Техники витражной росписи готика

Обновлено: 07.07.2024

Создавать витражи начали отнюдь не в эпоху готики, а еще в античности. Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы - цветного стекла. Для прорисовки контуров использовалась черная непрозрачная краска. Позже, в Средневековье, художники стали накладывать краски на непрозрачную основу, а свет передавать с помощью золотых и осветленных белой краской тонов.

Как и любой другой художник, витражист начинал свою работу с эскиза. Изготавливался эскиз по пожеланиям заказчика, потом обязательно предоставлялся ему на осмотр и одобрение. Если композиция и цветовое решение устраивало заказчика, то художник-витражист переходил к главной части работы.

Витражисты прежде всего переносили эскиз на деревянные панели тех же размеров, что и готовый витраж. Далее на этот рисунок наносился контур, по которому куски стекла предстояло скрепить свинцовыми полосами. Затем художник начинал подбирать краски для стекла. Далее неокрашенное стекло разрезали на фрагменты, которые сравнивались с эскизом. Теперь наступал самый важный и интересный момент - окраска стекла. В зависимости от традиции, сложившейся в той или иной мастерской, на стекло наносили сначала либо контуры, либо жидкую краску. Завершающим этапом в нанесении краски было придание формы и глубины складкам одежд, лицам, рукам персонажей и предметам.

Вплоть до начала 14 века в качестве основы для краски витражисты располагали только черной или коричневой гризайлью. Но позже была открыта серебряная краска, которая стала активно использоваться витражистами и Англии, и Франции, и Германии. затем в среде придворных французских живописцев была заново открыта серебряная краска (которая, впрочем, уже давно была известна исламским художникам). Из Франции это новшество быстро распространилось в соседние страны - в Англию и на юго-запад Германии.

Как только окраска всех фрагментов стекла, подобранных для витража, завершалась, их обжигали в печи. Это производилось для фиксации краски на стекле. Если обжиг проходил успешно, то роспись могла сохраняться под открытым небом веками. Серебряная краска представляла собой сплав толченого серебра и сурьмы, к которому добавляли желтую охру и воду. Ее всегда наносили на внутреннюю поверхность стекла; при обжиге она сплавлялась со стеклом, окрашивая его в желтый цвет. Эта новая техника позволяла совмещать на одном фрагменте стекла два цвета.

После обжига куски стекла выкладывали на деревянную панель с эскизом и скрепляли свинцовыми полосками длиной около 60 см, с профилем, имеющим форму положенной на бок буквы «Н». Получали их отливкой по шаблону. В ХУ эта техника была усовершенствована, что позволило увеличить размеры шаблона. Мягкие свинцовые полоски, легко принимавшие форму контуров стекла, спаивали друг с другом, и они образовывали сетчатую несущую конструкцию, в которой удерживались все фрагменты витража. Наконец, эту конструкцию укрепляли тонкой арматурой и вставляли в оконную раму.

Мы продолжаем рассматривать тему готических витражей и их разновидностей. В одной из последних статей мы уже привели классификацию витражных конструкций и описали технологию их изготовления. Также, мы подробно разобрали тему средневековых французских витражей, так как Франция, начиная с XII века считалась законодателем стиля в Европе. Теперь перейдём ко второй, по значению, готической школе Европы – английской.

Первые прототипы средневекового витража, обнаруженные в церквях монастырей Джарроу и Монкуирмот на северо-востоке Англии, датируются VII веком. Однако, они так и не стали основой направления в декоративном искусстве Великобритании. Полноценное развитие витражей в стране началось только в XII веке, когда английские архитекторы начали заимствовать передовые строительные технологии у французов и начали строительство и реконструкцию своих соборов и монастырей в наиболее современном, на тот момент, французском стиле (так назывался готический стиль изначально).

В период с XII по XVI века витражное искусство Англии проделало большой эволюционный путь. Начиная с подражания французским мастерам, очень быстро сформировались свои национальные стилистические особенности. Хотя, надо сказать, что в период средневековья витражные мастерские разных стран взаимодействовали и обменивались опытом, поэтому все европейские витражные стили имеют много общего, тем не менее есть и отличия о которых мы поговорим ниже.

Крупнейшие английские соборы:

  1. Кентерберийский собор – первая значительная постройка в готическом стиле. Здесь сохранилась небольшая часть витражей периода ранней готики.
  2. Йоркский собор имеет витражи всех периодов.
  3. Уэльский собор имеет большую коллекцию декоративных стекол разных периодов, в том числе и XX века.
  4. Эксетерский собор– постройка позднего периода.

Англичане так бережно относились к своему историческому наследию, в отдельные периоды истории, что до наших дней почти не дошло витражей в первозданном виде. Их постоянно доделывали, переделывали и реставрировали. В некоторых соборах можно встретить витражные стёкла, которые были изготовлены в XIII, потом переставлены в другие окна XVI века, а потом полностью переработанные в XIX веке. Кстати, были и другие крайности, когда англичане с маниакальным рвением рушили своё наследие. Так в годы церковной реформации XVII в. Большая часть витражей в стране была разбита, так как была объявлена еретическим культом. В результате, когда мы говорим о том или ином витраже, очень трудно его однозначно отнести какому-то конкретному стилю и периоду связи с тем, что работы многократно переделывались. С другой стороны, именно разрушение соборов в годы церковных реформ побудило в XIX веке английских стекольщиков серьёзно задуматься о возрождении стиля и заняться реставрацией, благодаря чему на «туманном Альбионе» появилось множество передовых технологий в области стекольного дела и в XIX веке, уже вся Европа брала пример с Великобритании.

1. Ранняя готика: кон XII – XIII вв., подражание французскому стилю

Первой крупной постройкой в Англии в готическом стиле стал Кентерберийский собор. Здание было изначально построено в романском стиле, но после пожара 1174 года началась масштабная реконструкция. Для оформление новых окон витражами были приглашены мастера из Франции, поэтому первые витражи полностью копируют стиль соседней страны. К сожалению, сохранилось лишь несколько ранних работ, среди них окно Томаса Беккета.



Томас Беккет, деталь окна в Кентерберийском соборе, 13 в.

Томас Беккет - одна из ключевых фигур в английской истории XII века, первоначально канцлер Генриха II, затем архиепископ Кентерберийский с 1162 по 1170 год. Вступил в конфликт с Генрихом II и был убит, возможно, по велению короля, на ступенях алтаря Кентерберийского собора. Канонизирован Католической церковью в 1173 году. Витраж выполнен в традиционной манере, он состоит из медальонов, которые описывают жизнь святого.

Окно Томаса Беккета в Кентербери поразительно похоже на окно Томаса Беккета в соборе Санса во Франции, где Беккет провел свое изгнание. Два окна, вероятно, были сделаны одними и теми же мастерами.

Основными характеристиками раннего английского стекла являются глубокие насыщенные цвета, особенно глубокие синие и рубиновые оттенки, часто с полосами и неровностями цвета, что добавляет им привлекательности. Бросается в глаза их мозаичность, состоящая из множества мелких деталей.


Английский витраж очень детализирован, Часть витража Древо Иессеево

Основные темы витражей повторяли французские сюжеты: блудный сын, добрый самаритянин, древо Иессеево (генеалогия Иисуса Христа).


Важнейшей работой XIII века стало Окно пяти сестёр в Йоркском соборе – это орнаментальный витраж, не имеющий сюжета. Кстати орнамент, в точности повторяет узоры одного из окон Шартрского собора (Франция), только выполнен в более яркой красочной манере. Это были самые большие застеклённые окна в соборе, не только в Йорке, но и во всей Европе XIII века. Читайте подробное описание данного витража на странице "10 лучших готических витражей".

2. Зрелая готика XIV в., украшательский стиль

Готический стиль в Англии постепенно развивался и трансформировался, а витражное искусство совершенствовалось параллельно. К XIV веку формируется новое, чисто английское направление стиля, - украшательский или декоративный стиль. Он характеризовался сильным усложнением декоративного оформления интерьера соборов, которое касалось каменной резьбы, скульптур, орнаментов оконных переплётов. В связи с этим, витражи перестают быть главными акцентами в интерьере, а становятся частью более сложного декора внутреннего убранства соборов.


Английские стекольщики этого периода были чрезвычайно плодовитыми, а Оксфорд, Ковентри и Йорк стали важными региональными архитектурными центрами.

Принципиальным изменением и новшеством в технологии изготовления стекол, стало появления метода травления стекла серебром, что позволяло получать светлые, полупрозрачные стёкла. В результате, в новых витражах стал преобладать белый цвет, а внутренние пространства соборов стали более светлыми. Произошёл полный отказ от сложных сюжетных витражей с яркими цветами в пользу более стильных изображений, где в каждой отдельной секции окна находилось только одно изображение, на котором концентрировалось внимание.


Большое западное окно Собора в Йорке (1338–1339 гг.), «Сердце Йоркшира»

Важным новшеством этого периода стало радикальное усложнение орнаментов окна, особенно верхней части. Теперь каменная резьба оконных переплётов стала полноценной частью изображений, дополняющая их. С точки зрения сложностей оконной резьбы англичане быстро обогнали французов.


Окно Древо Иессеево в Монастыре Петра и Павла в Дорчестере, 14 в.

Уникальное окно в Монастыре Петра и Павла в Дорчесере. Витраж символизирует популярный средневековый сюжет – Древо Иессеево (генеалогия Иисуса Христа, его ветхозаветные предки). Здесь каменные разделители рамы выполняют функцию веток дерева.


Деталь, Большое восточное окно в Эксетерском соборе

Витраж Большого восточного окна собора в Эксетере украшен фигурой пророка Исаии. Исаия (справа) стоит в изящной позе, слегка изогнув торс, и указывает правой рукой на свиток (с цитатой пророчества о «Древе Иессея»), который держит в левой руке. Одежда пророка задрапирована крупными, свободно лежащими складками, лицо обрамлено волнистыми волосами и бородой. Согласно архивным источникам этот самый ранний из витражей восточного окна собора в Эксетере датируется 1301 - 1304 годами. (Фигура Исаии сохранилась до наших дней в оригинальном виде, но архитектурное и лиственное обрамление в 1884 - 1896 годах подверглись реставрации).

3. Поздний период XV-XVI вв., перпендикулярная готика

Название стилистического направления «перпендикулярный» к витражам прямого отношения не имеет, это название позднего периода готической архитектуры Англии. Оно связано с многочисленными, пересечениями под прямым углом потолочных и настенных орнаментов. Весь интерьер (стены и потолок) условно разделялся сеткой прямых линий, которые условно делили все поверхности на отдельные прямоугольные сектора. Такое декорирование повлияло на внешний вид оконных рам. Если в прежние периоды окно состояло из больших высоких секций, то теперь окно стало делиться и горизонтальными разделителями рамы. Эти переплёты имели свои орнаменты, которые становились частью образа окна и сильно влияли на восприятие витража.


Большое восточное окно в Эксетерском соборе, рама разделена по вертикали и горизонтали

На фотографии окна Эксетерского собора видно, что оно разделено по вертикали и горизонтали. Кстати, в нём использованы витражи предыдущего декоративного периода, о них мы говорили выше (об изображении пророка Исаии)

К XV веку в всех странах Европы в витражном искусстве происходили похожие процессы. Благодаря совершенствованию технологий производства цветного стекла сильно расширялись возможности художников-витражистов. Искусство уверенно двигалось в направлении от символической живописи к реалистической, изображения всё больше походили на живописные картины на стекле.

Во второй половине 15-го века ранняя традиция окружения фигур с нарисованными архитектурными элементами в окнах стала менее частой, и фигуры начали появляться на более разнообразном фоне, таком как пейзажи.


Собор в Йорке, деталь Большого восточного окна, 15 в.

Главной отличительно особенностью английских мастеров оставалось активное использование белого стекла и вообще белого цвета с простыми монохромными росписями гризайлью. В эпоху поздней готики проблема иногда заключалась не в том, как добавить больше света в ярко окрашенные окна, а в том, как добавить больше цвета в бледно-белые окна. Даже тело фигурок обычно было белым. В окне 15-го века было редко, чтобы более четверти площади было сделано из цветного стекла. Чтобы добавить больше цвета, иногда к фону добавляли светлый цвет.

Однако, к концу XV века, появляется, так называемый, международный витражный стиль. Работы фламандских и немецких художников-витражистов оказываются вне конкуренции. Их мастерство реалистического изображения быстро завоёвывает популярность во всех странах и даже Англия начинает приглашать иностранных художников, очень скоро все витражные работы в различных странах стали выполняться в едином «международном стиле».



Большое восточное окно, Часовня Королевского колледжа, Оксфорд, 16 в.

Витражи часовни Королевского колледжа в Кембридже считаются одним из лучших произведений XVI века. Восточное фасадное и двадцать четыре боковых окна застеклены фламандским мастером в 1515—1531 годах Диком Валле. Детали витража смотрите ниже, в галерее.

Также к XVI веку в английской готике перестают использовать классическую остроконечную арку (и арочную форму для окон) и повсеместно применяют тьюдоровские заниженные арки. В королевском колледже все окна имеют форму заниженной арки. Другим новшеством стало частое использование геральдической символики в витражах.

4. Неоготика, витражи XIX и XX веков

Каждой готической традиции Европы присущи свои уникальные особенности. Вероятно, важнейшее отличие английской готики от остальных национальных направлений заключается в том, что в XIX веке началось мощное движение по возрождению стиля, которое не проявилось так ярко ни в одной другой стране. В новое время Англия «перехватила первенство» и стала законодателем новой готики. Хотя этому предшествовали драматические события: в конце XVI века была проведена церковная реформа, которая заключалась в отказе от традиционного римского католичества и всех старых атрибутов веры. В результате чего начались массовые погромы церквей и соборов, которые сопровождались уничтожением витражей. Спустя несколько столетий, английская элита задумалась о необходимости восстановления национального наследия. В связи с этим в XIX веке возрождается интерес к средневековому стилю. Множество архитекторов, декораторов, художников и промышленников вовлекаются в массовое движение возрождения. Весь XIX век Англия будет главным источником неоготической архитектуры для Европы. Даже Российская Империя приглашала английских архитекторов для возведения модных дворцов.

Первое крупное здание в неоготическом стиле было создано в пригороде Лондона в конце XVIII века богатым аристократом Горацием Уолполом – это был Строуберри Хилл Хаус. Интерьеры жилого особняка были выполнены полностью в готическом стиле, а окна застеклены витражными композициями.


Витраж в Строуберри Хилл, техника гризайли в английском стиле, кон. 18 в.

Однако, настоящее возрождение стиля начинается в начале XIX века, появляется понятие «индустриальный витраж». Богатые промышленники серьёзно задумываются о массовом производстве витражей. Одни из первых мастеров стекольщиков, наладивших производство с учётом современных технологий, был Томас Виллемент. Он выполнил первую экспериментальную работу, которая стала знаковой – это был гербовый витраж для Девингтонского монастыря.


Идея нового производства стала популярна, и в разных уголках Англии стали появляться новые и новые мастерские, которые начинают активно заниматься реставрацией старых окон, производством новых стекол для соборов и изготовлением витражей для жилых зданий. В XIX века в Великобритании сформировалось множество стилистических направлений:

  • Гербовые окна – витражи с геральдической символикой.
  • Орнаментальные
  • Стиль «возрождение» - попытка воспроизвести средневековые композиции с новыми сюжетами.
  • Классический стиль стремился к изображению фигур в стиле академической живописи, подобные картинам Рафаэля или Микеланджело.
  • Эстетизм – движение проповедовавшее девиз «искусство ради искусства», в последствии из него сформируется новый стиль – модерн.

Мы перечислили далеко не полный список течений, но, очевидно, что такого изобилия стилей никогда раньше не было в витражном искусстве прошлого. Всё это стало возможно благодаря новым технологиям Нового времени.


Обновлённое Восточное окно 13-го века Линкольнского собора, Уорд и Никсон, работа 1855 г.


Деталь витража Уорда и Никсона в Линкольнском соборе, 1855 г.

В XX веке интерес к витражам не иссяк и работы также продолжились. Даже сегодня в Английских соборах продолжают застеклять окна витражами уже в современных стилях, таких примеров очень много.


В 2013 году известный английский витражист Томас Денни создал серию витражных окон в современном неоготическом стиле, которые органично вписались в древнее здание. Сюжет витража посвящён апостолу Фоме, который уверовал в божественность Христа после воскрешения.

В предыдущей части статьи о готических витражах мы рассмотрели их общую характеристику: символическое значение, классификацию их по типам и подробно описали процесс изготовления (см. готические витражи, Часть 1). В этой, и последующих статьях, мы будем говорить о национальных традициях витражного искусства европейских стран, на примерах конкретных работ различных эпох. Начинаем мы наш обзор, естественно, с французского готического стиля.

Франция – это страна, в которой зародился готический стиль, именно здесь были сформулированы его основы и построены первые крупные соборы. На протяжении нескольких столетий, с XII века, стиль назывался французским (готика – это позднее название), а французские постройки считались эталоном, на них равнялись мастера других европейских стран. Витражное искусство во Франции пережило несколько этапов развития, постоянно совершенствовалось. В нашем обзоре вы увидите, как менялся облик витражей в разные века.

Важнейшие соборы и церкви средневековой Франции:

  • Церковь Сен-Дени – первая значительная постройка в готическом стиле. Именно в ней были созданы первые большие витражные окна. К сожалению, до наших дней дошли только отдельные фрагменты первых работ. Сейчас витражи Собора представляют собой обновлённые композиции, лишь напоминающие средневековые.
  • Шартрский собор – настоящий шедевр французской готики. В городе Шартр находились крупнейшие стекольные мастерские XIII века, поэтому его витражи считались лучшими творениями своего времени.
  • Капелла Сент-Шапель – часовня, построенная для хранения христианских реликвий в Париже. В ней было применено сплошное остекление, все её стены - витражные полотна.
  • Нотр–Дам– де-Пари – главный собор города Парижа. Его витражи не только уникальны, но и самые знаменитые.
  • Собор в Бурже. В нём сохранились не только средневековые композиции, но и добавлены витражи в неоготическом стиле XX века.
  • Собор в Труа. Большая коллекция витражных окон, выполненных в период с XIII по XVI века.

Застекление соборов витражами, зачастую происходило на протяжении нескольких столетий, поэтому многие храмы представляют собой настоящие музеи готических витражей. В одном здании можно найти витражные композиции совершенно разных периодов, выполненные в совершенно разных стилях. Крупнейшие готические соборы даже в XX веке обновляли окна в соответствии с новейшими стилистическими традициями живописи.

1. Ранняя готика: кон. XII в. – нач. XIII.

Технологии производства витражей существовали задолго до XII века, мастера предшествующего романского периода уже умели украшать окна стеклянными мозаиками. Поэтому французы не придумывали ничего нового, а полностью заимствовали знания предшественников. Принципиальное отличие новых построек заключалось в количестве и размерах окон, благодаря новой, каркасной системе возведения зданий, окна сильно увеличились в размерах. С определённого времени архитекторы начали рассматривать здание, как каркас для оконных проёмов. Таким образом витражи быстро стали основным элементом декоративного оформления интерьера, что дало импульс к развитию витражного искусства.


Окна романских зданий были узкими и высокими (ланцетные окна), если они закрывались витражами, то как правило, на них изображалась только одна фигура святого. Подобный стиль долго использовался готическими мастерами, но они стали располагать ланцетные окна рядами и образовывать целые композиции.

На примере, выше, показан ряд окон, высотой 7,5 м, в Шартрском соборе, размещённых под главным окном-розой (см. витраж Роза Франции в Шартре). На них изображено пять фигур христианских святых, в центре - Дева Мария в младенчестве на руках ее матери, Святой Анны. По бокам находятся еще четыре таких же окна с фигурами из Ветхого Завета. Каждая из этих стоящих фигур изображена символически торжествующей над врагом, изображенным в основании ланцета под ними: Давид над Саулом, Аарон над фараоном, святая Анна над Синагогой.

Смотрите также описание знаменитого витража XII в. в Шартре: Богоматерь с младенцем (Окно голубой девы)


Другим новшеством стали витражи с глубокой детализацией и сложным сюжетом, они использовались для иллюстрации библейских сказаний. Витраж в Сен-Дени позволяет оценить цветовое разнообразие палитры мастеров того времени: красный и синий цвета доминируют в орнаменте, что является типичным для XII века. Для изображения фигур используются также желтый, белый, зеленый, разные оттенки фиолетового и т.п. Типичными являются и очертания фигур: изящные и тонкие формы тела сочетаются с довольно крупными головами, у которых своеобразно выдаются кости черепа. Композиция составлялась из цветных стекол, а детали лиц и складки на одежде прорисовывались отдельно чёрным или тёмно-серым цветами. К сожалению, на оригинальных средневековых витражах прорисовка сохранилась очень плохо.



Деталь витража Страсти Христовы, Собор в Бурже, 13 в.

Используя возможности нового стиля, мастера начали составлять большие сюжетные композиции. Каждое большое и важное окно в ранней готике имело тему, например, «Страсти Христовы», иллюстрированные десятками отдельных медальонов. В высоких стрельчатых окнах на каждом уровне было по одному-два медальона, максимум три, каждое размером не более квадратного метра. Круглые медальоны разделялись широкими каймами с геометрическим или растительным орнаментом. Сюжет можно было прочитать от медальона до медальона, обычно, снизу-вверх.


Особо исследователи отмечают решение складок на драпировках в готических витражах Буржа и Шартра. Драпировки в манере, которая именовалась «стилем плоских складок», являются одной из отличительных черт ранней готики: их можно встретить до 30-х годов XIII века.



Июль - Сбор урожая, Эскиз одного из медальонов, Лозаннский собор

Ещё одно заимствование из романской архитектуры – это круглые окна розы, которые сильно усложнились и стали играть роль центральной витражной композиции здания. Розетки имели важное символическое значение для католической архитектуры, они символизировали вселенную и изменчивость нашего мира.

На центральной композиции розы в Лозаннском Соборе изображено сотворение мира, а вокруг запечатлены времена года и месяцы, знаки зодиака, четыре основные стихии, четыре ветра и четыре реки Рая. Времена года показаны в виде небольших зарисовок людей и их занятий. Перечисленные элементы символизируют Вселенную, а ход времени проассоциирован с тем, какие работы свойственно совершать человеку в разные месяцы года.


Застекление витражами, зачастую, продолжалось несколько столетий (из-за высокой стоимости производства), поэтому окна, для которых витражи не были изготовлены закрывались витражами с орнаментальным рисунком.

Готический витраж в европейском искусстве: особенности технической и стилистической эволюции

12 месяцев ago Enottt Комментарии к записи Готический витраж в европейском искусстве: особенности технической и стилистической эволюции отключены

Витраж как вид монументального искусства сформировался приблизительно в VI – VII веках. Но попытки создать нечто похожее предпринимались и ранее. Так, например, в раннехристианских базиликах V – VII веках окна заполнялись специально подобранными тончайшими прозрачными пластинами алебастра или селенита, составляющими различные орнаменты.


Витражи в замке Сулковских в Бельско-Бяла

Прозрачное и бесцветное стекло появилось одновременно с христианством, в отличие от непрозрачного стекла Египта, хотя и было поначалу очень неоднородно. Витраж в VI – VII веках начинает использовать христианская католическая церковь для придания особой эмоциональной атмосферы, поэтому именно этот период принято считать временем зарождения искусства витража. Витраж достиг наибольшего расцвета именно в эпоху готики. Для этого существовал ряд технологических и мировоззренческих предпосылок.

В первую очередь это возникновение каркасной основы храмов. В эпоху готики новые конструкции перекрытий и внешних опор позволили храму вырасти ввысь и облегчить ранее тяжеловесные конструкции. В более ранние эпохи в христианских храмах основным украшением служили фрески, располагавшиеся на потолочных сводах и на стенах. Окна были узкими и невыразительными. Готика в архитектуре началась с того, что был придуман способ возводить здания на каркасной основе, не используя стены в качестве единственной опоры. Благодаря этому изобретению стало возможным уменьшить площадь стен и увеличить площадь окон. Остекление становилось все более значительным, приобретая грандиозный размах. Теперь, когда поверхности стен не могли вместить в себя фрески с изображениями святых, библейских сцен и т.п., их место начали уверенно занимать окна, большая площадь которых располагала к созданию огромных витражных полотен.

Свет в сознании средневекового человека был выражением божественной природы, олицетворением самого Бога. Соответственно его игра в витражных полотнах воспринималась как нечто неземное, а окна становились живыми иллюстрациями библейских текстов.

Свое главенствующее место в убранстве готического храма витраж занимал постепенно. Примерно в 1100 году монах Теофил пишет трактат об изящных искусствах, и в нем детально описывает процесс работы над цветными стеклами. Содержание трактата свидетельствует о достаточной их распространенности по всей Европе и сравнительно высоком уровне технологий их изготовления на этот период. В трактате были изложены особенности средневекового процесса изготовления витражей, во многом остающиеся неизменными и по сей день. Процесс изготовления витража начинается с изготовления цветного стекла. Речной песок смешивается с поташом, флюсом и известью. В средние века стекло варили в сферических печах, использовали в роли тиглей керамические горшки.

Если рассматривать темы сюжетов для витражей в готическом стиле, то в основном витражи создавались с религиозными мотивами. Также, присутствуют сцены из жизни рыцарей, венценосных особ, популярны сказочные сюжеты, изображения мифологических существ.

По стилистике готические витражи условно делятся на несколько групп.

Первая группа это ранняя готика, в которой превалируют иллюстрации к Библии, а также, представления тех времен об устройстве мироздания; также существует зрелая готика — она подразделяется на французскую, английскую и немецкую.

Разнятся стили, в первую очередь, формой окон, например, если в немецкой готике они угловатые и более грубые, то французская готика использует ажурные и лучистые конструкции, деление на мелкие элементы, окна-розетки и окна-розы. Были отличия и в манере изображения фигур, а тематика значительно расширена — на окнах зрелой готики можно найти практически всю мировую историю. Английская готика — это практически копирование французского стиля с добавлением обязательного растительного обрамления для каждой картины.

Наиболее ярко витражное искусство эпохи готики проявило себя во Франции.

Окна в храмах в начале XII века оставались еще сравнительно небольшого размера, поэтому витражи не могли занять значительное место в декоре помещений. В имеющихся оконных проемах умещались либо единичные фигуры, либо простые по композициям сценки. Последующее увеличение окон стало основным толчком к усложнению изображений и привело в итоге к доминированию витражей во внутреннем убранстве храмов.


Северная розетка окна Нотр-Дам де Пари

Стремительное развитие готических витражей происходит в эпоху ранней готики во Франции. Уже к концу XII века были возведены соборы в Суассоне, Бурже и Шартре во Франции, а также собор в Кентербери в Англии. Строения имели грандиозные окна, декорированные цветными стеклами со сложными изображениями, которые в совокупности составляли целые повествовательные циклы.

Витражи верхнего яруса содержат изображения единичных фигур или сцен. В этот период изображения персонажей отличаются особыми, как бы текучими, складками на одежде, ярким колоритом, а также нарядными орнаментальными украшениями.

Распространенным сюжетом в это время является притча о блудном сыне. Ее популярность обусловлена тем, что удерживание от грехов всегда было актуальной задачей церкви. В то же время притча напоминает, что покаявшихся грешников церковь всегда примет в свое лоно. Собор в Бурже также имеет витраж с изображением этой притчи, причем визуально адаптированной под современность. Главный персонаж внешне схож с аристократами XIII века: сам он в ярком фиолетовом плаще восседает верхом на коне, на его руке сидит ловчий сокол. Развитие сюжета показано в серии разнообразных по форме и размеру витражей: от крупных квадрифолий до небольших медальонов, а промежутки между ними украшены орнаментом. Бордюр из пальметок обрамляет все полотно, объединяя сцены сюжета.

Колорит данного витража детально продуман. Традиционно в орнаменте главную роль играет синий и красный цвет, а фигуры выполнены в более широкой гамме: здесь присутствуют желтый, зеленый, белый и фиолетовый цвета. Знаменательно, что подобное цветовое решение типично для рассматриваемого периода. Например, витраж «Святой Евстафий», расположенный на северном нефе собора в Шартре, имеет такую же палитру. Изображение персонажей также типично для XIII века: изящные фигуры сочетаются со стилизованно крупными головами специфической формы, что является данью иконописной традиции.

Мастер, работавший над витражами в Бурже, продемонстрировал огромное мастерство в изображении складок одежды персонажей. Драпировки также типичны для данного периода и относятся к стилю «плоских складок».

Франция – страна, в которой появляются самые запоминающиеся и известные на сегодня памятники


Христос из Виссембурга, самый старый из сохранившихся фигурных витражей в хорошем состоянии, датируемый примерно 1060 годом. Хранится в Страсбурге

раннеготического витражного искусства, например, вошедший в легенды Собор Парижской богоматери.

Подлинных витражей сохранилось в соборе совсем немного: поврежденные за долгие столетия работы были заменены более поздними образцами. Уцелели в соборе древнейшие оригинальные круглые окна-розы, столь характерны для стиля той эпохи. Всего в соборе имеется три таких окна. Например, южное окно-роза, имеющее диаметр 13 метров, датируется 1260 годом. Оно состоит из 84 фрагментов, на которых изображена масштабная сцена с Иисусом, апостолами, святыми и ангелами.

В XIII – XIV веках в эпоху зрелой готики возникает лучистый стиль, сформировавшийся в глубинке Франции. Изобразительной особенностью зрелой готики стали изящные фигуры с гармоничными пропорциями и объемные, контурно выделенные складки драпировок. Именно из-за наличия в круглых окнах-розах конструктивных элементов в виде лучей, расходящихся от центра к окружности, стиль получил название «лучистый». В этот период витражные окна становятся наряднее, орнамент обогащается мелкими деталями. Это становится возможным еще и за счет появившегося в тот момент нововведения – чертежей на пергаменте. Изображения теперь более изысканные, но все еще двухмерные. Впоследствии французским круглым окнам, выполненным в лучистом стиле, стали подражать по всей Европе.


Сент-Шапель. Фрагмент витража верхней капеллы

В целом тематика сцен, изображенных на цветных стеклах, касается сюжетов, связанных с французской монархией, ветхозаветными царями и, конечно, самим Христом. Все эти персонажи аллегорически объединяются в некое единое целое, а основной мыслью является утверждение божественного происхождения французских королей.

Здание имеет множество ажурных окон, которые заполняют все пространство между несущими конструкциями: всего насчитывается 15 больших витражей и одно более позднее окно-розетка, которое относится к XV веку. Чтобы можно было судить о грандиозности этого небольшого по размеру сооружения, достаточно сказать, что витражи имеют в своем составе 1130 панно. Тематически они делятся на 2 цикла. Первый цикл посвящен жизни Израиля от Бытия до Апокалипсиса, причем в эту линию вписаны и факты жизни Людовика, чем подчеркивается наследственная преемственность французской монархии. Второй цикл рассказывает о жизни Библейских пророков, а алтарная часть повествует о рождении и страстях Господних.

Мастера, работавшие над витражами часовни в Сент-Шапеле, были поставлены перед сложной задачей – гармонично построить композицию для чрезвычайно высоких и узких оконных проемов. Решение здесь основывается на разделении каждого окна на сегменты. В каждом сегменте правильной геометрической формы размещены отдельные сюжетные сцены, а место между ними занято ярким орнаментом.

При этом проблема высоких и вытянутых окон разными мастерами решалась по-разному. Так, часто фигуры персонажей несколько деформировали, растягивая в высоту, что впоследствии стало одной из отличительных черт зрелой готики.

В витражах Сент-Уэн проявляется новая тенденция – стремление к объемности. Так, показательна фигура Девы Марии, изображенная на северо-восточном окне центральной капеллы в сцене Благовещения. Не только складки ее одежды, но и руки, лицо изображены объемно за счет работы со светотенью. Работа сделана так мастерски, что создается ощущение рельефного выделения фигуры Марии на общем фоне. Этой же цели служит и колорит: теплые желтые, синие и красные цвета одеяния героини активно выделяются на холодном бесцветном фоне.

Все перечисленное демонстрирует очевидную связь витражей Руана с живописью в целом, с передовыми достижениями живописцев Парижа и, в частности, с последователями иллюстратора Жана Пюселя.

О тех же тенденциях свидетельствует и оформление хора собора в Эвре. Витражи здесь были полностью цветными, но стремление передать пространство и объем явно просматривается. Например, очень объемно изображен трон Богоматери, на руках которой сидит Младенец Христос, протягивающий руки к пришедшим. В центральной секции фигуры Девы Марии с Младенцем и Иоанна Крестителя перекрывают друг друга – видно, что мастер хотел передать в полотне разные планы, пространство.

В середине XV века на витражные изображения начинает влиять станковая живопись и ее законы. Прежде всего, влияние шло из фламандской школы. Среди таких образцов можно выделить витраж Жака Кера в соборе Буржа. В художественной манере этого произведения заметно влияние Яна ван Эйка, и это понятно, поскольку витраж сделан по эскизу фламандского художника. Главная сцена композиционно разделена на две секции, представленных фигурами архангела Гавриила и Девы Марии. Свободное пространство вокруг фигур украшено изящным орнаментов, на фоне которого изображены ангелы с гербами королевской семьи.

В XV веке во Франции распространяется новый подстиль готики – пламенеющая готика. Развивается он из лучистой готики и характеризуется еще большей любовью к украшениям. Название подстиль получил от узоров и орнаментов, которые несли в себе ассоциации с языками пламени. Яркости и сочности красок пламенеющая готика обязана изобретению новых красителей: в частности, была разработана серебряная потрава, позволяющая накладывать краску сразу на поверхность стекла. В результате стало возможно добиваться «пламенеющих» охристых, желтых, оранжевых тонов.

В этот период фронтоны и вершины арок тяготеют во Франции к максимальному удлинению. Отличительной чертой орнаментов на витражах являются элементы в форме «рыбий пузырь».

К пламенеющей готике принадлежит западная роза часовни Сент-Шапель, она выбивается из общего стилистического строя большей орнаментальностью и яркостью, так как была выполнена позднее, чем основные работы, в XV веке.

Роза диаметром 9 метров состоит из 89 панно. Центральным изображением является Святой Иоанн, вокруг него находятся семь светильников и семь Церквей, а также другие символические библейские образы, взятые из откровения Святого Иоанна: всадники, ангелы с вестью об апокалипсисе, Царь царей, Зверь, небесный Иерусалим и другое.

В XVI веке пламенеющая готика продолжает оставаться доминирующим изобразительным стилем. В этот период общекультурный процесс переживает внедрение гуманистических идей: человек начинает рассматриваться как венец творения, в искусстве с подачи Рафаэля, да Винчи и Микеланджело начинает утверждаться совершенство человека. В результате и во французском витраже закономерно появляются не только сцены из Библии, но и факты из отечественной истории, интересные и выдающиеся личности, сюжеты на военные темы и даже сцены бракосочетаний. Демократизация касается не только тематики, но и сферы из распространения. Они все уверенней переселяются в здания общественного назначения и дома обычных граждан.

В течение всех периодов Готики планомерно изобретаются новые и новые красители и способы их нанесения. Так, если в XII-XIII веках художниками использовались лишь черные и коричневые красители, в XIV веке открывают серебряную потраву, которая дает новый толчок в развитии витражных изображений. Будучи открыта французскими мастерами, серебряная потрава быстро распространилась по всем Европейским странам. Технологии усложняются. Наряду с серебряной протравкой начинают использовать красную гематитовую протравку. Появляются травление, роспись эмалью, пескоструйная обработка. Известный художник того времени Энгран, принц Бове, применяет эти новшества в работе над витражом «Дерево Иессея» в соборе святого Этьена в городе Бове

Искусство витража пережило свой упадок во время Столетней Войны, в которую были так или иначе втянуты все государства Европы. В итоге в XVII- XVIII веках все было против такого хрупкого, дорогого и сложного искусства, как витраж. Развитие его останавливается. Новые произведения не создаются по вполне понятным экономическим и мировоззренческим причинам, а уже имевшееся наследие разрушается во время боевых действий.

Читайте также: