Сравнения в былине добрыня никитич и змей

Обновлено: 08.07.2024

Цель: Дать понятие былины, ознакомить учащихся с былинным сказом и правилами чтения былин.

Формировать полноценное восприятие былинного текста, понимание специфики литературного жанра, совершенствовать навык чтения

Научить использовать Интернет –ресурсы при выполнении задания

Развивать связную речь, мышление, воображение

Воспитывать нравственные качества на примере былинного героя.

Воспитывать интерес к урокам литературного чтения, воспитывать чувства сострадания, сопереживания и милосердия.

Техническое обеспечение: Проектор

Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними носиками! Повернитесь к ним лицом и напишите носом слово «здравствуйте!» МОЛОДЦЫ! Тихо садимся.

«Пламя свечи»(зажечь свечу)

- Дети, посмотрите на свечу и подумайте о чем-нибудь светлом, добром. Пусть этот легкий, спокойный и таинственный огонь свечи поможет нам настроится на наш урок, очистит наши души от обид , злобы, жадности и подарит всем хорошее настроение.

Актуализация знаний

(На экране поговорка «Славна богатырями земля русская»)

- Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)
- Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь.
- Кто же такие богатыри? (ответы детей)

Дома вы должны были посмотреть в словаре или найти в интернете, значения некоторых слов . Кто нашел , значение слова БОГАТЫРЬ?

БОГАТЫРЬ – 1) Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.

2) (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

- Считалось что богатыри – могучие витязи, наделенные богом необыкновенным умом, смекалкой.

III. Работа по теме урока

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название.

- Откройте оглавление и прочитайте названия произведений , которые включены в этот раздел (Добрыня и Змей, Болезнь и исцеление Ильи Муромца, Илья Муромец и Соловей-разбойник)

- О чем будут эти произведения? (о воинах, о подвигах которые они совершали)

- События , описанные в этих произведениях , будут относиться к нашему времени или к древним временам? (древним временам)

- Скажите, а как называется произведение русского фольклора о подвигах русских богатырей, которые жили в далеком прошлом? (былины)

- А что означает слово БЫЛИНА?

Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей . Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — « ста́рина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Действительно, когда-то давным-давно слова «былина» не существовало, а вот песни , которые рассказывали о подвигах и делах давно минувших лет, называли старинками, старинами. Позднее появилось слово «былина», что означало «быль», то есть то, что было или есть на самом деле.

Наши предки - земледельцы, скотоводы, охотники вели жизнь полную опасностей и невзгод. Бывали наводнения, засухи, морозы. Но самым ужасным для них были воинственные набеги других народов. Враги разоряли селения, забирали в плен женщин и детей. Это вызывало у людей глубокие переживания и певцы из народа слагали героические песни о богатырях : могучих, бесстрашных защитниках русской земли.

- Прочитайте , как называется первая былина, с которой мы сегодня познакомимся? (Добрыня и Змей)

- Былины о Добрыне имеют более раннее происхождение, чем былины об Илье Муромце, но те и другие связаны с периодом борьбы нашего народа с татарским нашествием.

Былины раньше пелись. Сказители обычно владели старинным музыкальным инструментом – гуслями, в сопровождении которых они исполняли все известные им былины.

- Вот и представьте себе, ребята, седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются струн гуслей , лежащих на коленях. Льется неторопливая, спокойная, плавная мелодия. Певец – сказитель начинает свой рассказ про древнюю Русь, про старину стародавнюю.

- Ребята, чтобы у вас сложилось реальное представление о былине как о песенном жанре , давайте прослушаем отрывок былины Добрыня и Змей в исполнении Елены Сапоговой, знаменитой уральской сказительницы.

Словарная работа

Ребята в тексте нам встретятся незнакомые слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что былина была создана в давнее время, и чтобы понять былину, надо объяснить эти слова. На столах у вас лежат листы. Давайте прочитаем статью из словаря со значением этих слов и поставим ударение.

Палица – старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом

Паробок – парень, оруженосец.

Курева – «пыльная курева» - имеется ввиду облако пыли, похожее на облако дыма, возникшее от курения

Приумаялся – притомился, устал

Ощериться – оскалиться , угрожающе показать зубы

Порешить – кончить, убить

Дородный – рослый, крупный, полный

Величать по изотчине - называть по отчеству, по отцу

Чара – то же, что чарка – небольшой сосуд для питья вина.

Шпенечки – небольшие шипы, стержни.

Стольный град - столица .

Учуять – почувствовать.

Полон – плен.

Колчан со стрелами – чехол со стрелами.

За полпоприща – за полпути

Подколенные – подчиненные, подначальные

Физкультминутка «Руки за спину, головки назад».


Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим - на парту гляди.
(Вниз)
И снова наверх - где там муха летит?
(Вверх)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам)
И снова читаем. Немного еще.

Чтение текста

- Прежде, чем приступить к чтению, давайте потренируем наш речевой аппарат.

Ла- ло- лы, ла- ло- лы школа, классы, лом, столы.

Лы- лу-ло, лы- лу- ло лыжи, лужа, лось, стекло.

Ло- лы-ла, ло- лы-ла лодка, лыжник, лай, скала.

Ла-ло-лу, ла-ло-лу на полу, к столу, в углу.

Начало былины читает учитель.

Затем читают дети, вслух по частям.

Стр.161 (или 164) рассматриваем иллюстрацию

- Что здесь изображено? Где происходит действие? (княжеские белокаменные палаты)

- Что здесь происходит? (идет пир, князь беседует с Добрыней)

- Как зовут князя? (князь Владимир)

- Где он нарисован? Покажите.

- Как вы догадались, что это и есть князь?

- С кем он разговаривает?

- Прочитайте разговор князя с Добрыней.

Продолжение чтения былины.

В конце стр.162 (или 165), задать уточняющий вопрос:

- Почему все молчат? (боятся)

Домашнее задание

- Прочитать былину еще раз, обратите внимание на ее звучание, подобрать к иллюстрации слова из текста.

- С каким новым жанром мы познакомились на уроке? (Былины)

- Что такое былина?

- как необходимо читать былину? (напевно)

-А почему? (былины рассказывали мудрые люди, старцы, их рассказ шел в музыкальном сопровождении гуслей)

- Скажите, кто главный герой былины?

- Что вы о нем узнали? Каким его представляете?

- Какими качествами должен обладать былинный герой? (здоровье, сила, ум, доброта)

- Чему учит былина ? (любить свою Родину, защищать ее, быть добрыми)

- Как нужно читать былины, былинные сказы?(напевно)

- Узнали ли вы, что-нибудь новое? (продолжите предложения)

Оценочная лесенка.

- А теперь, давайте попробуем оценить то, как каждый из вас работал на уроке, и узнаем, у кого возникли затруднения на уроке.

- У вас на партах по два смайлика с вашими именами : один веселый , а другой – грустный . А теперь поднимите смайлик , который улыбается, те , у которых не возникло затруднений на уроке. У кого были трудности – поднимите грустный.

(У кого другой смайлик - не расстраиваетесь, на следующем уроке мы опять будем работать над былинами).

- Посмотрите на доске у меня находится шкала, с баллами от 1 до 5. Поставьте смайлик, который вы подняли , на ту ступеньку, на которую вы поставили бы себя.

Мы, русские люди, гордимся своей страной. Нам бесконечно дорого и близко наше настоящее, мы верим в светлое будущее, но ценим и чтим наше прошлое, которое надо помнить для того, чтобы учиться у него.

Талантливый русский народ еще в далеком прошлом внес в сокровищницу мировой культуры такие богатства, которые возбуждают в нас чувство национальной гордости. Таким богатством, оставленным нам нашими предками, являются и былины – особый вид древних русских народных эпических песен исторического содержания.

Русь былинная. Сила и мощь духа, воля, которую не сломить никакими кознями и хитростями. Богатыри – символ Руси, наше национальное достояние и гордость. Монументальные образы богатырей, их необыкновенные подвиги поэтически соединили реальную жизненную основу с фантастическим вымыслом. Героические былины дошли к нам из глубины веков.

Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, укрепляли в тяжелые для страны годы дух народа, воспитывали любовь к родной земле и ненависть к тем, кто пытался ее покорить огнем и мечом.

Начало XXI века ознаменовалось мыслями о новом мире. В прокат вышли новые мультипликационные фильмы «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и другие. Нас заинтересовало, насколько точно современные мультфильмы отразили образы богатырей, в частности Алеши Поповича.

Объектом данного исследования стали образы былинных богатырей в современных мультипликационных фильмах.

Предметом исследования являются древнерусские былины и современный отечественный мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Цель исследования – сопоставить образ былинного и мультипликационного богатыря.

Данная цель требует решения следующих задач :

  1. Выяснить особенности русских былин;
  2. Проанализировать образ былинного богатыря Алеши Поповича;
  3. Изучить историю создания мультфильма студии «Мельница»;
  4. Сравнить образ былинного и мультипликационного богатыря.

Глава 1. Общее понятие о былине

Само название «былина» показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Иногда народ называет былины «ста́ринами», то есть песнями о старине.

Былины отразили различные стороны кипучей, деятельной и многосторонней жизни нашего народа в прошлом. Многообразны поэтому и темы былин.

1.1. Русские былины

Русский народ, народ - созидатель и труженик, часто должен был по вине чужеземцев-захватчиков оставлять свой труд и с оружием в руках отстаивать право на жизнь. Борьба за свободу, честь и независимость занимала большое место в жизни народа. Вот почему народ создал множество былин о патриотических подвигах героев национально-освободительной борьбы. Эти былины называют героическими или богатырскими.

Былины, рассказывают o тaкиx сoбытияx, кoтopыe пpoисхoдили в oчeнь дaлeкoe от нac вpeмя. Они пeрeдaвaлись yстнo oт oднoгo пoкoлeния к дpyгoмy. B то вpeмя, кoгдa сoвдaвaлся наш эпос, они имели шиpoкoe paспpoстpaнeниe и были извeстны вo всeй Pyси.

К кoнцy ХIХ вeкa былины пoчти повсеместно исчeзли и сохранились, лишь на севере нашей страны, в селениях, paспoлoженных вoкpyг Онежского озера на побережье Белого моря, по рекам Пинеге, Мeзeни и Печope. B этиx местах были зaписaны лyчшиe нaибoлee xyдoжественные тексты былин. Мнoгиe из зaписанныx здeсь былин сложены в землях Новгородской Pyси, многие зародились в средневековых княжествах Южной Руси, некоторые же созданы в центральных землях – в Ростово-Суздальском, Тверском, Рязанском и других княжествах.

Ha сeвep oни были занесены первыми русскими поселенцами, шедшими из новгородских земель и осваивавшими северные и северо-восточные окраины государства. Блaгoдapя особенностям исторического развития, экономики и культуры русского Севера былины сохранились здесь лучше, чем в других местах.

Записываться былины стали сравнительно поздно. Первым сборником былин были «Древние российские стихотворения», собранные и записанные Киршею Даниловым в середине XVIII века в Западной Сибири.

События, совершавшиеся в жизни восточных славян, не могли не породить стремления рассказать о них. Было сложено много преданий, родилось много легенд, повествующих о жизни и быте славян, о подвигах и деяниях полководцев и воинов древней Руси.

Народ сознавал историческую роль деятелей создававшегося древнерусского государства. О наиболее выдающихся из них слагались народом легенды и предания. Но подлинным героем эпических произведений русского народа являлась Русь, Родина.

Народный героический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. Именно поэтому один из его видов – былины сохранились и дошли до наших дней.

Точно указать время сложения отдельных былин очень сложно. Бесспорно былины создавались как живой и непосредственный отклик на события государственной, политической жизни народа.

Русские былины народ поет, точнее, сказывает величественным, мерным речитативом. Когда сказитель, умело выделяя интонациями главное в повествовании, начинает сказывать былину, живыми перед слушателями встают образы богатырей.

В зачине, начальная, вводная часть былины, указывается время и место действия, называются герои, о которых пойдет речь в былине.

Зачин былины непосредственно переходит к обрисовке героя произведения, чаще всего показывая его необычное поведение или же говоря об особенно сложном и ответственном поручении, которое ему дается. Такое поручение полезно только герою-богатырю, и это дает возможность выявить особую роль народного героя и подчеркнуть значительность его образа. Характеристика героя, таким образом, намечается уже при самой завязке действия, входящей в зачин былины.

На княжеском пиру все богатыри «пособраны». С ними пирует князь и дает «порученьица, службу немалую». Когда же сказитель переходит к рассказу о богатырских подвигах, начинается сама былина.

Медленно и плавно развертывается в былине действие. Богатырь седлает своего коня, выводит его на широкий двор, садится на него и едет в дальний и трудный путь. «А и скачет он пониже облака ходячего да повыше леса стоячего» - так образно-гиперболично рисуется поездка богатыря.

Гипербола вообще характерна для былинного стиля, народ давал преувеличение в описании, а также преувеличение свойств и качеств богатыря. Основой для гиперболических описаний эпоса является реальная жизнь и представления о качествах человека, о возможностях, открывающихся перед народом, совершающим подвиги, отстаивающим свою свободу и независимость. Богатырю противостоят полчища врагов, наступающих на Русь, - в былине гиперболично говорится, что врагов черным-черно, что они необозреваемы глазом. Гиперболично описывается сила богатыря. Гипербола типична для изображения врагов Руси – Тугарина Змеевича, Соловья Разбойника и т.д.

Пользуясь гиперболой, сказители получали возможность отчетливее изобразить народных героев и яснее высказать отношение к врагам родной земли. Сама внешность чужеземного захватчика сразу же характеризует его и показывает отношение к нему народа. Страшен Тугарин Змеевич. В вышину-то он шесть сажен, во плечах косая сажень, головище – что пивной котел, а глазища – что пивные чашища. По целой яловой телке Тугарин жрет, по целой чаше в два с половиной ведра вина «охлестывает». Тугарин Змеевич дышит огнем, мечет искры. И это чудовище побеждает богатырь Алеша Попович – есаул с богатырской заставы.

1.2. Образ былинного богатыря Алеши Поповича

На рубежах русской земли богатырской заставой стоят три богатыря: Илья, Добрыня, Алеша. Небольшое число богатырей не должно удивлять. Число «три» раньше имело условное значение множественности. Это число первое в порядке чисел, которое содержит представления о многократности. При описании богатырской заставы эта «троичности» встречается и в сложной форме, когда на заставе изображаются шесть, семь, девять, или двенадцать богатырей. Народ пользуется в былинных сказаниях троекратными повторами для того, чтобы показать многократность действий или длительность проходящего времени.

Богатыри выступают на защиту Родины и народа. Не все богатыри прямо или косвенно связываются с крестьянством. Например, Алеша имеет прозвище Попович. О нем говорится, что он сын попа ростовского Леонтия. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.

Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.

Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара, подобная Волос-Велес — Волосыня или Елс — Елесиха. В одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей братья отсекают Алёше голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше тоже грозит опасность, но всё кончается благополучно).

Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Иногда, одолев Тугарина, Алёша рассекает и размётывает по чистому полю его труп (аналогично действиям Индры в отношении поверженного Вритры). Вариантом сюжета о бое Алёши с Тугарином является редкая былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича во многом напоминает Тугарина. Каждый из богатырей русских былин имеет особые, присущие только ему одному черты.

Прямодушен, справедлив старший из всех – Илья Муромец, не способный ни на какие хитрости и уловки. Добрыня Никитич – богатырь великой силы и смелости. Иной Алеша Попович. Он не так силен, как Илья и Добрыня. «Алеша силой не силен, да напуском смел». Беспредельная смелость Алеши сочетается в нем с ловкостью, ухваткой, находчивостью, сноровкой. Они-то и помогают богатырю уничтожить непобедимого Тугарина Змеевича, пышущего огнем, мечущего искры, летающего на крыльях.

Богатырь Алеша не обладает такими высокими моральными качествами, как Илья и Добрыня. У него бывают легкомысленные поступки, например у него нет никакого плана, он нападает на врага, не думая о последствиях. Алеша Попович также добрый, честный и смелый. Он всегда готов помочь любому, кто в этом нуждается. Для него характерны и другие отрицательные черты. Это происходит из-за отрицательного отношения народа к попам. Так попы бывают скупые, хитрые и продажные, а Алеша таких не любит.

Таким образом, Алеша Попович храбрый, смелый богатырь, но обладает некоторыми отрицательными чертами.

В начале 19-го века русские собиратели фольклора обратили внимание на жанр, непохожий на другие. В нем были активно действующие герои: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Дюк Степанович, Гордей Блудович, Иван Годинович, Садко. Былины были собраны преимущественно на севере и в центре России. На Украине подобный жанр назывался думой.

Собрав и записав тексты нового жанра, ученые П.В. Киреевский, П.Н. Рыбников, А.Ф. Гильфердинг изучили их с точки зрения происхождения, тематического состава, художественного содержания. Так в фольклористику вначале вошли тексты, а потом и понятие "былины" (в народе - "старины", т.е. песни о старине). Само слово "былина" введено в науку Н.П. Сахаровым в первой половине 19-го века. Он взял его из "Слова о полку Игореве".

Былины - особый вид древних народных эпических песен. Особенность эта заключается в том, что былина, как правило, повествует об исторических событиях, о том, что имело место в жизни. Однако часто былины включают в себя элементы фантастической сказки.

На данный момент имеется своеобразное описание этого жанра с точки зрения его временно-пространственного происхождения, тематических особенностей и прочего.

Время и место происхождения былин определялось по историческим событиям, в них изображенным, и поэтическим особенностям. Поэтому одни былины датировались 13-15 вв. - периодом перехода от Киевского государства к Московскому. Другие относятся ко времени зарождения Киевского государства, то есть, к 9-му веку; а содержащие элементы мифологического мировоззрения (превращение, например, Волхва Всеславьевича в рыбу, волка) считаются еще более древними. Этап завершения формирования былин - период создания Московской Руси 15-17 вв. Былин последующих веков просто нет.

Традиционно принято считать, что русские былины делятся на два цикла:

1) Героические, в центре которых герой-воин

2) Социально-бытовые и новеллистические, изображающие бытовую сторону жизни государства (былины о Садко, Василии Буслаевиче, Микуле Селяниновиче)

В героических (иначе - богатырских) былинах, одну из которых нам предстоит рассмотреть, отразились те моменты жизни русского народа, когда ему приходилось бороться с иноземными захватчиками, темными силами и отстаивать свою свободу, бороться за свою честь, веру и независимость.

Народный героический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. Именно поэтому один из его видов - былины - сохранился и дожил до наших дней. Стоит заметить, что хотя народ осознавал историческую роль к8888888888888888888нязей (например, весьма часто одним из героев является князь Владимир), подлинным героем былин богатырских являлась Русь и защитники русской земли - богатыри.

Буквально с раннего детства нам знакома известная тройка: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Мы узнаем их с первого взгляда на картину Васнецова "Богатыри". Во многих героических былинах они действуют вместе, однако в отдельно взятой нами былине "Добрыня и Змей" противостоит Змею один воин - Добрыня Никитич, прообразом которого многие русские ученые считают дядю великого киевского князя Владимира Святославича.

Каждый из богатырей русских былин имеет особые, присущие только ему черты. Добрыня Никитич - богатырь сильный и смелый. Но искусен он не только в бою: может и одним нырком реку переплыть, и в шашки-шахматы играть, обучен церковному пению, а особенно славится талантливой игрой на гуслях. В былине "Добрыня и Змей" мы видим его немного легкомысленным (не послушался он мудрого совета своей матушки), но в то же время, когда он видит перед собой реальную опасность, не пасует, а находит верный выход из положения.

Мы видим, как резко противопоставляются Добрыня и Змей. Во-первых, место, где каждый обитает. Добрыня живет в доме вместе с матерью, "честной вдовой". И в одиночестве, не считая маленьких змеенышей, которых постоянно топчет Добрыня, в норе глубокой обитает Змей. Во-вторых, жизненные установки обоих, их действия, поступки. Добрыня, когда гуляет на горе сорочинской, раз за разом освобождает "русских полонов" (пленников), Змей же неустанно приносит горе людям, пленяя их близких. В-третьих, это внешность обоих. Портрет Добрыни нам не дан (кстати, это одна из особенностей русского фольклора, дающая право слушателям песни самим догадываться и представлять себе внешность героя), но мы без труда представим себе могучего светловолосого мужчину в расцвете сил. А вот у Змея "двенадцать хоботов". Таким образом, добавляя биологически нерациональные лишние хоботы, народ, создатель былины, показал уродство Змея, отделил его от мира людского. И тогда борьба Добрыни со Змеем представляется нам не просто битвой, а войной мира людей с миром зла.

Тем не менее, ничто человеческое и Змею не чуждо. Иначе зачем бы он, рискуя собственной жизнью, хватал красну девицу "молоду Забаву дочь Потятичну", племянницу князя Владимира, и уносил к себе в нору? Ведь был же заключен с Добрыней договор, по которому Добрыня обязуется "не топтать больше младыих змеенышей, а не выручать полонов да русскиих", а Змей со своей стороны: «не летать да на святую Русь, не носить людей мне да русскиих, не копить мне полонов да русскиих".

Таким образом, перед нами не просто змей в привычном понимании этого слова, а некий нелюдь, умеющий летать, у которого 12 хоботов, приспособленных, судя по тексту для хватания: "В хобота возьму, Добрыня, в нору снесу". Этот Змей может вести открытый наземный бой, однако предпочитает нападать исподтишка и выбирает жертву значительно слабее себя, например, красну девицу.

Кстати, в былинах русского народа женщина не всегда слаба. Очень часто женщина несет в себе ту мудрость, которая так помогает богатырям одолеть врага. В нашей былине такая женщина - мать Добрыни. Еще в самом начале она уговаривала его не ходить на гору сорочинскую и не топтать змеенышей. Далее, по возвращении Добрыни с князева пира, проницательная женщина в ответ на рассказ сына ("А накинул службу да великую А то солнышко Владимир стольно-киевский") говорит: "Мудренее утро будет оно вечера". И, как всегда, оказывается права. И перед битвой, когда она дает Добрыне плеточку шелковую, она выступает в роли Великой Матери воина, которая знает, что бой может окончиться смертью Добрыни. А плеточка - не что иное, как материнский оберег, призванный помочь сыну.

Любовная тема, несмотря на присутствие красной девицы, в былине не раскрывается. Если сравнить английский "happy end" , то ту мы видим, что, освобождая Забаву, Добрыня не влюбляется в нее тут же, а просто доволен, что выполнил возложенную на него задачу: "А ты, молода Забава, дочь Потятична, - для тебя я эдак теперь странствовал - ты поедем-ко ко граду ко Киеву а й ко ласковому князю ко Владимиру". Для объяснения такой нетрадиционной, с точки зрения Голливуда, концовки существует несколько версий. Первая заключается в том, что богатыри русские по законам жанра не имели права связывать себя брачными узами, сродни украинским козакам (см. "Тарас Бульба"), боявшимся "обабиться" и позабыть о мужских радостях боя. А вторая - в классовых различиях. Добрыня - выходец из крестьян, а Забава - племянница самого Владимира, поэтому вполне вероятно, что ее выдадут замуж за боярина, князя.

Как нам известно, до крещения Руси народ поклонялся не одному Богу, а для каждого случая имел разных богов, и каждое божество отвечало за ту или иную часть людского бытия. С переходом всей Руси в христианство, идолы постепенно исчезли, хоть их смутные образы и можно еще разглядеть в "Слове о полку Игореве". И так же, как уходили языческие боги из русского фольклора, пришли "силы небесные". Это были святая троица и святые старцы (вспомним "Исцеление Ильи Муромца"). Мы видим, что по воле Божьей исцеляется Илья Муромец, становясь защитником русской земли, а раз его крестовый брат, Добрыня Никитич, оказался в сложной ситуации, то по логике вещей, в тяжелом, нескончаемом бою кто-то свыше должен ему помочь. Читаем:

Они дрались со Змеею тут трои сутки,

Но не мог Добрыня Змею перебить.

Хочет тут Добрыня от Змеи отстать -

Как с небес Добрыне ему глас гласит:

- Молодой Добрыня сын Никитинец!

Дрался со Змеею ты трои сутки,

Подерись со Змеей еще три часа:

Ты побьешь Змею да ю, проклятую!

Вот оно! "Глас гласит" уже отчаявшемуся победить Добрыне, что нужно еще потерпеть, приложить еще сил, и все получится.

В данном изложении можно понять, что поддержка "гласа с небес" была лишь моральной, а победил Добрыня благодаря своей силе и выносливости. Но эту былину пели не только певцы из крестьянства, но и слепцы-нищие, исполнители религиозных песен. Они вносили в былину некоторые свои изменения: богатырь побивает чудовище колпаком земли греческой, то есть головным убором паломников в Византию; другая версия: Добрыня слышит в бою глас с неба и волею высших судеб одолевает Змею. Все же версия о личном мужестве Добрыни, которую мы и рассматриваем, кажется более правдоподобной и более близкой простому человеку, вселяя в него веру не только в богатырей русских, но и в свои силы.

Рассматриваемая нами былина по композиции мало чем отличается от других: она построена по тому же принципу, позволяющему рассказчику наиболее точно обрисовать ситуацию (в зачине), далее развить действие и, в конце концов, закончить свой рассказ так называемым "исходом", то есть итогом: "И повез молоду Забаву дочь Потятичну".

И все же былина оставалась бы лишь скучным репортажем с места событий, если бы ее не украшали различные сравнения, метафоры, эпитеты. Присутствуют обязательные постоянные эпитеты: "добрый конь" - друг богатыря, без которого в бою тяжело, "солнышко Владимир стольно-киевский, дающий "порученьица, службу немалую". В описаниях природы мы встречаем: "гора высокая", "нора глубокая", "река быстрая" и т.д. И появлялись такие эпитеты в текстах не от бедности языка, а вероятно, оттого, что они придавали особую плавность и напевность такому величественному жанру, как героическая былина.

Завершая анализ текста, хотелось бы выразить свое восхищение перед тем, насколько было развито искусство слова на Руси, как тонко с помощью единственного слова, образа народ умел передать все тончайшие оттенки изображаемого, и благодарность тем людям, которые сумели увидеть великое искусство в народном творчестве.

Использование сравнительного анализа в былине «Добрыня и Змей» и современного блокбастера «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

Горбатенко М.В., учитель русского языка и литературы

Гимназия № 2, г. Нерюнгри

Талантливый русский народ еще в далеком прошлом внес в сокровищницу мировой культуры такие богатства, которые возбуждают в нас чувство национальной гордости. Таким богатством, оставленным нам нашими предками, являются и былины – особый вид древних русских народных эпических песен исторического содержания. Героические былины дошли к нам из глубины веков.

Уровень информатизации современного общества сейчас очень высок, оно всё больше обращается к научным и публицистическим изданиям, и если современное общество меньше уделяет внимание классике, то былина уже совсем забывается. В качестве возрождения русского фольклора используются разные способы, в том числе и современная мультипликация.

Вряд ли, найдется хоть один ребенок, который не любит смотреть мультики. Мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления. Современная киноиндустрия, как отечественная, так и зарубежная поражает своим разнообразием, в том числе и мультфильмами.

Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное средство. Герои с экранов активно воздействуют на детское воображение, демонстрируя, как следует себя вести в той или иной ситуации. Дети очень часто имитируют поведение и манеру речи мультяшных героев. Мультфильмы влияют на формирование личности ребенка.

Яркие, зрелищные, образные с одной стороны и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

В мультфильме Добрыня Никитич числится на службе Князя Киевского, как и полагается богатырям. Он честно и исправно исполняет свои обязанности, неукоснительно выполняя поручения Князя. Добрыня защищает Княжество Киевское, собирает дань с врагов и подчиненных княжеств, и вообще – делает все, чего требует служба богатыря земли Русской. Добрыня Никитич – состоявшийся семьянин – единственный мультипликационный герой такого плана, чья история не заканчивается в конце мультфильма шумной свадьбой. Добрыня уже много лет служит Князю Киевскому, не сомневаясь в обоснованности его поручений. Но очередная просьба Князя вынуждает Добрыню сомневаться в ее честности. Как истинный богатырь, Добрыня Никитич разрешает конфликт, несмотря на все препятствия, сложности и преграды. Добрыня терпеливо относится к своему назойливому и очень болтливому спутнику Елисею, обучая его премудростям богатырской науки.Добрыня – это колоритный, яркий и самый заметный персонаж мультфильма. Он воплощает в себе наиболее характерные черты собирательного образа богатыря. Он по определению несет в себе спокойствие, уверенность, мощь и разумную отвагу. Добрыня Никитич одновременно умеет быть и серьезным и забавным, он способен удивлять своей непосредственностью и искренностью, он восхищает как самый бесхитростный герой мультфильма. Даже в сложной и неоднозначной ситуации мультфильма, Добрыня Никитич остается все таким же честным и добрым богатырем, который сумеет найти правду и среди самых хитроумных махинаций и бесчестных ухищрений. В Добрыне Никитиче можно узнать черты всех известных русских богатырей – искренность, доброту, мужество, спокойствие, доблесть и, разумеется, безграничную отвагу. Сравнение сюжетов двух произведений.

Можно сделать вывод, что для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

В отличие от былины мультфильм сделан в стиле так называемой «пародии на сказку», родоначальником которого является «Шрек» и имеет все его характерные элементы:

Общий юмористический тон, Ироническое несоответствие некоторых персонажей и действий их сказочным «прототипам» (например, Змей Горыныч оказывается «хорошим парнем» и другом Добрыни).

Использование клише из популярных фильмов: Змей Горыныч уклоняется от Добрыни «Матрица»,

Колыван произносит фразу «А теперь — горбатый! Я сказал: горбатый!» «Место встречи изменить нельзя»

Фраза «В чём сила, брат?», которую произносит Добрыня, позаимствована из дилогии «Брат».

Фразы «Ну, что делать с ним будем?» и «Голову ему отрубить!» — иллюзия на роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Упоминания о вещах, характерных для нынешнего времени, и оттого комических (Добрыня: «Не знаешь, чего делать? Упал, отжался! Десять раз. Двадцать! Вернёмся, я тебя в дружину определю. Там тебя всему научат!» (Имеется в виду современная армия) или же

Колыван в обмен на услуги обещает Бабе Яге «Дачу под Киевом»).

Присутствует и герой из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей». Портрет Тугарина Змея висит на заднем плане на блокпосту басурманов в главной юрте хана Бекета.

Кроме того, Елисей проезжает Ростов (город Алёши Поповича), когда доставляет письмо к Добрыне. Также, свадебный стол в финальной сцене проходил именно через Ростов.

Статуэтка, которую хан Бекет берёт из оброка, — это символ премии «Оскар».

На вопрос «Почему интереснее смотреть мультфильм, чем читать былину?» респонденты дали следующие ответы:

Сложный текст для восприятия; при чтении былины сложно представить героев; былину не будешь самостоятельно читать;

Мультфильм смотреть интересно, много приколов; сразу видишь героев;

Мультфильм можно смотреть много раз самому.

1.На героев былины и мультфильма наложен отпечаток того времени, в которое они были созданы, что делает их отличными друг от друга.

2.Различна цель создания текстов. Былина «Добрыня и Змей» имеет познавательный характер. Блокбастер «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» -развлекательный характер.

3. Сюжет былины практически не совпадает с сюжетом мультфильма.

4.Данный богатырский блокбастер не доносит до современного зрителя идейного содержания былины «Добрыня и Змей».

5. В современной интерпретации данной былины наблюдается практически полное расхождение с былинным языком.

6. Персонажи в мультфильме трактуются совсем иначе, чем в древнерусской былине.

7. В мультфильм добавлены новые герои, что усложняет сюжет и изменяет взаимоотношения между персонажами.

Мы, русские люди, гордимся своей страной. Нам бесконечно дорого и близко наше настоящее, мы верим в светлое будущее, но ценим и чтим наше прошлое, которое надо помнить для того, чтобы учиться у него.

Мы считаем, что данный мультфильм смешной, интересный, но больше создан для взрослых, чем для детей. Сначала у детей должно сформироваться патриотическое мировоззрение благодаря русским былинам, а потом можно ради развлечения посмотреть мультипликационный фильм.

1. Ашурков В. Н. и другие. Историческое краеведение: Учебное пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов. – 2-е изд. — М.: Просвещение, 1980.

2. . Былины / Сост., вступ. ст., подгот. тектов и коммент. Ф.М. Селиванова. — М., 1988.

3. Новый справочник школьника. 5-11 класс. Универсальное пособие. Т.1. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2002.

5. Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990.

Читайте также: