Тормозная жидкость дот 4 какая лучше

Обновлено: 05.07.2024

Тормозная жидкость осуществляет одну из важнейших функций в автомобиле – передачу давления от главного тормозного цилиндра к рабочим колесным тормозным цилиндрам. По сути, она гарантирует работу гидропривода. Требования к качеству тормозных жидкостей всегда очень высоки, ведь система, в которой они работают, отвечает за безопасность водителя, других участников дорожного движения и пешеходов. Специалисты Avto.pro рассказывают, какой должна быть хорошая тормозная жидкость и продукции какой фирмы стоит отдать свое предпочтение.

Основные требования

К тормозным жидкостям требования очень жесткие. Во-первых , в системе гидропривода им приходится работать в условиях переменного давления и контактировать с деталями, которые выполняются из различных материалов. Получается, что жидкость не должна пениться, провоцировать деградацию деталей-уплотнителей, коррозию металла и т.д. Вне зависимости от условий эксплуатации идеальная тормозная жидкость должна быть чистой, иметь нужную вязкость и текучесть в широком температурном диапазоне. Во-вторых , по мере эксплуатации тормозной системы жидкости нагреваются до высоких температур. Особенно высок нагрев при интенсивном торможении. Если «тормозуха» требованием соответствует, она не может выйти на рынок автохимии.

Производитель тестирует тормозные жидкости в лабораториях. Вот что проверяется:

  • Высокое качество смазывания внутренних поверхностей тормозных цилиндров;
  • Неизменность свойств в различных условиях эксплуатации;
  • Отсутствие реакций с материалами деталей-уплотнителей;
  • Способность работать при температурах от -30 °C до 150 °C .

Как вы уже поняли, производитель считает хорошей только ту жидкость, о которой в перспективе водитель не будет вспоминать – она прекрасно справляется со своими задачами и поводов для беспокойства не вызывает.

Типы жидкостей тормозной системы

В прошлом предпринимались попытки сделать тормозные жидкости из одной только основы. Сегодня же основа составляет 92-98% объема, а остаток приходится на специальные присадки . Благодаря им состав не пенится и переносит воздействия высоких температур. Этот момент мы еще разберем, а пока разделим тормозные жидкости на типы:

  • Минеральные . В таких тормозных жидкостях основа минеральная, за счет чего они не стоят больших денег, обладают хорошими смазывающими свойствами и не отличаются агрессивностью к уплотнителям. Серьезные минусы: высокая вязкость при низких температурах ( -20 °C и ниже), невысокая температура кипения. Тип считается устаревшим и в современные тормозные системы не занимается;
  • Синтетика из полигликоля и эфиров . Сегодня такие жидкости наиболее распространены. Обладают серьезным недостатком: гигроскопичны. Впитывают влагу из окружающей среды, что ухудшает их свойства. Как результат, меняются параметры и возникает риск образования коррозии на металлических деталях автомобильного гидропривода. Обычно продаются в небольших емкостях, которые опорожняются в тормозную систему полностью;
  • Синтетика из силикона . Такие жидкости негигроскопичны, однако, вступают в реакцию практически со всеми резиновыми уплотнителями. Также имеют особое требование: если вы решаетесь залить их в систему, нужно полностью удалить из нее воздух.

С уверенностью можно говорить о том, что первый тип не совмещается с остальными двумя. Силиконовую «тормозуха» в принципе не стоит мешать с любыми другими. В остальном, допустимым является смешивание жидкостей одинаковых типов. Даже этого делать, имея лучшую альтернативу, не стоит, поскольку в подобных смесях по-разному ведут себя присадки.

Подробнее о классификации

Кроме типов, производитель делит жидкости на классы по температурам кипения и кинематической вязкости:

  • Температура . Чем она выше, чем реже появляются паровые «пробки» в условиях различных условиях эксплуатации тормозной системы. Если в системе много пара, усилие на педаль тормоза может не передаваться на главный цилиндр;
  • Вязкость . Параметр описывает способность рабочей жидкости циркулировать в трубках и гидроприводе при крайних температурах, т.е. -40 °C и +100 °C . В наивысшей точке все современные тормозные жидкости после 2-3 эксплуатации имеют примерно одинаковую кинематическую вязкость, а вот в низшей – нет.

Исходя из этого была создана международная классификация по стандарту FMVSS № 116 . В ней можно увидеть понятия «сухой» и «увлаженной» жидкости:

  • «Сухая» - это та жидкость, которая была только куплена и залита в систему;
  • «Увлажненная» - успевшая набрать воды по ходу заливки и эксплуатации, вследствие чего ее эксплуатационные характеристики наименьшие.

Согласно классификации, «увлажненной» принято считать жидкость, содержащей в себе 3,5% воды. Столько она набирает в течение 2-3 лет эксплуатации.

Теперь взгляните на международную классификацию:

Разберемся с тем, что означает каждый класс с точки зрения эксплуатации относящейся к нему жидкости.

Чем отличается один класс от другого

В магазинах автохимии вы можете найти тормозные жидкости всех четырех классов. Конечно, в таблице уже указаны температуры и кинематические вязкости, но они никак не затрагивают вопрос особенности каждого класса. Давайте разберемся:

  • DOT 3 . Дешевый и доступный вариант. Однако не самый лучший: жидкость быстро разрушает резиновые детали, с ужасающей скоростью поглощает воду из атмосферы и при неправильной заливке может спровоцировать коррозию металла. Специалисты рекомендуют использовать DOT 3 в автомобилях с максимальной скоростью движения 160 км/час, оборудованных дисковыми тормозами на передней оси и барабанными на задней;
  • DOT 4 . За счет отличных показателей в «сухом» состоянии жидкость может быть использована в транспорте с максимальность скорость передвижения около 220 км/час с дисковыми тормозами. Имеет относительно небольшую гигроскопичность;
  • DOT 5 . Жидкость с силиконовой основой Может похвастать отличными температурными показателями. Из других достоинств: почти не портит уплотнительные материалы, обладает низкой компрессией (создает эффект «мягкой» педали). Не смешивается со всеми остальными ТЗ. Еще минусы: вызывает локальную коррозию в тех местах гидропривода, где скапливается влага, а также категорически запрещена к применению в оборудованных ABS автомобилях. Отличный вариант для спецтранспорта, в легковушки же обычно не заливается;
  • DOT 5.1 . Это очень дорогие жидкости, которые не воздействуют на резиновые детали и сохраняют свои свойства даже при экстремально высоких температурах. Крайне гигроскопичны. Заливают в спортивные гоночные авто.

Если вы столкнулись с проблемой замены тормозной жидкости, отдавайте предпочтение DOT 4 . Во-первых, если в тормозной системе был DOT 3, вы можете подлить жидкость класса DOT 4 – они обратно заменяемы. Во-вторых, такие жидкости обладают оптимальными для современного легкового транспорта температурными показателями.

Сильнее всех выбивается DOT 5 , так как имеет силиконовую основу и в принципе не имеет себе замены – если в систему заливалась жидкость этого класса, то ее нужно или опорожнить и просушить, или наполнить такой же автохимией.

Когда осуществлять замену

Как говорят производители, замену тормозной жидкости лучше проводить каждые 35-40 тысяч километров пробега. Можно делать это и каждые полтора-два года. Полную замену иногда производят и каждый третий год, но этот срок можно назвать крайним. Если автомобиль оборудован ABS, частота замены никак не меняет. Спортивные автомобили имеют другой регламент – замена осуществляется каждые 15 тысяч километров.

При смешивании жидкостей соблюдайте осторожность. Выше мы уже указали когда смешивание допустимо. Чаще всего в систему заливается DOT 3 или DOT 4 , так что вопрос решен отчасти. В спецтранспорте используется DOT 5, который смешивать с другим классом категорически запрещено.

Вот что нужно делать, если вы решили проверить тормозную жидкость:

  • Обратите внимание на контрольную лампу уровня. Если она загорелась, это говорит о низком уровне. Визуальный осмотр может показать факт утечки;
  • Проведите осмотр до начала движения. В моторном отсеке вы найдете специальный бачок, который обычно выполнен из прозрачного пластика. На нем имеются метки MIN и MAX . В случае нужды выполните доливку. По ходу эксплуатации цвет может измениться. Темные тона сигнализирует о большом количестве продуктов износа и коррозии, частым перегревам и активному взаимодействию с уплонителями.

Поскольку тормозная жидкость работает с целой системой, вас должно обеспокоить следующее:

  • Изменился характер работы тормозов. Часто жидкость из системы попросту уходит. Не обойтись обычной доливкой – нужно провести диагностику на СТО , выявить поломку и провести ремонт. Часто на уровне жидкости отрицательно сказывается состояние колодок и дисков;
  • Нарушена герметичность тормозной системы. Считается, что она замкнутая, но это не совсем так. Внутрь попадает воздух. Поскольку большинство тормозных жидкостей гигроскопичны, они впитывают влагу из поступающего воздуха. Определить качество ТЖ можно при помощи специального тестера. Если 3% объема составляет вода, температура закипания ТЖ снижается на 70 °C . Систему лучше проверить в автосервисе;
  • Качество работы тормозов серьезно упало не по причине неисправности рабочих частей. Должно быть, водитель по невнимательности смешал жидкости несовместимых типов. В этом случае нужно провести промывку и просушку внутренних полостей тормозной магистрали и залить рекомендованную автоконцерном ТЖ.

Заподозрив неисправность еще за рулем, старайтесь ехать на минимальной скорости . В экстренной ситуации можно залить даже дистиллированную воду. Далее держите путь на СТО, где специалисты проведут диагностику. В редких случаях тормозная система требует капитального ремонта – обычно меняют колодки, диски, подливают свежей жидкости и проверяют состояние уплотнителей.

Как совершить покупку правильно

Если вы знаете что было залито в систему, можно купить то же самое. При желании провести небольшой эксперимент и сравнить качества жидкостей разных производителей, отдавайте предпочтение только широко распространенной продукции. Таким образом, покупка сводится к следующему:

  • Определитесь с типом и производителем;
  • Найдите магазин с хорошей репутацией, или, если вам это привычнее, обратитесь к проверенному продавцу на рынке;
  • Запросите жидкость нужного вам типа и изучите упаковку. Категорически запрещено брать жидкости в стеклянных тарах, поскольку они не обеспечивают ни герметичности, ни защиты от вскрытия. На упаковке должны быть указаны реквизиты компании-производителя, имеется штрих-код и защитная пломба.

Так вы точно не купите подделку. И вот почему ее брать нельзя: некачественная или поддельная тормозная жидкость закипает при невысоких температурах, становится слишком вязкой даже в не слишком прохладную погоду, а также быстро разъедает резиновые детали-уплотнители . Наихудшее что может произойти в случае использования подделки: после серии стартов и торможений автомобиль перестанет адекватно реагировать на нажатие педали тормоза. Так что экономия здесь не просто сомнительна – она опасна.

Совет покупателям

Автомобиль не является идеальной конструкцией. Тормозную систему в нем нужно проверять на регулярной основе. Ознакомившиеся с инструкцией по эксплуатации от автоконцерна водители знают, что периодически систему нужно прокачивать, избавляясь таким образом от излишка воздуха, и проверять уровень тормозной жидкости. С особым вниманием нужно проверять состояние резиновых деталей, трубопровод и его соединения.

И помните: далеко не все тормозные жидкости соответствуют международным стандартам. Вас может привлечь цена товара от малоизвестного производителя, и вы купите DOT 4 , который ничем не лучше DOT 3 .

Экскурс по брендам

Однозначных лидеров рынка автохимии выделить не сложно. Берите тормозную жидкость одной из следующих фирм: Castrol (Великобритания), Liqui Moly (Германия), Mobil (США). Они выпускают лучшие тормозные жидкости.

Также обратите внимание на Hi-Gear (США), Felix Professional и Extra (Россия), Pentosin (Германия), TCL (Германия). Параметры жидкостей этих фирм в норме, но иногда покупатели отмечают что-то из следующего: описанный объем не соответствует реальному (расхождение редко превышает несколько 3-12 миллилитров), незапаянное горлышко, наличие примесей (очень редко).

Часто в магазинах встречаются следующие варианты жидкостей типа DOT 4 , которые действительно соответствуют стандартам и которые можно покупать: Sibiria Супер DOT 4, Hi-Gear DOT 4, Sintec Super DOT 4, Лукойл DOT 4. По традиции, фасовка этой автохимии не соответствует указанной на таре, но хотя бы в пользу покупателя – почти всегда есть лишние 6-11 миллилитров.

Вывод

Сегодня рынок автомобильных тормозных жидкостей представлен огромным количеством производителей. Некоторые выпускают достойную продукцию, а некоторые откровенно плохую. Как говорят специалисты некоторых фирм, экономически нецелесообразно приводить всех игроков на рынке в чувство рядом проверок – потребление «тормозухи» все равно не сравнится с потреблением моторных масел, качество которых от производителя к производителю примерно одинаковое. По этой причине автолюбителям важно знать, что они будут заливать в тормозную систему . Выше мы указали, продукцию каких брендов однозначно стоит брать.

Не советуем закрывать глаза на неисправности тормозной системы. Во-первых , в долгосрочной перспективе понадобится серьезный ремонт, которого можно было избежать. Во-вторых , водитель рискует сам и создает риск для пешеходов и других участников движения. Избежать всех возможных проблем не так уж сложно. Добросовестный водитель относится к своему автомобилю не как в рабочей лошадке, а как к сложной системе, нуждающейся в постоянном уходе: он проверяет состояние деталей, своевременно посещает автосервис, ставит только качественные расходники и заливает подходящую автохимию.

С другими новостями автомира можно ознакомиться здесь .

Если Вам понравилась публикация, поделитесь новостью в социальных сетях и подписывайтесь на канал .

Пересекая страну «с южных гор до северных морей» в ходе экспертизы бензинов, грех было заодно не оценить ассортимент товаров в магазинчиках при АЗС. Тогда-то и родилась мысль погоняться сразу за двумя зайцами — с прицелом на будущий тест тормозных жидкостей. Так и сделали.

Такой прибор оценит степень увлажненности ТЖ и выдаст сигнал о необходимости ее замены. При одном условии: изначально его необходимо настроить по эталонному образцу конкретной жидкости и ни в коем случае потом не трогать! То есть не давать попользоваться соседу по гаражу, поиграть ребенку и т. д. Иначе восстановить калибровку удастся лишь при наличии запаса той самой тормозухи в плотно запечатанном флаконе. Такой прибор оценит степень увлажненности ТЖ и выдаст сигнал о необходимости ее замены. При одном условии: изначально его необходимо настроить по эталонному образцу конкретной жидкости и ни в коем случае потом не трогать! То есть не давать попользоваться соседу по гаражу, поиграть ребенку и т. д. Иначе восстановить калибровку удастся лишь при наличии запаса той самой тормозухи в плотно запечатанном флаконе.

Сегодня купить жидкость для гидропривода не проблема. Нужно только заглянуть в «букварь», прилагаемый к машине, дабы выяснить, какую именно рекомендует производитель (к примеру, DOT 4), после чего выбрать понравившийся флакончик. Таких мы легко набрали почти два десятка — отечественных и зарубежных. Обезличенные образцы передали в специализированную лабораторию на испытания физико-химических свойств. Кроме того, решили оценить внешний вид приобретений, их массу или объем (у кого что заявлено), а также проверить электропроводность.

Тем, кому нюансы неинтересны, сообщаем сразу: лишь 10 образцов не вызвали никаких вопросов ни у нас, ни у экспертов. Выбирайте на фото продукт, избежавший замечаний, — и в магазин. Остальным же предлагаем подробности.

ЧЕМ МЫ ТОРМОЗИМ

Мы проверили и честность производителей. Оказалось, не зря: одни великодушно настроили фасовочные автоматы на заливку «с бонусом», другие пожадничали, недодав до 10% товара! Впрочем, мы всегда считали: уж лучше недолив, чем разбодяживание. Увы, две тормозухи на морозе загустели почти вдесятеро сильнее допустимого! Продавите вы такую педаль или нет, не знаем. И даже не комментируем, к чему может привести проваленная на 15° температура кипения!

Как обычно, результаты исследований относятся не к торговой марке в целом, а только к тем образцам, которые мы выборочно купили на редакционные средства как обыкновенные покупатели. Наше мнение о каждом изложено в подписях. Те, кому интересны конкретные показатели, найдут их в таблице, где жидкости расставлены в алфавитном порядке. Цены решили не приводить: в этот раз они гуляли от 110 до 560 рублей за литр, причем под влиянием не только именитости бренда, но и места продажи. Чем круче считает себя магазин, тем грознее ценник… Поэтому не удивляйтесь, если один и тот же товар в разных местах продают с двукратным разбросом стоимости.

Любопытна строка в таблице о запайке флаконов фольгой под пробкой. Это, во-первых, улучшает герметичность (очень важно для гигроскопичных тормозных жидкостей), а во-вторых, затрудняет то самое разбодяживание на местах. Но без фольги оказались продукты таких мэтров, как Castrol или, скажем, Mobil! Не иначе у «великих» свой взгляд на впитывание воды…

РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ И ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ DOT 4

Таблица открывается в полный размер по клику мышки.

ВОПРОС-ОТВЕТ

— Почему у тормозной жидкости со временем меняется цвет?
В процессе работы происходит сильный нагрев и окисление жидкости. Это приводит к потемнению продукта. Вторая причина — взаимодействие с резиновыми деталями при высокой температуре. И третья — попадание продуктов коррозии и износа.
— Взаимозаменяемы ли современные тормозные жидкости?
Идеальный вариант — не мешать одну с другой. О древних жидкостях типа БСК (смесь бутилового спирта и касторового масла) речь вообще не идет. Но и современные ТЖ отличаются друг от друга: скажем, DOT 5 делают на силиконовой основе (SBBF), а DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 — на гликолевой (NSBF), а точнее, на смеси гликолей и их эфиров. Такая жидкость не смешивается с силиконовой. Гликолевые жидкости DOT 3, 4, 5.1 между собой смешивать можно, но никто не проводил эксплуатационных испытаний таких смесей. Если производитель на этикетке указывает, что данная жидкость смешивается с другими качественными составами той же классификации, то он тем самым принимает на себя гарантийные обязательства.
— Можно ли в современном авто использовать, скажем, DOT 3?
Известны случаи, когда автоспортсмены вынуждены были заливать в тормозной бачок даже воду. Конечно, это допустимо лишь в безвыходной ситуации, когда требуется просто доехать любой ценой, пусть медленно. Так и здесь: подобная замена оправданна разве что в критической ситуации — если забыть при этом про скорость. Температура кипения DOT 3 ниже, чем у DOT 4, а конструкторы в стремлении уменьшить размеры тормозных механизмов закладывают всё более высокие допустимые температуры. Совет: применяйте только тот сорт ТЖ, который указан производителем автомобиля.
— Почему тормозные жидкости, как правило, не имеют одобрения заводов-изготовителей автомобилей? О чем говорят надписи DOT?
К сожалению, надписи DOT, как правило, ни о чем не говорят. Производители заявляют, что их жидкости соответствуют стандарту американского департамента транспорта FMVSS 116 DOT 4, но ни на одной упаковке нет ссылок на одобрение, к примеру, «Фольксвагеном» или «Фордом». Все автокомпании указывают лишь требование соответствия стандартам DOT, SAE, ISO или JIS. Чтобы подтвердить реальное соответствие жидкостей этим стандартам, необходимо провести полный комплекс испытаний в сертифицированной лаборатории (например, ABIC, США). Но, в отличие от тех же масел, это экономически невыгодно, поскольку объемы потребления ТЖ гораздо скромнее масляных.

— Обычно сервисная книжка предписывает замену ТЖ каждые 60 тыс. км. Насколько это необходимо? Тормозные жидкости гигроскопичны, а потому со временем температура их кипения падает. Через два-три года она снижается примерно до 150–170 °C, что может вызвать появление воздушных пробок и, в итоге, отказ тормозной системы. У «увлажненной» жидкости в зимнее время также резко увеличится низкотемпературная вязкость. Повысится в присутствии влаги и коррозионная активность. На худой конец следует хотя бы подливать свежую ТЖ.

ЧТО И ЗАЧЕМ ПРОВЕРЯЛИ

Температура кипения «сухой» жидкости.

Определяет работоспособность исходной жидкости без образования воздушных пробок в тормозных системах с высокими температурами эксплуатации. Более высокая температура кипения «сухой» жидкости косвенно говорит о более длительном допустимом периоде замены ТЖ.

Температура кипения «увлажненной» жидкости.

Показывает, какой будет температура кипения в конце периода эксплуатации ТЖ (примерно через полтора-два года). Это минимальный показатель, при котором тормоза работают исправно. При дальнейшем «увлажнении» (или несоответствии этого показателя требуемому) начнется образование воздушных пробок, педаль станет проваливаться в пол — верный путь к ДТП…

LTHS100 позволяет определять температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкостей.

LTHS100 позволяет определять температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкостей. LTHS100 позволяет определять температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкостей.

Кинематическая вязкость при 100 °C.

Ограничивает использование более жидких компонентов для гарантии определенного гидравлического сопротивления и исключения возможных протечек в местах уплотнений и стыков тормозной системы. Кинематическая вязкость при —40 °C. Максимум вязкости, при котором тормоза обеспечивают безопасность езды. За ним ТЖ становится очень вязкой, из-за высокого гидравлического сопротивления не удастся быстро продавить педаль.

Криотермостат с вискозиметром для определения кинематической вязкости ТЖ. Стеклянная изогнутая трубка — капиллярный вискозиметр.

Криотермостат с вискозиметром для определения кинематической вязкости ТЖ. Стеклянная изогнутая трубка — капиллярный вискозиметр. Криотермостат с вискозиметром для определения кинематической вязкости ТЖ. Стеклянная изогнутая трубка — капиллярный вискозиметр.

Показатель активности ионов водорода: рН.

Среда бывает кислая, нейтральная или щелочная. Кислая среда не допускается: ее наличие чревато коррозией. Щелочная же вредна для резины. Производитель подбирает рН от нейтрального до слабощелочного, чтобы достичь максимальной совместимости жидкости с материалами тормозной системы.

Mettler Toledo — рН-метр, используется для определения показателя активности ионов водорода.

Mettler Toledo — рН-метр, используется для определения показателя активности ионов водорода. Mettler Toledo — рН-метр, используется для определения показателя активности ионов водорода.

Электропроводность.

Параметр не нормируется, но часто измеряется при экспрессанализах ТЖ. Принцип прост: электропроводность «сухой» жидкости при добавлении воды увеличивается. Внимание: исходная электропроводность у всех ТЖ разная! Стало быть, чтобы использовать специальный тестер для проверки ТЖ, нужно либо иметь в запасе запечатанный флакончик с точно таким же содержимым, либо, залив свежую в бачок, тут же измерить и записать на память значение ее электропроводности.

ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ

Образцы стоят в произвольном порядке

2_no_copyright

Абсолютная точность дозировки внушила уверенность, что и остальные технологические процессы столь же четко выверены. И вправду: все показатели в норме, причем с запасом. Удивило лишь то, что флакон не запаян фольгой.

2. FELIX Professional

Заявленный производитель «Тосол-Синтез-Инвест», Россия

Здесь недолив уложился в 3%, что допустимо по ГОСТ 8.579–2002. Вязкость на холоде превышена совсем незначительно. Так что не будем бросать камень в отечественного производителя.

3. Hi-Gear HG7044

Заявленный производитель Hi-Gear Products, США

Идеально точная фасовка. Все показатели в норме, а температуры совпадают с установленными пределами почти до градуса. Так и хочется спросить про запас прочности, но неудобно цепляться к качественному продукту.

4. EXTRA

Заявленный производитель ПКФ «ПРОМПЭК», Россия

Недолив 27 г можно и простить, но на морозе жидкость густеет сильнее, чем допускают нормативы. Пройдет ли такое превышение вязкости без последствий для езды?

3_no_copyright

1. NIAGARA

Заявленный производитель ПКФ «НИАГАРА», Россия

Видимо, изготовителя подвела недолитая чертова дюжина граммов: температура кипения увлажненной жидкости провалена на 10°. А вязкость на морозе возрастает настолько, что о требованиях стандарта и вспоминать неудобно.

2. Pentosin Super

Заявленный производитель Deutsche Pentosin-Werke, Германия

Отличные показатели с солидным запасом по нормативам DOT 4. И маленький бонус — 3 мл бесплатно.

3. Mobil

Заявленный производитель ExxonMobil Lubricants & Specialties, ЕC

Все обещанные 500 мл на месте, все градусы там же, все сантистоксы выдержаны. Что тут добавить? Только пожалеть, что горлышко не запаяно фольгой. Похоже, у именитых производителей это в порядке вещей.

4. LUXE Green Line

Заявленный производитель «Делфин Индастри», Россия

Все физико-химические показатели этой тормозной жидкости в норме, за исключением… массы. Ну как, простим «испарившиеся» 22 г?

5_no_copyright

1. SINTEC Euro

Заявленный производитель «Обнинскоргсинтез», Россия

Интересно, что на упаковке приведены значения температур кипения, существенно превышающие требования стандарта. А реально и они превышены! Отдельное спасибо за бесплатный грамм отличного продукта.

2. SINTEC Super

Заявленный производитель «Обнинскоргсинтез», Россия

Здесь с обещанными температурами на флаконе немного погорячились. Но по сравнению с требованиями стандарта всё более чем в порядке, есть даже заметный запас. Нехватка 3 г, конечно же, простительна.

3. TCL

Заявленный производитель Tanikawa Yuka Kogyo Company, Япония

Все параметры в норме. Правда, по температуре кипения «увлажненной» жидкости запаса нет. Зато есть лишние 6 мл — на пролив при доливе. Горлышко не запаяно.

4. ROSDOT 4 Life Safety

Заявленный производитель «Тосол-Синтез-Инвест», Россия

Все замечательно, эта жидкость не подведет, и слова о безопасности ей к лицу. Правда, по российской традиции недолито 11 г, но это в пределах допустимого по закону. Словом, зачет!

8_no_copyright

1. TUTELA TOP 4

Заявленный производитель Petronas Lubricants, Италия

Ну зачем же обещать невыполнимое — кипение при 300 °C? Ведь и так все замечательно, а по температуре кипения «увлажненной» жидкости эта и вовсе рекордсменка! Фасовка тютелька в тютельку.

2. UNiX «Дзержинская»

Заявленный производитель ПКФ «СВ-Хим», Россия

Нельзя же так, господа бизнесмены! Температура кипения «увлажненной» жидкости провалена на 11°, вязкость на морозе превышена в 10 раз. Да еще и 13 г не хватает.

3. VITEX

Заявленный производитель ПКФ «Промкомплекс», Россия

Что сказать хорошего? В «увлаженном» состоянии эта жидкость закипит на 4° раньше положенного, на морозе она вдвое гуще, чем следует. И наконец, где наши оплаченные 30 г?

4. TOTAL HBF 4

Заявленный производитель Total Lubrifiants, Франция

Удивительно — как попала к нам банка без единой русской буквы на этикетке? Но если говорить о параметрах, то все они в норме, причем с большим запасом. Вдобавок это самая легкотекучая на морозе жидкость. Да еще и 4 мл сверху — отлично! Но горлышко не запаяно.

9_no_copyright

1. «МИГ»

Заявленный производитель «Сибур-Нефтехим», Россия

Самый жадный производитель: недолив составил 55 г. Но нам ни капельки не обидно, всё равно жидкость негодная. Недобор 11° в «сухом» состоянии, 9° — в «увлажненном»… Зачем она такая нужна? Да еще с окалиной и непонятными примесями!

2. «БАКСС»

Заявленный производитель ПКФ «БАКСС», Россия

Нам напомнили на этикетке: «Гигроскопично». А сами об этом, видимо, забыли: в «увлажненном» состоянии температура кипения провалена аж на 15 °C — наихудший результат в нашей выборке! Добавим впятеро большую вязкость на морозе, после чего вспоминать о недолитом грамме будет даже неудобно.

3. «ОЙЛРАЙТ»

Заявленный производитель «ТЕКТРОН», Россия

Здесь всё в норме, кроме истинно российской привычки вечно что-нибудь недоливать или недовешивать. Тут нас обвесили на 17 г. Успокаивает только то, что у некоторых обвес еще больше.

ИЗ 19 ПРИОБРЕТЕННЫХ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ ТОЛЬКО 10 ОКАЗАЛИСЬ БЕЗ ПОДВОХА.

Современные конструкторы постепенно уменьшают размеры тормозных механизмов, а тормозят быстрые автомобили довольно лихо… После двух-трех лет эксплуатации температура кипения тормозной жидкости снижается примерно до 150–170 °C. Что будет, если «тормозуха» вздумает закипеть, всем понятно: неизбежно появление воздушных пробок и, как следствие, отказ тормозной системы. Есть и другая страшилка: тормозные жидкости гигроскопичны и, набрав со временем избыточную влагу, в зимнее время резко увеличивают свою низкотемпературную вязкость. В общем, не до юмора.

Цель нашего теста — определение температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкостей для подтверждения соответствия классу DOT (требования Департамента транспорта США) или международному классу ISO, указанному на потребительской этикетке. Кроме того, мы проверили кинематическую вязкость при —40 °C: надо же понять, можно ли использовать эти жидкости зимой.

В ноябре 2014 года цена закупленных тормозных жидкостей составляла от 40 до 120 рублей за литр. Испытания проводили в лаборатории 25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России. Результаты сведены в таблицу, а также изложены в комментариях под иллюстрациями.

Большинство протестированных препаратов произведено в Дзержинске и Обнинске. Но это не говорит об «одной бочке»: тот же Дзержинск еще в советские времена был своего рода родиной автохимии, а потому неудивительно, что сегодня былые традиции поддерживаются различными фирмами. Что до Обнинска, то многие производители размещают там заказы на производство своих препаратов — примером является ЛУКОЙЛ. Отметим также, что отдельные производители автохимии не афишируют точный адрес производства, приводя вместо него юридический адрес.

109_1

109_2

109_3

109_3

В двоечники попали тормозные жидкости UNIX DOT 4, ПРОМПЭК DOT‑4, ХИМЛЮКС DOT-4 и RSQ PROFESSIONAL EURO DOT‑4. Их главный недостаток очевиден: при такой сумасшедшей низкотемпературной вязкости педаль в сильный мороз не продавить.

Жидкость FELIX DOT4 может закипеть раньше положенного. Тем же грешит RSQ PROFESSIONAL EURO DOT‑4. Роса 4 укладывается разве что в нормы DOT 3. А потому только половина испытанных «тормозух» может быть рекомендована к использованию.

Теперь о лучших. Оба препарата из тех, что заявлены под классом 6, подтвердили свой уровень — это SINTEC EURO DOT 4 (класс 6) и ROSDOT 6 (DOT 4, класс 6). Среди жидкостей с заявленным DOT 4 чуть лучше других оказались SINTEC SUPER DOT 4, ЛУКОЙЛ DOT 4 и Hi-Gear DOT4. Отметим, что оба препарата класса 6 можно смело использовать как замену жидкостям DOT 4. Поэтому логично признать их лучшими в нашей выборке.

Нормы, параметры, требования

В итоговой таблице приведены шесть нормативов. Первые три нормы — для тормозных жидкостей классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 по классификации Департамента транспорта США. Четвертая норма — для жидкостей класса 6 по международному стандарту ISO 4925. Данная классификация в американском стандарте FMVSS № 116 отсутствует и находится между классами DOT 4 и DOT 5.1. В России ее любят обозначать как DOT 4+ или DOT 6. Пятая и шестая нормы — это требования ТУ на тормозные жидкости РОСДОТ. Фактически они нужны только для проверки жидкостей РОСДОТ на соответствие своим ТУ.

111_2

Температура кипения характеризует продолжительность безопасной работы тормозной жидкости. В силу своих физико-химических особенностей она впитывает влагу извне, что снижает температуру кипения. Когда это снижение доходит до критической отметки, дальнейшая эксплуатация жидкости может стать опасной. Поэтому не- соответствие температуры кипения «сухой» жидкости не так страшно для безопасности движения, как температура кипения «увлажненной» (хотя эти два показателя чаще всего связаны между собой). Ведь за пару лет эксплуатации тормозная жидкость набирает в среднем 2–4% воды.

Показатель «кинематическая вязкость при —40 ºС» важен в первую очередь для стран с холодной зимой. Дело в том, что гидравлическая система автомобиля рассчитана на определенную вязкость жидкости. Вплоть до некоторого порогового значения вязкости водитель может без усилий или с усилием продавить педаль тормоза, тем самым заставляя тормозную систему выполнять свои функции, — но при бóльших значениях вязкости сделать это будет невозможно.

Взаимозаменяемы ли современные тормозные жидкости?

Производитель жидкости обычно указывает на этикетке, с какими иными жидкостями можно смешивать его продукт. Но беда в том, что потребитель, как правило, понятия не имеет, что залито в его бачок. Испытаний перемешанных жидкостей никто не проводил, поэтому рекомендовать такую операцию мы не можем. И уж подавно не стоит доливать в современную машину жидкости с низкими температурами кипения. В общем, полная замена жидкости всегда предпочтительнее и безопаснее.

Какую купить тормозную жидкость — DOT 4 или DOT 5.1?

Покупайте жидкость того типа, который рекомендован изготовителем автомобиля (к примеру, DOT 4). А при выборе конкретного бренда можно руководствоваться итогами наших исследований. Для справки: в Америке и Японии используют в основном DOT 3, а в Европе и у нас — DOT 4.

Может ли тормозная жидкость изменять цвет в процессе эксплуатации?

Да. Это следствие сильного нагрева и окисления, а также результат взаимодействия с резиновыми деталями тормозной системы. Кроме того, на цвет влияют продукты коррозии и износа.

Водителям известно, что от технического состояния их автомобиля зависит безопасность езды. В критической ситуации машине необходимо уметь быстро остановиться – для этого изобретены сложные технические приспособления. Важным элементом является тормозная жидкость, передающая давление от педали тормоза к исполнительным механизмам.

Мы составили рейтинг, в который вошли лучшие тормозные жидкости . В этом нам помог Николай Овчинников , мастер автомобильного сервисного центра «Автоколесо» .

На рынке представлено много вариантов из разных ценовых сегментов, поэтому решить, какую тормозную жидкость выбрать, не всегда просто.

В топ-8 вошли самые качественные, по мнению специалистов, продукты:

2. Castrol Motorcycle Brake Fluid DOT 3/DOT 4 0.5 л

Лучшая тормозная жидкость DOT 4 Castrol Brake Fluid DOT 4

  • закипание сухой жидкости – при 270 градусах;
  • уровень pH – 7,7;
  • размер упаковки – 1 л;
  • страна– Великобритания;
  • тип контейнера – пластиковая канистра.

Castrol Brake – это синтетическая жидкость на основе полиалкиленгликолевых и борсодержащих эфиров. Использующиеся присадки предотвращают появление паровых пробок, защищают металлические элементы от окисления и гарантируют требуемую передачу усилия от педали тормоза к исполнительным механизмам в течение всего срока эксплуатации химического состава.

Предназначается для заливки в системы торможения, испытывающие повышенные нагрузки. Превосходит требования стандартов SAE J 1703, FMVSS 116 DOT 3, DOT 4, ISO 4925 и JIS K2233. Лучшая тормозная жидкость DOT 4 в нашем топе.

Благодаря тщательно подобранному комплексу присадок Castrol Brake Fluid рекомендуется для использования в системах торможения спортивных автомобилей при повышенных нагрузках. Эта тормозная жидкость позволит уверенно замедлять скорость даже в непростых условиях горных дорог.

Отзывы

Большинство пользователей положительно оценивают продукт компании Castrol. Среди преимуществ упоминают температуру закипания 270 градусов. Свойства остаются неизменными в течение срока эксплуатации жидкости. К недостаткам относят стоимость в 500–700 рублей, но она обусловлена качеством изготовления и превышающими требования стандарта характеристиками.

Плюсы:

  • закипает при 270 ºС;
  • надежная защита металлических элементов от коррозии;
  • неизменность характеристик в течение срока использования;
  • специально разработанный комплекс присадок позволяет транспортному средству интенсивно тормозить.

Минусы:

  • цена превосходит стоимость аналогичных продуктов.

Лучшая гликолевая тормозная жидкость Castrol Motorcycle Brake Fluid DOT 3/DOT 4

  • закипание сухой жидкости – при 275 градусах;
  • уровень pH – 7,2;
  • размер упаковки – 0,5 л;
  • страна – Великобритания;
  • тип контейнера – пластиковая канистра.

Продолжает наш топ тормозных жидкостей Castrol Motorcycle Brake Fluid DOT 3/DOT 4. Этот состав применяется для всех категорий скутеров и мотоциклов. Температура закипания превосходит требования спецификаций DOT 3 и DOT 4. Допускается использование при высоких нагрузках в спортивных моделях двухколесного транспорта.

Тщательно подобранный набор присадок защищает от изнашивания резиновые уплотнения и предохраняет от окисления металлические детали тормозной системы, что увеличивает срок эксплуатации жидкости и повышает безопасность движения.

Превышающая требования спецификации DOT 4 температура закипания допускает применение Castrol Motorcycle Brake Fluid DOT 3/DOT 4 в тормозных системах скоростных спортивных мотоциклов.

Отзывы

Владельцы мотоциклов заявляют, что Castrol Motorcycle Brake Fluid DOT 3/DOT 4 вследствие высокого порога закипания при 275 градусах и специально разработанному комплексу присадок позволяет уверенно затормаживать транспортное средство на сложной дороге, например, на горных серпантинах.

Плюсы:

  • максимальная температура закипания в нашем рейтинге – 275 градусов;
  • защита резиновых уплотнений от изнашивания и металлических деталей от окисления;
  • стабильные параметры сохраняются на протяжении срока использования препарата;
  • допускается заливка в мощные спортивные мотоциклы.

Минусы:

Лучшая тормозная жидкость стандарта DOT 5.1 Ravenol

  • закипание сухой жидкости – при 269 градусах;
  • уровень pH – 7,49;
  • размер упаковки – 1 л;
  • страна – Германия;
  • тип контейнера – металлическая бутылка.

Рейтинг тормозных жидкостей стандарта DOT 5.1 возглавил продукт компании Ravenol, предназначенный для машин, в которых используется предотвращающая блокировку колес система ABS. Специальный комплект присадок хорошо смазывает движущиеся механизмы тормозной системы, остается текучим при морозах порядка –40 градусов, надежно защищает детали системы торможения от изнашивания и окисления, а также сохраняет стабильность эксплуатационных параметров весь срок службы.

Допускается смешивание с любыми химическими составами класса DOT 5.1 и использование в грузовом транспорте, автобусах, вес которых превышает 3,5 тонны.

Технические характеристики Ravenol DOT 5.1 гарантируют оптимальное функционирование системы ABS. Закипание при высокой температуре и хорошая смазывающая способность допускают применение продукта в тяжеловесных грузовиках.

Отзывы

Владельцы машин, использующие Ravenol DOT 5.1, отмечают уверенное торможение даже при сильных морозах, типичных для северных районов нашей страны. Также пользователям нравится форма упаковки тормозной жидкости (металлическая бутылка). К недостаткам причисляют цену в 800–900 рублей.

Плюсы:

  • надежное функционирование систем ABS;
  • остается текучей при низких температурах;
  • предотвращает изнашивание резиновых уплотнителей, а металлические части оберегает от окисления;
  • стабильность химических параметров в течение срока использования;
  • хорошо смазывает подвергающиеся воздействию трения детали.

Минусы:

Как выбрать тормозную жидкость для автомобиля и мотоцикла

Тормозная жидкость непосредственно влияет на стабильность функционирования основных систем автомобиля, поэтому важно правильно сделать выбор подходящего для вас средства.

Химические свойства продукта должны оставаться неизменными в течение срока эксплуатации: он должен закипать при высокой температуре, иметь хорошие смазывающие свойства и оптимальные показатели вязкости, а также оберегать резиновые элементы от изнашивания и металлические – от окисления. Комплекс присадок должен соответствовать требованиям ГОСТ 29200-91.

Расскажем, как выбрать тормозную жидкость для автомобиля. Обычно ее подбирают по марке авто.

Сравнение химических свойств при выборе следует производить по нескольким важным параметрам:

  • Посмотрите, какую тормозную жидкость заливают на заводе-изготовителе вашего транспортного средства. Наилучшим вариантом будет использование такого же продукта, который указан в руководстве по эксплуатации.
  • Обратите внимание на класс жидкости (DOT 3, DOT 4, DOT 5.1). В выпускающиеся сейчас авто, оснащенные дисковыми тормозами, как правило, заправляют DOT 4. Для развивающих высокую скорость спортивных машин, испытывающих повышенные нагрузки на систему торможения, рекомендуется заливка жидкости класса DOT 5.1.
  • Также важен состав: минеральные, гликолевые, синтетические. Первые имеют низкую температуру закипания, густеют при -20 градусах. Такие продукты подходят только для тормозов барабанного типа. Вторые лишены этого недостатка, однако склонны впитывать влагу, содержащуюся в окружающем воздухе. Это приводит к образованию паровых пробок и снижению эффективности торможения. Синтетические жидкости изготавливаются на базе кремнийорганических полимеров. Вязкость практически не изменяется в температурном коридоре от –40 до +100 градусов. Они не поглощают влагу, защищают резиновые детали и металлические элементы контура торможения, обладают хорошими смазывающими свойствами.
  • Температура закипания – основной критерий. Производители стараются довести ее до значений как можно выше требований Госстандарта. Здесь рекомендуется использовать варианты с максимальным порогом, что предотвратит образование в тормозных магистралях паровых пробок, снижающих эффективность торможения.

Перед приобретением следует свериться с рекомендациями, указанными в руководстве по эксплуатации вашего транспортного средства. Важно, чтобы продукт удовлетворял требованиям завода-изготовителя. Постарайтесь перед покупкой внимательно изучить рейтинг тормозных жидкостей. Желательно приобретать продукцию, предлагаемую лучшими производителями, такими как Castrol, Ravenol, Motul.

Сравнительная таблица

Синтетическая MOTUL DOT 3&4 Brake Fluid для грузовых автомобилей

Закипает при температуре 270 градусов, что превосходит требования, прописанные в стандарте DOT 4 (230 градусов). Бережно относится к резиновым уплотнениям, содержит ингибирующие вещества, защищающие металл от ржавления. После 12 месяцев использования и поглощения влаги температура закипания также укладывается в рамки требований. Сохраняет рабочие характеристики при эксплуатации в холодных условиях до –40.

Объем упаковки MOTUL DOT 3&4 Brake Fluid, равный 5 л, подразумевает использование продукта в системах торможения грузовых автомобилей. Качество изготовления и технические параметры позволяют транспортному средству уверенно тормозить даже в сложных дорожных условиях.

Отзывы

Владельцы автомобилей отмечают хорошую работу жидкости в погодных условиях северных регионов, нейтральность к резиновым уплотнительным элементам, противодействие коррозии металлических деталей контура торможения. К минусам относят высокую цену, которая компенсируется качеством продукта, а также большое количество продающихся на рынке подделок.

Читайте также: