после инаугурации начались акции протеста. Вечером силовики применили против протестующих водометы и слезоточивый газ. МВД страны сообщило о задержании более 10 человек.

Главный редактор белорусской газеты «Наша Нива» Егор Мартинович задержан, у него прошел обыск.

Итоги выборов

  • По данным ЦИК, Александр Лукашенко набрал 80,1%, Светлана Тихановская — 10,1%. Против всех проголосовали 4,59%.
  • ЦИК и Верховный суд отклонили все жалобы, поданные альтернативными кандидатами (в выборах также участвовали Анна Канопацкая — 1,67%, Сергей Черечень — 1,14%, Андрей Дмитриев — 1,2%).
  • Тихановская покинула Белоруссию и уехала в Литву.
  • Явка составила 84,23%. Это самый низкий результат за последние десять лет: в 2015 году явка была 87,2%, в 2010 году — 90,65%.

Протесты после выборов

9 августа после закрытия избирательных участков на улицы белорусских городов стали выходить протестующие. Митинги продолжились и в следующие дни. 12 августа власти Минска оценили ущерб от беспорядков: он составил 500 тыс. белорусских рублей (14,8 млн российских рублей). 19 августа помощник Лукашенко Валерий Бельский заявил, что ущерб составил $500 млн и назвал главной угрозой забастовки коллективов промышленных предприятий.

Александр Лукашенко

ЦИК Белоруссии объявила окончательные итоги президентских выборов, прошедших 9 августа, передает Tut.by.

По данным ЦИК, за Лукашенко проголосовали 80,1% избирателей (4 661 075 человек), за его основную соперницу Светлану Тихановскую — 10,1% (588 622 человека).

Голоса за прочих допущенных к выборам кандидатов распределились следующим образом:

  • за Андрея Дмитриева, сопредседателя общественной организации «Говори правду», проголосовали 1,2% (70 671 человек);
  • за экс-депутата Анну Канопацкую — 1,67% (97 489 человек);
  • за Сергея Череченя, председателя партии «Белорусская социал-демократическая Грамада», — 1,14% (66 613 человек).

Против всех — 4,59% (267 360 человек).

Жалобы на ход голосования к 12 августа подали все противники Александра Лукашенко. Ни одну из них ЦИК не удовлетворила. Жалобы Дмитриева, Канопацкой и Тихановской были отклонены. Черечень пытался передать жалобу через своих представителей, отказавшись лично посещать комиссию, объяснив это опасениями за собственную безопасность. В итоге жалоба была отправлена в ЦИК по почте и не поступила в комиссию в срок.

Светлана Тихановская

В соответствии с данными о голосовании по регионам, озвученным ранее, наибольшую поддержку Тихановская получила в Минске. В столице за Александра Лукашенко проголосовали 64,49% избирателей, а за Светлану Тихановскую — 14,92%. Помимо столицы больше всего голосов в поддержку Тихановской отдали жители Гродненской области (13,81%), следует из отчета комиссии. За Лукашенко там проголосовали 78,72%.

Наибольшей поддержкой действующий президент заручился в Могилевской области: за него отдали голоса 88,06% избирателей, а за Тихановскую — 4,73%.

Ранее 14 августа Светлана Тихановская выпустила видеообращение, в котором заявила, что не верит озвученным ЦИК предварительным данным об итогах голосования. «Нас, сторонников перемен, большинство. Этому есть документальное подтверждение — копии протоколов. Там, где комиссии посчитали голоса честно, моя поддержка составила от 60 до 70%. Белорусы никогда больше не захотят жить с прежней властью. В его [Лукашенко] победу большинство не верит», — говорила она.

Александр Лукашенко

Президент Литвы Гитанас Науседа заявлял, что Лукашенко не может считаться легитимным президентом из-за нарушений, допущенных в ходе выборов. Руководители России, Казахстана, Китая и ряда других стран тем не менее поздравили Лукашенко с победой вскоре после объявления предварительных итогов.

Читайте также: