Сталкер существует ли комната

Обновлено: 08.07.2024

Сегодня я хотел бы рассказать о мире, показанной в фильме Андрея Тарковского "Сталкер" 1979 года. Причем я не буду сильно опираться на книгу "Пикник на обочине" братьев Стругацких, а буду рассматривать только образ Зоны своеобразно трактованный Тарковским. Однако некоторые мелкие моменты, которые нужны для полного построения картины и которые Тарковский упустил, или же не рассказал, я буду брать из книги. Скажу сразу, что статья не является обзором, тут не будет интересных фактов о съемках или же какие либо замечания по сценарию самого фильма. Моя цель лишь рассказать о показанном мире, о Зоне, о ее устройстве, аномалиях в ней и о необычных артефактах.

Предупреждение!

Тут будут спойлеры. Ну, предупрежден -значит вооружен. )

И так, стоит пояснить, что фильм очень философский, тяжелый и неоднозначный. К концу складывается неописуемое послевкусие как после просмотра какого-то артхауса. К чему я это? Да к тому, что картина снята так, что бы зритель постоянно спрашивал себя: было ли в Зоне что то не обычно и вообще, можно ли увиденные "чудеса" списать на случайность, фантазию героев или же просто хорошую ложь Сталкера? В том-то и дело, что фильм имеет две стороны взглядов и я, раз уж захотел поговорить о необычной стороне мира Зоны, буду рассматривать все с точки зрения принятия всех показанных чудес и аномалий.

Начну с главного- с предыстории. Зона ( или Зона Посещения как ее еще называют ) возникла после катаклизма из космоса. Вблизи города Ха́рмонт падает нечто, что люди списывают не то на метеорит, не то на корабль пришельцев, не то на обычный "мусор" выброшенный на обочине дороги некой высшей цивилизацией. После случившегося военные и ученые заинтересовались этим местом и ввели войска с научными группами, но в операции потерпели фиаско. Техника не то сожжена, не то уничтожена, люди не то погибли, не то пропали без вести.

Оставленная военная техника после первой попытки проникнуть в Зону Оставленная военная техника после первой попытки проникнуть в Зону

Те несчастные жители города и близлежащих деревень, и другие люди, что по иронии судьбы не успели покинуть место до прихода военных, так же либо пропали, либо погибли.

Ввиду необъяснимых обстоятельств, и явно опасной местности, военные оцепили эту территорию, окружили ее кордоном с приказом "стрелять на поражение во всех, кто попытается проникнуть или покинуть территорию" и окрестили сие место Зоной .

Зона представляет собой частично городские руины, здание завода, карьер, пустынную равнинную местность и горы. Предположительно её площадь достигает десятки квадратных километров.

Ввиду опасности и непредсказуемости самого места и трудности в плане дороги туда и обратно появилась профессия сталкера ( в последствии профессию сталкера я буду писать с маленькой буквы, а кличку героя Стлакера- с большой ). Сталкеры- это наемные проводники, нелегальные исследователи Зоны. Их нанимают те, кто хочет проникнуть в Зону, поживиться необычными артефактами или же добраться до необычных мест.

Зона — это очень сложная система смертельных ловушек. Здесь не возвращаются тем же путём, которым шли. Здесь каждую минуту всё меняется. В Зоне не работают теоретические построения, полагаться следует только на интуицию. Зона принимает только потерявших надежду. <Сталкер>

Так чем же опасна сама зона и почему люди так охотно стремятся туда попасть или исследовать ее? Дело в том, что Зона не совсем просто "оцепленная территория", а некое живое, может даже разумное, природное существо. Оно существует по своим законам и своим правилам. Одних людей она пропускает и часто помогает, других ненавидит и всячески пытается убить. Ее поведение, как объясняет сам Сталкер, схоже с женщиной. Для кого то она капризна, для кого то люба, для кого то ведет себя как стерва. Предугадать поведение Зоны практически невозможно.

Самое удивительное, что проводники, часто посещавшие зону, меняются. Причем изменения затрагивают не только их психику или взгляды на мир, но и физические способности. Дети у сталкеров рождаются так называемыми мутантами. Люди их боятся и активно обходят стороной называя "Выродками Зоны". У самих же сталкеров чрезвычайно развиты рефлексы, интуиция и, возможно, какая-то сверхчувствительность. В фильме Сталкер не раз останавливался, всматривался молча вдаль и резко менял маршрут или же предлагал сделать привал.

Сталкер, Писатель и Профессор обнаруживают, что пришли в то же место, откуда они ушли. "Пространственно-временная ловушка". Сталкер, Писатель и Профессор обнаруживают, что пришли в то же место, откуда они ушли. "Пространственно-временная ловушка".

Так что же представляли из себя эти "аномалии" и какие были показаны в фильме. Ну, самой безобидной, на мой взгляд, была " пространственно-временная ловушка ". Эта аномалия представляла из себя проход через руины войдя в которые человек, в лучшем случае, возвращался туда, откуда пришел ( даже если он никуда не сворачивал ), а в худшем, потерялся в однообразных лабиринтах на долгое-долгое время. Дни в аномалии могли обернуться часами вне ее и наоборот.

Еще показанной " пространственно-временной ловушкой " можно назвать " дорога к исполнителю желаний ". Она представляет из себя огромную комнату заполненную песком посередине которой находится колодец. В фильме четко показали, что ворона, пытавшаяся вылететь на поверхность, пропала в воздухе и повторила свой полет в том же направлении, а болт, кинутый Сталкером для проверки, начал медленно лететь и отскакивать от песков ( это был единственный раз, когда в фильме использовали замедленную съемку поэтому я счел это на проделки аномалии ). Один из путников Сталкера, Писатель, после выхода из мясорубки внезапно оказался посередине комнаты около колодца. Сталкер же предупреждал его никуда не ходить и ждать их у выхода, на что Профессор ничего не ответил.

Мясорубка - это более опасная аномалия, а по одному названию ясно, что она может сделать с человеком. Представляет из себя большой и длинный коридор по краям которого свисает нечто похожее на растительность и водоросли. У выхода имеет черную, медленно стекающую, безформенную массу. Предположительно это то, что осталось от неосторожных путников давным-давно.

Комната исполняющая желания- тоже своего рода аномалия. По словам самого Сталкера его друг, по кличке Дикобраз, однажды зашел в комнату и вернувшись из зоны стал сказочно богат. Однако после он уже не был счастлив, впал в сильную депрессию и, в конечном итоге, повесился. Как можно догадаться, комната не исполняет желания человека на прямую, а берет его самое сокровенное и скрытое желание.

Касаемо артефактов фильм много не показывает, хотя упоминает их довольно часто. Единственный необычный предмет, что я могу вспомнить, это Телефон. Когда герои останавливаются перед Исполнителем желаний и ведут ярую беседу и споры, в комнате внезапно звонит телефон. Писатель поднимает трубку и на эмоциях говорит, что это не клиника, однако потом до героев доходит, что здание давно обесточено, а телефон отключен от сети. В последствии Профессор даже смог дозвонится до института, где работает, и все это время Сталкер держал провод питания в руках. Явно необычная вещица.

Так что по итогу. Мир Зоны, показанный нам Тарковским, очень необычный и завораживающий. В нем есть как прекрасные пейзажи нетронутой человеком природы, так и опасные необъяснимые места. Не удивительно, что этот фильм, как и оригинальная книга, вдохновила многих писателей, режиссеров и игроделов на многие прекрасные работы и вселенный. Сам фильм же я рекомендую к просмотру дабы прикоснутся к тому небольшому кусочку фантастики советского кинематогрофа. Я надеюсь данная статья заинтересует вас на просмотр и прочтения этого произведения. Спасибо всем тем, кто дочитал до конца.

Главная ценность любого произведения, а тем более признанного "высоким" в том, что оно многогранно.
Каждый находит свой смысл, и никто не объяснит вам того, что вы не желаете искать сами.
Вы можете найти чей то смысл, но это не будет истина в первой инстанции.
Я уверена, этот фильм точно не ищет себе определений.

Первоначально необходимая натура была найдена возле города Исфара, в Таджикистане, но город был разрушен в результате землетрясения. Самим съёмкам это обстоятельство не мешало, но съёмочной группе было негде жить. После долгих поисков новую натуру Тарковский нашёл в Эстонии. Фильм «Сталкер» снимали в 25 километрах от Таллина, на реке Ягала в районе старой, разрушенной электростанции, а также в самом Таллине вблизи котельной. Натурные съёмки происходили в 1977—1978 гг.
Апокалиптические пейзажи зоны удались столь достоверно ещё и потому, что недалеко от места съёмок целлюлозно-бумажная фабрика сбрасывала отходы в реку, ставшую мёртвой.
Отдельные сцены были сняты недалеко от Ленинграда, павильонные съёмки в студии «Мосфильма».

Все это в Википедии я уже прочитала. Не задавала бы вопрос. Самый главный вопрос в чем смысл? Какая идея фильма? Машенька Гуру (4924) Еще раз читай - там сказано. Веселый Роджер Мудрец (13754) А сама-то посмотрела предложеный мною фильм? Я думаю мораль заключается в ничтожности человека как существа, в ничтожности его желаний. Путешествие в Зону — это путешествие героев в глубины своей души. Этот фильм вне времени, рейтингов и комментариев. Его нужно просто посмотреть и понять, и каждый должен понять его по своему Знаем знаем этот комментарий. Из Кинопоиска. Весь интернет облазила все пишут шедевр, а о чем он написать никто не может Смысл в поиске счастья. Стоит ли дарить Сталкеру счастье людям? Его старания они могут использовать в корыстных целях. Идея - Сталкер идеал человека. Он сам живет в какой-то каморке, дочь - инвалид, а он вместо того, чтоб себе помогать, дарит людям счастье. Мораль такова: не надо быть эгоистом, старайся всегда помочь людям, не важно близкие это тебе люди или нет. Ну хоть один внятный комментарий. В таком случае это глубоко Христианский фильм, за что и получил соответствующую премию. Например Мусульманин его не поймет, потому что у них кровь за кровь. Иудей не поймет, потому что у них все в дом. Понимает только Христианин-блаженный. Получается фильм пропаганда блаженности


Фильм "Сталкер" посмотрел не до конца, но многое стало и так понятно. Сталкер с еще двумя отважными отправились в глубь Зоны, чтобы найти таинственную комнату - "Исполнитель желаний" (так она в одноименной, компьютерной игре (со смыслом) называется). Ведь для счастья каждый хочет своего, а Сталкер-одиночка (Меченый) желал подарить людям надежду и что там, в комнате они смогут брести то, к чему они шли . Но Зона не очень любит, когда в нее вторгаются люди и начинают использовать ее ресурсы в своих корыстных целях. Я мог бы написать еще немало об этом фильме, но лучше разок, другой его посмотреть) ) Фильм конечно своеобразный, без спецэффектов, немного скучноватый, но при этом интересный, на мой взгляд .
Одноименная игра тоже очень интересная. В ней события перекликаются с действиями в фильме.. .
Если смотреть фильм без каких-то объяснений, то в конце фильма думается о том, что вся эта зона - вымысел самого Сталкера, сам он дурачек и живет в мире своих фантазий. Он куда то проводит людей, которым рассказывает басни об опасности зоны, всё о чем он предупреждает своих попутчиков - не сбывается, он объясняет это тем что зона к ним не понятно по каким причинам благосклонна. Суть в том что ни один из людей которых он когда либо приводил к этой комнате туда не зашли, так как были под воздействиями его россказней, каждый во время путешествия начинал бояться своих истинных желаний. Друзья, коллеги!
Довелось и мне посмотреть "Сталкер". Впечатление огромное, понимаю, что посмотрю его ещё несколько раз. Просто не помещается в сознании. эти тексты из Евангелия. они дают новый смысл происходящему. Образ Священника или Христа это Сталкер. Зона - это Царство Небесное. Тайная комната - Святая Святых . Sanctum Sanctorum. где предстоишь самому Богу.

В стихах идею этого фильма выразил Тютчев:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует.
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит.
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры — но о ней не просит.
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью. »


A.L.Е.X разуй глаза этой теме полтора года ее писали первопроходцы кто сталка проходил сразу как он вышел.


Дверь то есть, а вот попасть за нее сложно. Но есть 2 пути:
1) Стандартно в Припяти, в гостинеце, в номере 26 (вроде как) найти тайник с декодором. И декодором сломать дверь.
Но пока вы будите ее ломать, на вас толпами в течении 30 сек будут переть монолитовци. Прибавьте к 30 секундам непрерывного боя радиацию нон-стоп и буит вам не оч круто.

2) Я естесно забыл напрочь про всякие тайники, да и из ЧАЭС обратного пути в Припять нема. долго шарился около этой двери, ибо заканчивать игру Монолитом скучно и неинтересно. Смарю в двери есть щелка, начт, думаю, как-то туда можно залезть.
Залезть таки несложно ибо БАГИ наше всё! Кинул гранату в дверь (авось вынесет ) а граната раз и через дверь пролетела, взорволась, а дверь открыло и тут же закрыло. Ну думаю щас буду пытаться проскочить. Мучился мучился (кстати не забудьте сохраниться гденить поблизости, а то долго бегать), а после очередной грены дверь ваще пропала. Но тока я зашел на порог как меня кто-то или что-то, как-то или чем-то сваншотило (тобишь убило без возможности сожрать аптечку). Я давай заного швыряться гранатами. Гранаты кстит не всегда пролетают сквозь дверь, частенько отскакивают как положено, но есть там в ниженей части двери вот это баганое место куда можно насквозь грену прокинуть. КИдайте гранату и сразу подбегайте к двери, что бы если откроется то сразу туда запрыгнуть, иначе провороните момент. ВОбщем дождался я своего и запрыгнул туда )
Гранат желательно побольше, штуки 4-5 я думаю буит достаточно. А т.к это БАГ, то надеяться на систематичность его не стоит. Вы можете просодить там штук 20 грен а дверь даже не приоткроется, а может и одной хватить. С гранатами в ЧАЭС непроблема, ибо там Монолитовцев хоть ж*пой жуй :)
За дверью идет темный коридор и переход в новую локацию. в этой локации порядка 40-50 монолитовцев, а как вы тока вошли в локацию позиция крайне неудачная. Выходя в коридов вы попадаете на линию обстрела аж с 3х направлений: справа, слева и спереди. Но сноровка и (если есть конечно) екхо-секлет помогут вам в этом непростом деле.Убейте всех этих падонков, соберите с них все патроны, аптечки и тд, т.к дальше вам предстоит еще более суровые бои. Вобщем ходите по коридорам и попадаете в комнатку. Дверь за вами закроется. В комнате стоит какойто агрегат с 6 (вроде бы) лампами. Стреляйте в лампы. ПО мере их уничтожения будут вылезать Полтергейсты огненные, от которых проще бегать. Вобщем оч быстро убейте все лампы и появился зеленый человечик:) профессор, а точнее его галограмма. Поговорив с ним выберите 2 ответа: Да я хочу остаться с вами (ну как точно я не помню) и посмотрев коротенький ролик закончите игру, либо "НЕТ" и продолжайте игру.

Продолжение довольно долгое и непростое. Вы выходите на улицу и доооолго ходите по порталам (это такие голубюые светящиеся воронки), отстреливаете монолитовцев и снорков. Только сломя голову там не носитесь. Почти после каждого портала гденить на крыше сидит кемпер с гаусовкой, снорки скачут да и просто консервные банки в экзо-скелетах шаряться.
Вобщем бегаете бегаете, на блюдая прекрасную кортину ЧАЭС и близлежащих построек. Вас периодически колбасит. Радиации (как ни странно нету ваапсче, хотя счетчик трещит всю дорогу). И вот после примерно часа такой беготни вы проходите в очередной портал и . хрен, дальше всё, заставочка и КОНЕЦ. Заставка, еси я прально понял говорит о том что мол зона исчезла, ибо вы какбы убили О-сообщество (или как его там) и теперь все вокруг зеленое и доброе. Ну и как бы все. Стрелок, тобиш вы, ложиться на лужок и засыпает.

З.Ы: когда я говорил с галограммой профессора я вот не понял. Там есть вопрос, типа "А что стало со мной и кто я вообще?" А ученый говорит мол, ты уже был в ЧАЭС но тебя там так расколбасило, что ты решил что сам себя должен убить, и в КПК еще записал это, НО. Судя по игре Чистое Небо, все не так совсем. КПК этот с задание убить Стрелка не его, а того, за кого играем в Чистом небе. Ведь финал то Клир Скай в том что типо мы догнали Стрелка на ЧАЭС, якобы убили его (хотя он вроде же в Зове Прияпяти опять, зараза, живой) и все. А т.к Клир скай это приквел Тени Чернобыля то ежу понятно что Стрелок выжил и КПК этот утощил. А тут вдруг Ученый-кепяченый говорит что сам Стрелок себя и заказал. Вобщем чушь какаято, я ниче не понимаю ).

З.З.Ы: даешь в Клир Скай и Зов Пряпяти такие же скрытые концовки, а то,имхо, ваще тухловато. В Крил Скай еще куда ни шло, на ЧАЭС хоть еще раз дали посмареть, а в Зове припяти вообще ни о чем. Какая-то глупая перестрелка у вертолетов, не отличающаяся особой сложностью даже на высшем уровне сложности и усе. Вспомните скока раз вы перезагружались в Тени Чернобыля пробираясь по ЧАЭС? :)

Жанр фильма «Сталкер» Андрея Тарковского трудно определить – это и драма, и философская притча, и пост-апокалипсическая фантастика. Минимум действия, мрачные пейзажи и бесконечные символы, рассыпанные, словно «хлебные крошки», на пути у зрителей и героев, создают единую Вселенную фильма, которая затягивает, словно воронка, заставляя мозг яростно искать выхода.

Идея фильма взята у фантастической повести «Пикник на Обочине», которую написали братья Стругацкие. Они же значатся в сценаристах фильма. Но от первоначального сюжета осталась только мрачная тень Зоны, которая легла на всё человечество, да незаконная профессия и прозвище главного героя – Сталкер.

Что такое Зона и Комната?

В фильме нет практически никаких спецэффектов. Не из красивых и впечатляющих кадров, а из разговоров героев мы узнаём, что за двадцать лет до того, как они встретились, в окрестностях города упал метеорит.

Комната - сердце Зоны и цель путешествия

Позже место катастрофы стало аномальной зоной, в которой происходили загадочные явления, исчезали люди, а главное – появилось место («Комната»), где исполняются тайные, сокровенные, заветные желания. После этого военные обнесли зону кордонами, но желающих проникнуть туда стало ещё больше. Тогда и появилась профессия проводника – сталкера, которой промышляет главный герой картины.

Кто такой Сталкер?

Герой картины только вышел из тюрьмы. Его жена, хоть и мучается от бедности, совсем не хочет, чтобы Сталкер рисковал жизнью, организуя экскурсии в Зону для богатых и любопытных бездельников. Их дочь больна и обладает паранормальными способностями. Хоть об этом и не говорится прямо, но мы понимаем, что состояние ребёнка – результат действия Зоны.

Чёрная собака провожает героев

Но Сталкер не может жить без Зоны, только там он чувствует себя дома. Она действует на героя, словно наркотик. Недаром чёрно-белое изображение в начале фильма после попадания героев в Зону меняется на цветное – мы видим её глазами Сталкера, который за пределами Зоны кажется рыбой, лишённой воды, задыхается и не различает цветов.

Кто такой Писатель?

Писатель хочет найти в Зоне вдохновение, потому что исчерпал все идеи и находится в творческом кризисе. Он очень несерьёзно относится к путешествию; к месту встречи героев приезжает явно после пьяной вечеринки и с женщиной. Писатель постоянно перечит Сталкеру, не желает слушаться его указаний. Он раздражён и одержим духом отрицания. Похоже, что ему не нужно никакое вдохновение, и ничего писать он тоже не хочет. Попав в заветное место Зоны, он отказывается загадывать желание, утверждая, что никто не сможет понять свои сокровенные мечты, и Комната будет исполнять только мечты подсознательные. Раз использовать Комнату в своих целях никому не удастся, то и ходить в Зону бессмысленно.

Кто такой Профессор?

В отличие от Писателя, цель этого человека чётко ясна. Он направляется в Зону с заранее определённой задачей. Его заботит будущее планеты, он считает, что Зона вообще и Комната в частности таит серьёзную опасность. Поэтому он отправился в это путешествие, чтобы привести в действие спрятанную в своей лаборатории бомбу, оставшуюся за колючей проволокой после катастрофы.

Страх перед сокровенными желаниями

Оказавшись на пороге Комнаты, герои сталкиваются с неразрешимым противоречием. Они могли бы сейчас попросить всё, что угодно, но Комната исполнит только желание, спрятанное на самом дне души. Как и говорил Писатель, управлять своими сокровенными желаниями невозможно. Но и уничтожение Комнаты, о котором мечтал Профессор, теряет всякий смысл.

Страх перед тайными желаниями остановил героев

Сталкер приходит в отчаянье. Он далёк от философии. Он понимает только одно: уничтожить Комнату – значит уничтожить надежду. Хотя Профессор и обезвреживает бомбу, отказавшись от своего намерения, Сталкер чувствует, что его миссия провалена: он благополучно довёл своих спутников до Комнаты, но загадывать желание они отказались.

Символы и образы в фильме Сталкер

Мир, брошенный человеком и отданный природе

В «Сталкере» не так много непонятных и замысловатых образов, как в других фильмах Тарковского. Сюжет прозрачный, действие – прямолинейное и неторопливое. Поэтому основные символы не нуждаются в дополнительной расшифровке. Речь идёт о поиске себя, о разрыве между идеальным и реальным, о тайнах человеческой души. Зона предстаёт перед нами в неожиданной ипостаси: это не только участок земли, огороженный колючей проволокой, а изуродованное человеческое сознание. Путешествуя внутрь себя, люди приходят к познанию собственных сокровенных тайн, которое и символизирует Комната.

Летящая птица - один из традиционных символов Тарковского

Недаром в дороге Писатель втягивает спутников в бесконечные философские диспуты – это те вопросы, которые мучают нас, когда мы пытаемся погрузиться в пучину своего сознания, найти причину своих поступков, желаний, симпатий и антипатий. Наша вера в чудо и наш материализм находятся в непрерывной борьбе и спорят друг с другом, как Писатель, Профессор и Сталкер.

Так же в фильме отчётливо прослеживаются духовно-христианские мотивы: цитирование библейских текстов, попавший в кадр фрагмент Гентского алтаря. В спорах героев отражается столкновение и противопоставление рационального и иррационального, научных убеждений и надежд на волшебное преображение, исполнения желаний одним махом.

Смысл финала фильма Сталкер

Сталкер из последних сил пытался верить сам и хотел заставить других разделить с ним эту веру. Ему казалось, что в этот раз он выбрал многообещающих спутников – исполнение их желаний могло бы принести человечеству неоценимую пользу. Но они отказались от чуда. В итоге получается, что Зона людям не нужна. Жуткое очарование Зоны иссякло, как и ожидание чуда.

Жертвенная любовь жены - вот истинное чудо

Вернувшись домой, Сталкер горько жалуется жене на то, что в людях иссякла вера. А если нет больше ни надежды, ни веры, Сталкеру остаётся только любовь жены и больной дочери, которые мучаются от его привязанности к Зоне.

Дочь Сталкера, читая стихотворение Тютчева «Люблю глаза твои», двигает взглядом стоящий на столе мутный стакан. Чудо всё время находилось рядом, и людям, чтобы поверить, не надо было идти за ним далеко.

Читайте также: