Starman space oddity какой музыкант упоминается в карточках подсказках

Обновлено: 07.07.2024

За год до того, как человек ступил на поверхность Луны, один безвестный лондонский музыкант накурился и посмотрел «Космическую одиссею». В кубриковском эпосе его поразило не столько совпадение имени капитана «Дискавери» с собственным псевдонимом, сколько полет Дэвида Боумена сквозь время и пространство в бесконечность. Как и у Боумена перед полетом, дела у музыканта шли довольно плохо: лейблы и менеджеры вбухивали в него тысячи фунтов стерлингов, но синглы проваливались один за другим. Музыкант начал интересоваться театром, балетом и буддизмом. Впрочем, он только что сколотил трио и назвал его «Перья».

«Space Oddity» была написана Боуи быстро, чуть ли не сразу после окончания киносеанса. Самопровозглашенный сиквел «Космической одиссеи» прозвучал в промофильме «Love You Till Tuesday», до 1984 года пролежавшем на полке, а когда песню решили выпустить под полет «Аполлона-11» ― событие чрезвычайной важности даже для Британии с ее слабой космической программой ― продюсировать ее отказался сперва Джордж Мартин, а затем и Тони Висконти, сотрудничавший с Боуи до самого конца. Мартин не нашел в «Space Oddity» ничего особенного, Висконти же согласился работать над альбомом «David Bowie» (позже переименованном в честь главного хита), но, как «принципиальный хиппи», был категорически против капитализации Луны. Человек по имени Гас Даджон, сидевший в соседнем офисе Essex Music, по наущению Висконти послушал демо «Space Oddity» и дико впечатлился: ему, как и Боуи, песня показалась шансом на фоне страстей по космосу зарекомендовать себя перед всей страной — а там уже как получится.

Через десять лет Д.Б. сыграет на телевидении упрощенную версию «Space Oddity» и назовет исходную аранжировку «мишурой». Поучаствовашие в записи летом 1969-го хором вспоминают, что эта мишура была как нельзя кстати — они без лишних разговоров знали, что нужно делать и почему это обязательно сработает. Рик Уэйкман (позднее — клавишник Yes) сыграл партию на меллотроне — у всех волосы встали дыбом. Мелодию вместе с акустической гитарой вел стилофон — маленький синтезатор со стилусом, никем не воспринимаемый всерьез. Простые аккорды, клаустрофобические детали, затейливая структура — это разительно отличалось от всего, что раньше выходило под вывеской «Дэвид Боуи» и обязательно должно было привлечь чье-либо внимание. Удивительно, впрочем, что первыми за «Space Oddity» ухватились именно британские телевизионные деятели искусств.

Боуи играет «Space Oddity» в шоу Кенни Эверетта в 1979 году

Трагическая «Space Oddity» вышла 11 июля, за пять дней до начала миссии «Аполлона-11». Она появилась на BBC в качестве подложки к сюжетам о человеке на Луне, но хоть и добралась к сентябрю до пятого места в британском хит-параде, из‑за того же Нила Армстронга никем не была замечена в США. Американцы сочли ее слишком пессимистичной и отказались раскручивать. Несмотря на то что Боуи подписал контракт с лейблом Mercury и осенью выпустил свой второй альбом, публика особенно не рассчитывала на 22-летнего музыканта: так же, как и группа Zager & Evans с хитом «In the Year 2525», заработавший на чужом счастье Боуи все еще числился в разряде однодневок-неудачников.

Боуи в свою очередь называл неудачником главного героя (по его словам, «антигероя») «Space Oddity» майора Тома. Том, потерявший связь с центром управления полетами, — астронавт, с которым легко себя отождествлять: слушатель, окажись он на месте Армстронга, тоже обязательно испугался бы, как бы чего не вышло. Боуи утверждал, что написал «песню-фарс» «из‑за грусти от всех этих космических дел»: они, мол, «дегуманизированы», все понимают, что астронавты — не более, чем подопытные морские свинки, чей «талант в том, чтобы ничего не делать в стрессовой ситуации», а человеческим эмоциям и тем более ошибкам тут не место. Том же — «исключительно человечное существо». Понятная авторская интерпретация стала далеко не единственной: «Space Oddity» некоторые считают песней о сексе («Your Circuitʼs Dead, Hereʼs Something Wrong», неспособность исполнить долг), о смерти (отключение всех жизненных функций), о меланхолии размером с планету (так трактуют: «Planet Earth Is Blue and Thereʼs Nothing I Can Do»), о славе и бегстве от нее (всем интересно, «Whose Shirt You Wear», за какую команду Том болеет), о веществах («Ground Control» — разум, который во время трипа способен разве что посылать неясные сигналы).

В любом случае майор Том, сидящий вдали от нас в своей консервной банке, кажется, чувствует себя довольно неплохо. До людей — сотня тысяч миль, но Тома это не слишком затрудняет. Пока все переживают, он передает привет жене и получает от своего одиночества мощное, редкое удовольствие. И его в общем легко понять. Как говорил один человек, которого после полета из старших лейтенантов сразу сделали майором: «Солнце в космосе светит в несколько десятков раз ярче, чем у нас на Земле. Звезды видны очень хорошо: они яркие, четкие».

9 кавер-версий «Space Oddity»

0. Песни о майоре Томе

Майор Том жив: пока он парит в бассейне невесомости, о нем продолжают писать песни. Элтон Джон намекает на «Space Oddity» в своей «Rocket Man» (а Боуи вслед за ним кричал: «Hey Rocketman!» — во время живых исполнений «Space Oddity») — безымянный астронавт скучает по жене и дому и ноет из‑за адского холода и одиночества. По Питеру Шиллингу, Земля остается далеко позади, а вот космос майор Том как раз считает своим домом. At the Drive-In на концертах объявляли «Cosmonaut» как «финальное послание майора Тома». Были и другие прецеденты — сам же автор посвятил герою целую трилогию. В «Ashes to Ashes» майор Том становится джанки и, как это ни печально, остается счастлив в своем пилотском раю. В ремиксе Pet Shop Boys на «Hallo Spaceboy» ЦУП передает Тому прощальный привет, гарантируя, что его непременно накроет лунной пылью.

1. Крис Хэдфилд

В день, когда человек ступил на поверхность Луны, девятилетний канадец Крис Хэдфилд решил стать космонавтом. С тех пор все, что бы он ни делал, было направлено на достижение самой главной цели. Об этом он рассказал в импровизированной конференции на Reddit, где Хэдфилд также спросил, какую одну-единственную песню ему исполнить в космосе. Капитан МКС, ранее объяснивший, как в космосе можно чистить зубы, болеть и плакать, выбрал именно «Space Oddity». «And Thereʼs Nothing Left to Do», — спел он в своей более духоподъемной версии, посмотрел последний раз на голубой шарик, вернулся к жене и 3 июля ушел в отставку.

2. Дэвид Боуи и итальянцы

Итальянские группы The Computers и Equipe 84 еще в 1969 году записали свои версии «Space Oddity»; после этого менеджер Боуи решил, что надо что‑то делать, привлек поэта-песенника Могола — и вот Боуи спел «Ragazzo solo, ragazza sola», песню об одиночестве без малейшего намека на космос. Скорее всего, эти распространенные факты — вранье: во-первых, кто‑нибудь может указать на этот таинственный кавер Equipe 84? Во-вторых, судя по discogs, The Computers спели ту же «Ragazzo solo, ragazza sola» еще в 1969-м, а Боуи (совершенно не подозревая, кстати, о чем текст) записал ее только в 1970-м. В том же 1970-м появилась еще одна версия на итальянском — самая, кстати, лучшая: группа Giganti, «Corri uomo corri», послушайте припев. Все это не играет ни малейшей роли для брата и сестры, обнимающихся под «Ragazzo solo, ragazza sola» в последнем фильме Бертолуччи.

Ровно 5 лет прошло как с нами нет Дэвида Боуи — одного из величайших музыкантов прошлого и нынешнего веков!

Талантливая, многогранная, легендарная личность. Дэвид Боуи не был похож ни на одного другого музыканта.

Он был звездой глэм-рока, артистом-экспериментатором, хитмейкером поп-музыки, по-моему, ему был доступен любой жанр. В-общем, настоящий гений!

После себя он оставил великое наследие, из которого я попыталась выбрать самые известные композиции, которые навсегда останутся в нашей памяти!

🎵 Space Oddity

И начну я, пожалуй, с главного хита о космосе и одной из лучших песен Дэвида Боуи. Песня была написана еще в 1969 году, и была выпущена на отдельном сингле в 1969 году, затем и на одноимённом альбоме. В самой песне же поётся о вымышленном астронавте по имени майор Том, который затерялся в открытом космосе. Кстати, выход сингла совпал с высадкой экипажа американского космического корабля Аполлон-11 на Луну. Совпадение, не думаю.

🎵 The Man Who Sold the World

Невероятно красивая песня с 3-го студийного альбома, которая неоднократно перепевалась другими исполнителями. Из-за всей этой огромной популярности композиции Дэвид Боуи часто сетовал, что, исполняя эту песню на концертах, он сталкивался с тем, что:

"парни, которые заходили ко мне после концерта, говорили: «Это круто, что вы исполняете песню Нирваны». И я думал: «Пошли вы, мелкие тупицы!»"😂

🎵 Life on Mars?

🎵 Ziggy Stardust

В 1972 году музыкант выпустил один из наиболее влиятельных концептуальных альбомов своего времени "The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars", состоящий из 11 композиций. Все они великолепны, но две из них стали настоящими хитами, и Ziggy Stardust - одна из них. Персонаж Стардаста появляется на альбоме ранее, но именно одноименная композиция в полной мере представляет главного героя.

Песня, к слову, занимает 282 место в списке 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone.

🎵 Rebel Rebel

А эта композиция 1974 года стала последним синглом Боуи в глэм-роковом стиле. Именно она стала визитной карточкой музыканта.

Упоминается также, как наиболее перепеваемая композиция музыканта.

Помимо этого песня стала его первым хитом после 1969 года, которая была записана без ведущего гитариста Мика Ронсона. Боуи сам играл на гитаре на этом и почти на всех других треках с альбома "Diamond Dogs" .

🎵 Heroes

Еще одна крутая песня, которая в свое время не получила большей популярности. Зато потом стала одной из ключевых композиций в творчестве Боуи. А в настоящее время песню можно услышать в различных рекламных роликах и фильмах.

🎵 Ashes to Ashes

Отличная песня 1980 года, в которой Боуи вернулся к персонажу из «Space Oddity» Майору Тому.

Кстати, видеоклип на эту песню стал самым дорогим клипом, снятым когда-либо в 80-е годы.

🎵 Under Pressure

Ну, как я могла пройти мимо этой очумелой песни и жутко страшного и одновременно завораживающего клипа на эту песню. И все это результат совместной работы двух музыкальных гениев: Фредди Меркьюри из группы Queen и Дэвида Боуи.

В регулярной рубрике «Афиши» — великая песня Дэвида Боуи о человеке и космосе.

За год до того, как человек ступил на поверхность Луны, один безвестный лондонский музыкант накурился и посмотрел «Космическую одиссею». В кубриковском эпосе его поразило не столько совпадение имени капитана «Дискавери» с собственным псевдонимом, сколько полет Дэвида Боумена сквозь время и пространство в бесконечность. Как и у Боумена перед полетом, дела у музыканта шли довольно плохо: лейблы и менеджеры вбухивали в него тысячи фунтов стерлингов, но синглы проваливались один за другим. Музыкант начал интересоваться театром, балетом и буддизмом. Впрочем, он только что сколотил трио и назвал его «Перья».

«Space Oddity» была написана Боуи быстро, чуть ли не сразу после окончания киносеанса. Самопровозглашенный сиквел «Космической одиссеи» прозвучал в промофильме «Love You Till Tuesday», до 1984 года пролежавшем на полке, а когда песню решили выпустить под полет «Аполлона-11» ― событие чрезвычайной важности даже для Британии с ее слабой космической программой ― продюсировать ее отказался сперва Джордж Мартин, а затем и Тони Висконти, сотрудничающий с Боуи по сей день. Мартин не нашел в «Space Oddity» ничего особенного, Висконти же согласился работать над альбомом «David Bowie» (позже переименованном в честь главного хита), но, как «принципиальный хиппи», был категорически против капитализации Луны. Человек по имени Гас Даджон, сидевший в соседнем офисе Essex Music, по наущению Висконти послушал демо «Space Oddity» и дико впечатлился: ему, как и Боуи, песня показалась шансом на фоне страстей по космосу зарекомендовать себя перед всей страной — а там уже как получится.

Отрывок из промофильма «Love You Till Tuesday».

Через десять лет Д.Б. сыграет на телевидении упрощенную версию «Space Oddity» и назовет исходную аранжировку «мишурой». Поучаствовашие в записи летом 1969-го хором вспоминают, что эта мишура была как нельзя кстати — они без лишних разговоров знали, что нужно делать и почему это обязательно сработает. Рик Уэйкман, позднее клавишник Yes, сыграл партию на меллотроне — у всех волосы встали дыбом. Мелодию вместе с акустической гитарой вел стилофон — маленький синтезатор со стилусом, никем не воспринимаемый всерьез. Простые аккорды, клаустрофобические детали, затейливая структура — это разительно отличалось от всего, что раньше выходило под вывеской «Дэвид Боуи» и обязательно должно было привлечь чье-либо внимание. Удивительно, впрочем, что первыми за «Space Oddity» ухватились именно британские телевизионные деятели искусств.

Боуи играет «Space Oddity» в шоу Кенни Эверетта в 1979 году.

Трагическая «Space Oddity» вышла 11 июля, за пять дней до начала миссии «Аполлона-11». Она появилась на BBC в качестве подложки к сюжетам о человеке на Луне, но хоть и добралась к сентябрю до пятого места в британском хит-параде, из-за того же Нила Армстронга никем не была замечена в США. Американцы сочли ее слишком пессимистичной и отказались раскручивать. Несмотря на то что Боуи подписал контракт с лейблом Mercury и осенью выпустил свой второй альбом, публика особенно не рассчитывала на 22-летнего музыканта: так же, как и группа Zager & Evans с хитом «In the Year 2525», заработавший на чужом счастье Боуи все еще числился в разряде однодневок-неудачников.

«Боуи утверждал, что написал «песню-фарс» «из-за грусти от всех этих космических дел».

В любом случае майор Том, сидящий вдали от нас в своей консервной банке, кажется, чувствует себя довольно неплохо. До людей — сотня тысяч миль, но Тома это не слишком затрудняет. Пока все переживают, он передает привет жене и получает от своего одиночества мощное, редкое удовольствие. И его в общем легко понять: как говорил один человек, которого после полета из старших лейтенантов сразу сделали майором, «солнце в космосе светит в несколько десятков раз ярче, чем у нас на Земле. Звезды видны очень хорошо: они яркие, четкие».

АвторНикита Величко

Хотите узнать историю вашей любимой песни? Напишите ее название в комментариях.

David Bowie | Дэвид Боуи

Space Oddity
Рассказывает о вымышленном астронавте по имени майор Том, затерявшемся в открытом космосе. Выход песни совпал с высадкой экипажа американского космического корабля Аполлон-11 на Луну, Би-Би-Си использовала композицию в своих трансляциях при освещении этого исторического события. Песня создана с очевидной оглядкой на роман Артура Кларка и фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001», появившиеся годом ранее.
Совместно с итальянским поэтом Джулио Рапетти (Mogol) Боуи записал итальянскую версию песни.
Как ни странно, поначалу ни Питт, ни Боуи не заметили хитового потенциала „Space Oddity“. Первое время песня существовала в виде демо-записи, а потом выплыла в фильме „Love You Till Tuesday“. Боуи играл одновременно и человека с контрольной станции на Земле (в белой футболке, на которой красными буквами было написано „GRОUND CONTROL“), и Майора Тома (в серебристом костюме и шлеме, подозрительно напоминающем мотоциклетный). Все это смотрелось ужасно дилетантски – особенно, когда Боуи «выплывал в космос» через студийную дверь. Тем не менее, сама мелодия была необыкновенно запоминающейся, и вскоре Питт обнаружил, что вся съемочная группа постоянно ее напевает.

David Bowie | Дэвид Боуи

David Bowie – The Man Who Sold The World
Это заглавная песня Дэвида Боуи с его третьего альбома, выпущенного в 1970 году. Песня повествует о том, как автор встречает себя вчерашнего. Есть мнение, что на написание этой песни Дэвида Боуи вдохновило стихотворение Уильяма Хьюза Мирнза, Antigonish (The Little Man Who Wasn’t There). Сам Боуи никогда, не говорил о данном источнике вдохновения, и этот факт не имеет документальных подтверждений, но текст песни явно перекликается с содержаниеm стихотворения.

Перевод Человек, который продал мир

Мы поднимались по ступеням
и что-то говорили паутинам, стенам.
Меня там не было, но другом
он называл меня, в заслугу
Подаренным ему в конце концов.
Но кинул я ему в лицо:
– Я думаю – не суждено,
Ведь умер ты давным-давно.
О, нет, не я…
С собой всегда б я совладал,
Лицом стоишь ты к человеку,
Который целый мир продал.
Пожали руки. Я смеялся.
Чуть позже я домой подался…
И долго-долго я скитался,
Искал, терял и сам терялся,
И всматривался изумленным взглядом
В миллионы лиц тех, кто рядом,
Которым жить не суждено,
Уже давным, давным-давно.
О, нет, не я…
С собой всегда б я совладал,
Лицом стоишь ты к человеку,
Который целый мир продал.

David Bowie | Дэвид Боуи

David Bowie | Дэвид Боуи

David Bowie | Дэвид Боуи

David Bowie - Kooks
Эту песню Дэвид Боуи написал в 1971 году, после рождения его сына – Данкана Джонса. Kooks была стилизирована под раннего Нила Янга. Дэвид был дома и слушал Янга, когда ему сообщили о рождении сына.
Песня имела влияние – популярная британская группа The Kooks была названа в честь этой песни. А Данкан Джонс – вырос и стал довольно известным режиссером.

Останешься ли ты в нашей любовной истории?
Если останешься – не пожалеешь,
Потому что мы верим в тебя.
Скоро ты вырастишь и у тебя будет шанс
С парочкой сумасшедших,
Которые помешались на романтике.

Мы накупили много вещей, чтобы ты оставался сухим и теплым.
И смешную старую колыбель, на которой краска не высохнет.
Я купил тебе обувь,
Трубу, в которую ты сожжешь дуть,
И книгу правил –
Что сказать людям, когда они выберут тебя.
Ведь если ты останешься с нами,
Ты тоже станешь прекрасным сумасшедшим.

David Bowie | Дэвид Боуи

David Bowie – Starman
Starman» — песня была включена в альбом The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars перед его выпуском. Песню записали в самом конце работы над альбомом, чтобы на нём всё же была песня, которую можно выпустить синглом.

Песня добилась
успеха: впервые за три года (со времён Space Oddity) песня Боуи попала на высокие позиции чартов.
Текст описывает Зигги Стардаста, приносящего через радио надежду молодёжи Земли, спасение, обещанное инопланетным «Звёздным человеком». История рассказывается с точки зрения одного из молодых людей, которые слушают Зигги. Согласно словам Дэвида Боуи, сказанным им в интервью журналу Rolling Stone в 1973 году, Зигги Стардаст не является этим «Звёздным человеком», он его посланник на Земле — вопреки распространенному мнению, что Зигги — инопланетянин. Песня вдохновила различные интерпретации — от намеков на второе пришествие Христа до точного предсказания сюжета фильма « Близкие контакты третьей степени» (1977 год).
Музыка песни — мягкий поп-рок, не отличающийся по стилю от предыдущего альбома Боуи Hunky Dory. Мелодия припева напоминает мелодию песни Гарольда Арлена Somewhere Over the Rainbow из кинофильма « Волшебник страны Оз».
Перевод
Звездный человек
Не знаю, который был тогда час - фонари уже погасли.
Я прильнул к своему радиоприёмнику:
Какой-то парень утверждал, что у рок-н-ролла есть душа

Потом громкий звук стих
И вернулся, медленно нарастая и сотрясая землю,
Но это были не ди-джейские заморочки, это был туманный космический джайв

Звёздный человек ждёт в небесах
Он хотел бы придти и познакомиться с нами,
Но ему кажется, что это снесёт нам башни
Звёздный человек ждёт в небесах
Он сказал, чтобы мы не паниковали,
Ибо оно того стоит
Он сказал мне:
Пусть дети сходят с ума,
Пусть дети будут умными,
Пусть дети танцуют буги

Мне нужно было позвонить кому-нибудь и я выбрал тебя:
Эй, это уже слишком, ты тоже его слышал?
Включи телевизор - он по второму каналу
Выгляни в окно - видишь его свет?
Если мы сможем хорошо «зажечь» этим вечером, то он сможет приземлиться
Только не говори своему папаше, а то он устроит нам кошмарную жизнь

Читайте также: