Стоит ли брать снайпер элит 3 на пс 4

Обновлено: 08.07.2024

Спустя два года после выхода Sniper Elite V2, запомнившейся шикарной и кровавой технологией X-Ray (к сожалению, только ей), Rebellion Developments решила порадовать нас продолжением своей снайперской серии. Нельзя сказать, что первые две части получились шедевральными, но разнообразить обросший штампами жанр шутеров о Второй мировой они все же сумели.

Sniper Elite III

Мастер на все руки

Если в первых двух эпизодах снайперской серии наш герой действовал в тылу врага, находясь в самом его логове — Берлине (где, к слову, союзники на самом деле не воевали), то теперь место действия переместилось в северную Африку. Здесь, по мнению разработчиков, войскам британской короны ну никак не обойтись без снайпера особого назначения Карла Фейрберна.

Кроме, само собой, великолепного умения поражать любые цели из винтовки, Карл владеет навыками сапера, в ближнем бою не даст себя в обиду, а при случае может и из автомата пострелять или подбить вражеский танк с помощью ручного гранатомета. Сомнительный набор навыков для настоящего снайпера того времени, но вполне укладывающийся в рамки жанра. Само собой, такого «крепкого орешка» грех использовать в качестве обычного пехотного снайпера на передовой, поэтому командование раз за разом отправляет бравого спецназовца за линию фронта с заданиями особой важности.

Собственно, сказанного вполне достаточно для понимания сюжета — как и в абсолютном большинстве подобных проектов, перед разработчиками не стоит задача рассказать какую-то интересную историю. А жаль — в который раз стоит вспомнить великолепный сценарий Brothers in Arms, который смог «вытащить» серию, несмотря на не лучшую геймплейную составляющую этого тактического шутера. Может, в «Снайпере» все наоборот — уже привычно совершенно «никакой» сюжет пал жертвой интересного игрового процесса?

Sniper Elite III

Не ходите, дети, в Африку гулять

Конечно, надеяться на подобное было несколько глупо, особенно после знакомства с SEV2, но ведь перед создателями африканских приключений Карла не стояла задача сооружать все «с нуля». За два года можно было не спеша проработать все спорные моменты, опираясь на отзывы аудитории, и если не выпустить шедевр, то как минимум сделать игру такой, какой ее хотели видеть поклонники снайперского жанра.

Кое-что новое на самом деле в наличии: африканскими пейзажами может похвастать далеко не каждый подобный боевик, там больше в почете северная Франция и чуть реже — просторы нашей необъятной. После плотной городской застройки Берлина дизайн локаций смотрится достаточно свежо: здесь нам предстоит действовать на позициях врага внутри заброшенных древних строений, в горных каньонах или небольших поселениях, занятых гитлеровцами. К сожалению, лишь этим разработчики в плане приятных изменений и ограничились — дальше начинаются инновации не столь приятные и совершенно непонятные с учетом того, что именно подверглось критике оставшихся недовольными предыдущей работой Rebellion игроков.

Исключительно снайперской работы здесь не будет, не стоит заранее соблазняться заманчивым названием. Фейрберн скорее диверсант-универсал, нежели меткий стрелок. Большую часть целей можно поразить другими способами, не прибегая к помощи своей винтовки, — зарезать ножом, взорвать гранатой или взрывчаткой, заманить на собственноручно установленную мину. Желательно совершать это без лишнего шума — иначе к нарушителю спокойствия не преминут наведаться любопытные фрицы.

Sniper Elite III

Тиха африканская ночь. Художники Rebellion, в отличие от геймдизайнеров, заслуживают похвалы.

Если уж хочется поохотиться на двуногую дичь, то приходится либо искать места, в которых звук выстрела будет заглушен по какой-либо причине (барахлящий дизель, камнепад), либо… либо игра превращается в обычный динамичный шутер с небольшими отклонениями от осточертевшей классики. Снайперским ремеслом тут и не пахнет: выстрел по первой попавшейся цели, перебежка к другой позиции, во время которой можно убить еще парочку пехотинцев практически в упор, недолгое ожидание момента, когда враг успокоится, — повторить до полного прохождения уровня. Ничего удивительного, что бегать с шашкой наголо среди африканских пейзажей быстро надоедает.

Имеется и другая крайность — апофеозом абсурда выглядит завершающая часть четвертой миссии, представляющая собой какое-то подобие тира. Находясь на удобной позиции, прикрывая товарища, необходимо перестрелять всех немецких солдат, что встретятся на его пути, причем враг не обращает на главного героя никакого внимания!

Тем, кому надоест стрелять из винтовки, разработчики обещали и другие способы прохождения — имеется здесь и тот самый стелс. Только он мало того что совершенно не такой, какой ждешь в игре о снайпере, так и выглядит убого. Никакого поиска хорошей позиции, маскировки на местности — забудьте. Здешний «стелс» требует десяток кавычек с каждой стороны: перебежки от одного угла к другому прямо перед ничего не подозревающими солдатами, убийство зазевавшихся врагов чуть ли не на глазах их товарищей и прочие ляпы на корню убивают всю атмосферу.

Порой противник не реагирует на труп своего напарника, а если и поднимет тревогу, то быстро успокаивается, забыв о случившемся. В африканском корпусе большие проблемы со снабжением, солдатам явно не хватает витаминов — у всех поголовно куриная слепота, благодаря которой чахлые кустики становятся идеальным укрытием для здоровенного Карла в полном обмундировании. Агент 47, узнав о подобном непотребстве, пожалуй, перевернулся бы в том самом гробу.

На низком уровне сложности точку попадания пули подсвечивают маркером, поэтому можно обойтись без выставления поправок. Но и удовольствия от меткого выстрела никакого.

Опять осечка

Несмотря на то что формально SE3 — игра о снайперском ремесле, изменений к лучшему по сравнению с предыдущей частью в этом плане по минимуму. Все та же гипертрофированная баллистика, когда пуля, выпущенная из не самой слабой винтовки, начинает лететь по параболе уже через полсотни метров. Та же широко разрекламированная фича X-Ray, «просвечивающая» тела врагов при попадании в них пули. Что «достоверную баллистику», что рентген хочется побыстрее отключить — первую из-за напрягающей нелогичности (а те, кто привык делать поправку на дальность в более реалистичных боевиках, и вовсе будут постоянно мазать), а второй успел надоесть еще со времен SEV2.

Разработчики и здесь умудрились налажать — благодаря обновленному «рэгдоллу» вражеская смерть выглядит порой совершенно нелепо: меткое попадание отбрасывает тело на несколько метров, конечности изгибаются под самыми немыслимыми углами, а кровь похожа на густой кисель. Противников, несмотря на все потуги X-Ray показать ужасы смерти, воспринимаешь как резиновые куклы, тем более что интеллект у них под стать.

Интересная идея с самостоятельным подбором снаряжения, новые элементы которого открываются по мере «прокачки», на деле оказывается пустышкой — нужно сильно постараться, чтобы обнаружить отличия между разными винтовками на деле, а не в игровом меню, где перечислены их характеристики.

Как и в случае с прошлой игрой, от снайпера здесь только название. Мультиплеер заботливо сохранил всю абсурдность соревнования между меткими стрелками в условиях наличия вида от третьего лица. Он по-прежнему представляет собой «увлекательное» действо, где побеждает тот, кто раньше других займет лучшую позицию и будет обозревать окрестности, не подставляясь под пули, — благо камера это позволяет.

Те, кто хочет настоящего хардкора и реализма, давно нашли его в ArmA 2 ACE — там по-прежнему самый достоверный снайпинг в играх. Если подойти к SE3 с другой стороны и воспринимать ее как обычный боевик с элементами стелса и снайперской работы, то придется подвести не менее печальный итог — было и лучше даже во времена первых Call of Duty.

Sniper Elite III

На каждом уровне есть несколько заранее подготовленных разработчиками снайперских позиций. В реальном мире любой уважающий себя снайпер обходил бы подобную «лежку» за сотню метров.

Самое обидное, что Sniper Elite 3 могла получиться пусть и не идеальным, но весьма неплохим шутером, проведи Rebellion скрупулезную работу над ошибками предыдущей части. Но желания и умения разработчиков хватило лишь на оформление уровней и рисунки, которые показывают во время загрузки, — как ни странно, это единственное, что заслуживает похвалы. Негусто для игры со столь громким названием, не так ли?

Плюсы: красивые пустынные пейзажи Африки; при сильном желании можно получить удовольствие от отстрела врагов в кооперативном режиме.
Минусы: слабый ИИ врагов; нереалистичность; ненужный «стелс»; игра, несмотря на название, вовсе не о снайперской работе.


Правда, запускать её ради сюжета по-прежнему не стоит. Как и раньше, заставки и прочие видеоролики можно без зазрения совести пропускать, чтобы сразу добраться до следующей миссии. Главным героем вновь становится Карл Фейрбёрн — профессиональный снайпер, сапёр, умелец парой выстрелов подрывать танки и вообще на все руки мастер. Если в третьей части он посетил Африку, то сейчас оказывается в Италии посреди Второй мировой войны. Его цель — уничтожить оружие, которым завладели нацисты и которое способно приумножить силы гитлеровской коалиции.

Несмотря на попытки сценаристов хоть как-то заинтересовать игрока, обращать внимание на историю вы не будете. Персонажи неинтересные и клишированные, лицевая анимация оставляет желать лучшего, а трагичные эпизоды вызывают лишь смех. Возможно, к седьмой или восьмой части мы получим достойную сюжетную линию, но вряд ли это произойдёт — чем лучше в серии игровой процесс, тем сложнее выстроить вокруг него соответствующую историю. Всё-таки герой в одиночку уничтожает сотни солдат и остаётся при этом незамеченным — как это адекватно объяснить в рамках Второй мировой?

Зато PlayStation 3 и Xbox 360 больше ни в чём не ограничивали авторов, поэтому те сделали поистине огромные локации, каждая из которых в несколько раз превышает по площади африканские карты из Sniper Elite III. Вдобавок они разнообразные — то в лесу окажешься, то в заснеженной местности, то в ярком итальянском городке. Прежде чем начинать миссию, почти всегда Карл оказывается рядом с коллегами и берёт побочные задания, а затем отправляется в нужное место и волен делать всё, что его душе угодно.

Основных миссий в кампании всего восемь, что поначалу кажется смехотворной цифрой, но с учётом дополнительных заданий каждая может отнять от одного до полутора часов. Особенно если пытаться проходить всё максимально скрытно, не поднимая тревогу и не выдавая своё местоположение. И если раньше это было трудно, так как заметившие Карла противники устраивали панику и созывали практически все отряды в округе, то теперь можно просто убежать в другой конец карты и заняться чем-то другим, пока те не успокоятся.


Другой плюс огромных пространств заключается в возможности постоянно использовать снайперскую винтовку. Найти удобную вышку, дом или высокий холм очень просто, хотя в крайнем случае можно спрятаться в кустах и стрелять оттуда. Какую позицию ни выбери, чаще всего открывается вид хотя бы на парочку целей. На обычных уровнях сложности целиться и попадать в любые части тела невероятно легко, и каждый выстрел на дальние дистанции (непременно сопровождающийся демонстрацией внутренностей благодаря системе X-Ray) доставляет огромное удовольствие даже спустя несколько часов.

Находиться в постоянном движении, но при этом держаться подальше от опасности очень полезно. Особенно это весело в кооперативе, когда один игрок отмечает с помощью бинокля противников, а другой отстреливает их. Указать можно и местоположение транспортных средств или взрывающихся объектов, а на зазевавшегося солдата забавно сбросить что-нибудь тяжёлое, удачно попав в крепление. Плюс в четвёртой части исправили один из самых нелепых огрехов третьей — в режиме совместной игры оба участника наконец-то видят рентгеновскую камеру с каждым красивым убийством, а не два раза за всю кампанию.

Все средства хороши

Чтобы отыгрывать роль снайпера было чуточку проще, разработчики добавили в экипировку главного героя дозвуковые патроны. При их использовании выстрелы не слышны никому, что идеально подходит для ситуаций, когда вокруг гробовая тишина и никак не удаётся замаскировать громкий звук. При этом никуда не делись и другие способы скрыть своё присутствие, вроде шумящих генераторов или пролетающих с определённым интервалом самолётов. Благодаря таким возможностям оставаться в тени не составляет труда, хотя обезопасить себя и поставить растяжку всё же стоит — вдруг кто подкрадётся сзади.

А обходить, особенно на «харде», враги наверняка будут. Если не утруждать себя приглушением выстрелов, велика вероятность, что нацисты отправят несколько солдат на разведку и выкурят героя с его позиции. А если поднялась тревога, готовьтесь к дополнительной волне противников. Конечно, называть здешний искусственный интеллект умным нельзя — нередко враги совершают нелогичные действия, очень быстро забывают об увиденных трупах либо вообще не замечают их. Но при этом они прочёсывают окрестности и стараются держаться подальше от мёртвых товарищей, чего в случае со Sniper Elite уже достаточно.


Карл — отличный сапёр, так что и минное поле ему не страшно.

Значительно более умными нацисты покажутся на «Достоверном» уровне сложности, где интерфейс отсутствует полностью, а любая ошибка может быть фатальной. Вы не увидите ни мини-карту с указанием противников, ни боезапас, а при перезарядке неполного магазина будете терять часть патронов. Только здесь становится действительно важен выбор винтовки: такие параметры, как стабильность, максимальное увеличение или амортизация отдачи, не имеют никакого значения при обычном прохождении — все уровни можно легко пройти со стандартной «снайперкой». К «Достоверному» же режиму желательно готовиться с умом, предварительно изучив карты на обычной сложности.

Ну а когда кампания исследована вдоль и поперёк, можно заглянуть в «Выживание». Оно мало чем отличается от прошлых частей серии и вряд ли увлечёт надолго. Группа из четырёх Карлов защищает ящики от наступающих со всех сторон нацистов, помогает друг другу в случае сильного ранения и в итоге получает большое количество опыта для разблокировки дополнительных навыков, в том числе для «сюжетки». Степень их полезности определяется целями, которые ставит перед собой игрок, — если есть желание проходить игру в «Достоверном» режиме, увеличение количества собираемых с трупов патронов наверняка пригодится.

Мультиплеер тоже звёзд с неба не хватает, и среди доступных режимов выделяется лишь один — «Контроль». На просторной карте появляется вражеское радио, и команды красных и синих пытаются им завладеть. При его захвате нужно прождать несколько десятков секунд, после чего соответствующему отряду засчитается очко, но если радио перехватить, то таймер не собьётся. Очень часто происходит так, что в последнюю секунду подбегает какой-нибудь негодяй и полностью меняет ход матча, однако случится это или нет, зависит от внимательности и расторопности команды. Все остальные режимы — скучные посиделки на башнях и холмах, во время которых игроки смотрят в снайперский прицел и ожидают очередную жертву.


Значки над головами означают звания — офицеры, к примеру, носят с собой коллекционные предметы.

Каким бы банальным и тоскливым ни был мультиплеер, играют в Sniper Elite ради кампании. И четвёртую часть можно описать одним словом — она весёлая. Здесь весело изучать местность, весело искать в бинокле противников и отмечать их, весело делать впечатляющие выстрелы и наблюдать за полётом пули в лёгкое ничего не подозревающего недруга. Если многие разработчики увеличивают локации просто потому, что это модно и современно, ничем интересным их не наполняя, то здесь это сделано для более интересного геймплея за скрытного снайпера. И эту роль в Sniper Elite 4 отыгрывать очень увлекательно, особенно в кооперативе.

Плюсы: огромные и разнообразные локации, на которых винтовка особенно полезна; множество способов выполнения задач, в том числе побочных; от мультиплеерного режима «Контроль» можно получить удовольствие, если в онлайне найдутся игроки.
Минусы: сюжет всё так же добавлен «для галочки»; искусственный интеллект иногда даёт сбои; большинство мультиплеерных режимов скучны.

Снайперские симуляторы всегда были в некотором смысле профанацией. Аутентичное оружие, реалистичная баллистика, влияние пульса, ветра и расстояния на точность выстрела, работа в паре с наводчиком — все это в той или иной степени было реализовано и в Sniper: Ghost Warrior, и в Sniper Elite.

Однако и там и там, по большому счету, все сводилось к полуаркадному боевику с унылым стелсом, где чаще всего можно вообще не обращать внимания на всю эту баллистику, щелкать врагов из снайперки почти как из автомата и минировать технику, как в каждом первом военно-полевом боевике. И получать удовольствие не от того, что битый час ищешь удобную позицию и выслеживаешь цель, чтобы в нужное время одним выстрелом решить поставленную задачу, а от того, как эффектно в замедленном рапиде пуля разрывает врагу мозги.

Sniper Elite 3

Да и кому захочется в современной игре подолгу киснуть на одном месте и испытывать все то, что испытывают настоящие снайперы? Разве что в мультиплеере Sniper: Ghost Warrior и Sniper Elite нам предлагали поучаствовать в действительно напряженных снайперских дуэлях между игроками. Апофеозом такого «снайперского симулятора» стало дополнение Sniper Elite: Nazi Zombie Army, больше всего напоминавшее какой-нибудь «мясной» шутер. Тем удивительнее, что в третьей серии Sniper Elite британцы из Rebellion неожиданно делают шаг навстречу тем, кто все же ждет от игры с таким названием именно кемперских радостей.

Sniper Elite 3 продолжает рассказывать о событиях второй мировой, но на этот раз действие переносится в Северную Африку, где британцы сражались со знаменитым Африканским корпусом Эрвина Роммеля. Те, кто не знаком с серией, могли бы предположить, что основная задача неизменного главного героя серии, спецагента УСС Карла Фэйрберна, будет выражена четко и лаконично: «Убить Роммеля!» Ну, или хотя бы сорвать одну из гениальных операций этого «лиса в пустыне», о котором с уважением отзывался даже Уинстон Черчилль, — например, предотвратить штурм Тобрука, где и начинается первая же миссия игры.

Однако все остальные знают, что хобби Карла Фэйрберна — срывать секретные планы нацистов по созданию очередного супероружия. Вот и на сей раз он охотится на некоего важного фрица и его приспешников, задумавших явно опасный проект «Эпидемия», способный переломить ход войны. Чтобы помешать им, наш герой крадет хорошо охраняемые документы или выслеживает тех, у кого они лежат в кармане, вызволяет из плена связных и тайно проникает в хорошо охраняемые африканские крепости и замки.

Sniper Elite 3

Попутно придется делать все то, к чему мы привыкли в прошлых частях серии: уничтожать минометные и артиллерийские расчеты, устранять важных шишек, взрывать конвои и подрывать танки. То есть Карл Фэйрберн — это по-прежнему не какой-нибудь там Василий Зайцев или «майор Кенинг», полдня выжидающий под металлическим листом, пока на позиции противника не упадут солнечные лучи, а этакий универсальный солдат, мастер на все руки. Он может и панцершрек в руки взять, и динамит бросить, и фугас заложить, и из автомата Томпсона пострелять. И вообще один заменяет собой целый взвод. А при желании превращается в этакого Сэма Фишера, который по-тихому вырубает патрулирующих территорию фрицев или устраняет их из верного пистолета с глушителем.

И все-таки главным его оружием остается снайперская винтовка. Карл Фэйрберн по-прежнему может залечь где-нибудь, выбрать хороший обзор и по одному отстреливать врагов точными выстрелами прямо в мозг, печень или мошонку, наблюдая в замедленном рапиде, как эти органы разрывает на части, — фирменная система X-Ray делает нацистам посмертный рентген еще подробнее, красочнее и совершенно бесплатно.

Sniper Elite 3

Правда, сначала придется успокоить пульс, чтобы прицел не шатало. А при желании можно задержать дыхание — это все тоже ненадолго замедляет время и позволяет отметить точное место попадания. Теоретически нужно еще делать поправки на ветер и расстояние, однако баллистика в третьей части реализована хоть и получше, чем во второй, но все равно несколько условно — в Battlefield, например, расстояние действительно имеет значение, а тут все проблемы, как правило, решаются задержкой дыхания и прямым наведением прицела на макушку врага.

Как и раньше, чтобы не выдать себя, шум выстрелов лучше маскировать, выждав, когда в небе пролетит самолет или загрохочет предварительно сломанный вами генератор.

Sniper Elite 3

Почти за каждый чих мы снова получаем опыт: понятно, что за попадание в голову, да еще с приличной дистанции, его дают больше, чем за простреленное колено, — пусть и умирают враги в обоих случаях одинаково быстро (что вообще-то странно, тут игра тоже мало изменилась по сравнению со второй частью). С новыми уровнями и званиями Карл Фэйрберн открывает новые виды оружия и улучшения для своей снайперской винтовки: устанавливая их, можно уменьшить отдачу, увеличить начальную скорость пули и все такое прочее.

Впрочем, при всей схожести чисто «снайперской» механики есть в третьем выпуске Sniper Elite и кое-что новое, что сразу преображает игру. На смену берлинским улочкам пришли африканские просторы. Соответственно, увеличилась вариативность прохождения, появилось больше подходов к одной и той же цели, в том числе через какие-то еле заметные тропы и узкие ущелья. На больших картах и событий больше: авторы постоянно, причем уже по ходу миссии, поручают нам дополнительные задачи: обследовать склады боеприпасов, уничтожить зенитки или устранить какого-нибудь генерала, замаскировав его смерть под несчастный случай.

Sniper Elite 3

А главное, теперь куда чаще приходится стрелять издалека, предварительно найдя подходящее укрытие. И если раньше такая оборудованная снайперская позиция была одна на всю карту и нас буквально под руки вели к ней, то теперь их всегда сразу несколько. А поиск каждой — отдельный увлекательный квест, наградой за который будет особенно щедрая порция опыта.

Sniper Elite 3

Правда, даже на такой позиции долго чувствовать себя в безопасности больше не получится, как бы вы ни маскировали грохот выстрелов. В Sniper Elite 3 специальная система перемещения, при которой враги очень быстро засекают ваше местоположение и начинают штурмовать его организованными группами. Поэтому теперь действительно жизненно важно постоянно менять позицию. Если при этом еще и выбрать самый реалистичный уровень сложности, отключив почти весь интерфейс, мини-карту, пометки в прицеле, сохранения и возможность «засвечивать» врагов через бинокль, игра на самом деле превращается в жесткий снайперский почти симулятор для самых терпеливых.

Sniper Elite 3

ИИ заметно поумнел. Подопечные Эрвина Роммеля, чтобы не позорить имя своего полководца, сопротивляются отчаянно. Они метко стреляют, хорошо слышат, отлично видят и действуют очень организованно, постоянно координируясь между собой. В таких условиях и стелс наконец стал реально востребован.

Жаль, правда, что одиночная кампания по-прежнему почти игнорирует такой важный аспект жизни снайпера, как работа с напарником. Но тут на выручку приходит кооператив, где в режиме «Двойка» нужно как раз играть парой снайпер-корректировщик. Ну и в целом, мультиплеер, конечно, бросает более серьезный вызов и радует новыми режимами, где нужно выцеливать противника с максимально большого расстояния.

Sniper Elite 3 — это, конечно, еще не снайперский симулятор в полном смысле этого слова. В первую очередь это все же «боевик на тему», где можно смачно убивать врагов из винтовки Ли-Энфилда. Но он однозначно стал интереснее, разнообразнее, нелинейнее и сложнее, да и чисто снайперских радостей прибавилось. Rebellion на правильном пути.

Возможность в четвертый раз почувствовать себя диверсантом времен второй мировой. К счастью, хвалить действительно есть за что.

Бах-бах-бах, кто на новенького? Обзор Sniper Elite 4

Бах-бах-бах, кто на новенького? Обзор Sniper Elite 4
Бах-бах-бах, кто на новенького? Обзор Sniper Elite 4
Бах-бах-бах, кто на новенького? Обзор Sniper Elite 4

По меркам игровой индустрии, студия Rebellion может считаться долгожительницей. Когда-то именно эта команда вдохнула жизнь в интерактивную Alien vs. Predator, познакомила поклонников PlayStation с Rainbow Six и создала отличную Delta Force: Urban Warfare. В послужном списке Rebellion несколько десятков проектов, не последнее место среди которых занимают порты известных игр на различные платформы. Однако в последние годы англичане предпочитают заниматься собственным сериалом Sniper Elite. О четвертой части этой эпопеи и пойдет речь.

Проще некуда

Суть Sniper Elite укладывается в несколько фраз. Снайпер путешествует по миру, выполняет диверсионные задания командования и уничтожает врагов человечества из винтовки. Агент УСС Карл Фэйрберн — волк-одиночка, справляющийся с, казалось бы, невыполнимыми заданиями. Несколько лет назад он куролесил в Африке, а за два года до того искал подходы к инженерам, ответственным за создание особо опасных ракет.


Порой картинку в Sniper Elite 4 сложно отличить от изображений, подготовленных издателем для прессы и особо впечатлительных геймеров. Однако здесь все честно. Скриншот снят во время игры. Впечатляет, не правда ли?

Именно поэтому, когда нелегкая занесла Карла в Италию, он ни на миг не задумался о тяготах войны. Фэйрберн — машина смерти, автоматически выполняющая приказы вышестоящих. Помочь мафии в устранении нежелательного человека? Проникнуть на территорию охраняемого порта и выведать, что такого фашисты собираются перевезти? Уничтожить систему ПВО или отыскать лидера сопротивления в битком набитом солдатней городе? Ветеранов Sniper Elite такой расклад не удивит. Они и не с таким справлялись. Босс-танк из третьей части соврать не даст.


Карта типичного уровня из четвертой части выглядит именно так. Большие круги со знаком вопроса обозначают важные задания. Маленькие черные точки — опциональные поручения.


Порой задания заканчиваются именно так. Красиво и со вкусом.

Важно о главном

Во времена Sniper Elite V2 сериал от Rebellion подвергался критике со стороны профильной прессы из-за своей линейности. Казалось бы, симулятор снайпера обязан давать максимально широкий в тактическом смысле подход к решению проблем. На деле же все сводилось к путешествию по максимально же ограниченному пространству. Конечно, какое-то разнообразие в V2 наличествовало, но общая линейность происходящего ставила крест на самой концепции.

Однако люди проходили эту отнюдь не во всем выверенную игру не в последнюю очередь из-за шикарной системы X-Ray. В некоторые моменты при попадании пули в противника его тело просвечивалось, будто рентгеновскими лучами, и тогда игроки видели, какие повреждения нанесли внутренним органам врага. Кроме того, были сугубо снайперские заботы вроде правильного расчета траектории полета пули.


Хваленая система X-Ray порой выдает просто умопомрачительные кадры. Например, такие.



И даже такие. Ни грамма фотошопа, к слову. Всё в реальном времени.

Третья часть, по идее, должна была вплести разнообразие в устоявшуюся канву. Разработчики рассказывали о полностью открытых локациях, множестве заданий и небывалой свободе. Дескать, мы создаем настоящую историю про диверсанта. Сугубо номинально — на бумаге — все это и в Sniper Elite 3 присутствовало. Любая миссия начиналась с того, что Карла выбрасывали на обширную карту и давали ряд поручений. Убить того, выкрасть это, добыть что-то еще.

Выполнять эти задания можно было в произвольном порядке, но заканчивалось все примерно одинаково. Гениальный на бумаге снайперский симулятор превращался в позиционную войнушку с фрицами. Достигался такой эффект за счет не самого лучшего искусственного интеллекта и порой очень странных дизайнерских решений. Нужду взрывать бронированную технику оставим за скобками — мало ли боссов навыдумывают.


Часто игра генерирует просто умопомрачительные моменты, достойные лучших кинолент.

В этом и заключалась главная претензия к Sniper Elite 3. Карл — именно что диверсант со снайперской винтовкой. Вот только правильный алгоритм действий почти всегда был один. Все, что требовалось: занять отмеченную на карте снайперскую позицию и произвести один или несколько выстрелов в четко отведенный момент. Как правило — в тот момент, когда разносились раскаты грома или долбила артиллерия. Если это правило нарушить, на позицию Карла сбегалась орава вражеских солдат, и приходилось либо перезагружаться, либо прятаться по кустам да за камнями, отстреливая вновь прибывших из автомата.


Типичный пример правильно проведенного быстрого убийства. И вновь X-Ray во всей красе.

Примерно то же касалось и самих миссий. Хорошо помню, как во время одной из них Фэйрберну надо было проникнуть в неприступный форт. Теоретически дорожек было несколько, но на деле лишь одна вела к «тихому» сценарию зачистки. В результате Rebellion создала лишь видимость свободы действий. На практике все амбиции разбивались о суровую реальность: либо поступай так, как скрипт велит, либо готовься к жаркой перестрелке. А Sniper Elite никогда не была типичным шутером. Ее стезя — стелс.


Межмиссионные ролики выполнены при помощи рисунков.

Впрочем, с четвертой попытки Rebellion реализовала почти все свои задумки. Sniper Elite 4, события которой, как уже было сказано, происходят в Италии, позволяет тактически планировать похождения Карла в тылу врага.

В основе своей игра осталась прежней. В каждой миссии у героя есть несколько задач. Часть помечается как обязательные, часть — как опциональные. Например, получив квест от итальянской мафии, мы обязаны застрелить главу сочувствующей фрицам группировки и вырезать небольшой отряд противников. Дополнительно можно выяснить судьбу якобы снюхавшегося с фашистами аббата и уничтожить орудия врага.


Второстепенных персонажей не то чтобы много. Вот это, к примеру, лидер сопротивления. Псевдоним — Ангел.


За каждое выполненное задание Карл получает звания и набор очков, которые можно тратить на дополнительные умения. Поэтому в интересах игрока выполнить как можно больше задач. Так и жизнь станет проще, и прохождение растянется на довольно продолжительное время.

В среднем на одну миссию уходит час-полтора реального времени, если комбинировать стили прохождения: где-то стрелять из автомата, а где-то — из винтовки. На высоких уровнях сложности и при условии полной скрытности одна карта отнимет пару часов, а прохождение всей Sniper Elite 4 займет не менее десяти-двенадцати часов. Хороший показатель для современного блокбастера.


Вот такой силуэт остается на том месте, где вас заметили враги.

Уровни в Sniper Elite 4 стали больше по сравнению с третьей частью. С карты (наконец-то!) пропали обозначения «снайперских позиций», а в геймплее исчез один, самый верный, способ прохождения. Шутка ли, но четвертая часть — по сути, аналог Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain (да простят нас поклонники Снейка). Уровни действительно создают впечатление большого открытого мира, исследовать который интересно и порой весьма непросто. Каждая миссия — это задачка на смекалку. Необходимо самостоятельно отыскать «точку входа», изучить маршрут движения противников и решить, кого убивать, а кого, напротив, оставить в живых.


Через секунду этого моста не будет. «Поезд сделал бум». Ну, вы поняли.

Наш фаворит — задание по подрыву моста. Решить эту задачу можно не привлекая внимания врага. Всего-то и надо, что прокрасться мимо часовых, установить заряд, а потом, отбежав подальше, одной пулей красиво уничтожить конструкцию, прихватив и фашистов. Есть и другой вариант: используя пули, снижающие шум выстрела, по-тихому убрать добрую половину солдат. Мы — за первый вариант. В конце концов, ощущение от победы будет слаще, а это дорогого стоит.


Отыгрывать роль местного Рэмбо порой интересно. Кстати, на блюр внимания не обращайте. Это художественный прием, не более. В самой игре все четко — в буквальном смысле.


По мере прохождения Карлу присваивают звания. Получив ту или иную лычку, игроки смогут прокачать персонажа.

И все же в некоторых моментах Rebellion недожали. В первую очередь это касается сюжета, которого тут фактически нет. Есть лишь завязка, очерчивающая и кое-как объясняющая происходящее. Историю на поле боя можно понять из межмиссионных брифингов и диалогов немногочисленных солдат сопротивления. Ну и документы изучать тоже никто не запрещает. В остальном — открытое поле для интерпретаций.

Второй важный момент — искусственный интеллект. С одной стороны, противники перестали замечать позицию Карла сразу после выстрела, который не заглушен ни раскатом грома, ни артиллерийской канонадой. С другой стороны, их поведение иначе как странным не назовешь.

Тут все почти как в MGS 5. Вроде солдатики пытаются быть умными: заходят с тыла и меняют местоположение, но на деле обдурить их не составляет никакого труда. В результате при наличии сноровки происходящее можно превратить в симулятор Рэмбо в декорациях второй мировой. И так на любом уровне сложности, кроме высшего: там Карл уж очень быстро умирает, а траекторию пули на раз-два просчитать не получится.


Бои в условиях города — самое интересное в Sniper Elite 4. Выбрать позицию, понять, кого устранить в первую очередь, а кого — оставить на закуску. Красота!


Зачастую подойти к решению задачи можно несколькими путями. Например, подорвать технику и цепной реакцией задеть часть солдат.


А еще игра иногда генерирует весьма красивые пейзажи.

Но самое обидное, что Rebellion и не подумала ни о каком сценарном разнообразии. Ближе к финалу задачи начинают приедаться, равно как и происходящее на экране. Брифинг в небоевой локации, выход на уровень, зачистка и, по ситуации, эвакуация из заданной точки. К счастью, на фоне прочего на этот аспект можно скрепя сердце закрыть глаза. В конце концов, не так часто выходят серьезные стелс-экшены.

С четвертой попытки Rebellion удалось создать почти идеальную игру о снайпере времен второй мировой. В Sniper Elite 4 прекрасно многое: разнообразные задачи, возможность изобретать свой стиль прохождения. наконец, здесь просто интересно стрелять. Разработчики учли ошибки прошлого и выдали достойный результат. И все же от ожидаемой девятки четвертую часть отделяют мелкие недостатки.

Читайте также: