Техника тату дот

Обновлено: 07.07.2024

До изобретения машинки в культуре татуировок повсеместно практиковалась ручная работа. Этим методам как минимум тысячу лет — а если опираться на то, что мы знаем о египтянах, кельтах и древних греках, а уж тем более их предках, которые загоняли себе под кожу краску с помощью пеликаньих костей и акульих зубов, то и того больше.

В новом материале FURFUR рассказывает о нескольких традиционных методах нанесения татуировки, которые и по сей день продолжают использоваться в некоторых мастерских.

По сути, hand poking — это та же машинка, только без автоматики. По факту, это может быть игла или любая другая очень острая поверхность. Эту технику мы упоминали не раз — к примеру, в ней испокон веков работали в Японии с помощью бамбуковых палочек тебори, а позднее, уже в 1980-е, ее подхватили любители дотворка. В Японии до сих пор немалое количество мастеров пользуются этой методикой, называя его особой уходящей формой искусства. С точки зрения эстетики, они считают, что результат получается совсем другой — прокраска у машинки чересчур плотная, а палочки позволяют поиграть с градиентом. Понятно, что времени на рисунок нужно потратить немерено — до 200 часов, но у японцев в этом отношении своя философия, они не понимают, как на Западе умудряются начать и закончить татуировку за один день.

Колин Дейл — главный мастер и идеолог хенд-поукинга, гуру всех альтернативных методов в татуировке. Родился в Канаде, в семье датских эмигрантов, в юности увлекся первобытным и средневековым искусством. Перебравшись на родину, в Копенгаген, он открыл собственную мастерскую «Искусство на теле». Все свои иглы Дейл изготавливает из костей животных и оленьих рогов, а в качестве мастеров приглашает людей, работающих в этнографических стилях исключительно без использования машинки.

Иглоукалывание: 4 ручных метода нанесения татуировок. Изображение № 2.

Англичанин Бофф Конкерз особенно любит работать с руками и шеей и говорит, что именно для этих участков игла подходит, как ничто другое. Дескать, в работе с пальцами машинка обязательно вылетит за контур, а в ручной работе все получается очень аккуратно. Оборотная сторона его работы — время. Хотя он и говорит, что иногда он может работать в точечном стиле так же быстро, как машинка, но в среднем тратит в три раза больше. Например, знаменитые «леопардовые руки» заняли у него порядка 12 часов. Чтобы сориентировать по цене: час его работы стоит 60 долларов.

Иглоукалывание: 4 ручных метода нанесения татуировок. Изображение № 4.

Другой мастер ручного дотворка, Феранк Мансид, занимается хенд-поукингом уже лет десять и презрительно говорит, что больше не участвует в чепухе с машинками. По его словам, египетских мумий также татуировали в технике дотворка. Большая часть его работ — хэнд-поукинг, впрочем, машинку он тоже использует время от времени. Феранк придумал забавный аттракцион: для каждого клиента он крепит одноразовую иглу к бамбуковой рукоятке, а после того, как сделает татуировку, подписывает инструмент и дарит его своему клиенту как сувенир. Его работы можно посмотреть здесь.

Иглоукалывание: 4 ручных метода нанесения татуировок. Изображение № 6.

Кроме геометрических паттернов, ручной дотворк активно использует скандинавские сюжеты. Их можно увидеть у того же Колина Дейла и Клер Дин, последней особенно здорово удаются черепа животных. Помимо более-менее серьезных мэтров, которые даже устраивают симпозиумы по хенд-поукингу, ручная работа одной иглой полюбилась и новичкам в татуировке. На Vice, в свое время, например, появилась веселая инструкция по хенд-поукингу — с употреблением ксанакса во время процесса. Через полчаса подопытная уже начала ненавидеть своего татуировщика, который, как верно указывают комментаторы, помимо всего прочего, забыл надеть перчатки. Еще одна инструкция есть вот здесь, и перчатки в ней тоже не фигурируют.

Колин Дейл, о котором мы уже говорили, гуру дотворка и коллекционер всевозможных методов татуировки, вернул к жизни древнюю северную традицию прошивания татуировок (stitching), которой не пользовались вот уже почти 80 лет. Если объяснять коротко и без подробностей, то в этой технике игла с нитью загоняет под кожу пигмент с каждым стежком. Тренировался в этой технике Колин на себе — и сообразить, что к чему, ему помогла, как ни странно, мама, профессиональная швея. Для нанесения татуировок этим методом эскимосы северной Канады вместо ниток использовали жилы животных, а вместо игл — кости; позднее в обиход как для шитья одежды, так и для шитья татуировок вошли хлопковые нитки и металлические иглы.

Обычно лучшими татуировщиками считались женщины-старейшины: большой опыт в пошиве и вышивке всевозможных унтов и парок помогал им справляться и с такой нестандартной задачей. Рисунков здесь было огромное множество — как статусных, так и ритуальных, и старейшины делали наброски непосредственно на теле без всяких заготовок.

Дейл говорит, что сегодня не так много желающих прошить себе татуировку, да и интерес к этой технике у него скорее культурологический — сохранить уходящие традиции и хотя бы рассказывать о них людям. Последняя женщина, которая умела делать такие татуировки, умерла в 2005 году — в то время как стиль татуировок практикуется уже более двух тысяч лет. Чуть более подробно об этой технике написано у антрополога Ларса Крутака, а посмотреть, как это выглядит, можно на видео.

Традиции тэппинга родом с островов Полинезии — Филиппин и Самоа. В отличие от поукинга, когда с помощью одной иглы под кожу попадает точка пигмента, тэппинг прокалывает кожу сразу в нескольких участках, обрабатывая тем самым более широкие поверхности. Главное различие — угол (острый для иголки и прямой для тэппинга) и усилие — чтобы загнать в кожу сразу несколько игл (от 3 до 15), нужно хорошо постараться.

Инструментом для тэппинга служат разнообразные металлические гребни и расчески. Некоторые татуировщики утверждают, будто тэппинг не жужжит, не такой болезненный, как машинка, но при этом довольно быстро покрывает большие поверхности. Эти мастера, конечно же, лукавят: равно как и все традиционные методы, он намного медленнее, чем машинка. Инструменты тэппинга не жужжат, но на то, что с машинкой можно сделать за час, в технике тэппинга придется потратить три-четыре. Ну а на болезненность метода указывает уже тот факт, что обычно человека, пришедшего на тэппинг крепко держат один или несколько помощников татуировщика. Других варианты тэппинга можно встретить в Бирме, где татуировки совершаются в родственной технике — с помощью огромного устройства — 50-сантиметровой заостренной палки из бронзы или иногда даже стекла.

С тех пор как исчезли последние носители татуировок восточноафриканского племени маконде, традиции skin-cut (так называемой разрезной татуировки) были утрачены почти на 50 лет. Татуировки перестали делать еще в 1962 во время восстания маконде против португальцев — в том году всех людей с татуировками автоматически считали бунтовщиками и убивали.

Это самая болезненная техника нанесения татуировки из всех возможных — чтобы юноши и девушки не дернулись под рукой мастера, их закапывали по шею в землю.

По традиции, яркие татуировки на лице мужчины и женщины должны были получить в период пубертата и до свадьбы. Надрезы на лице выполняли инструментом, напоминающим нож, и в эти надрезы уже втирали краску, синюю сажу от касторового растения. Это самая болезненная техника нанесения татуировки из всех возможных — чтобы юноши и девушки не дернулись под рукой татуировщика, их закапывали по шею в землю. Неудивительно, что если татуировка требовала нескольких сеансов, мало кто из них приходил снова. Эти татуировки были символом не только храбрости, но и важной частью идентичности племени. Татуировки были важны не только мужчинам, но и женщинам — они были обязательными для вступления в брак: без этих татуировок мужчина из рода маконде не взял бы женщину в жены.

Три года назад датская студентка с корнями из этого племени заглянула в студию к Колину Дейлу, уже известному своей любовью к традиционной татуировке, и попросила его повторить традиционную татуировку своего народа у нее на лице перед замужеством. Дейл был в замешательстве: с одной стороны, с этой техникой он был незнаком, с другой стороны, татуировки на лице в Дании, как мы уже с вами знаем, запрещены. Девушка настаивала и рассказала ему о том, как ей хочется сохранить традицию предков и показать любовь к своему народу. Дейл согласился, и они вместе отправились на территорию Швеции, где он сделал ей татуировку в смешанной технике — большей частью хенд-поукингом, которым он владеет в совершенстве.

Иглоукалывание: 4 ручных метода нанесения татуировок. Изображение № 8.

Плюсы и минусы традиционных методов

Выбирать мастера с альтернативным методом нанесения татуировки следует очень осторожно, а практиковать самому — еще более. Чаше всего в такой практике используют самодельные инструменты, некоторые из которых служат всю жизнь — так что вопросы гигиены могут оставаться в стороне. Храбриться в этих вопросах точно не следует — если у мастера нет перчаток, а в инструмент, который вы видите, не вставляют новую иглу при вас, у вас должны быть очень веские причины, чтобы согласиться на татуировку.

Помимо санитарных норм, у альтернативных машинке методов есть два главных недостатка: болезненность и время. Понятно, что у каждого свои болевые пороги, но верить на слово мастеру, который утверждает, что забивать татуировку гребнем не так больно, как машинкой, тоже не стоит. Что касается времени, эти показатели очень индивидуальны, но, как правило, альтернативные методы потребуют в три-шесть раз больше времени, чем машинка. И даже у тех, у кого маленькие татуировки проходят незаметно, через пару часов вместо привыкания к боли могут сдать нервы.

Все вышесказанное не должно отговаривать от подобной татуировки тех, кто ее хотел бы сделать, но все эти факторы нужно принимать во внимание. Альтернативные методы — довольно симпатичная история в том случае, если ее подхватывают достойные татуировщики. К сожалению, как и остальные ремесленные промыслы, традиционные методы в татуировке постепенно уходят в забвение вместе со своими последними мастерами.

Начнём с теории, потому как без неё будет сложно понять, что это такое. «Вип шейдинг» (перенос с английского) или по-английски «whip shading» — это техника, а не художественный стиль.

«Whip» переводится как кнут, а «shading» — нанесение теней или затенение. Випшейдинг — это техника создания татуировки с помощью так называемой «штриховки», похожей на нанесение штриха карандашом на бумаге. Линия в випшейдинге начинается достаточно толсто, постепенно утончается, переходит в точки и потом в ничто.

Випшейдинг — очень сложная техника, требующая кропотливой и точной работы. Чтобы татуировка выглядела не грязной, а чёткой и красивой, нужна поставленная рука и намётанный глаз.
Настя Яворская, тату-мастер Crazy Tattoo

Чаще всего, випшейдинг называют подвидом графики, но это неправильно. Випшейдинг (штрихи) можно добавить в графику или реализм, но он не является подвидом стиля.

Випшейдинг — не стиль, а техника нанесения. Его можно добавить в любую татуировку, кроме, пожалуй, акварели. Хотя нет, даже в акварель можно.
Аня Чичканёва, тату-мастер Crazy Tattoo

Випшейдинг иногда путают с дотворком (подвидом графики) или чёрно-белым реализмом, но их довольно просто отличить. В дотворке точки — определяющий элемент, они должны быть заметны, а в чёрно-белом реализме предметы нарисованы как в жизни, со всеми изгибами, текстурами, объёмами, а не схематично точками, линиями и штрихами.

Понимаем, сложно. Иногда даже мастера затрудняются сказать, что они видят — дотворк, випшейдинг, классическую графику или гравюру. Попробуем объяснить картинками. Вот чёрно-белый випшейдинг:

Привет, я Лена, и уже почти 8 лет я делаю татуировки . В этой статье я расскажу вам про одно новейшее изобретение в тату сфере .

Любой нормальный татуировщик вам скажет, что временных тату не существует . Люди привыкли называть временными татуировками и картинки-наклейки, и рисунки хной и прочие способы нанесения рисунка НА кожу. От татуировок такие вещи отличаются главной особенностью - настоящие тату наносят ПОД кожу , а не поверх неё.

Но в марте этого года начал свою работу проект компании Ephemeral Tattoo, которая придумала специальные чернила , со временем исчезающие из кожи. При нанесении таких чернил используется та же техника, что и обычно - иглы и тату-машинка и болевые ощущения, отличается лишь состав краски.

Что это: прорыв или пустая трата времени и денег? Давайте разберёмся

Как это работает и насколько безопасно?

Как заверяет производитель, эфемерные чернила изготовлены из медицинского раствора с тщательно отобранными пигментами, которые позволяют коже со временем удалить их естественным образом. Такой состав краски клинически тестировался и разрабатывался в течение 6 лет под надзором ведущих дерматологов и докторов наук в области химической инженерии.

Внешне такие свежие татуировки выглядят почти также, как и обычные постоянные, разве что чёрный цвет как будто бы чуть бледнее.

Сколько живет такая татуировка?

Производитель заверяет, что тату исчезает через 9–15 месяцев после создания. Я нашла в их инстаграме наглядный пример жизненного цикла одной из эфемерных татуировок:

Плюсы эфемерных тату

Конечно, в этом изобретении есть плюсы: за год тату вряд ли успеет надоесть , и можно делать всё подряд не переживая о выборе рисунка. Да и мамка не заругает, ведь типичной подростковой фразе "да она временная" теперь действительно можно будет поверить.

Также эти временные татуировки могут помочь человеку увидеть, как будет смотреться на его коже постоянная тату, походив годик с временной. А ещё эфемерные татуировки - отличное решение для актеров , которым не нужно будет часами сидеть у гримёра за ежедневным процессом рисования имитации татуировок для персонажа.

Но минусов пока гораздо больше:

  1. Придётся терпеть ту же боль , что и при рождении настоящей тату, но потом результат страданий просто пропадает.
  2. Сейчас стоимость эфемерных тату как минимум в 3 раза дороже обычных: переводя на курс рубля, стоимость будет от 13000р до 17000р на самую маленькую татуировку вроде надписей или бесконечностей, и 27000р-35000р за работу около 10 см в длину.
  3. Пока доступен только один цвет (но для меня это не минус, т.к. я люблю и делаю только черные татуировки). Производитель обещает расширить палитру цветов, сейчас эта идея у них в разработке.
  4. Невозможно сделать огромную временную татуировку , которая обычно делается в несколько сеансов. Ведь пока вы её доделаете, начальная работа уже начнёт стираться, и вся работа будет зря.
  5. Самый большой минус на мой взгляд: такая тату будет выглядеть хорошо лишь небольшой промежуток времени после заживления. То есть после того как вы её сделаете - до двух недель нужно будет потратить на заживление татуировки, а через пару месяцев она уже начнёт стираться и, с большей вероятностью, это будет проходить неравномерно. То есть хорошо такая тату будет выглядеть максимум пару месяцев , а остальной год будет очень непрезентабельна.

Покажу вам пример исследований этих чернил , на котором отчетливо видно, как тату стирается очень неравномерно, пигмент выпадает частями и выглядит ужасно. Хотя тату справа - всего месяц, а тату слева - 4 месяца (и это они только начали ухудшаться):

И даже сами создатели этих чернил допускают, что на месте эфемерной татуировки кожа может посветлеть или потемнеть. Неприятные последствия от чего-то "временного", на что были потрачены немалые деньги и время.

Изменится ли теперь тату-индустрия?

Лично я не думаю, что теперь все будут стремиться делать эфемерные тату вместо настоящих. Тату-культура очень активно развивается в последнее время, и многие люди осознанно делают себе татуировки на всю жизнь и не жалеют об этом.

Конечно, ещё не понятно, войдёт ли эта волшебная краска в продажу по всему миру, ведь она ещё не прошла международные исследования, и не известно, будут ли выявлены какие-то ещё побочные эффекты. Пока что такие татуировки делают только в одной тату-студии в Бруклине.

Самое ужасное, что может произойти, если эта технология станет очень популярной: недобросовестные татуировщики будут под видом "исчезающих чернил" делать татуировки обычной краской по ценам эфемерных тату, тем самым обрекая клиентов на пожизненное ношение спонтанной татуировки. Так что, будьте внимательны!

Сейчас это изобретение действительно набирает успех, ведь сеансы в тату-студии Ephemeral Tattoo в Бруклине забронированы уже минимум на три месяца вперед. Что ж, будем следить за татуировками сделанными в этой студии временной краской, чтобы делать какие-то выводы.

FURFUR продолжает разбираться с современным положением дел в мире татуировок. Не так давно мы рассказывали о советских тюремных наколках, которые стали особенным фетишем на Западе. Сегодня в качестве альтернативы набившему оскомину олдскулу мы подробно расскажем о другой технике, в которой упор сделан на точки — дотворк.

Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 1.

При самом аккуратном исполнении дотворка каждая точка ставится отдельно — поэтому такая работа длится долго, стоит дорого и требует от мастера большого количества терпения. Приемов нанесения существует довольно много — дотворк-татуировку делают как классической индукционной машинкой, так и руками (так называемый, хэнд-поукинг).

Дотворк требует от татуировщика не только терпения, но и мастерства — плохо поставленные точки синеют и расплываются. Зато хороший дотворк не только выглядит здорово, но и лучше сохраняется — за счет свободной кожи между точками и стабильности самой точки: точки обычно глубже уходят под кожу.

В мире не так уж много людей, которые могут качественно сделать дотворк. А настоящих мастеров и вовсе можно пересчитать по пальцам.

Дотворком может называться как стиль, так и прием: в чистом виде дотворк — это орнамент с использованием точек. Сам по себе дотворк как техника может использоваться в любом направлении — даже в том же олдскульном

Комментарий мастера

Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 2.

Прежде всего нужно быть математиком и уметь рассчитывать рисунок, строить орнаменты в векторной графике. А дотворк — это просто инструмент

Дотворк – это инструмент, а дальше вам открывается многогранный мир орнаментов и математики. Чтобы этим профессионально заниматься, нужно либо обладать математическим складом ума, либо быть дизайнером-иллюстратором. Ежедневно мне приходится строить элементы в векторной графике, продумывать композицию, просчитывать идеальную симметрию.

Вот один человек в Киеве вручную все рисует, циркулем все расчерчивает и строит по линейке. У меня, к сожалению, на это времени нет. В этом плане мне очень пригодилось математическое образование.

Я не ставлю точки по одной, а в несколько проходов заполняю большие области, и все — готово. Было нелегко: я пытался разработать свои приемы, чтобы точки не пересекались и не выстраивались неестественными рядами, а легко и органично ложились на кожу. В дальнейшем, процесс пошел уже легче, на автомате.

Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 3.
Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 4.
Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 5.

8 главных дотворк-мастеров

КсЕд Ле хэд

Считается, что дотворк как технику придумал англичанин Ксед ле Хэд — так, по крайней мере, утверждает он сам. Если он немного и лукавит, то, без сомнения, именно он принес жанру его популярность: сегодня направление так же тесно связано с его именем, как джинсы с Леви Строссом. В 1990-х Ксед первым начал заполнять тело повторяющимися орнаментами с использованием только геометрических фигур.

Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 7.
Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 8.
Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 9.

Ксед ле Хэд: «Я просто хотел сделать что-то и, считай, совершенно случайно придумал эту технику. Я не видел ничего подобного прежде, и мне очень понравился эффект. К тому же, я совсем не умел рисовать, но крепко ввязался в работу татуировщика. В общем, у меня не было другого выхода, кроме как придумать что-то свое».

На Кседа ле Хэда повлял татуировщник Алекс Бинни, который использовал и использует точки в своих работах.

КОЛИН ДЕЙЛ

Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 11.
Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 12.
Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 13.

Другим пионером жанра считается датский татуировщик Колин Дейл, который вовсю практикует и другие традиционные методики — например, ститчинг («прошивание» кожи). Дейл занимается «традиционной татуировкой», как называет ее сам Колин — он устроил студию в центре Копенгагена, куда приглашает всех татуировщиков, работающих в этнографических стилях без использования машинки — от стиля Борнео до японских техник. Стиль самого Дейла можно было бы назвать неонордическим с преобладанием кельтских мотивов — руны, пиктограммы и так далее.

С ним связано немало трогательных историй. Например, однажды, он ездил в Швецию с одной из своих клиенток, чтобы сделать ей узор на лице, поскольку это было запрещено законами Дании. В другой раз он набил татуировку 103-летней женщине.

ДАниэль ди Маттиа

Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 15.
Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 16.
Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 17.

Томас Хупер

Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 19.
Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 20.
Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 21.

На данном этапе популярность жанра связана с американским художником и татуировщиком Томасом Хупером. Серия документальных фильмов про татуировку Gypsy Gentleman начинается именно с него. Сегодня Томас знаменит настолько, что выкладывать его татуировки в своих тумблерах может стать плохим тоном. Томас активно выставляется как художник и участвует в модной индустрии — сотрудничает с дизайнерами Helmut Lang и является одним из тех татуировщиков, чьи работы нравятся даже тем, кто обычно татуировки не одобряет.

В своих масштабных работах Томас смешивает природные и геометрические паттерны и сочетает их с восточными мотивами и птицами. Обращаться за ними следует в один из наиболее интересных тату-салонов Нью-Йорка — Saved Tattoo.

Джондикс

Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 23.
Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 24.

Как правило, все главные тату-мастера состоят друг с другом в хороших отношениях — Джондикс из Испании, к примеру, дружит с Купером и Кседом ле Хэдом. Кстати, не одну татуировку они сделали совместно — вот уж повезло тем клиентам.

Джондикс хвалят за аккуратность и детализированность. Он начинал заниматься татуировкой с маленьких рисунков и даже в своих больших работах продолжает показывать маленькие детали. Диплом архитектора дал Джондиксу любовь к геометричеким формам, а испанское происхождение — уклон в мистицизм. Его можно назвать главным протагонистом европейской эзотерической татуировки с выраженным интересом к Востоку — в его работах то и дело появляются Будды, Бодхисаттвы и мантры.

Томас Томас

Томас Томас работает в легендарной студии Into You Tattoo великого Алекса Бинни — учителя Кседа ле Хэда. Томас часто посещал этот салон, в нем же учился сам. Томас недоволен почти всеми современными мастерами и разработал собственную версию стиля неотрайбл. Его работы состоят из огромного числа линий и точек и выглядят очень детализированно, но почти не имеют деталей как таковых. Фирменным стилем Томаса стал замкнутый рисунок, который выглядит как одно целое — как костюм оптической иллюзии, которые начинается на спине и переходит на руки и ноги.

МАРК РЕЙДМАН

Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 30.
Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 31.
Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 32.

Марк Рейдман учился у Герхарта Висбека — одного из главных мастеров старой школы. В своих работах он сочетает трайбл и этнические мотивы, оптические иллюзии и Восток. Его татуировки практически всегда выполнены в черно-красной гамме. Также известность ему принесла особенная любовь к свастикам: свой первый тату-салон он так и назвал — «Свастика», чем вызвал большой переполох в Германии. Не так давно Марк закрыл свой салон, выразив протест против массовой продукции татуировок, кроме того он перестал посещать тату-конвенции и путешествовать — в общем, слово «эксцентричный» подходит ему как никому другому. Сейчас он принимает по одному клиенту в день и считает, что татуировки должны превратиться в более личный и запоминающийся опыт. По этой же причине он не делает заготовок, а рисует непосредственно на теле.

марк БЕННЕТТ

Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 34.
Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 35.
Точка на плоскости: Гид по дотворку — особенной технике татуировок. Изображение № 36.

Майкл И. Беннетт, татуировщик из Калифорнии, присоединился к миру дотворка совсем недавно. Сам по себе дотворк в Америке распространен не так сильно — кроме исключений, таких как Купер, эта практика оставалась все больше европейской.

Читайте также: