В этом доме самая частая гостья смерть

Обновлено: 07.07.2024

Знаменитую задачу про волка, козу и капусту сочинил ирландский учёный монах Алкуин (ок. 735–804). Ему также принадлежит множество загадок. Вот некоторые из них.

Вопросы
1. Что нельзя увидеть, не закрыв глаза?
2. Что делает горькое сладким?
3. Что вместе и существует и не существует?

Определения
4. Роспись свода, водители мореходов, краса ночи.
5. Странствующий дом, гость без следа, сосед берегов.
6. Одежда земли.
7. Одежда головы.
8. Вожди тела, сосуды света, истолкователи души.
9. Счастливым радость, несчастным горе, ожидание смерти.
10. Уверенность в том, чего не понимаешь и что считаешь чудесным.
11. Страж истории.
12. Изменник души.

Описания
13. Я видел, как женщина летела с железным носом, деревянным телом и пернатым хвостом, неся за собою смерть.
14. Я видел, как мертвое родило живое, и дыхание живого истребило мертвое.

Ответ: 1. Сон
2. Голод
3. Ничто
4. Звезды
5. Корабль
6. Трава
7. Волосы
8. Глаза
9. Жизнь
10. Вера
11. Буква
12. Слово
13. Стрела
14. Огонь

Родился в селе Наровчатове Пензенской области. Рано осиротел. Учился сначала в военной гимназии, затем в Александровском военном училище в Москве. Служил в провинции. Первый рассказ из армейской жизни «Дознание» (1894). Следующие рассказы о русской армии «Ночлег» (1897), «Прапорщик армейский» (1897), «Поход» (1901).

После 1894 г. Куприн выходит в отставку, работает на заводе в Донбассе, в театре, управляющим имением. Выходят повесть «Молох» (1896), рассказы «Олеся» (1898), «Гамбринус» (1907), «Гранатовый браслет» (1911), «Яма» (1909-15). Был близок к М. Горькому, посвятил ему повесть «Поединок» (1905).

В 1910 г. Куприн совершает полет на одном из первых в России аэропланов, изучает водолазное дело. Долгие годы проводит в эмиграции, в 1937 г. возвращается в Москву больной и вскоре умирает.
Похоронен на мемориальном кладбище «Литераторские мостки» в Петербурге.

Только непонятно, как можно называть "заповедником" место , где не только занимались творчеством, а ПРОСТО ЖИЛИ со своими семьями пусть и известные, талантливые, но все-таки обычные люди . Пастернак и Паустовский, Искандер и Леонов, Ильф и Петров, позднее - Окуджава, Катаев, Вознесенский, Ахмадулина, Евтушенко , у всех у них были обычные житейские проблемы, они любили и ненавидели, переживали семейные драмы, а не только творили. Многие из них и похоронены на Переделкинском кладбище. Могли ли они жить в "заповеднике"?

Идея о создании дачного поселка Переделкино для литераторов появилась в 1933 году по инициативе М. Горького, который рассказал Сталину о том, что в Европе писатели живут на дачах за городом. Сталин поддержал Горького, а подписывая документы о создании поселка на 57 га, даже пошутил: «Лучше бы было не Переделкино, а Перепискино».
Старое фото. Корней Чуковский и Валентин Катаев, Переделкино, 1962 г. Старое фото. Корней Чуковский и Валентин Катаев, Переделкино, 1962 г.

Борис Леонидович Пастернак был одним из первых жильцов в Переделкино. Он жил здесь с 1936 года и похоронен на местном кладбище в июне 1960 года. Сейчас в его доме находится Музей Пастернака (ул. Павленко, 3).

"Ворота с полукруглой аркой. Холмы, луга, леса, овсы.

В ограде мрак и холод парка, И дом невиданной красы."

За домом, в котором жил поэт с семьей, был сосновый лес, перед домом - "неясная" поляна, которая уже после смерти поэта заросла лиственными деревьями. Андрей Вознесенский писал о доме:

“Дача его (Пастернака) напоминала деревянное подобие шотландских башен. Как старая шахматная тура, стояла она в шеренге других дач”.

Пастернак написал в Переделкино несколько циклов стихов, с 1945 по 1955 годы писал свой главный роман "Доктор Живаго", переводил Шекспира, Шиллера, Гете. "Лучшим из когда-либо написанного" считал поэт цикл стихов «Переделкино», написанный здесь весной 1941 года.

"То насыпью, то глубью лога, То по прямой за поворот Змеится лентою дорога Безостановочно вперед. " "То насыпью, то глубью лога, То по прямой за поворот Змеится лентою дорога Безостановочно вперед. "

Тридцатые годы, когда дача только начинала строиться, были для Пастернака очень тяжелыми. Приходилось решать материальные проблемы. Он сторонился политики, но после ареста Осипа Мандельштама в 1934 году Борис Леонидович долгое время страдал депрессией уверенный, что и ему жить осталось недолго. Травля после публикации "Доктора Живаго" вынудила его отказаться от присужденной Нобелевской премии. Он очень боялся, что его вышлют из России.

Он с удовольствием занимался хозяйством : топил печи, занимался огородом, а когда поспевал урожай, подготавливал погреб для его хранения, запаривал бочки для засолки огурцов и знал много других бытовых тонкостей.

"Я за работой земляной С себя рубашку скину,

И в спину мне ударит зной И обожжет, как глину.

Я стану где сильней припек, И там, глаза зажмуря,

Покроюсь с головы до ног Горшечною глазурью.

А ночь войдет в мой мезонин И, высунувшись в сени,

Меня наполнит, как кувшин, Водою и сиренью. "

Частыми гостями в доме Пастернаков были многие известные литераторы, собиравшиеся обычно на веранде. Среди них Анна Ахматова и Корней Чуковский, позднее - начинающие будущие поэты-"шестидесятники".

Поэт редко покидал дачу. Самым большим расставанием были два года эвакуации в Чистополь. В Москву он обычно ездил первой утренней электричкой.

"Я выходил в такое время, Когда на улице ни зги,

И рассыпал лесною темью Свои скрипучие шаги."

Борис Пастернак скончался от рака легких 30 мая 1960 года в этом доме , в небольшой комнатке, которую называли «рояльной».
После смерти Пастернака дом превратился в неофициальный музей, по которому родные поэта даже устраивали экскурсии. Это не нравилось властям, и в 1984 году дачу, принадлежавшую уже Союзу писателей, было решено у семьи отобрать. Родственники и друзья долгие годы делали все, чтобы сохранить дом и обстановку такими, какими они были при жизни поэта. Благодаря им дача сохранила живой, "жилой", а не музейный вид.

Официально музеем дом стал только 10 февраля 1990 года, в год 100-летия со дня рождения Бориса Пастернака.

В доме воссоздана та же скромная пастернаковская обстановка, даже холодильник и кухонная утварь стоят на прежних местах. Все вещи подлинные. В кабинете - деревянный стол с лампой, книжный шкаф. На крючке у двери - пальто, шарф, в углу - ортопедическая обувь.

На стенах висят картины отца поэта - известного художника Леонида Осиповича Пастернака, дружившего с Л.Н. Толстым. В кабинете на втором этаже можно посмотреть на его иллюстрации к роману "Воскресенье".

Одна из комнат дома. За этим столом собирались именитые гости. Одна из комнат дома. За этим столом собирались именитые гости.

" . Во льду река и мерзлый тальник,
А поперек, на голый лед,
Как зеркало на подзеркальник,
Поставлен черный небосвод.

Пред ним стоит на перекрестке,
Который полузанесло,
Береза со звездой в прическе
И смотрится в его стекло.

Она подозревает в тайне,
Что чудесами в решете
Полна зима на даче крайней ,
Как у нее на высоте. "

Время работы музея на табличке уже не соответствует действительности: вторник-среда с 10:00 до 16:00, четверг-пятница с 10:00 до 17:00, суббота-воскресенье с 10:00 до 18:00. Понедельник — выходной.

Каким стало Переделкино?

Это уже не тот интеллигентный тихий поселок с невысокими заборами и хлипкими калиточками. Но кое-что еще сохранилось. Кроме музея Пастернака есть еще литературные музеи Корнея Чуковского, Булата Окуджавы, Евгения Евтушенко.

Из современных известных личностей в Переделкино имеют свои дома Рената Литвинова, Владимир Соловьев, Анатолий Чубайс с Авдотьей Смирновой. А Зураб Церетели создал здесь себе прижизненный музей, обустроив большой парк скульптур при своем доме .

В Переделкино сейчас находится летняя резиденция патриарха Московского и Всея Руси, а на территории ее - памятник истории и культуры Храм Спаса Преображения , построенный в 1646 году. Этот храм посещало большинство жителей того Переделкино.
В 2012 году был освящен новый уникальный Соборный храм Игоря Черниговского и Киевского с разноцветными куполами необычной формы по подобию Храма Василия Блаженного.

Загадка последней дуэли поэта до сих пор не разгадана. Но в этой истории есть одна фигура — Идалия Григорьевна Полетика — троюродная сестра Гончаровых и лютый ненавистник Пушкина. Многие пушкинисты считают, что именно она сыграла роковую роль в последней дуэльной истории поэта. Всячески поощряя ухаживания Дантеса за Натальей Николаевной, она действительно устроила свидание жены поэта с Дантесом. Идалия пригласила Наталью Николаевну к себе в гости, а сама уехала под каким-то предлогом.

В гостиной Гончарову встретил Дантес, тут же приступивший к пылкому объяснению. Он угрожал застрелиться прямо на ее глазах, если она не ответит ему взаимностью. Натали спасло то, что в этот момент в гостиную вбежала дочь Идалии, а следом за ней вошла гувернантка, и жена поэта, воспользовавшись моментом, спешно покинула дом Полетики. В тот же вечер Натали рассказала об этом свидании своему мужу.

О тайной встрече станет известно лишь к концу века по двум источникам. Один из них — воспоминания дочери Натальи Николаевны и Ланского. В данном случае сомнительный, ведь Александра Петровна не могла быть свидетелем трагических событий 1836–1837 годов и при описании трагедии ссылается на письма барона Густава Фризенгофа, мужа Александры Гончаровой, с которым она на тот момент еще даже не встретилась. Другой источник — свидетельство княгини В.Ф. Вяземской, записанное Бартеневым. «Дантес был частым гостем Полетики и однажды виделся там с Наталией Николаевной, которая приехала оттуда вся впопыхах и с негодованием рассказала, как ей удалось избегнуть настойчивого преследования Дантеса» . Это свидание положило начало известным трагическим событиям, закончившимся дуэлью и смертью поэта.

Анна Ахматова заметила, что сведения о свидании Дантеса и Натали Пушкиной так запутаны, что, похоже, никакого свидания и не было. Других явных доказательств преследования Натальи Николаевны Дантесом нет. Однако перед смертью Наталья Николаевна в разговоре с воспитательницей своих младших детей сказала: « Видите, дорогая Констанция, сколько лет прошло с тех пор, а я не переставала строго допытывать свою совесть, и единственный поступок, в котором она меня уличает, это. свидание, за которое муж мой заплатил кровью, а я — счастьем и покоем всей своей жизни . Бог свидетель, что оно было столько же коротко, сколько невинно. Единственным извинением мне может послужить моя неопытность на почве сострадания. Но кто допустит его искренность?»

«Поведение вашего сына. не выходило из границ светских приличий», — читаем в первом варианте письма Пушкина к Геккерну. Весь компромат на молодого барона написан уже после дуэли. Общество словно прозревает. Вспоминают пылкие взгляды, частые танцы, тосты, неудачные шутки. «. на одном балу он так скомпрометировал госпожу Пушкину своими взглядами. что все ужаснулись. » На следующий день после злополучной встречи Натали и Дантеса в гостиной Идалии Полетики Пушкину и нескольким его друзьям доставили анонимный пасквиль, «диплом рогоносца» , который присваивал Пушкину звание заместителя Великого магистра Ордена и историографом Ордена. В дипломе содержался и косвенный намек на внимание к жене Пушкина не только Дантеса, но и царя. Поэт решил, что анонимный пасквиль исходит от Луи Геккерна, и был уверен в этом до самой смерти.

Он немедленно послал Дантесу немотивированный вызов на дуэль. Неписаный кодекс дуэльной чести, существовавший в дворянской среде XIX века, не оставлял выбора в ситуации, когда гвардейского офицера вызывали на дуэль. В то время права драться на дуэли были лишены только великие князья и женщины. Не принять вызов считалось оскорбительным не только для объекта вызова, но и для всего профессионального сообщества, к которому тот принадлежал. Другое дело — поведение во время самой дуэли. Результатом поединка могло быть и примирение, и выстрел в воздух. Ранее Жорж Дантес никогда не принимал участия в дуэлях. Он вообще был неконфликтным человеком и каждое свое действие просчитывал на несколько шагов вперед. Такие рисковые затеи, как дуэли, просто были не для него. Чего не скажешь о Пушкине.

У вспыльчивого поэта было 26 случаев вызова на дуэль, причем 21 раз вызывал Пушкин. Но большая часть поединков закончилась примирением сторон, а в состоявшихся поединках Пушкин ни разу не ранил и не убил ни одного из своих соперников. Дочь Пушкина графиня Наталья Меренберг о последней дуэли отца писала: « Причины дуэли отца мать моя исключительно объясняла тем градом анонимных писем, пасквилей, которые в конце 1836 г. отец мой стал получать беспрестанно. Авторами писем мать моя всегда признавала князя Петра Владимировича Долгорукова, известного своею крайне дурной репутацией. Другое лицо, на которого указывала моя мать, как на автора безымянных писем, был князь Иван Сергеевич Гагарин; по мнению матери, он и ушел в орден иезуитов, чтобы замолить свой грех перед моим отцом». После проведения анализа почерков на анонимных пасквильных письмах о Пушкине и сопоставления этих почерков с образцами подлинного почерка князя Петра Владимировича Долгорукова было дано заключение, что эти пасквили написаны собственноручно князем Петром Владимировичем Долгоруковым.

Барон Геккерн не хотел поединка и, чтобы избежать его, фактически заставил Дантеса жениться на старшей сестре супруги Пушкина Екатерине Гончаровой. После этого Пушкин был вынужден отозвать свой вызов, который был адресован будущему родственнику. После чего Дантес написал Пушкину: «Когда вы вызвали меня без объяснения причин, я без колебаний принял этот вызов, так как честь обязывала меня это сделать. В настоящее время вы уверяете меня, что вы не имеете более оснований желать поединка. Вы первый согласитесь с тем, что прежде, чем взять свое слово обратно, каждый из нас должен представить объяснения для того, чтобы впоследствии мы могли относиться с уважением друг к другу». Дантес стал официальным женихом Екатерины Николаевны, и 10 января 1837 года состоялось их венчание в Исаакиевском соборе.

Второго вызова на дуэль не было. Пушкин, которого продолжали донимать ходившие в обществе шутки относительно его семьи, в начале февраля 1837 года отправил старшему Геккерну письмо крайне оскорбительного содержания, в котором намекал на гомосексуальные отношения между отцом и сыном, о постыдной болезни Жоржа.

Это письмо потом будет фигурировать на суде над Геккернами. В тот же день барон ответил, что перемирие отменяется, вызов Пушкина в силе, и Дантес готов его принять. Это был хитрый ход, который давал Жоржу преимущество: ведь тот, кто вызывает на дуэль, стреляет вторым, если останется жив.

8 февраля 1837 года во время поединка на Черной речке Пушкин был смертельно ранен в живот. При этом такой исход поединка был неожиданным: для Дантеса это была первая в жизни дуэль, а для поэта – четвертая . Есть сведения, что Геккерн в наемной карете, чтобы не быть узнанным, поехал следом за дуэлянтами и ждал результатов поединка за полверсты от места дуэли. Он уступил свою карету для раненого Пушкина, а сам возвратился домой на извозчике. Когда окровавленного Пушкина внесли в дом после дуэли и его встретила испуганная Наталья Николаевна, он ей сказал: «Ты не виновна в этом деле, виноват только я» .

Поначалу ей не сказали, что ранение у него смертельное, из-за чего ее потом упрекали в излишнем спокойствии. Когда Пушкин умер, она произнесла: «Это я виновата в том, что случилось. Богом свидетельствую, я чиста душой и сердцем» . Она очень переживала его смерть, были сильнейшие судороги, а потом она стала задыхаться. В доме говорили: ни дать ни взять сама как покойница. Удерживали ее только дети — Машка, Сашка, Гришка, Наташка — так звал их сам Александр Сергеевич. Старшей на тот момент не исполнилось еще 5 лет, а младшей было 8 месяцев.

Ей 24 года, она вдова с четырьмя детьми на руках, и в наследство ей достались долги Пушкина: 140 000 руб., заложенное имение, и весь мир против нее.

После смерти поэта она почти не выезжала в свет, посещала только близких знакомых и посвятила свою жизнь детям. Всю дальнейшую жизнь она будет держать строгий пост по пятницам в день смерти Пушкина и, умирая, будет звать его, а не Ланского. После гибели Пушкина никто никогда не слышал ее смеха. Через две недели после трагедии Наталья Николаевна с детьми и сестрой Александриной уехала в Полотняный Завод, к брату Дмитрию. Почти два года она прожила в деревне, как и просил ее поэт перед смертью: «Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека» .

Наталью Николаевну обвиняли в том, что она не чтит памяти мужа. Но каждый раз, когда отец Пушкина и брат посещали Михайловское, где был похоронен поэт, она очень просила их взять ее с детьми туда, чтобы посетить могилу мужа и отца. Они этого не делали.

Отрывок из книги «Коллекция заблуждений. 20 самых неоднозначных личностей мировой истории»

«Коллекция заблуждений» – это книга о ярких личностях, оставивших свой неповторимый след в мировой истории. Ещё при жизни на них были навешены ярлыки: «ангел» или «злодей», «хороший» или «плохой», «праведник» или «грешник». Но действительно ли всё было так однозначно? Конечно, нет! В первую очередь, это книга о людях с тяжёлой, а порой и трагической судьбой; о тех, чей истинный облик только начинает пробиваться сквозь многолетнюю ложь; о тех, кому понадобились годы, а порой и века, чтобы предстать перед потомством в истинном свете.

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)

Читайте также: